Научная статья на тему 'Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле (на примере Краснодарского края)'

Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
678
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / REGIONAL SECURITY / ELECTORAL CYCLE / ETHNO-POLITICAL TENSION / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Инна Вадимовна, Донцова Мария Владимировна

В статье представлены результаты конфликтологического анализа региональной этнополитической ситуации в Краснодарском крае в условиях развития нового электорального цикла. Цель статьи оценить уровень этнополитической напряженности в регионе и степень влияния нового электорального цикла на этнополитическую ситуацию в крае. В теоретической части статьи представлен анализ потенциальных возможностей научной конфликтологической экспертизы гетерогенного социума, приводятся факторы социально-политической конфликтности в на региональном уровне, высказываются предположения об эффективных средствах снижения напряженности между региональными группами интересов, урегулирования межэтнических противоречий, достижения коммуникативного согласия, внутриполитической стабильности, устойчивости политических интересов, особенно в ситуации развития электорального цикла. В прикладной части статьи раскрываются результаты социологического исследования (метод экспертного опроса), проведенного сотрудниками Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук в апреле мае 2016 г. с целью исследования этнополитической ситуации в Краснодарском крае. В процессе исследования было установлено, что внешне этнополитическая ситуация в регионе является спокойной, однако присутствует латентная этнополитическая напряженность, которая экспертами напрямую не связывается с электоральным циклом. Основной причиной этнополитической напряженности и одновременно угрозой региональной безопасности называется высокий уровень миграционной активности, снижение уровня жизни и рост безработицы, что способствует увеличению уровня преступности с этнической составляющей и активизации экстремистских сил. Особое внимание при оценке этнополитической ситуации в Краснодарском крае уделяется НКО как арбитру в разрешении межнациональных противоречий в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Юрченко Инна Вадимовна, Донцова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTOLOGICAL EXPERTISE OF THE REGIONAL SECURITY PROBLEMS IN THE NEW ELECTORAL CYCLE (IN THE CONTEXT OF KRASNODAR TERRITORY)

The article gives the results of the conflictological analysis of the regional ethno-political situation in Krasnodar Territory in the conditions of development of а new electoral cycle. The purpose of the article is to assess the level of ethno-political tension in the region and the degree of influence of the new electoral cycle over the ethno-political situation in the territory. The theoretical part of the article presents the analysis of the potentialities of the scientific conflictological assessment of the heterogeneous society, several factors of social and political conflicts in the regional level, there are some assumptions about the effective means of reducing tension between the regional groups of interests, the settlement of the ethnic conflicts, achievement of the communicative agreement, internal stability, stability of the political interests, especially in the situation of development of the electoral cycle. The application part of the article reveals the results of a sociological survey (method of the expert survey) conducted by Institute for Social and Economic Research and Humanities of the South Science Center of the Russian Academy of Sciencies in April May 2016 in order to study the ethno-political situation in the Krasnodar Territory. The study found that foreign ethno-political situation in the region is calm, however, there is a latent ethno-political tension that experts do not directly link to the electoral cycle. The main reason for the ethno-political tension and both the threat to regional security is called the high level of migration activity, the fall of living standards rise in unemployment, which contributes to an increase of crime rate with an ethnic component and activation of extremist forces. In assessing particular attention of the ethno-political situation in Krasnodar Territory is paid to NGOs as an arbitrator in Krasnodar Territory in settlement of the ethnic contradictions in the region.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле (на примере Краснодарского края)»

УДК: 316.485.6::324/353.2

ЮРЧЕНКО Инна Вадимовна

Институт социально-экономических и гуманитарных исследований, Южный научный центр Российской Академии наук г. Ростов-на-Дону, Россия polit-sociology@mail.ru

ДОНЦОВА Мария Владимировна

Институт социально-экономических и гуманитарных исследований, Южный научный центр Российской Академии наук г. Ростов-на-Дону, Россия polit-sociology@mail.ru

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НОВОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

