Научная статья на тему 'Конфликтная ситуация в языковом сознании носителей русского языка (по данным ассоциативного эксперимента)'

Конфликтная ситуация в языковом сознании носителей русского языка (по данным ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТ / ТИПЫ КОНФЛИКТОВ / СТРУКТУРА КОНФЛИКТА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФРАГМЕНТ ОБЫДЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА / CONFLICTOLOGY IN LINGUISTICS / CONFLICT / CONFLICT TYPES / STRUCTURE OF CONFLICT / ASSOCIATION EXPERIMENT / FRAGMENT OF EVERYDAY PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Резанова Зоя Ивановна

В статье представлены результаты исследования ассоциативного потенциала имени «конфликт» с применением методики ассоциативного эксперимента. На основе тематической систематизации ассоциаций и их количественного анализа выявлено то, как конфликтная ситуация репрезентирована в языковом сознании носителей русского языка: ее структура, типы, характер включения в ментальный и социальный контекст, система оценок. Сделан вывод о том, что в исследуемой фокус-группе про-тотипическим видом конфликта является ссора, базовыми компонентами ситуации субъект и его эмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict in linguistic consciousness of Russian language speakers (by association experiment)

The paper presents the results of the study of the associative potential of the conflict name with the application of association experiment technique. On the basis of associations thematic ordering, their quantitative analysis revealed how the conflict situation is presented in the linguistic consciousness of Russian language speakers: its structure, types, introduction of mental and social contexts, assessment system. In the studied focus group the nuclear are associations of the word ''conflict'' with the names of verbal types of conflicts and mental and psychological states of the subject, as evidenced by the number of all the reactions of the group, and, what is more important, by their first reactions. The dominant association is ''conflict quarrel.'' The total of associations of the group enters the conflict in the stratified hierarchy of concepts: the situation, relationship between people the conflict quarrel, fight, etc. Likewise, each of the components of the situation is represented by associations that either make the conflict a kind of a dynamic situation, relationship, or represent the structural characteristics of specific types of conflict, for example, feelings and anger, the two parties and the enemy. In the language consciousness the word ''conflict'' is associated with the situation of a dynamic type, based on a conflict of interested parties. Conflict is an internally structured activity, a system with set components and relations between them. Conflict is a type of strategic action represented in a set of tactics; it is a complex social action consisting of smaller events. Social context, social environment is an essential component of perception of a conflict, it forms the reasons for the conflict, its purpose and results. In the structure of conflict the most important is the relationship of the internal (mental, psychological) and the external (events and objects). The internal plan for the conflict situation is mental and psychological state of the subject of the situation, motives, goals of the conflict, its results (to some extent). The external conflict is manifested in the actions of the subjects of the conflict situation in the social environment. The external and internal structures have a three-member structure: causes development of the conflict end (resolution). The mental and psychological state of the subject changes with the development of the external plan of the conflict. In the dynamic aspect the reactions of the subjects were grouped into three phases of dynamic changes in the cognitive structure of the subject of the situation: the state of the subject as one of the causes of the conflict; the state in the process of conflict development; the state at the completion of the conflict situation. Conflict as a type of social relations is in the area of assessment. The system of axiologically oriented associations opposes two types: assessment of the situation with respect to the norm of the conflict; assessment of the situation by the norms of the society. There was ethical and utilitarian assessment.

Текст научной работы на тему «Конфликтная ситуация в языковом сознании носителей русского языка (по данным ассоциативного эксперимента)»

УДК 81

З.И. Резанова

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

В статье представлены результаты исследования ассоциативного потенциала имени «конфликт» с применением методики ассоциативного эксперимента. На основе тематической систематизации ассоциаций и их количественного анализа выявлено то, как конфликтная ситуация репрезентирована в языковом сознании носителей русского языка: ее структура, типы, характер включения в ментальный и социальный контекст, система оценок. Сделан вывод о том, что в исследуемой фокус-группе прототипическим видом конфликта является ссора, базовыми компонентами ситуации - субъект и его эмоциональное состояние.

Ключевые слова: лингвоконфликтология, конфликт, типы конфликтов, структура конфликта, ассоциативный эксперимент, фрагмент обыденной картины мира.

