Научная статья на тему 'Конфликт интересов на Южном Кавказе'

Конфликт интересов на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОЕКТ / SOUTH CAUCASUS / REGION / ECONOMIC / POLITICAL / TENSION / SECURITY / PROJECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Нино, Абазов Дмитрий

На протяжении всей истории своего существования Южный Кавказ являлся и является одним из стратегически самых важных регионов мира, где сталкиваются интересы как глобальных, так и региональных держав. Особое значение данного региона также связано с тем, что он является заметным и довольно важным в мировой хозяйственной системе. Он способен вносить свой вклад в мировую экономику. Южный Кавказ располагает огромными запасами нефти и природного газа, что делает его довольно влиятельным игроком на мировой арене. Южный Кавказ помимо всего этого является стратегически важной магистралью между Европой и Азией, как по сухопутному коридору, так и по Каспийскому и Черному морям. В статье также рассматриваются роли ключевых стран и держав в поддержании мира в данном регионе, а также показана их роль и влияние на сам регион. Авторами, показано что на сегодняшний день экономическому развитию региона препятствуют сохраняющиеся конфликты, в первую очередь между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией. Все это делает данным регион, как одним из самых важных регионов в геоэкономическом плане, также одним из самых напряженных регионов геополитическом плане.Throughout the history of its existence, the South Caucasus has been and is one of the most strategically important regions of the world, where the interests of both global and regional powers collide. The special significance of this region is also since it is noticeable and quite important in the world economic system. It can contribute to the world economy. The South Caucasus has huge reserves of oil and natural gas, which makes it quite an influential player on the world stage. In addition to all this, the South Caucasus is a strategically important highway between Europe and Asia, both along the land corridor and along the Caspian and Black seas. The article also examines the roles of key countries and powers in maintaining peace in this region, as well as shows their role and influence on the region itself. The authors show that today the economic development of the region is hindered by ongoing conflicts, primarily between Georgia, Abkhazia and South Ossetia, as well as between Azerbaijan and Armenia. All this makes this region one of the most important regions in geo-economic terms, as well as one of the tensest regions in geo-political terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на Южном Кавказе»

Конфликт интересов на Южном Кавказе Н. Скворцова, Д. Абазов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. На протяжении всей истории своего существования Южный Кавказ являлся и является одним из стратегически самых важных регионов мира, где сталкиваются интересы как глобальных, так и региональных держав. Особое значение данного региона также связано с тем, что он является заметным и довольно важным в мировой хозяйственной системе. Он способен вносить свой вклад в мировую экономику. Южный Кавказ располагает огромными запасами нефти и природного газа, что делает его довольно влиятельным игроком на мировой арене. Южный Кавказ помимо всего этого является стратегически важной магистралью между Европой и Азией, как по сухопутному коридору, так и по Каспийскому и Черному морям. В статье также рассматриваются роли ключевых стран и держав в поддержании мира в данном регионе, а также показана их роль и влияние на сам регион. Авторами, показано что на сегодняшний день экономическому развитию региона препятствуют сохраняющиеся конфликты, в первую очередь между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией. Все это делает данным регион, как одним из самых важных регионов в геоэкономическом плане, также одним из самых напряженных регионов геополитическом плане.

Ключевые слова: Южный Кавказ, регион, экономический, политический, напряженность, безопасность, проект.

Conflict of Interest in the South Caucasus N. Skvortsova, D. Abazov

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. Throughout the history of its existence, the South Caucasus has been and is one of the most strategically important regions of the world, where the interests of both global and regional powers collide. The special significance of this region is also since it is noticeable and quite important in the world economic system. It can contribute to the world economy. The South Caucasus has huge reserves of oil and natural gas, which makes it quite an influential player on the world stage. In addition to all this, the South Caucasus is a strategically important highway between Europe and Asia, both along the land corridor and along the Caspian and Black seas. The article also examines the roles of key countries and powers in maintaining peace in this region, as well as shows their role and influence on the region itself. The authors show that today the economic development of the region is hindered by ongoing conflicts, primarily between Georgia, Abkhazia and South Ossetia, as well as between Azerbaijan and Armenia. All this makes this region one of the most important regions in geo-economic terms, as well as one of the tensest regions in geopolitical terms.

