Научная статья на тему 'Конфликты в виртуальном дискурсе'

Конфликты в виртуальном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
459
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / СТРАТЕГИИ ВИРТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА / ТАКТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзараева Наталья Анатольевна, Смирнова Евгения Александровна

В статье рассматриваются проблемы конфликтного взаимодействия в виртуальном пространстве Интернета. В контексте современных тенденций Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека, поэтому виртуальный дискурс представляет интерес для изучения. В данной работе делается попытка проанализировать стратегии и тактики виртуального дискурса в конфликтных ситуациях, возникающих при общении в сети Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дзараева Наталья Анатольевна, Смирнова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликты в виртуальном дискурсе»

Список литературы

1. Носова Л.Н. Коммуникативно-прагматический потенциал инструкции по применению лекарственных средств в фармацевтическом дискурсе:автореф. дис. на соиск учен. степ. канд. филол. наук. — М., 2013.

2. Носова Л.Н. О неких коммуникативных особенностях лекарственного дискурса / Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: III Междунар. науч.-практ. конф. — Минск, 2012. - С. 94-96.

3. Рудова Ю.В. Буклет как жанр письменного медицинского дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 2: Языкознание. - 2008. - № 1. - С. 110-115.

4. Шагланова Е.А. Стратегии и тактики компрессии текста в телерекламе // Современные проблемы науки и образования. - № 4. -2013.

5. Drugstore.com [Электронный ресурс] URL: www.drugstore.com (дата обращения: 10.01.2016).

6. Employment: A Kidney Patient's Guide to Working and Paying for Treatment.[Электронныйресурс] URL: http://lifeoptions.org (датаобращения: 26.03.2016).

7. Encouragement: Bridging the Barriers (For Patients and Their Families). [Электронныйресурс] URL: http://lifeoptions.org (Датаобращения: 26.03.2016).

8. [Электронный ресурс] URL: http://dimaperfect.jimdo.com/medicine/pills/iodomarine/ (дата обращения: 10.01.2016).

© Дзараева Н.А., Олина Е.О., 2016

КОНФЛИКТЫ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Наталья Анатольевна Дзараева

канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:natasha_dz@mail. ru

Евгения Александровна Смирнова

студентка гр. 735П факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: smirnovaevgeniya20@gmail. com

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы конфликтного взаимодействия в виртуальном пространстве Интернета. В контексте современных тенденций Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека, поэтому виртуальный дискурс представляет интерес для изучения. В данной работе делается попытка проанализировать стратегии и тактики виртуального дискурса в конфликтных ситуациях, возникающих при общении в сети Интернет.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, стратегии виртуального дискурса, тактики виртуального дискурса, Интернет.

Интернет сегодня является неотъемлемой частью жизни современного человека. Пользователи Интернета применяют его как в профессиональной, так и в частной жизни, постоянно обсуждая что-либо, решая назревшие проблемы или задавая вопросы, поэтому конфликты в виртуальном пространстве не редки.

Конфликт является средством решения разногласий между людьми, отражением столкновения сторон. В связи с этим конфликт в виртуальном дискурсе является важной и новой проблемой, которую стоит исследовать для лучшего понимания ее структуры и способов решения.

Виртуальный дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, отличающийся специфическим каналом связи и характеризующийся обязательным наличием Интернета и компьютера; отсутствием деления пользователей и наличием специфичной лексики [1, с. 6].

В виртуальном дискурсе используются следующие стратегии и тактики (см. таблицу).

Таблица

Стратегии и тактики виртуального дискурса

Стратегия Тактика

Организующая - контактоустанавливающая тактика - тактика сближения - тактика самопрезентации

Поисковая - тактика запроса конкретной информации

Объясняющая -тактика объяснения -тактика убеждения

Позиционирующая -тактика самопрезентации -тактика убеждения -тактика оценки

Оценивающая -тактика оценки

Содействующая -тактика сближения -тактика убеждения -тактика утешения -тактика комплимента -тактика объяснения

Дискредитирующая -тактика обвинения -тактика вразумления -тактика угрозы

В процессе реализации определенной стратегии виртуального общения выбирают ту или иную тактику с целью завладеть вниманием собеседника и не оставить его равнодушным, Интернет-коммуниканты стремятся сделать свое сообщение неповторимым, бросающимся в глаза и часто конфликтным.