Конфликт как предельный случай обострения противоречий находится в сфере исследовательских интересов гуманитарных наук, в том числе психологии, интерпретирующей столкновение мотивов, ценностей, интересов субъекта, т.е. внутренний, ментально-психологический аспект конфликтной ситуации, и социологии, исследующей объект в аспекте его внешних, социальных проявлений и внутренних, побудительных причин. В число гуманитарных дисциплин, обращенных к данному объекту, в последнее время все более активно вовлекается и лингвистика, формируется самостоятельное научное направление - лингвоконфликтология, и это глубоко мотивируется тем, что все формы конфликта осуществляются при посредстве языка. Однако при этом лингвистический подход, на наш взгляд, неосуществим вне интегративного включения в междисциплинарное поле, вне привлечения данных и методов социологии, психологии, когнитивистики.

Данная статья представляет результаты одного из этапов комплексного когнитивно-дискурсивного исследования порождения и восприятия конфликтных текстов1, экспериментального, в рамках которого была поставлена задача исследования ассоциативного потенциала имени конфликт. Систематизация ассоциаций стимула данного слова позволяет реконструировать фрагмент обыденной картины мира носителей русского языка, что, в свою очередь, может послужить базой проведения сравнительного анализа соотносимых фрагментов научной и обыденной картины мира.

Гипотеза при проведении эксперимента заключалась в том, что система ассоциаций слова конфликт соотнесена со структурными элементами кон-

1 Исследование проводилось в рамках проекта «Когнитивные модели текстопорождения в коммуникативном существовании языковой личности» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», госконтракт № 14.740.11.0567.

фликта и отражает в своей совокупности структуру конфликтной ситуации, то, как она представлена в языковом сознании информантов.

При проведении ассоциативного эксперимента в качестве информантов выступили студенты и преподаватели филологического факультета Томского государственного университета. В анкете фиксировались возраст, пол, курс обучения информанта, однако эта дифференциация испытуемых на данном этапе интерпретации результатов эксперимента не учитывалась. Общее число анкет - 96, возраст информантов колебался от 17 до 37 лет: 17 лет - 5, 18 лет - 22, 19 лет - 23, 20 лет - 18, 21 год - 14, 22 года - 8, 25 лет - 1, 24 года - 1, 27 лет - 1, 28 лет - 1, 29 лет - 1, 37 лет - 1. Абсолютное преобладание студентов (96 студентов, 2 преподавателя) и женщин (женщин - 88, мужчин - 8) в составе фокус-группы, возможно, проявилось в характере частотности реакций. Мы можем предположить, что преобладание в реципиентной аудитории молодых женщин, получающих гуманитарное образование, нашло проявление, в частности, в высокой частотности реакции «психологическое состояние субъекта конфликтной ситуации», а также в наличии реакций, связанных с профессиональной деятельностью, - с ассоциированием конфликта с художественными практиками, т.е. с восприятием слова конфликт как литературоведческого термина. Влияние данных факторов на результаты нуждается в дополнительной проверке.

Опросный лист ассоциативного эксперимента включал слово конфликт, расположенное четвертым среди 10 стимулов: радость, дело, солнце, конфликт, шкаф, герой, береза, крыло. В анкете предлагалось дать 5 реакций на слово-стимул. В результате в подавляющем большинстве случаев были получены все 5 реакций.

При обработке результатов эксперимента велся подсчет общего количества реакций, отношений реакции определенного типа к совокупному количеству реакций; также учитывался статус реакции - был проведен подсчет первых реакций и отношение первых реакций к общему количеству. Данная дифференциация позволила выявить ядерные и периферийные смыслы, актуализируемые при восприятии слова конфликт.

Результаты проведенного эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу - ассоциаты слова конфликт маркируют базовые компоненты ситуации, совокупность реакций может быть проинтерпретирована в качестве модели конфликтной ситуации, а также ее представления в сознании реципиентов как неразрывно связанной с социальным контекстом.

По типу смысловых связей со словом-стимулом были получены реакции парадигматического (спор, драка, отношение), синтагматического (между двумя людьми, подростков, социальный, межрасовый), тематического (крик, повышенные тона, голос), неопределенного (зигзаг, задача, абстракционизм, квадрат, границы) типа. При анализе реакций в первую очередь учитывалась их семантическая специфика - отражение структурных элементов конфликтной ситуации. При этом характер отражения элемента может быть непосредственным и опосредованным в зависимости от отмеченных типов смысловых связей слова-реакции со словом-стимулом.