Keywords: South Caucasus, region, economic, political, tension, security, project.

Южный Кавказ расположен на границе независимую внешнюю и внутреннюю Восточной Европы и Юго-Западной Азии. политику.

Исходя из географического положения Под конец XX в. произошел распад

регион являет собой некую балансирующую Советского Союза, который повлёк за собой границу между Западном и Востоком, появление новых независимых

Севером и Югом. В пределах Закавказья политических единиц. Большой проблемой расположены три суверенных оказалось определение статуса и

развивающихся государства: Грузия, государственных границ бывших советских Армения и Азербайджан, которые некогда республик: данный процесс сопровождался были составляющими Советского Союза, но вооруженными конфликтами тогда, что уже на протяжении около 30 лет ведут продолжает политически нагнетать

ситуацию по сей день, ввиду «замороженного» статуса либо умеренности политических элит стран. Взаимные претензии, накопившиеся за годы членства в СССР и после обретения суверенитета, вполне можно считать камнем преткновения для создания единства и углубления отношений на Южном Кавказе.

На тот период времени Россия утеряла свое былое влияние на политические процессы в Закавказье, фактически не имея возможности разработать подходы в отношении бывших союзных республик, и в «кавказскую игру» включились другие государства, имеющие свои интересы, обусловленные особенностями региона.

Геополитическая роль.

Геополитическая ценность Южного Кавказа определяется его географическим расположением, из которого проистекают его потенциал и статус в различных геополитических устремлениях великих мировых держав. В направлении «север -юг» он расположен между двумя наиболее подверженными перестройке, хотя и разной направленности, регионами мира. На севере это постсоветское пространство, где происходят изменения, связанные с формированием нового политического пространства, становлением

межгосударственных связей.

На юге Южный Кавказ примыкает к региону Большого Ближнего Востока, который, со своими особенностями, аналогичен «пространству» на севере. На Ближнем Востоке также протекают процессы модернизации, что ввиду исторической особенности региона, а также социальной напряжённости является на данный момент одной из главных и труднейших задач мирового сообщества. Это «кипящий котел», который оказывает все большее давление по многим направлениям, и, прежде всего, в юго-западном и северном направлениях, на страны Южного Кавказа и Юго-Восточной Европы и уже через них на другие европейские страны [Гаспарян 2009].

Геоэкономическая роль. Южный Кавказ является также заметным регионом в мировой хозяйственной системе. Его экономический потенциал позволяет

утверждать, что в системе мирового хозяйства регион отнюдь не будет являться пассивным потребителем, но способен вносить свой вклад в мировую экономику, мировой научно-производственный

потенциал. Геоэкономическая роль региона определяется его энергетической ценностью. Прежде всего, это касается запасов нефти и газа Каспийского региона -Азербайджана на Южном Кавказе, прикаспийских государств Центральной Азии - Казахстана, Туркменистана, а также Узбекистана. Каспийская нефть и газ призваны к тому же обеспечить диверсификацию поставок углеводородов для Европы.

Геостратегическая значимость. Нельзя не отметить также и геостратегическую значимость Южного Кавказа, прежде всего, в связи с реализуемыми проектами и международными инициативами в сфере обеспечения безопасности и экономики. Таким образом республики попадают в сферу интересов региональных и нерегиональных акторов, которые в свою очередь определяют задачи и значимость стран региона в своих глобальных проектах [Гаспарян 2009].

Турция. Турция издавна является важным и влиятельным игроком в борьбе за Южный Кавказ. Благодаря «соседству» со странами с большими запасами нефти (3/4 от мировых запасов), она заявляет о себе, как о региональном центре энергетики и на первых порах во внешней политике делает акцент на энергетической дипломатии. Доказательством достижения поставленной цели служит ввод в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволяет транспортировать каспийскую нефть в турецкий порт, а оттуда та уже поступает в Европу [Офлаз 2013: 5].