Виртуальный конфликт - это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает [3].

1. В виртуальном пространстве существуют особенности межличностного общения в условиях конфликта [2]: из-за физической дистанции субъектов у людей могут появиться иллюзии вседозволенности, безнаказанности и иллюзия нереальности собеседников, что только усугубляет конфликт. Виртуальность также может вызвать искажение реального образа каждого собеседника, «что влечет за собой неправильное восприятие и, как следствие, общение, не соответствующее реальному образу человека». Отсутствие кинестетических ощущений и частичное отсутствие визуального, аудиального способов получения информации могут привести к дезориентации людей или, наоборот, обострить другие пути получения информации, замещая ими отсутствующее. «Визуальный, аудиальный способ получения информации ущемлены частично. Непосредственный визуальный контакт между собеседниками, как правило, отсутствует. Его компенсация видеоизображениями недостаточна и далеко не всегда имеет место. То же и с аудиальным способом получения информации».

2. Сокращается период перехода к более тесному личному общению. Люди быстро перескакивают от стадии «знакомство» к стадии «дружба». «Совершенно не сомневаясь в своих действиях, собеседники могут открыто высказать друг другу все, что думают, порой в поучительной манере, свысока, считая возможным вмешиваться в личное внутреннее пространство другого человека». Это может привести к дискомфорту и непониманию в общении, так как подсознательно люди все еще находятся на первой стадии знакомства - по сути, они чужие люди.

3. Скорость общения может быть контролируемой. В реальном пространстве, при непосредственном межличностном общении, как правило, нет возможности сделать тайм-аут в беседе. В виртуальном пространстве такая возможность есть всегда. Любое сообщение можно отложить, продумать в деталях, изменить свое мнение, изменять высказывания в процессе написания сообщения. Более того, можно отстраниться от беседы, пережить эмоции и ответить много позже продуманным и взвешенным текстом. Дело в том, что в ситуации конфликта пользователи редко прибегают к такой тактике и, не желая оставаться оскорбленными, как можно быстрее пишут ответные сообщения или комментарии, зачастую подбирая как наиболее жесткие и оскорбительные слова и выражения.

Рассмотрим, как ситуация конфликта влияет на выбор стратегий и тактик участниками виртуального общения.

Дискредитирующаястратегия

1: Does she know already??

2: No

1: I'll tell her

2: Whaaat??????are u crazyyy????dont tell her what I done

1: She must know

2: U dont tell her!!!!! It 's not your problem!!! Dont stuck as u always do!

Дискредитирующаястратегияв данномфрагментевиртуальногоконфликтаопе рируеттактикойобвинения: «Dont stuck as u always do!», тактикойвразумления: «Whaaat??????are u crazvvv????dont tell her what I done», «She must know», «U dont tell her!!!!! It's not your problem!!!» и тактикойугрозы «I'll tell her».

Позиционирующая стратегия

It alw^ beei^^ always will be sulphur to me as a Eri cheuust. Sulfur just lools wroag.

Рис. 1

В данном примере собеседники высказывают мнение о правильности написания определенного слова. Каждый из пользователей высказывает свое мнение по этому поводу: «ITIS ALWAYSSULFUR!», «ITIS SULFAR!!!!» Таким образом, они прибегают к тактике самопрезентации. Тактика убеждения выражается в выражении: «Noopedefinitelynotsulfar», тактика оценки -«Sulfurjustlookswrong».

Оценивающая и содействующаястратегия

1: She says that she understands and it sucks that my schedule is more strict, but then she calls the next day asking if I'm free. It's just weird!

2: It is indeed weird.

3: It isn't weird. She is just your friend and wants to meet you. Explain everything to her and be smarter next time.

Тактикиоценкии убежденияпрослеживаютсяв такихсловахсобеседников, как «It's just weird!», «indeed weird», «It isn't weird». Тактика утешения выражена в ответе второго пользователя: «Itis indeedweird», этими словами он поддерживает первого пользователя. Третий пользователь реализует тактику объяснения при помощи фразы «Sheis justyourfriendandwantsto meetyou».

