Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ'

КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПРИЧИНЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Е.О., Кричмар В.А.

В данной статье рассматриваются причины возникновения конфликта между личностью и группой, а также пути их решения и даются рекомендации по разрешению конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ»

УДК 1

Григорьева Е.О.

студент 4 курса Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

Кричмар В.А.

Старший преподаватель кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются причины возникновения конфликта между личностью и группой, а также пути их решения и даются рекомендации по разрешению конфликтной ситуации.

Ключевые слова: конфликт, причины, пути решения, рекомендации.

Конфликт является попутчиком всего жизненного цикла общества.

В любом обществе, в условиях, когда ежечасно меняется жизнь, когда стрессы идут параллельно деятельности человечества, когда каждый индивидум к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, связанные с конфликтами, а именно их предотвращение, анализ и разрешение стали особенно актуальны. Данные проблемы актуальны, прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества в целом.

Проблема разрешения конфликтных ситуаций важна потому, что в современном мире менеджерам различных уровней не хватает элементарных знаний по разрешению

конфликтных ситуаций на практике. Очень многие менеджеры считают, что решать конфликтные ситуации можно по старинке -методами давления, и они не догадываются, что существуют другие более мирные методы их решения.

У современного руководителя решение конфликтных ситуаций должно быть одной из важнейших функций. Мониторинг рабочего времени руководителей различного уровня показал, что они тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Хотя некоторые конфликтные ситуации имеют не только разрушительные, но и конструктивные результаты.

Всем известно, что решение одной проблемы влечет за собой ворох других проблем или, когда проблема остается долгое время нерешенной - возникает ряд других проблем.

Многие возникшие проблемы на предприятиях имеют именно такое происхождение. У этих проблем нет возможности разрешиться по той причине, что они повлекут за собой необходимость решения ряда других. Так, например, частной причиной возникновения конфликта на предприятии, может быть неудовлетворенность работников условиями и оплатой труда. Руководство предприятия никаких мер по разрешению конфликта не принимает, а чтобы не остаться без средств к существованию, работники вынуждены мириться с сложившейся ситуацией.

В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта. Их проявления заключаются в следующем:

- эмоциональная неудовлетворенность работников;

- высокий процент текучести кадров на предприятии;

- снижение производительности труда,

- нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;

- незаинтересованность кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.

Как правило, на таких предприятиях существует сложная структура управления.

Чаще всего такая структура не позволяет руководству предприятия озвучивать и

доводить информацию до производственного персонала, что приводит к недопонимаю

21

со стороны работников. Непрофессиональные действия руководства напрямую влияют на снижение производительности труда, снижение качества выпускаемой продукции. Таким образом, неразрешенные внутренние проблемы предприятия могут перерасти во внешние, а внешний конфликт напрямую связан с потребителями продукции. Покупатели продукции, поставщики и подрядчики настороженно относятся к заключению договоров с предприятиями у которых возникли напряженные отношения между руководством и производственным персоналом. Данный фактор значительно снижает обороты и доходы предприятия, что, в конечном счете может привести к банкротству.

Создать конфликтную ситуацию не сложно и находиться в ней можно очень долго, привыкнуть и жить с ней, как с неизбежным злом. Однако надо помнить о том, что рано или поздно может наступить такой момент, который «взорвет» накаленную ситуацию и его последствия будут непоправимыми.

Исходя из этого, можно предложить следующие пути решения:

1. Руководство предприятия должно предпринять меры по урегулированию конфликта. Как можно чаще устраивать с сотрудниками предприятия встречи и собрания. По итогам встреч делать выводы по выходу из сложившейся ситуации.

2. Один раз в неделю установить приемные часы для сотрудников,

на которых каждый сотрудник в полной мере может высказать свое недовольство. Руководство, в свою очередь, обязано выслушать каждого сотрудника.

3. В положение об оплате труда включить пункт для мотивации сотрудников, путем ввода стимулирующих премий. Данный стимул будет являться ключевым фактором заинтересованности работников предприятия в улучшении качества производимой продукции, повышению объемов и выполнении поставленных планов и задач. Вследствие чего возрастет уровень производительности труда.

4. Изменить структуру управления. Такой прием решения конфликта подразумевает, что наличие четкой иерархии позволит каждому работнику знать, к кому обратиться с вопросом о решении конфликтных ситуаций.

5. Проблему передачи информации между работниками и руководством

предприятия можно решить размещением стендов с интересующей работников

22

информации, а так же о всех нововведениях и изменениях, происходящих в процессе деятельности предприятия.

Предложенные меры позволят снизить возникновение конфликтов между работниками и руководством предприятия.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта. Руководство должно понять наличие сложных и неразрешенных проблем между работником и организацией.

2. Определить возможность проведения переговоров. Организовать проведение собраний между подразделениями.

3. Согласовать порядок и процедуру переговоров. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

4. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. Выбрать решения в сложившейся ситуации, которые помогут прийти к общему положительному результату.

5. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, необходимо это общее решение представить в письменном виде.

Многие специалисты в области управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять конфликтом.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому искусству управления. Поэтому конфликт, следует рассматривать не только как нечто крайне негативное явление, но и как средство повышения эффективности управления и организации деятельности предприятия.

Список литературы:

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.

Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт,

2018. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.