Далее охарактеризуем последовательно типы реакций и на этой основе представим модель конфликта, аспекты его структурирования, определим

ядерные и периферийные компоненты. Последовательность рассмотрения отражает частотность типа реакций и их внутренние соотношения, структурные связи в пределах отражаемой конфликтной ситуации.

I. Виды конфликтной ситуации

Конфликт - имя ситуации динамического типа, называет тип отношений. Среди реакций, в том числе первых, преобладают реакции парадигматического типа, номинации конкретных видов конфликтов - спор, ссора, драка, война (всего - 145; 31,5%; первых реакций - 52; 47,1%) и обозначения более общих динамических ситуаций - конфликтовать, ситуация, отношения между людьми (всего - 3; 0,6%; первых реакций - 0; 0%).

Реципиентами отмечалась как внутренняя, глубинная сторона конфликтной ситуации - эмоциональное, интеллектуальное и волевое отношение -противостояние, столкновение интересов субъектов ситуации, так и внешняя - выражение внутреннего противостояния во внешней среде, физические формы проявления конфликта. При этом оба аспекта ситуации репрезентированы в реакциях информантов с высокой степенью частотности (имена эмоционально-психического состояния субъекта конфликтной ситуации составляют около 24% всех реакций, имена форм внешнего проявления - около 32% реакций).

В составе реакций - обозначений внешних проявлений конфликта выделяются две подгруппы: а) вербальная форма проявления столкновения интересов и б) тип конфликта, находящий выражение преимущественно в форме физических столкновений.

В исследуемой фокус-группе наиболее частотно ассоциирование конфликта с различными вербальными формами его проявления - реакции такого типа в три раза превышают реакции, актуализирующие физические формы конфликта: вербальные формы конфликта - всего 110; 23,9%; физические формы конфликтных ситуаций - всего 35; 7,6%. Еще больший количественный контраст первых реакций: количество ассоциированных реакций вербальных форм конфликта (44; 48,4%) почти в 7 раз превышает число названных в качестве первых реакций физических форм конфликта (8; 8,8%).

В качестве прототипического образа конфликта выступает ссора ‘состояние взаимной вражды’; ‘размолвка; нелады’, ‘несогласие; взаимная перебранка’; всего - 52 актуализации, первых реакций - 31. (Здесь и далее толкования значений даются по [1].)

Второе место по продуктивности занимает реакция спор ‘словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту’; ‘борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т. п.; полемика’; ‘разногласия, ссора, препирательство’;‘противоречие, несогласие’; ‘взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом’; ‘состязание, соперничество’ (всего - 15, первых реакций - 3). В спектре выделяемых значений данных слов сочетаются внутренние аспекты (ментально-волевые и эмоционально-психические отношения участников конфликтной ситуации) и их внешние проявления, выражаемые по преимуществу в вербальной форме при доминировании внутреннего отношения.

Следующие реакции (при резком падении их частотности) актуализируют обратное отношение проявлений внешней и внутренней стороны конфликта: преобладает ассоциирование с вербальной формой выражения конфликтного отношения (в том числе в сочетании с физическими действиями): ругань, ругаться, ругательство ‘оскорбительные, бранные слова; брань’ (всего - 11, первых реакций - 3), скандал ‘событие, происшествие, позорящее его участников, ставящее их в неловкое положение’; ‘ссора с криком, бранью или дракой’ (всего - 2, первых реакций - 2); раздор ‘несогласие, ссора, вражда’; ‘несогласованность, разлад между чем-либо’ (всего - 1, первых реакций - 0).

Данные номинации видовых вариантов конфликтных ситуаций по сравнению с предыдущей парой номинаций характеризуются большей экспрессивностью, ярко выраженной отрицательной оценочностью.

Доминирование вербальной формы выражения противостояния наблюдается в актуализованных номинациях дебаты ‘обмен мнениями по каким-либо вопросам’ (всего - 2, первых реакций - 0); споры ‘словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту’ (всего - 2, первых реакций - 0); дискуссия ‘публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса’ (всего - 1, первых реакций - 0); диспут ‘публичный спор на какую-либо тему, обычно с подготовленными основными выступлениями’ (всего - 1, первых реакций - 0).