Если Турция присоединится к единому рынку ЕС, то это расширяет возможности России. Для России это выгодно тем, что это исключит возможность радикализации турецкого ислама и усиления его влияния вблизи российских границ. Помимо этого, Европейский союз не допустит укрепления позиций националистов. Все это очень положительно скажется на интересах России. Но, нужно учитывать и то, что

дальнейшее сближение Турции с ЕС может очень сильно повлиять на весь ЮжноКавказский регион, закрепляя его все большую оторванность от России и поддерживаемых ею интеграционных проектов. Конечно же Турция получит возможность укрепить свои позиции в Закавказье, а это очень важный шаг на пути к лидерству в регионе. Участие Турции как важного члена НАТО, в европейской политике в области безопасности и обороны, при стремлении России создать единое политико-экономическое

пространство в виде ЕАЭС, отвечает интересам российского государства, поскольку создает дополнительные условия для российско-турецкого сотрудничества [Гаджиев 2012: 52-53].

Следующим шагом к укреплению позиций в роли регионального центра энергетики стал трубопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум, вошедший в эксплуатацию с 2007 года 1 . Так по сообщению государственной

трубопроводной компании Турция увеличила импортно-экспортные операции газа, и в доказательство приведено сравнение периода 2017-2018 гг., где ясно видно, что было произведено 2 850 828 000 т нефти в соотношении с 2 551 929 000 т в 2017 г. 2 Но это лишь экономические интересы Турции, а ведь имеют место быть и стратегические - стремлении создать политический союз тюркоязычных государств и идеи пантюркизма, которые в определенной степени определяют и экономические стремления Турции [Сафонкина 2014].

Исламская Республика Иран. Иранская вовлеченность в региональные процессы на Кавказе связана с четырьмя основными опциями: это углубление связей с Арменией, попытки повлиять на ситуацию в Азербайджане, выстраивание

1 Южно Кавказский газопровод (ЮКТ), Баку -Тбилиси - Эрзурум. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/transportirovka-i-khranenie/142156-yuzhno-kavkazskiy-gazoprovod-yukt-baku-tbilisi-erzurum/ (дата обращения: 10.03.2020)

2 Turkey: Crude Oil Production. https://www.ceicdata.com/en/turkey/energy- statistics-crude-oil-production-supply-and-trade/crude-oil-production (Accessed: 10.03.20)

прагматичных отношений с Россией и, по возможности, снижение её роли в регионе Южного Кавказа, а также выдавливание турецкого влияния3.

Последний вектор находит понимание в Москве, где воспринимают политику Эрдогана и ПСР на Кавказе — от «тихой» исламизации до пантюркистских амбиций, -угрозой российским интересам. Существует убеждение, распространенное в

американской геополитической школе, что основой иранского могущества является контроль над стратегически важными географическими объектами. В

посвящённой Ирану публикации

аналитического центра Стратфор говорится, что геополитическими императивами для него являются:

1 . Контроль над горными цепями Загрос и Эльбрус, которые охраняют иранский Хартленд с Запада и Севера

2. Контроль над восточной границей до побережья

3. Защита западного побережья Персидского залива;

4. Контроль над различными религиозными и этническими элементами;

5. Создание режима безопасности от потенциальных угроз извне региона, которые могут представлять другие крупные силы4.

Европейский Союз и США.

Американский геополитик Збигнев Бжезинский утверждал, если Европа и США не предпримут мер для диверсификации доступа к энергии, Европа окажется политически уязвимой. Вот почему Западу необходим доступ к энергоресурсам Каспийского региона, а также Центральной Азии.

Евросоюз, как и остальные «игроки», крайне заинтересован в энергоресурсном потенциале Южного Кавказа. Суть вещей

3 Bulent Aliriza, Jon B. Alterman, Andrew C. Kuchins. The Turkey, Russia, Iran Nexus driving forces and strategies. CSIS, March 2013. URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-

public/legacy_files/files/publication/130318_Flanagan_T urkeyRussiaIran_web.pdf (Accessed: 10.03.20)

4 The Geopolitics of Iran: Holding the Center of a Mountain Fortress. Stratfor, December 16, 2011 URL: https://worldview.stratfor.com/article/geopolitics-iran-holding-center-mountain-fortress (Accessed: 10.03.2020)

состоит в том, что энергетическая зависимость является сдерживающим фактором в принятии политических решений, следовательно, развязкой этой проблемы может стать альтернативный источник ресурсов [Сэйнсбери 2016]. С распадом Советского Союза и образованием новых республик у Запада появилась альтернатива в качестве стран Центральной Азии и Южного Кавказа. ЕС активно финансировал и поддерживал проекты постройки трубопроводов Баку -Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзрум и строительство Транскаспийского

газопровода N^^0^0. Для большей привлекательности перспективы

партнёрства, помимо энергетических и транзитных проектов, финансировались проекты по демократизации, социальные и образовательные инициативы.

