Научная статья на тему 'КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ: МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ И ИНВЕСТОРОВ'

КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ: МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ И ИНВЕСТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конгрессы / выставки / инфраструктура / конгрессно-выставочные центры / дело-вой туризм / инвесторы / Congresses / exhibitions / infrastructure / congress and exhibition centers / business tourism / investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Карпов, Наталия Александровна Смирнова

Одним из самых выгодных и перспективных направлений туризма становится деловой туризм, в котором огромное значение играют выставки, конгрессы и другие виды деловых мероприятий. На конкурентоспособность делового туризма оказывают влияние созданные профессиональные городские или региональные структуры, за счет которых реализуется практическая сторона организации деловых встреч. К данным структурам относятся конгрессно-выставочные центры, которые являются ключевыми элементами города или региона, они представляют и продвигают их и создаются для предоставления туристических услуг туристам, посещающих данный город или местность с деловой целью при совмещении с отдыхом. В статье представлена роль конгрессно-выставочных центров в организации деловых мероприятий. Рассмотрены функции конгрессно-выставочных центров и обозначена необходимость их создания и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Карпов, Наталия Александровна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONGRESS AND EXHIBITION CENTERS: PLACES OF ATTRACTION FOR BUSINESS TOURISTS AND INVESTORS

One of the most profitable and promising directions of tourism is becoming business tourism, in which exhibitions, congresses and other types of business events play a huge role. The competitiveness of busi-ness tourism is influenced by the created professional city or regional structures, at the expense of which the practical side of the organization of business meetings is realized. To these structures one of the most important are congress and exhibition centers, which are key elements of the city or region, which represent and promote them, and are created to provide tourist services to tourists visiting the city or region for business travel com-bined with recreation. The article presents the role of convention and exhibition centers in the organization of business events. The functions of convention and exhibition centers are considered and the necessity of their creation and development is outlined.

Текст научной работы на тему «КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ: МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ И ИНВЕСТОРОВ»

Карпов Д.А., Смирнова Н.А.

КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ: МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ И ИНВЕСТОРОВ

Аннотация. Одним из самых выгодных и перспективных направлений туризма становится деловой туризм, в котором огромное значение играют выставки, конгрессы и другие виды деловых мероприятий. На конкурентоспособность делового туризма оказывают влияние созданные профессиональные городские или региональные структуры, за счет которых реализуется практическая сторона организации деловых встреч. К данным структурам относятся конгрессно-выставочные центры, которые являются ключевыми элементами города или региона, они представляют и продвигают их и создаются для предоставления туристических услуг туристам, посещающих данный город или местность с деловой целью при совмещении с отдыхом. В статье представлена роль конгрессно-выставочных центров в организации деловых мероприятий. Рассмотрены функции конгрессно-выставочных центров и обозначена необходимость их создания и развития.

Ключевые слова. Конгрессы, выставки, инфраструктура, конгрессно-выставочные центры, деловой туризм, инвесторы.

Karpov D.A., Smimova N.A.

CONGRESS AND EXHIBITION CENTERS: PLACES OF ATTRACTION FOR BUSINESS TOURISTS AND INVESTORS

Abstract. One of the most profitable and promising directions of tourism is becoming business tourism, in which exhibitions, congresses and other types of business events play a huge role. The competitiveness of business tourism is influenced by the created professional city or regional structures, at the expense of which the practical side of the organization of business meetings is realized. To these structures one of the most important are congress and exhibition centers, which are key elements of the city or region, which represent and promote them, and are created to provide tourist services to tourists visiting the city or region for business travel combined with recreation. The article presents the role of convention and exhibition centers in the organization of business events. The functions of convention and exhibition centers are considered and the necessity of their creation and development is outlined.

Keywords. Congresses, exhibitions, infrastructure, congress and exhibition centers, business tourism, investors.

