Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ВОКРУГ ВЕНЕСУЭЛЫ: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ'

КОНФЛИКТ ВОКРУГ ВЕНЕСУЭЛЫ: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
699
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОППОЗИЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОМИНИРОВАНИЕ / ВЫБОРЫ / ПОДДЕРЖКА / СОЮЗНИК / КРИЗИС / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ДАВЛЕНИЕ / CONFLICT / GOVERNMENT / OPPOSITION / POLITICAL / ECONOMIC / FINANCING / DOMINATION / ELECTIONS / SUPPORT / ALLY / CRISIS / CONTRADICTIONS / PRESSURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов В.

В статье рассматривается развитие конфликта зарубежных оппонентов политики руководства Венесуэлы с ее нынешним правительством и союзными государствами. Анализ показал, что меры воздействия на власть на первом этапе конфликта (до августа 2017 г.) носили политический характер. Ситуация кардинально изменилась на последующих этапах, когда произошла резкая эскалация экономических санкций США против Венесуэлы. Сейчас конфликт приобрел затяжной характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT AROUND VENEZUELA: CAUSES, STAGES, RESULTS

The article examines the development of the conflict between foreign opponents of the policy of the Venezuelan leadership with its current government and allied states. The analysis showed that the measures of influence on the government at the first stage of the conflict (until August 2017) were of a political nature. The situation changed dramatically in subsequent stages, when there was a sharp escalation of US economic sanctions against Venezuela. Now the conflict has become protracted.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ВОКРУГ ВЕНЕСУЭЛЫ: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ»

POLITICAL SCIENCES

CONFLICT AROUND VENEZUELA: CAUSES, STAGES, RESULTS

Semenov V.

PhD in Economy,

Head of the Laboratory of the Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences, Moscow КОНФЛИКТ ВОКРУГ ВЕНЕСУЭЛЫ: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Семенов В.Л.

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией Института Латинской Америки Российской Академии наук

Abstract

The article examines the development of the conflict between foreign opponents of the policy of the Venezuelan leadership with its current government and allied states. The analysis showed that the measures of influence on the government at the first stage of the conflict (until August 2017) were of a political nature. The situation changed dramatically in subsequent stages, when there was a sharp escalation of US economic sanctions against Venezuela. Now the conflict has become protracted.

Аннотация

В статье рассматривается развитие конфликта зарубежных оппонентов политики руководства Венесуэлы с ее нынешним правительством и союзными государствами. Анализ показал, что меры воздействия на власть на первом этапе конфликта (до августа 2017 г.) носили политический характер. Ситуация кардинально изменилась на последующих этапах, когда произошла резкая эскалация экономических санкций США против Венесуэлы. Сейчас конфликт приобрел затяжной характер.

Keywords: Conflict, government, opposition, political, economic, financing, domination, elections, support, ally, crisis, contradictions, pressure.

Ключевые слова: Конфликт, правительство, оппозиция, экономический, финансирование, доминирование, выборы, поддержка, союзник, кризис, противоречия, давление.

Развернувшееся несколько лет назад противоборство зарубежных противников политики руководства Венесуэлы, пытающихся добиться изоляции или смены властных структур в стране, с её действующим правительством и союзными с ней государствами, имеет свои политические и экономические аспекты. Первоначальными мотивами оказания давления на действующее правительство были нарушения демократических норм, допущенные им в противостоянии с оппозицией.

Причины и этапы конфликта

К числу наиболее заметных его ранних проявлений можно отнести постановку в июне 2016 г. в Организации американских государств (ОАГ) вопроса о нарушении правительством конституционных норм при проведении референдума по мандату президента [ 1], а также отказ руководителей Аргентины, Бразилии и Парагвая передать месяц спустя пост временного президента интеграционного объединения МЕРКОСУР в порядке ротации Николасу Мадуро [2]. Одним из аргументов в пользу принятия такого решения было постановление Верховного суда Венесуэлы о передаче ему полномочий Национальной Ассамблеи. Его опротестовала в связи с несоответствием конституции страны генеральный прокурор Венесуэлы Луиза Ортега Диас [3]. Н. Мадуро вынужден был, в связи с этим, собрать совет безопасности страны и отменить это решение. О жесткости правительственных мер, ис-

пользованных в ходе столкновения с оппозиционными силами, добивавшимися проведения референдума с апреля по июль 2017 г., свидетельствует то, что с обеих сторон погибли 125 человек [4].