Задачей геополитического уровня для Запада и США является создание и обеспечение надежной работы евразийского транспортного коридора, главной составной частью которого должен стать энергетический коридор. Обеспечив его функционирование, США могут решить с выгодой для нефтепотребляющих стран Запада, и, прежде всего, для себя, сразу несколько важных задач как геоэкономического, так и геополитического характера 1 . Среди экономических задач упоминаются:

• диверсификация источников экспорта энергоносителей

• снятие актуальности проблем обеспечения энергобезопасности для западных стран-потребителей

• уменьшение зависимости от ближневосточной нефти

• облегчение поставок каспийской нефти на международный рынок

• Что же касается политических, то они следующие:

• ослабление связей России с нефтегазодобывающими странами

1 U.S. Policy Toward the South Caucasus: Take Three // Carnegies Endowment for International Peace, 31.05.2017 URL:

https://carnegieendowment.org/2017/05/31/u.s.-policy-toward-south-caucasus-take-three-pub-7012 (Accessed: 10.03.2020)

региона, предоставив им маршруты транспортировки энергоресурсов в обход России

• направление нефтегазовых потоков в обход Ирана

• ослабить собственную энергетическую зависимость от поставок нефтересурсов из Саудовской Аравии, тем самым получить на руки козырь в нефтяной игре с Эр-Риядом

• усилить позиции ключевого транзитёра каспийских углеводородов и своего регионального союзника - Турции. [Brzezinski 1997]

Российская Федерация. Россия тесно связана со странами региона давними историческими, экономическими,

культурными узами. Вполне правомерно говорить о жизненно важных для России интересах на Южном Кавказе. Но вместе с тем надо отметить, что у Москвы как не было, так и нет цельной, рассчитанной на длительную перспективу политики в отношении Южного Кавказа в новых условиях, когда за влияние приходится конкурировать со многими

нерегиональными державами и другими центрами силы, действующими все более активно и, главное, имеющими в регионе четкие цели [Nuriyev 2015].

Среди стран-конкурентов ей

принадлежит особое место, поскольку, как говорилось выше, Закавказье жизненно важно для нее по совокупности ряда факторов — экономических, политических, военно-стратегических и др., суть которых заключается в следующих отношениях:

• политическая — верные союзники в лице государств Южного Кавказа;

• геополитическая — коммуникации и присутствие в Каспийско-Черноморском и Центрально-Азиатском регионах;

• экономическая — сохранение традиционных рынков.

• военно-стратегических — обеспечение безопасности вблизи границ и недопущение формирования военно-политических альянсов в регионе, расположение баз НАТО.

Со временем постепенно изменялась роль Каспийско-Черноморского региона в мировой политике. Он превратился в

территорию, через которую могут пройти транзитные коридоры для энергоносителей из Азербайджана и стран Центральной Азии в Европу. Это добавило к российской политике на Южном Кавказе еще одну важную задачу: сохранить за собой роль ключевой страны-транзитера нефти.

Москва болезненно реагировала на проекты альтернативных путей доставки углеводородов в Европу, считая это угрозой роли России, как важнейшей страны-экспортёра энергетических ресурсов. Следовательно, России крайне необходимо возобновить влияние в регионе, чтобы иметь возможность контролировать транзит энергоресурсов.

Еще одним нежелательным фактором для России является расширение военно-политического блока НАТО за счет Закавказских республик. Как заявляет Москва, расположение баз НАТО у границ РФ создает угрозу ее безопасности и вызывает беспокойство.

