Научная статья на тему 'КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ЭТНОЭЛИТЫ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салгириев А.Р.

В работе анализируются политические элиты на Северном Кавказе, осуществляемую ими роль в управлении политическими процессами, принципы и особенности их строения. Рассматривается качественный состав элит, каналы рекрутирования и особенности их развития. Приведены примеры физического уничтожения политических оппонентов, коррупции и клановости в деятельности этнополитических элит. Коррупция выделена автором как центральный фактор угрозы безопасности в регионе. Подбор и расстановка ключевых кадров осуществляется по патрон-клиентарному принципу. Деятельность политических элит на Северном Кавказе, с точки зрения автора, основано на торге интересов с федеральной политико-административной элитой - стабильность в регионе, а взамен льготы, финансовые вливания, налоговые послабления и другие преференции. Автором приведены рекомендации, которые позволили бы смягчить этнополитическую напряженность в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS IN GOVERNING INTERACTION BETWEEN POLITICAL ELITES IN THE NORTH CAUCASUS REPUBLICS

The paper analyzes political elites in the North Caucasus, their role in governing political processes, their structural principles and characteristics. Elite quality, ways of recruiting and characteristics of their development were considered. The examples of physical liquidation of political adversaries, corruption and clannishness in ethnopolitical elites` activity were provided. Corruption was considered as the main factor, endangering the regional security. Staff recruitment and arrangements are selected according to the patron- protegee principle. From the author`s viewpoint the political elite activity is based on haggling with the federal political and administrative elite: regional stability is promised for benefits, financial flows, tax loosening and other preferences. The paper recommends the activities that will ease the political situation in the region.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

А. Р. Салгириев, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики e-mail: 010585@list.ru

КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА

В работе анализируются политические элиты на Северном Кавказе, осуществляемую ими роль в управлении политическими процессами, принципы и особенности их строения. Рассматривается качественный состав элит, каналы рекрутирования и особенности их развития. Приведены примеры физического уничтожения политических оппонентов, коррупции и клано-вости в деятельности этнополитических элит. Коррупция выделена автором как центральный фактор угрозы безопасности в регионе. Подбор и расстановка ключевых кадров осуществляется по патрон-клиентарному принципу. Деятельность политических элит на Северном Кавказе, с точки зрения автора, основано на торге интересов с федеральной политико-административной элитой - стабильность в регионе, а взамен льготы, финансовые вливания, налоговые послабления и другие преференции. Автором приведены рекомендации, которые позволили бы смягчить этнополитическую напряженность в регионе.

Ключевые слова: Политические элиты, этноэлиты, Северный Кавказ, коррупция, конфликты.

Исследователи все больше концентрируют свое внимание на выявлении, осмыслении кон-фликтогенных факторов, вызывающих и обостряющих конфликтные ситуации в управленческих взаимоотношениях политических элит. Внимание уделяется тем факторам, которые ведут к принуждению и насилию, разъединяющих и противопоставляющих участников политики, на раскрытии дестабилизирующих и деструктивных последствий действия этих факторов [1, с. 30-35; 2, с. 283-291]. Элитоло-ги сосредотачиваются на обосновании возможных мер по приданию политическим конфликтам конвенциальных форм, содействующих обеспечению мирного сотрудничества.

Для конфликтологического анализа ситуации необходимо сосредоточить внимание на проблемах выработки и реализации политики в регионах, поскольку именно с ней связаны основные и наиболее острые деструктивные и дисфункциональные социальные напряжения и конфликтные ситуации во взаимодействии региональных политических элит как с населением, так и между собой, и с общероссийскими элитами [3, с.15-20].

Кардинальные трансформации российского общества, происходящие с начала 1990-х гг., оказали сильное влияние на его политическую структуру и особенности функционирования

такой социальной группы, как политическая элита. Изучение политических процессов современности предполагает анализ структуры и функций элит [4, с. 156-159; 5, с. 193-197; 6, с. 252-256]. Дискуссии о роли, которую играют элитные группы в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений на региональном, национальном уровнях, а также о влиянии, которое они оказывают на политический процесс, продолжают привлекать внимание специалистов.

Классификация строения политических элит, проведенная по неформальным признакам, позволяет выделить в структуре элит разнообразные кланы, клики, стратегические группы и группы давления, внутренние партии и обоймы. В целом совокупность неформальных связей в элитной системе представляет собой клиентелу, построенную на чувстве личной зависимости и не имеющей ничего общего с рациональным распределением ресурсов и полномочий. Связь между патроном и множеством его клиентов создает дополнительное измерение иерархического строения политической элиты, не вписанное в его формальную организацию. Такие мини-пирамиды власти основаны на персональной протекции. Часто при смене места работы патроном вся «команда» перемещается в формальной среде элиты. Наличие команд было

характерным признаком и советской властной элиты.

