Litera
Правильная ссылка на статью:
Сюй Ю. Конфликты персонажей в творчестве Дины Рубиной // Litera. 2024. № 6. DOI: 10.25136/24098698.2024.6.69648 EDN: BESGGZ URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=69648
Конфликты персонажей в творчестве Дины Рубиной
Сюй Юйминь
аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов
имени Патриса Лумумбы;
125252, Россия, г. Москва, уп. М/1кпу>ю-Макпая, 5к2 И 1042238002@rudn.ru
Статья из рубрики "Литературный герой"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.6.69648
EDN:
BESGGZ
Дата направления статьи в редакцию:
22-01-2024
Аннотация: В данной статье проводится анализ конфликтов, возникающих между персонажами в литературных произведениях известной российской писательницы Дины Рубиной: «Любка», «На Верхней Масловке». Через столкновение характеров автор статьи обсуждает, как Рубина раскрывает сложные перипетии человеческой жизни, эмоциональные переживания и психологическую драму. Читатели могут следить за развитием конфликтов, их влиянием на судьбы персонажей и за тем как они помогают раскрыть основные идеи каждого произведения. Также освещаются тематические аспекты произведений Дины Рубиной и их взаимосвязь с конфликтами между персонажами. Особое внимание уделяется анализу психологических аспектов и глубины характеризации персонажей, чтобы читатели могли в полной мере посочувствовать им и окунуться в уникальный мир, созданный автором. Методы исследования включают в себя анализ научной литературы по теме исследования, критический анализ текстов, сравнительный анализ и обобщение полученных данных. Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление и систематизацию конфликтов персонажей в рассказах Рубиной и представляет собой первый опыт комплексного анализа данной проблематики. Подводя итог влиянию конфликтов на художественную ценность работ Дины Рубиной, можно сказать, что они создают реализм
и глубину произведений. Конфликт позволяет нам раскрыть сложность внутреннего мира персонажей и поставить перед ними серьезный моральный выбор. Они помогают показать конфликты в социальных вопросах и семейных отношениях, а также способствуют пониманию и принятию различных точек зрения. В целом конфликты в произведениях Дины Рубиной вносят свой вклад в их глубокое содержание и отражают сложную реальность современного общества.
Ключевые слова:
Творчество Дины Рубины, Любка, На Верхней Масловке, персонажи, конфликт, анализ произведения, психология персонажей, мастерство автора, литературное творчество, судьба
Введение
Произведения современной российской писательницы Дины Рубиной имеют огромное значение в контексте развития русской литературы с конца ХХ века по начало XXI века. В своих произведениях автор затрагивала различные темы и вопросы, которые находили отклик в сердцах читателей и вызывали неподдельный интерес к ее произведениям.
Конфликт между персонажами в процессе взаимодействия друг с другом - один из ключевых элементов творчества Дины Рубиной. В своих рассказах писательница умело раскрывает характеры персонажей, погружая читателя в их внутренний мир и
переживания^1^. Изучение личностных конфликтов в произведениях Дины Рубиной дает возможность глубже понять мысли автора, чтобы определить особенности авторского с тиля и с а мов ыра ж е ния .
Целью данного исследования является анализ конфликтов персонажей в творчестве писательницы на примере рассказов «Любка» и «На Верхней Масловке». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить мотивы и причины возникновения конфликтов в указанных рассказах.
2. Выявить основные типы конфликтов и их особенности в каждом рассказе.
3. Проанализировать взаимодействие персонажей друг с другом и с окружающим миром.
4. Определить влияние конфликтов на развитие сюжета и динамику повествования.
5 . Установить связь между конфликтами персонажей и авторской позицией по отношению к ним.
Предметом исследования являются конфликты между персонажами в произведениях Дины Рубиной - «Любка», «На Верхней Масловке», а объектом - творчество Дины Рубиной в целом.