Южнокавказские республики:

Грузия, Азербайджан и Армения. «После распада СССР страны Южного Кавказа встали перед необходимостью поиска принципиально новой системы

безопасности, гарантирующей равную защищенность всех ее участников от современных вызовов и угроз. В настоящее время пока что нет понимания того, что для создания общей системы безопасности региона необходимо задействовать все имеющиеся институты многостороннего взаимодействия, также восстановить доверие в межгосударственных отношениях, в том числе и с Россией, выработать такие сдерживающие механизмы и концепции, которые предотвратят превращение региона в геополитическую площадку столкновения политических и экономических интересов мировых держав» [Курылев 2019: 20-21]

Грузинская Республика. Этапы Внешней политики Грузии.

Первый Этап (1990г-1992 г.) После того, как распался Советский Союз, Грузия обрела независимость, а первым президентом стал Зураб Гамсахурдиа, авторитарное и порой националистическое правления коего ввело страну в глубочайший кризис.

Второй Этап (1992-1994г). К власти приходит Э. Шеварднадзе, и на него возлагались большие надежды на восстановление территориальной

целостности и преодоления глубочайшего экономического кризиса. Шеварднадзе пытался лавировать между Западом и Россией. В 1992 г. Грузия стала членом ОБСЕ и в июле того же года членом ООН и ассоциированным членом НАТО. Но на внутренней «кухне» все было не так хорошо: усиливалась напряженность с Абхазией и как итог, она откололась от Грузии. Шеварднадзе для того, чтобы хоть как-то выйти из этой сложной ситуации принимает решение о вступлении в СНГ и узаконивает пребывания частей российской армии на территории Грузии [Курылев 2019: 52-55].

Третий этап (1994-1997 гг.) На саммите НАТО, в 1994 году была принята новая программа «Партнерство ради мира» (PartnershipforPeace). Грузия стала первой Кавказской страной, которая

присоединилась к этой программе, и которая активно участвовала во всех совместных проектах. В 1995 г. Шеварднадзе была выдвинута идея о создании Европейского транспортного коридора (TRASECA). Исходя из этого проекта, любые грузы должны были транспортироваться с Востока на Запад и обратно через территории Украины, Грузии и Азербайджана, что неимоверно увеличивало роль этих стран на мировой арене.

Четвертый этап (1998-2002 гг.). Грузия делает окончательный выбор о векторе внешней политики Запада и почти полностью отказывается от военно-политического сотрудничества с Россией. В 1999 г. Грузия выходит из договора о коллективной безопасности стран Содружества и в том же году, Грузия становится членом Совета Европы. После прихода к власти В. В. Путина, Россия вводит визовый режим для граждан Грузии, тогда как для жителей Абхазии, Аджарии и Южной Осетии процесс получения виз упрощён. Шеварднадзе в основном был нацелен за Западные страны и на

партнерство с США и Союзниками, что у него довольно хорошо получилось сделать.

Пятый этап (2003-2007 гг.). В 2003 г. в результате «революции роз» пост президента занял Михаил Саакашвили. Он продолжил выстраивать отношение с Западом и США, и уже в 2004 г. он договорился с США об осуществлении пятилетней программы военной помощи, которая включала в себя создание в Грузии вооруженных сил в соответствии с западными стандартами. Грузия стала участвовать в военных операциях НАТО в Ираке и других странах. Апофеозом этого этапа стал вывод военных баз России из Грузии к концу 2007 г.

Шестой Этап (2008-2012 гг.). Были совершены шаги для получения Плана действий по вступлению в НАТО, однако на саммите НАТО в Бухаресте 2008 г., Грузии он передан не был. Причина оказалась очень примитивной — «Усиливающаяся военная риторика правительства Саакашвили». В августе 2008 г. начинаются пятидневные военные действия. Результаты для Грузии оказались плачевными и были следующими:

1. Грузия полностью потеряла контроль над автономными республиками — Абхазией и Южной Осетией (Самачабло);

2. Правительство Грузии пришло к осознанию того, что Запад не может идти на конфронтацию с Россией;

3. В результате августовской войны Грузия лишилась 20% своих территорий и впала в глубокий кризис.

