Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная гражданская служба / конфликт интересов / личная заинтересованность / социальные роли государственного служащего / потенциальный конфликт интересов / мнимый конфликт интересов / public civil service / conflict of interest / personal interest / social roles of public servant / potential conflict of interest / imaginary conflict of interest

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булгакова Наталья Алексеевна

В статье рассматривается содержание теоретического аспекта понятия «конфликтгосуда интересов», которое раскрывается через совокупное толкование термина «личная заинтересованность. В работе приводится ряд ключевых общественных отношений, в которых наиболее часто проявляется исследуемое явление; предлагается вариант разрешения конфликтной ситуации. Особое внимание уделяется такому примеру возникновения личной заинтересованности, как факт получения государственным служащим подарков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTEREST IN THE PUBLIC CIVIL SERVICE

The article examines the content of the theoretical aspect of the concept of «conflict of interest», which is disclosed through the cumulative interpretation of the term "personal interest". The article gives a number of key public relations, in which the phenomenon under study is the most common; a variant of conflict situation resolution is offered. Particular attention is paid to such example of the occurrence of personal interest as the fact of receiving gifts by a public servant.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

УДК 342.951 ББК 67.401.02

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация. В статье рассматривается содержание теоретического аспекта понятия «конфликтгосуда интересов», которое раскрывается через совокупное толкование термина «личная заинтересованность. В работе приводится ряд ключевых общественных отношений, в которых наиболее часто проявляется исследуемое явление;

предлагается вариант разрешения конфликтной ситуации. Особое внимание уделяется такому примеру возникновения личной

заинтересованности, как факт получения государственным служащим подарков.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, социальные роли государственного служащего, потенциальный конфликт интересов, мнимый конфликт интересов.

N.A. BULGAKOVA, Student

Moscow State Law Academy natali.bulgakova. 02@mail.ru 125993. Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya st., 9

CONFLICT OF INTEREST IN THE PUBLIC CIVIL SERVICE

Annotation. The article examines the content of the theoretical aspect of the concept of «conflict of interest», which is disclosed through the cumulative interpretation of the term "personal interest". The article gives a number of key public relations, in which the phenomenon under study is the most common; a variant of conflict situation resolution is offered. Particular attention is paid to such example of the occurrence of personal interest as the fact of receiving gifts by a public servant.

Key words: public civil service, conflict of interest, personal interest, social roles of public servant, potential conflict of interest, imaginary conflict of interest.

Государственная гражданская служба РФ — один из видов государственной службы, под которым понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях

Наталья Алексеевна Булгакова

студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

natali.bulgakova.02@mail.ru

125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности1.

Государственные гражданские служащие (далее — государственные служащие) при исполнении своих должностных обязанностей достаточно часто оказываются в различных ситуациях, которые можно отнести к категории «конфликт интересов». Законодательством, в частности ст. ст. 17 и 18 Федерального закона №79-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ, определен перечень ограничений и запретов для государственных гражданских служащих, игнорирование которых и может привести к возникновению конфликта интересов.

Федеральный закон № 273-ФЗ определяет конфликт интересов в качестве ситуации, при которой личная заинтересованность государственного служащего может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами общества и государством, что может принести к причинению вреда различного рода2. К приведенному определению идет отсылка в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 19).

Саму сущность конфликта интересов помогает конкретизировать понятие «личная заинтересованность». Согласно ч. 2 ст. 10 Федеральному закону № 273-ФЗ личная заинтересованность гражданского служащего представляет из себя возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей неосновательного обогащения, выраженного в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами, членов его семьи или близкого родства. К близкому родству относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.

Отметим, что личная заинтересованность государственного служащего возникает и в тех случаях, когда выгоду могут получить, например, друзья государственного служащего. Личная заинтересовать может проявляться и в нематериальной форме, например, когда встает вопрос о «приоритетном» получении вакантной должности родственником государственного служащего.

1 Федеральный закон от 27.07.2004 №79-Ф3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».

А.А. Цыбикова в своей диссертации говорит о том, что в основе понятия «конфликт интересов» лежит противопоставление между различными социальными ролями государственного служащего, т.е. противоречие между должностными обязанностями, в которых выражается интерес общества и государства, и личными интересами служащего и интересами общества [5, с. 24].

