Научная статья на тему 'Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций'

Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтующие реальности / педагог среднего профессионального образования / профессиональное развитие педагогов / реорганизация профессиональных организаций / субъектное совладание / conflicting realities / teacher of secondary vocational education / professional development of teachers / reorganization colleges / subjective coping.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Зиннатова Мария Владимировна, Чуприкова Юлия Олеговна

В статье рассматриваются конфликтующие реальности профессионального развития педагогов системы СПО, формирующиеся под влиянием процесса трансформационной реорганизации образовательных организаций. Представлены результаты эмпирического исследования, убедительно демонстрирующие недостаточное действие совладающих механизмов у преподавателей присоединенных организаций. Даются рекомендации по обеспечению субъектного совладания педагогов с конфликтующими реальностями в условиях трансформации образовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Зиннатова Мария Владимировна, Чуприкова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflicting Realities of Professional Development of Teachers in the Conditions of Transformation of Educational Organizations

The article discusses the conflicting realities of professional development of teachers of the secondary vocational education system, which are formed under the influence of the process of transformational reorganization of educational organizations. An empirical research is being conducted, the results of which convincingly demonstrate the inadequate effect of coping mechanisms on the teachers of affiliated organizations. Recommendations on ensuring the subjective coping of teachers with conflicting realities in the conditions of transformation of educational organizations are presented.

Текст научной работы на тему «Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

1 /2020 | 75

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций*

Аннотация

В статье рассматриваются конфликтующие реальности профессионального развития педагогов системы СПО, формирующиеся под влиянием процесса трансформационной реорганизации образовательных организаций. Представлены результаты эмпирического исследования, убедительно демонстрирующие недостаточное действие совладающих механизмов у преподавателей присоединенных организаций. Даются рекомендации по обеспечению субъектного совладания педагогов с конфликтующими реальностями в условиях трансформации образовательных организаций

Ключевые слова:

конфликтующие реальности, педагог среднего профессионального образования, профессиональное развитие педагогов, реорганизация профессиональных организаций, субъектное совладание

ЗЕЕР

Эвальд Фридрихович,

доктор психологических наук, профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

ЗИННАТОВА Мария Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

ЧУПРИКОВА Юлия Олеговна,

НОЦ инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Рождаясь, каждый человек становится мишенью для воздействия различных объективных обстоятельств и субъективных представлений, смыслов. Первые становятся источником для формирования в мире человека конфликтующих реальностей. Вторые способны порождать внутрилич-ностные конфликты, комплексы, зависимости.

Конфликтующие реальности стали предметом исследований Е. А. Климова [7], а затем Э. Ф. Зеера [5]. Данный феномен до сих пор недостаточно изучен в психологической науке и требует более глубокого теоретического и эмпирического рассмотрения.

На основании анализа научных подходов Э. Ф. Зеера и Е. А. Климова мы предлагаем понимать конфликтующие

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий».

Зеер Э. Ф., Зиннатова М. В., Чуприкова Ю. О. Конфликтующие реальности профессионального развития педагогов в условиях трансформации образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 75-84. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10108.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

реальности как систему объективно существующих ситуаций, преломляющихся в психике и отражающихся в ценностях, представлениях, поведении личности [6]. Конфликтующие реальности порождаются обществом, политикой, экономикой, то есть всем тем, что объективно окружает человека. Любой человек в процессе жизнедеятельности подвержен влиянию конфликтующих реальностей. При этом они начинают воздействовать на внутренний мир человека и ведут его либо к развитию, либо к деградации.

Возникающие противоречия между субъектностью личности и конфликтующими реальностями порождают кризисные моменты в жизни человека, которые, в свою очередь, приводят к разрушению или созиданию.