Введение

В текущих условиях развития делового туризма его мощным инструментом выступает конгрессно-вы-ставочная деятельность, посредством которой происходит взаимовыгодный обмен деловой информацией между партнерами, которую следует признать одной из крупнейших отраслей экономики российского и мирового сообществ [1, с. 1].

ГРНТИ 71.37.75 EDN LBOMDX

© Карпов Д.А., Смирнова Н.А., 2024

Дмитрий Анатольевич Карпов - кандидат педагогических наук, доцент высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью, ученый секретарь Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. ORCID 0009-0002-4972-5734

Наталия Александровна Смирнова - специалист по учебно-методической работе высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. ORCID 0009-0008-3578-7444 Контактные данные для связи с авторами (Карпов Д.А.): 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 (Russia, 195251, St. Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29). Е-mail: karpov_da@spbstu.ru. Статья поступила в редакцию 19.12.2023.

На уровень развития делового туризма прямое влияние оказывает состояние деловой среды и степень привлекательности территориального развития страны, ее регионов и городов, степень успешности деятельности предпринимательских структур, а также их положительная репутация. В определенной мере наличие и число конгресс-центров определяет сложившийся деловой климат. Эти центры способны приспосабливаться и адаптироваться под часто изменяющиеся требования туристов и инвесторов, которые являются участниками деловых мероприятий, посредством организации выставочно-конгрессной деятельности. Культурно-деловые и научно-познавательные связи между странами, регионами и городами с каждым годом становятся все более крепкими [7, с. 60].

Города являются центрами развития делового туризма посредством конгрессно-выставочной деятельности, однако к ним предъявляются особые требования: наличие выгодного географического положения; развитая транспортная инфраструктура; наличие качественных услуг, которые предоставляются гостиничными предприятиями; современная материально-техническая база по проведению кон-грессно-выставочных мероприятий [9, с. 438].

Одним из ключевых субъектов на рынке конгрессно-выставочной деятельности при организации делового туризма являются конгрессно-выставочные центры, предоставляющие ее участникам залы, чтобы проводить заседания, просторные холлы, чтобы принимать и регистрировать участников, офисные помещения, нужное оборудование для работы конференций, также они имеют возможность организовать на своей территории питание за счет работы кафе, ресторанов, баров. В отличие от других субъектов, конгрессно-выставочные центры являются очень вместимыми, то есть имеющими возможность проводить мероприятия с аудиторией в несколько тысяч участников. К современным конгрессно-выставочным центрам относят многофункциональные здания, состоящие из помещений, которые варьируются от выставочных пространств, конференц-залов до специальных концертных залов и оригинальных дополнительных пространств. Материалы и методы

При написании научной статьи нами использовались такие методы, как качественная оценка данных российских научных периодических изданий, также анализировались данные информационных ресурсов о деятельности российских конгрессно-выставочных центров.

Результаты и их обсуждение

Основным назначением конгрессно-выставочных центров является проведение деловых встреч, имеющих культурную, деловую и развлекательную направленность в форматах конгрессов, форумов, культурных программ, международных выставок, концертных программ, семинарных занятий, тренингов, конкурсов, дебатов, деловых встреч инвесторов и представителей бизнеса. Главным фактором успеха в развитии конгрессно-выставочного центра считается наличие мощной и развитой инфраструктуры.

В современных конгрессно-выставочных центрах функционируют помещения, имеющие различную целевую направленность: помещения выставочного пространства, залы для конференций, офисные помещения, помещения для общественного питания, средства размещения, кинотеатры, медицинские центры, туристическое агентства и бюро переводов [12, с. 95]. Главным преимуществом конгрессно-выставочных центров принято считать их многофункциональное значение и грамотное планирование всех инфраструктурных единиц в отдельном специализированном здании.

Актуальным является подход к проектированию конгрессно-выставочных центров как к объектам, которые первостепенно выполняют коммуникативную функцию. Ключевой функцией конгрессно-выставоч-ных центров считается создание коммуникативной площадки для проведения прямого диалога, создание условий для эффективного проведения значимых политических, экономических и культурных мероприятий при организации делового туризма. Помимо данной функции, конгрессно-выставочные центры выполняют большое количество и других функций, описание которых представлено в таблице [6, с. 51].