Недопущение конфликтов интересов на государственной службе по своей сущности означает отсутствие свободы выбора у госслужащих [2]. Так, обычный гражданин в большинстве случаев при возникновении дилеммы между личными и публичными интересами выберет первое. Принимая в учет особый социальный статус и правовое положение государственного служащего, подобный выбор в пользу личных интересов расшатывает механизм государственного управления и уменьшает доверие граждан к власти. Для недопущения подобных конфликтов у государственных служащих существует ряд обязанностей по их предотвращению и разрешению. Такой обязанностью, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ выступает, например, уведомление в письменной форме своего непосредственного руководителя о возможности возникновения конфликта интересов. Причем одним из оснований увольнения с государственной должности является непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Исследование проблем управления конфликтами интересов и выявление причин их появления на сегодняшний день является по-прежнему актуальной. В качестве некоторых источников подобных конфликтов выступают: недооценка труда госслужащих и невысокая заработная плата, незащищенность госслужащих в правовых вопросах, в частности увольнения со службы, что в совокупности толкает некоторых госслужащих на совершение незаконных действий, в т.ч. коррупционных [4].

Полный перечень конфликтов интересов было бы невозможно составить в связи с разнообразием как самих должностей государственной гражданской службы, так и ситуаций, в которых оказывается лицо в процессе осуществления своих служебных обязанностей. Однако попытаемся выделить несколько ключевых отношений, в которых чаще всего возникает конфликт интересов:

— получение подарков;

— имущественные обязательства;

— владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

— выполнение должностных обязанностей в отношении родственников и иных лиц, взаимодействие с которыми вызывает личную заинтересованность у служащего;

— выполнение иной оплачиваемой работы, в том числе взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

— пренебрежение установленными ограничениями (например, использование служебной информации).

Проблематика «конфликта интересов» далеко не исчерпывается вышеуказанными положениями. Стоит также выделить расширенное и всеобъемлющее понимание термина «конфликт интересов». Из-за неправильной трактовки данного понятия, а также личной заинтересованности граждан в дискредитировании государственного служащего в свою пользу, под конфликт интересов можно отнести практически любое действие госслужащего по отношению к обществу. Так, в литературе можно найти такие понятия, как «потенциальный конфликт интересов» и «мнимый конфликт интересов». В совокупности данные термины подразумевают возникновение в обществе мнения о том, что определённые действия и личные интересы госслужащего могут отрицательно повлиять на выполнение им своих должностных обязательств, хотя в реальности никакого конфликта интересов и не предполагалось. Боязнь подобного мнения государственный служащий, по сути, обосабливается от общества. В качестве примера рассмотрим факт получения подарков.

В соответствии со статьей 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей государственным служащим1. Законодательно установлен запрет служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от любых лиц. Факт получения подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов, т.к. это может повлиять объективность принимаемых решений. В большинстве ситуаций подобные действия вызывают сомнения в беспристрастности государственного служащего, что безусловно оставит негативный след на его репутации [1, с. 5]. В подобных ситуациях представитель нанимателя оценивает, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Исходя из данной оценки появляется два варианта исхода событий:

1) в случае если получения подарок будет связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, на строгость которых в

1 Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс».!, с. 5

совокупности будут влиять: характер и тяжесть коррупционного правонарушения, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, результаты предшествующего исполнения должностных обязанностей;

2) если нет связи с исполнением должностных обязанностей, то служащему выносятся рекомендации и описываются последствия подобных действий. Подобные предупреждения в дальнейшем вызывают пристальное внимание со стороны начальства, давление которого будет не самым благоприятным образом сказываться на выполнении госслужащим своих должностных обязанностей [3, с. 4].

Таким образом, формирование специального механизма выявления и разрешения конфликтов на государственной гражданской службе представляется наиболее важной задачей государственного реформирования. Вышеизложенные противоречия не позволяют в полной мере реализовать потенциал, заложенный в системе государственного управления.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Горный М.Б. Предупреждение коррупции: что может общество / С.-Петерб. гуманитар.—политол. центр «Стратегия»; [Под ред. М.Б. Горного]. — СПб.: Норма, 2003 (Тип. газ. На страже Родины). — 493 с.

2. Дедов Д.И. Концепция конфликта интересов в предпринимательском праве // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. — М.: Юрист, 2003, Вып. 3: Т. 1. — С. 638-641.

3. Ноздрачев А.Ф., Автономов А.С. Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств // Административное право и процесс. — 2019. — №5. — С. 4-14.

4. Трифонов Ю.Н., Хабаров И.А. Институт конфликтов интересов на государственной гражданской службе // Политическое управление: научный информационный журнал. — 2013. — 2(05). - С. 28-34

5. Цыбикова А.А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Цыбикова Арюна Аркадьевна; [Место защиты: Финансовый ун-т при Правительстве РФ]. — М., 2011. — 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.