ПСИХОЛОГИЯ Озерова А.В.
КОНФОРМИЗМ И КОНФОРМНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: конформизм, конформность, поведение.
Аннотация: Конформизм первоначально социальная категория, связанная с определенным поведением человека или группы, конформность - это психологическая особенность индивида, присущая в разной степени каждому. Конформность может рассматриваться как психологическая категория, неотъемлемое свойство любой личности, тогда как конформизм - это категория социальная, выражающаяся в определенной форме отражения данного свойства, поведения индивида, особенностях его приспособления к социальным условиям. Анализ исследований позволяет нам рассмотреть этот феномен в различных вариантах его проявления, и сделать вывод о том, что исследование дефиниций конформизма и конформности человека связано с такими понятиями, как согласие, уподобление, подчинение мнению большинства, приспособление.
Keywords: conformism, conformity, behaviour.
Abstract: Primary, conformism is a social category related to some behaviour of a person or group of people, and conformity is a psychological feature marking every person in some extend. Conformity as a psychological category intrinsic to each personality, while conformism is a social category expressing this feature in some form of individual behavior and social adaptation abilities of a person. Analyzing there searches allows for closer look on this phenomenon in a number of different options and drawing conclusion that study of definitions of human conformism and conformity is associated with such notions as consentience, modeling, majority opinion compliance, adjustment.
В повседневной жизни человеку постоянно приходится принимать решения в выборе поведения, но не всегда субъект их принимает самостоятельно. Одним из видов влияния на поведение индивида является конформизм. Социальное влияние, или конформизм - это пассивное согласие индивида с общественными нормами, с взглядами и мнениями, которые существуют в группе, в которую входит индивид.
Изучение феномена конформизма, причины его возникновения были предметом исследования ряда таких мыслителей как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, М. Лютер, Платон и др. Аутентичное формирование концепции конформизма приходится на период, охватывающий конец XIX - первую половину XX века: время бурных общественных преобразований, потрясений и экономических кризисов. Конформизм исследовался как:
- взаимосвязь автономии души и стремления человека принадлежать к чему-либо, быть подобным кому-либо, служение, подражание (Демокрит, Сократ, Аристотель);
- феномен больших социальных групп (Г. Лебон, Г. Тард, Н.К. Михайловский, Д.В. Ольшанский, С. Московичи, Ж. Бодрийяр);
- трагедия личности, ее разрушение из-за попыток приспособления в массовом индустриальном обществе (Г.С. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм);
- проблемы человека, связанные с давлением общества (И. Хейзинги, Д. Рисмен, А. Печчеи, А. Тэшфел, С.Э. Крапивенский, З. Бауман, Ж. Эрман).
Так, конформизм, конформность рассматриваются в различных противоречивых теориях:
- в теории Р. Мертона, конформность исследуется с точки зрения ценности, обеспечивающей социальную стабильность;
- в работах З. Фрейда, Г. Юнга, В. Райхаконформность определяется как субъективная способность к приспособлению;
- нравственные особенности конформизма отражены в работах В.Э. Чудновского, А.И. Титаренко, И.Л. Зеленковой, Е.В. Беляевой);
- конформизм в лабораторных условиях изучали С. Аш, М. Шериф, Р. Крачфильд, Д. Креч, С. Милграм;
- особенности влияния большинства и меньшинства описаны в работах Д. Уайлдера, М. Дойча, Г. Джерарда, С. Московичи.
- конформизм как важный аспект социализации описан И.С. Коном, Б.Д.Парыгиным, А.Л.Леонтьевым, Г.М.Андреевой, Е.П.Белинской, О.П. Тихомандрицкой.
Все вышеперечисленные исследования конформизм определяют как следование образцам поведения, имеющим значительную силу влияния на индивида при отсутствии собственного мнения в каких-либо ситуациях (мнение группы, нормы и традиции группы и т.п.) [1].
Представьте, за окном яркий весенний день, вы сидите в классе и ждете учителя. Внезапно к вам подходят несколько одноклассников и предлагают уйти с уроков. Они говорят, что уходить надо всем вместе: сегодня контрольная работа, и если кто-нибудь останется, то
прогулявшие получат оценку «неудовлетворительно». Вы с интересом ждете урок, но в то же время опасаетесь насмешек и отвержения со стороны одноклассников. Людей, готовых уйти с урока, становится все больше. Даже ваш друг присоединяется к большинству. Как вы поступите в этом случае: останетесь или уйдете?
