Научная статья на тему 'Конкурентная позиция российской нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности'

Конкурентная позиция российской нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

В статье дается оценка конкурентной позиции, отмечается специфика и конкурентные преимущества нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей российской экономики, оцениваются различные продуктовые направления отрасли по степени их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive position of oil-processing and petrochemical branches of Russian economy

The article evaluates competitive position, records specific character and competitive advantages of oil-processing and petrochemical branches of Russian economy, evaluates competitiveness of different petrochemical products.

Текст научной работы на тему «Конкурентная позиция российской нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 3. С. 48-53.

УДК 339:339.924

КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

COMPETITIVE POSITION OF OIL-PROCESSING AND PETROCHEMICAL BRANCHES OF RUSSIAN ECONOMY

А.Л. Карпов A.L. Karpov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье дается оценка конкурентной позиции, отмечается специфика и конкурентные преимущества нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей российской экономики, оцениваются различные продуктовые направления отрасли по степени их конкурентоспособности.

The article evaluates competitive position, records specific character and competitive advantages of oil-processing and petrochemical branches of Russian economy, evaluates competitiveness of different petrochemical products.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество.

Key words: Competition, Competitiveness of an enterprise, Competitive advantage.

Химическая отрасль является одной из ключевых отраслей промышленности не только в России, но и во всей мировой экономике. Потребителями продукции химического комплекса являются практически все отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг и торговля. Спрос на продукты химической отрасли является преимущественно производным от динамики развития и тенденций изменения спроса вышеперечисленных отраслей.

Нефтепереработка и нефтехимия включают в себя сложный комплекс производств, обеспечивающих выпуск разнообразных продуктов, получаемых из одного вида сырья - нефти. На формирование себестоимости химических продуктов оказывают влияние следующие технологические особенности процессов переработки, их организации и характер самой продукции:

1) производство различных нефтепродуктов осуществляется в обособленных, но, как правило, взаимосвязанных технологических процессах (установках);

2) подготовка нефти к переработке требует дополнительных затрат, они связаны с удалением из нее воды и обессоливанием. Механические примеси и соль нарушают и удоро-

© Карпов А.Л., 2010

жают производство, способствуют коррозии оборудования и аппаратуры, сокращают срок их службы и, как следствие, возрастают расходы на ремонт [1, с. 56];

3) для технологических процессов нефтепереработки характерно наличие четко выраженных стадий (переделов);

4) значительная часть процессов нефтепереработки относится к комплексным, в которых на одних и тех же установках в едином технологическом процессе из одного или нескольких видов сырья получают одновременно несколько основных (целевых) и попутных (побочных) нефтепродуктов;

5) получаемые на отдельных технологических установках основные и попутные нефтепродукты подвергаются дальнейшей переработке на данном предприятии, реализуются на сторону или направляются для смешения (компаундирования) и получения товарных нефтепродуктов;

6) в нефтепереработке наибольший удельный вес в структуре затрат на производство занимают сырье и основные материалы 50-85 % [2, с. 250]. В технологических процессах нефтепереработки потребляются большие количества сырья, материалов, топлива и энергии.

Наиболее высоки они в процессах первичной переработки, во вторичных процессах возрас-

тают затраты на катализатор, энергию, амортизацию;

7) производственным процессам нефтепереработки свойственна непрерывность и непродолжительность, стабильность размера незавершенного производства;

8) основной производственный процесс переработки нефти и получение нефтепродуктов осуществляется в аппаратах непрерывного действия. Производственный процесс почти полностью механизирован и автоматизирован. Этим объясняется сравнительно невысокий удельный вес заработной платы в общей структуре затрат на производство [3, с. 251];

9) для производственной структуры нефтеперерабатывающих предприятий до последнего времени характерно наличие обширного по составу вспомогательного производства, отличающегося большой сложностью.

Вышеуказанные особенности нефтеперерабатывающего производства обусловливают

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

Рис. 1. Объемы выпуска химической продукции в 2006-2008 гг. в ведущих странах мира, млрд дол. [4, с. 153]

США Китай Германия Франция Канада Россия

необходимость формирования себестоимости получаемых нефтепродуктов по каждой установке в порядке последовательности технологического процесса, т. е. по переделам. Затраты всех общепроизводственных и общехозяйственных производств распределяются между целевыми продуктами. Себестоимость товарных нефтепродуктов определяется на основе количества и себестоимости отдельных компонентов (полуфабрикатов), взятых на смешение (компаундирование), и от оценки получаемых побочных продуктов в зависимости от их качества и характера использования.

