Ф1Я0С0ФСК1Е ННУК1
КОНФЛИКТ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ
КУЛЬТУРЫ
Л. М. Бажанова
CONFLICT OF NOVATIONS AND TRADITIONS IN CONTEXT OF GLOBALIZING CULTURE
Bazhanova L. M.
The specifics of the conflict between traditions and novations in the conditions of the contemporary culture globalization are considered in the article.
Key words: culture, conflict, tradition, novation, globalization.
В статье рассматриваются особенности конфликта традиций и новаций в условиях глобализации современной культуры.
Ключевые слова: культура, конфликт, традиция, новация, глобализация.
УДК 130.2
Формирование глобальной культуры актуализировало проблему взаимодействия культурных традиций и новаций. Глобализация - внутренне противоречивый процесс, в котором одновременно наблюдаются как тенденции унификации, т. е. уменьшения культурного разнообразия, так и тенденции диверсификации, т. е. отстаивание своего культурного своеобразия, собственных традиций.
Традиции и новации как две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризуют наличие в ней как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой не только стабильности и устойчивости, но и инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия. С другой стороны, культура не может находиться в статичном состоянии, без развития и обновлений. Изменения, новации являются второй важнейшей стороной культуры. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиций и новаций. Переход от традиций к новациям через преодоление противоречий и конфликтов представляет собой очень длительный процесс. Это происходит потому, что в центре культурных инноваций стоит человек во всей своей противоречивости, внедряющий инновации, либо приспосабливающийся к ним, либо им противящийся. При этом традиционные социокультурные ценности, основан-
ные на приоритете семьи, религии, национальных традиций неразрушимы, поскольку они фундируются на достигнутом цивилизационном идеале, реализуемом на протяжении жизни каждого субъекта. Обычно данный процесс происходит бессознательно в результате генетического усвоения идеалов культурной системы (2, с. 24). Различные соотношения традиций и новаций дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над новаторством, преобладает ориентация на сохранение культурного своеобразия, самобытности.
В современном глобализирующемся обществе новаторство является одной из базовых ценностей, культура находится в непрерывном процессе изменения, падает авторитет старшего поколения, современные, молодые, мобильные люди становятся более востребоваными во многих сферах жизни общества. Поскольку ценности старшего и молодого поколения вступают в противоречие - возникает конфликт поколений. Такой конфликт, который имеет место в любом обществе на разных этапах его развития, приобретает в современной российской культуре особую остроту. Он стал результатом бурных преобразований в культурной жизни, системе ценностных ориентаций, произошедших в нашей стране за последние двадцать лет.
Каждый исторический тип культуры формирует «собственные» способы» соотношения традиций и новаций. Например, традиционная культура характеризуется ограничением и отсутствием инновационности, а также практически полным подчинением личной и социальной инициативы авторитету традиции. Такая установка исходит из понимания традиционного общества как типа социальной организации, радикально отличного от общества современного и характеризуемого замедленностью изменений. Самобытность, индивидуальность, «субъ-
ектность» культуры отражается в ее духовных традициях, которые не могут бесследно исчезать и окончательно устаревать, напротив, они есть то, чем жива культура. Способность культуры к воспроизведению не-
зыблемых духовных ценностей и нравственных императивов в контексте новых условий жизни, по мнению В. Е. Черниковой, Л. А. Воловой, залог жизненной динамики культуры, противостоящей ее распаду, декадансу, упадку. Традиция, по сути, равна культуре, исполняя роль фундамента культуры. Содержание духовной традиции определенной культуры тождественно совокупному духовному опыту национально-определенного человечества, накопленному им в течение исторической жизни. В основании духовного опыта каждой культуры находятся признаваемые в течение длительного времени принципы мироотношения, выстроенные по крупицам, сложенные и проверенные веками и выступающие в качестве идейного алгоритма культуры (17, с. 38-39). Сила традиции состоит в том, что она охраняется общественным мнением и укрепляется в «умах и сердцах» многих поколений-представителей данной культуры на уровне бессознательного. Традиции оказываются могущественней многих законов и модных тенденций.