Методы исследования включают в себя анализ научной литературы по теме исследования, критический анализ текстов, сравнительный анализ и обобщение полученных данных.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление и систематизацию конфликтов персонажей в рассказах Рубиной и представляет собой первый опыт комплексного анализа данной проблематики.
Краткая биография Дины Рубиной. Писательница, драматург и переводчица Дина Рубина родилась в 1953 году в Ташкенте. Ее родители оба были украинскими евреями и переехали в Узбекистан после Второй мировой войны. Отец был графическим
дизайнером, а мать - учительницей истории ^1пгауег 2018: с.567][2]. С 1972 по 1977 год Рубина изучала фортепиано в местной музыкальной консерватории. Затем, с 1977 по
1979 год, она преподавала в Институте местной культуры [Вашукова 2010][3]. Литературный дебют Дины состоялся в 1971 году, когда в журнале «Юность» была опубликована ее юмористическая статья «Беспокойная натура» (см. Рис.1). Ее работы продолжают публиковаться в этом издании.
Рисунок 1. Первый юмористический рассказ Д. Рубиной
в журнале «Юность»
В 1979 году она стала членом Союза советских писателей. Ее первая книга - «Когда же пойдет снег...?», опубликованная в том же году, легла в основу драмы, которая не раз ставилась на сцене. Затем последовали два сборника рассказов «Дом за зеленой калиткой» и другие произведения.
Дина Рубина является одним из самых прославленных авторов современности. Она известна своими культовыми романами и новеллами, а также является автором многочисленных эссе и рассказов. Дина Рубина завоевала престижную премию
«Большая книга» в 2007 году и множество других российских и израильских наград[4]. Произведения Дины Рубиной были переведены на множество языков, включая английский, немецкий, итальянский, французский и другие. По ее книгам были сняты кинофильмы, такие как «Л юбка» (2009 год), «Двойная фамилия» (2006 год) и «Н а верхней масловке» (2006 год).
Анализ рассказа «Любка» (1987). Рассказ «Любка» Дина Рубина написала в первые дни перестройки и опубликовала его в журнале «Огонёк». Молодого врача Ирину Зальцман, дочь кандидата наук, отправили в отдаленный уральский городок. Туда она переехала со своей матерью Фаиной Семеновной и дочерью Сонечкой. Какое-то время они жили вместе, Ирина работала, а мама ей помогала с дочкой и занималась приготовлением еды, но мать неожиданно умирает, и Ирина вынуждена найти няню для своей дочери.
В основе этого повествования лежит история взаимоотношений Ирины Михайловны, молодого и интеллигентного врача, и Любки, няни её ребенка, которая ранее отбывала наказание за уголовные поступки. В неожиданный момент Любка оказывается более порядочной и честной, чем так называемые «приличные» люди. Писательница Дина Рубина не выдумала эту историю, она услышала ее от своей ташкентской знакомой, в семье которой жила подобная женщина после Второй мировой войны. Рубина, со своей уникальной способностью создавать яркие и насыщенные детали, добавила новые обстоятельства и перенесла действие в период «дела врачей».
Таким образом, рассказ стал проникнут пронзительной атмосферой, демонстрируя, что человеческий дух и его моральные качества не зависят от уровня образования, должности или профессии. В эпоху Сталина людей воспитывали на самые низшие и ужасные поступки, подстрекая на предательство, донесения и лжесвидетельство, независимо от их происхождения. Однако, как отражено в рассказе «Любка», даже в таких условиях существовали люди, у которых не исчезли понятия чести и совести. Они смогли сохранить человеческое достоинство даже в самых безжалостных обстоятельствах [Полевая 2010}^.
Обездоленные родители после раскулачивания продали Любку воровке Катьке «за буханку хлеба и банку сока». Когда она была подростком, весь «семейный» преступный бизнес переняла на себя. В какой-то момент она поняла, что хочет простой, честной жизни со своим любимым Костей, чтобы «все было как у людей», потому что забеременела. Вот только после очередного полицейского рейда Костю убили, а её забрали в тюрьму и насильно заставили сделать аборт.
