Научная статья на тему 'Конфуцианство в политике социализма с китайской спецификой'

Конфуцианство в политике социализма с китайской спецификой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / ПОСТКОНФУЦИАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ / NATIONAL SPIRIT / ДЭН СЯОПИН / DENG XIAOPING / СОЦИАЛИЗМ / "СЯО КАН" / "XIAO KAN" / POST CONFUCIANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлова М.П., Тесная А.Ю.

В статье рассматривается проблема отражения конфуцианского учения во внутренней политике китайского руководства последней четверти XX века. Конфуцианство оказалось для руководства КНР наиболее удобным инструментом идеологического обоснования внутренней политики, который опирался на традиционные китайские ценности и традиционный менталитет. Учитывая тот факт, что ранее коммунистические лидеры Китая пренебрегали конфуцианскими ценностями, что повлияло на появление множества проблем внутри страны, начало политики социализма с китайской спецификой ознаменовало возвращение к идеям Конфуция, их активное использование для обеспечения поддержки народом нового политического курса КПК. Результатом стало создание усовершенствованного китайского мировоззрения, названного постконфуцианством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIANISM IN THE POLITICS OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS

This article examines the problem of reflecting of Confucianism in Chinese guidance’s domestic policies in the last leadership of the 20th century. For the Chinese leadership Confucianism was the most convenient instrument for ideological justification of domestic policy, which based on traditional Chinese values and traditional mentality. Taking into account the fact that in the past Chinese communist leaders neglected Confucian values what caused many problems in the country, the beginning of socialism politics with its specific Chinese features marked a return to Confucian ideas and their active use in order to make people support the Chinese Communist Party's political course. The result was the creation of an improved Chinese world-view called Post-Confucianism.

Текст научной работы на тему «Конфуцианство в политике социализма с китайской спецификой»

44

Juvenis scientia 2017 № 11 | Юридические науки и политология

УДК: 323 ГРНТИ: 11.01.61 DOI: 10.15643/jscientia.2017.11.013

КОНФУЦИАНСТВО В ПОЛИТИКЕ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ

М. П. Самойлова, А. Ю. Тесная

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А Доброюбова Россия, 603005 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

И Самойлова Мария Павловна - mp.samoilova@gmail.com

В статье рассматривается проблема отражения конфуцианского учения во внутренней политике китайского руководства последней четверти XX века. Конфуцианство оказалось для руководства КНР наиболее удобным инструментом идеологического обоснования внутренней политики, который опирался на традиционные китайские ценности и традиционный менталитет. Учитывая тот факт, что ранее коммунистические лидеры Китая пренебрегали конфуцианскими ценностями, что повлияло на появление множества проблем внутри страны, начало политики социализма с китайской спецификой ознаменовало возвращение к идеям Конфуция, их активное использование для обеспечения поддержки народом нового политического курса КПК. Результатом стало создание усовершенствованного китайского мировоззрения, названного постконфуцианством.

Ключевые слова: конфуцианство, постконфуцианство, национальный дух, Дэн Сяопин, социализм, «Сяо Кан».

CONFUCIANISM IN THE POLITICS OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS M. P. Samoilova, A. Y. Tesnaya

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603005 Nizhny Novgorod, Russia

H Samoilova Maria - mp.samoilova@gmail.com

This article examines the problem of reflecting of Confucianism in Chinese guidance's domestic policies in the last leadership of the 20th century. For the Chinese leadership Confucianism was the most convenient instrument for ideological justification of domestic policy, which based on traditional Chinese values and traditional mentality. Taking into account the fact that in the past Chinese communist leaders neglected Confucian values what caused many problems in the country, the beginning of socialism politics with its specific Chinese features marked a return to Confucian ideas and their active use in order to make people support the Chinese Communist Party's political course. The result was the creation of an improved Chinese world-view called Post-Confucianism.

Keywords: Confucianism, Post Confucianism, national spirit, Deng Xiaoping, "Xiao Kan".