В настоящее время российские предприятия производят около 1,1 % мирового объема химической продукции. По общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады (рис. 1).

Если рассматривать российскую нефтехимическую промышленность с точки зрения наличия общих конкурентных преимуществ, то конкурентоспособность ее должна быть довольно высокой. Здесь можно выделить как минимум две составляющие конкурентного преимущества. Во-первых, Россия располагает огромными ресурсами нефтегазового сырья, что является основой потенциальной независимости от внешних ресурсов и, как следствие, устойчивости отрасли. Во-вторых, в России ряд затратных параметров существенно ниже, чем странах Евросоюза, Северной Америки и некоторых стран Азии (таких, например, как Япо-

ния или Южная Корея). К таким затратным факторам можно отнести уровень оплаты труда, нормативные штрафы за выброс загрязняющих веществ, стоимость сырья и тарифы на различные виды энергии. По затратным параметрам российская экономика конечно проигрывает Китаю и некоторым странам ЮгоВосточной Азии, но даже одного преимущества в обеспеченности ресурсами формально достаточно, чтобы опережать и эти страны в развитии нефтехимии и нефтепереработки.

Тем не менее в данном случае, как и в других, неоднократно подтверждается один из ключевых тезисов теории конкурентных пре-

имуществ: одного наличия преимуществ по общим факторам для эффективного развития отрасли в рамках данного региона или страны недостаточно. В сложных отраслях, составляющих основу развития любой экономики, необходимо создание специфических факторов и условий, без которых достижение конкурентоспособности невозможно [5, с. 181-183]. В рассматриваемой российской отрасли нефтехимии вышеперечисленных базовых преимуществ также оказалось недостаточно.

Рассмотрим конкретные виды химической продукции с точки зрения оценки их конкурентоспособности на мировом рынке. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что российская химическая промышленность давно разделилась на две части. Одна ее часть - это конкурентоспособные и экспортоориентированные отрасли, вторая часть - это конкурентно-слабые и работающие по большей части на внутренний рынок отрасли. К первой группе конкурентоспособных химических отраслей можно отнести прежде всего ту часть химической промышленности, которая занимается переработкой природного газа. Это производители минеральных удобрений и предприятия, перерабатывающие природный газ в метанол. Можно еще отметить некоторые продукты нефтехимии (например, производство каучуков), которые также имеют устойчивые конкурент-

ные позиции на мировых рынках. Ко второй группе российских химических отраслей со слабой конкурентной позицией можно отнести большую часть отраслей нефтехимии.

Товарная номенклатура экспорта химического комплекса представлена главным образом продукцией низкой и средней степени технологического передела. Лидирующими позициями экспорта традиционно являются минеральные удобрения и синтетические каучуки (30-35 и 9-10 % валютных поступлений соответственно). Важными статьями являются также метанол, аммиак, капролактам, некоторые крупнотоннажные пластмассы. Все это продукция с низким уровнем добавленной стоимости, востребованная для дальнейшего передела в продукцию.

Однако сам факт значительной доли продукта в экспорте страны нельзя считать достаточным, чтобы считать его конкурентоспособным. Во-первых, потому что конкурентоспособные продукты могут занимать небольшую долю в экспорте в силу своей несопоставимости с крупнотоннажными продуктами. Во-вторых, в качестве критерия международной конкурентоспособности можно рассматривать положительный торговый баланс отрасли. Конкурентоспособность отрасли минеральных удобрений, синтетических каучуков подтверждается и расчетами чистого экспорта (таблица 1).

Таблица 1

Конкурентоспособные экспортные продукты химической промышленности [7, с. 772]

Показатели Экспорт Импорт Чистый экспорт

стоимость, млн дол. США стоимость, млн дол. США стоимость, млн дол. США

2000 2005 2006 2007 2000 2005 2006 2007 2000 2005 2006 2007

Продукты неорганической химии 2178 3739 4484 5103 1437 1981 2481 2911 741 1758 2003 2192

в том числе аммиак безводный, тыс. т 0,7 630 707 696 0 0 0,1 0 0,7 630 706,9 696

Органические химические соединения 202 2812 3219 3913 46,5 760 921 1236 155,5 2052 2298 2677

в том числе углеводороды и их производные, тыс. т 432 901 1030 1237 18 65,1 92,6 86,8 414 835,9 937,4 1150

Каучук синтетический, тыс. т 331 1037 1256 1425 33,2 64 75,2 95,7 297,8 973 1180 1329

Удобрения минеральные азотные, тыс. т 542 1416 1533 1987 18,2 18,1 15,2 7 523,8 1397,9 1517 1980

Удобрения минеральные калийные, тыс. т 407 1189 1208 1682 0,4 5 8 8 406,6 1184 1200 1674

Удобрения минеральные смешанные, тыс. т 644 1288 1422 2057 2,4 8,7 11,1 13,7 641,6 1279,3 1410 2043

На отдельных мировых товарных рынках Россия занимает существенное или даже доминирующее положение: в 2005 г. на мировом рынке аммиачной селитры доля российской продукции составила почти 40 %, калийных удобрений - 20 %, карбамида - 17,5 %, аммиака - 16,5 % [6].

