УДК 1
Григорьева Е.О.
студент 4 курса Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
Кричмар В.А.
Старший преподаватель кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются причины возникновения конфликта между личностью и группой, а также пути их решения и даются рекомендации по разрешению конфликтной ситуации.
Ключевые слова: конфликт, причины, пути решения, рекомендации.
Конфликт является попутчиком всего жизненного цикла общества.
В любом обществе, в условиях, когда ежечасно меняется жизнь, когда стрессы идут параллельно деятельности человечества, когда каждый индивидум к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, связанные с конфликтами, а именно их предотвращение, анализ и разрешение стали особенно актуальны. Данные проблемы актуальны, прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества в целом.
Проблема разрешения конфликтных ситуаций важна потому, что в современном мире менеджерам различных уровней не хватает элементарных знаний по разрешению
конфликтных ситуаций на практике. Очень многие менеджеры считают, что решать конфликтные ситуации можно по старинке -методами давления, и они не догадываются, что существуют другие более мирные методы их решения.
У современного руководителя решение конфликтных ситуаций должно быть одной из важнейших функций. Мониторинг рабочего времени руководителей различного уровня показал, что они тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Хотя некоторые конфликтные ситуации имеют не только разрушительные, но и конструктивные результаты.
Всем известно, что решение одной проблемы влечет за собой ворох других проблем или, когда проблема остается долгое время нерешенной - возникает ряд других проблем.
Многие возникшие проблемы на предприятиях имеют именно такое происхождение. У этих проблем нет возможности разрешиться по той причине, что они повлекут за собой необходимость решения ряда других. Так, например, частной причиной возникновения конфликта на предприятии, может быть неудовлетворенность работников условиями и оплатой труда. Руководство предприятия никаких мер по разрешению конфликта не принимает, а чтобы не остаться без средств к существованию, работники вынуждены мириться с сложившейся ситуацией.
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта. Их проявления заключаются в следующем:
- эмоциональная неудовлетворенность работников;
- высокий процент текучести кадров на предприятии;
- снижение производительности труда,
- нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;
- незаинтересованность кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.
Как правило, на таких предприятиях существует сложная структура управления.
Чаще всего такая структура не позволяет руководству предприятия озвучивать и
доводить информацию до производственного персонала, что приводит к недопонимаю
21
со стороны работников. Непрофессиональные действия руководства напрямую влияют на снижение производительности труда, снижение качества выпускаемой продукции. Таким образом, неразрешенные внутренние проблемы предприятия могут перерасти во внешние, а внешний конфликт напрямую связан с потребителями продукции. Покупатели продукции, поставщики и подрядчики настороженно относятся к заключению договоров с предприятиями у которых возникли напряженные отношения между руководством и производственным персоналом. Данный фактор значительно снижает обороты и доходы предприятия, что, в конечном счете может привести к банкротству.
Создать конфликтную ситуацию не сложно и находиться в ней можно очень долго, привыкнуть и жить с ней, как с неизбежным злом. Однако надо помнить о том, что рано или поздно может наступить такой момент, который «взорвет» накаленную ситуацию и его последствия будут непоправимыми.
Исходя из этого, можно предложить следующие пути решения:
1. Руководство предприятия должно предпринять меры по урегулированию конфликта. Как можно чаще устраивать с сотрудниками предприятия встречи и собрания. По итогам встреч делать выводы по выходу из сложившейся ситуации.
2. Один раз в неделю установить приемные часы для сотрудников,
на которых каждый сотрудник в полной мере может высказать свое недовольство. Руководство, в свою очередь, обязано выслушать каждого сотрудника.
3. В положение об оплате труда включить пункт для мотивации сотрудников, путем ввода стимулирующих премий. Данный стимул будет являться ключевым фактором заинтересованности работников предприятия в улучшении качества производимой продукции, повышению объемов и выполнении поставленных планов и задач. Вследствие чего возрастет уровень производительности труда.
4. Изменить структуру управления. Такой прием решения конфликта подразумевает, что наличие четкой иерархии позволит каждому работнику знать, к кому обратиться с вопросом о решении конфликтных ситуаций.
5. Проблему передачи информации между работниками и руководством
предприятия можно решить размещением стендов с интересующей работников
22
информации, а так же о всех нововведениях и изменениях, происходящих в процессе деятельности предприятия.
Предложенные меры позволят снизить возникновение конфликтов между работниками и руководством предприятия.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта. Руководство должно понять наличие сложных и неразрешенных проблем между работником и организацией.
2. Определить возможность проведения переговоров. Организовать проведение собраний между подразделениями.
3. Согласовать порядок и процедуру переговоров. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
4. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. Выбрать решения в сложившейся ситуации, которые помогут прийти к общему положительному результату.
5. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, необходимо это общее решение представить в письменном виде.
Многие специалисты в области управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять конфликтом.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому искусству управления. Поэтому конфликт, следует рассматривать не только как нечто крайне негативное явление, но и как средство повышения эффективности управления и организации деятельности предприятия.
Список литературы:
Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт,
2018. 144 с.