Научная статья на тему 'Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова'

Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11257
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРЫ ДРАМАТУРГИИ / ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ХАРАКТЕР / ГЕРОЙ / ПЬЕСЫ А.ВАМПИЛОВА / ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА / НРАВСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галай Евгений Григорьевич

В статье исследуются особенности драматургического конфликта в пьесах А.Вампилова конца 60-х-начала 70-х годов ХХ века. На конкретных примерах произведений рассматриваются способы раскрытия характеров героев и решения сложных драматических коллизий, связанных с духовно-нравственным потенциалом и мировоззрением персонажей. А.Вампилов в своих разножанровых пьесах решает важные проблемы личности, которые обусловлены социально-общественными мотивами времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова»

УДК 82.0 : 821.161.1

ББК 83.014.6

Г 15

Галай Е.Г.

Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье исследуются особенности драматургического конфликта в пьесах А.Вампилова конца 60-х-начала 70-х годов ХХ века. На конкретных примерах произведений рассматриваются способы раскрытия характеров героев и решения сложных драматических коллизий, связанных с духовно-нравственным потенциалом и мировоззрением персонажей. А.Вампилов в своих разножанровых пьесах решает важные проблемы личности, которые обусловлены социально-общественными мотивами времени.

Ключевые слова:

Жанры драматургии, драматургический конфликт, характер, герой, пьесы А.Вампилова, эволюция конфликта, нравственные и духовные ценности, проблема выбора.

Galay E.G.

Conflicts and characters in A.Vampilov’s plays

Abstract:

The paper studies features of the dramaturgic conflict in A.Vampilov’s plays of the end of the 1960s - the beginning of the1970s. Using examples of various works, the author considers ways of disclosing the characters of heroes and decisions of the complicated drama collisions related to spiritual - moral potential and outlook of characters. In his different-genre plays A.Vampilov solves the important problems of the person that are caused by social - public motives of time.

Key words:

Genres of dramatic art, the dramaturgic conflict, character, the hero, A.Vampilov’s plays, evolution of the conflict, moral and spiritual values, a problem of a choice.

На смену пьесам «бесконфликтного содержания» во второй половине ХХ века пришла драматургия, в которой решались важнейшие проблемы современности. Пьесы А.Вампилова «Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1970), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и др. свидетельствовали о необыкновенно ярком и новом явлении в истории драматического искусства и определили новый этап его развития.

Несмотря на самостоятельность и художественную индивидуальность каждого произведения А.Вампилова, все они, по мнению М.И.Громовой, «представляют единый цикл пристрастных социально-нравственных исследований нашей жизни с высоких гражданских позиций» [2: 35].

В каждом произведении автор показывает героя в поисках духовных и нравственных ценностей, в минуты решающего испытания, когда нужно совершить непростой выбор в сложной жизненной ситуации. В этом, безусловно, прослеживается стремление героя изменить в лучшую сторону свою жизнь и жизнь окружающих, но это не всегда получается. И как следствие всего этого - противостояние положительного героя и отрицательной личности. Собственно, в самом противоборстве прослеживается традиционный подход, однако за счёт психологизма и сложного жанрового синтеза конфликт приобретает глубину и драматичность.

ISBN 978-5-85108-195-8 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 2 (45) 2009

Пьесы А.Вампилова достаточно сложно дифференцировать в жанровом отношении, поскольку большинство из них автор называл «комедиями», но по своему содержанию они требуют другого определения. Соответственно меняется сущность конфликтного развития, которое определяется личными интересами героя, его характером, поступками, социальными проблемами общества. «Его пьесы, - считает М.И.Громова, - с тревогой говорили о распространяющихся нравственных недугах: двойной морали, жестокости, хамстве, как норме поведения, исчезновении доброты и доверия в отношениях между людьми» [2: 10].

Драматург точно подметил исчезновение доброты, человечности, взаимопонимания между людьми в повседневной жизни. Он заставил задуматься читателей и зрителей о своём отношении к добру и злу, любви и ненависти, жестокости и милосердию, подлости и порядочности. Например, в пьесе «Прощание в июне» (1966) А.Вампилов раскрыл характер студента Колесова, который променял любовь на диплом, после чего перестал жить спокойно, понимая, насколько высока цена его образования. В порыве угрызений совести и душевных переживаний он рвёт диплом, тем самым, исцеляя свою душу, отравленную своей собственной изменой: своим идеалам, любимой девушке, наконец, самому себе.

