ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
1 /2020 | 75
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций*
Аннотация
В статье рассматриваются конфликтующие реальности профессионального развития педагогов системы СПО, формирующиеся под влиянием процесса трансформационной реорганизации образовательных организаций. Представлены результаты эмпирического исследования, убедительно демонстрирующие недостаточное действие совладающих механизмов у преподавателей присоединенных организаций. Даются рекомендации по обеспечению субъектного совладания педагогов с конфликтующими реальностями в условиях трансформации образовательных организаций
Ключевые слова:
конфликтующие реальности, педагог среднего профессионального образования, профессиональное развитие педагогов, реорганизация профессиональных организаций, субъектное совладание
ЗЕЕР
Эвальд Фридрихович,
доктор психологических наук, профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
ЗИННАТОВА Мария Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
ЧУПРИКОВА Юлия Олеговна,
НОЦ инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Рождаясь, каждый человек становится мишенью для воздействия различных объективных обстоятельств и субъективных представлений, смыслов. Первые становятся источником для формирования в мире человека конфликтующих реальностей. Вторые способны порождать внутрилич-ностные конфликты, комплексы, зависимости.
Конфликтующие реальности стали предметом исследований Е. А. Климова [7], а затем Э. Ф. Зеера [5]. Данный феномен до сих пор недостаточно изучен в психологической науке и требует более глубокого теоретического и эмпирического рассмотрения.
На основании анализа научных подходов Э. Ф. Зеера и Е. А. Климова мы предлагаем понимать конфликтующие
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий».
Зеер Э. Ф., Зиннатова М. В., Чуприкова Ю. О. Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 75-84. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10108.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
реальности как систему объективно существующих ситуаций, преломляющихся в психике и отражающихся в ценностях, представлениях, поведении личности [6]. Конфликтующие реальности порождаются обществом, политикой, экономикой, то есть всем тем, что объективно окружает человека. Любой человек в процессе жизнедеятельности подвержен влиянию конфликтующих реальностей. При этом они начинают воздействовать на внутренний мир человека и ведут его либо к развитию, либо к деградации.
Возникающие противоречия между субъектностью личности и конфликтующими реальностями порождают кризисные моменты в жизни человека, которые, в свою очередь, приводят к разрушению или созиданию.
Следование человека тому или иному пути в процессе жизненного самоопределения в условиях конфликтующих реальностей зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей, семейного воспитания, социального окружения, характеристик профессиональной деятельности. В «процессе переживания конфликтующих реальностей происходят изменения в самосознании человека, которые затрагивают мотивационно-потребностную, операциональную либо смысловую стороны его жизнедеятельности» [5, с. 78].
В научной литературе выделяется три вида конфликтующих реальностей:
- социальные (обусловлены социальными процессами, функционированием общества);
- духовно-нравственные (обусловлены трансформацией духовных ценностей и нравственных принципов в коллективном и индивидуальном сознании);
- профессиональные (вызваны объективными и субъективными противоречиями профессионального развития личности и трансформацией мира профессий) [5].
Рассмотрим некоторые условия формирования конфликтующих реальностей.
1. Социальные условия
Социальная реальность представлена объективно существующими социальными процессами и явлениями. Современный российский социум обладает достаточно высокой степенью потенциальной конфликто-генности: повышение пенсионного возраста, неудовлетворительная политическая ситуация, протестные настроения, недостаточный уровень жизни большинства россиян влекут за собой нарастание недовольства в обществе.
2. Профессиональные условия
К конфликтующим реальностям профессионального развития и деятельности личности относятся: рынок труда и объективно изменяющиеся требования к профессиям, характер профессиональной деятельности, научно-технический прогресс, модернизационные процессы в профессиональном образовании. Профессиональный мир стал очень динамичным: развиваются цифровые технологии, модернизируются профессиональные стандарты и профессиональное образование, работодателем делается ставка на получение прибыли (что порождает его изменяющи-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
еся требования к качественным характеристикам конкурентоспособности работников).
3. Цифровизация
На сегодняшний день можно смело утверждать, что мы все чаще сталкиваемся с цифровой конфликтующей реальностью, которая, с одной стороны, усиливает жизнестойкость членов нашего общества, а с другой — подрывает. Наш мир уже немыслим без современных цифровых технологий, они стали частью повседневной жизни: учебы, работы, досуга. Объективная цифровая реальность уже сейчас является значимым конфликтогеном и продолжает активно завоевывать свои позиции в сознании современного человека. При этом дети и молодежь в большей степени подвержены риску формирования цифровой конфликтующей реальности, так как они быстрее осваивают новые технологии и обладают недостаточной степенью самоконтроля и самоменеджмента.