В статье представлены результаты конфликтологического анализа региональной этнополитической ситуации в Краснодарском крае в условиях развития нового электорального цикла. Цель статьи - оценить уровень этнополитической напряженности в регионе и степень влияния нового электорального цикла на этнополитическую ситуацию в крае. В теоретической части статьи представлен анализ потенциальных возможностей научной конфликтологической экспертизы гетерогенного социума, приводятся факторы социально-политической конфликтности в на региональном уровне, высказываются предположения об эффективных средствах снижения напряженности между региональными группами интересов, урегулирования межэтнических противоречий, достижения коммуникативного согласия, внутриполитической стабильности, устойчивости политических интересов, особенно в ситуации развития электорального цикла. В прикладной части статьи раскрываются результаты социологического исследования (метод экспертного опроса), проведенного сотрудниками Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук в апреле - мае 2016 г. с целью исследования этнополитической ситуации в Краснодарском крае. В процессе исследования было установлено, что внешне этно-политическая ситуация в регионе является спокойной, однако присутствует латентная этнополитическая напряженность, которая экспертами напрямую не связывается с электоральным циклом. Основной причиной этнополити-ческой напряженности и одновременно угрозой региональной безопасности называется высокий уровень миграционной активности, снижение уровня жизни и рост безработицы, что способствует увеличению уровня преступности с этнической составляющей и активизации экстремистских сил. Особое внимание при оценке этнополи-тической ситуации в Краснодарском крае уделяется НКО как арбитру в разрешении межнациональных противоречий в регионе.

Ключевые слова: региональная безопасность, электоральный цикл, этнополитическая напряженность, Краснодарский край.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-38-43 Inna V. YURCHENKO

Institute for Social and Economic Research and Humanities, South Science Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia polit-sociology@mail.ru

Maria V. DONTSOVA

Institute for Social and Economic Research and Humanities, South Science Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia polit-sociology@mail.ru

CONFLICTOLOGICAL EXPERTISE OF THE REGIONAL SECURITY PROBLEMS IN THE NEW ELECTORAL CYCLE (IN THE CONTEXT OF KRASNODAR TERRITORY)

The article gives the results of the conflictological analysis of the regional ethno-political situation in Krasnodar Territory in the conditions of development of а new electoral cycle. The purpose of the article is to assess the level of ethno-political tension in the region and the degree of influence of the new electoral cycle over the ethno-political situation in the territory. The theoretical part of the article presents the analysis of the potentialities of the scientific conflictological assessment of the heterogeneous society, several factors of social and political conflicts in the regional level, there are some assumptions about the effective means of reducing tension between the regional groups of interests, the settlement of the ethnic conflicts, achievement of the communicative agreement, internal stability, stability of the political interests, especially in the situation of development of the electoral cycle. The application part of the article reveals the results of a sociological survey (method of the expert survey) conducted by Institute for Social and Economic Research and Humanities of the South Science Center of the Russian Academy of Sciencies in April - May 2016 in order to study the ethno-political situation in the Krasnodar Territory. The study found that foreign ethno-political situation in the region is calm, however, there is a latent ethnо-political tension that experts do not directly link to the electoral cycle. The main reason for the ethno-political tension and both the threat to regional security is called the high level of migration activity, the fall of living standards rise in unemployment, which contributes to an increase of crime rate with an ethnic component and activation of extremist forces. In assessing particular attention of the ethno-political situation in Krasnodar Territory is paid to NGOs as an arbitrator in Krasnodar Territory in settlement of the ethnic contradictions in the region.

Keywords: regional security, electoral cycle, ethno-political tension, Krasnodar Territory.

Благодарность: Публикация выполнена по проекту «Конфликтологические прогнозы и сценарии Юга России» в рамках государственного задания ФАНО России по проведению фундаментальных научных исследований, №0260-2014-005.

Acknowledgement: The article is made under the project "Conflict Management forecasts and scenarios of the South of Russia" in the State Russian job FASO Russia to conduct fundamental research, №0260-2014-005.

Российские политические процессы на федеральном и региональном уровне в период электорального цикла 2016-2018 гг. вызывают пристальный интерес с точки зрения основных акторов, стратегий и технологий, определения политической повестки дня в меняющемся мире. В данных условиях конфликтологическая экспертиза и ситуационный политический анализ - важнейшие научные инструменты проведения комплексного изучения политических процессов на региональном уровне. Юг России, являющийся достаточно сложным конфликтоген-ным социальным пространством, в котором дестабилизация политических, этнических и конфессиональных взаимодействий время от времени проявляется как серьезная опасность для всего государства, отличается традиционно существующими ценностными рассогласованиями в результате исторически сложившегося наличия различных социокультурных образований.