Седьмой Этап (2012-2018 гг.). В октябре 2012 г. в Грузии прошли парламентские выборы, по результатам которых ко власти пришла коалиция «Грузинская мечта». Они были настроены прагматично и их главной целью было проведение взвешенной политики, которая полностью соответствовала бы

национальным интересам страны.

27 июля 2014 г. в Брюсселе премьер-министр Грузии И. Гарибашвили, премьер-министр Молдавии Ю. Лянкэ и президент Украины П. Порошенко подписали экономические соглашения об ассоциации своих стран с Евросоюзом, которые также охватывали и Договор о глубокой и

всеобъемлющей свободной торговле 1. На сегодняшний день Грузия пытается играть максимально осторожную игру. Она стремится сохранить и улучшить те отношения, которые у нее есть с Западом и США, а с другой стороны она готова и полностью открыта к диалогу с Москвой. Каждый год товарооборот между двумя странами растет, создаются

неправительственные организации, бизнес ассоциации, которые проводят мастер-классы, знакомят молодежь с культурой и традициями обеих стран. Однако все еще сохраняется напряженность из-за статуса Абхазии и т.н. Южной Осетии, по этим вопросам обеим странам очень трудно договориться и почти невозможно найти точки соприкосновения. Но мы уверены, что в будущем, эти точки будет найдены и все споры, конфликты разрешаться в мирном ключе [Курылев 2019: 61-66]

Отношения Грузии и Армении. Для Армении Грузия является стратегически важным игроком и партнером. Грузия по сути является транзитной страной, благодаря которой Армения может выйти на Европейский рынок. Также Грузия является единственной христианской страной в регионе, что является огромным плюсом для обоих государств, соседствующими с мусульманским миром. [Галоян 2015].

1. Грузия, как и Иран и Российская Федерация считается наилучшим и важнейшим партнером;

2. Армения активно пыталась сотрудничать в рамках различных региональных организаций, но без Грузии это было невозможно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Армения должна была выстраивать отношения с Европейскими странами, а без портов Батуми и Поти, которые являются кратчайшими на пути к этому ей не обойтись; Помимо Европы, Грузия связывает также Армению с Россией, что является решающим фактором.

1 ASSOCIATION AGREEMENT between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and Georgia, of the other part. 30.8.2014. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/en/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0830(02) (Accessed: 10.03.2020)

4. Экономическое развитие и безопасность являются неотъемлемой задачей правительства Армениии, однако она может оказаться изолированной со стороны Турции, и Азербайджана и единственным с кем она может сотрудничать — Грузия.

5. В Грузии проживает большое количество этнических армян, которые сохраняют связь с исторической родиной.

В свою очередь для Грузии Армянская республика важна в контексте сдерживания сепаратистских настроений в регионах, населённых армянским населением. Также высоко ценится поддержка со стороны Армении по вопросам территориальной целостности грузинского государства. Помимо политических выгод присутствует и экономический фактор — способствие в укреплении отношений с Исламской Республикой Иран. Благодаря

взаимовыгодным уступкам и поддержке, двусторонние отношения между

государствами носят мирный характер.

Ситуация усложняется, когда Грузия начинает всё больше интегрироваться в проекты Турции и Азербайджана, которые никоим образом не рассматривают транзит грузов или углеводородов через Армению. Таким способом, происходит изоляция Армении от региональных экономических проектов по причине конфликта с Азербайджаном и её основным союзником в регионе — Турцией.

Библиографический список Гаджиев А.Г. Перспективы вступления Турции в ЕС и Россия// Вестник Российского

Университета Дружбы Народов. Сер. Международные отношения. 2012. -№3. С. 48-53. Гусейнов В.А. Южный Кавказ: проблемы и тенденции развития (1992 - 2008). Отв. ред. и рук.

авт. кол. В.А. Гусейнов. М.: Красная Звезда.2008. 392 с. Гаспарян Д.М. Южный Кавказ как перекрёсток международных интересов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 93, 2009. С. 61-67.

Галоян Н.Г. Армяно-грузинские отношения в контексте региональной безопасности на Южном Кавказе// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. №4. С.120-131. Курылев К.П., Галоян Н.Г., Станис Д.В., Бредихин А.В. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3. С. 108-118. Курылев К.П., Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе: 1991 2016 гг. -М: URSS, 2019. 144 c.

