Научная статья на тему 'КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИСАМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РФ'

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИСАМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко К. Е., Угрюмов Р. Ш., Коваленко Н. Е.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования института самозанятых граждан сточки зрения критериев предпринимательской и профессиональной деятельности. В рамкахпроведенного анализа законодательства и доктринальных источников была разработана памятка поорганизации деятельности самозанятых граждан в РФ. В данном исследовании основной упор делаетсяна теоретических, доктринальных аспектах в рассмотрение поставленных задач, однако с цельюосвещения прикладного характера рассказано о процедуре легализации деятельности самозанятыхграждан, т.е. сделана пошаговая инструкция, которая будет полезна не только юристам, но и обычнымгражданам. В качестве практического материала разработана «Памятка по легализации деятельностисамозанятых граждан» с пошаговыми операциями в указанном направлении. Информация собрана софициальных сайтов ФНС, Сбербанка, Госуслуг и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCRETIZATION OF THE CIVIL LEGAL STATUS OF SELFEMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of legal regulation of the institution of self-employed citizens from thepoint of view of the criteria of entrepreneurial and professional activity. As part of the analysis of legislationand doctrinal sources, a memo was developed for organizing the activities of self-employed citizens in theRussian Federation. In this study, the emphasis is on theoretical, doctrinal aspects in consideration of the tasks,but to highlight the applied character is told about the procedure of legalization of self-employed people, i.e.this is a step by step instruction which will be useful not only to lawyers, but also to ordinary citizens. As a practical material, a "Memo on the legalization of the activities of self-employed citizens" with step-by-stepoperations in this direction has been developed. The information is collected from the official websites of theFederal Tax Service, Sberbank, State Services, etc.

Текст научной работы на тему «КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИСАМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РФ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. - С. 361-369.

УДК: 340, 347.1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РФ

Коваленко К. Е., Угрюмов Р. Ш., Коваленко Н. Е.

Алтайский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования института самозанятых граждан с точки зрения критериев предпринимательской и профессиональной деятельности. В рамках проведенного анализа законодательства и доктринальных источников была разработана памятка по организации деятельности самозанятых граждан в РФ. В данном исследовании основной упор делается на теоретических, доктринальных аспектах в рассмотрение поставленных задач, однако с целью освещения прикладного характера рассказано о процедуре легализации деятельности самозанятых граждан, т.е. сделана пошаговая инструкция, которая будет полезна не только юристам, но и обычным гражданам. В качестве практического материала разработана «Памятка по легализации деятельности самозанятых граждан» с пошаговыми операциями в указанном направлении. Информация собрана с официальных сайтов ФНС, Сбербанка, Госуслуг и т.д.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, профессиональная деятельность, самозанятые граждане, соотношение понятий, проблемы правового регулирования, конкретизация.

Осуществление экономической деятельности лицами без образования юридического лица является составной частью правосубъектности гражданина. В процессе данной деятельности происходит существенное преобразование всех сфер жизнедеятельности государства (социальной, экономической, политической и т.д.), а также позволяет самому гражданину достойно существовать и удовлетворять свои личные потребности.

Актуальность данная тематика получила в связи с принятием ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее - Закон о самозанятых) и дальнейшими внесениями в данный нормативно-правовой акт изменений. Фактически рассматриваемый закон вводит новую правовую категорию лиц - самозанятые граждане.

Появление такой категории в праве и законодательстве объясняется рядом причин, главные из которых - развитие рыночных отношений, потребность государства в увеличение бюджетных средств, а также обеспечение правовой защиты лиц осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей [1]. Самозанятые граждане являются одной из форм осуществления экономической деятельности лицами без образования юридического лица наравне с индивидуальными предпринимателем и другими.

Безусловно, деятельность самозанятых граждан существовала на протяжении всей истории России, только в различных ее формах и проявлениях и, как правило, находилась за пределами правового регулирования отечественного законодателя.