В данной статье мы предлагаем обратиться к рассмотрению конфликтующих реальностей профессионального развития педагогов системы среднего профессионального образования, формирующихся под влиянием организационной трансформации.
В настоящее время идет активный процесс модернизации, трансформации системы профессионального образования, выражающийся, в частности, в реорганизации учреждений профессиональной подготовки. С одной стороны, данный процесс позволяет преодолеть диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда, создать современную материально-техническую базу организаций СПО, восстановить утраченные связи между образовательными учреждениями и работодателями. С другой стороны, этот процесс вызывает сопротивление организационным изменениям у педагогов трансформируемых образовательных учреждений. Определенная доля сотрудников данных учреждений испытывает значительные трудности в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, характерно ухудшение социально-психологического климата в реорганизуемых учреждениях, что сказывается на снижении качества выполняемой работы.
Любые организационные трансформации приводят к возникновению сопротивлений у работников.
А. К. Маркова выделяет следующие барьеры педагогической деятельности: 1) барьеры планирования, постановки и решения педагогических задач, отсутствия учета прошлых ошибок, сужения содержания; 2) барьеры педагогического воздействия на субъекта; 3) барьеры сочетания продуктивных и репродуктивных форм работы, используемых методов обучения [9].
Е. С. Богма проанализировала разные подходы к определению причин сопротивления персонала организационным изменениям (Р. Г. Бухбин-дер, Дж. Гринберг, Р. Бейрон, С. Розенберг, Н. М. Кобзева, Е. Г. Сазанов и др.) и выделила основные детерминанты данного процесса:
- групповые (обусловлены групповой субкультурой, угрозой разрыва внутригрупповых коммуникаций, потери власти);
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- индивидуальные (обусловлены индивидуально-психологическими особенностями работников, их социально-демографическими характеристиками, ощущением угроз потери полномочий, должности, снижения уровня заработной платы, сужения социальных и профессиональных контактов);
- организационные (обусловлены спецификой организационной управленческой иерархии, организационными коммуникациями, организационной культурой) [2].
Сопротивление работников организационным изменениям, а тем более реорганизационная трансформация предприятия могут стать конфликтующей реальностью для субъектов, препятствующей их продуктивной профессиональной деятельности, построению эффективных межличностных коммуникаций, реализации потенциала, самовыражению и самореализации в профессии и вне ее. С другой стороны, следует отметить, что данные процессы могут иметь конструктивное значение и способствовать развитию субъекта и выходу на новый уровень своих возможностей.
Анализ научной литературы показывает, что интеграционная реорганизация организаций (как правило, высшего образования) исследуется в основном в теоретическом плане. При этом психологические аспекты данных процессов, особенно относительно организаций среднего профессионального образования, в научной литературе представлены в малом количестве и не отражают в полной мере современные тенденции [1; 4; 8; 10].
В 2019 году было организовано исследование психологических особенностей совладания1 с конфликтующими реальностями, вызванными (ре)организационной трансформацией организаций, у педагогов системы среднего профессионального образования Свердловской области: базовых и присоединенных организаций.
Цель: исследование психологических особенностей совладания педагогами с конфликтующими реальностями профессионального развития, возникающими в процессе трансформационных изменений организаций среднего профессионального образования.
Объект исследования: конфликтующие реальности профессионального развития педагогов системы СПО, сопровождающие организационные изменения.
Предмет исследования: психологические особенности субъектного совладания педагогов с конфликтующими реальностями (когнитивная, аффективная и поведенческая стороны)2, возникающими в процессе реорганизационной трансформации организаций СПО.
1 Термин «совладание» характеризует внутриличностный, психически обусловленный процесс переживания, проживания субъектом конфликтующих реальностей, способствующий изменению форм его реагирования и поведения, трансформации отношений, смыслов и обеспечивающий переход на новую ступень развития.