Среди реакций, репрезентирующих вербальный тип воплощения конфликтной ситуации, отмечены тематические реакции, отражающие данную ситуацию через указание на какой-либо ее элемент: крик (всего - 19, первых реакций - 3); повышенные тона (всего - 2, первых реакций - 0); голос (всего - 1, первых реакций - 1).

Как отмечалось, актуализация конфликтной ситуации в ассоциации через физические формы проявления значительно уступают репрезентации через вербальную форму. В составе ассоциатов конфликта в варианте физических форм репрезентации также выделяются 2 подгруппы: а) номинации ситуаций личностного конфликтного противостояния: драка ‘взаимное нанесение побоев’; ‘потасовка, рукопашная схватка’; ‘борьба с кем, за что или против чего-либо’ (всего - 16, первых реакций - 3); б) конфликтные ситуации, вовлекающие широкие социальные массы в качестве субъектов: война ‘вооруженная борьба между двумя или несколькими государствами, народами, племенами или общественными группами внутри государства’ (всего - 6, первых реакций - 2), военное сражение (всего - 1, первых реакций - 0).

II. Структура конфликтной ситуации

Как свидетельствуют материалы эксперимента, структура конфликтной ситуации воспринимается, как правило, через призму субъекта и его ментально-психологического состояния.

В исследуемой фокус-группе представление конфликта в аспекте ментально-психологического состояния субъекта ситуации (всего - 50; 10,9%; первых реакций - 4; 4,4%) значительно превышает вербализацию ситуации непосредственно через именование ее субъекта (всего - 108; 23,4%, первых реакций - 10; 11%).

Номинация субъектов конфликтных ситуаций в реакциях испытуемых делится на 4 подгруппы, которые противопоставляются по характеру обозначения участника конфликта: обобщенные (стороны, человек, люди, общество, двое, два, два человека, между двумя людьми, две стороны) и конкретизированные. Конкретизированные, в свою очередь, подразделяются по виду аспектов характеризации: маркируется ситуативно (относительно ситуации конфликта) ориентированный статус субъекта (враг, оппонент, противник, победитель, жертва) или внеситуативный (не выражающий в именовании отношения к конфликтной ситуации). Последняя подгруппа далее членится по тому, именуется ли субъект по принадлежности к какой-либо типовой социальной группе (братья (брат), бабки, друзей (друзья, между друзьями), между мужем и женой, мужчина, студент, соседи, девочка, родители, подростков, конфликт поколений) или называется конкретный субъект, включенный в личную сферу реципиента (в том числе сам информант): Эльнур, не про меня (без меня), один магистр из юристлингвистов, подруга, мама.

Реакции, репрезентирующие эмоционально-психологическое состояние субъекта конфликтной ситуации, делятся на пять подгрупп. К первой подгруппе относим актуализацию ассоциативных связей конфликтной ситуации с общей сферой чувств и эмоций: чувства, эмоции, переживание, нервы.

Три следующие подгруппы реакций отражают ассоциирование с конкретными типами эмоционально-психических состояний субъекта ситуации. В первую подгруппу объединены обозначения эмоционального фона переживания конфликта субъектом, его восприятие ситуации в общем негативном эмоциональном спектре: что-либо плохое, беда, зло, плохое настроение, достало (надоело всё), негатив (ощущения негативные), плохо, неуютно, стресс, трудность (трудно), мерзко, огорчение, напряжение.

Во вторую подгруппу объединены наименования конкретных эмоциональных состояний, связанных с характеристикой состояния субъекта, возникающего в результате переживания конфликтной ситуации, это также эмоции отрицательного спектра: грусть, печаль, тоска, уныние, обида, усталость, одиночество, скука, несчастье, разочарование, беспокойство, тревога, рас-строенность, депрессия, осадок, страх, безвыходность.

Третья подгруппа реакций объединяет наименования активных эмоциональных состояний, связанных с выражением резко негативного отношения, в том числе агрессии. Данные реакции могут быть проинтерпретированы как обозначение и причины и эмоционального фона развития, и результата конфликта: ярость, агрессия, злость (злоба), нервный срыв, вражда, гнев, ненависть, сердится, бесится, раздраженность, грубость; возмущение; презрение.