Три важные особенности предпринятых против страны мер состояли в том, что они имели политический характер, в их реализации не принимали непосредственного участия США, и они не привели к ухудшению положения основной массы населения. Все это позволяет выделить упомянутые особенности в качестве характеристик первого этапа развития конфликта вокруг Венесуэлы.

Начало второму этапу конфликта положили экономические санкции США, лишившие правительство, компании, банки и физических лиц Венесуэлы возможности получать на американском рынке новые кредиты и рефинансировать старые [5]. Они вызвали серьезное обострение социального и экономического кризиса в стране с августа 2017 г. К санкциям США присоединился ЕС.

В отличие от мер примененных США, санкции введенные в тот же период против Венесуэлы Европейским союзом не наносили ущерб и без того ослабленной экономике страны, а распространялись, главным образом, на чиновников высокого ранга, или запрещали экспорт оружия и оборудования для внутренних репрессий.

Еще более тяжелый урон экономике нанесло решение Д.Трампа в январе 2019 г. передать право

на управление находящимися в США активами государственной нефтяной компании ПДВСА Хуану Гуайдо, провозгласившему себя временным президентом Венесуэлы. Конфликт вокруг Венесуэлы вышел на глобальный уровень.

Рассмотрим причины резкой эскалации агрессивных акций США против Венесуэлы, затронувших и интересы союзных с ней государств. Важнейшим фактором является необходимость подтверждения Д. Трампом в ноябре 2020 г. его президентского мандата. Приход к власти в Венесуэле лояльного интересам Вашингтона правительства мог бы повысить его шансы на переизбрание. Активизации действий США способствует, в свою очередь, приход к власти в крупнейших странах региона, Бразилии и Аргентине, президентов, придерживающихся «правой» ориентации - Жаира Болсо-нару и Маурисио Макри. Кроме того, заметный сдвиг «вправо» произошел в Колумбии и Эквадоре с приходом в власти в этих странах, соответственно, Ивана Дуке и Ленина Морено. Перечисленные изменения в политическом ландшафте Южной Америки способствовали активизации действий многочисленной коалиция противников Венесуэлы в Западном полушарии — Группа Лимы, образованной в августе 2017 г.

Еще одним важным мотивом в пользу ужесточения политики США была возможность в случае смещения правительства Н.Мадуро, не только вернуть себе ключевые позиции в экономике Венесуэлы, но и приблизиться к достижению других целей — смещения левых правительств на Кубе и в Никарагуа.

Меры правительства США и последовавшие за ними выступления оппозиции во главе с Х. Гуайдо с целью смещения правительства Н. Мадуро затронули интересы союзных с Венесуэлой стран, которые оказали ей жизненно важную поддержку.

Таким образом определяющими чертами второго этапа конфликта вокруг Венесуэлы стали доминирование США в осуществлении давления на действующее правительство страны и существенное ухудшение в связи с этим положения основной массы ее населения, при этом США возглавили коалицию стран, считающих правительство не легитимным.