Следование человека тому или иному пути в процессе жизненного самоопределения в условиях конфликтующих реальностей зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей, семейного воспитания, социального окружения, характеристик профессиональной деятельности. В «процессе переживания конфликтующих реальностей происходят изменения в самосознании человека, которые затрагивают мотивационно-потребностную, операциональную либо смысловую стороны его жизнедеятельности» [5, с. 78].

В научной литературе выделяется три вида конфликтующих реальностей:

- социальные (обусловлены социальными процессами, функционированием общества);

- духовно-нравственные (обусловлены трансформацией духовных ценностей и нравственных принципов в коллективном и индивидуальном сознании);

- профессиональные (вызваны объективными и субъективными противоречиями профессионального развития личности и трансформацией мира профессий) [5].

Рассмотрим некоторые условия формирования конфликтующих реальностей.

1. Социальные условия

Социальная реальность представлена объективно существующими социальными процессами и явлениями. Современный российский социум обладает достаточно высокой степенью потенциальной конфликто-генности: повышение пенсионного возраста, неудовлетворительная политическая ситуация, протестные настроения, недостаточный уровень жизни большинства россиян влекут за собой нарастание недовольства в обществе.

2. Профессиональные условия

К конфликтующим реальностям профессионального развития и деятельности личности относятся: рынок труда и объективно изменяющиеся требования к профессиям, характер профессиональной деятельности, научно-технический прогресс, модернизационные процессы в профессиональном образовании. Профессиональный мир стал очень динамичным: развиваются цифровые технологии, модернизируются профессиональные стандарты и профессиональное образование, работодателем делается ставка на получение прибыли (что порождает его изменяющи-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

еся требования к качественным характеристикам конкурентоспособности работников).

3. Цифровизация

На сегодняшний день можно смело утверждать, что мы все чаще сталкиваемся с цифровой конфликтующей реальностью, которая, с одной стороны, усиливает жизнестойкость членов нашего общества, а с другой — подрывает. Наш мир уже немыслим без современных цифровых технологий, они стали частью повседневной жизни: учебы, работы, досуга. Объективная цифровая реальность уже сейчас является значимым конфликтогеном и продолжает активно завоевывать свои позиции в сознании современного человека. При этом дети и молодежь в большей степени подвержены риску формирования цифровой конфликтующей реальности, так как они быстрее осваивают новые технологии и обладают недостаточной степенью самоконтроля и самоменеджмента.

В данной статье мы предлагаем обратиться к рассмотрению конфликтующих реальностей профессионального развития педагогов системы среднего профессионального образования, формирующихся под влиянием организационной трансформации.

В настоящее время идет активный процесс модернизации, трансформации системы профессионального образования, выражающийся, в частности, в реорганизации учреждений профессиональной подготовки. С одной стороны, данный процесс позволяет преодолеть диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда, создать современную материально-техническую базу организаций СПО, восстановить утраченные связи между образовательными учреждениями и работодателями. С другой стороны, этот процесс вызывает сопротивление организационным изменениям у педагогов трансформируемых образовательных учреждений. Определенная доля сотрудников данных учреждений испытывает значительные трудности в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, характерно ухудшение социально-психологического климата в реорганизуемых учреждениях, что сказывается на снижении качества выполняемой работы.

Любые организационные трансформации приводят к возникновению сопротивлений у работников.

А. К. Маркова выделяет следующие барьеры педагогической деятельности: 1) барьеры планирования, постановки и решения педагогических задач, отсутствия учета прошлых ошибок, сужения содержания; 2) барьеры педагогического воздействия на субъекта; 3) барьеры сочетания продуктивных и репродуктивных форм работы, используемых методов обучения [9].