2 Традиционно в отечественной психологии личность рассматривается в виде целостного функционирования трех подсистем: когнитивной, аффективной и поведенческой (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова и др.). Проецируя данные подсистемы на процесс совладания субъектом с конфликтующими реальностями, можно определить, что его когнитивная сторона включает элементы сознания и самосознания, представления и знания; аффективная — негативные эмоциональные переживания и психические состояния, например тревога, страх, фрустрация и т. п.; поведенческая — в неадекватном снижении активности субъекта и специфике поведения в конфликтных ситуациях [3, с. 141].
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, опросный метод, методы математико-статистической обработки данных (описательные статистики, и-критерий Манна — Уитни), методы интерпретации.
Методики исследования: методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), опросник «Психические состояния преподавателей» (А. О. Прохоров), шкала астенического состояния (разработка Л. Д. Малковой в адаптации Т. Г. Чертовой на основе ММР1), опросник «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас).
В исследовании приняли участие 90 преподавателей организаций среднего профессионального образования Свердловской области: 37 преподавателей присоединенных образовательных учреждений, 53 преподавателя базовых образовательных организаций.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют значимые различия в уровне выраженности когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих процесса совладания с конфликтующими реальностями у педагогов среднего профессионального образования, относящихся к базовым и присоединенным организациям.
Анализ распределения эмпирических данных показал, что оно существенно отличается от нормального, следовательно, для подтверждения/ опровержения исследовательской гипотезы был использован непараметрический и-критерий Манна — Уитни.
В результате проведения сравнительного анализа были выявлены статистически значимые различия в уровне выраженности когнитивной, аффективной и поведенческой сторон совладания с конфликтующими реальностями, порождаемых реорганизационной трансформацией, между преподавателями базовых образовательных организаций и преподавателями присоединенных образовательных организаций (табл., с. 80).
Результаты сравнения выраженности диагностических показателей у преподавателей базовых и присоединенных образовательных организаций показали следующее.
1. Уровень тревожности у преподавателей присоединенных образовательных организаций выше, чем у преподавателей базовых образовательных организаций. Это свидетельствует о том, что преподаватели присоединенных организаций испытывают чувство дискомфорта, опасаются потери каких-либо ценностей, которые они считают значимыми для себя.
2. У преподавателей присоединенных организаций уровень агрессивности выше, чем у преподавателей базовых организаций, то есть у первых наблюдается повышенная психологическая активность, выражены негативные эмоции гнева, злости, которые направлены на внешние предметы и объекты.
3. Преподаватели присоединенных организаций более часто проявляют агрессию по отношению к субъектам профессиональной деятельности, коллегам.
4. У преподавателей присоединенных образовательных организаций уровень ригидности выше, чем у преподавателей базовых организаций:
А
Результаты сравнительного анализа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Методика Шкала, структура выборки* п U P Средний ранг Сумма рангов
X Уровень тревожности 1 37 629,5 ,004 54,99 2034,50
1 § рЕ ё 2 53 38,88 2060,50
о :г ё 5 >5 Уровень фрустрации 1 37 762,5 ,071 51,39 | 1901,50
3 ? = п о ^ аэ з с ос п 2 53 41,39 2193,50
СЗ о ■< ^ I О 1 ■ Уровень агрессивности 1 37 498,5 ,000 58,53 | 2165,50
а и Р о 2 53 36,41 1929,50
|1 ^ ев Уровень ригидности 1 37 496 ,000 58,59 2168,00
О 2 53 36,36 1927,00
Положительные деятель- 1 37 493 ,000 32,32 | 1196,00
ности состояния 2 53 54,70 2899,00
Отрицательные деятель- 1 37 402,5 ,000 61,12 | 2261,50
ности состояния 2 53 34,59 1833,50
Положительные состояния 1 37 335,5 ,000 28,07 | 1038,50
общения 2 53 57,67 3056,50
Отрицательные состояния 1 37 381,5 ,000 61,69 2282,50
общения 2 53 34,20 1812,50
Состояния, обусловленные положительным отноше- 1 37 31,45 1163,50