Ключевую роль в предотвращении вооруженного вмешательства США в противоборство правительства и оппозиции и снижении остроты ситуации сыграла Россия, которую поддержал Китай. Конфликт вышел на глобальный уровень. Россия -единственная страна, предоставившая Венесуэле финансирование после 2016 г. Роснефть выделила компании в 2017 г. компании PDVSA авансовый кредит в размере свыше 1 млрд. долл [6]. Российская компания внесла также основной вклад в обеспечении критически важных поставок бензина и разбавителей в условиях санкционного давления США в 2019 году. Кроме того Россия поставила в Венесуэлу в рамках мер по оказанию гуманитарной помощи в феврале 2019 г. 300 т критически необходимых ей товаров, главным образом медикаментов

[7]. В 2017-2018 гг. она также экспортировала в южноамериканскую страну 464 тыс. т [8] пшеницы и планирует, что в 2019 г. поставки пшеницы составят около 600 тыс. т [9]. Но возможно важнейшую роль в предотвращении вооруженного вмешательства США в Венесуэлу сыграла военно-техническая поддержка России. В марте 2019 г. она поставила в Венесуэлу оборудование военно-технического назначения, что, как отметил российский МИД, «вызвало нервную реакцию в Вашингтоне» [ 10]. Аналогичную акцию предпринял и Китай [ 10]. Газета The Washington Post, в связи этим отметила, что «в сочетании с поддержкой Китая усилия Рос-сии...ослабили некоторые факторы давления. Прибытие российских военнослужащих .., свидетельствовало о готовности Москвы усилить свою поддержку Мадуро, а также о готовности его военной машины в то время, когда администрация Трампа не исключала военного вмешательства» [11].

Начался третий этап конфликта, в ходе которого в августе 2019 г. президент США уполномочил министра финансов после консультации с государственным секретарем блокировать все имущество правительства Венесуэлы в пределах юрисдикции США. Его существенной чертой является исчерпание правительством США набора средств по быстрому смещению правительства Н. Мадуро.

В противоборстве внешних сил, выступающих против и в поддержку правительства Н. Мадуро участвовали, начиная с 2017 г., несколько десятков стран, включая, в частности, государства Лимской группы (12 стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Канада) [12], США, страны ЕС - всего свыше 50 стран, считающих правительство Н. Мадуро не лигитимным; и Боливия, Куба, Никарагуа, Турция, Китай, Россия и некоторые другие страны, поддерживающие его. Позиции Индии и Мексики -близки к нейтральной.

Противники действующего правительства Венесуэлы придавали большое значение состоявшемуся в августе 2019 г. в Перу по инициативе Лим-ской группы форуму представителей около 60 стран мира, обсудившему пути преодоления кризиса в южноамериканской стране. На него было приглашено около 100 стран мира, но многие из них, включая Китай, Россию, Кубу и Турцию, не присутствовали. В то же время были широко представлены ведущие страны Запада, включая США, Германию, Великобританию, Францию и Японию. Кроме того, в работе форума участвовали делегаты Европейского Союза и Межамериканского банка развития.

Международная контактная группа по Венесуэле, созданная в январе 2019 г., приветствовала инициативу правительства Перу по организации встречи. В своем заявлении она подтвердила «настоятельную необходимость мирного и демократического выхода из быстро ухудшающегося кризиса, особенно из-за массовых миграционных потоков в соседние страны» [12].

На форуме ярко проявились противоречия в подходе к преодолению кризиса между США и союзными с Венесуэлой странами, что получило отражение в международных СМИ. В частности, покинувший свой пост в сентябре 2019 г. советник по национальной безопасности США Д. Болтон призвал Россию не «удваивать ставку при неминуемом проигрыше», а Китаю он предложил выбрать «самый быстрый путь погашения» его кредитов Венесуэле, поддержав «новое законное правительство» (так называемое временное правительство Х.Гуайдо (В.С.)). В ответ МИД России заявил, что «нет никаких правовых оснований» для замораживания венесуэльских активов, и что «ни одно государство не имеет права диктовать свое желание другому путем экономических репрессий»4 [13].

Результаты

Из всей совокупности направленных против правительства Венесуэлы политических и экономических мер наибольший негативный эффект состоянию экономики и уровню жизни населения страны нанесли экономические санкции США. Важнейшими их следствиями стали ускорение темпов падения ВВП страны и рост эмиграции населения в 2018-2019 гг.