Современные исследователи выделяют три основных варианта взаимодействия традиций и новаций: конфликт (столкновение и борьба традиций и новаций), симбиоз (сосуществование традиций и новаций в различных сферах культуры), синтез (результат взаимного приспособления традиций и новаций друг к другу) (1, 7, 15). В контексте настоящего исследования важным является рассмотрение конфликта как специфической формы сосуществования традиций и новаций, поскольку современная культура, с одной стороны, характеризуется стремительными внедрением всевозможных новаций, что способствует развитию глобализационных процессов, с другой стороны, по причине увеличения угрозы утраты культурной самобытности и идентичности, нарастают тенденции поддержания и возвращения к культурным традициям. Между этими двумя противоположно направленными тенденциями современной глобализирующейся культуры и разворачивается конфликт. А. А. Берелехис и С. Г. Ильинская полагают, что в конце XX века возник фе-
номен двойного конфликта ценностей: внутри каждой культуры и между ними (4, с. 127). На наш взгляд, главным предметом данного конфликта является противоречие, столкновение базовых традиционных культурных ценностей и стремительно внедряющихся в локальные культуры современных инновационных ценностей.
Размышляя о взаимодействии традиций и новаций в философских дискурсах, М. С. Каган подчеркивает многомерность источников, определяющих отношения традиций и новаций в философии и культуре. Автор выделяет следующие источники: некие процессы, протекающие внутри самой культуры; дух времени, который на одних этапах истории культуры канонизирует традиционность, а на других - современность и новаторство; и, наконец, индивидуальнопсихологические особенности человека (возраст, убеждения) (9, с. 40-41).
Проводя сопоставление сферы традиционности и современности, Б. В. Аксю-мов отмечает, что единственно возможным типом развития современной цивилизации является интенсивное динамическое бесконечное становление, а инновации становятся одним из основных атрибутов культуры. Именно инновации обеспечивают необходимые темпы развития цивилизации, лежат в основе постоянного безостановочного ее становления и усовершенствования. Поэтому инновации имеют для современной культуры и цивилизации определенное культовое значение, получают статус абсолютных ценностей. Особо яркое воплощение стремления к постоянному развитию, совершенствованию получило в современной западной цивилизации (1, с. 138-139). Б. В. Аксюмов, рассматривая конфликт цивилизаций в условиях глобализации, утверждает, что субстанциальное противоречие между современностью и традиционностью является одним из ключевых оснований конфликта цивилизаций (1, с. 292). В контексте актуализации исследуемой проблемы необходимо рассмотреть особенности конфликта традиций и новаций в современной глобализирующейся культуре.
Современная культура воплощается в огромном множестве материальных и духовных новаций. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств. Однако, как отмечает В. Л. Абушенко, в современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах, несмотря на увеличение роли новаций, большое значение традиций, как незаменимого механизма развития культуры, сохраняется (13, с. 1048). Особую роль традиций в культуре подчеркивают также К. Х.Делокаров и И. М. Подзигун, утверждая, что «традиционные социокультурные ценности, основанные на приоритете нации, религии, семьи, формировались тысячелетиями. Сегодня глобальные трансформации не могут разрушить эти ценности так же стремительно, как проникает в указанные сообщества автомобиль, компьютер и Интернет» (6, с. 53). Как отмечает А. А. Бере-лехис, целостность культуры - состояние далекое от однообразия, в рамках любой культуры возникают социокультурные различия между поколениями, поэтому целостность системы ценностей культуры не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры ценностных противоречий и даже конфликтов, которые могут проявляться в различных формах. Поэтому нет ничего сверхъестественного в наличии конфликта в культуре традиционных и инновационных ценностей (4, с. 118). В. Н. Сыров полагает, что ни эмпирически, ни теоретически культура не представляет собой целостности, единства, системы, она, скорее, являет собой совокупность различий, наложений, складок, противоречий, конфликтов (скрытых или явных), так как невозможно представить иначе процесс перехода от традиций к новациям как имманентный самой культуре. При этом процесс производства новых культурных ценностей является не чем-то внешним и избыточным по отношению к существующей системе таких ценностей, а ее струк-
турным (то есть неотъемлемым) компонентом (12). Если рассматривать культуру лишь как совокупность определенных ценностей, то всевозможные инновации должны быть для нее чуждыми и разрушительными, но, поскольку культура - это непрерывный процесс развития и обновления, новации являются неотъемлемой частью бытия культуры. При этом нахождение культуры в стадии обновления системы ценностей резко увеличивает ее конфликтность. В стабильных обществах ценностные конфликты решаются, как правило, в рамках имеющейся культуры, которая развивается, сохраняя свою целостность. Для поздней современности характерно смешение двух конфликтующих систем ценностей: традиционной и современной, как следствие высокой мобильности человеческой культуры.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конфликт между новациями и традициями в культуре носит, прежде всего, аксиологический характер, т. е. столкновение происходит главным образом из-за несоответствия традиционных и инновационных ценностей, идеалов, установок. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам межкультурной коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственно культурного традиционного комплекса (14, с. 721).