Nuriyev E. Russia, the EU and the South Caucasus: Forging an Efficient Over-Arching Cooperative Regional Security Scheme// Connections, 2015. Vol. 14, No. 2. P. 12-22.

Заключение. На лицо ситуация, в которой Южный Кавказ является предметом конфликта интересов нескольких сил, как региональных, так и внешних. Но сама раздробленность подрывает попытки взаимодействовать как единому целому, не может быть достигнут должный уровень доверия, поскольку существуют те самые территориальные распри, те самые различные внешнеполитические векторы, которые урезают потенциал республик Закавказья. Грузия стремится вступить в Европейский Союз и военно-политический блок НАТО, Азербайджан — союзное с Турцией государство, а Армения участвует в Таможенном Союзе и ЕАЭС с Россией. Сами республики Южного Кавказа определив свой политический курс позволили столкнуться этим силам в регионе. Конфликты стали легитимной причиной для вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику страны региона.

Выход из данной ситуации заключается в том, чтобы государства осознали важность взаимодействия в целях региональной безопасности, что само собой окажет позитивный эффект не только на государства региона, но и на нерегиональных акторов, позволив последним обрести «мосты» для новых переговоров и переоценки своих позиций.

Офлаз Б. Геополитические стратегии региональных держав на Южном Кавказе // Политика и

политические науки // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013№. 161.С. 146-150. Сафонкина Е.А. Турция как новый актор политики «мягкой силы» // Вестник

международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 145-166. Сейнсбери Т, Вурф Х. «Группа двадцати» и будущее управления энергетикой//Вестник

международных организаций. 2016. Т. 11. №1. С. 7-27. Brzezinski Z. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, Basic Books, Washington, 1997. 223 p.

Об авторах: Скворцова Нино, магистр в области международных отношений, РУДН (email: nino.skvortsova@gmail.com); Абазов Дмитрий, магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: zhako35@mail.ru).

References

Gadjiev A.G. Perspektivi vstupleniya Turcii v ES i Rossiya// Vestnik Rossiiskogo Universiteta

Drujbi Narodov. Ser. Mejdunarodnie otnosheniya. 2012. №3. S. 48-53. Gasparyan D.M. Yujnii Kavkaz kak perekrestok mejdunarodnih interesov // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena № 93 2009. S. 61-67. Galoyan N.G. Armyano_Gruzinskie otnosheniya v kontekste regionalnoi bezopasnosti na Yujnom Kavkaze// Vestnik Rossiiskogo universiteta drujbi narodov. Seriya_ Mejdunarodnie otnosheniya. 2015. №4. S.120-131. Guseinov V.A. Yujnii Kavkaz_ problemi i tendencii razvitiya 1992-2008. Otv. red. i ruk. avt. kol.

V.A. Guseinov. M. Krasnaya Zvezda.2008. 392 s. Kurylev K.P., Galoyan N.G., Stanis D.V., Bredihin A.V. Soblyudenie balansa sil na YUzhnom Kavkaze // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62. № 3. S. 108-118. Kurylev K.P., Machavariani G.G. Vneshnyaya politika Gruzii na Yujnom Kavkaze 1991 2016 gg. M: URSS, 2019. 144 c.

OflazB. Geopoliticheskie strategii regionalnih derjav na Yujnom Kavkaze // Politika i politicheskie

nauki // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2013№. 161.S. 146-150. Safonkina E.A. Turciya kak novii aktor politiki «myagkoi sili» // Vestnik mejdunarodnih

organizacii. 2014. T. 9. № 2. S. 145-166. Seinsberi T., Vurf H. «Gruppa dvadcati» i buduschee upravleniya energetikoi // Vestnik mejdunarodnih organizacii. 2016. T. 11. №1. S. 7-27.

About the authors: Skvortsova Nino, Master's in international Relations, RUDN University (e-mail: nino.skvortsova@gmail.com); Abazov Dmitry, Master in International Relations, RUDN University (e-mail: zhako35@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.