Научная статья на тему 'Конические зубчато-поводковые передачи'

Конические зубчато-поводковые передачи Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТО-ПОВОДКОВАЯ ПЕРЕДАЧА / ОШИБКА ФУНКЦИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / АКТИВНАЯ ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ / СКАЧОК ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ / TOOTHED-ROD BEVEL GEAR / EDGE CONTACT / THE POSITION ERROR FUNCTION / ACTIVE ACTING LINE / SPEED ERROR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тимофеев Б.П., Сачков М.Ю.

Рассматриваются конические зубчато-поводковые передачи на пересекающихся ортогональных осях. В результате исследования подтверждено отсутствие кромочного контакта при пересопряжении поводков. Обоснован выбор минимального числа поводков исходя из непрерывности функции перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toothed-rod bevel gears

Conical toothed-rod gears with intersecting orthogonal axes are considered. The absence of edge contacts at the rods re-pairing is confirmed by the study. The choice of the minimal number of rods is justified on the base of on the basis of continuity of the move function.

Текст научной работы на тему «Конические зубчато-поводковые передачи»

УДК 621.833 + 621.8.024.4 DOI: 10.17586/0021-3454-2016-59-8-625-629

КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТО-ПОВОДКОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Б. П. Тимофеев, М. Ю. Сачков

Университет ИТМО, 197101, Санкт-Петербург, Россия E-mail: Urie2006@yandex.ru

Рассматриваются конические зубчато-поводковые передачи на пересекающихся ортогональных осях. В результате исследования подтверждено отсутствие кромочного контакта при пересопряжении поводков. Обоснован выбор минимального числа поводков исходя из непрерывности функции перемещения.

Ключевые слова: коническая зубчато-поводковая передача, ошибка функции перемещения, активная действующая линия, скачок передаточного отношения

Для изготовления зубчатых колес каждого из видов передач необходимо собственное технологическое оборудование [1—4]. Для изготовления сопряженных конических зубчатых передач требуется сформировать эвольвентную сферическую поверхность, что является сложной задачей [4—7].

В настоящей статье обосновывается работоспособность технологически несложной зубчато-поводковой передачи на пересекающихся ортогональных осях. Основные геометрические параметры этой передачи идентичны рассмотренным в работе [8].

Для определения функции положения зубчато-поводковой передачи используем равенство радиусов-векторов и ортов нормалей в точках касания поверхностей Ei и E2 (соприкасающиеся поверхности цилиндрических поводков). Поверхности поводков образуют высшую кинематическую пару [9].

Уравнение поверхностей Ei и E2 в системах координат (СК) S2 и S5, по аналогии с работой [10], можно записать как

x2 = ui; y2 =PiCOS0i; Z2 =piSin0i; X5 = P2 COS62; У5 =p2Sin62; Z5 = u2,

где Pj — радиус i-го поводка.

Орты нормалей к поверхностям Ei и E2 запишем в виде

ex2 = 0; ey2 =cos0i; ez2 =sin0i; ex5 =cos02; ey5 =sin02; ez5 =

Для преобразования координат воспользуемся следующими матричными уравнениями [ i0]:

rW = MoiMi2/2 = М02Г2; Г(2) = М03M34M45Г5 = М05Г5 , (i)

где Г2, Г5 — матрицы радиусов-векторов поверхностей Ei, E2 ; r^, r(2 — матрицы радиусов-векторов этих же поверхностей в неподвижной системе координат S0 .

На рис. i показано упрощенное представление трехзвенного механизма в виде систем координат, связанных с зубчато-поводковыми колесами; оси колес — пересекающиеся ортогональные; X0Y0Z0 — неподвижная система координат (стойка).