Четвертая, самая немногочисленная группа реакций называет физиологические выражения эмоциональных состояний: мурашки по коже, слезы, истерика.

Следующие компоненты конфликта, названные испытуемыми, находятся на границе конфликтной ситуации и социального контекста ее реализации -это обозначение причин вхождения в конфликт и вариантов его разрешения, завершения. Эти реакции в целом немногочисленны и чрезвычайно редко были актуализованы в качестве первых ассоциаций.

В качестве ассоциатов, актуализирующих причины развития конфликта (всего - 43; 12,1%; первых реакций - 11; 9,3%), в исследуемой фокус-группе были названы чаще всего явления ментально-психического состояния субъекта конфликтной ситуации: разные точки зрения, недопонимание (непонимание), несогласие, (расхождение мнений, разногласие), недовериие. Ассоциации, отражающие явления событийного типа, включают как наименование самих процессов (укус, пьянка,), так и предметов, артефактов, включенных в ситуацию, которая послужила началом развития конфликта: духи, курсовая, сайт.

Названия вариантов завершения конфликта немногочисленны в абсолютном исчислении, не представлены в составе первых реакций (всего - 24; 5,2%, первых реакций - 0; 0%). В данной группе ассоциаций выделяются либо общие именования компонента (как любая ситуация, конфликт имеет результат, решение), либо конкретизированные: в результате разрешения конфликтной ситуации возникает перемирие, примирение, достигается компромисс, консенсус, мир, выпуск негатива. При этом завершение конфликта в оценочном плане интерпретируется как отрицательно: бегство, потеря, беда, разрыв, неизвестность, неудача, трата времен, так и в позитивном ключе, в качестве источника развития: точка роста, более высокий уровень.

Несубъектные элементы конфликтной ситуации. В данную в целом немногочисленную группу нами были объединены содержательно весьма разнородные ассоциативные реакции испытуемых (всего - 24; 5,2%; первых реакций - 1; 1,1%), в том числе и обобщенные наименования, актуализирующие момент структурности конфликта: атрибуты, структура, за и против. Ассоциации этой группы свидетельствуют о том, что испытуемые выделяют в конфликтной ситуации также два плана - ментально-психологический и событийно-предметный. Ментально-психологический план представлен как непосредственно (мысли), так и в аспекте внешней репрезентации (молчание, бешеные глаза, гримаса). Событийно-предметный план развития конфликтной ситуации в ассоциативных реакциях испытуемых репрезентирован обозначением динамических моментов ситуации: взрыв, огонь, кровопролитие; предметов, каким-либо образом включенных в развитие динамических ситуаций: рука, синяк, собака, оружие (вооружение), бейсбольная бита, лавка, бумажная лента; элементов хронотопа: вечер, яма, дом, офис.

Стратегический аспект конфликтной ситуации в реакциях испытуемых представлен также незначительным количеством единиц (всего - 9; 1,95%, первых реакций - 1; 1,1%). При этом в ассоциациях отмечено обозначение идеи развития конфликтной ситуации: развитие, общая стратегическая направленность ситуации на разрешение: решать, разрешать, конкретные варианты направленности: защита интересов, тактические ходы: уступки, избегать.

III. Включение конфликтной ситуации в социум

Третий тип ассоциаций связан с осознанием включения конфликтной ситуации в более общий социальный контекст (всего - 24; 5,2%, первых реакций - 2; 2,2%). Данная немногочисленная группа разделена нами на три подгруппы. В первую объединяются единицы, ассоциирующие конфликт со сферой социальных, политических, юридических, государственных и межгосу-

дарственных отношений: суд, учеба, международный, между друзьями, отстаивание своих прав, политический, военный, юриспруденция, только в истории, дипломатия, социальный, межрасовый; во вторую - варианты ассоциирования конфликтных ситуаций со сферой межличностных отношений: семейный, разговор по телефону, межличностный.

Как отмечалось, эксперимент проводился в студенческой аудитории, реципиентами выступали студенты филологического факультета. Считаем, что этим обусловлено появление ассоциатов, связанных со сферой художественных практик: кульминация в художественном произведении, центр композиции, трагедия.