Китай является страной с многовековой историей и древней культурой. Нельзя отрицать, что формирование китайской цивилизации и ее сохранение во многом связано с появлением в стране учения Конфуция. Его идеи о человеческом достоинстве, о справедливости и нравственности в отношениях между людьми, о взаимоуважении, заботе друг о друге были как востребованы до образования КНР (Китайской Народной Республики), так и оставались таковыми и в XX веке. Ведь по мере того как возникает все больше экономических, политических и иного рода вызовов, все явственнее осознается необходимость поиска мировоззренческой парадигмы, способной привести к созданию гармоничного сообщества, основанного на проверенных тысячелетиями ценностях. В этом контексте и стоит обратить особое внимание на ценности конфуцианства заключающиеся в стремлении поддержания порядка, стабильности и мира, а также преодоления конфликтов и противоречий.

Своеобразной особенностью исторического развития Китая являлось не создание определенной социальной и экономической модели развития, а принятие и адаптация к своим реалиям других практик со своевременным переосмысливанием главных традиций и мировоззрения китайского народа.

При жизни Конфуций полагал, что правители должны были придерживаться строгих норм по отношению к своим подданным и править достойно, чтобы народ был покорным. Китайский ученый говорил: «Если управлять народом посредством распоряжений и наводить порядок посред-

ством наказаний, то народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если же управлять народом посредством силы дэ и поддерживать в нем порядок посредством надлежащих норм поведения, то народ сохранит стыд и будет управляем» [1, с. 207].

И действительно в последние годы КПК (Коммунистическая Партия Китая) является руководящим звеном, правление которого характеризуется достойной политикой по отношению к китайскому народу. КПК в самых широких масштабах мобилизует и организует народные массы на управление по закону государственными и общественными делами, на управление экономикой и культурой, на охрану и реализацию их коренных интересов. Конституция и законы - олицетворение единства партийной платформы и воли народа [2, с. 298].

После неудачной внутренней политики коммунистического руководства в третьей четверти XX века китайский политик Дэн Сяопин в 1978 году принял решение проводить реформы по модернизации государства, основанные на конфуцианских принципах. С его именем связано понятие «Сяо Кан» [3, с. 491], означающее «общество малого достатка» и олицетворяющее идеалы древнекитайского философа. Реформатор говорил: «Именно достижимость этой цели, означающей решение проблемы «тепла и сытости» для всего населения, позволяет лучше активизировать трудовые и умственные усилия народа, чем звучавшие при Мао Цзэдуне несбыточные лозунги, призывавшие в короткие сроки построить лестницу, ведущую на коммунисти-

Law and Political Sciences | Juvenis scientia 2017 № 11

45

ческое небо» [3, с. 493]. Считается, что благодаря идеям Конфуция Дэн Сяопин смог удачно провести задуманные изменения.

Конфуций при жизни говорил, что если не руководствоваться правильными принципами, то от проблем не избавиться [4, с. 37]. Дэн Сяопин был уверен в том, что при социализме личные интересы должны были подчиняться коллективным интересам, интересы частного - общим интересам, временные - перспективным, в противном случае общество было бы не способно добиться процветания.

Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Цзян Цзэ-минь в своем докладе на XVI Всекитайском съезде КПК выразил идею о продолжении развития национального духа страны: «За пять с лишним тысяч лет своего развития китайская нация выработала у себя великий национальный дух, ядро которого составляет патриотизм и который выражается в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и неустанном стремлении вперед. Китайский народ под руководством нашей партии за долгие годы практики обогатил этот национальный дух, неустанно соединяя его с потребностями развития эпохи и общества» [5].

Помимо этого, Дэн Сяопин и Цзян Цзэминь придерживались традиционного конфуцианского принципа о важности сохранения стабильности [3, с. 520]. В 2000 г. Цзян Цзэминь выдвинул лозунг «управления государством с помощью морали («и дэ чжи го»), и после этого он не раз выступал за «усиление социалистического идеологического и морального строительства». В сентябре 2001 г. ЦК КПК выпустил «Программу строительства гражданской этики», где были сформулированы основные моральные нормы, которые необходимо соблюдать китайскому обществу.