Однако происходящие в настоящее время структурные изменения на мировом рынке химической продукции, которые связаны прежде всего с появлением новых сильных игроков на традиционных рынках сбыта российской продукции, усложняют позиции российских компаний в борьбе за рынки сбыта. Здесь можно выделить два основных направления конкурентного давления.

Во-первых, основными конкурентами российских экспортеров азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола, мо-ноэтиленгликоля и др. в ближайшее время станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки (Саудовской Аравии, Катара, Омана, Египта), где цены на природный газ ниже, чем в России.

Во-вторых, Китай интенсивно развивает собственное производство химической и нефтехимической продукции (азотных удобрений, фосфорных удобрений, ПВХ и др.), ранее закупаемой в России.

Основными региональными рынками сбыта российской химической и нефтехимической продукции являются рынки стран ЕС (в 2006 г. экспорт в эти страны составил 32,5 % от общего экспорта химической отрасли), СНГ (24,2 %) и Азиатско-Тихоокеанского региона (20,4 %). Особо можно отметить долю государств СНГ: в российском экспорте химической и нефте-

химической продукции она составляет 2224 %, в импорте - 14-15 % [6]. Именно страны СНГ являются основными покупателями химической продукции более глубоких переделов, что также не характеризует ее как высококонкурентоспособную. Если торговые отношения отрасли ограничены исключительно соседними странами, то это означает, что конкурентное преимущество данной страны в международных масштабах незначительно и торговые отношения отражают исключительно географическую близость. В экспорте химической и нефтехимической продукции в СНГ крупнейшими позициями являются автомобильные шины, изделия из пластмасс, синтетический каучук, сода каустическая.

В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна и в ней устойчиво занимают основное место высокотехнологичные товары более глубоких переделов. Ключевыми импортируемыми позициями являются изделия из пластмасс, автомобильные шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические и резиновые изделия, катализаторы, пластификаторы, т. е. товары с высокой добавленной стоимостью.

Отрицательный торговый баланс во внешней торговле по продукции химической промышленности подтверждает неконкурентоспо-собность отраслей глубоких переделов. Общая картина внешней торговли продукцией химической промышленности показывает, что из России вывозится продукция сырьевого назначения, которая за рубежом перерабатывается и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью возвращается на российский рынок (таблица 2).

Таблица 2

Неконкурентоспособные продукты химической промышленности с отрицательным торговым балансом [7, с. 772]

Вид продукта Экспорт Импорт Чистый экспорт

стоимость, млн дол. США стоимость, млн дол. США стоимость, млн дол. США

2000 2005 2006 2007 2000 2005 2006 2007 2000 2005 2006 2007

Лаки и краски, тыс. т 55,9 85,8 101 123 175 378 527 708 -119,1 -292,2 -426 -585

Эфирные масла и резиноиды, парфюмерные, косметические или туалетные средства 82,7 185 235 305 359 1457 1827 2547 -276,3 -1272 -1592 -2242

Инсектициды, фунгициды, гербициды, тыс. т 17,5 32,6 56 79 103 196 179 338 -85,5 -163,4 -123 -259

Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них 789 961 1184 1716 949 3763 5252 7123 -160 -2802 -4068 -5407

Шины пневматические резиновые, тыс. шт. 200 447 540 692 251 580 823 1191 -51 -133 -283 -499

Лекарственные средства 103 162 188 246 1150 3865 5331 5550 -1047 -3703 -5143 -5304

Следует отметить, что экспортировать некоторые продукты нефтехимической отрасли в отличие от сырья оказывается невыгодно, так как экспортные пошлины для нефтепродуктов

настолько высоки, что фактически ограничивают рынки сбыта продукции российских предприятий только внутренним рынком (таблица 3).

