Научная статья на тему 'Конкурентная среда как императив макроэкономической диверсификации'

Конкурентная среда как императив макроэкономической диверсификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMPETITIVE RELATIONS / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / MARKET ENVIRONMENT / МОНОПОЛИЗМ / MONOPOLISM / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX LOADING / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ФАС / FAS / ЕАЭС / EAEU / ВТО / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеченова В.В.

На основе анализа сложившейся диспропорции между добывающими и обрабатывающими секторами экономики исследуются основные предпосылки деформации конкурентной среды, ведущие к консервации негативной структуры ВВП. Рассмотрены масштабы и последствия неэффективного использования конкурентных преимуществ в условиях дифференциации мировых рынков, сформулированы подходы к решению проблем макроэкономической диверсификации путем корректировки промышленно-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ENVIRONMENT AS AN IMPERATIVE OF MACROECONOMIC DIVERSIFICATION

The main prerequisites of the competitive environment deformation, conducting to preservation of negative structure of gross domestic product are investigated on the basis of the analysis of the developed disproportion between extracting and processing sectors of the economy. The scope and consequences of inefficient use of competitive advantages in the conditions of the world markets differentiation are considered as well as the approaches to the solution of macroeconomic diversification problems by correction of industrial economic policy are formulated.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда как императив макроэкономической диверсификации»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2014

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

В.В. СЕЧЕНОВА кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА КАК ИМПЕРАТИВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

На основе анализа сложившейся диспропорции между добывающими и обрабатывающими секторами экономики исследуются основные предпосылки деформации конкурентной среды, ведущие к консервации негативной структуры ВВП. Рассмотрены масштабы и последствия неэффективного использования конкурентных преимуществ в условиях дифференциации мировых рынков, сформулированы подходы к решению проблем макроэкономической диверсификации путем корректировки промышленно-экономической политики.

Ключевые слова: конкурентные отношения, рыночная среда, монополизм, налоговая нагрузка, промышленная политика, ФАС, ЕАЭС, ВТО.

Е500, Е580, Е600, С380, Н250.

Наблюдаемое в последнее десятилетие нарастающее преимущество в развитии сырьевых отраслей на фоне общей ситуации в обрабатывающей промышленности привело сегодня к реальной угрозе обвала российской экономики как целостной функционирующей системы в силу потери драйвера экономического роста и неспособности регулятора вывести ее из системного кризиса методами ручного управления.

Преодоление сложившейся сырьевой ориентации российской экономики требует ее существенной диверсификации, создания реально действующей мотивационной базы для возникновения и развития эффективных бизнесов. При этом в качестве основы подобной мотива-ционной базы должны выступать конкуренция как условие непрерывного процесса экономической деятельности всех субъектов рынка, а также конкурентоспособность выпускаемой продукции как конечный результат и следствие качества институциональной среды в целом.

Приведенные данные (см. табл.) иллюстрируют тенденцию возрастающего превосходства сырьевого сектора над обрабатывающей про-

мышленностью за последние годы по объему основных фондов в 6,5 раз, по инвестициям - в 4,6 раза, по чистой прибыли - в 1,9 раза и амортизации - в 6,2 раза. Это свидетельствует об окончательном превращении российской экономики в сырьевую, не только по доходам и структуре ВВП, но и по экономическим условиям воспроизводства двух ведущих составляющих реального сектора.

Таблица

Динамика и соотношение основных экономических показателей по сырьевому сектору и обрабатывающей промышленности РФ, в млрд руб. в текущих ценах

Инвести-

Основные ции Чистая Аморти-

фонды в основные фонды прибыль зация

2005 2012 2005 2012 2005 2012 2005 2012

Опережение показате-

лей сырьевого сектора по сравнению с данными обрабатывающих 1,4 2,0 1,6 2,0 4,7* 3,1 1,6 2,3

производств, в разах

- абсолютное превышение 941 6120 256 1185 1082 2013 86 557

- рост превышения, в % 100,0 650,0 100,0 463,0 100,0 189,0 100,0 621,0

* Замедление по чистой прибыли произошло в связи с тем, что после 2005 г. снизились рентные доходы и увеличился НДПИ.

Показатели сырьевых отраслей включают производство кокса, нефтепродуктов и металлургии.