377

Существования социального явления «самозанятых граждан» и его неурегулированность на протяжении всей истории российской государственности повлекло за собой определение последствия. Во-первых, снисходительное отношение общества к рассматриваемой категории. Во-вторых, неуплату НДФЛ. В-третьих, самозанятые граждане лишались определенных социальных гарантий, например, право на страховую пенсию и т.д.

Стоит отдать должное явлению самозанятых граждан. В переходный период с момента распада СССР и становлению современной РФ именно «самозанятость» помогла гражданам обеспечить необходимые средства для существования.

Современное мировое сообщество находится на этапе существенного преобразования всех сфер деятельность общества и модернизации общественных институтов. Это влечет за собой особую потребность в увеличении бюджетных средств.

Законодательные и исполнительные ветви государственной власти Российской Федерации прорабатывают различные варианты к бюджетным средствам через налогообложение. Практически ежемесячно вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ и предлагаются различные законопроекты.

Идеологическим началом правового регулирования деятельности самозанятых граждан принято считать выступление Президента РФ В.В. Путина в 2016 г. на одном из заседаний Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам [2]. В процессе данного выступления особое значение В.В. Путин уделил проблеме самозанятых граждан, он отмечал, что причины существования теневой самозанятости - бюрократия, постоянные налоговые проверки и иные обременительные финансовые нагрузки. Президент отменил важность и необходимость существования института самозанятых граждан, поставил задачу законодательным органа разработать правовую регламентацию института самозанятых граждан [3].

Для полного и объективного изучения проблемы самозанятых граждан необходимо исследовать законодательство зарубежных стран. В законодательстве Великобритании одинаково оцениваются понятия «самозанятого гражданина» и «индивидуального предпринимателя», законодатель не разделяет данные институты, что порождает дополнительные коллизии.

Гражданин Англии, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит регистрации в службе доходов и таможни в статусе самозанятого гражданина. Рассматриваемая процедура носит информативный (уведомительный) характер, за которую не уплачивается государственная пошлина.

Исходя из выше изложенного, можно заметить, что самозанятые граждане - это лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, самостоятельно, т.е. без соответствующего найма работников. Однако государство идет на встречу гражданам и предоставляет упрощённую процедуру легализации такой деятельности, которая носит уведомительный характер.

В правовой среде российской действительности в достаточной степени не регламентирован статус самозанятых граждан. Впервые правовая регламентация рассматриваемого института произошла с принятием Закона № 401-ФЗ от 2016 от 30.12.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской

Федерации» [4]. В данном нормативном акте, по мнению Е.Н. Паршиной, обозначались определение лица, которые попадали под категорию самозанятых граждан (помощники по хозяйству, репетиторы, няни), помимо этого предоставлялся мораторий на уплату налогов [5]. Данная законодательная попытка привлечь внимание к развитию легального института самозанятых не дала ожидаемого результата, за целый год данного эксперимента было зарегистрировано менее тысячи человек.

Следующим периодом развития правового регулирования института самозанятых граждан является принятие федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее- ФЗ № 422) [5]. В связи с тем, что прошлая попытка не принесла ожидаемого результата, было решено в рамках эксперимента ввести новый специальный налоговый режим, считает Е.Н. Паршина [6]. Поправки в ФЗ № 422 в декабре 2019 года произошли в части изменения не только названия федерального закона, но и расширив его юрисдикцию до 19 субъектов РФ, где было возможно осуществление данного эксперимента, с 1 июля 2020 г. данный налоговый режим начинал действовать на территории всей России.

Основным источником нормативной базы института «самозанятых граждан» является упомянутый выше федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"», также Федеральный закон от 27.11.2018 № 423-Ф3 «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации», ФЗ от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», помимо этого можно отнести и положения ГК РФ.

