Научная статья на тему 'Конфликт идентичностей как маркер разделенных обществ на Балканах (на примере Сербии, Черногории и территории Косово)'

Конфликт идентичностей как маркер разделенных обществ на Балканах (на примере Сербии, Черногории и территории Косово) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разделенные общества / идентичность / конфликт идентичностей / СФРЮ / Балканы / Сербия / Черногория / Косово / Косовский завет / Косовская битва / небесная Сербия / Й. Тито / С. Милошевич / И. Ругова / А. Вучич / М.Джуканович / НАТО / ЕС / divided societies / identity / conflict of identities / Balkans / Serbia / Montenegro / Kosovo / Kosovo / Kosovo testament / Battle of Kosovo / heavenly Serbia / J. Tito / S. Milosevic / I. Rugova / A. Vučić / M. Djukanovic / NATO / EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Камкин Александр Константинович

Статья посвящена корреляции конфликта идентичностей и разделенных обществ в государствах, возникших на руинах бывшей Югославии – Сербии, Черногории и территории Косово. Выбор этих трех кейсов обусловлен сложным переплетением конфликтов идентичностей и разными подходами к самой политике идентичности. Автор проводит сравнительный анализ различных типов идентичностей в Сербии, Черногории и непризнанном крае Косово, а также их исторического контекста. В статье дается анализ нынешнего состояния обществ в этих странах и основных направлений конфликтов идентичностей. Автор делает вывод о высокой степени мифологизации политической и культурной идентичности в рассматриваемых обществах. При этом различия в содержании и взаимный антагонизм «политической мифологии» разных полюсов разделенных обществ ведут к разделению и конфликту идентичностей и в свою очередь к более глубокому разделению общества. По мнению автора, в трех разных объектах исследования политические идентичности формировались различными путями и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. В Сербии альтернативные социалистической югославской идентичности формировались в условиях дезинтеграционных процессов, как реакция на кризис государственности, в то же время в Черногории и непризнанном крае Косово альтернативные сербской идентичности формировались во многом «сверху», под влиянием политического курса на сепаратизм, проводимого властями этого государства/края. В статье проводится в качестве основной мысль, что феномен разделенных обществ в балканских государствах в большой степени обусловлен спецификой конфликтов национальных интересов, трансформирующихся в конфликты идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of identities as a marker of divided societies on the Balkans based on example of Serbia, Montenegro and Kosovo

This article is devoted to the correlation of the conflict of identities and divided societies in the states that arose on the ruins of the former Yugoslavia – Serbia, Montenegro and the territory of Kosovo. The choice of these three cases is due to the complex interweaving of identity conflicts and different approaches to identity politics itself. The author conducts a comparative analysis of various types of identities in Serbia, Montenegro and the unrecognized province of Kosovo, as well as their historical context. The article analyzes the current state of societies in these countries and the main directions of identity conflicts. The author concludes that there is a high degree of mythologization of political and cultural identity in the societies under consideration. At the same time, differences in content and mutual antagonism of the "political mythology" of different poles of divided societies lead to separation and conflict of identities and, in turn, to a deeper division of society. The author concluded that in three different objects of research, political identities were formed in different ways and under the influence of various internal and external factors. In Serbia, alternative socialist Yugoslav identities were formed in the conditions of disintegration processes, as a reaction to the crisis of statehood, at the same time, in Montenegro and the unrecognized province of Kosovo, alternative Serbian identities were formed largely "from above", under the influence of the political course on separatism pursued by the authorities of this state/province. The main idea of the article is that the phenomenon of divided societies in the Balkan states is largely due to the specifics of conflicts of national interests that transform into conflicts of identities.

Текст научной работы на тему «Конфликт идентичностей как маркер разделенных обществ на Балканах (на примере Сербии, Черногории и территории Косово)»

Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 1. С. 3-3. Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 3-3.

УДК: 316.4

DOI: 10.24412/2311-1763-2023-1-3-3

Поступила в редакцию: 20.10.2022 г. Опубликована: 24.01.2023 г. Submitted: October 20, 2022 Published online: January 24, 2023

Для цитирования: Камкин А.К. Конфликт идентичностей как маркер разделенных обществ на Балканах (на при Сербии, Черногории и территории Косово) // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №1(34). С. 3-3.