Источник: Расчет по данным Российского статистического ежегодника. М.: Росстат, 2013. С. 542, 545; Инвестиции в России. М.: Росстат, 2013. С. 172, 174.

В результате российская экономика больше не в состоянии воспроизводить себя из-за отсутствия в ней носителей качественной самоорганизации для эффективного товарного производства, основанного на учете не столько естественных, сколько приобретаемых конкурентных преимуществ. Низкая конкурентоспособность экономики связана с ущербной макроэкономической средой, что находит отражение в необоснованно гипертрофированной роли естественных монополий, противоречивой и неявной государственной промышленно-техниче-ской политике, а также в недоиспользовании преференций для социальной направленности экономики.

В качестве главных институциональных условий, препятствующих диверсификации экономики нашей страны, переливу капитала между сырьевым и обрабатывающим секторами следует рассматривать:

- госмонополизацию рынка углеводородного сырья как источника валютных доходов финансово-бюджетной системы и персональных доходов управленческой бюрократии;

- неэффективную налогово-финансовую систему, подавляющую рыночную предпринимательскую активность и не поддерживающую инновационную направленность инвестиционных вложений;

- недостаточное и нерезультативное использование сравнительных конкурентных преимуществ в условиях новой складывающейся дифференциации и интеграции мировых рынков и экономических союзов (ВТО, Таможенный союз, ЕАЭС, АТЭС, остановка с ОЭСР и др.);

- отсутствие патернализма отечественной продукции обрабатывающего сектора с учетом конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Сложившаяся гипертрофированная роль сырьевого сектора в большой мере связана с отсутствием целевой ориентации в деятельности госрегулятора. Так, Минфин РФ озабочен исключительно наполнением и балансированием бюджета, независимо от источников поступления доходов, Минэкономразвития и Минпром отвечают за темпы роста ВВП и осуществление технической политики, но не учитывают факторы реального спроса бизнеса. Для ЦБ РФ важны таргетирование инфляции и поступление валютной выручки с целью наполнения резервных фондов, даже при отказе поддержки курса национальной валюты. В свою очередь ФАС борется с конкретными, а не с системными нарушениями конкурентного рынка. Наконец, ФТС также ориентирован на получение доходов от своей внешнеэкономической деятельности в качестве источника собственного материального стимулирования.

В итоге, несмотря на все эти разрозненные управленческие направления, получаем главный результат - отсутствие сбалансированной макроэкономической динамики и деградацию внутриэкономического климата, деформированное рыночное пространство, плохо сопряженное как с условиями внешнего рынка, так и с объективными потребностями национальногобизнес-сообщества,имеющимсяобщественнымспросом.

Согласно показателям Федеральной таможенной службы, за I квартал 2014 г. основу российского экспорта составляла продукция ТЭК, на удельный вес которой приходилось 72,4% по сравнению с 72,6% за соответствующий период 2013 г., а в товарной структуре экспорта в страны СНГ ее доля составляла 47%. При этом доля газа в российском экспорте увеличилась на 0,3%, доля сырой нефти сократилась на 2,6%, а машин и оборудования сократилась на 0,9%1.

1 www.fas.gov.ru.

Уровень монополизации рынка нефти остается чрезвычайно высоким: пять нефтяных компаний ОАО «Газпромнефть», «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Сургутнефтегаз» (практически все за исключением «Лукойл» с госучастием) занимают доминирующее положение на внутреннем рынке сырой нефти, их суммарная доля превышает 70%2. Аналогичная ситуация характерна и для внешнего рынка. По данным РБК, доля Газпрома на рынках Европы в текущем году возросла до 30% против 25,4 % в 2013 г.

Несмотря на столь высокий уровень монополизации нефтегазовых отраслей с госучастием и рост их доходов, последние перестали покрывать текущие расходы бюджета и снижение абсолютных приростов налоговых поступлений от других отраслей. Причем доля налоговых поступлений от других отраслей за 2000-2012 гг. уменьшилась в два раза (с 78% до 40% ). Это свидетельствует о том, что государство продолжает политику покрытия бюджетных расходов за счет налогов нефтегазовых компаний.