Любое территориальное пространство, тем более этнически и конфессионально сложносо-ставное, не может быть абсолютно устойчивым и стабильным. В условиях гетерогенности возникает конфликтный потенциал к автономизации и суверенизации, к воспроизводству этнотеррито-риальных разногласий вплоть до ожесточенных столкновений. Эти процессы усугубляются напряжением центр-периферийных отношений внутри страны, региона, оказывают существенное влияние на политическую структуру региональных сообществ и конфликты в них. Во внутреннем устройстве любого общества всегда наличествует регионализм (или регионализация как процесс), что довольно часто приводит к социально-политическим напряжениям, связанным с так называемой региональной депривацией, вызываемой неравномерностью пространственно-территориального распределения людских, финансовых, природных, материальных, инфраструктурных и иных ресурсов.

Конфликтологическая экспертиза на региональном уровне показывает, что процесс укрепления государственности и социокультурной целостности России сопровождается попытками антироссийских сил дестабилизировать обстановку внутри страны и на постсоветском пространстве при помощи разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, поддержки неправительственных организаций, ориентирующихся на радикальные, противозаконные методы политической борьбы, воздействуя на общественное сознание информационно-пропагандистскими средствами

[5, с. 303]. С другой стороны, общая информационная среда, в которой циркулирующие группы интересов не превращают регион в конфликтное пространство, а взаимодействуют как различные ценностно-смысловые системы, дополняющие и обогащающие друг друга, - это важнейший организационно-управленческий аспект обеспечения региональной безопасности конфликтного пространства, которому государство должно уделять должное внимание. В этой связи представляется необходимым разработать специализированную для каждой местности комплексную организационно-управленческую программу развития региона как полиэничного, с ориентацией на формирование общероссийской гражданской идентичности [3, с. 38].

В свою очередь, с помощью соответствующих индикаторов можно исследовать степень конфликтности, сплоченности или разобщенности, социального доверия или недоверия, которые проявляются в ощущении коллективной и индивидуальной опасности или безопасности, терпимости или нетерпимости и готовности принятия в социальном пространстве носителей других субкультур, непосредственно влияющих на характер политических процессов в регионе [4, с. 380-383]. Примером научного конфликтологического исследования проблем региональной безопасности может служить разработка Южным научным центром РАН научной серии «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России», посвященной специальному анализу причин и обстоятельств роста напряженности и поиску путей стабилизации на Юге России. Обширный объем информации систематизирован и рассмотрен с точки зрения существующих угроз безопасности. Представленная в Атласах специфика политических, этнических и религиозных процессов на Юге России, хроника террористической активности и противодействия незаконным вооруженным формированиям, геополитическая напряженность на южных рубежах России, а также социально-экономическая ситуация в исследуемом регионе [2] позволяют дать аналитические характеристики проблем региональной безопасности на основе научного инструментария конфликтологической парадигмы.

Устойчивость политической системы, внутриполитическая стабильность, как условие региональной и национальной безопасности, могут быть обеспечены поддержанием баланса интересов различных социальных, в том числе этнических и профессиональных групп. Важным инструментом в достижении тех или иных целей в конфликтном противоборстве является фактор геополитического влияния на процессы взаимодействия заинтересованных «игроков» политики. Необходимо также отметить наличие определенных границ рационализации социальности в целом ряде конкретных сообществ, являющихся значимым фактором устойчивости или конфликтности политических систем, их способности или неспособности к адаптации в новых условиях мирового развития.

В новом электоральном цикле, начавшемся с 2016 г., можно выделить ценностные аспекты политического процесса, влияющие на состояние динамического развития внутрироссий-ских региональных общностей и политической системы в целом: конституционные, экономические, культурные взаимоотношения субъектов политики. В частности, могут проявляться проблемы, получившие название «двойной периферии», в приграничных территориях. Урегулирование межэтнических проблем в стране направлено на формирование общероссийской гражданской идентичности, укрепление единства и целостности российской государственности. В решении этих задач значимым представляется вопрос о механизмах ценностного консенсуса. То есть важно определить, как в современном политическом процессе эффективно генерировать коммуникативное согласие, которое должно быть признано как значимое самими участниками коммуникации. Значительное место в этой проблематике отводится медийному дискурсу, способному влиять на процессы социального доверия, как первичного условия внутренней консолидации общества.

