Научная статья на тему 'Конфликтологическая культура специалиста'

Конфликтологическая культура специалиста Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

151
17
Поделиться

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Самсонова Н.,

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая культура специалиста»

одна из форм моделирования электромагнитных процессов исследуемых устройств, становится гармонично связанной с принципом их действия. Поэтому, переходя к изучению темы моделирования, студенты на примере векторных диаграмм еще раз воспроизводят принципы действия трансформаторов и электрических машин переменного тока. При этом взгляд на работу машин возникает несколько под другим углом, что, несомненно, должно привести к углубленному пониманию протекающих явлений, сформировать фундаментальные знания, объединенные крепкими обратными связями.

Спроектированная технология преподавания курса «Электрические машины», на наш взгляд, позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса. Структурирование содержания курса на основе идеи ук-

рупнения дидактических единиц должно сформировать целостные, глубокие и фундаментальные знания предмета, а также способствовать развитию и упрочнению умений и навыков решения задач не только репродуктивного, но и творческого уровня, расширять мировоззрение у студентов и прививать интерес к дисциплине.

Литература

1. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М, Га-

рунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.

2. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. - М., 1996.

3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. - М., 1992.

4. Токарев Б.Ф. Электрические машины. Учебное пособие для вузов. - М., 1990.

Н. САМСОНОВА, кандидат педагогических наук Калининградский государственный университет

Конфликт как форма социального взаимодействия имманентно присущ профессиональной деятельности, поэтому структурирование профессиональной культуры конфликтологическим компонентом - это закономерное явление. В качестве педагогической проблемы возникает необходимость функционального описания конфликтологической культуры как вида профессиональной культуры специалиста. Реализуя конструктивные функции конфликта, она сигнализирует об оча-

Конфликтологическая

культура

специалиста

гах социальной напряженности, расширяет возможности получения информации о состоянии организации (диагностируется специально-профессиональная культура, обогащается информационная культура), способствует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и конфликтной проблемы (конкретизируются объекты специально-профессиональной, психологической, информационной и методологической культуры), ослабляет психологическую напряжен-

ность (поддержка функций психологической культуры), создает интеллектуальную и эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий поиска решения проблем (активизация методологической культуры), в инновационных процессах содействует творческой инициативе и профессиональному саморазвитию (активизация акмеологичес-кой культуры), предотвращает разрушительные противоборства участников конфликта и сплачивает членов трудового коллектива (поддержка функций коммуникативной культуры).

Известно, что в качестве методологической процедуры выделения состава какого-либо формирующего качества в педагогике применяют моделирование. В нашем случае модель понимается как описательный аналог, отражающий основные характеристики обобщенного образа конфликтологической культуры специалиста.

Модель конфликтологической культуры специалиста включает следующие профессионально значимые компоненты.

В интеллектуальной сфере - гибкость ума; саногенное мышление; творческое мышление; система конфликтологических знаний. Гибкость ума помогает преодолевать сложившиеся в индивидуальном опыте специалиста стереотипы в отношении себя, других людей и повторяющихся ситуаций, способствует адекватному восприятию и оценке возникающей конфликтной ситуации, преодолению искажения образа конфликтной ситуации, оперативному самоопределению в конфликтной ситуации и выбору оптимального стиля конфликтного взаимоотношения с оппонентом. Саногенное мышление уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания. Разнообразие возникающих конфлик-

тных ситуаций на всех уровнях профессиональной деятельности может вызвать у специалистов конфликтофобию. Оптимизировать конфликтное поведение позволяют знания по теории и практике конфликта.

В эмоциональной сфере - ситуативная тревожность, адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением, эмоциональной атмосферой в производственном коллективе, конкретными конфликтными эмоциональными состояниями, эмпа-тия (сопереживание), открытость, толерантность.

В мотивационной сфере - отношение к насилию и ненасилию в отстаивании собственных интересов и позиций, отношение к конфликту как средству разрешения объективного противоречия, свидетельствующего о несовершенстве какого-либо явления, актуализация соответственно природе конфликта тенденций вступления в конфликт или его избегания. Данные характеристики в сочетании со сложившимися ценностными ориентациями имеют определяющую функцию в осознании конфликтной основы возникшей трудной производственной ситуации взаимодействия, а также в выборе соответствующей конфликтной стратегии. Сформированные отношения предупреждают возникновение «образа врага», способствуют установлению оппо-нентных, уважительных и терпимых, равных взаимоотношений с участниками конфликта.