В то же время в мае 2019 г. стало очевидно, что сместить президента Н. Мадуро не удается. Потерю рынка США для венесуэльских поставок нефти удалось в значительной мере компенсировать за счет роста поставок в страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Определенный позитивный эффект от усилившегося внешнего давления на Венесуэлу принес отказ правительства от жесткого контроля над ценами и валютным обменом. Полки супермаркетов заполнились товарами и исчезли очереди. Но покупать их небогатым людям стало сложней. Официальный валютный курс приблизился к курсу параллельного рынка.

Признаками исчерпания возможностей оппозиционных сил по быстрому отстранению правительства Н. Мадуро от власти являются рост противоречий в стане его противников и изменения в методах используемых для оказания давления на него. После объявления администрацией Д. Трампа решения о замораживании всех правительственных активов Венесуэлы в США Д.Болтон заявил на форуме в Лиме о возможных санкциях против действующих в южноамериканской стране европейских компаний. Об уровне риска, которому они подвергаются, свидетельствует общий объем инвестиций ряда присутствующих в Венесуэле компаний, таких как Air France, Unilever, Total и Repsol, составляющий около 14 млрд. долл. В связи с этим представитель ЕС на форуме заявил: «Наша позиция известна, мы выступаем против экстерриториального применения односторонних мер» [14].

Ранее, в конце июня 2019 г. произошло обострение противоречий на региональном уровне - в рамках Организации американских государств (ОАГ). Известно, что Венесуэла заявила о выходе из ОАГ 27 апреля 2017 г. и, согласно уставу ОАГ

требовалось 2 года для завершения процедуры ее выхода из организации. Но 9 апреля 2019 года, то есть за 18 дней до окончания этого срока, ОАГ признала в качестве постпреда Венесуэлы представителя Х.Гуайдо. Министерство иностранных дел Бо-ливарианской Республики осудило это решение.

На заседании ОАГ в Меделлине (Колумбия) 20 июня 2019 г. присутствовали представители Х. Гуайдо. Однако 11 из 35 стран-членов ОАГ возражали против этого, при этом делегация Уругвая покинула заседание [15]. Представители многих других стран, в том числе, Уругвая, Мексики, Боливии и Никарагуа считают, что поскольку Венесуэла официально вышла из ОАГ, никто не имеет права представлять страну в региональном органе [16].

Еще одна неудача постигла противников действующего правительства Венесуэлы в марте 2019 г. Х. Гуайдо удалось добиться признания известного венесуэльского экономиста Рикардо Ха-усманна в качестве официального представителя Венесуэлы в Межамериканском банке развития (МБР), но намерения оппозиции перейти к практическому взаимодействию с банком во время его запланированного заседания в Китае блокировало правительство азиатской страны, наложившее запрет на участие в форуме представителя Х.Гуайдо , что вынудило многостороннего кредитора отменить заседание [11].

Анализ ситуации за пределами и внутри Венесуэлы свидетельствует об истощении сил противников Н. Мадуро и вероятности перехода оппозиционных сил к более мягким средствам давления на его правительство. Это подтверждает, прежде всего, отставка главного идеолога жесткого подхода к Венесуэле, Джона Болтона, инициированная президентом Д. Трампом. В связи с этим газета The Washington Post отмечала 8 мая 2019 г.:

Президент Трамп ставит под сомнение агрессивную стратегию своей администрации в Венесуэле после провала поддерживаемой США попытки свергнуть президента Николаса Мадуро, жалуясь, что его ввели в заблуждение по поводу того, как легко было бы заменить социалистического лидера молодой оппозиционной фигурой. Неудовлетворенность президента сконцентрировалась на фигуре советника по вопросам национальной безопасности Джона Болтона. Как отметил Трамп, интервенционистская позиция противоречит его точке зрения, что Соединенные Штаты должны держаться подальше от иностранных "трясин" [17].