Лидер воровской группировки проявляет неожиданное проявление доброты к молодому еврейскому врачу во время тайного сговора медицинских специалистов. В поисках няни Ирина нанимает Любку, воровку и уголовницу, являющуюся главарем небольшой воровской банды. Любка, отвергнутая обществом, не получает приветствий от порядочных людей, и участковый настоятельно отговаривает Ирину от общения с бандиткой. Тем не менее, героиня решительно отбрасывает условности, заявляя: «К черту стереотипы!».
Портрет Любви в рассказе представлен следующим образом[6}: «Ноги у Любки гладкие были, выразительные и на вид - неутомимые, хотя на каждой стопе вдоль пальцев синела наколка «Они устали...». Надо же - щеки впалые, плечи костистые, живот к спине примерз, а ноги - даже странно - что там твоя Психея!» [Рубина 2011][7}. Читатель начинает сочувствовать Любке, понимая, что жизнь героини была полна трудностей. Любка - разбитая душа, она желает отомстить за свою исковерканную жизнь, найти свой путь, жить «как люди». У Любки есть чувство самопожертвования, она верна своим принципам, уверенна в себе, умеет искренне благодарить и любить тех, видит в ней нечто большее, чем просто «бывшую зэчку».
Портрет Ирины Михайловны - это романтический женский образ, любимый русской классической литературой; неуверенная в себе, скромная, замкнутая девушка, у которой нет опыта в преодолении жизненных трудностей, ведь она привыкла, что мама во всём ей помогала: «Похожа была докторша на воспитанную девочку из ученой семьи. Некрасивая, веснушчатая. Нос не то чтобы очень велик, но как-то вперед выскакивает: «Я, я, сначала - я!» И все лицо скроено так, будто тянется к человеку с огромным вниманием. Губы мягкие, пухлые, глаза перед всеми виноватые. На кармашке белейшего халата уютно вышито синей шелковой ниткой: «И. М. 3.» [Рубина 2011Мечтательная
Ирина, едва окончившая школу, была любовницей женатого аспиранта, а после того, как арестовали ее отца, его место занял именно он, непорядочный, лживый карьерист.
Итак, эти женщины живут в одной квартире и вместе пытаются справиться с трудностями, со всей бессмыслицей в своей жизни. Они «выживают» ради Сонечки. Ведь Любка сама когда-то потеряла своего ребенка, и теперь не даст в обиду свою «воспитанницу». Любка отвечает за финансовые расходы в «семье», ведёт хозяйство, бесстыдно поставила на место наглую соседку, которая пыталась продать Ирине изодранную шубу, и подарила ей новое пальто. Однажды Ирина пришла домой и удивилась, что пахнет борщом - так, как когда-то было при Фаине Семеновне, это напомнило ей о маминой заботе.
Люба и Ирина Михайловна сразу подружились, потому что с самого начала были искренни друг с другом. Люба уважала Ирину Михайловну, а Ирина Михайловна никогда не сомневалась в Любке.
В рассказе Дины Рубиной «Любка» можно выделить следующие ключевые конфликты, которые придают сюжету глубину и эмоциональную насыщенность:
Таблица 1. Конфликты в рассказе «Любка» Дины Рубиной
Конфликт Интерпретация
1. Конфликт между обществом и Любкой: - Л юбка, как бывшая уголовница сталкивается с предвзятым отношением общества. - Общественное неприятие и отчуждение, которые она испытывает, создают внешний конфликт.
2. Внутренний конфликт у Ирины: - И рина, молодой врач, сталкивается с моральными дилеммами, нанимая Л юбку в качестве няни. - Внутренний конфликт Ирины ме ж ду нрав с тв е нными принципами и необходимостью обеспечить уход за своим ребенком.
3. Противостояние между Ириной и участковым: - Участковый горячо отговаривает Ирину от принятия Любки в дом. - Противостояние между И риной и представителем власти добавляет элемент напряженности.
