Научная статья на тему 'КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ'

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
545
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / БИБЛИОТЕКА / ПРАКТИКА / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / БИБЛИОТЕКАРЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергеева А.Ю.

Статья посвящена рассмотрению конфликтных ситуаций в библиотечной практике. Приведены конкретные примеры исследований, касающихся библиотечных конфликтов. Выделены основные виды конфликтных ситуаций и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS IN LIBRARY PRACTICE

The article is devoted to consideration of conflict situations in library practice. Specific examples of research related to library conflicts. The basic types of conflict situations and their causes.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ»

как запрос будет исходить от потребителей данной «услуги».

Метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. [6, с. 289] При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Использованные источники:

1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1997 г. 1990. - 214 с.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений - М.: Просвещение, 1987. -344 с.

3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1980. - 264 с.

4. Горожанин С.В. «Метод Дельфи» — как инструмент эффективного стратегического планирования и управления. [Электронный ресурс] http://www.gorozhanin.ru/7page id=626 (дата обращения: 04.05.2017).

5. Ногалес К. А. Метод Дельфи и его применение [Электронный ресурс] https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %84%D0%B8-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-

%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 04.05.2017).

6. Табачникова Э. Ю. Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк») // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 292.

УДК 316

Сергеева А.Ю. аспирант 1 года обучения факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» Россия, г. Белгород

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению конфликтных ситуаций в библиотечной практике. Приведены конкретные примеры исследований, касающихся библиотечных конфликтов. Выделены основные виды конфликтных ситуаций и их причины.

Ключевые слова: конфликтные ситуации, библиотека, практика, пользователь, библиотекарь.

Sergeeva A. Yu. post-graduate student of 1 year of study faculty of socio-cultural information and library activities SEI IN " Belgorod state Institute of arts and culture" Russia, Belgorod CONFLICTS IN LIBRARY PRACTICE

Abstract: The article is devoted to consideration of conflict situations in library practice. Specific examples of research related to library conflicts. The basic types of conflict situations and their causes.

Key words: conflict situation, library, practice, user,librarian.

Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтных ситуаций, в силу того что отсутствуют четкие социально-политические ориентиры, происходит изменение мировоззренческих идеалов, обесценивание общечеловеческих ценностей и длительное накопление стрессовых ситуаций, что ведет к возникновению конфликтогенности во всех сферах человеческой деятельности, исключением не является и библиотечная практика.

Свидетельством этого являются многочисленные исследования, которые наглядно показывают, что количество конфликтов в библиотеках с каждым годом возрастает. Так, например, исследователи Челябинского государственного института искусств и культуры установили, что в библиотеках Урала наблюдается высокий уровень конфликтности: 80% библиотекарей и 40% читателей. В качестве основных причин конфликтов испытуемые называли некорректное поведение читателей (60%), определенные черты характера читателей (20%), неверно выбранный читателем тон [3].

Помимо вышеописанного исследования, С.-Петербургский государственный университет культуры и искусств представил материалы исследования по проблемам библиотечной конфликтологии, которые показали, что большая часть библиотекарей приписывают положительные характеристики своим коллегам, а отрицательные - читателям, что указывает на наличие плохой коммуникации между системой «читатель-библиотекарь», а также на низкий уровень социально-психологической компетентности библиотечных специалистов и отсутствие у них знаний в области библиотечной конфликтологии [4].

Анализ публикаций за последние годы выявил, что проблемы библиотечной конфликтологии изучались и разрабатывались отечественными библиотековедами в основном с позиции библиотечного общения. Исходя из этого, можно выделить несколько видов библиотечных конфликтов: «библиотекарь - библиотекарь» ( «руководитель -подчиненный»), «читатель - библиотекарь» и «читатель - читатель»

В качестве основных источников библиотечных конфликтов могут

выступать различные экономические причины, в основу которых положена борьба группы или лиц за какие-либо ресурсы (помещения, книжный фонд, финансы, технические средства и т.п.), подлежащие распределению. Кроме того к конфликтам часто приводят нарушения именно технических, управленческих или производственных процессов, определенные разногласия в выборе целей, мотивов, средств осуществления библиотечной деятельности [5] .

