РАЗДЕЛ V
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 316.62
Ярычев Насруди Увайсович
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования, nasrudiny@mail.ru, Грозный
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Yatychev Nasrudi Uvaysovich
Candidate of Philosophy, Docent, the head of the department of social pedagogy and psychology of Chechen institute of teachers advanced training, nasrudiny@mail.ru, Grozny
CONFLICTOLOGICAL CULTURE OF TEACHER AS THE SUBJECT OF THE THEORETICAL ANALYSIS
Особое уважение к учительскому груду - исконная национальная российская традиция. Российское учительство всегда обладало моральным авторитетом, который считался цветом русской интеллигенции. Однако в последнее время отношению к учителю изменилось и в целом рассматривается как неоднозначное: старшее поколение отмечает его заслуги, но учащиеся и многие их родители высказывают критику в адрес педагога. В современном обществе учителя перестали ценить как профессионала, как личность. Тем не менее, в Чеченской республике педагог остается значимым лицом для общественности. Не смотря на социальную напряженность и нестабильность в данной республике, вспыльчивость и конфликтность чеченского народа отмечается беспрекословное почитание и уважение учителя. Учитель продолжает оказывать влияние на подрастающее поколение, он формирует у учащихся картину мира и в первую очередь эталон взаимоотношений.
Актуальность исследования определяется необходимостью формирования педагогического авторитета у детей, потребностью школы в педагогах, готовых принимать ответственные решения, организовывать продуктивное межличностное взаимодействие, основанное на принципах толерантности, уважения и признания суверенности другого человека в современном нестабильном обществе.
Педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых педагогу необходимо обладать конфликтологической культурой [6]. Именно высокая конфликтологическая культура педагога поможет сформировать у подрастающего поколения навыки продуктивного межлич-
ностного общения, которые можно рассматривать как превентивную политику в возникновении конфликтов в обществе.
В данной статье рассмотрим описание категориального аппарата понятия конфликтологической культуры учителя, проанализируем содержание данного определения через изучение близких по значению родственных понятий «конфликт», «конфликтогенность», «культура», «профессиональная культура», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая грамотность» и др.
История свидетельствует, что эволюция сообществ сопровождается возникновением, развитием и разрешением конфликтов. Как следствие, противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было и остается источниками конфликтов и предметом размышления широкого круга мыслителей [2]. В соответствии с диалектическим подходом к пониманию процесса развития в философии, конфликт - естественное явление в педагогическом процессе, движущая сила его развития [1].
Термин «конфликт» (от лат. сопШсШб - столкновение) - определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. [7].
Понятие конфликта связано с конфликтогенностью, в школьном социуме - это совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов. Конфликтогенность школьного социума становилась предметом внимания таких ученых, как А. Я. Анцупов, С. В. Баныкина, В. И. Журавлёв, О. А. Иванова, Н. В. Самоукина, Е. И. Степанов, С. П. Свистун, и рассматривалась в аспекте детерминации, профилактики и коррекции данного явления.
Обобщение данных их исследований подтверждает, что конфликтогенность является объективной закономерностью функционирования образовательного социума и характеризуется: высоким уровнем напряженности педагогического труда; устойчивым, инерционным характером происходящих конфликтов; работой всех участников учебно-воспитательного процесса в режиме интенсивной конфликтности; повышенным эмоциональным тонусом, приводящим к снижению роли интеллектуального компонента участников конфликта; стрессонасыщенностью взаимоотношений педагогов и администрации школы, связанной с постоянным оцениванием и контролем их профессиональной деятельности; проблемным внутренним состоянием учителя; несбалансированностью неформальных и формальных отношений в школьном коллективе; периодами повышенной конфликтности детей, обусловленными недостатками организации процесса обучения в школе.
Для школьного социума характерны конфликты между всеми участниками учебно-воспитательного процесса [1]. Значительная часть этих конфликтов связана с ненадлежащим выполнением профессиональных функций педагогами в сфере учебно-воспитательного взаимодействия, управленческой сфере, сфере психолого-педагогического сопровождения, недостаточным развитием культуры личности.
Понятие «культура» характеризует и меру образованности, и степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь: о культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической и т. д., т. е. степень полипредметности феномена.