4. Конфликт между прошлым и настоящим Любки: - Любка сталкивается с внутренним конфликтом, связанным с ее прошлыми преступлениями и новой ролью
5 . Конфликт между стереотипами и реальностью:
няни.
- Этот конфликт формирует сложный характер Любки и ее отношения с окружающими.
- В рассказе выделяется конфликт между стереотипами, связанными с Л юбкой как преступницей, и реальной ее личностью, оказывающейся порядочной и честной.
Эти конфликты взаимодействуют, создавая сложную ткань сюжета и позволяя автору исследовать различные аспекты человеческих отношений и моральных дилемм. Эта история является зеркалом для двух душ, молодой и зрелой, каждая из которых борется со своими демонами и недостатками. Молодая девушка, Люба, символизирует нереализованный потенциал, неспособность встать на верный путь и найти свое место в мире. Врач, Ирина, олицетворяет неспособность преодолеть трудности и обрести счастье в личной жизни, несмотря на свои профессиональные достижения. Их судьбы переплетаются, и вместе они становятся свидетельницами трагедии, которая становится их общей бедой-^.
Ирина Михайловна и Люба стали близкими подругами благодаря общей любви к Сонечке. Они обе хотели обеспечить девочке счастливое и беззаботное детство, и это стало основой их дружбы.
Анализ повести «На Верхней Масловке» (2006). Повесть «На Верхней Масловке» - эта история повествует о непростых и порой не очень понятных для читателя взаимоотношениях между пожилой женщиной-скульптором по имени Анна Борисовна и молодым театральным критиком по имени Петр. Эти отношения полны поддержки, дружбы и любви, но в то же время конфликтов, ненависти и недопонимания.
Главные герои книги «На Верхней Масловке» - одинокий сорокалетний театральный критик Петр Авдеич и восьмидесятилетний скульптор, Анна Борисовна: «Пятнадцать лет назад вы подобрали и пригрели голодного общежитского щенка. Вы дали ему крышу над головой, привили вкус к живописи, литературе, театру - к искусству! Вы обучили его, вы развили его душу, и главное - главное, частенько попросту кормили его...» [Рубина 2008][10}. Отношения между персонажами похожи на отношения матери и своенравного психически больного сына. Вообще сама история кажется очень странной и не очень правдоподобной.
Характер у Анны Борисовны ужасный, она знает все Петины слабости, а иногда в ее провокации можно уловить важную идею: Анна Борисовна «поощряла» Петю стать творцом, а не «второстепенной» личностью в мире искусства, каковой является театральный критик. Когда-то Петя подавал большие надежды, но в один миг судьба его разрушилась. Он был искренне влюблен в одну девушку, но не знал, что она беременна от другого. Поэтому ему пришлось решиться на фиктивный брак, чтобы девушка избежала позора, ведь ее жених сбежал.
Питляр в статье «До смешного жаль...»[11} пишет о сходстве Анны Борисовны со знаменитыми личностями прошлого (Мария Юдина, Анна Ахматова), ассоциирует ее с «великими старушками» [Питляр 1995][12} нашей истории. Что касается самой Анны
Борисовны, ее личностные характеристики оставляют желать лучшего: эгоцентризм, надменность, неуважение к общим нормам, издевательство над людьми, склонность к конфликтам и провокациям, небрежность и другие негативные черты, которые наносят боль и унижение окружающим. Анна Борисовна - это образец того, как не стоит себя вести. В ее характере отражаются качества, которые приводят к беспокойству и раздражению окружающих. Она полностью поглощена своим «Я», высокомерна и пренебрежительна к общепринятым нормам поведения. Издевательство и мучения других людей - настоящее удовольствие для нее, а конфликты становятся основным источником ее страсти. Беззаботность и неряшливость - лишь добавляют боль и унижение в жизнь тех, кто находится рядом.