Проанализировав положения ФЗ № 422, следует выделить его основные положения [5]:

1) по составу участников он является открытым, но есть определённые ограничения, во-первых, это только физические лица; во-вторых, ФЗ № 422 сам определил в ст. 4 лиц, которые не могут участвовать в рассматриваемом эксперименте [5];

2) регламентирована территория проведения эксперимента, ранее в нем принимало участие четыре субъекта Российской Федерации, но начиная с 1 июля 2020 года эксперимент переходит на «всероссийский уровень» [5];

3) определены начальные и конечные сроки проведения данного эксперимента [5];

4) принимающие участия в эксперименте физические лица подлежат обязательной регистрации в разработанном приложении «Мой налог», с помощью которого ежемесячно уплачивается налог на профессиональный доход [5];

5) освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов [5].

В целом данный эксперимент специалисты оценивают положительно, но, как и любой иной институт, в нем есть существенные проблемы, о которых мы далее поговорим.

379

Проблемы с данной категорией граждан начинаются с определения понятия «самозанятые». Законодательство РФ, доктрина и органы государственной власти неоднозначно трактуют его. Так, Пенсионный фонд Российской Федерации говорит нам о том, что самозанятое население - это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями [7].

В п. 3.18 ГОСТа 12.0.004-2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее- ГОСТ), «самозанятое лицо» - это «человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства» [8].

Так п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ), прямо не закрепляет понятие самозанятых граждан, а только выделяет их признаки. К ним относятся:

- только физические лица;

- не являющимися индивидуальными предпринимателями;

- осуществляют свою деятельность без привлечения наемных рабочих;

- целью данной деятельности является удовлетворение личных, домашних и иных потребностей физических лиц.

В доктрине тоже встречаются различные попытки дать исчерпывающее определения самозанятым гражданам, так по мнению Грабовой О. Н. и Суглобову А. Е., самозанятые лица - это «граждане, самостоятельно осуществляющие на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыл; не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; не имеющих наемных работников» [9].

В данных понятиях мы видим разрозненность позиций по терминологии, так в ГОСТе и НК РФ возникает противоречие по вопросу соотношения самозанятых граждан с индивидуальными предпринимателями, та же самая проблема и в определении, указанной ПФР РФ. Предпочтителен вариант, закреплённый законодателем в НК РФ, но его, по нашему мнению, необходимо доработать.

Для эффективного правового регулирования правового статуса самозанятых граждан необходимо определить - к какому из видов экономической деятельности следует отнести данную категорию лиц. Выбор должен быть между предпринимательской и профессиональной деятельностью, т.к. именно эти виды экономической деятельности больше всего подходят по признакам к самозанятым гражданам.

Можно ли отнести деятельность самозанятых граждан к предпринимательской? Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) закрепил признаки предпринимательской деятельности, но их недостаточно для точного и четкого понимания данного института [10]. Об этом говорит судебная практика, а также научная литература. Помимо признаков, закрепленных в ГК РФ можно выделить и иные - масштабность и профессионализм.

Исходя из признаков, закрепленных в Налоговом кодексе РФ [11] о самозанятых гражданах, можно будет определить является ли эта данный вид деятельности предпринимательской или же относится к профессиональной.

Предпринимательскую деятельность можно осуществлять как лично, так и с привлечением наемных рабочих. Так, оказывать услуги самозанятые граждане могут только лично, без помощи наемных работников, что также является отличительной чертой от лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Если мы будем говорить о масштабности, как признаке, то самозанятые граждане также не подпадают под него, т.к. они не могут производить какие-либо укрупнения своей деятельности, т.е. строить помещения для расширения деятельности или, открывать филиалы, нанимать наемных работников и т.д.

Хотя самозанятые лица, как правило, знают «свою работу», т.е. имеют определенные навыки и умения для осуществления деятельности, им присущ признак профессионализма.

Законодатель в ст. 2 ГК РФ, делает небольшую отсылку к самозанятым гражданам, употребляя следующее словосочетание: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» [10], а также в п. 1 ст. 23 ГК РФ косвенно говоря нам о том, что самозанятые - это лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность [11]. Исходя из вышеизложенного, в полной мере мы не может утверждать, что самозанятые граждане - это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Сфера деятельности самозанятых граждан - это нечто среднее между лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность и лицами, работающие по трудовому договору.