По оценкам специалистов ОАО «Газпром», если рентабельность поставок газа на внутренний рынок в 2011 г. достигала 19,1%, то в 2012 г. в связи с ростом НДПИ упала до 4,8% и к 2016 г. она составит только 2,5-3%. Фактическая отчетная рентабельность активов по РСБУ в 2012 и 2013 гг. снизилась с 5,54% до 1,85%, а рентабельность собственного капитала упала с 7,06% до 2,37%3. О возможном снижении эффективности бизнеса концерна в перспективе предупреждают специалисты при оценке проекта экспорта газа в Европу через Северный поток, минуя Украину. За счет роста транзитного тарифа этот проект может оказаться для Газпрома вообще на грани рентабельности.

Кроме того, замедленная приватизация 19% «Роснефти», чистая прибыль которой по РСБУ в 2013 г. также упала в 2 раза, не позволит получить в 2013-2016 гг. запланированные дополнительные доходы для бюджета, а главное, изменить макроэкономическую конкурентную среду в ТЭК.

Монопольная деятельность в условиях рыночной экономики сама по себе подлежит противодействию со стороны регулятора в любых юрисдикциях, а в РФ согласно закону «О защите конкуренции» (от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Однако при доминировании госмонопольных структур чиновники, входящие в топ-менеджмент крупных корпораций в качестве представителей государства, образуют как бы легальную среду для коррупции, используя закрытую инсайдерскую информацию и перекрывая дорогу конкурентным преимуществам реально эффективного менеджмента.

2 www.gks.ru/bgd/free/b04_03/fss; www.exe/Stg/d03/101.htm.

3 files.v-vybor.com/files/otchety/27/-1-213pdf.

Следует также отметить, что важнейшей причиной «умирания» обрабатывающей промышленности и подъема сырьевой составляющей является чрезвычайно неэффективная для необходимого структурного маневра ВВП и бьющая по интересам бизнеса налогово-финансовая система. Это проявляется не только в «нейтральности» налогообложения для всех отраслей реального сектора, но и в заниженном вкладе в объем налоговых отчислений потребительского сектора по сравнению с непроизводственным сектором (доля НДФЛ). Очевидно, что для ликвидации перекоса в развитии экономики в сторону сырьевых отраслей их налоговая нагрузка должна быть выше, чем в обрабатывающих не только по конкретным ставкам и видам налогов (НДПИ, НДС, налогу на прибыль, страховым взносам), но и по налогооблагаемой базе.

Поскольку налогооблагаемая база в добывающих отраслях и ТЭК за счет амортизационных отчислений сокращается сильнее, чем в обрабатывающих, а доля заработной платы в материальных издержках почти двукратно ниже, то рентабельность в обрабатывающих отраслях должна быть как минимум в 1,5-2,0 раза выше по сравнению с сырьевыми. Сегодняшняя картина прямо противоположна. Обрабатывающие отрасли в 2012 г. имели рентабельность по затратам 7% против 28% в сырьевом секторе и активам соответственно 4,1% против 11,4%4.

Глобальный маневр налоговой системы для выравнивания налогового давления на сырьевой и обрабатывающий сектора экономики, по предложениям бизнес-сообщества, должен содержать:

- выраженную дифференциацию налоговых ставок по секторам за счет повышения страховых платежей с заработной платы добывающему сектору и с пропорциональным понижением этого показателя для обрабатывающей промышленности;

- снижение НДС (вплоть до обнуления) в обрабатывающем производстве инновационной направленности, введение налоговых каникул не повременно, а в зависимости от доли продукции, обладающей рыночной конкурентоспособностью и идущей на экспорт.

Необходимость общего снижения налогового бремени на производителя не решается простым упорядочением предоставления налоговых льгот и преференций для различных производств и секторов экономики. Необходима коренная переориентация всей налоговой политики от ее первоочередной фискальной направленности на ощутимое для бизнеса стимулирование экономической активности с акцентом на инновационную составляющую. По оценкам экспертного сообщества, совокупная действующая налоговая нагрузка на бизнес в РФ сейчас достигает 70-75% против 40-45% в США и западных экономиках.

4 Российский статистический ежегодник. М., Росстат, 2013. С. 552-553.

В соответствии с оценкой Всемирного банка, она находится в пределах 50,7%, что в 1,5 раза превышает официальные оценки (33-35%), а без учета нефтегазового сектора - 24,3%5, что выше чем в Канаде, Великобритании, Новой Зеландии, Швейцарии и др. Как показывает зарубежная практика, высокие ставки препятствуют наполнению бюджетов и, напротив, стимулируют уход от налогов. Налоговые нагрузки на бизнес в РФ выше, чем в Китае, Канаде, Германии, в результате чего производство выгоднее размещать там, что мешает стимулировать российский несырьевой экспорт.