Для оценки этнополитической ситуации в многонациональном Краснодарском крае с точки зрения прогнозирования рисков и угроз региональной безопасности в процессе развития нового электорального цикла 2016-2018 гг., в апреле 2016 г. было проведено социологическое исследование методом экспертного опроса. В опросе приняли участие представители СМИ, НКО, органов региональной власти и научного сообщества. По оценке большинства экспертов, этно-политическая ситуация в регионе является внешне спокойной. В снижении напряженности основную роль играет эффективное регулирование этнических процессов в регионе (национальная политика и деятельность правоохранительных органов). Существенное значение также имеет наметившийся в последнее время подъем национального самосознания и деятельность НКО, причем последним в опросе уделялось особое внимание: эксперты, не выделяя НКО как значимый фактор стабилизации этнополитической ситуации, тем не менее рассматривают их как неотъемлемую сторону разрешения межэтнических конфликтов. «Некоммерческие организации, в том числе и этнически ориентированные, стабилизируют ситуацию, создавая механизмы для бескровного разрешения возникающих конфликтов» [экспертное мнение, канд. полит. наук, сотрудник кафедры политологии Кубанского государственного университета]. Особенно ярко взаимодействие НКО и органов власти проявляется в многонациональном г. Сочи, где ведется активная профилактика этнических конфликтов, а в ситуации возникновения конфликта с этнической составляющей в работу включается группа переговорщиков, в которую включены не только правоохранительные органы, но и представители НКО (Совет национальных объединений), которые защищают интересы этнических меньшинств, замешанных в конфликте. «Слаженная работа органов государственной власти, национально -культурных общественных объединений и правоохранительных органов позволяет работать на опережение и предотвращать конфликтные ситуации» [экспертное мнение, канд. ист. наук, сотрудник Кубанского государственного университета, специалист в области этнологии и социологии межэтнических отношений]. «В первую очередь, полиция реагирует на все преступления и конфликты. Все это пресекают быстро и не дают приоритет ни одному из этносов. Ну и политика толерантности» [экспертное мнение, д-р юрид. наук, профессор, судья Конституционного Суда Адыгеи, член комиссии по помилованию президента Республики Адыгея и комиссии по правам человека при Президенте Республики Адыгея].

Большинство экспертов отметили, что за последние два года в Краснодарском крае не было ни одного конфликта, который можно назвать знаковым (определяющим) для динамики этнополитической напряженности в регионе. Однако один эксперт упомянул о нападении в г. Краснодаре на кафе «Мастер-пицца», произошедшего в ночь с 10 на 11 мая 2014 г., которое стало для края очень резонансным событием. В данном конфликте приняли участие 40 человек. В результате погрома в кафе погиб 25-летний житель Адыгеи. В декабре 2015 г. Советский районный суд Краснодара вынес приговор 22 участникам данного разбойного нападения. Организатор преступления был приговорен к 13 годам заключения в колонии строгого режима. Как было установлено следствием, мотивом совершения преступления явился межличностный конфликт между организатором преступления и собственником кафе на почве его отказа от услуг по охране помещения [1]. Несмотря на широкий резонанс конфликта в СМИ края, его нельзя с уверенностью отнести к категории межэтнических, поскольку мотив носит не экстремистский, а экономический характер, однако его массовость, безусловно, вызывает тревогу.

На основании данных экспертного опроса можно утверждать, что этнополитическая напряженность в крае носит латентный характер, почти не проявляя себя в открытых противостояниях. Рост напряженности, по мнению экспертов, могут спровоцировать социально-экономические факторы: ухудшение социально-экономического положения значительной части населения, рост безработицы, причем данные факторы наиболее опасны применительно к развитию преступности с этнической составляющей. «Бедность и безработица толкает на преступления чаще мигрантов, нежели титульных жителей края» [экспертное мнение, активист

общественной организации «Православный союз»]. Также большую роль играет фактор этнической гиперидентичности: углубление культурного дистанцирования проживающих в регионе этносов, сохраняющаяся предубежденность людей одной национальности против другой, подъем национального и религиозного самосознания у народов Северного Кавказа. «На мой взгляд, одной из ключевых причин возникающих в Краснодарском крае конфликтов является неудачная национальная политика, основанная на основной поддержке представителей одной этнической группы - казачества (представители русских). На фоне этой поддержки другие этнические группы, в особенности армяне и адыги, чувствуют депривацию. Это ведет к культурному дистанцированию этнических групп [экспертное мнение, канд. полит. наук, сотрудник кафедры политологии Кубанского государственного университета]. Некоторые эксперты также указали на информационный фактор (деятельность СМИ), в котором наибольшую роль играют интернет-ресурсы.