В настоящее время существует множество вариантов определения понятия «культура». В Энциклопедическом словаре культура определяется как воспитание, образование, развитие. В теории и истории культуры становится единая глобальная дефиниция понятия «культура», которую разделяют ученые А. Швейцар, Тейяр де Шарден, Ортега-и-Гасет, М. Мид, А. Моль, Г. Селье; среди отечественных теоретиков культуры - В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, Ю. Лотман, Н. Эйдельман. Культура -совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека.
Исходя из этих положений, сущностное представление о культуре можно вслед за названными учеными кратко сформулировать следующим образом: культура - это прогрессирующее самопроизводство общественного человека. Образование в таком случае является важнейшей его технологией, содержанием и формой такого самопроизводства общественного человека.
Следует различать понятия «культура общества» и «культура личности». Мы понимаем культуру общества как особый социальный механизм накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, представляющей социальную ценность. Если же говорить о культуре личности, то под этим понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все аспекты его жизнедеятельности. Что же касается культуры учителя, то для его профессиональной деятельности необходимы профессиональная культура и ее составные части (информационная культура, методологическая культура, коммуникативная культура, конфликтологическая культура и др.).
Можно рассматривать конфликтологическую культуру как часть более широкого, объемного и целостного явления, именуемого профессиональной культурой. Необходимо различать понятия «конфликтологическая культура личности » и «конфликтологическая культура специалиста ».
В современной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными спосо-
бами. Конструктивным называется такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами. Конфликтологическая культура не сводится к психологической культуре, хотя тесно связана с ней. Повышение и развитие психологической культуры требует конкретизации применительно к ситуациям конфликтного взаимодействия.
Конфликтологическая культура личности заключается в стремлении (потребность, желание) и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. В решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической культурой играет решающую роль.
Конфликтологической культуре специалиста свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Профессиональная конфликтологическая культура учителя, по нашему мнению, характеризуется не только владением навыков профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде, но и формированием конфликтологической компетентности у учащихся.
Выяснение места и роли конфликтологической культуры учителя требует установления объективности существования этого вида профессиональной культуры и взаимосвязи с другими ее видами: информационной, коммуникативной, методологической и специальной, отражающей сущность профессиональной деятельности, культур.
Информационная культура - это качественная характеристика профессиональной жизнедеятельности специалиста в области получения, передачи, хранения и использования информации [6]. Коммуникативная культура обеспечивает процессы обмена информацией, контакта субъектов совместной профессиональной деятельности [3]. Методологическая культура связана с познанием, пониманием, методикой и логикой осуществления профессиональной деятельности [8]. Психологическая культура - это культура создания и восприятия психологических явлений жизни, отношение человека к действительности [5]. Акмеологическая культура синтезирует составляющие общей культуры специалиста и проявляется в соответствии с потребностями в творческой самореализации и стратегией жизни [6].
Конфликтологическая культура, реализуя конструктивные функции конфликта, сигнализирует об очагах социальной напряженности, расширяет возможности получения информации о состоянии организации (диагностируется специально-профессиональная культура; обогащается информационная культура); способствует более глубокому познанию участниками
конфликта друг друга и конфликтуемой проблемы (конкретизируются объекты специально-профессиональной, психологической, информационной и методологической культуры); ослабляет психическую напряженность (поддержка функций психологической культуры); создает интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий поиска решения проблем (активизация методологической культуры); в инновационных процессах содействует творческой инициативе и профессиональному саморазвитию (активизация акмеологической культуры); предотвращает разрушительные противоборства участников конфликта и сплачивает членов трудового коллектива (поддержка функций коммуникативной культуры).
Функции конфликтологической культуры проявляются в совместных действиях, в общении, во взаимоотношениях. Отметим, что и на индивидуальном уровне конфликтологическая культура способствует профессиональному становлению специалиста: владение знаниями о внутриличнос-тном конфликте, его проявлениях, а также способах продуктивной психологической защиты (сублимация), технологиях и техниках преодоления кризисов профессионального роста способствует профессиональному становлению специалиста.
В основе конфликтологической культуры личности находится конфликтологическая грамотность и конфликтологическая компетентность.