Самым близким человеком для старушки оказывается Петя, которому приходится выслушивать ее мнение по каждому поводу, а также неприятные вещи в его адрес. Он впадает в истерику и обливает ее грубыми ругательствами: «житейский идиотизм», «она жаждет крови», «любит поедать человечину» и т.п. Их отношения полны обид и непонимания для Пети. Порой читатель не может понять, кто из них прав, а кто виноват. По сути, вся повесть - долгий скандал двух людей разного поколения. Автор подробно описывает все тонкости и нюансы бесконечной психологической борьбы между Петей и старухой, но в то же время подразумевает и другое, более важное обсуждение - вечную дискуссию между рациональным, честным и прямолинейным мышлением с одной стороны, и Талантом - с другой. Анна Борисовна размышляет: «...кому и когда, со времен сотворения мира, ум заменял талант? Да, талант, талант... богоданная способность рожать, вечное диво на вечно живой земле... И вьются бесплодные умницы вокруг блаженных рожениц, и толкуют, и судят, и взвешивают дитя, свивают его и качают; горькое, вероятно, занятие — нянькать чужое дитя...» [Рубина 2008] .
Итак, что же прочно связывает его с Анной Борисовной? Это ужасает и кажется дикостью... Ведь Петя, даже несмотря на то, что ему некуда было пойти в столице, мог бы найти другой способ. Однако, видимо, он был настолько беспомощен, что готов был жить со старушкой-маразматичкой. Хотя Анна Борисовна продолжает касаться прошлого, она страстно любит свою настоящую жизнь. Только после кончины пожилой женщины Петр осознал, что все это время она подпитывала его своей бесценной любовью к бытию. Он существовал за счет ее энергии, таланта и мужества.
Петр Авдеич - режиссер любительского театра, и его мысли передаются между строк, как режиссер он далеко не посредственный. История его прошлого, когда он стал известным театральным режиссером не только в Советском Союзе, но и за рубежом, в некотором смысле является его творческой характеристикой.
Анна Борисовна не только потрепала Пете нервы, но всё же позаботилась о нем, ведь после ее смерти он все-таки «поселился» в Московской квартире и получил ее «прописку», хотя она ему оказалась ненужной. Петя часто вел себя вызывающе, был напуган и зол, но в глубине души он благоговел перед талантом и личностью Анны Борисовны, своего рода сложным эмоциональным коктейлем. Ещё выясняется, что на Пете основана не только вся жизнь (приготовление пищи, уборка, прочая работа по дому), но в некотором смысле и сама жизнь Анны Борисовны. Петя занял денег, чтобы заказать специальную ортопедическую обувь для старушки, сам делает ей уколы, а также однажды «вытаскивал» ее с того света, когда она заболела крупозным воспалением легких: « - Сегодня видела, как он её моет. - А... Я же говорил тебе, Петя выполняет при ней тяжелую и малоприятную. - Тебе не понять, - сухо оборвала его Нина. - А я это хорошо знаю, у нас мама лежала перед смертью полтора года. Я. я не
представляла, что он делает все сам» [Рубина 2008] .
Все чаще в тексте утверждается, что главный герой «не принадлежит этому миру», и его дважды называли «идиотом». Однажды Петра назвал идиотом его бывший друг Семен, а еще раз Анна Борисовна - они сыграли важную роль в судьбе героя. Самое важное, что читатель, наконец, узнает, - это то, что Петя совершенно бессребреник. После смерти Анны Борисовны он немедленно покинул квартиру и уехал из Москвы. Автор ярко показывает, как Петр оставался незнакомым и непонятным в окружении Анны Борисовны.
П оследняя сцена в поезде завершает композицию романа. Пятнадцать лет своей жизни главный герой, в общем-то, бескорыстно отдал слабому человеку и после смерти Анны Борисовны, подобно птице, покинул столичный свет. Для него совершенно логично покинуть свою родину и отправиться в самое сердце России.
В повести «На Верхней Масловке» Дины Рубиной можно отметить несколько внешних и внутренних конфликтов.