Конкретные предложения экспертного сообщества, сформулированные на Московском экономическом форуме (МЭФ-14), по стимулированию развития обрабатывающих отраслей сводятся к необходимости обнуления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциза для внутреннего рынка, а выпадающие доходы бюджета предлагается компенсировать ростом экспортных пошлин на сырьевые ресурсы. Целесообразно использовать опыт Китая по возврату НДС на сырье, где при вывозе грубого сырья без переработки НДС совсем не возвращается, а для продуктов переработки возвращается с определенным коэффициентом, причем подобная мера не противоречит регламентам ВТО6.

Не секрет, что высокая фискальная нагрузка на бизнес порождает уход от налогов и является причиной бегства капиталов в офшоры, борьба с которым не может основываться исключительно на административно-законодательных мерах, которые, в частности, сводятся к принудительному требованию смены юрисдикции для сырьевых корпораций, что явно нарушает принципы рыночной конкуренции. Комплексное решение проблемы связано с повышением конкурентоспособности отечественного банковско-финансового сектора, фондового рынка, обеспечением прозрачности финансовых потоков и правовой защиты собственности.

Одним их препятствий для структурного маневра выступает своего рода конкуренция между госорганами за степень влияния на тот или иной сектор рынка, итоги которой часто отражают не качество оценки реальных экономических условий и достоверность макропрогнозов, а сиюминутные потребности политической системы. Например, характер и объем налоговой нагрузки на бизнес, доходы физических и юридических лиц находятся в компетенции как Минэкономразвития, так и Минфина РФ. Однако финансовая направленность политики Минфина РФ явно перевешивает роль налоговой системы как регулятора

5 great-income.ru/nalogovaya-nagruzka па rossislrj-Ыznes.

6 me-forum/media/news/2709.

экономики рыночного хозяйства, в том числе хозяйственной деятельности добывающих и обрабатывающих отраслей.

Замечание М. Портера, что «конкуренция лежит в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше простого противоборства сил в отдельно взятой отрасли» [1, с. 43], подчеркивает те аспекты международной конкуренции, где главными действующими лицами являются не промышленные корпорации или банки (как хозяйствующие субъекты), а государства. Подобное соревнование разворачивается на глобальном уровне по определенным правилам, подкрепленным многосторонними международными договорами о свободной торговле. Эта деятельность включает разработку планов оперативных мероприятий, мер по нетарифным барьерам, по контролю за технологиями, использованию международных нормативно-правовых документов в свою пользу с целью импорта зарубежной технологии и развития собственного научно-технического потенциала. Важной формой повышения конкурентоспособности России на мировом рынке становится ее участие в межгосударственных объединениях разной степени и глубины интеграции.

Для реализации структурного сдвига экономики в условиях финансово-экономического кризиса необходимо искать новые возможности для экспорта продукции обрабатывающих отраслей реального сектора. Однако в настоящее время российский бизнес вынужден чаще экспортировать не товары, а капитал.

Недостаточно глубокий учет конъюнктуры внешнего рынка оказывает сильное влияние на конкурентоспособность российского сырьевого и обрабатывающего секторов. Так, в связи с устойчивым трендом роста цен на энергоносители, США своевременно переориентировались на получение газа из сланцев и с 2012 г. из импортера превратились в экспортера газа. При этом, по оценке Института проблем естественных монополий, цены на российские энергоносители и газ превышают американские на 35% .

Следует отметить, что условиями создаваемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусмотрено принятие единого антимонопольного законодательства. Это должно гарантировать равные конкурентные возможности для стран-участниц, что может оказать положительное влияние на структуру ВВП по соотношению добывающих и обрабатывающих секторов. В то же время существует реальная угроза для российской экономики ввиду неравной конкуренции между Таможенным союзом, Евразийской интеграцией и ВТО, обусловленная отсутствием опыта в разработке регулирующей нормативной базы новых интеграционных образований. Однако это не означает, что необходимо разорвать такие экономические связи. Более целесообразно использовать гибкую политику отстаивания национальных

интересов мерами защиты отечественных производителей, создавая условия для повышения эффективности и конкурентоспособности их бизнеса, доступа на более широкие рынки, юридической защиты от давления нелегитимных проявлений конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Реализуя структурные преобразования, государство может прибегать к нетарифным мерам воздействия через кредитно-денежную политику, применение экологических и технических стандартов, политическую поддержку экспортеров, соблюдая правила договоров об участии в экономическом пространстве.