Организующая стратегия

1: People, shutup!

Now!

Everybody!

Let's just shut up and think about the problem!

В данном примере в организующей стратегии при помощи обращений «People» и «Everybody» пользователь дает понять, что обращается ко всем участникам разговора. В этих обращениях реализуется

контактоустанавливающая тактика.

Объясняющая стратегия

Report

CalDavies — Fred Crinson 9 Nov 2013 16:29 n ^

Great, so you're going to isolate your children from their peers (which will make them targets of bullying anyway), for the sake of 'protecting' them?

Society and trends change. It might not be ¡Phones and ¡Pads which are hot in 15 years or whatever, but technology is now a solid and essential part of society, and if you prevent thiLdren from using it they wiLL be isolated and unprepared for the future. This is possibly »Verse parenting then letting them do whatever they want online.

I agree that peopLe are becoming isolated, and this worries me, but I also see the benefits and importance of electronics. I think we need some middle-ground, we need to show kids the beauty of nature, but let them enjoy the benefits and world of technology too.

Report

Рис. 2

Во втором параграфе данного комментария пользователь использует тактику объяснения: «...and if you prevent children from us in git they will be isolated and unprepared for the future». Тактика убеждения выражается в следующем предложении: «This is probably worse parenting...», при этом выделено курсивом слово «worse».

Поисковая стратегия

W^* punkangel.

■if. Senior Member

® where did you get the picture things??

Besides peoples names there are cool pictures of stuff. I confess, I dont knovu vuhere to get them! Call me stupid, call me dumb but I just want to know where they are!!!If you guys are nice please E-mail me! My E-mail address is under the member list!(Duh!)

what pictures are you talking about?

Рис. 3

Поисковая стратегия осуществляется при помощи тактики запроса конкретной информации в обоих сообщениях пользователей. Первый пользователь заинтересован в каких-то картинках и спрашивает, где их можно найти. Второй пользователь реализует тактику запроса конкретной информации своим вопросом: «What pictures are you talking about?», пытаясь при этом выяснить, о каких именно картинках спрашивает первый пользователь.

Подводя итог, следует заметить, что незнание и непонимание особенностей межличностного общения в Интернете приводит к дезориентации собеседников и снижению толерантности, что в свою очередь ведет к возникновению конфликта.

В приведенных выше фрагментах участники виртуального дискурса используют все семь его стратегий. Но в ситуациях конфликта пользователи прибегают в основном к дискредитирующей, позиционирующей, оценивающей и организующей стратегиям. Наиболее частотной тактикой при этом является тактика самопрезентации.

Дальнейшая работа в данном направлении позволит расширить знания об эффективном общении в конфликтных ситуациях. Перспективами исследования проблемы следует считать возможные классификации конфронтационных проявлений в языке в условиях виртуального общения.

Список литературы

1. Карасик, В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр.- Волгоград: Перемена, 2000. - С.5-20.

2. [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--7-0ub.net/obschii-razdel/tolerantnost-v-virtmlnom-prostranstve-internethtml (дата обращения: 13.12.2015).

3. Виртуальные конфликты [Электронный ресурс]. — URL: http://conflictmanagement.ru/virtualnye-konflikty (дата обращения: 13.12.2015).

© Дзараева Н.А., Смирнова Е.А., 2016

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО СУДЕБНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДИСКУРСА В РОССИИ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ

Наталья Анатольевна Дзараева

канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:natasha_dz@mail. ru

Иван Юрьевич Щеколдин

студент гр. 745П факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:lesterfrance@gmail. com

Аннотация: Целью данной статьи является сравнение и анализ речевых стратегий и тактик конфликтного судебно-процессуального дискурса в России и англоязычных странах. Судебные процессы - это сфера конфликтной коммуникации и, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, изучение вопросов, связанных со стратегиями и тактиками, используемыми участниками судебного слушания в конфликтных ситуациях общения, будет способствовать выявлению эффективных способов решения судебно-процессуальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.