Научная статья на тему 'Конфликты в образовательной среде как источник социальных рисков'

Конфликты в образовательной среде как источник социальных рисков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / SOCIAL RISKS / СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / SOCIAL FACILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Н.А.

В статье рассматриваются конфликты в образовательной среде, виды рисков, возникающих в их результате, а также модели служб школьной медиации, призванные формировать культуру разрешения конфликтов в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликты в образовательной среде как источник социальных рисков»

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

Н.А. Соколова,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск

Ключевые слова: конфликт, поликультурная образовательная среда, социальные риски, социальная фасилитация.

Keywords: conflict, polycultural educational environment, social risks, social facilitation

КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК

ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются конфликты в образовательной среде, виды рисков, возникающих в их результате, а также модели служб школьной медиации, призванные формировать культуру разрешения конфликтов в образовательных организациях.

Annotation

In the article conflicts in educational environment, types of risks arising as the conflicts results and also models of school mediation services which should form the culture how to resolve the conflicts in the educational organizations are considered.

Конфликт - один из типов трудной жизненной ситуации, возникающий в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы; отсутствие согласия между людьми, группами, в основе которого столкновение интересов, потребностей, сопровождающееся отрицательными эмоциями.

Естественное, нормальное состояние жизнедея- ^

тельности человека и социальной группы, способ- К

ствующее выявлению проблем, интересов лично- ^

сти, группы. ^

Причины конфликтов различны: социальные ^

(социальное неравенство, политическая система, 3

тип управления и т.п.); экономические (уровень м

зарплаты, доходы разных групп населения, рас- ^

пределение премий и т.п.); ценностные (разные ^

системы ценностей и ценностные ориентации); ^

психологические (коммуникативные способно- и

сти, навыки эффективного общения, разрешения ^

конфликтов и т.п.); личностные (индивидуальные ^

особенности личности: например, уровень ригид- §

ности). о

Типология школьных конфликтов разнообразна «

и представлена следующими видами конфликтов: ^

между детьми; ребенок, дети - педагог; дети - ад- §

министрация; между педагогами; педагог - роди- и

О

тели; педагог - администрация; между родителя- о

ми; родители - администрация. о

§

и

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

В качестве основных причин школьных конфликтов следует выделить:

• борьбу за лидерство (между детьми, между педагогами, между родителями);

• дискриминацию детей, родителей педагогами, педагогов администрацией и т.п.;

• успешность - неуспешность детей в школе;

• материальные возможности семьи;

• оценка успеваемости детей;

• педагогический стаж, опыт, место педагога в педагогическом коллективе, значимость преподаваемых предметов;

• жесткая регламентация школьной жизни, формы контроля;

• структурно-функциональные проблемы образовательного учреждения;

• неадекватный стиль управления;

• нарушение нравственных норм и т.п.

Данные причины конфликтов в образовательной среде, под которой мы понимаем естественное или специально создаваемое социокультурное пространство системы образования, способствующее реализации разных видов деятельности ребенка (познавательная, игровая, творческая, общение), влияет на обострение социальных рисков. Социальные риски - это вероятные неблагоприятные для человека последствия, возникающие вследствие независящих или мало зависящих от него явлений, факторов, событий.

Конфликты в образовательной среде влекут за собой ряд социальных рисков таких как:

- формирование стереотипа агрессивного поведения у детей, становящегося основной моделью разрешения конфликтов в дальнейшем. Ребенок, а, впоследствии, взрослый человек считает, что конфликт -единственный эффективный способ разрешения возникающих противоречий;

- неумение выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми, нес-формированность коммуникативных на-

выков, навыков достижения компромисса в процессе жизнедеятельности, что в конечном итоге приводит к конфликтам в семье, в профессиональной сфере, и, как результат, к росту разводов, неполных семей, влекущих за собой массу проблем воспитания и социализации детей, безработице и т.п.;

- проблемы адаптации в социальной среде, что влияет на достижение профессиональной и личностной успешности человека, его психоэмоциональное состояние, выстраивание коммуникаций;

- проблемы личностного развития, проявляющиеся в профессиональной и личностной деформации, проблемам самоопределения, самореализации и т.п.

В конечном итоге это приводит к повышению уровня конфликтности общества, что чревато ростом социальной напряженности, социальными потрясениями.

В Профессиональном стандарте педагога (от 18.10.2013 г.) в качестве одной из компетенций рассматривается умение диагностировать, разрешать конфликты и осуществлять их профилактику [6]. Введение данной компетенции предполагает снижение конфликтности в системе образования и, как следствие, в обществе посредством обучения детей, родителей и педагогов культуре взаимодействия в конфликте. Для решения этой проблемы в соответствии с «Рекомендациями по созданию служб школьной медиации в образовательных организациях» (МОиН, ноябрь 2013г.) должны быть организованны службы школьной медиации, задачей которых является профилактика и разрешение школьных конфликтов [4].

В настоящее время существует несколько моделей служб школьной медиации, целью которых является обучение детей навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Профилактическая модель предполагает предупреждение социально нежелательных и негативных образовательных

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

явлении посредством социально-педагогических и административных мер, т.е. разрешение конфликтов берет на себя педагогический коллектив. Социально-фа-силитационная технология, по мнению профессора Р.С. Димухаметова, является превентивно-профилактической мерой разрешения конфликта и условием формирования полиэтнической толерантности в поликонфессиональном и поликультурном обществе [2]. До сих пор набатным призывом звучат слова великого педагога, Учителя Учителей И. Алтынсарина: «Живущие всюду народы для радости сотворены» [7].

Воспитательная модель ориентирована на разрешение конфликтов через развитие детского самоуправления, культуры взаимодействия, создание детского коллектива, развитие коммуникативных навыков и навыков разрешения конфликтов.

Сервисная модель строится через создание службы примирения по инициативе детского самоуправления, где взрослый рассматривается как выборный куратор службы.

Какую модель выбрать - дело школы, но создание служб школьной медиации является важнейшей предпосылкой формирования культуры разрешения конфликтов в обществе и предотвращения серьезных социальных потрясений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах [Текст] / Х. Бессемер, пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2004. - 176 с.

2. Димухаметов, Р.С. Саморазвитие и самореализация личности школьника на

основе толерантного сознания и поведения [Текст]: моногр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова; руководитель проекта профессор В.В. Латюшин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.

- 315 с.

3. Жеребкина, В.Ф. Отношение к «другому» как фактор коммуникации студенческой молодежи [Текст] / В.Ф. Жеребкина // «Pressing problems of interpersonal communications in the educational process and the social practict» Materials digest of the CX International Research and Practice Conference in pedagogical and psychological sciences (London, 8-14 OCTOBER, 2015). -Лондон: IASHE, 2015. - C. 122-124.

4. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст] / под ред. Л.М. Карнозовой.

- М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2004. - 306 с.

5. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие [Текст] / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 229 с.

6. Профессиональный стандарт педагога [Текст]. Утвержден МТиСЗ РФ 18.10.2013 г. №544н.

7. Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды. Сб. статей. Научно-практическая конференция, посвященная 160-летию со дня рождения И. Алтынсарина и 10-летию Независимости Республики Казахстан. / Под общ. ред. кпн., проф., чл.-корреспондента МПА Р.С. Димухаме-това. - Костанай, 2002. - 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W

¡г1 S

[-4

о ч

о «

о н w

S w s

U ©

О

и

о -

s ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.