Указанное выше склоняет нас именно к профессиональной деятельности. В подтверждении данного подхода можно привести п. 7 ст. 6 ФЗ № 422, где говориться о профессиональном доходе - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества [5]. Таким образом, в процессе осуществления своей деятельности самозанятые граждане получают профессиональный доход, который свойственен для лиц осуществляющих профессиональную деятельность.

Говоря о проблемах института самозанятых граждан стоит отметить, что разрешение индивидуальным предпринимателям применять специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» дало возможность недобросовестным предпринимателям скрывать фактические трудовые отношения под обличием гражданско-правового договора [13-14]. Это делается для того, чтобы снизить суммы налоговых отчисления на социальные взносы и увеличить прибыль [15-16].

Часто самозанятых граждан приравнивают к индивидуальным предпринимателям, например, об этом сказано в ГОСТе [8], который был упомянут ранее, но это утверждение является не верным.

Можно выделить следующие отличительные черты самозанятых граждан:

- установлено ограничение по максимальному доходу, которое составляет 2,4 млн.рублей в год;

381

- ограничена территориальная сфера деятельности. Лицо указывает субъект на территории которого осуществляет деятельность при переходе на режим самозанятого, изменить территорию деятельности допускается 1 раз в год;

- есть категория лиц, которые не могут стать самозанятыми лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых; лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях [11];

- осуществления деятельности носит личных характер, т.е. нельзя нанимать наемных рабочих;

- упрощённая процедура государственной регистрации, носит уведомительный характер;

- освобождаются от уплаты НДФЛ и т.д.

Самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели хотя и являются физическими лицами, но в правосубъектности они кардинально отличаются.

Хотелось бы поддержать идею законодательного регулирования, предлагаемую Министерством юстиции РФ [17]. Необходимо четко определить эту категорию, т.е. формально закрепить понятие «самозанятые граждане».

Так, Министерство юстиции РФ предложило внести изменения в ст. 2 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», были разработаны следующие критерии самозанятых граждан [17]:

- физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе вовремя, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору [17];

- не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя [17];

- достигшее 16-летнего возраста [17];

- представившее уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [17].

При выборе организационно-правовой формы деятельности, следует обращать внимание на преимущества и недостатки. К преимуществам самозанятых граждан безусловно относится отсутствие налоговых выплат и страховых взносов, достаточно простая процедура легализации деятельности, отсутствие обязанности сдавать финансовые отчетности и т.д.

При всем этом у данного режима налогообложения есть и недостатки, если в текущем периоде ФНС относится лояльно к гражданам, осуществляющим приносящую доход деятельность, то не факт, что это продолжиться после 31 декабря 2028 года. Самым главным минусом является невозможность масштабироваться, производить укрупнения своей деятельности, поскольку это связано с привлечением наемного труда.

Первоначально, перед тем как выбирать организационно-правовую форму деятельности, необходимо учитывать ряд факторов: род деятельности; финансовое положение. Исходя из этих положений следует уже выбирать, какой формат ведения деятельности подходит под конкретный случай.

В данном исследовании основной упор делается на теоретических, доктринальных аспектах в рассмотрение поставленных задач, но хотелось бы

осветить прикладной характер, а именно рассказать о процедуре легализации деятельности самозанятых граждан, т.е. сделать пошаговую инструкцию, которая будет полезна не только юристам, но и обычным гражданам. В качестве практического материала была разработана памятка. Информация собрана с официальных сайтов ФНС, Сбербанка, Госуслуг и т.д.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что институт самозанятых до конца не изучен в законодательстве и юридической доктрине, содержит ряд коллизий и пробелов, что затрудняет развитие данного института в РФ

Памятка по легализации деятельности самозанятых граждан [19].