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-3-3.

For citation: Kamkin A.K. Conflict of identities as a marker of divided societies on the Balkans based on example of S Montenegro and Kosovo. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(1):3-3 (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-3-3.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Оригинальная статья

КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ КАК МАРКЕР РАЗДЕЛЕННЫХ ОБЩЕСТВ НА БАЛКАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СЕРБИИ, ЧЕРНОГОРИИ И ТЕРРИТОРИИ КОСОВО)

Александр Константинович Камкин 1

1 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.1

Примакова

Российской академии наук,

г. Москва, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3717-8545, e-mail: alexander.kamkin@yahoo.com

Аннотация:

Статья посвящена корреляции конфликта идентичностей и разделенных обществ в государствах, возникши руинах бывшей Югославии - Сербии, Черногории и территории Косово. Выбор этих трех кейсов обусловлен сло; переплетением конфликтов идентичностей и разными подходами к самой политике идентичности. Автор про! сравнительный анализ различных типов идентичностей в Сербии, Черногории и непризнанном крае Косово, а т их исторического контекста. В статье дается анализ нынешнего состояния обществ в этих странах и осно направлений конфликтов идентичностей. Автор делает вывод о высокой степени мифологизации политичеа культурной идентичности в рассматриваемых обществах. При этом различия в содержании и взаимный антагс «политической мифологии» разных полюсов разделенных обществ ведут к разделению и конфликту идентичнос в свою очередь к более глубокому разделению общества. По мнению автора, в трех разных объектах исследоЕ политические идентичности формировались различными путями и под влиянием различных внутренних и вне факторов. В Сербии альтернативные социалистической югославской идентичности формировались в усло дезинтеграционных процессов, как реакция на кризис государственности, в то же время в Черногор непризнанном крае Косово альтернативные сербской идентичности формировались во многом «сверху», влиянием политического курса на сепаратизм, проводимого властями этого государства/края. В статье проводи качестве основной мысль, что феномен разделенных обществ в балканских государствах в большой сте обусловлен спецификой конфликтов национальных интересов, трансформирующихся в конфликты идентичносте

Ключевые слова: разделенные общества, идентичность, конфликт идентичностей, СФРЮ, Балканы, Се Черногория, Косово, Косовский завет, Косовская битва, небесная Сербия, Й. Тито, С. Милошевич, И. Ругова, А. В М.Джуканович, НАТО, ЕС

ВВЕДЕНИЕ

Понятие идентичности и конфликта идентичностей является предметом пристального изучения экспер сообществом России и зарубежных стран. Будучи сферой междисциплинарного изучения, различные вари идентичности - культурная, религиозная, социальная, государственная и прочие. Феномен идентичн государства, разделенного общества глубоко изучен в трудах крупных российских ученых - Семененко И.С., Пан И.В., Мелешкиной Е.Ю., Кудряшовой И.В. и др. (1).

Государства, образовавшиеся на осколках бывшей СФРЮ, представляют собой яркий пример этого фено1 поскольку их история последних 30 лет - это процесс обретения самих себя, роста национализма и попыто преодоления, формирования идентичности и конфликта разных идентичностей как в рамках одного государства, в межгосударственных отношениях. Конфликт идентичностей является ярким показателем разделенных общес сглаживание этих конфликтов является неминуемым условием устойчивого общественного развития. Совреме Балканы представляют собой яркий пример «сложносоставной, гибридной природы социальных размежеван конфликтов» [20, 140]. Процессы выстраивания новых (старых) идентичностей в этом регионе в конце XX - XX приводили к целой череде межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Целью статьи является сравнительный анализ современной политики идентичности в Сербии, Черногории и Ко а также выявление основных факторов, обусловивших возникновение и развитие конфликтов идентичностей в балканских обществах. В качестве методологии исследования в статье использован сравнительный политич< анализ, евент-анализ, идентитарный подход.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ

Для раскрытия проблематики необходимо дать исторический обзор основных событий, разворачивавшихс территории этих территориальных образований.