Конфликтологическая грамотность - это базовый уровень конфликтологической подготовки, проявляющийся в житейском интуитивном и вербализуемом опыте, мифологическом сознании личности, позволяющий конструктивно решать проблемы и противоречия без особого осмысления механизмов, лежащих в их основе.
Конфликтологическая компетентность - это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе целенаправленной подготовки применительно к конкретным ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения [9].
Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в школе. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития [1].
Анализ изученной по проблеме специальной литературы позволяет отметить, что в качестве психологических составляющих конфликтной компетентности личности исследователями рассматриваются: гибкий индивидуальный стиль управления; творческое мышление; открытость; конф-ликтоустойчивость; владение эмоциями; уточнение своих пожеланий и возможностей; установка на сотрудничество; рефлексивная культура; культура саморегуляции; коммуникативные умения, и др. [9].
Понятие «конфликтологическая компетентность» специалисты в области конфликтологии рассматривают как когнитивно-регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения. Например, А. А. Кузина (2007) понимает под конфликтологической компетентностью совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях, и личностных смыслов, ориентирующих на полифоническое, многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог. Д. В. Ивченко (2000) определяет конфликтологическую компетентность специалиста как интегральную характеристику субъективной стороны профессионального труда, качество человека как субъекта труда, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, с другой стороны, - как способность выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности. Очевидно, что недостаточная конфликтологическая компетентность является одной из важнейших психологических причин конфликтов [9]. При рассмотрении компетентности специалистов, в сферу профессиональной служебной деятельности которых входят вопросы урегулирования конфликтов, выделяется высокая степень овладения ими способностей формировать установки на сотрудничество, а не конфронтацию.
Следует заметить, что овладение знаниями в области конфликтологической культуры тесно связано с развитием личностно-профессиональных качеств, позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Очевидно, что это предполагает развитие психологической готовности человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Другими словами, в процессе накопления жизненного опыта человек постоянно повышает уровень индивидуальной психологической культуры, которая выступает базисом для становления и развития конфликтологической культуры личности.
Содержание конфликтологической культуры, личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста.
В отличие от конфликтологической компетентности, направленной на управление конкретными конфликтами, конфликтологическая культура личности ориентированна на широкий круг проблем и противоречий и их творческой разрешение.
Развитие конфликтологической культуры личности предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности. Очевидно, что процессы формирования конфликтологической культуры неразрывно связаны с механизмами психосоциального развития личности.
В силу сложности и многогранности человеческого бытия конфликтологическая культура не может быть однообразным и монолитным конструктом. Ее проявление и реализация зависят от многих факторов.
В развитии конфликтологической культуры важная роль отводится использованию различных моделей поведения личности в предконфликтной и конфликтной ситуациях. Конфликтные ситуации были, есть и будут до тех пор, пока люди взаимодействуют друг с другом. Исключить их из нашей жизни, к сожалению, невозможно, однако выявить причину возникновения конфликта и управлять его развитием и разрешением возможно.
Так, конфликтная ситуация начинается с ущемления интересов противоположной стороны, нанесения ей ущерба всяким доступным способом. Любые контрдействия неизбежно приводят к появлению негативных эмоций: обиды, гнева, зависти, жажды мести, неприязни, ненависти, которые, в свою очередь, обычно усиливают сопротивление. И так по кругу: реакция усугубляет рассогласование интересов, а они еще больше обостряют контрдействия, доводя негативные эмоции до накала. Таков механизм саморазвития большинства конфликтов [2].
Мы придерживаемся положения О. И. Щербаковой о том, что осуществление конфликтологической подготовки педагога необходимо на трех уровнях: репродуктивном - наиболее низком уровне, соответствующем конфликтологической грамотности, продуктивном - соответствующем конфликтологической компетентности, творческом - соответствующем конфликтологической культуре. Развитие конфликтологической культуры личности происходит в течение всей жизни, в результате формирования опыта разрешения конфликтных ситуаций и действий по их предотвращению. Тем не менее, для развития конфликтологической компетентности у современного педагога необходимы организация специальных мероприятий.