'си с ш 55 00 с« нием к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.) 2 53 460,5 ,000 55,31 2931,50
13 о с ш Состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.) 1 37 540,5 ,000 57,39 2123,50
) 5 5 СО =С О 5 ^ О о 2 53 37,20 1971,50
§1 Положительные психофи- 1 37 508,5 ,000 32,74 1211,50
X ^ 1 ° зиологические состояния 2 53 54,41 2883,50
Отрицательные психофизи- 1 37 326 ,000 63,19 | 2338,00
5 О С ологические состояния 2 53 33,15 1757,00
^ X о Положительные эмоцио- 1 37 368,5 ,000 28,96 1071,50
о ^ с О нальные состояния 2 53 57,05 3023,50
Отрицательные эмоцио- 1 37 280 ,000 64,43 | 2384,00
нальные состояния 2 53 32,28 1711,00
Положительные волевые 1 37 548,5 ,000 33,82 1251,50
состояния 2 53 53,65 2843,50
Отрицательные волевые 1 37 480,5 ,000 59,01 2183,50
состояния 2 53 36,07 1911,50
Положительные интеллек- 1 37 334,5 ,000 28,04 1037,50
туальные состояния 2 53 57,69 3057,50
сЪ Е ЕЬ С5С Е 1 37 61,69 2282,50
р! О. Е=ё о « ^ « ~ ^ (-1 - ^ 5 £о « Л <5< Астения 2 53 381,5 ,000 34,20 1812,50
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Методика Шкала, структура выборки* п U P Средний ранг Сумма рангов
£ Соперничество 1 37 294,5 ,000 64,04 2369,50
и с 2 53 32,56 1725,50
н о ^ Сотрудничество 1 37 979,5 ,993 45,47 1682,50
ос н 2 53 45,52 2412,50
а'сГ Ш СЗ ё | Компромисс 1 37 562,5 ,000 34,20 1265,50
5 • 2 53 53,39 2829,50
1 р Избегание 1 37 639,0 ,003 36,27 1342,00
о ^ 2 53 51,94 2753,00
и н о о Приспособление 1 37 466 ,000 31,59 1169,00
р п О 2 53 55,21 2926,00
* Условные обозначения: 1 — педагоги присоединенных организаций; 2 — педагоги базовых организаций.
у них в большей степени проявляется заторможенность действий в новых условиях, замедленность реакций и мышления, они испытывают сложности при необходимости отказа от принятого ранее решения или корректировке в изменившихся условиях ранее намеченных действий.
5. Уровень положительных деятельностных состояний у преподавателей присоединенных организаций ниже, чем у преподавателей базовых организаций. То есть у первых, по сравнению со вторыми, снижено стремление максимально проявить свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Данный вывод подтверждают значимые различия в уровне выраженности отрицательных деятельностных состояний: у преподавателей присоединенных образовательных организаций он выше, чем у педагогов базовых организаций.
6. У преподавателей базовых организаций уровень положительных состояний общения выше, чем у преподавателей присоединенных организаций. Это говорит о том, что преподаватели базовых организаций в большей степени настроены на общение, взаимодействие с коллегами, оказание помощи и поддержки по сравнению с преподавателями присоединенных организаций. При этом у преподавателей присоединенных образовательных организаций снижено стремление наладить взаимодействие с коллегами.
7. Преподаватели базовых организаций характеризуются положительным отношением к работе, студентам, окружающим, а для преподавателей присоединенных организаций более характерно отрицательное отношение.
8. У преподавателей базовых организаций физиологические, биохимические и психические параметры организма находятся в норме, тогда как преподаватели присоединенных организаций характеризуются отрицательными психофизиологическими состояниями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
9. Преподаватели базовых организаций, по сравнению с преподавателями из присоединенных организаций, более дружелюбны, ориентированы на взаимодействие с коллегами и студентами, чаще испытывают положительные эмоции.
10. У преподавателей базовых организаций наблюдаются более выраженные инициативность, решительность, целеустремленность, уверенность, ситуативная адаптивность по сравнению с педагогами присоединенных организаций.
11. Преподаватели базовых организаций в большей степени осознают значимость своего труда, демонстрируют стремление повышать квалификацию, самообразовываться, сосредоточены на профессиональных проблемах, чем преподаватели присоединенных организаций.
12. У преподавателей присоединенных организаций уровень астении более выражен, чем у преподавателей базовых организаций. Это говорит о том, что у преподавателей присоединенных организаций в большей степени проявляется утомляемость, истощаемость внимания, лабильность эмоций, скачки настроения, сниженная работоспособность, они нетерпеливы и часто раздражаются.