Если сравнивать этническую и конфессиональную составляющую конфликтности, то, по мнению экспертной группы, в эскалации этнополитической напряженности в Краснодарском крае этнический фактор оказывает большее влияние, чем конфессиональный. Что касается соотношения веса внешних и внутренних факторов в развитии этнополитической ситуации, то в конфликтных и консенсуальных составляющих этнополитической ситуации региона преобладают в основном внутренние факторы.

Уровень этнополитической напряженности в Краснодарском крае имеет тренд на повышение к 2018 г. с последующим снижением (см. рис. 1). По оценкам экспертов к эскалации напряженности внутри региона может привести электоральный цикл и увеличение миграционной ситуации. Однако напряженность даже в 2018 г. не достигнет своего пика, так как явных предпосылок к этому нет. «Вряд ли возможна максимальная напряженность в регионе, предпосылок к этому нет» [экспертное мнение, канд. ист. наук, сотрудник Кубанского государственного университета, специалист в области этнологии и социологии межэтнических отношений]. «Увеличение миграционных потоков. Титульное население будет не радо новым соседям. Еще грядут выборы Президента» [экспертное мнение, корреспондент газеты «Комсомольская правда на Кубани»]. Внутренние факторы преобладают над внешним, влияние которых оценивается показателями ниже среднего. Среди внешних политических сил наибольшее влияние в развитии этнополитической напряженности в регионе, по оценкам экспертов, оказывает Украина, как ближайший сосед и «горячая» зона столкновения интересов крупных политических игроков - США и Евросоюза.

- 0,540

s

s и 0,520

-

= sa = 0,500

& S С н ч 0,480

О И U ё® 0,460

- В 1 0,440

& в 0,420

св

S 0,400

2016

2017

2018

2019

2020

Рисунок 1. Прогнозируемый уровень этнополитической напряженности в Краснодарском крае (2016-2020 гг.) по данным экспертного опроса

Figure 1. The projected level of ethno-political tensions in Krasnodar Territory (2016 - 2020) according to the expert survey

Несмотря на упоминания о выборах 2016-2018 гг., в экспертных комментариях, касающихся объяснения прогнозов развития этнополитической ситуации, эксперты электоральный цикл напрямую не связывают с этнополитической напряженностью, называя основным кон-фликтогенным фактором миграционную активность. «После Олимпиады влияние этнического фактора усилилось. Конфессиональный фактор остался на прежнем уровне - нет особых перемен. Усиление внешнеполитического фактора (который не заполняет полностью категорию внешних факторов) связано с изменением внешней политики России. Влияние НКО сегодня усилилось, поскольку возросла роль этнического фактора и профилактика кон- 41 -

фликтов со стороны НКО приобретает большую актуальность. Однако при этом давление на этнические организации возросло. Значимым остается фактор внутрироссийской миграции - это связано с привлекательностью края и последствиями проведения Олимпиады» [экспертное мнение, канд. полит. наук, сотрудник кафедры политологии Кубанского государственного университета]. «Ситуация в регионе находится под контролем, видимых проявления отдельных факторов практически нет. Несколько повысилась роль конфессионального фактора, но это, возможно, временное явление. Отдельно следует выделить миграцию. Она всегда имеет влияние на этнополитическую ситуацию в регионе, причем как в одну, так и в другую сторону» [экспертное мнение, канд. ист. наук, сотрудник Кубанского государственного университета, специалист в области этнологии и социологии межэтнических отношений].