Е. С. Богма проанализировала разные подходы к определению причин сопротивления персонала организационным изменениям (Р. Г. Бухбин-дер, Дж. Гринберг, Р. Бейрон, С. Розенберг, Н. М. Кобзева, Е. Г. Сазанов и др.) и выделила основные детерминанты данного процесса:

- групповые (обусловлены групповой субкультурой, угрозой разрыва внутригрупповых коммуникаций, потери власти);

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- индивидуальные (обусловлены индивидуально-психологическими особенностями работников, их социально-демографическими характеристиками, ощущением угроз потери полномочий, должности, снижения уровня заработной платы, сужения социальных и профессиональных контактов);

- организационные (обусловлены спецификой организационной управленческой иерархии, организационными коммуникациями, организационной культурой) [2].

Сопротивление работников организационным изменениям, а тем более реорганизационная трансформация предприятия могут стать конфликтующей реальностью для субъектов, препятствующей их продуктивной профессиональной деятельности, построению эффективных межличностных коммуникаций, реализации потенциала, самовыражению и самореализации в профессии и вне ее. С другой стороны, следует отметить, что данные процессы могут иметь конструктивное значение и способствовать развитию субъекта и выходу на новый уровень своих возможностей.

Анализ научной литературы показывает, что интеграционная реорганизация организаций (как правило, высшего образования) исследуется в основном в теоретическом плане. При этом психологические аспекты данных процессов, особенно относительно организаций среднего профессионального образования, в научной литературе представлены в малом количестве и не отражают в полной мере современные тенденции [1; 4; 8; 10].

В 2019 году было организовано исследование психологических особенностей совладания1 с конфликтующими реальностями, вызванными (ре)организационной трансформацией организаций, у педагогов системы среднего профессионального образования Свердловской области: базовых и присоединенных организаций.

Цель: исследование психологических особенностей совладания педагогами с конфликтующими реальностями профессионального развития, возникающими в процессе трансформационных изменений организаций среднего профессионального образования.

Объект исследования: конфликтующие реальности профессионального развития педагогов системы СПО, сопровождающие организационные изменения.

Предмет исследования: психологические особенности субъектного совладания педагогов с конфликтующими реальностями (когнитивная, аффективная и поведенческая стороны)2, возникающими в процессе реорганизационной трансформации организаций СПО.

1 Термин «совладание» характеризует внутриличностный, психически обусловленный процесс переживания, проживания субъектом конфликтующих реальностей, способствующий изменению форм его реагирования и поведения, трансформации отношений, смыслов и обеспечивающий переход на новую ступень развития.

2 Традиционно в отечественной психологии личность рассматривается в виде целостного функционирования трех подсистем: когнитивной, аффективной и поведенческой (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова и др.). Проецируя данные подсистемы на процесс совладания субъектом с конфликтующими реальностями, можно определить, что его когнитивная сторона включает элементы сознания и самосознания, представления и знания; аффективная — негативные эмоциональные переживания и психические состояния, например тревога, страх, фрустрация и т. п.; поведенческая — в неадекватном снижении активности субъекта и специфике поведения в конфликтных ситуациях [3, с. 141].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Методы исследования: теоретический анализ научных источников, опросный метод, методы математико-статистической обработки данных (описательные статистики, и-критерий Манна — Уитни), методы интерпретации.

Методики исследования: методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), опросник «Психические состояния преподавателей» (А. О. Прохоров), шкала астенического состояния (разработка Л. Д. Малковой в адаптации Т. Г. Чертовой на основе ММР1), опросник «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас).

В исследовании приняли участие 90 преподавателей организаций среднего профессионального образования Свердловской области: 37 преподавателей присоединенных образовательных учреждений, 53 преподавателя базовых образовательных организаций.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют значимые различия в уровне выраженности когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих процесса совладания с конфликтующими реальностями у педагогов среднего профессионального образования, относящихся к базовым и присоединенным организациям.

Анализ распределения эмпирических данных показал, что оно существенно отличается от нормального, следовательно, для подтверждения/ опровержения исследовательской гипотезы был использован непараметрический и-критерий Манна — Уитни.