13. Преподаватели присоединенных организаций в большей степени ориентируются на стратегию соперничества в конфликтных ситуациях, тогда как преподаватели базовых организаций ориентируются на компромисс, приспособление и избегание.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что у педагогов среднего профессионального образования базовых организаций, по сравнению с педагогами присоединенных образовательных организаций, более выражены положительные деятельностные состояния, положительные состояния общения, состояния, обусловленные положительным отношением к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.), положительные психофизиологические состояния, положительные эмоциональные, волевые и интеллектуальные состояния. В конфликтных ситуациях педагоги базовых организаций используют компромисс, избегание, приспособление. Также было определено, что у преподавателей присоединенных образовательных учреждений, по сравнению с преподавателями базовых организаций, более выражены уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессивности, уровень ригидности, отрицательные деятельностные состояния, отрицательные состояния общения, состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, студентам, окружающим, отрицательные психофизиологические состояния, отрицательные эмоциональные и волевые состояния, астения. В конфликтах преподаватели присоединенных организаций используют стратегию соперничества.
Полученные данные демонстрируют недостаточное действие совлада-ющих механизмов у преподавателей присоединенных организаций и указывают на необходимость не только внешнего управления проживанием педагогами конфликтующих реальностей путем организации системы психологического сопровождения процессов образовательных трансформаций в виде специальных профилактических и коррекционных мероприятий. Особое значение приобретает обеспечение субъектного со-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
владания с конфликтующими реальностями в условиях трансформации образовательных организаций. С этой целью педагогам присоединенных организаций могут быть рекомендованы следующие направления профессионального саморазвития.
1. Выработка комфортного темпа работы.
2. Развитие позитивного мышления.
3. Развитие навыков планирования и тайм-менеджмента.
4. Овладение приемами мышечной релаксации и управления эмоциями.
5. Самореализация во внепрофессиональной сфере (хобби, досуг).
6. Ориентация на непрерывное образование и самообразование.
7. Развитие самоконтроля и эмоциональной саморегуляции.
8. Развитие личностной готовности к переменам.
Отметим, что совладание зависит исключительно от индивидуальных особенностей субъектов, а управление отражает внешнее воздействие на личность и деятельность и является, по сути, формой поддержки, в том числе психологической. При этом и внешние и внутренние способы пребывают во взаимозависимости [11].
Представленные исследовательские результаты могут быть использованы психологами образовательных учреждений для разработки программ психологического сопровождения и управления организационными изменениями в системе СПО для предотвращения деструктивного влияния конфликтующих реальностей на профессиональное развитие педагогических работников или перевода их в конструктивное русло, обеспечивающее личностную и профессиональную самоактуализацию.
Литература
1. Балкизова Х. Ю. Процессы реорганизации в современной системе образования // Вестник ГУУ — 2017. — № 4. — С. 156-161 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessy-reorganizatsii-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 05.02.2020).
2. Богма Е. С. Классификация причин сопротивления персонала организационным изменениям на предприятиях // Научный результат. Экономические исследования. — 2016. — №1 (7). — С. 42-47 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-prichin-soprotivleniya-personala-organizatsionnym-izmeneniyam-na-predpriyatiyah (дата обращения: 05.02.2020).
3. Глазкова И. Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной психологии // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2012. — № 1с. — С. 137-142 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-barierov-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 05.02.2020).
4. Дубовик М. В. Слияния и поглощения как орудие конкурентной борьбы на образовательном ландшафте // Вестник российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2014. — № 8(74). — С. 3-11.
5. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. — 2010. — № 7. — С. 71-81.
6. Зеер Э. Ф., Кормильцева (Зиннатова) М. В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфлик-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
тующих реальностей // Образование и наука. — 2012. — № 10(99). — С. 79-81.
7. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). — Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 208 с.
8. Клюев А. К., Клюева П. А. Слияния в высшей школе: устойчивые практики и решения // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 6. — С. 6-16.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя: учебник. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
10. Медведев В. П., Кислова Л. П. Проблемы реорганизации среднего профессионального образования России и управления его внебюджетным финансированием // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 1. — С. 30-32 [Электронный ресурс]. URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=5610 (дата обращения: 05.02.2020).
11. Zinnatova Mariya V., Konovalova Maria E., Makarova Nataliya V. The professional transspective of the students in the conflicting realities of the post-industrial society // International journal of environmental & science education. — 2016. — № 14. — Vol. 11. — Pp. 6925-6933.