Во многих регионах слаб «политический рынок» кандидатов в элиту, не развита инфраструктура конкурентной политики (свободные СМИ, Интернет, возможность достичь высокого статуса вне и вопреки государственной бюрократии) [7, с. 108-121]. Причем номенклатурный принцип может использоваться в противоположных целях: коммунистами и либералами, унитаристами и сепаратистами [8, с. 28-29].

Самооценка правящих элит отчетливо выявляет их номенклатурность, дисбаланс полномочий в пользу сильной исполнительной власти. Это обосновывалось, как правило, необходимостью обеспечения эффективного управления, отсутствием политической и правовой культуры общества, соответствующей новым политическим реалиям. К тому же культура власти элиты ориентирована на постоянное и приоритетное использование именно политических регуляторов властных отношений, независимо от их легализованности и опосредованности законом. Поэтому право в России традиционно воспринимается элитами как формальный и малосущественный фактор ограничения и регулирования их власти. Становился очевидным тот факт, что администрирование в сфере экономики, давление на СМИ, клановый принцип формирования властных структур становились тормозом в развитии демократических процессов, сдерживали развитие структур гражданского общества.

В этой связи представляется важным более детально рассмотреть тенденцию усиления влиятельности госслужащих в составе политических элит.

Альтернативные выборы принципиально изменили в 1990-х гг. стиль и методы формирования российской власти. Выборы сделали элиту более фрагментированной. Однако возможности кардинального обновления элиты с помощью выборов ограничены. Проблема управленческих кадров остается острой, не хватает опытных руководителей. Помимо этого, кумовство, родственные и дружественные связи заменяют объективную оценку качеств подбираемых кадров, кадровые рокировки своим логическим завершением имеют, как правило, возврат к кадрам номенклатуры или включенным в патрон-клиентарные сети корпоратив-

ным группам («силовики», «доверенный» крупный бизнес). Еще не определены четко тактики, последовательность реформ элит на ближайшую перспективу.

Теневая экономика постепенно формирует свою организационную, институциональную, информационную, социальную среду, которая стимулирует переход хозяйственной системы на заданную теневыми процессами траекторию.

Особую угрозу политическим и экономическим интересам России представляет переплетение скрытого и нелегального (криминального) сегментов неофициального сектора экономики и их сращивание с государственным аппаратом.

Важной проблемой общественно-политического развития северокавказских республик была и остается коррупция во властных и деловых элитах, появилась т.н. «клановая коррупция» [9]. В целом демонтаж прежних закрытых и клановых режимов привел к некоторому улучшению ситуации. По крайней мере, коррупцию перестали открыто ассоциировать с личностями непосредственно руководителей регионов, их семей и ближайшего окружения. Кроме того, в русле политики центра принимаются законы о борьбе с коррупцией. Успехи в этой борьбе, реальные или показные, являются сейчас способом для демонстрации лояльности центру и эффективности новых руководителей в его глазах.

Свою роль сыграли и изменения среди прокуроров, которыми чаще становятся «внешние» фигуры, не включенные в систему местных отношений. Примерами достаточно активных республиканских прокуроров стали Г. Штадлер (Северная Осетия), И. Ткачев (Дагестан), М. Савчин (Чечня). Хотя их активность является достаточно умеренной в сравнении с другими регионами.

В итоге многие проблемы продолжают сохраняться. Например, по-прежнему практикуется физическое уничтожение противников, которое способно резко изменить политический расклад. Наиболее острая ситуация возникла во Владикавказе, где были убиты глава города К. Пагиев и глава администрации В. Караев. Громкое убийство произошло в этом же году в Карачаево-Черкесии - известного политика и местного депутата И. Крымшамхалова, который считался союзником Б. Эбзеева. Также Карачаево-Черкесию потрясло убийство главы

туристической фирмы «Барс» Б. Байрамкулова, в котором следствие подозревает руководство курортного пос. Домбай. Остается резонансным убийство главы Красногвардейского района М. Кудаева, который претендовал на пост президента Адыгеи и был союзником Х. Со-вмена.

Что касается коррупционных дел, то особенно активное изменение к лучшему отмечается в Ингушетии с отставкой президента М. Зязи-кова. В частности, были арестованы бывший министр молодежной политики, спорта и туризма И. Оздоев, бывший начальник управления ЖКХ республики А. Мержоев, глава ГУП «Дирекция целевых программ» Т. Арчаков. Появилось стремление к более объективному расследованию нашумевшего дела об убийстве оппозиционера М. Евлоева. Следует отметить, что с приходом нового главы Ингушетии критика от правозащитников о начале новой волны коррупции с участием родственников политического руководства республики поступают все тревожнее.