С подобными ситуациями мы встречаемся довольно часто. Иногда мы соглашаемся с большинством, четко осознавая, что делаем; иногда это происходит незаметно для нас. Подвергаясь влиянию большинства мы проявляем конформизм. Под конформизмом понимается изменение человеком своих представлений, оценок и поведения в результате реального или воображаемого давления группы, некритическое принятие стандартов большинства.
Изучение условий и психологических механизмов конформизма началось в начале 1950-х гг. Первые исследования, посвященные этой проблеме, принадлежат С. Ашу [2]. В каждой экспериментальной сессии принимал участие один «настоящий» и пять «подставных» испытуемых, действующих по плану экспериментатора. Они решали серию простых однотипных заданий, и каждый раз получали две карточки: на одной была изображена контрольная линия, а на другой -три линии разной длины. Респонденты должны были выбрать линию на второй карточке, длина которой соответствовала контрольной. Задача была простой и не должна была вызвать у респондентов каких-либо затруднений. Каждый участник давал ответ в присутствии других людей. Сначала выступали подставные испытуемые, а потом настоящий респондент. Подставные участники давали заранее оговоренные с исследователем ответы. В 12 случаях они были явно неверными: большинство единогласно выбирало неправильную линию. Что же в этом случае делали настоящие участники эксперимента? Результаты исследования продемонстрировали, что мнение настоящих респондентов в большой степени зависело от ответов подставных участников. Количество неправильных ответов, данных студентами под воздействием большинства, составило около 33%. Лишь 25% настоящих участников не дали ни одного неправильного ответа. Половина респондентов дали неправильный ответ в шести и большем количестве ключевых заданий, а 5% были конформны во всех случаях [2].
Почему мы соглашаемся с большинством? Возможно, это обусловлено следующими причинами, так как конформизм:
1) позволяет людям повысить социальный статус и получить часть группового вознаграждения (эгоистическая мотивация). Поэтому конформизм чаще демонстрируют люди, которые обладают
небольшой властью и рискуют быть уличенными в неподчинении, но верят в успешность своей группы;
2) способствует сохранению группы (альтруистическая мотивация). Поэтому более высокий уровень конформизма демонстрируют люди, которые придают большое значение общению с окружающими, принадлежности к группе;
3) позволяет людям вынести решение при недостатке информации (познавательная мотивация). Поэтому к конформизму прибегают люди, которым не хватает информации для принятия решения и которые не уверены в своих способностях, сделать это.
Как следствие, уровень конформизма зависит от целого ряда дополнительных факторов [3].
Исключительный интерес к влиянию большинства сохранялся в социальной психологии на протяжении почти 20 лет. Однако в 1970-х гг. специалисты заговорили о противоположном феномене - влиянии меньшинства.
Тесно содержательно с понятием конформизма связано определение конформность. Конформность означает степень социального влияния на поведение человека и может быть различна по природе своего происхождения: так, она может быть внутренней или внешней [1].
Внутренняя конформность как правило прослеживается в тех случаях, когда мнение индивида меняется, он находится в гармонии с группой и с самим собой, принимает мнение группы как собственное и далее придерживается его уже независимо от наличия ее рядом.
Внешняя конформность характеризуется демонстративным согласием с группой, но при этом индивид продолжает придерживаться своего первоначального мнения. Именно поэтому зачастую внешняя конформность проявляется осознанно, с целью избежать конфликтов или разногласий. В меньшей или большей степени социальному влиянию подвержен любой человек. Это объясняется тем, что индивид нуждается в одобрении, в ощущении собственной принадлежности к группе, общему делу и рядом других причин. По результатам ряда исследований по данной тематике, можно выделить ряд факторов, влияющих на уровень конформности человека.
Во-первых, это личностные особенности самого человека. Согласно исследованиям, наибольшая конформность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, впоследствии степень её проявления снижается и остается на постоянном уровне. Также
отмечается, что женщины в большей степени подвержены влиянию, чем мужчины. Однако эти выводы делались на основе предубеждения о повышенной социальной восприимчивости и эмоционально гибкости женщин, и стремлении мужчин к достижению высокого статуса и, как следствие, оказании ими повышенного влияния на окружающих. В дальнейшем мужчинам и женщинам в исследованиях отводились аналогичные роли. Однако при изучении конформизма у женщин учитывалось, что обсуждаемая проблема должна быть близка именно женскому полу. Таким образом, данные результаты приравнивали мужчин и женщин в степени проявления конформности.
