Научная статья на тему 'Конфликтность как характеристика качества управления образовательным процессом'

Конфликтность как характеристика качества управления образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТИПЫ КОНФЛИКТОВ / CONFLICTNESS IN THE PEDAGOGICAL INTERACTION / CONFLICTOLOGY / CONFLICT LEVEL BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS / CONFLICT TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Пучков А. А.

В статье анализируются результаты социологического опроса преподавателей и студентов о причинах конфликтов между преподавателями и студентами, факторах, влияющих на уровень конфликтности. Затронуты проблемы взаимоотношений между преподавателем и студентом, взаимосвязи между профессионализмом преподавателя и уровнем конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflictness as a quality characteristic of educational process management

The article analyzes the results of the sociological poll on the opinions of students and lecturers on the causes of conflicts between them, the factors influencing on the conflictness level. The authors dwell upon the nature of a conflict, the relation problems between teachers and students, the professionalism of a teacher and its influence of the conflict rise

Текст научной работы на тему «Конфликтность как характеристика качества управления образовательным процессом»

В.Н. СТЕГНИЙ, профессор, декан гуманитарного факультета А.А. ПУЧКОВ, аспирант Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Конфликтность как характеристика качества управления образовательным

процессом

В статье анализируются результаты социологического опроса преподавателей и студентов о причинах конфликтов между преподавателями и студентами, факторах, влияющих на уровень конфликтности. Затронуты проблемы взаимоотношений между преподавателем и студентом, взаимосвязи между профессионализмом преподавателя и уровнем конфликтности.

Ключевые слова: конфликтность педагогического взаимодействия, конфликтология, уровень конфликтности в ходе учебного процесса, типы конфликтов.

Переход отечественной высшей школы на ФГОС связан прежде всего с необходимостью повышения качества профессионального образования. Современное (постиндустриальное, информационное и т.п.) общество, как известно, предъявляет новые требования к подготовке специалиста XXI века. Однако сегодня изменяются не только требования к качеству образования - сама процедура его измерения пре-терпеваетзначительные изменения. Это выражается в следующем положении ФГОС (раздел VШ, 8.5): «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [1]. Получение обратной связи от студентов с помощью социологических исследований с целью совершенствования управления учебным процессом становится насущной потребностью [2]. В этом направлении в вузах идёт внедрение систем менеджмента качества: с позиции процессного подхода в процедуре оценки качества образовательной деятельности должны участвовать все заинтересованные стороны.

В данной статье в качестве характеристики качества управления образовательным процессом в вузе рассматривается конфликтность педагогического взаимодействия, уровень и формы проявления которой выявляются на основе социологической информации, полученной при опросе преподавателей и студентов.

Принимая во внимание современные разработки в области социологии и политологии конфликта [3], а также педагогической конфликтологии [4], конфликт трактуется нами как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов отдельно взятых индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Ясно, что успешность и эффективность, а в конечном счете - качество учебной деятельности зависят от характера взаимодействия участвующих в нем сторон, в нашем случае - студентов и преподавателей.

С чем же, как правило, связывают причины конфликтов преподаватели?

Результаты опроса 1 свидетельствуют о том, что на ответы влияют половозрастные

1 Исследование проведено в 2009-2011 гг. в ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова», в ходе которого было опрошено: N=351 (студенты) - анкетный опрос 2009 г. «Преподаватель глазами студента»; N=100 (преподаватели) - анкетный опрос 2009 г. «Преподаватель в образовательном пространстве»; 337 респондент (студенты) - анкетный опрос 2011 г. «Преподаватель глазами студента».

особенности ППС. Так, чем старше преподаватели женского пола, тем меньше они связывают причины конфликтов с особенностями студентов (табл. 1). Напротив, у преподавателей-мужчин мы видим прямо противоположную тенденцию: чем они старше, тем больше склонны видеть причины конфликтов в особенностях студентов и меньше - в особенностях преподавателей. Преподаватели-женщины так же, как и преподаватели-мужчины, чем старше, тем больше склонны уменьшать влияние особенностей преподавателя на рост/ снижение конфликтов.

Естественно, что с возрастом профессионал приобретает опыт, но вместе с тем он становится консервативнее: возможно, все реже меняет подход к студентам, меньше «экспериментирует» при подаче материала. А ведь именно умение заинтриговать и интересно подать материал в первую очередь влияет на первое впечатление, формирующееся у студентов о преподавателе. Таким образом, возраст представителей профессорско-преподавательского состава оказывает довольно сильное влияние на эффективность взаимодействия со студентами.

С чем преподаватели связывают причины конфликтов со студентами? С точки зрения преподавателей, образовательное вза-

имодействие осложняют: недисциплинированность студентов (63%), незнание ими правил этикета (31%), неопрятный внешний вид и неразвитость речи (чуть больше 6%). Единичные случаи также составляют значительный процент, среди них можно отметить хамство (4%), нежелание общаться (2%) и пр.