Таблица 2. Конфликты в повести «На Верхней Масловке»
Дины Рубиной
Конфликт Интерпретация
1. Конфликт поколений: Конфликт между молодым человеком Петей и старой женщиной Анной Борисовной. Он проявляется в непонимании друг друга, разных взглядах на жизнь и искусство, а также в борьбе за лидерство в творческом процессе.
2 . Внутренний конфликт главного героя Пети: Петр испытывает противоречивые чувства к Анне Борисовне, одновременно восхищаясь ее талантом и ненавидя ее за жестокость и цинизм.
3. Внешний конфликт между героями и окружающим миром: Оба героя сталкиваются с непониманием и неприятием со стороны общества, которое не ценит их искусство и считает его странным и неприемлемым.
4 . Внутренний конфликт Анны Борисовны: Она испытывает чувство вины за свою прошлую жизнь и за то, что не смогла полностью реализовать свой талант.
5 . Конфликт между искусством и жизнью: Герои пытаются найти баланс между своими творческими амбициями и повседневной жизнью, что приводит к различным проблемам и трудностям.
Все эти конфликты взаимодействуют и влияют на развитие сюжета и персонажей в повести «На Верхней Масловке».
Заключение
В произведениях Дины Рубиной, включая рассказ «Любка» и повесть «На Верхней Масловке», конфликт играет важную роль в общей структуре и развитии сюжета.
В рассказе «Любка» главная героиня сталкивается с внутренним конфликтом между своими желаниями и общественными ожиданиями. Она мечтает о более свободной жизни, но в то же время чувствует привязанность к своей семье и обязательствам. В результате этого внутреннего конфликта Любка начала сомневаться в своем решении и испытала эмоциональный стресс. Конфликт помогает показать сложность выбора и особенности ситуации, с которой сталкиваются женщины в современном обществе.
В рассказе «На Верхней Масловке» основной конфликт поколений - «отцов и детей». Герои этой истории пытаются найти баланс между своими собственными желаниями и ожиданиями общества. Их стремление к самореализации и независимости вызывает разногласия и неудовлетворенность среди взрослого поколения, что приводит к конфликтам. Такого рода конфликты преодолеваются путем преодоления различных трудностей и признания важности взаимного принятия и понимания.
В этих двух произведениях конфликт играет ключевую роль в структуре сюжета и помогает развитию характеров. Они помогают показать сложность реальности и проблемы, с которыми сталкиваются персонажи. Конфликт не только добавляет драматизма произведению, но и помогает читателям лучше понимать персонажей и сопереживать им.
Подводя итог влиянию конфликтов на художественную ценность работ Дины Рубиной, можно сказать, что они создают реализм и глубину произведений. Конфликт позволяет нам раскрыть сложность внутреннего мира персонажей и поставить перед ними серьезный моральный выбор. Они помогают показать конфликты в социальных вопросах и семейных отношениях, а также способствуют пониманию и принятию различных точек зрения. В целом конфликты в произведениях Дины Рубиной вносят свой вклад в их глубокое содержание и отражают сложную реальность современного общества.
Библиография
1. Вашукова М. Интервью с Диной Рубиной «Между земель, между времен» // Сайт Дины Рубиной. 2010. URL: http://www.dinarubina.com/interview/kultura_tv_2010.html (дата обращения: 15.01.2024)
2. Есин А.Б. Стиль // Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 2004.
3. Иличевский А. Дина Рубина // Книжное обозрение. 2007. № 46. С. 5.
4. Книга «На Верхней Масловке» Д.Рубиной: такой ли уж «Петька» непутёвый?/ Время зеленых холмов. - 2023 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://dzen.ru/a/Y8W 5PfN5FlcYmmz1 (дата обращения: 20.01.2024)
5. Козлов Ю. Проблема национальной/этнической идентификации в творчестве Дины Рубиной // LITERATÜRA, 46(2). - 2004. - С. 1-10.
6. Кубасов А.В. О Дине Рубиной - с любовью/ Филологический класс. - 2004.