В результате проведения сравнительного анализа были выявлены статистически значимые различия в уровне выраженности когнитивной, аффективной и поведенческой сторон совладания с конфликтующими реальностями, порождаемых реорганизационной трансформацией, между преподавателями базовых образовательных организаций и преподавателями присоединенных образовательных организаций (табл., с. 80).

Результаты сравнения выраженности диагностических показателей у преподавателей базовых и присоединенных образовательных организаций показали следующее.

1. Уровень тревожности у преподавателей присоединенных образовательных организаций выше, чем у преподавателей базовых образовательных организаций. Это свидетельствует о том, что преподаватели присоединенных организаций испытывают чувство дискомфорта, опасаются потери каких-либо ценностей, которые они считают значимыми для себя.

2. У преподавателей присоединенных организаций уровень агрессивности выше, чем у преподавателей базовых организаций, то есть у первых наблюдается повышенная психологическая активность, выражены негативные эмоции гнева, злости, которые направлены на внешние предметы и объекты.

3. Преподаватели присоединенных организаций более часто проявляют агрессию по отношению к субъектам профессиональной деятельности, коллегам.

4. У преподавателей присоединенных образовательных организаций уровень ригидности выше, чем у преподавателей базовых организаций:

А

Результаты сравнительного анализа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Методика Шкала, структура выборки* п U P Средний ранг Сумма рангов

X Уровень тревожности 1 37 629,5 ,004 54,99 2034,50

1 § рЕ ё 2 53 38,88 2060,50

о :г ё 5 >5 Уровень фрустрации 1 37 762,5 ,071 51,39 | 1901,50

3 ? = п о ^ аэ з с ос п 2 53 41,39 2193,50

СЗ о ■< ^ I О 1 ■ Уровень агрессивности 1 37 498,5 ,000 58,53 | 2165,50

а и Р о 2 53 36,41 1929,50

|1 ^ ев Уровень ригидности 1 37 496 ,000 58,59 2168,00

О 2 53 36,36 1927,00

Положительные деятель- 1 37 493 ,000 32,32 | 1196,00

ности состояния 2 53 54,70 2899,00

Отрицательные деятель- 1 37 402,5 ,000 61,12 | 2261,50

ности состояния 2 53 34,59 1833,50

Положительные состояния 1 37 335,5 ,000 28,07 | 1038,50

общения 2 53 57,67 3056,50

Отрицательные состояния 1 37 381,5 ,000 61,69 2282,50

общения 2 53 34,20 1812,50

Состояния, обусловленные положительным отноше- 1 37 31,45 1163,50

'си с ш 55 00 с« нием к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.) 2 53 460,5 ,000 55,31 2931,50

13 о с ш Состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.) 1 37 540,5 ,000 57,39 2123,50

) 5 5 СО =С О 5 ^ О о 2 53 37,20 1971,50

§1 Положительные психофи- 1 37 508,5 ,000 32,74 1211,50

X ^ 1 ° зиологические состояния 2 53 54,41 2883,50

Отрицательные психофизи- 1 37 326 ,000 63,19 | 2338,00

5 О С ологические состояния 2 53 33,15 1757,00

^ X о Положительные эмоцио- 1 37 368,5 ,000 28,96 1071,50

о ^ с О нальные состояния 2 53 57,05 3023,50

Отрицательные эмоцио- 1 37 280 ,000 64,43 | 2384,00

нальные состояния 2 53 32,28 1711,00

Положительные волевые 1 37 548,5 ,000 33,82 1251,50

состояния 2 53 53,65 2843,50

Отрицательные волевые 1 37 480,5 ,000 59,01 2183,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состояния 2 53 36,07 1911,50

Положительные интеллек- 1 37 334,5 ,000 28,04 1037,50

туальные состояния 2 53 57,69 3057,50

сЪ Е ЕЬ С5С Е 1 37 61,69 2282,50

р! О. Е=ё о « ^ « ~ ^ (-1 - ^ 5 £о « Л <5< Астения 2 53 381,5 ,000 34,20 1812,50

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Методика Шкала, структура выборки* п U P Средний ранг Сумма рангов