Шаг 1. Выбрать способ регистрации. Можно выделить четыре основных способа:

1) мобильное приложение «Мой налог». Для этого следует скачать приложение из Google Play для Android или Apple Store для IOS и зарегистрироваться. Этому способу посвящена ст. 3 Закона о самозанятых;

2) кабинет налогоплательщика. Следует зайти на официальный сайт ФНС РФ и воспользоваться кабинетом налогоплательщика;

3) уполномоченные банки. Есть ряд банков, например, Сбербанк, куда можно обраться с просьбой о регистрации физического лица в качестве самозанятого гражданина, это можно сделать лично, либо с помощью мобильного приложения банка;

4) остальные способы. Это может быть личное посещение ФНС РФ, либо через многофункциональный центр, либо через госуслуги, либо через Почту России.

Шаг 2. Отправить заявление в налоговый орган, в т.ч. онлайн.

Чтобы зарегистрироваться онлайн необходимо верифицировать свою личность. Это можно сделать по паспорту РФ, необходимо открыть приложение «Мой налог», указать номер телефона, выбрать регион осуществления деятельности, далее необходимо отсканировать паспорт на страницы с фотографией, затем сфотографировать свое лицо. Также верифицировать свою личность можно через кабинет налогоплательщика. Для этого необходимо ИНН и пароль, который можно получить в ФНС РФ, затем отправить заявление о регистрации физического лица в качестве самозанятого гражданина.

Шаг 3. Дождаться уведомления от налогового органа. При отсутствии нарушения ФНС РФ регистрирует физическое лицо в качестве самозанятого гражданина, либо отказывает в такой регистрации. В течение дня придёт СМС уведомление в приложении. Если индивидуальный предприниматель зарегистрировался в качестве самозанятого гражданина, то ему в течении месяца необходимо отказаться от других специальных налоговых режимов.

Шаг 4. Начать работу и оформлять чеки. Чек выписывают по факту получения денег, а не по дате выполнения договора. Для этого необходимо в приложении «Мой налог» нажать «новая продажа» и указать кому выписывается чек, физическому или юридическому лицу, от этого зависит размер налога. В новом окошке необходимо указать стоимость, название и дату оказания услуги. Преимущество данной функции в том, что налог считать не нужно, система самостоятельно высчитывает сумму за физическое лицо.

Список литературы

1. Попов, А.В. Административно-правовой статус самозанятых граждан: проблемы определения и возможные пути их решения / А.В. Попов //Научный вестник Омской академии МВД России. -2018.-№ 2 (69). -С. 53-59. - Текст: непосредственный.

2. Паршина, Е.Н. Проблема налогообложения самозанятых в России/ Е.Н. Паршина// Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента. Сборник материалов XV научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.И. Пономарев. -2019. -С. 84-92. - Текст: непосредственный.

383

3. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам : сайт / Официальный сайт Президента России.-.-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52929 (дата обращения: 01.10.2020). - Загл. с экрана. -Текст : электронный.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 49. - Ст. 6844. - Текст: непосредственный.

5. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 49 (часть I) ст. 7494. - Текст: непосредственный.

6. Паршина, Е.Н. Налогообложение самозанятых в России: современное состояние и дальнейшие перспективы/ Е.Н. Паршина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2020. -№ 3 (118).- С. 49-53. - Текст: непосредственный.

7. Кто относится к самозанятому населению : сайт / Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации.-.-URL: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ (дата обращения: 01.10.2020). - Загл. с экрана. -Текст : электронный.

8. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения : введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст // Официальные документы в образовании. - № 36. - 2016. -Текст: непосредственный.

9. Грабова, О. Н. Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления / О. Н. Грабова, А.Е. Суглобов // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - №6. - С. 108 - 116. - Текст: непосредственный.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) //Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301. - Текст: непосредственный.

11. Бондаренко, Д.В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности/ Д.В. Бондаренко // Право и политика. - 2018. - № 5. - С. 62 - 74. - Текст: непосредственный.