В отношении ВТО необходимо отстаивать более справедливые условия для РФ, основываясь на опыте других стран. Для этого недостаточно усилий профильно-адресных ведомств, курирующих внешнеэкономическую деятельность. Следует заранее оценивать последствия предпринимаемых шагов по изменению бизнес-климата для отечественных товаропроизводителей, учитывая их компетенции и требования.

При этом государство плохо поддерживает экспорт отечественных машиностроителей, продукция которых пока вполне конкурентоспособна: комбайны, обрабатывающие центры, турбины, самолеты и др. Например, зерновые комбайны «Ростсельмаша» экспортируются по кредитным условиям под 15-18% годовых с предоплатой, а аналогичные немецкие кредитуют потребителя на 10 лет под 4% годовых. По данным Минэкономразвития государственная кредитная поддержка несырьевого экспорта покрывает сегодня лишь 0,1-0,2% его объема.

Мировая практика выделяет следующие направления поддержки отечественных экспортеров: экспортное кредитование, прямое субсидирование, тарифные и нетарифные меры регулирования, политическую поддержку как тактику лоббирования и введения ответных ограничений. Относительно продукции сырьевых отраслей и, прежде всего ТЭК, этот перечень реализуется почти в полном объеме. Кредиты для российских госкорпораций ТЭК вполне доступны заемщикам не только у крупнейших госбанков, но и у собственных дочерних банков, создаваемых непосредственно для поддержки профильной деятельности концернов (Газпром, Газпромбанк), а также на открытом финансовом рынке под льготные ставки и гарантии государства. При этом тарифные и нетарифные меры регулирования часто напрямую связаны с изменением политической обстановки, а возникающие долговые обязательства погашаются прямым выкупом на основе приватизации или долгосрочным кредитованием.

Что же касается господдержки отраслей обрабатывающей промышленности, то здесь картина прямо противоположная. Техника, произведенная за рубежом, более конкурентоспособна на рынке (по сравнению с аналогичной отечественной) за счет возврата НДС (18%)

при ее экспорте. При этом существующая у нас система субсидирования процентных ставок по кредитам для потребителя распространяется не только на отечественную, но и на импортную технику, что значительно снижает конкурентоспособность российского производителя. Следует отметить, что на западном рынке эта льгота действует только в отношении собственной продукции.

Анализируя все вышесказанное, можно выделить следующие ключевые проблемы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции всего реального сектора:

• на рынке товаров и услуг:

- цены естественных монополий, базирующиеся на непрозрачности затрат и не отражающие соотношение спроса и предложения на внешнем и внутреннем рынках, раскручивают инфляционную спираль (добыча углеводородного сырья, ВПК, услуги РЖД, ЖКХ). С 1992 г. по 2013 г. тарифы на коммунальные услуги выросли в 24000 раз, а индекс инфляции составил 1000 раз, т.е. тарифы росли в 24 раза быстрее, чем цены7;

- немотивированное создание посреднических структур, в том числе внутрикорпоративных, позволяющих укрывать прибыль и реальную эффективность бизнеса;

- конкурентные условия как для первоначального создания бизнеса, так и для его развития напрямую зависят не от требований рынка, а от близости к административным структурам власти, усиливая ее коррупционность (картельные сговоры и договорные цены на рынке лекарственных препаратов, страхования автомобилей и др.);

- сращивание бизнеса и власти деформирует конкурентную среду как в крупных, так и в мелких компаниях. Необходимы специальные программы развития конкуренции на рынках высокой концентрации;

- блокировка доступа малого бизнеса к инфраструктуре, так как сохраняются административные барьеры входа на рынок;

• на рынке потребительских услуг:

- практическое отсутствие конкуренции на рынке ЖКХ обостряет социальную ситуацию из-за формального преобразования прежних ДЭЗов в коммерческие структуры и несогласованности юридической базы правоприменительных документов объектов различных форм собственности;

- целесообразно усилить госрегулирование рыночных цен на товары первой необходимости, обеспечивающие прожиточный

7 http://www.dmitrieva.org/id667/printversion.