Таблица

Основные функции конгрессно-выставочных центров

Функция Краткая характеристика

Научная и культурно -просветительская Участниками мероприятий являются специалисты из различных областей, совместно рассматривающие значимые проблемы посредством форумов, совещаний и «круглых столов»

Окончание табл.

Функция Краткая характеристика

Экономическая Заключается в выгодном решении вопросов, заключающихся в показе ресурсных возможностей города для привлечения внешних инвесторов

Политическая Заключается в организации условий для взаимовыгодного сотрудничества представителей различных политических структур, что считается значимым для сотрудничества на международном уровне

Социальная Заключается в создании комфортных психологических условий для нормального развития, эмоциональной разрядки и самореализации участников деловых мероприятий

Развлекательная Заключается в проведении деловых мероприятий во взаимосвязи с отдыхом

Эстетическая и художественно-зрелищная Заключается в проведении рекламных акций и выставочных мероприятий, концертных программ и презентаций для создания комфортного психологического климата

Рекреационная Заключается в создании позитивного эстетичного пространства, включая и эффективную организацию досуга

На современном этапе общая площадь конгрессно-выставочных центров в мире насчитывает около 35 млн кв. м. Всего в мировом сообществе сегодня функционирует более 1200 выставочных площадок (больше половины сосредоточено в Европе), при этом 61 объект в мире обладает площадью свыше 100 тыс. кв. м, в том числе в РФ - ЦВК «Экспоцентр» и «Крокус-Экспо» [10].

По числу закрытых выставочных площадей конгрессно-выставочных центров с общей площадью более 5 тыс. кв. м Россия входит в топ-10 стран. По доле закрытые выставочные площади России составляют 2,2% от мирового объема выставочных площадей. Всего в нашей стране насчитывается 40 конгрессно-выставочных центров для проведения деловых мероприятий для туристов и инвесторов, из них 27 конгрессно-выставочных центров имеют закрытую выставочную площадь более 5 тыс. кв. м.

Крупнейшими конгрессно-выставочными центрами в РФ располагают такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Минеральные Воды, Уфа, Новосибирск и Краснодар. Им принадлежит около 80% от общей закрытой выставочной площади РФ. Возможности организовывать масштабные деловые мероприятия, конгрессы и конференции имеются у 165 городов. Однако суммарная обеспеченность специализированными площадями в РФ находится на низком уровне: Россия располагает 1,028 млн кв. м выставочных площадей, тогда как Италия имеет 2,3 млн кв. м, Германия - 3,2 млн кв. м, а Китай - 6 млн кв. м выставочных площадей [4, с. 297].

На современном этапе конгрессно-выставочные центры функционируют на основе платформенной концепции, которая способна объединить всех заинтересованных участников деловых мероприятий в рамках общей платформы. Основной целевой установкой данной концепции является объединение сторон спроса и предложения, возможность предоставления производственных возможностей по получению конечной продукции, товаров, услуг и нужного оборудования посредством проверенных и испытанных цифровых технологий [1, с. 592].

Деятельность конгрессно-выставочных центров можно представить как уникальный инструмент, открывающий мировому сообществу возможность посредством организации деловых мероприятий в непосредственном присутствии их участников получать, обрабатывать и корректировать информацию, устанавливая долгосрочные взаимовыгодные деловые связи. Кроме того, участники деловых мероприятий относятся к целевой аудитории, которая формирует направления развития местных территорий и текущего мирового пространства. Эти направления развития устанавливаются при организации отраслевых и специализированных мероприятий, на которых собираются успешные предприниматели, деятели политических структур, специалисты по финансовой аналитике, целью которых является удовлетворение своих коммуникационных потребностей в профессионально-деловом общении.