12. Правильная ссылка на статью: Бондаренко Д.В. — Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности // Право и политика. - 2018. - № 5. - С. 62 - 74. DOI: 10.7256/24540706.2018.5.24636 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_artide.php?id=24636

13. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства РФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824. - Текст: непосредственный.

14. Гаджиев, Г. А. Право и экономика (методология) : учебник для магистрантов / Г. А. Гаджиев. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. - Текст: непосредственный.

15. Гражданское право : учебник. В 2 т. Т. 1 / С. С. Алексеев [и др.] ; под. ред. Б. М. Гонгало. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017. - 511 с. - Текст: непосредственный.

16. Губин, Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е. П. Губин, П. Г. Лахно. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма; Инфра-М, 2017. - 992 с. - Текст: непосредственный.

17. Долинская, В. В. Проблемы правового статуса самозанятых / В. В. Долинская, Л. М. Долинская // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. - 2018. - № 1. - С. 113-128. - Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: проект Федерального Закона подготовленным Минюстом России от 05.07.2017 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=161024#07749201130131005 (дата обращения 20.01.2020). - Текст : электронный.

19. Ершова, И. В. Современное предпринимательское право: монография / И.В. Ершова И. В. - М. : Проспект, 2014. - 352 c. - Текст: непосредственный.

20. Угрюмов, Р.Ш. Правовые формы осуществления экономической деятельности граждан без образования юридического лица: выпускная квалификационная работа по направлению подготовки: 40.03.01 - Юриспруденция. - Барнаул, 2020. - . - URL: http://elibrary.asu.ru/xmlui/ (дата обращения: 14.10.2020). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - Текст: электронный.

Kovalenko K.E., Ugryumov R. S., Kovalenko N. E. Concretization of the civil legal status of self-employment in the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 5 (73). № 4. - Р. 361-369.

The article deals with the issues of legal regulation of the institution of self-employed citizens from the point of view of the criteria of entrepreneurial and professional activity. As part of the analysis of legislation and doctrinal sources, a memo was developed for organizing the activities of self-employed citizens in the Russian Federation. In this study, the emphasis is on theoretical, doctrinal aspects in consideration of the tasks, but to highlight the applied character is told about the procedure of legalization of self-employed people, i.e. this is a step by step instruction which will be useful not only to lawyers, but also to ordinary citizens. As a

KoeaneuKO K. E., YspwMoe P. W, KoeaneuKO H. E.

practical material, a "Memo on the legalization of the activities of self-employed citizens" with step-by-step operations in this direction has been developed. The information is collected from the official websites of the Federal Tax Service, Sberbank, State Services, etc.

Key words: entrepreneurial activity, professional activity, self-employed citizens, correlation of concepts, problems of legal regulation, concretization.

Spisok literatury

1. Popov, A.V. Administrativno-pravovoj status samozanyatyh grazhdan: problemy opredeleniya i vozmozhnye puti ih resheniya / A.V. Popov //Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. -2018.- № 2 (69). -S. 53-59. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Parshina, E.N. Problema nalogooblozheniya samozanyatyh v Rossii/ E.N. Parshina// Problemy nalogooblozheniya, predprinimatel'stva i menedzhmenta. Sbornik materialov XV nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor A.I. Ponomarev.- 2019. -S. 84-92. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam : sajt / Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii.-.-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52929 (data obrashcheniya: 01.10.2020). - Zagl. s ekrana. -Tekst : elektronnyj.

4. O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 30.11.2016 № 401-FZ (red. ot 27.11.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 49. - St. 6844. - Tekst: neposredstvennyj.

5. O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional'nyj dohod»: federal'nyj zakon ot 27 noyabrya 2018 g. N 422-FZ// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 dekabrya 2018 g. N 49 (chast' I) st. 7494. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Parshina, E.N. Nalogooblozhenie samozanyatyh v Rossii: sovremennoe sostoyanie i dal'nejshie perspektivy/ E.N. Parshina // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. -2020. -№ 3 (118).- S. 49-53. - Tekst: neposredstvennyj.