минимум по регионам, с изменением действующей методики определения последнего;

• на финансовом рынке:

- монополизация внутреннего финансового рынка пулом Госбанков (Сбербанк, ВТБ-24) снижает качество финансовых услуг для бизнеса и населения. Кредитные ставки для бизнеса в обрабатывающих отраслях запредельно высоки и на межбанковском рынке достигают 15-18% годовых, что в 4-6 раз выше чем на Западе. При низком уровне рентабельности это делает недоступным кредитные ресурсы для модернизации и развития обрабатывающих отраслей промышленности;

- автаркия и ограждение финансового сектора от конкуренции на внешнем рынке способствует оттоку капитала и поискам инвестиций бизнесом в иностранных банках. В 2013 г. из России, по данным платежного баланса Банка России, утекло свыше 62,7 млрд долл. компаний и банков, в I квартале 2014 г. по оценке МЭР, -порядка 60 млрд долл., а по итогам года - 100 млрд долл.8;

- до последнего времени недостаточная активность Банка России в сфере пруденциального надзора за коммерческими банками способствовала криминализации банковского сектора, не обеспечивала эффективного регулирования банковской сферы в части анализа достоверности отчетных балансовых данных. При этом утвержден список 25 «системно значимых банков», банкротство которых нельзя допустить (в их числе Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Банк Возрождения, Глобэкс Банк и др., совокупные активы которых составляют около 70% общего объема активов банковской системы страны и занимают более % всего российского рынка межбанковского кредитования), что фактически означает недобросовестную конкуренцию;

- медленный переход всего бизнеса на требования МСФО объективно затрудняет контроль за его конкурентоспособностью на мировом рынке. По оценкам экспертов, в РФ занято 1,5 млн бухгалтеров, а необходимо - максимально 200 тыс. человек9;

• на рынке труда:

- спрос на занятость как со стороны бизнеса, так и государства не совпадает со структурой населения и качеством рабочей силы (моногорода, миграционная занятость и др.);

- повышенный спрос со стороны бизнеса на неквалифицированный труд в сфере строительства, ЖКХ и торговли удовлетворяется в основном за счет мигрантов, отражает ущербную структуру

8 Vestifinance.ru>все статьи>41082.

9 ЬаЬкт - k.livejoumal.com 1.

реального сектора (в частных ЧОПах занято 1,5 млн охранников, что фактически отражает скрытую безработицу);

- сохраняющийся отток высококвалифицированных кадров за рубеж свидетельствует о том, что поле конкуренции для этого уровня занятости в России пока не складывается;

- повышенная конкуренция на занятость в органах власти определяется исключительно размером оплаты труда и носит специфический характер, зависящий от личных отношений, что никак не повышает качества госуслуг.

В итоге следует констатировать, что специфика сформировавшейся конкурентной среды российской экономики, определяющая деформацию структуры реального сектора, характеризуется доминированием внеэкономических способов и средств конкурентной борьбы, искажением рыночной мотивации, снижением качества продукции при одновременном завышении цен, нарушением прав этики и правоприменения. Только создание эффективной конкурентной среды способно гарантировать адекватную рыночную структуру экономики и поддерживать постоянные условия ее роста, саморазвития и конкурентоспособности для осуществления структурного маневра ВВП.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.

2. Бабкин К. Разумная промышленная политика или как нам выйти из кризиса. М., 2008.

V. SECHENOVA

PhD in economics, leading research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia vera@inecon.ru

COMPETITIVE ENVIRONMENT AS AN IMPERATIVE OF MACROECONOMIC DIVERSIFICATION

The main prerequisites of the competitive environment deformation, conducting to preservation of negative structure of gross domestic product are investigated on the basis of the analysis of the developed disproportion between extracting and processing sectors of the economy. The scope and consequences of inefficient use of competitive advantages in the conditions of the world markets differentiation are considered as well as the approaches to the solution of macroeconomic diversification problems by correction of industrial economic policy are formulated.

Keywords: competitive relations, market environment, monopolism, tax loading, industrial policy, FAS, EAEU, WTO.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL: E500, E580, E600, G380, H250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.