Таким образом, можно заключить, что студенты приходят в вуз без должных представлений о характере взаимодействия с преподавателем. В школе ученики больше приучаются к письменному общению, чем к устному. В результате полученные в шко-

ле навыки коммуникации не всегда позволяют студенту эффективно общаться с преподавателем. Этот факт является очевидной базой для возникновения конфликтов в стенах вуза.

В ходе анкетных опросов преподавателям был задан вопрос о том, со студентами каких курсов чаще всего возникают конфликты. Больше половины всех респондентов считают, что частота конфликтных ситуаций не зависит от старшинства курса. Другими словами, возраст студентов, в отличие от возраста преподавателей, как правило, не является фактором, влияющим на эффективность взаимодействия.

Приведем некоторые результаты опроса студентов по поводу конфликтов в

Таблица 1

Причины конфликтов в образовательном процессе с точки зрения преподавателей (%)

Варианты ответов Пол

Мужской Женский

Возраст

21-35 36-55 >55-60 21-35 36-55 >55-60

Связаны с особенностями студентов (уровень подготовленности ...) 8% 3% 10% 15% 12% 6%

Связаны с особенностями преподавателей (система требований ...) 9% 2% 3% 15% 6% 5%

А зачем конфликтовать? 1% 0% 2% 0% 0% 0%

Не указано 0% 0% 1% 0% 0% 0%

Конфликтов не было 0% 0% 0% 2% 0% 0%

педагогическом процессе. Из них явствует, что у половины респондентов конфликтов нет (51,1%), 26,8% отмечают, что они есть, каждый четвертый имеет опыт конфликта с преподавателями. Согласно данным, в состоянии перманентного конфликта с преподавателями пребывают около 0,6% студентов (0,7% юношей и 0,4% девушек). Не особенно удачными отношения с преподавателями считают 2% респондентов (2,7% молодых людей и 1,3% их сокурсниц). Отдельные позиции занимает взаимное непонимание преподавателей и студентов (примерно каждый третий случай). Относительно меньшую долю студенток, находящихся в конфликте с педагогами, можно объяснить тем, что у лиц женского пола, по данным социальной психологии, в большей степени выражена потребность в групповой деятельности, социальных связях. Они больше ориентированы на построение отношений [5, с. 230.].

Сами студенты склонны связывать основную причину конфликтов с непрофессиональными действиями преподавателей. Так, 36,9% студентов и 31,4% студенток попадали в ситуацию, когда их просчеты, учебные неудачи делались предметом обсуждения всей группой по инициативе преподавателя. Конечно, 60,1% молодых людей и 66,6% девушек избежали таких ситуаций, однако сложности подобного характера существуют (табл. 2). Так, 33,3% респондентов отмечают непрофессионализм в действиях преподавателя. Таким образом, подтверждается гипотеза, что от особен-

ностей преподавателя зависит уровень конфликтности во взаимодействии «преподаватель - студент ».

Влияние особенностей преподавателей на возникновение конфликтных ситуаций при взаимодействии со студентами характерно не только для опрошенного нами вуза. Как видно из данных, приведенных в статье Е.В. Леоновой, преподавательский состав - весьма консервативная среда, которая может быть, тем не менее, самой разнообразной, и тогда в рамках одного вуза к студентам могут предъявляться разные требования. Это само по себе уже является предпосылкой для конфликта [6].

В контексте изучения конфликтов важны санкции, часто применяемые преподавателями для единовременного разрешения конфликтной ситуации на занятии. Наиболее характерны устные замечания (применялись к 82,3% молодых людей и 83,8% девушек) и удаление с занятий в ответ на действия студентов, не адекватные принятым нормам в вузе (применялись к 31,3% студентов и 18,2% студенток). Удаление - это, по сути, принудительное исключение одного из участников конфликта, не дающее ему возможности доказать свою правоту или признать свою неправоту публично. Однако бывают и конфликты, связанные с особенностями студентов, которые именно в группе ведут себя неадекватно.

В конфликтологии малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К

Таблица 2

Наличие ситуаций, в которых отмечался непрофессионализм в действиях преподавателей (%)

Варианты ответов Пол

Мужской Женский

М от выборки Ж от выборки

Да 36,9% 15,6% 31,4% 17,7%

Нет 61,1% 26,2% 66,6% 37,6%

Нет ответа 2,0% 0,6% 2,0% 0,6%

чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженную самокритичность, импульсивность, несдержанность в

чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, невысокий уровень общительности и пр. Именно поэтому у молодых преподавателей уровень конфликтности выше, и они чаще соотносят его причины с особенностями студентов, хотя, возможно, сами недостаточно общительны и не видят своих недостатков - как личных, так и профессиональных. Между тем педагог высшей школы должен уметь управлять конфликтами. А.Б. Белинская рассматривает технологии, которые позволяют снижать уровень конфликтности [7], а именно:

• адаптивно-образовательные - носят мотивационный характер и направлены на формирование у педагога профессиональных установок, создание привлекательного образа педагога, стимулирование личностного роста и саморазвития;

• системно-моделирующие - предусматривают овладение целостной системой теоретических знаний и способами профессиональных действий (специализированные курсы для преподавателей, которые дают им возможность приобрести навыки управления конфликтами в образовательной среде).