В отечественной гуманитарной мысли накоплен богатый опыт изучения сущности, особенностей традиций и новаций, на основании чего можно дать не только четкое определение категорий «традиция» и «новация», но и систематизированное представление их структуры и динамики. В современной научной литературе предлагаются следующие определения традиций и нова-
глобализирующейся культуры
ций. «Традиция - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» (14, с. 721). Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. «Новация - (лат. novation - изменение, обновление) -
1) в широком смысле особая культурная ценность (материальная или нематериальная), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая; 2) результат инновационной деятельности,
предназначенный для реализации на рынке, в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» (8, с. 7). В контексте данного исследования мы используем толкование понятия «новация» в широком смысле.
Необходимо отметить, что структурная целостность традиций и новаций в каждой культуре не является статичной, культурная динамика охватывает и эти явления, что дает основание выделять следующие виды традиций и новаций. В современной философии культуры разграничиваются устойчивые и неустойчивые традиции, а также «сильные» и «слабые» новации. По силе воздействия на культуру С. А. Арутюнов предлагает разделять новации на «сильные» и «слабые»: инновация, которая укореняется в культуре и превращается в традицию, имеет решающее значение в эволюции общества. Ее можно назвать «сильной». Но и «слабые» новации, которые не приживаются и отмирают не безразличны для эволюции. Даже если нововведение отмирает и забывается бесследно, за время своего существова-
ния оно расшатывает и ослабляет традиционные связи, делает их менее прочными и более восприимчивыми для «сильных» новаций. Отторгнув одну, другую, третью инновацию, ослабленные в борьбе с ними, традиции очередную инновацию вынуждены уже принять. «Слабые» отвергнутые инновации могут не только ослаблять традицию, но и укреплять ее (3, с. 161). Устойчивость традиций в процессе развития культуры меняется: отдельные устойчивые традиции с течением времени становятся неустойчивыми. Последние порождают «слабые» и «сильные» новации. «Сильные» новации становятся устойчивыми или неустойчивыми традициями. Чем больше в культуре неустойчивых традиций и сильных новаций, тем она динамичней и тем быстрей она развивается. Чем больше в культуре устойчивых традиций по сравнению с неустойчивыми, тем она консервативней. Не все культурные новации оказываются сильными, способными противостоять традициям и постепенно превратиться в традиции, потому что их внедрение сталкивается с определенными препятствиями: основная масса представителей той или иной культуры часто не способна видеть преимущества новаций, не освоенных опытом многих поколений по сравнению с уже освоенными традициями. Первоначально преимущества многих новаций не являются очевидными и бесспорными, они проявляются позже, приходят с опытом. Именно в этом, на наш взгляд, и состоит слабость новаций по сравнению с традициями. Традиции и новации связаны между собой настолько, что их порой сложно дифференцировать, ведь каждая традиция первоначально входила в культуру как инновация.
Саморазвитие и динамика культуры способствуют возникновению различных типов новаций. В современной философии культуры принято выделять эндогенные и экзогенные новации. Эндогенные новации возникают внутри самой культуры, в процессе ее развития, и вытекают из ее внутренних потребностей, которые не могут быть удовлетворены традицией, т. е. это своего рода «мутация» традиции. Появление
экзогенных новаций обусловлено главным образом внешними факторами, т. е. они заимствуются из других культур в процессе культурного взаимодействия. Внедрение экзогенных новаций в культуру происходит сложнее, т. к. всякая культура стремится защитить свою самобытность. При этом легче усваиваются материальные новации, которые меньше других угрожают целостности и самостоятельности данной культуры. По нашему мнению, замена старого, отжившего опыта новым, более совершенным, внутренне присуща культуре, поэтому наличие стойких традиций не отрицает и не уменьшает значение новаций в динамике культуры. Сама традиция как процесс духовного сообщения (связи) между поколениями не может быть сведена к содержанию прошлого культурного опыта. «Культура, в которой доминирующим критерием развития является технология непрерывного нововведения, где само новое становится «смыслом жизни культуры», пребывает в патологическом состоянии» (17).