Балканы всегда были наиболее сложным в плане конфликтологии регионом Европы, где соприкасались разли конфессии, интересы великих держав, сил влияния. Вдобавок к этому данный регион имеет очень сложную истс а кровопролитные конфликты в Боснии и Косово в 1991 - 1999 гг., где страны Запада полностью заняли антисерб позицию, до сих пор считаются скорее замороженными, чем решенными. Так, конфликт в Боснии был приостанс фактически военным вмешательством НАТО против боснийских сербов, и принуждением сторон к подпис Дейтонского мирного соглашения. В результате получилась крайне хрупкая политическая конструкция, где влас полномочия распределены между хорватами, сербами и босняками. При этом каждая из сторон конфликта был удовлетворена фактическими результатами его разрешения.

Особым путем в ходе распада СФРЮ пошла Черногория, которая до 2006 г. находилась в едином государс Сербией, но еще с конца 1990-х гг. проявляла все больше стремлений к автономии, что выражалось в отка единой валюты - югославского динара (2000 г.). Помимо валютного барьера, республика ввела также таможеннь власти с практически бессменным еще со времен СФРЮ премьер-министром М. Джукановичем стали проводить на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику [12].

Что касается Косово, то после окончания Второй мировой войны новое социалистическое правительство С предоставило этому региону статус автономной области в составе Сербии (вошло в состав сербского государ после Балканских войн 1912 - 1913 гг.), в 1963 году область получила статус автономного края. С 1974 г. Ко обладало широкими административными полномочиями, за исключением права выхода из состава Югосл

Одновременно с этим шел быстрый процесс изменения демографической картины региона. Из большинства начала Второй мировой войны) сербы быстро превращались в национальное меньшинство. Основных причин три - значительно более высокая рождаемость в албанских семьях, массовое переселение албанцев из сосе Албании, которые бежали от диктаторского режима Э. Ходжи, а также фактический запрет сербам, бежавши албанского геноцида, устроенного в 1941 - 1945 гг. в этом крае, возвращаться в свои родные места. К началу 1 годов доля албанского населения в Косове достигла 77% (при населении 1,5 млн. человек) [8].

Косовские албанцы к началу 1980-х гг. не довольствовались одной автономией. Беспорядки и вооруже столкновения в этой провинции начались еще в начале 1980-х гг. В частности, в газете «Süddeutsche Zeitung 17.03.1999 г. говорилось: «Спустя год после смерти Тито, в 1981 г. имели место беспорядки, местами закончиви кровопролитием. Демонстранты требовали статуса равноправной республики. Часть косовской политич< верхушки заговорила о независимости» [30, 6]. В марте 1989 г. сербский парламент ограничил автономию Косо1 чисто формального уровня. Многие албанцы восприняли это как объявление войны. В том же году лидер Се С.Милошевич, выступая на митинге, посвященном 500-летию Косовской битвы, во всеуслышание заявил, что £ никто не посмеет обижать сербов в Косово. Было очевидно, что он имел в виду именно албанцев.

С начала 1990-х гг. Косово и Метохия были ареной разгула албанского сепаратизма. Причем выступления албг резко активизировались с началом конфликта в Боснии. И, как по заказу, примерно в то же время начала деятельность пресловутая «армия освобождения Косово», активно финансируемая из-за рубежа. Одноврем лидеры косовских албанцев отвергали все мирные предложения, в частности посредничество Греции и Алба1 1997 году. Лидер косовских албанцев Ибрагим Ругова, провозгласивший себя еще в 1992 г. президентом Косов только отверг посредничество Греции, но и заявил, что премьер Албании Нано вообще не вправе вести подо переговоры.

Одновременно с этим постоянно расширялась деятельность боевиков из АОК, а также рос поток инсинуаций в ад югославских властей в мировых СМИ, сваливающих всю вину за происходящее на режим С. Милошевича.

Основным оправданием своих действий идеологи НАТО считали «гуманитарную катастрофу», разыгравшук Косово якобы в результате этнических чисток. Известный американский лингвист и культуролог Н. Хомский пи своей книге «Государства - изгои. Право сильного в мировой политике»: «Как замечает в газете "Washi Post" Бартон Геллман..."один неоспоримый аспект почти всех других альтернатив" бомбардировкам Сербии ■ "унижение НАТО и Соединенных Штатов"» [22, 51].