Одним из последних примеров происходящих изменений является открытие США в конце августа 2019 г. в посольстве США в Боготе офиса по делам венесуэльцев. По словам государственного секретаря США Майка Помпео офис будет взаимодействовать «с правительством временного президента Хуана Гуайдо». Его будет возглавлять временный поверенный в делах Джеймс Стори, который был послом США в Каракасе до разрыва дипломатиче-

4 Idem.

ских отношений между двумя странами в начале текущего года и закрытия американского посольства в Венесуэле [18]. Таким образом США, рассчитывавшие в результате смещения Н.Мадуро в короткие сроки восстановить деятельность своего посольства в Каракасе, сейчас вынуждены создавать офис по делам венесуэльцев в своем посольстве в Боготе.

О возможности определенного пересмотра используемых США инструментов воздействия на Венесуэлу косвенно свидетельствует и заметное снижение напряженности внутри страны после неудавшейся попытки смещения Н. Мадуро в начале мая 2019 г. По оценке президента фирмы Data Análysis Луиса Леона готовность населения к уличным протестам в июле 2019 г. упала до 20% жителей [19].

Заключение

В период 2016-2019 гг. произошли значительные изменения основных характеристик конфликта между зарубежными противниками политического и экономического курса президента Н.Мадуро, и его правительством, поддерживаемым союзными с Венесуэлой государствами. На первом этапе (2016 г.-июль 2017 г.) она подверглась, главным образом, политическому давлению, что не отразилось негативно на уровне жизни большинства венесуэльцев. Однако, в течение последующего периода многократно выросла роль экономических санкций США, что привело к тяжелым последствиям для основной массы населения страны. Они возглавили коалицию стран-противников правительства Н. Мадуро. Очевидно, что эскалация тяжелых, но, как правило, не имеющих достаточных правовых оснований санкций Вашингтона против Венесуэлы во многом обусловлена возможностью для Д. Трампа, в случае смещения Н. Мадуро, заложить надежную основу для победы на выборах 2020 года. Прежде всего, это был бы крупный внешнеполитический успех. Кроме того речь идет о весьма вероятном возвращении компаний ExxonMobil и ConocoPhi-llips в нефтяной пояс Ориноко, и о существенном ослаблении левых правительств на Кубе и в Никарагуа.

Однако основной своей цели - смещения действующего правительства Венесуэлы им добиться не удалось, хотя был использован почти весь имеющийся арсенал сил и средств. Трудно переоценить роль, которую сыграла в его поддержке Россия и солидарность, проявленная Китаем.

Санкции, которые США предполагают использовать против стран, продолжающих сотрудничать с Венесуэлой, вызвали неприятие ЕС. Многие другие страны, включая Индию и Китай, поддерживают экономические связи с ней, используя скрытные методы, в том числе бартер. Конфликт принимает затяжной характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. J.Faus, La OEA no logra decidir si interviene en la crisis venezolana, El País, Madrid, 23.06.2016. Available at: http://internacional.elpais.com/interna-cional/ 2016/06/23/america/1466707337 255175.html

2. N.F e r n á n d e z, Mercosur: suspenden el traspaso de la presidencia pro tempore a Venezuela, La Nación, Buenos Aires, 11.06.2016. Available at: http://www.lanacion.com.ar/1917446-mercosur-suspen-den-el-traspaso- de-la-presidencia-pro-tempore-a-vene-zuela

3. Venezuela's prosecutor decries regime plan to change constitution, protests worsening, Petrole-umworld. Caracas, 24.05.17. Available at: http://www.petroleumworld.com/storyt17052402.htm

4. Six dead as Venezuela braces for massive rival protests.The Telegraph,London, 23.01.2019 Available at: https://www.tele-graph.co.uk/news/2019/01/23/nicolas-maduro-ac-cuses-mike-pence-trying-force-coup-venezuela/

5. Doreen Edelman.Venezuela Sanctions Update 2017. Global trade. 1.12.2017. Available at: http://www.globaltrademag.com/global-trade-daily/venezuela-sanctions-update-2017