Духовная традиция, по выражению
В. Е. Черниковой, Л. А. Воловой, это не то, что отрицается в новом культурном бытии, а то, на что только и может «нанизываться» новое культурное содержание, единая нить, связующая прошлый и настоящий опыт культуры. Все новации имеют смысл, когда определен жизненный смысл усвоения нового. Новация по отношению к пустоте не имеет смысла. При всех противоречиях и конфликтах, возникающих в культуре между традициями и новациями, данные явления образуют органическое единство: каждое выполняет свои важнейшие функции, обеспечивая тем самым как сохранение, устойчивость, передачу культурного наследия из поколения в поколение, так и обогащение, развитие самостоятельных культурных систем, взаимодействие с другими культурами. С позиции Х. Ортега-и-Гассета традиции новации в культуре пребывают в постоянном противоборстве (конфликте - Л. Б.) и, в то же время составляют неразрывное единство в культурном пространстве: человек всегда вынужден хранить преемственность с прошлым, будущее рождается из свободы,
которая предполагает выбор между вариантами поведения, а последние «формируются лишь на основе прошлого - нашего и чужого, - служащего как бы материалом, который вдохновляет на новые их сочетания... » Неразрывная связь с традицией «яснее всего проступает, когда сотворенный нами, положенный в основу жизни проект радикально отрицает прошлое. Одна из форм, с помощью которой прошлое правит нами, как раз и состоит в том, чтобы побудить нас совершить противоположное тому, что было осуществлено прошлым...» (10, с. 576-577).
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций - к разрушению в самой культуре. «Традиция -историческая данность, не нуждающаяся в заумных основаниях. Нет ни безупречной памяти, то есть беспрепятственно текущего потока традиции, ни абсолютного беспамятства, то есть современности, неопределенной традицией» (5, с. 34).
Человек, идентифицируя себя с определенной культурой, тем самым приобщается к ее истории, к нормам и принципам жизнедеятельности, идеям, которые были выработаны в процессе развития данной культуры. При этом современное состояние культуры имеет второстепенное значение -оно только детализирует то, каким образом происходит во многом бессознательный процесс приобщения каждого отдельного субъекта к «идентификационному ядру цивилизационной системы» (Б. В. Аксюмов). Причем «идентификационные матрицы» традиционных культур намного более устойчивы и чисты, по сравнению с теми, которые в головокружительной погоне за прогрессом и развитием во многом утратили как уважение к собственным традициям, так и сами традиции (1, с. 292-293). Поиски системы ценностей, которая смогла бы объединить нынешнее поколение россиян, необходимость которых возникла после тотального разрушения прежней, советской системы ценностей, до сих пор не дали значимых результатов. В условиях глобализирующейся культуры процесс разрешения культурного конфликта сопровождается радикальной переоценкой, ниспровержением почитавшихся
глобализирующейся культуры
ценностей в пользу новых, как правило, прямо противоположных. Формирование новых ценностных комплексов является результатом следующих социальных процессов: изменения религиозных верований, изменения экономического курса, смены политической системы, появления нового лидера, внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, необходимости решения глобальных проблем. Каждый из этих процессов оказывает свое специфическое влияние как самостоятельно, так и взаимодействуя с остальными (11).