Таким образом, влияние нового электорального цикла 2016-2018 гг. на этнополитическую ситуацию в Краснодарском крае носит, скорее, консенсусный характер, хотя нельзя не замечать и усиления региональных противоречий, связанных с тем, что, с одной стороны, электоральные процессы усиливают активность национальных элит в направлении лоббирования своих интересов, что неизбежно сказывается на этнополитической ситуации, с другой - в условиях снижения уровня жизни выборные процессы провоцируют всплеск экстремистских течений и этническую преступность из-за прогнозируемого роста безработицы этнических мигрантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. В Краснодаре организатора нападения на «Мастер-пиццу» приговорили к 13 годам заключения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yuga.ru/news/387114/ (дата обращения: 11.09.2016).

2. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В., Романов В.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. 5. Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития: Специальный выпуск. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011.

3. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, Г.Д. Гриценко [и др.]; под ред. акад. Г.Г. Матишова, Н.И. Голубевой, В.А. Авксентьева. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011.

4. Юрченко И.В. Коммуникативно-синергийная парадигма исследования информационного пространства юга России // Проблемы национальной безопасности России в ХХ-ХХ1 вв.: уроки и вызовы современности. - Краснодар: Традиция, 2011.

5. Юрченко И.В. Феномен радикализма в публичной политике // Столыпинские чтения. Публичная политика и социальные науки: материалы науч.-практ. конф. с международным участием / отв. ред. В.М. Юрченко. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016.

REFERENCES

1. V Krasnodare organizatora napadenija na "Master-piccu" prigovorili k 13 godam zakljuchenija.(In Krasnodar, the organizer of the attack on the "master pizza" was sentenced to 13 years in prison) Available at: https://www.yuga.ru/news/387114 (accessed 11 September 2016)

2. Matishov G.G., Batiev L.V., Pashhenko I.V., Romanov V.V. Atlas social'no-politicheskih problem, ugroz i riskov Juga Rossii: Severnyj Kavkaz: problemy i perspektivy razvitija: Special'nyj vypusk. [Atlas of socio-political problems, threats and risks of the South Russia: Northern Caucasus: Problems and Prospects: Special Edition].V. 5. Rostov-on-Don, 2011. (in Russ.)

3. Avksent'ev V.A., Aksjumov B.V., Gricenko G.D. Jug Rossii v zerkale konfliktologicheskoj jekspertizy. [South of Russia in the mirror of expertise conflictological]. Red. akad. G.G. Matishov, N.I. Golubeva, V.A. Avksent'ev. Rostov-on-Don, 2011. (in Russ.)

4. Jurchenko I.V. Kommunikativno-sinergijnaja paradigma issledovanija informacionnogo prostranstva juga Rossii. [Communicative and synergetic paradigm of research information area of southern Russia]. Problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii v HH-HH1 vv.: uroki i vyzovy sovremennosti. Krasnodar, 2011. (in Russ.)

5. Jurchenko I.V. Fenomen radikalizma v publichnoj politike. [The phenomenon of radicalism in public policy]. Trudy nauchno- prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Stolypinskie chtenija. Publichnaja politika i so-cial'nye nauki" (Scientific and practical conference with international participation "Stolypin read. Public Policy and the Social Sciences"). Krasnodar, 2016. (in Russian)

Информация об авторе

Юрченко Инна Вадимовна, доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований, Южный научный центр Российской академии наук,

г. Ростов-на-Дону, Россия polit-sociology@mail.ru

Донцова Мария Владимировна, кандидат со-

Information about the author

Inna V. Yurchenko, Doctor of Political Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for Social and Economic Research and Humanities, South Science Center of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russia polit-sociology@mail.ru

Maria V. Dontsova Candidate of Sociological

циологических наук, научный сотрудник, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований, Южный научный центр Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия polit-sociology@mail.ru

Получена: 09.11.2016

Для цитирования статьи: Юрченко И.В., Донцова М.В., Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле (на примере Краснодарского края). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-38-43.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-38-43.

Sciences, Researcher, Institute for Social and Economic Research and Humanities, South Science Center of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russia polit-sociology@mail.ru

Received: 09.11.2016

For article citation: Yurchenko I. V., Dontsova M.V., Konfliktologicheskaja jekspertiza problem regional'noj bezopasnosti v novom jel-ektoral'nom cikle (na primere Krasnodarskogo kraja). [Conflictological expertise of the regional security problems in the new electoral cycle (in the context of Krasnodar territory)]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-38-43. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-38-43. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.