Некоторые расследования близко затрагивали интересы правящих групп, но они довольно быстро прекратились. Например, в Дагестане прокуратура выдвигала обвинения против двоюродного брата президента, заместителя министра сельского хозяйства О. Аб-дулмуслимова (в итоге он получил выговор) и министра природных ресурсов и окружающей среды Б. Магомедова. В Северной Осетии обвинялся бывший глава администрации президента и правительства С. Такоев, он был вынужден оставить свою работу, но и дело его закрыли. Интересная ситуация возникла даже в «управляемой» Кабардино-Балкарии, где было заведено уголовное дело в отношении заместителя руководителя налоговой инспекции Нальчика Р. Будаева (эту инспекцию возглавляет родственник президента).

В целом же борьба с коррупцией в республиках Северного Кавказа нередко используется для демонстрации центру положительных сдвигов с приходом новой власти и сведения политических счетов. В Кабардино-Балкарии был осужден бывший министр сельского хозяйства М. Ахохов, входивший одно время в окружение В. Кокова. Но другие политики из окружения В. Кокова чувствуют себя спокойно. В Адыгее заведение уголовного дела против мэра Майкопа М. Черниченко

некоторые наблюдатели считают результатом его скрытого противостояния с властями республики.

Некоторые специалисты называют Северный Кавказ одним из самых коррумпированных регионов, считают что коррупция на Кавказе угрожает национальной безопасности страны [10]. Д. Медведев на встрече с правозащитниками заявил, что на Кавказе взяточничество приняло «абсолютно угрожающий характер». По его словам, коррупция здесь является фактором прямого пособничества террористам-убийцам, носит клановый характер, что еще больше осложняет борьбу с ней. Д. Медведев призвал работать над укреплением взаимоуважения между нациями и не допускать оттока русских с кавказских территорий [11].

Коррупция порождает рост уровня бедности, усиливает социальную дифференциацию и повышают безработицу и конфликты. Принятие специальных программ, вливание финансовых потоков и другие экономические меры не смогут в полной мере обеспечить общественно-политическую стабильность на Кавказе, пока не будут приняты действенные меры по борьбе с коррупцией, клановостью (тейпо-востью, фамильностью и т.д.).

На наш взгляд, важным конфликтогенным фактором является отток русскоязычного населения с Северного Кавказа, что привело к превращению республик Кавказа фактически из полинациональных в моноэтничные, что создает основу для конфликтов, этнополити-ческой напряженности. Надо принять реально действующую программу по возвращению русскоязычного населения на Кавказ. В связи с событиями на Украине, можно было рассмотреть возможность привлечения на Кавказе беженцев из Донецка, Луганска, для их дальнейшего обустройства и проживания. Это явилось бы одним из мер по смягчению этнополитиче-ской напряженности на Кавказе.

Региональные этнополитические элиты добиваются определенный финансовых преференции от федерального центра. В контексте межэтнических отношений на территориях субъектов федерации деэтнизация отношений собственности подразумевает недопущение каких бы то ни было законодательных и подзаконных актов, направленных на обеспечение льгот и преимуществ для представителей тех или иных этнических групп как в ходе прива-

тизации государственной собственности, так и в дальнейшем распоряжении ею. При этом следует иметь в виду, что этноэкономические силы не остаются в бездействии - они будут продолжать настаивать на предоставлении им тех или иных привилегий, льгот, преференций под флагом защиты интересов этнических групп. Во многом используя финансовые ресурсы в личных, этноклановых целях.

Системное изучение политических элит, определение возможности элит в стабилизации политических процессов региона, контроль их деятельности со стороны государственной власти поможет сформировать развитый, эффективный, политически-ориентированный класс, который будет обладать реальными возможностями обеспечивать и

удовлетворять потребности граждан при их активном участии.

Таким образом, необходим ряд институциональных преобразований для налаживания более эффективных систем политического управления. В связи с этим возникает проблема инициирования этих преобразований. Насколько ключевые политические факторы на федеральном и региональном уровне нуждаются в этих изменениях, чья политическая воля могла бы придать им необходимый импульс? В современной политической реальности на Северном Кавказе, учитывая, что наиболее важные вопросы решаются в «ручном режиме», на наш взгляд, только федеральные политико-административные элиты смогут повлиять на изменение ситуации в регионе.

Литература

1. Авксентьев, В. А. Региональная конфликтология: Экспертное мнение / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, А. В. Дмитриев. - М., 2007. - С. 30-35.