Например, при вертикальных конфликтах руководитель-подчиненный причинами могут стать:

неблагоприятные условия труда, то есть угроза безопасности и здоровью;

нечеткость в распределении прав и обязанностей между структурными подразделениями библиотечного учреждения;

неэффективные должностные инструкции или штатное расписание; отсутствие межличностных и внутриорганизационных коммуникации; недостатки в библиотечном обслуживании [1].

Однако большинство конфликтных ситуаций между сотрудниками в библиотечной практике вызвано социально-психологическими причинами, а именно особенностями библиотечной профессии: открытостью для непрофессионалов, высокой феминизацией библиотечного и педагогического коллективов, различными статусными характеристиками библиотекаря и педагога и так далее. Социологические исследования показывают, что конфликты между библиотекарями и читателями чаще всего возникают из-за несовпадения взглядов, так например, библиотечные специалисты сопоставляют свою работу с творческим трудом, а читатели наоборот больше ориентированы на библиотеку как на сферу обслуживания и сопоставляют библиотечную работу с работой продавца или парикмахера.

Помимо этого, область разногласий в библиотечной среде зависит также от структуры личности: ценностных ориентаций, интересов, мотивов, потребностей, ожиданий. Неадекватные представления библиотечных работников о себе (завышенная или заниженная самооценка) являются причиной многочисленных психологических барьеров в коммуникации и ведут к возникновению конфликтных ситуаций. Традиционными конфликтами системы библиотекарь - библиотекарь являются конфликты вида отцы и дети, свой - чужой, профессионал - дилетант. Традиционными конфликтами системы читатель - читатель являются спонтанные и быстрозатухающие столкновения при нарушении очередности обслуживания, выборе книг на полках открытого доступа, получении новых поступлений.

Нередки конфликтные ситуации в системе библиотекарь-читатель( горизонтальные), в связи с тем, что качество обслуживания читателей и предоставления библиотечных услуг во многом связано с проблемой разрешения конфликтов, причины которых могут быть как объективными (полнота фонда и СБА библиотеки, наличие или отсутствие технических

средств, комфортных условий для работы читателей), так и субъективными, имеющими в своей основе чаще всего нарушение библиотекарем норм профессиональной этики. Многие конфликты при обслуживании пользователей не являются неизбежными. Их можно предотвратить, устранив причины, которые ведут к возникновению конфликтных ситуаций. Это требует от библиотекарей и руководителей библиотечных коллективов изучения тех конфликтных ситуаций, которые возникают в библиотеке, анализа их причин, поиска путей. Таким образом, мы видим, что в данный момент в библиотечной практике возникают различные конфликтные ситуации, между библиотекарями и библиотекарями и руководителями, библиотекарями и читателями. Чаще всего библиотечные конфликты случаются из-за недостатков в организации обслуживания пользователей, например, устаревшие технологии, проблемы в комплектовании, низкий уровень справочного аппарата. Следует отметить, что заслуживают внимания конфликты, которые возникают между сотрудниками и руководителями, требующие незамедлительного решения[2].

Использованные источники:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2007.

2. Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности / М.А. Блюм. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 104 с.

3. Колесникова, М.Н. Управление персоналом библиотеки / М.Н.Колесникова. - Профессия, 2011 . - 191 с.

4. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005.

5. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. -М.: ЮНИТИ, 1997.

УДК 636.082.233

Симонова В. И. студент магистратуры «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»

Россия, г. Омск ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ПРОДУКТИВНЫЕ И ВОСПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ВЫСОКОПРОДУКТИВНЫХ КОРОВ Аннотация. В статье изложены показатели воспроизводительной способности высокопроизводительных коров. Установлено, что по большинству показателей воспроизводительной способности (возраст первого осеменения, масса тела, коэффициент воспроизводительной способности и др.) высокопроизводительные коровы показывают высокую приспособленность к беспривязному содержанию. Установлено, что воспроизводимая способность в значительной степени определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.