£ Соперничество 1 37 294,5 ,000 64,04 2369,50

и с 2 53 32,56 1725,50

н о ^ Сотрудничество 1 37 979,5 ,993 45,47 1682,50

ос н 2 53 45,52 2412,50

а'сГ Ш СЗ ё | Компромисс 1 37 562,5 ,000 34,20 1265,50

5 • 2 53 53,39 2829,50

1 р Избегание 1 37 639,0 ,003 36,27 1342,00

о ^ 2 53 51,94 2753,00

и н о о Приспособление 1 37 466 ,000 31,59 1169,00

р п О 2 53 55,21 2926,00

* Условные обозначения: 1 — педагоги присоединенных организаций; 2 — педагоги базовых организаций.

у них в большей степени проявляется заторможенность действий в новых условиях, замедленность реакций и мышления, они испытывают сложности при необходимости отказа от принятого ранее решения или корректировке в изменившихся условиях ранее намеченных действий.

5. Уровень положительных деятельностных состояний у преподавателей присоединенных организаций ниже, чем у преподавателей базовых организаций. То есть у первых, по сравнению со вторыми, снижено стремление максимально проявить свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Данный вывод подтверждают значимые различия в уровне выраженности отрицательных деятельностных состояний: у преподавателей присоединенных образовательных организаций он выше, чем у педагогов базовых организаций.

6. У преподавателей базовых организаций уровень положительных состояний общения выше, чем у преподавателей присоединенных организаций. Это говорит о том, что преподаватели базовых организаций в большей степени настроены на общение, взаимодействие с коллегами, оказание помощи и поддержки по сравнению с преподавателями присоединенных организаций. При этом у преподавателей присоединенных образовательных организаций снижено стремление наладить взаимодействие с коллегами.

7. Преподаватели базовых организаций характеризуются положительным отношением к работе, студентам, окружающим, а для преподавателей присоединенных организаций более характерно отрицательное отношение.

8. У преподавателей базовых организаций физиологические, биохимические и психические параметры организма находятся в норме, тогда как преподаватели присоединенных организаций характеризуются отрицательными психофизиологическими состояниями.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

9. Преподаватели базовых организаций, по сравнению с преподавателями из присоединенных организаций, более дружелюбны, ориентированы на взаимодействие с коллегами и студентами, чаще испытывают положительные эмоции.

10. У преподавателей базовых организаций наблюдаются более выраженные инициативность, решительность, целеустремленность, уверенность, ситуативная адаптивность по сравнению с педагогами присоединенных организаций.

11. Преподаватели базовых организаций в большей степени осознают значимость своего труда, демонстрируют стремление повышать квалификацию, самообразовываться, сосредоточены на профессиональных проблемах, чем преподаватели присоединенных организаций.

12. У преподавателей присоединенных организаций уровень астении более выражен, чем у преподавателей базовых организаций. Это говорит о том, что у преподавателей присоединенных организаций в большей степени проявляется утомляемость, истощаемость внимания, лабильность эмоций, скачки настроения, сниженная работоспособность, они нетерпеливы и часто раздражаются.

13. Преподаватели присоединенных организаций в большей степени ориентируются на стратегию соперничества в конфликтных ситуациях, тогда как преподаватели базовых организаций ориентируются на компромисс, приспособление и избегание.

Таким образом, по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что у педагогов среднего профессионального образования базовых организаций, по сравнению с педагогами присоединенных образовательных организаций, более выражены положительные деятельностные состояния, положительные состояния общения, состояния, обусловленные положительным отношением к работе, студентам, окружающим (направленность, мотивация и др.), положительные психофизиологические состояния, положительные эмоциональные, волевые и интеллектуальные состояния. В конфликтных ситуациях педагоги базовых организаций используют компромисс, избегание, приспособление. Также было определено, что у преподавателей присоединенных образовательных учреждений, по сравнению с преподавателями базовых организаций, более выражены уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессивности, уровень ригидности, отрицательные деятельностные состояния, отрицательные состояния общения, состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, студентам, окружающим, отрицательные психофизиологические состояния, отрицательные эмоциональные и волевые состояния, астения. В конфликтах преподаватели присоединенных организаций используют стратегию соперничества.