IV. Оценка конфликтной ситуации

Оценки конфликтной ситуации в ассоциациях отмечены двух типов. Первый тип составляют параметрические оценки, характеризующие конфликт относительно некоего стереотипа «нормальной конфликтной ситуации» (всего - із; 2,S%, первых реакций - S; S,S%). Отмечается интенсивность течения конфликта: большой, всепоглощающий, громкий, острый, дается качественная оценка конфликта неразрешимый, разрешимый, решаемый, серьезный, несерьезный.

В ассоциациях представлена оценка конфликтной ситуации относительно этических норм (всего - S; 1,7%, первых реакций - 1; 1,1 %); агрессивное, темное, выводящее из равновесия, мрак, тьма, виноваты двое), утилитарных потребностей общества (ненужность, что-то ненужное).

Таким образом, в исследованной фокус-группе ядерными являются ассоциации лексемы конфликт с наименованиями вербальных видов конфликтных ситуаций и ментально-психологических состояний субъекта, о чем свидетельствует и количество всех реакций испытуемых, и, что более важно, -первых реакций. Данные два варианта ассоциаций представлены практически равным количеством актуализаций (110 - 10S), однако количество первых реакций - наименований вербальных форм развития конфликта - более чем в 4 раза превышает количество первых ассоциаций - наименований состояния субъекта ситуации (44 - i0). Доминантной является ассоциация «конфликт -ссора», представленная примерно в 10% первых актуализаций.

Совокупность ассоциаций испытуемых вписывает конфликт в систему уровневой иерархии понятий: ситуация, отношения между людьми - конфликт — ссора, драка и под. Также и каждый из компонентов ситуации представлен ассоциациями, либо выводящими конфликт в общий план динамических ситуаций, отношений, либо репрезентирующими структурные особенности конкретных типов конфликта, например: чувства и ярость; две стороны и противник.

В языковом сознании лексема конфликт ассоциативно связана с ситуацией динамического типа, основа которой - столкновение, противоборство интересов субъектов.

Конфликт предстает как внутренне структурированная деятельность, система, в которой выделяются компоненты и отношения между ними. Конфликт - интерактивная ситуация, динамическое взаимодействие субъектов. Это сложное социальное действие, складывающееся из более мелких событий, это тип стратегической деятельности, воплощающейся через комплекс

тактик. Социальный контекст, социальная среда - неотъемлемый компонент восприятия ситуации конфликта, в нем формируются причины конфликта, его цель и в нем актуализируются его результаты.

В структуре конфликта важнейшим является соотношение двух планов: внутреннего - ментально-психологического и внешнего - событийно-предметного. Внутренний план конфликтной ситуации - ментально-психологическое состояние субъекта ситуации, мотивы, цели развития конфликта, частично - его результаты. Внешний план конфликтной ситуации проявляется в действиях субъектов конфликтной ситуации в социальной среде.

Внешний и внутренний планы имеют трехчленную структуру: причины -развитие конфликта - завершение (разрешение).

Ментально-психологическое состояние субъекта является динамическим, меняется по ходу развития внешней, событийной стороны конфликта. В динамическом аспекте в реакциях испытуемых было выделено три фазы динамических изменений в когнитивной структуре субъекта ситуации: состояние субъекта как одна из причин конфликта - состояние в процессе развития конфликта, состояние по завершению конфликтной ситуации.

Конфликт как тип социальных отношений находится в зоне оценок. В системе аксиологически ориентированных ассоциаций противопоставляются два типа: оценивание ситуации относительно нормы развития конфликта и оценка ситуации при ее вписывании в нормы общества; в последнем случае отмечена этическая и утилитарная оценка.

Структура конфликтной ситуации, ее включение в более сложные социальные и когнитивные системы представлены на рис. 1.

Рис. 1

Реконструированные на основе анализа системы ассоциаций слова-стимула конфликт структура, типология, оценки конфликтных ситуаций по основным параметрам совпадают с представленными в философских, социологических и психолингвистических исследованиях конфликта (см., например: [2, 3, 4, 5]), что свидетельствует о внутреннем единстве данного фрагмента обыденной и научной картин мира.

Литература

1. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1-17. М.: АН СССР, 1950-1965.

2. Конфликт. Классификация конфликтов // Управление персоналом: слов.-справ. ИЯЬ: http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

3. Конфликтология. ИЯЬ: http://www.igidravlika.com/

4. Конфликт // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. Минск, 2003. 1280 с.

5. Конфликт // Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.