Учитывая все возрастающую динамичность культурных процессов, подчеркнем, что логика и технология созидания новых ценностей становятся неотъемлемой составной частью структуры современной культурной жизни. Однако, несмотря на ускоряющийся темп развития различных сфер общественной жизни, традиция остается важнейшей характеристикой культуры общества на любом этапе его развития. Традиция обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего культуры. В современном культурном пространстве четко обозначен процесс унификации культуры, что выражается, прежде всего, в ее стремлении к обновлению и пренебрежению многими традициями. Новацию можно рассматривать и как одну из сторон функционирования традиции, поскольку с течением времени каждая новация превращается в традицию. Однако внедрение новаций, противоречащих вековым культурным традициям, может привести к культурным конфликтам, хаосу, уничтожению культурной самобытности отдельных обществ. С точки зрения М. С. Кагана, «путь абсолютного новаторства», по которому развивается современная культура, оказывается опасным для человечества (9, с. 39-42). Осознание этой опасности на рубеже XX-XXI вв. определяет потребность, не отказываясь от новаторских достижений философии, политики, идеологии, художественного творчества науки и техники, обратиться к ценностям, которые были заложены в традиции. Это явилось причиной обострения интереса представителей различных культур к
традиционалистской философии и культуре Востока.
Этнокультура, как единая система, объединяющая традиционное с прогрессивным, инновационным, способна сохранить уникальность только в рамках диалога национальных традиций и заимствованных новаций, при условии опоры на общечеловеческие нравственные ценности: уважение себя и себе подобных, умение понять себя через других (16, с. 57). При взаимодействии различных культур в антиномии «Свое/Чужое» сфера «Чужого» расширяется, вследствие чего «Свое» воспринимается менее масштабным, более хрупким по отношению к Чужому. Это приводит одних представителей данной культуры к стремлению оградить свою культуру от угрожающе разросшегося в их сознании Чужого, то есть к «охранительству», а других - к стремлению укрепить Свое за счет привнесения в него элементов Чужого - «новаторству». И даже при достижении некоторого согласия в раз-
граничении Своего и Чужого остается ценностная несостыковка между разнонаправленными мировоззрениями «охранителей» и «новаторов» (16, с. 47).
Проблему взаимодействия новаторства и традиционности в XXI веке необходимо рассматривать в контексте осмысления бытия человека в условиях глобальных опасностей. Особую роль в преодолении противоречия между традициями и новациями в культуре М. С. Каган отводит философии, полагая, что лишь философия с ее широким взглядом на закономерности процессов развития всего сущего «способная открыть человечеству глаза на пути его спасения в той критической ситуации», в которой оно оказалось (9, с. 41-42). Именно от философии зависит состояние и политики, и религии, и нравственности. А сегодня в традиционности культура может найти некоторые опорные пункты и устои, которые выходят за предел полнейшего волюнтаризма, распространившегося в современной культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксюмов Б. В. Конфликт цивилизаций в контексте современных глобализационных процессов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.
2. Аксюмов Б. В. Современность и традиционность в контексте межцивилизационного конфликта // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - №3 (32). - С. 22-25.
3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.
4. Берелехис А. А., Ильинская С. Г. О конфликте различных систем ценностей // Философские науки. - 2007. - № 3. - С. 111-129.
5. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. - М.: Искусство, 1991.
6. Делокаров К. Х., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. - М., 2001. - С 53.
7. Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М.: Наука, 2002.
8. Инновационная деятельность в современном университете: термины и понятия: словарь / сост. Л. Н. Харченко, С. Г. Кочергин, И. Е. Панова; под. ред. проф. В. А. Шаповалова. - Ставрополь: Сервисшкола, 2008.
9. Каган М. С. Традиции и новации в современных философских дискурсах // Материалы круглого стола 8 июня 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Вып. 14. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 39-42.
10. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / пер. с исп. - М.: Весь Мир, 1997.
11. Смирнова О. Ю. Нравственные ценности в конфликте культур: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2001.
12. Сыров В. Н. Новации в культуре: инородное тело или структурный элемент культурной жизни? // Философская и правовая мысль: Альманах. - Саратов - СПб: Научная книга,
2002. - Выпуск 4. - С. 239-258.
13. Традиция // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом. -
2003. - С. 1047-1048.
14. Традиции // Культурология. Энциклопедия: в
2 т. Т. 2 / Главный редактор и автор проекта С. Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -
С. 721.
15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
16. Хлыщева Е. В. Проблема толерантности в диалоге культур // Философские науки. -2008. - № 4. - С. 46-57.
17. Черникова В. Е., Волова Л. А. Межкультур-ная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.
Об авторе
Бажанова Людмила Михайловна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры философии, документо-вед кафедры философии. Сфера научных интересов - философия культуры, философская антропология, философские проблемы диалога и конфликта культур в глобализирующемся мире. mila-bazh@vandex.ru