Полученные данные демонстрируют недостаточное действие совлада-ющих механизмов у преподавателей присоединенных организаций и указывают на необходимость не только внешнего управления проживанием педагогами конфликтующих реальностей путем организации системы психологического сопровождения процессов образовательных трансформаций в виде специальных профилактических и коррекционных мероприятий. Особое значение приобретает обеспечение субъектного со-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

владания с конфликтующими реальностями в условиях трансформации образовательных организаций. С этой целью педагогам присоединенных организаций могут быть рекомендованы следующие направления профессионального саморазвития.

1. Выработка комфортного темпа работы.

2. Развитие позитивного мышления.

3. Развитие навыков планирования и тайм-менеджмента.

4. Овладение приемами мышечной релаксации и управления эмоциями.

5. Самореализация во внепрофессиональной сфере (хобби, досуг).

6. Ориентация на непрерывное образование и самообразование.

7. Развитие самоконтроля и эмоциональной саморегуляции.

8. Развитие личностной готовности к переменам.

Отметим, что совладание зависит исключительно от индивидуальных особенностей субъектов, а управление отражает внешнее воздействие на личность и деятельность и является, по сути, формой поддержки, в том числе психологической. При этом и внешние и внутренние способы пребывают во взаимозависимости [11].

Представленные исследовательские результаты могут быть использованы психологами образовательных учреждений для разработки программ психологического сопровождения и управления организационными изменениями в системе СПО для предотвращения деструктивного влияния конфликтующих реальностей на профессиональное развитие педагогических работников или перевода их в конструктивное русло, обеспечивающее личностную и профессиональную самоактуализацию.

Литература

1. Балкизова Х. Ю. Процессы реорганизации в современной системе образования // Вестник ГУУ — 2017. — № 4. — С. 156-161 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessy-reorganizatsii-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 05.02.2020).

2. Богма Е. С. Классификация причин сопротивления персонала организационным изменениям на предприятиях // Научный результат. Экономические исследования. — 2016. — №1 (7). — С. 42-47 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-prichin-soprotivleniya-personala-organizatsionnym-izmeneniyam-na-predpriyatiyah (дата обращения: 05.02.2020).

3. Глазкова И. Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной психологии // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2012. — № 1с. — С. 137-142 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-barierov-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 05.02.2020).

4. Дубовик М. В. Слияния и поглощения как орудие конкурентной борьбы на образовательном ландшафте // Вестник российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2014. — № 8(74). — С. 3-11.

5. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. — 2010. — № 7. — С. 71-81.

6. Зеер Э. Ф., Кормильцева (Зиннатова) М. В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфлик-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

тующих реальностей // Образование и наука. — 2012. — № 10(99). — С. 79-81.

7. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). — Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 208 с.

8. Клюев А. К., Клюева П. А. Слияния в высшей школе: устойчивые практики и решения // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 6. — С. 6-16.

9. Маркова А. К. Психология труда учителя: учебник. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.

10. Медведев В. П., Кислова Л. П. Проблемы реорганизации среднего профессионального образования России и управления его внебюджетным финансированием // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 1. — С. 30-32 [Электронный ресурс]. URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=5610 (дата обращения: 05.02.2020).

11. Zinnatova Mariya V., Konovalova Maria E., Makarova Nataliya V. The professional transspective of the students in the conflicting realities of the post-industrial society // International journal of environmental & science education. — 2016. — № 14. — Vol. 11. — Pp. 6925-6933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.