7. Меркель Е. В. Персонажная систематика в трилогиях Дины Рубиной 2000-2010-х годов / Е. В. Меркель, Е. С. Тулушева // Научный диалог. - 2020. - № 12. - С. 185-195. - DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-185-195.
8. Научный диалог / гл. ред. Т. В. Леонтьева ; учред. и изд. Центр научных и
образовательных проектов. - Екатеринбург : Центр научных и образовательных проектов, 2017. - № 8. - 458 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page = book&.id = 481006. - ISSN 2225-756X. - Текст : электронный.
9. Питляр И. «До смешного жаль...» // Новый мир №5, 1995.
10. Полевая Э. Любка/Алеф - ежеквартальный международный еврейский журнал. -
2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.alefmagazine.com/pub2069.html (дата обращения: 11.01.2023).
11. Родионова А.В. Нарративно-гендерные особенности идиостиля Д.И. Рубиной :дисс. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина]. - Липецк, 2018. - 226 с.
12. Рубина Д.И. Гладь озера в пасмурной мгле (сборник). Изд-во: Эксмо, 2007. - 672 с.
13. Рубина Д.И. Любка: рассказы / Дина Рубина. М.: Эксмо, 2011.
14. Рубина Д.И. На Верхней Масловке. Изд-во: Эксмо, 2008 г. - 400 с.
15. Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Проблематика и поэтика малой прозы Д. Рубиной 1970-1980-х годов/ Неофилология. 2021. Т. 7, №28. - С. 653-660.
16. Тамарченко, Н. Д. Проблема события в литературном произведении (сюжетологические и нарратологические аспекты) / Н.Д. Тамарченко // Narratorium. -
2011. - № 1-2. - URL: http://narratorium.rggu.ru/artide.html?id = 2027585 (дата обращения: 14.01.2024).
17. Творчество Дины Рубиной/ Абинская межпоселенческая библиотека. Муниципальное казенное учреждение культуры. - 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://abinlib.ru/1419-tvorchestvo-diny-rubinoy.html (дата обращения: 20.01.2024).
18. Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной/ЛЕХАИМ, март. - 2010 АДАР 5770 - 3(215).
19. Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). СПб.: Своё изд-во, 2012. 470 с.
20. Shrayer М^. Voices of Jewish-Russian Literature. An Anthology/ Academic Studies Press, 2018. - 960 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Конфликты персонажей в творчестве Дины Рубиной», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду рассмотрения творчества одной из известных писательниц нашего времени - Дины Рубиной, произведения которой имеют огромное значение в контексте развития русской литературы с конца ХХ века по начало XXI века.
Автор фокусируется в рамках рецензируемой работы на исследовании конфликта между персонажами в процессе взаимодействия друг с другом, являющийся одним из ключевых элементов творчества Дины Рубиной.
Целью данного исследования является анализ конфликтов персонажей в творчестве писательницы на примере рассказов «Любка» и «На Верхней Масловке». Н аучная новизна данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление и систематизацию конфликтов персонажей в рассказах Рубиной и представляет собой первый опыт комплексного анализа данной проблематики. Статья является новаторской, одной из первых в российской филологии, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен
целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Методы исследования включают в себя анализ научной литературы по теме исследования, критический анализ текстов, сравнительный анализ и обобщение полученных данных.
Практическим материалом исследования явились рассказ «Любка» и повесть «На Верхней Масловке». В произведениях Дины Рубиной, включая рассказ «Любка» и повесть «На Верхней Масловке», конфликт играет важную роль в общей структуре и развитии сюжета, что обуславливает выбор практического языкового материала. И сследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором.
Библиография статьи насчитывает 20 источников, среди которых представлены как отечественные труды, так и работа на английском языке.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов по теории литературы и изучению творчества писательницы. Практическая значимость определяется возможностью использовать представленные наработки в дальнейших тематических исследованиях. О бщее впечатление после прочтения рецензируемой статьи «Конфликты персонажей в творчестве Дины Рубиной» положительное, она может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.