На основании рис. i посредством перехода из СК S2, S5 в СК S0 получим следующую систему уравнений:

R1ctga1 + u1 cos a1 + p1 sin a1 sin 91 -

- (R2 cos ф2 - b + u2 cos ф2 sin a2 - p2 sin ф2 sin 02 + p2 cos ф2 cos a2 cos 02 ) = 0; R1 sin ф1 + u1 sin ф1 sin a1 + p1 cos ф1 cos 91 - p1 cos a1 sin ф1 sin 91 -

- (R2 sin ф2 + u2 sin ф2 sin a2 + p2 cos ф2 sin 02 + p2 cos a2 cos 02 sin ф2 ) = 0; p1 sin ф1 cos 91 - u1 cos ф1 sin a1 - R1 cos ф1 + p1 cos ф1 cos a1 sin 91 - [ (2)

- (R2ctga2 - a + u2 cos a2 - p2 sin a2 cos 02 ) = 0; sin a1 sin 91 + (cos ф2 cos a2 cos 02 - sin ф2 sin 02) = 0; cos ф1 cos 01 - cos a1 sin ф1 sin 01 + (cos ф2 sin 02 + cos a2 cos 02 sin ф2) = 0; sin ф1 cos 01 + cos ф1 cos a1 sin 01 - cos 02 sin a2 = 0,

здесь R1 = D1/2, R2 = D2/2 [8], где D1 и D2 — диаметры аналога делительной окружности ведущего и ведомого колес соответственно.

Х4 ■ ' Х3

Y3

Рис. 1

Расстояние от оси ведущего колеса до вершины дополнительного конуса ведомого ко-Д2 Д

леса а = —— н---—, расстояние от оси ведомого колеса до вершины дополнительного кону-

2 2tg а1

7 Д Д ( 1)

са ведущего колеса Ь = —---— (см. рис. 1).

2 2tg а1

В пять независимых уравнений системы (2) входят шесть неизвестных Ф1, Ф2, и^, и2, ®2. Варьируя параметр Ф1 и используя программные средства MаthCAD, получим параметры движения, аналогичные параметрам цилиндрических зубчато-поводковых передач [8], исходя из следующих значений основных параметров передачи:

z1 = 10; /12 = 5; а1 = а2 = л/4 рад; р2 = р1 = 1,5 мм,

здесь z1 — число поводков ведущего колеса, — номинальное передаточное отношение. На рис. 2, а приведена зависимость ф2 = / (ф1), на рис. 2, б — /21 = /3 (ф1).

Координаты точек контакта на поверхностях и Е2 представлены на рис. 3, а, б соответственно, пунктирной и штриховой линиями показаны верхняя и нижняя границы поводка, здесь т = с*, с* = 0,25 — коэффициент окружного зазора.

На рис. 4, а приведена зависимость Д/21 = / (ф1), на рис. 4, б — Дф2 = /2 (ф1) (с учетом направления вращения).

а) ф2, рад

0,1

0,05

0

б)

-0,05

/ /

У / / /

/ /

'21

0,2

0,195

0,19

/

/ /

-0,6 -0,4 -0,2

а)

и1, мм 2

-2

0,2 ф1, рад -0,6 -0,4 -0,2 Рис. 2

б)

0 0,2 ф1, рад

1,15 т мм 2

и:(ф:)

28" " 3,2 3,4 91(ф1), рад

-2

-1,4 т

Рис. 3

1 к 1,15 т

и2(ф1)

1,4 1,6 1,8 б2(ф1), рад

-1,4 т

а)

-Д/21 0,01

-0,01

б) -Дф2 . 2 • 10-

-2-10

ф1, рад

ф1, рад Точки пересопряжения поводков

Рис. 4

Функция положения зубчато-поводковой передачи близка к линейной, а точки пересопряжения на поверхности поводков не выходят на кромку, в чем и заключается одно из достоинств данной передачи. Максимальная ошибка функции положения составляет 3,5 • 10-4 рад, а „скачок передаточного отношения равен 4,21-10 .

0

С учетом непрерывности функции перемещения для различных чисел поводков ведущего колеса минимальные передаточные отношения (число поводков ведомого колеса) не могут быть меньше представленных в таблице.

Z1 Z2 Минимальное значение i12

6 32 5,33

7 35 5

8 40 5

9 44 4,89

При передаточном отношении i12, меньшем, чем указано в таблице, коэффициент перекрытия передачи меньше единицы, что недопустимо.