7. Kto otnositsya k samozanyatomu naseleniyu : sajt / Oficial'nyj sajt Pensionnogo Fonda Rossijskoj Federacii.-.-URL: http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ (data obrashcheniya: 01.10.2020). - Zagl. s ekrana. -Tekst : elektronnyj.

8. GOST 12.0.004-2015. Mezhgosudarstvennyj standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizaciya obucheniya bezopasnosti truda. Obshchie polozheniya : vveden v dejstvie Prikazom Rosstandarta ot 09.06.2016 № 600-st // Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. - № 36. - 2016. - Tekst: neposredstvennyj.

9. Grabova, O. N. Problemy vyhoda «Iz teni» samozanyatyh lic v Rossii: riski i puti ih preodoleniya / O. N. Grabova, A.E. Suglobov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. - 2017. - №6. - S. 108 - 116. - Tekst: neposredstvennyj.

10. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. N 51-FZ (chast' pervaya) //Sobranie zakonodatel'stva RF ot 5 dekabrya 1994 g. № 32 st. 3301. - Tekst: neposredstvennyj.

11. Bondarenko, D.V. Samozanyatye lica kak sub"ekty predprinimatel'skoj deyatel'nosti/ D.V. Bondarenko // Pravo i politika. - 2018. - № 5. - S. 62 - 74. - Tekst: neposredstvennyj.

12. Pravil'naya ssylka na stat'yu: Bondarenko D.V. — Samozanyatye lica kak sub"ekty predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Pravo i politika. - 2018. - № 5. - S. 62 - 74. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.5.24636 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24636

13. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. N 146-FZ (chast' pervaya) // Sobranie zakonodatel'stva RF ot 3 avgusta 1998 g. № 31 st. 3824. - Tekst: neposredstvennyj.

14. Gadzhiev, G. A. Pravo i ekonomika (metodologiya) : uchebnik dlya magistrantov / G. A. Gadzhiev. - M.: YUr.Norma, NIC INFRA-M, 2016. - 256 s. - Tekst: neposredstvennyj.

15. Grazhdanskoe pravo : uchebnik. V 2 t. T. 1 / S. S. Alekseev [i dr.] ; pod. red. B. M. Gongalo. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Statut, 2017. - 511 s. - Tekst: neposredstvennyj.

16. Gubin, E. P. Predprinimatel'skoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik / E. P. Gubin, P. G. Lahno. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo Norma; Infra-M, 2017. - 992 s. - Tekst: neposredstvennyj.

17. Dolinskaya, V. V. Problemy pravovogo statusa samozanyatyh / V. V. Dolinskaya, L. M. Dolinskaya // Vestnik MGOU. Seriya: YUrisprudenciya. - 2018. - № 1. - S. 113-128. - Tekst: neposredstvennyj.

18. O vnesenii izmenenij v stat'yu 2 Zakona Rossijskoj Federacii «O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii»: proekt Federal'nogo Zakona podgotovlennym Minyustom Rossii ot 05.07.2017 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=161024#07749201130131005 (data obrashcheniya 20.01.2020). - Tekst : elektronnyj.

19. Ershova, I. V. Sovremennoe predprinimatel'skoe pravo: monografiya / I.V. Ershova I. V. - M. : Prospekt, 2014. - 352 c. - Tekst: neposredstvennyj.

20. Ugryumov, R.SH. Pravovye formy osushchestvleniya ekonomicheskoj deyatel'nosti grazhdan bez obrazovaniya yuridicheskogo lica: vypusknaya kvalifikacionnaya rabota po napravleniyu podgotovki:

385

40.03.01 - YUrisprudenciya. - Bamaul, 2020. - . - URL: http://elibrary.asu.ru/xmlui/ (data obrashchemya: 14.10.2020). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej. - Tekst: еккгоппу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.