Для полноты картины целесообразно привести данные из опроса преподавателей на предмет того, каким образом они сами выходят из ситуации конфликта. Три самых популярных подхода к конфиликту со стороны преподавателей: 1) «найти "мирное" решение» - в пользу этого варианта высказались около половины респонден-

тов-преподавателей (49%); 2) «объяснить причины своего недовольства» - 44%; 3) «обратить ситуацию в обучающую » - к такому подходу склонны 27%, из них большая часть женщины.

Что касается удаления с занятия (27%), то этот вариант собрал равное количество ответов и мужчин, и женщин. Наиболее жесткие методы прекращения конфликта (прекращение занятия, использование угроз, игнорирование конфликта и пр.) практикуют незначительное число респондентов, как правило, в исключительных случаях.

Все это говорит о том, что преподаватели в большей мере склонны к диалогу, чем к конфронтации со студентами. Иными словами, в вузе существует база для консенсуса - поиска решения с обоюдным согласием сторон.

Эти данные необходимо сравнить с опросом студентов по поводу того, кто обычно разрешает конфликты с преподавателями. В единичных случаях медиатором выступает декан факультета. Около половины (47,0%) респондентов-студентов вполне способны сами разрешить конфликт с преподавателем. Около трети респондентов (40,0%) отмечают, что у них конфликтов вообще не бывает.

В этом контексте показательна информация о том, какое поведение студенты рекомендуют преподавателю, чтобы в ходе образовательного процесса возникало как можно меньше конфликтов. Из табл. 3 видно, что большая часть респондентов в

Таблица 3

Распределение данных по типам взаимоотношений между преподавателем и студентами

Тип поведения Всего Ж М

Педагог должен уметь договариваться и избегать конфликтов 43,0% 43,0% 43,9%

Лучший преподаватель тот, кто умеет добиваться повиновения, строгий, но справедливый 27,0% 32,0% 19,6%

Педагог сначала должен заслужить у студентов уважение, а потом предъявлять к ним требования 25,0% 20,0% 31,7%

Нет ответа 0% 5,0% 4,8%

Другое 5,0% 0% 0%

доверительном интервале от 38,1% до 48,5% убеждены, что педагог в первую очередь должен не допускать конфликтов и уметь договариваться со студентами. При этом разница во мнениях между мужчинами и женщинами очень незначительна: 43,4% и 43,1% соответственно.

Договор - это элемент демократической культуры. Большинство респондентов-студентов желали бы видеть договаривающегося педагога, что свидетельствует о стремлении к демократическому стилю руководства. Тем не менее 25% всех студентов высказались за образ преподавателя, который умеет добиваться от студентов повиновения. В этом прослеживается, вероятно, «школьная » привычка поддаваться давлению и контролю со стороны педагога. Тенденция к принятию авторитарного стиля руководства выше у женщин. Мужчины, наоборот, полагают, что преподаватель сначала должен завоевать уважение у студентов, чтобы иметь «право » на предъявление требований (31,7%).

В нашем понимании высшая школа всегда являлась островком демократии в российском обществе. Эта традиция, как видим, осталась, и ее поддерживает значи-

тельная часть студентов. Вместе с тем четверть всех студентов в условиях свободы и демократии чувствуют себя некомфортно.

Литература

1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos

2. Меркулова О.П. Проблемы оценивания

учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 18-24.

3. Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н.И.

Леонов. М.-Воронеж, 2003; Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006; Социология образования. 2009. № 3 (Конфликтология в образовании).

4. Тишина Е.В. Управление социальными

конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2007.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.,

1997.

6. Леонова Е.В. Педагогическое мастерство

и личность преподавателя // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 112-115.

7. Белинская А. Подготовка педагога в рабо-

те с конфликтами // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 98.

STEGNIY V, PUCHKOVA. CONFLICTNESS AS A QUALITY CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT

The article analyzes the results of the sociological poll on the opinions of students and lecturers on the causes of conflicts between them, the factors influencing on the conflictness level. The authors dwell upon the nature of a conflict, the relation problems between teachers and students, the professionalism of a teacher and its influence of the conflict rise.

Key words: conflictness in the pedagogical interaction, conflictology, conflict level between teachers and students, conflict types.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.