В пьесе на первом плане оказывается глубокий внутренний конфликт героя, в действиях которого выявляются истоки подлости и предательства, утрата моральных ценностей.

В другой пьесе А. Вампилова «Старший сын» (1968) анекдотическая ситуация оборачивается серьёзным нравственным уроком для Бусыгина, поскольку его ложь сталкивается с простодушной открытостью и доверчивостью людей. И он уже не может признаться в обмане этим симпатичным, радушным, «ненормальным» людям. Он даже горд от того, что на него возлагают надежды, ждут поддержки. «Драматург строит интригу так, -пишет критик С.С. Имехелова, - что привычная душевная неустроенность, всеобщая запутанность ложью преодолеваются с помощью ... встречи двух сознаний - трезвореалистического и наивно-утопического сознания Бусыгина и Сарафанова» [3: 28].

Сарафанов, в прошлом талантливый музыкант, потерявший слух на фронте, уволенный из оркестра, теперь играет на похоронах, считая, что это его тайна. Его дети, Нина и Васенька, знают об этой тайне, однако молчат, жалея отца. В своё время Сарафанова бросила жена за то, что он «не умеет жить», но он не озлобился, не ожесточился. Бусыгин, оказавшись рядом с этим человеком, вынужден приспосабливаться, но на смену его притворным чувствам приходят чувства подлинные.

А.Вампилов в рамках бытовой комедии создал сложнейший драматический конфликт, в котором проблема нравственную выбора приобрела особую остроту в силу того, что герои приходят к решению через мучительные раздумья, сомнения и переживания.

Внутренний душевный конфликт присущ практически всем героям пьес А.Вампилова. Главный герой пьесы «Утиная охота» (1970), инженер Зилов, молодой, здоровый, энергичный человек, не переживший никаких потрясений, не может найти себе применение в жизни. Ра

бота ему ненавистна и тягостна. Он жесток и циничен, равнодушен к бедам близких людей. Узнав о смерти отца, Зилов не спешит на похороны, а торопится на свидание с юной девушкой, совершенно ему безразличной. Он мечется, отталкивая и оскорбляя друзей и любимых, мимоходом ломая их судьбы. Точную оценку даёт ему жена: «У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердца...» [1: 82].

Совершенно очевидно, что у Зилова сложный и противоречивый характер человека, утратившего смысл и цель своей жизни, ставшего врагом не только окружающим, но и самому себе. Безнравственность Зилова убийственна, однако автор оставил за ним надежду на возрождение. По мнению драматурга, его герой может и должен испытывать стыд, сострадать и сочувствовать. Видимо, поэтому Зилов неоднократно пытается измениться, всё начать заново.

Пьеса «Утиная охота» - это драма несостоявшейся личности, в которой А.Вампилов пытался отыскать причины, приводящие к нравственному оскудению человека. Пьеса стала предостережением морального разрушения и духовной деградации личности. Сложные внутренние коллизии, беспощадное выявление причин, скрытых за внешним благополучием героя, приводят его к саморазрушению.

Нельзя не согласиться со словами критика В. Фролова: «Мотив утиной охоты воспринимается как пробуждение героя, как зов к новой жизни» [4: 320] и этот мотив является основным в пьесах А.Вампилова.

Примечания:

1. Вампилов А. Пьесы. М., 2002.

2. Громова М.И. Русская современная драматургия. М., 2002.

3. Имехелова С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960-1980-х годов: своеобразие художественного метода. Улан-Удэ, 1996.

4. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.

References:

1. Vampilov A. Plays / A.Vampilov. - M., 2002.

2. Gromova M.I. Russian modern dramatic art. - M.: Flint, 2002.

3. Imekhelova S.S. “Author’s” prose and dramatic art of the 1960-1980s: an originality of an art method. - Ulan-Ude, 1996.

4. Frolov V. Destinies of genres of dramatic art / V.Frolov. - M., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.