В волевой сфере - терпение и владение собой в профессиональном общении, настойчивость в осуществлении профессиональной конфликтной деятельности, в достижении конфликтных целей, целей самоактуализации, саморазвития; волевые устремления при решении конфликтно-профессиональных проблем: инициативность, смелость,

принципиальность в отстаивании своего мнения. Здесь важно не столько то, что специалист ставит цели конфликтного взаимодействия, сколько то, как он их реализует, на что пойдет ради их достижения. Принятие решений - это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность по управлению конфликтом на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям.

В предметно-практической сфере - система умений и навыков для решения вероятностных конфликтологических задач, возникающих в процессе производственной деятельности. Классифицированные в логике процесса управления конфликтом (диагностика, прогнозирование, предупреждение/ инициирование, разрешение) по пяти группам, вероятностные профессиональные конфликтологические задачи сопровождаются соответствующими умениями.

В сфере саморегуляции - свобода выбора целей конфликтной деятельности и средств их достижения; осознанность их выбора; совестливость; самокритичность, разносторонность и осмысленность действий в конфликте; умение соотносить свое поведение с действиями оппонента; рефлексия, способность специалиста управлять своим поведением и деятельностью в условиях развивающейся конфликтной деятельности. Сформированные качества и умения сферы саморегуляции способствуют нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Развитая сфера саморегуляции синтезирует все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому способствует сохранению и укреплению

психического здоровья и, как следствие этого, достижению успеха в профессиональной деятельности.

В экзистенциональной сфере - конструктивная конфликтная позиция: уверенность в выборе профессии, собственная профессиональная позиция (концепция, идея), осознанное отношение к себе как к индивидуальности и специалисту, свобода в проявлении себя как индивидуальности в профессиональной деятельности, стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой; сознательное отношение к своим действиям, стремление к профессиональному самосовершенствованию, способность адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Специалист должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее.

Если в реальном образовательном процессе вуза удастся сформировать перечисленные качества, то можно считать, что выделенные выше компоненты характеризуют должный уровень конфликтологической культуры специалиста со стороны его индивидуальности.

В контексте наших рассуждений интересен вывод Е.А. Климова, который связывает появление профессий и профессионально пригодных людей с разрешением конфликта. Он отмечает, что «...трудовые посты, рабочие места могут быть спроектированы так, что задают непосильные требования человеку, и приходится вместо одного такого трудового поста делать два или более, как бы распределяя усилия, функции между разными людьми и, тем самым, создавая новые специальности - в этом смысле факты появления новых профессий и профессионально пригодных

людей могут быть поняты как исходы из некоторых конфликтов, рассогласований субъективных и объективных систем. Переход человека от одной специальности к другой, из одной профессиональной общности в другую нетрудно интерпретировать как исходы их конфликтов. Но и творческое преобразование заданной деятельности, фактическое порождение нового варианта организации рабочего места или профессиональной деятельности - тоже результат разрешения некоторых противоречий развития, конфликтов в принятом выше смысле слова. Придумал более удобный держатель для осветителя, ящик-кассу для упорядоченного хранения инструментов; разгрузил зрение, придумав звуковые сигналы вместо некоторых зрительных и т.д. - все это, в конечном счете, позитивные ис-

ходы из ситуаций рассогласований (конфликтов) некоторых систем» [1]. Таким образом, исходя из факта признания объективного существования конфликтов в профессиональных взаимодействиях в качестве реальных условий этой сферы жизнедеятельности, перед современным специалистом стоит задача развития своих возможностей в конфликтогенных и конфликтных ситуациях внутриличностного и межличностного уровней проявления, а конфликтологическую культуру необходимо рассматривать в качестве цели профессионального образования.

Литература

1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.- С. 11-12.

П. СИДОРОВ, академик РАМН, ректор

Северный государственный медицинский университет

В декабре 2002 года Северный государственный медицинский университет (СГМУ) отметил свое 70-летие. Это серьезный повод для анализа пройденного пути, оценки достигнутого и определения приоритетов дальнейшего развития.

Региональная стратегия и активная региональная политика предопределены географическим расположением вуза, готовящего кадры и курирующего медицинскую науку на Европейском Севере России. Не случайно с 1993 года уже четыре редакции выдержала региональная научно-техническая програм-

Стратегии развития Северной

медицинской школы

ма «Здоровье населения Европейского Севера», утвержденная главами администраций четырех субъектов Федерации. С 1994 г. работает координационный совет по развитию медицинского образования на Европейском Севере, объединяющий все факультеты, колледжи и училища региона, и возглавляет его СГМУ. Целевая подготовка студентов и повышение квалификации врачей активно проводятся для всех областей и республик региона, в 16 городах работают представительства университетского колледжа СГМУ.

Одним из наиболее насущных воп-