Многие китайские политики придерживаются мнения, что следует в равной степени уделять внимание и материальной, и духовной культуре для процветания как социума, так и государства в целом. В этой связи социалистическая духовная культура становится важным показателем социализма с китайской спецификой. Использование опыта зарубежных стран, сохранение конфуцианских традиций, повышение нравственного и научного уровней нации дают КПК возможность модернизировать Китайскую Народную Республику.

Возвращаясь к конфуцианским идеям о государстве по отношению к обществу, нельзя не отметить высказывания китайского ученого по этому поводу. По его мнению, в социуме, придерживающемуся принципов конфуцианства, практически отсутствует противостояние права государству, исключение составляет лишь ситуация, когда эти права исходят от самого государства. «Предпочтение отдается согласию и сотрудничеству, а не разнообразию мнений и конкуренции. Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений» [6, с. 376].

Во второй половине XX века коммунистические лидеры КНР понимали, как важно было опираться на конфуцианские традиции. Но политическая обстановка как за рубежом, так и внутри страны требовала изменения прежних устоев. На основе конфуцианских идеалов и изменения курса внутренней политики и создается постконфуцианство. Идея единства индивидуального и общественного на основе ограничения личностного начала и подчинения его потребностям социального целого так и осталась основной для данного мировоззрения. В 2003 году выходит постанов-

ление ЦК КПК, который ставит целью «...гармоничное развитие города и села, гармоничное развитие всех регионов, гармоничное развитие экономики и общества, гармоничное развития человека и природы, гармоничное сочетание внутреннего развития страны и открытости внешнему миру».

Китайская Народная Республика развивается, делая упор на определенные этические нормы. Многие китайские ученые видят соблюдение принятых древнекитайским философом принципов причиной успеха модернизации государства и отличия национальной политики от зарубежных. В частности, здесь стоит выделить принцип гуманности, ставший основой национальной культуры. В современном Китае государство продолжает оставаться воплощением воли общества, хранителем нравственности и порядка.

Под влиянием своей многовековой истории, воздействия внешних факторов, перспективной политики руководства КНР, видящих положительное воздействие в первую очередь западного опыта на внутреннюю обстановку страны, и идеи конфуцианства (с конца XX века постконфуцианства) китайская цивилизация продолжает развиваться и процветать. Не удивительно, что государство с 1979 года ставит перед собой задачу синтезировать традиционные и современные пути развития. [7, с. 620].

Китайское общество успешно впитывает и перерабатывает практически все западные современные достижения экономического и технологического характера. Следует отметить, что освоению новейших достижений способствовали и старые конфуцианские традиции бережливости и качественного труда, умение органично использовать старые вещи и опыт прошлого. С конца ХХ в. китайское руководство стало использовать ценности традиционной культуры как вспомогательное средство для обеспечения поддержки курса КПК населением и в качестве базовых при строительстве новой культуры.

Сформировавшееся в Китае еще в VI веке до н.э. и сохранившееся в несколько измененном виде конфуцианство представляет собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволяющую свести к минимуму общественные противоречия и обеспечить стабильное развитие. Она создавалась в период кризиса политической системы в XX веке, когда стала очевидной необходимость проведения реформ, ставших началом развития в КНР социализма с китайской спецификой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь юй». Пер. А.С. Мартынова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. Том 1. 368 с.

2. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: «Наука». 1981. 332 с.

3. Воскресенский А.Д. Восток и политика. М.: «Аспект-Пресс». 2011. 685 с.

4. Конфуций Лунь Юй: Восточная литература. 2001

5. Доклад Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК. URL: http://russian.china.org.cn/russian/50838.htm.

6. Фан Кэли Современное неоконфуцианство и модернизация Китая. Чанчунь: Чанчунское изд-во, 2008. 376 с.

7. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время. М.: «Стилсервис». 2009. 704 с.

Поступила в редакцию 12.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.