Вторым фактором является характеристика самой проблемы. Чем более индивид имеет сведений по сложившейся проблеме и уверен в своей правоте, тем ниже уровень его конформности. Особенно это проявляется при проявлении информационного влияния группы, о котором будет упомянуто далее.
Третьим фактором является культура. Для западных стран проявление конформности означает отсутствие собственного мнения, податливость и слабость, и воспринимается негативно. Однако в ряде стран, где, наоборот, конформное поведение индивида показывает его тактичность, стремление к компромиссу в отношениях, представляет собой позитивное явление.
Помимо вышеуказанных факторов, в каждой ситуации существуют социальные условия, которые оказывают влияние на степень конформности человека, но уже для каждого конкретного случая индивидуально. Так, например, уровень конформности может возрастать по мере увеличения группы от 3 до 5-7 человек. Это означает, что при большой численности группы становится не столь важно, насколько эта численность велика: социальное влияние группы на индивида оказывается в одинаковой мере [6]. Именно поэтому определенная численность группы есть одно из условий проявления конформизма. Следует отметить также тот факт, что размер группы тесно связан со степенью её близости с индивидом. При равной численности в двух разных группах, к одной из которых человек относится доверитель но, а вторая для него по большей части незнакомые люди, очевидно, что к первой индивид будет относиться с доверием, будет прислушиваться к мнению большинства и изменять своё мнение в пользу группы. Таким членам группы не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые человеку симпатичны, он дает им определенную власть над собой и своим
мнением. Однако это справедливо лишь для тех людей, которые ищут признания группы. Те, кто оказался в составе группы, из которой они готовы выйти в любой момент, как правило, меньше подвержены её влиянию и имеют большую сопротивляемость давлению [5].
Таким образом, с учетом того, что конформизму подвержен каждый человек в той или иной степени, и уровень его зависит не только от самого человека, но и от ряда внешних факторов и условий, можно сделать вывод, что конформизм - это мощнейший способ влияния.
Стоит так же отметить, что степень конформности может зависеть от характера ситуации, которую переживает субъект [4]. Поэтому нельзя разделить людей на конформистов и нонконформистов. Реакция индивида на социальное давление может быть отличной и зависеть от конкретных социальных условий. Так, имеет значение значимость группы или личности для человека и его положение в группе, важность обсуждаемых вопросов. Социальное влияние группы или личности на индивида будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для человека принадлежность к данной группе или авторитетнее личность. Расхождение во мнении с авторитетным лицом, значимым коллективом, принадлежность к которому важна для ролевой структуры личности, затрагивает не только ее ценностные ориентации, но и ее самоуважение.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что конформизм является результатом действия множества различных факторов, в том числе социально-психологических, в силу чего выявление причин конформизма в каждом случае есть сложная исследовательская задача, как и его прогнозирование. Проблема конформизма имеет высокое значение не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно небольшой группы, но и в гораздо более широком социальном контексте. Ярко выраженный конформизм в целом явление психологически негативное. Человек, слепо идущий за группой, рано или поздно утрачивает свое мнение и становится легко управляемым. В другом случае отрицательное влияние конформизма может быть выражено в приспособленчестве человека, способного многократно менять свое поведение и мнение в соответствии с тем, что ему более выгодно, и лишившегося собственных взглядов.
Если же рассматривать конформизм как способ влияния, то в определенной ситуации он может дать положительный результат.
Так, являясь мощным механизмом сплочения отдельных групп и общества в целом, конформизм может помочь группе в достижении определенных целей, если она в этом действительно заинтересована. И что немаловажно, конформизм является инструментом социализации, передавая социальный опыт, культуру, традиции и образцы поведения, так как большинство из вышеперечисленного навязывается индивиду обществом в детстве, подростковом возрасте и юношестве, когда степень конформизма чрезвычайно высока.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 123.
2. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 345.
3. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер, 2007. - С. 372-394.
4. Кизин М.М. Форма выражения эмоций: крик человека, пораженного страхом // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 61-65.
5. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии / // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 228.
6. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 164-173.
Полухина О.П.
РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, студент-психолог, нравственное самосознание
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, роли нравственного самосознания в данном процессе. В статье раскрывается роль отношений личности в формировании профессионально-личностной позиции, и расширяются представления