Таблица 3

Тарифы-ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и некоторые нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе, 2009 г. [8]

Код ТН ВЭД России Наименование позиции Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)

2709 00 Нефть сырая 152,8 доллара США

2710 11 -2710 19 490 0 Легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли 115,2 доллара США

2710 19 510 0 -2710 99 000 0 Топлива жидкие, масла, отработанные нефтепродукты 62,1 доллара США

2711 12 -2711 19 000 0 Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы 0

2712 Вазелин нефтяной, минеральные воски и аналогичные продукты 62,1 доллара США

2713 Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород 62,1 доллара США

2902 20 000 0 -2902 43 000 0 Бензол, толуол, ксилолы 115,2 доллара США

Более того, загружать нефтехимические и нефтеперерабатывающие предприятия под экспортные поставки в большинстве случаев нецелесообразно, так как продукция российских предприятий не соответствует экологическим стандартам, принятым в странах-импортерах нефтепродуктов, а транспортировка их из дальних регионов слишком дорога.

Однако положение крупнотоннажных видов нефтехимической продукции можно рассматривать просто как слабую конкурентную позицию. Положение многих видов малотоннажной нефтехимии можно оценивать как критическое. В настоящее время в России прекращено производство некоторых видов полимерных материалов (полиимиды, поликарбонаты), каучуков специального назначения, клеев, герметиков и т. д. Под угрозой закрытия находится производство всех углеродных материалов, необходимых для изготовления конструкцион-

ных теплостойких и эрозионностойких композиционных материалов, используемых в современной авиационной и ракетно-космической технике, атомной промышленности. В критическом положении находятся более 42 % малотоннажных производств, в том числе углеродные, борные, карбидокремниевые волокна; теплостойкие органические стекла; термостойкие кремнийорганические и элементоорганические олигомеры; наполнители, пигменты и т. д. [6] Такое положение можно охарактеризовать как кризис конкурентного пространства, который охватил большинство специфических и малотоннажных продуктов нефтехимической промышленности.

Обобщая проведенный анализ конкурентоспособности российской химической промышленности можно распределить продукцию отрасли в соответствии с занимаемой конкурентной позицией (рис. 2). [9]

2. Конкурентно неустойчивая позиция отрасли: пластмассы и синтетические смолы, резинотехнические и резиновые изделия, шины, лакокрасочные материалы, синтетические моющие средства 1. Конкурентоспособные отрасли: продукты переработки природного газа (минеральные удобрения, метанол), синтетические каучуки

4. Кризис конкурентного пространства отрасли: специальные и малотоннажные продукты нефтехимической промышленности 3. Конкурентно неэффективная позиция отрасли: химические волокна и нити, эфирные масла, парфюмерные, косметические или туалетные средства, фармацевтические препараты

Рис. 2. Конкурентная позиция отраслей российской химической промышленности

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ российская нефтехимическая промышленность имеет ряд общих конкурентных преимуществ. Во-первых, Россия располагает огромными ресурсами нефтегазового сырья, что является основой потенциальной независимости от внешних ресурсов и, как следствие, устойчивости отрасли. Во-вторых, в России ряд затратных параметров существенно ниже, чем в других странах;

^ российская химическая промышленность давно разделилась на две части. Одна ее часть - это конкурентоспособные и экспортоориентированные отрасли, вторая часть - это конкурентно слабые и работающие по большей части на внутренний рынок отрасли. К первой группе конкурентоспособных химических отраслей можно отнести прежде всего ту часть химической промышленности, которая занимается переработкой природного газа, а также производство синтетических каучуков. Ко второй группе российских химических отраслей со слабой конкурентной позицией можно отнести большую часть отраслей нефтехимии.

1. Отраслевая инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих предприятиях Миннефтехимпрома СССР. - М.: Типография Салаватского ордена Ленина неф-текомбината, 1971. - 155 с.

2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с.

3. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях (объединениях) нефтеперерабатывающей промышленности / Ю.М. Малышев, А.Ф. Брюгеман, А.Ф. Зимин и др. - М.: Химия, 1990. - 368 с.

4. Современное состояние нефтяной промышленности России и ведущих стран мира: аналитико-конъюнктурный справочник. - М.: ГП «ЦДУ ТЭК», 2009. - 256 с.

5. Портер М. Конкуренция. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. - 496 с.

6. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г. // Сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. -URL: http: //www .minprom .gov. ru/activity/chem/ strateg/0

7. Российский статистический ежегодник, 2008: Стат. сб. - М.: Росстат, 2008. - 847 с.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 447 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9. Используется подход, описанный в статье: Карпов А.Л. Кризис конкурентного пространства предприятия / Известия ИГЭА (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - № 1. - С. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.