Сегодня между странами и городами существует острая конкурентная борьба за право проводить на своей территории мировые конгрессно-выставочные деловые мероприятия, признавая и осознавая значение, которое им принадлежит при развитии территорий, повышении их репутации и особенно в создании и продвижении территориальных компетенций [11, с. 105]. Создание на местном и региональном уровнях конгрессно-выставочных центров, которые несут функции подготовки, проведения и координации деловых конгрессных мероприятий для туристов и инвесторов, необходимо рассматривать

как ключевой элемент инновационной политики государства. Модель деятельности конгрессно-выста-вочных центров необходимо строить на базе использования процессного подхода к управлению, что, в свою очередь, устанавливает естественный путь к последующему управлению качественными характеристиками его функционирования.

Стандарты качественного сервиса на высоком уровне дают явное конкурентное преимущество в деятельности конгрессно-выставочных центров. Под качественным сервисом подразумеваются самые разнообразные инструменты, проводятся отличия между платными предложениями, например техническими возможностями для участников; едой и напитками для гостей деловых мероприятий или рекламными площадками для приглашенных организаторов и бесплатными услугами по организации работы комнат отдыха и информационными бюро. В качестве дополнения к этому качественный сервис также подразумевает все факторы косвенного характера, к которым можно отнести архитектуру, дизайн, общее состояние и чистоту площадки.

Все эти компоненты во взаимосвязи дают возможность экспонентам, посетителям и приглашенным лицам чувствовать комфорт и эмоциональное удовлетворение. В задачи тех, кто несет ответственность за жизнеспособность площадки на долгосрочную перспективу, входит достижение наивысших стандартов уровня сервисного обслуживания применительно к широкому перечню услуг, которые предоставляются туристам и инвесторам деловых мероприятий [2, с. 130].

Экспоненты проявляют интерес к доступности ключевых зон логистики для погрузки и выгрузки товаров-экспонатов, доступу ко входам в залы, наличию высоких технических стандартов по установке стендов и оборудования. Посетители и делегаты особое внимание обращают на близость расположения выставочных залов по отношению друг к другу, на отсутствие транспортных очередей в часы пик, хорошее кондиционирование и организацию наглядности для оптимизации своего времени при посещении мероприятия [5, с. 70].

Благоустроенные конгрессно-выставочные центры можно считать мощным инструментом установления коммуникационных деловых связей, которые используются как одни из самых эффективных площадок для обмена информационными потоками, для расширения рынков сбыта и налаживания связей между партнерами, для поддержания интереса инвесторов, для проведения образовательных мероприятий и проведения досуга в рамках делового общения, для продолжения уже существующих отношений экономико-политического характера на региональном и международном уровнях. Заключение

По результатам исследования можно заключить, что конгрессно-выставочные центры выступают катализаторами новых форм передачи информации между деловыми партнерами. Их ключевой особенностью является многофункциональность. Рассматривая современные конгрессно-выставочные центры, можно отметить, что для успешного их функционирования необходимо осознано подходить к выбору архитектурных решений, за счет которых возможно трансформировать помещения для организации деловых мероприятий и выставок с учетом различной целевой направленности этих мероприятий.

В здании конгрессно-выставочных центров должны быть созданы комфортабельные и технически оснащенные помещения, отличающиеся по площади, включая небольшие офисные помещения, а также помещения вспомогательного характера. Территория, прилегающая к конгрессно-выставочным центрам, должна также быть выгодно представленной.

Отдельное внимание должно быть направлено на привлекательность дизайнерских решений в помещениях конгрессно-выставочных центров, а также особого внимания заслуживает и оформление зоны террасы и подземных парковочных мест. У каждого конгрессно-выставочного центра должно быть пространство развлекательного направления, которое необходимо для создания благоприятной психологической обстановки для участников мероприятия для снятия физической и моральной усталости, чтобы была возможность отдохнуть после напряженной умственной деятельности.