2. Авксентьев, В. А. Региональная конфликтология: Концепты и российская практика / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, А. В. Дмитриев. - М., 2008. - С. 283-291.

3. Степанов, Е. И. Роль конфликтологии в обеспечении безопасности и устойчивого развития России и ее регионов / Е. И. Степанов // Конфликтология: Теория и практика. - СПб., 2004. - № 1.

- С. 15-20.

4. Салгириев, А. Р. Элиты в политическом пространстве Юга России / А. Р. Салгириев // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 9 (27). - С. 156-159.

5. Салгириев, А. Р. Политические элиты как фактор политических процессов / А. Р. Салгириев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - Т. 1. - № 11 (15). - С. 193-197.

6. Салгириев, А. Р. Политическая элита России: особенности формирования и развития / А. Р. Салгириев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012.

- № 2. - С. 252-256.

7. Шамсуев, М-Э.Х. Информационная безопасность России на Северном Кавказе: проблемы и механизмы решения / М-Э.Х. Шамсуев // Центральная Азия и Кавказ. Лулео (Швеция). - 2012.

- Т. 15. - № 4. - С. 108-121.

8. Вартумян, А. А. Региональные политические элиты: формирование, строение, институцио-нализация / А. А. Вартумян, А. В. Поляков. - Ставрополь, 2004. - С. 28-29.

9. Краснов О. Колосова: основной формой коррупции на Северном Кавказе является клано-вость [Электронный ресурс] / О. Краснов // Кавказский узел. - 2012. - 12 сент. - URL: http://www. kavkaz-uzel.ru/articles/212531/]. - Дата обращения: 15.07.2014.

10. Размах коррупции на Кавказе угрожает национальной безопасности [Электронный ресурс] // Newsland. - URL: http://newsland.com/news/detail/id/509994.

11. Акцент на Кавказ [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2010. - 20 мая. - URL: http://www.rg.ru/2010/05/20/medvedev.html. 14.08.2014.

References

1. Avksentev, V. A., Gricenko G. D., Dmitriev A. V. (2007) Regional Conflict: the expert opinion [Regionalnaya konfliktologiya: Ekspertnoe mnenie], Moscow.

2. Avksentev, V. A., Gricenko G. D., Dmitriev A. V. (2008) Regional Conflict: the concepts and Russian practice [Regionalnaya konfliktologiya: Kontsepti i rossijskaya praktika], Moscow.

3. Stepanov, E. I. (2004) Role of conflictology in ensuring security and stable development of Russia and its regions [Rol konfliktologii v obespechenii bezopasnosti i ustoychivogo razvitiya Rossii i ee regionov], Conflictology: theory and Practice, Saint-Petersburg, No1, pp. 15-20.

4. Salgiriev, A. R. (2013) The elites in the political space of the South Russia [Elity v politicheskom prostranstve Yuga Rossii], Science and business: way of development, No 9 (27), pp. 156-159.

5. Salgiriev, A. R. (2013) The political elites as a factor in political processes [Politicheskie eliti kak faktor politicheskikh protsessov], XXIcentury: the results ofpast andpresentproblem, V. 1., No 11 (15), pp.193-197.

6. Salgiriev, A. R. (2012) [Politicheskaya elita Rossii: osobennosti formirovaniya i razvitiya], Bulletin of Adyghe State University, No 2, pp. 252-256.

7. Shamsuev, M-Je. H. (2012) Information Security of Russia in the North Caucasus: Problems and mechanisms for resolving [Informacionnaya bezopasnost Rossii na Severnom Kavkaze: problemy i mehanizmi resheniya], Central Asia and Caucasus. Lulea (Sweden), V. 15, No 4, pp. 108-121.

8. Vartumyan, A. A., Polyakov A. V. (2004) Regional political elites: the formation, structure, institutionalization [Regionalnye politicheskie elity: formirovanie, stroenie, institucionalizaciya], Stavropol, pp. 28-29.

9. Krasnov, O. (2012) Kolosova: the main form of corruption in the North Caucasus is the clan [Kolosova: osnovnoy formoy korruptsii na Severnom Kavkaze yavlyaetsya klanovost], Caucasian Knot, September 12, available at: [rezhim dostupa: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/212531/].

10. The scope of corruption in the Caucasus threatens national security [Razmakh korruptsii na Kavkaze ugrozhaet nacionalnoy bezopasnosti], Newsland, available at: [http://newsland.com/news/ detail/id/509994/].

11. The emphasis on Caucasus [Aktsent na Kavkaz] (2010), Russian newspaper, May 20, available at: [http://www.rg.ru/2010/05/20/medvedev.html. 14.08.2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.