Максимальное значение i12 из геометрических соображений не лимитируется. Следует отметить, что при увеличении передаточного отношения циклическая погрешность и скачок скорости в момент пересопряжения уменьшаются, а кинематическая погрешность зубчато-поводковой передачи при = 5, Zi = 10, р2 = Pi = 1,5 мм соответствует четвертой степени точности конической прямозубой передачи по ГОСТ 1758-81.

Статья подготовлена по результатам работы, выполненной при поддержке федеральной программы „УМНИК".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисов В. М. Нарезание конических колес производящим колесом со сферическими поверхностями зубьев // Станки и инструмент. 1963. № 8. С. 17—21.

2. Кабатов Н. Ф., Лопато Г. А. Конические колеса с круговыми зубьями. М.: Машиностроение, 1966. 300 с.

3. Сегаль М. Г. Виды локализованного контакта конических и гипоидных передач // Машиноведение. 1970. № 1. С. 56—63.

4. Сызранцев В. Н. Анализ зацепления конических колес, образованных спиральным инструментом // Теория и расчет передаточных механизмов: Сб. Хабаровск: ХПИ, 1975. С. 32—41.

5. Тимофеев Б. П. Синтез и анализ обкатных конических колес с круговыми зубьями: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. Л., 1969.

6. Шевелева Г. И. Зацепление приближенных конических колес // Теория передач в машинах: Сб. М.: Машиностроение, 1966. С. 38—48.

7. Бабичев Д. Т. Вопросы исследования геометрии и кинематики пространственных зацеплений. Автореф. дис. ... канд. техн. наук. Новочеркасск, 1971.

8. Тимофеев Б. П., Сачков М. Ю. Выбор геометрических параметров зубчато-поводковых передач // Изв. вузов. Приборостроение. 2015. Т. 58, № 6. С. 492—497.

9. Пат. 146159 РФ, МПК F16H 55/10 F15H 55/17. Колесо для передачи вращательного движения / Б. П. Тимофеев, М. Ю. Сачков. Заявл. 19.05.2014; опубл. 10.10.2014. Бюл. № 28.

10. Литвин Ф. Л. Проектирование механизмов и деталей приборов. Л.: Машиностроение, 1973. 696 с.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борис Павлович Тимофеев — д-р техн. наук, профессор; Университет ИТМО; кафедра мехатроники;

E-mail: timofeev@mail.ifmo.ru Михаил Юрьевич Сачков — Университет ИТМО; кафедра мехатроники; ассистент;

E-mail: Urie2006@yandex.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

мехатроники Университета ИТМО 05.04.16 г.

Ссылка для цитирования: Тимофеев Б. П., Сачков М. Ю. Конические зубчато-поводковые передачи // Изв. вузов. Приборостроение. 2016. Т. 59, № 8. С. 625—629.

TOOTHED-ROD BEVEL GEARS

B. P. Timofeev, M. Yu. Sachkov

ITMO University, 197101, St. Petersburg, Russia E-mail: Urie2006@yandex.ru

Conical toothed-rod gears with intersecting orthogonal axes are considered. The absence of edge contacts at the rods re-pairing is confirmed by the study. The choice of the minimal number of rods is justified on the base of on the basis of continuity of the move function.

Keywords: toothed-rod bevel gear, edge contact, the position error function, active acting line, speed error

Data on authors

Boris P. Timofeev — Dr. Sci., Professor; ITMO University, Department of Mechatronics;

E-mail: timofeev@mail.ifmo.ru Mikhail Yu. Sachkov — ITMO University, Department of Mechatronics; Assistant;

E-mail: Urie2006@yandex.ru

For citation: Timofeev B. P., Sachkov M. Yu. Toothed-rod bevel gears // Izv. vuzov. Priborostroenie. 2016. Vol. 59, N 8. P. 625—629 (in Russian).

DOI: 10.17586/0021-3454-2016-59-8-625-629

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.