Достижению коммуникативной, научной, политической, социальной, экономической, культурно-просветительской, развлекательной, эстетической, художественно-зрелищной и рекреационной функций кон-грессно-выставочных центров способствует грамотная организация их деятельность при организации деловых мероприятий. Следует отметить, что современная индустрия делового туризма посредством конгрессов и выставок повышает активность развития многих смежных отраслей экономики. Являясь весомым сектором туристической отрасли, деловой туризм положительно отражается на экономике страны.

Строительство специализированных конгрессно-выставочных центров благоприятно отражается на развитии сферы общественного питания, прокладке новых дорог, появлении новых транспортных маршрутов, способствует росту количества туристических агентств, что, в свою очередь, приводит к созданию новых рабочих мест, росту бюджетных доходов на всех уровнях бюджета, развитию инфраструктуры на региональном уровне, формированию устойчивого инвестиционного климата, активизации внутренних туристских потоков [8, с. 331].

Любой формат проведения мероприятий делового направления, не важно научный это симпозиум или экономический форум, симфоническая концертная программа или же беседа дружеского характера, нуждается в использовании специально оборудованных площадок, потребность в которых увеличивается стремительно, что свидетельствует о необходимости создания конгрессно-выставочных центров на территории страны и внедрения мероприятий по совершенствованию их деятельности.

Следует помнить, что для эффективной организации деловых мероприятий для туристов и инвесторов недостаточно иметь только организаторские навыки их организаторов. Всему этому необходимо комфортное и многофункциональное место в виде площадки проведения конгрессов, форумов, выставок и так далее, какими площадками и являются конгрессно-выставочные центры. Для хорошего старта и дальнейшего сотрудничества с представителями делового туризма и инвесторами необходимо развивать и увеличивать количество конгрессно-выставочных центров, а также работать в направлении улучшения логистических процессов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Глухов В.В. и др. Методология стратегического управления цифровым потенциалом сложных экономических систем на основе платформенной концепции // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13, № 4. С. 592-609.

2. Димитрова Т.Ю. Выставочная деятельность субъектов бизнеса в современных условиях // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. Статьи участников ежегодного апрельского научного форума. СПб., 2022. С. 130-132.

3. Карпов Д.А. Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент продвижения целей устойчивого развития // Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития. Материалы видеоконференции. 2020. С. 60-62.

4. Коржаков В.А., Солнцева О.Г. Инфраструктура конгрессно-выставочной деятельности в России // Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 297-300.

5. Мекуш Г.Е., Кайзер Ф.Ю. Туристский образ территории: проблема дефиниции, подходы и методы исследования, структурно-функциональные особенности // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2020. Т. 6, № 3. С. 70-93.

6. Наумочкина В.С., Благиных Е.А. Генезис и развитие торгово-выставочных центров // Актуальные вопросы современного строительства промышленных регионов России. Труды III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новокузнецк, 2022. С. 51-57.

7. Петренко Н.Е. Современный рынок делового туризма: структура, особенности функционирования // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 2 (48). С. 60-66.

8. Семенова А.С., Агеева Е.Ю. Сравнительный анализ объемно-планировочных решений выставочных центров // XII Всероссийский фестиваль науки. Сборник докладов. Нижний Новгород, 2022. С. 331-334.

9. Сидоров И.В. Города как центры притяжения выставочной индустрии // Город и люди: пространство и время. Сборник статей международной конференции. М., 2023. С. 438-446.

10. Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mef.m/assets/ffles/documents/СТРАТЕГИЯ_КВО_проект_08.06.21-для%20сайта.pdf (дата обращения 01.11.2023).

11. Сулейманова К.А. Современная конгрессно-выставочная индустрия - перспективы развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 1. С. 105-109.

12. Удалых С.К. Постоянно действующие выставки достижений экономики и социальной сферы как важная часть инфраструктуры делового туризма // Региональный туризм в условиях цифровой экономики. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2023. С. 95-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.