6. Russia's oil giant Rosneft provides $6 billion loan to Venezuela, Uawire, 10.08.2017. Available at: https://www.uawire.org/news/russia-s-oil-conglomer-ate-rosneft-provides-6-billion-loan-to-venezuela

7. RUSSIA SENDS 300 TONS OF HUMANITARIAN AID TO VENEZUELA, RUSSKIY MIR FOUNDATION Moscow,19.02.2-019. Available at: https://russki-ymir.ru/en/news/252805/

8. Vladimir Vorotnikov, Russia to begin meat expots to crisis-ridden Venezuela, 3.01.2019. Available at: https://www.globalmeatnews.com/Arti-cle/2019/06/03/Russia-to-begin-exporting-to-Vene-zuela

9. Россия планирует увеличить поставки зерна в Венесуэлу в 2,4 раза, РИА Новости, Москва, 25.09.2019. Available at: https://ria.ru/20190925/1559100130.html

10. M. K. Bhadrakumar, China's PLA troops in Venezuela is game changer, INDIAN PUNCHLINE. 2.04.2019 Available at: https://indianpunch-line.com/chinas-pla-troops-in-venezuela-is-game-changer/

11. Mariana Zuñiga , Anthony Faiola and Anton Troianovski. As Maduro confronts a crisis, Russia's footprint in Venezuela grows. The Washington Post., Washington, 29.03. 2019 Available at: https://www.washingtonpost.com/world/the_ameri-cas/as-maduro-confronts-a-crisis-russias-footprint-in-venezuela-grows/2019/03/29/fcf93cec-50b3- 11e9-bdb7-

44f948cc0605_story.html?utm_term=.1596a23cfd49

12. Jacqueline Fowks, Maolis Castro. El Grupo de Lima rechaza cualquier intervención militar en Venezuela. El País. Madrid.17.09.2018. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/09/16/ame-rica/1537061395_976072. html

13. US warns off Venezuela allies at Lima Group meeting, EURACTIV, AFP, Brussels, 7.08.2019. Available at: https://www.euractiv.com/section/global-europe/news/us-warns-off-venezuela-allies-at-lima-group-meeting/

14. Álvaro Sanches, La UE se opone a que EE UU sancione a terceros países por hacer negocios con Maduro, El País, Madrid, 7.08.2019 Available at: https://elpais.com/internacional/2019/08/07/actuali-dad/1565184783_995286.html

15. OAS divided over presence of Venezuelan opposition at assembly, Peoples Dispatch, 30.06.2019. Available at: https://peoplesdis-patch.org/2019/06/30/oas-divided-over-presence-of-venezuelan-opposition-at-assembly/

16. Gideon Long, Juan Guaidó's delegation draws protests OAS meeting, Financial Times, London, 20.06.2019 Available at: https://www.ft.com/con-tent/19a6d110-9911-11e9-8cfb-30c211dcd229

17. Josh Dawsey , John Hudson and Seung Min Kim, A frustrated Trump questions his administration's

Venezuela strategy, The Washington Post, Washington, 08.05.2019. Available at: https://www.washing-tonpost.com/politics/a-frustrated-trump-questions-his-administrations-venezuela-strat-egy/2019/05/08/ad51561a-71a7-11e9-9f06-5fc2ee80027a_story.html?utm_term=.3fdb087a3713

18. Aime Williams and Gideon Long, US to open new Venezuelan affairs office, Financial Times. 28.08.2019. Available at: https://www.ft.com/con-tent/5d1752b2-c9b8-11e9-a1f4-3669401ba76f

19. Andrea Torres, Luis Vicente León: Esperanza de cambio en el país pasó de 80% a 30%, El Universal, Caracas, 28.08. 2019 Available at: http://www.elum-versal.com/politica/49225/vicente-leon-esperanza-de-cambio-en-el-pais-paso-de-80-a-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.