Анализ исследований в области конфликтологической подготовки, проведенный Г. С. Бережной, показывает, что профессиональная конфликтологическая подготовка строится на основе таких подходов как вероятностный, гуманистический, системно-диалогический, ситуационно-деятельностный (событийно-деятельностный), рефлексивно-деятельностный, личностно-ориентированный, социально-психологический, профессионально-технологический, синергетический, компетентностный, культурологический, за-дачный. Перечисленные методологические подходы определяют отдельные аспекты конфликтологической подготовки педагогов. В качестве целей конфликтологической подготовки рассматривается формирование интегрированных характеристик (конфликтологической компетентности, конфликтологической культуры), обеспечивающих конструктивную конфликтологическую деятельность [1].
Целенаправленное развитие конфликтологической культуры необходимо через организацию занятий на развитие культуры ценности смысловой сферы личности, рефлексии, развитие эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной культуры, самоанализа и навыков анализа, разрешения и
профилактики конфликтных ситуаций в образовательном процессе с разными его субъектами (родителями, учащимися, коллегами, администрацией).
Анализ содержания определений в рассматриваемом аспекте позволяет сделать вывод о том, что под конфликтологической культурой учителя понимается усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде. В основе конфликтологической культуры лежат ценностно-смысловая, эмоциональная и коммуникативная сферы личности.
Профессиональная сфера проявления конфликтологической культуры отличает ее от конфликтологической культуры человека; сущность конфликтологической культуры заключается в регулировании процессов профессионального взаимодействия (общение, взаимная деятельность, взаимоотношения), в преобразовании конфликтогенных параметров профессиональной среды. Конфликтологическая культура тесно связана с информационной, коммуникативной, психологической, акмеологической, специальной видами профессиональной культуры. Ее конструктивная функция заключается в гармонизации взаимоотношений субъектов профессиональной деятельности, согласовании их взаимных действий, обеспечении эффективной профессиональной деятельности, преобразовании конфликтогенной педагогичской среды с целью предупреждения последующих конфликтов [6].
Практическим результатом разрабатываемого направления, на наш взгляд, могут стать рекомендации относительно технологии проектирования педагогической действительности (как системы, как процесса и как среды) в соответствии с логикой культуры во всех ее аспектах и проявлениях (педагогическая культура, информационная культура, конфликтологическая культура, экологическая культура, нравственная культура и т. д.).
В последнее время на конфликт смотрят как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Нередко ни педагогу, ни ученику не хватает культуры и техники взаимодействия, что приводит к взаимному отчуждению.
Для разрешения конфликтов уместен путь, при котором становится очевидной нецелесообразность некоторых форм, используемых для разрешения конфликта. В то же время ориентировка только на «правильность» своих доказательств является типичной ошибкой в выборе методов и средств управления конфликтами. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если игнорируются взгляды и опыт конфликтующих сторон [4]. Поэтому формирование конфликтологической культуры является актуальной проблемой образования, которую необходимо формировать в рамках различных мероприятий и в первую очередь на курсах повышения квалификации педагогических работников.
Библиографический список
1. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук / Г. С. Бережная. - Калининград, 2009. - 43 с.
2. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры [Текст] / Под общ. ред. П. А. Бакланова. - М.: 2009. - 55 с.
3. Квашницкий, В. И. Коммуникативная культура учителя [Текст] // Педагогическое образование в современных условиях. - Ярославль, 1997. - С. 113 - 114.
4. Михайлова, С. И. Проблемы педагогического общения [Текст] / С. И. Михайлова. - М.: Знание, 1988. - 46 с.
5. Мухаметзянова, Ф. Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры учителя [Текст] / Ф. Ш. Мухаметзянова - Казань, 1999. - 92 с.
6. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст]: монография / Н. В. Самсонова. - Калининград: Изд-во КГУ , 2020. - 308 с.
7. Социальная психология. Словарь [Текст] / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, - 2006.
8. Ходусов, А. Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.; Курск, 1997. -357 с.
9. Щербакова, О. И. Развитие конфликтологической культуры личности [Текст] / О. И. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 56-59.
УДК 37.013.42(571.1)
Аксютина Зульфия Абдулловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета, aksutina_zulfia@mail.ru, Омск
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ подготовки К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
Aksutina Zulfia Abdulovna
Post-graduate student, Associate Professor of Social Pedagogy of the Omsk State Pedagogical University aksutina_zulfia@mail.ru, Omsk
THE CONCEPT OF COMPETENCE TRAINING FOR SOCIAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [1, с. 13]. Это подход, при котором результа-