Но с момента начала натовских ударов стало ясно, что они направлены прежде всего на подрыв вое экономической и информационной безопасности Югославии. Бомбежкам подвергались старинные монасть Грачанице, в Пече (сербская патриархия) и пр. Кстати, в Косово под натовскими бомбами погибли и сотни ми албанцев. Достаточно вспомнить расстрел колонны албанских беженцев натовскими самолетами, принявшими т и тракторы за танки. Тогда погибло 87 человек и 70 было ранено [29, 86].

После занятия контингентом НАТО акты насилия албанских террористов против жителей - не албанцев при характер настоящей бойни. Вот некоторые свидетельства того:

«В городе Исток на северо-западе Косово, где дислоцированы 1200 миротворцев из испанского контингента К боевики АОК зверски убили еще четырех сербов... Один из командиров испанских миротворцев осмел высказать: "АОК действует так, потому что знает: если тут не останется ни одного серба, то и независимость Ко станет неотвратимой"» [10].

Аналогично рассуждал и Ноам Хомский в своей книге «Новый военный гуманизм». В ней он рассматривает не т< аспекты кризиса в Косово, но и радикальное изменение всей системы международных отношений, зиждившей уставе оОн. Не защищая С. Милошевича и его режим, автор, тем не менее, выражает сочувствие сербскому на По его мнению, сербы были «наказаны» творцами нового мирового порядка только за то, что «Сербия ост последним независимым игроком в Европе» [24, 109].

Таким образом, в марте - июне 1999 г. без резолюции ООН странами НАТО была проведена военная интерве против Югославии с целью прекращения операции ВС и полиции страны против боевиков АОК. В соответсл резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, в Косово был введен режим управления ООН, на террит края вошли миротворческие силы KFOR (Kosovo Force). Установление по факту власти АОК вызвало мигр национальных меньшинств региона (сербов, горанцев и цыган) в Сербию. В 2004 г. были проведены выборы, в которых президентом был избран Ибрагим Ругова - политик, с именем которого был связан самый острый пе конфликта в 1998 - 1999 гг.

В 2008 г. Косово при дипломатической и фактически военной поддержке США объявило в одностороннем режи независимости, которую впоследствии признали 114 государств. Представители Сербии в ответ на это обратил Международный суд ООН, который в 2010 г. определил, что действия Приштины соответствовали но международного права [7, 240]. В свою очередь, правительство Сербии, начиная с самопровозглашения Ко последовательно заявляет о непризнании этой территории Белградом. Последний раз такое заявление сд президент страны А. Вучич 9 сентября 2022 года [4].

Напомним, что Парламент Косово объявил о независимости Косово в одностороннем порядке 17 февраля 2008 За провозглашением независимости последовали массовые протесты сербского меньшинства, жестко подавле оккупационными силами НАТО. 15 ноября 2009 г. в Косово состоялись первые с момента объявления независим края муниципальные выборы. Победу на них одержала Демократическая партия Косова премьер-министра ст Хашима Тачи (бывший полевой командир, обвиняемый властями Сербии в многочисленных военных преступле который был, однако, оправдан Гаагским трибуналом из-за отсутствия доказательств). 1 декабря 2009 Международном суде в Гааге начались слушания о законности одностороннего провозглашения независим Косово. 22 июля 2010 г. Международный суд ООН признал законность решения властей Косово о провозглаш независимости от Сербии (2).

19 апреля 2013 г. в Брюсселе премьер-министр Сербии Ивица Дачич и премьер-министр Косово Хашим парафировали соглашение о принципах нормализации отношений. Однако, по факту оно не соблюдалось алба1 стороной. В последние годы ряд вооруженных провокаций администрации края поставили албанцев и се фактически на грань войны. Президент Сербии А. Вучич, который пытается соблюсти хрупкое равновесие интер сохранения хороших отношений с Россией и курса на вступление в ЕС, приложил большие усилия для недопущ перерастания конфликта в горячую фазу, однако, он в любой момент может выйти из-под контроля. В этой с российский исследователь П.Е. Кандель очень точно охарактеризовал Балканы как регион, где запро националистическую риторику актуален со всех сторон замороженного конфликта [9].

Вдобавок к этому, правительство в Тиране не оставляет планов создания «великой Албании», включаю заселенную албанцами области Македонии, а также южной Сербии, заселенной славянами-мусульманами.

В 2017 - 2018 гг. в Косово обострилась ситуация. Албанские власти, руководители которых преимуществ представляют собой бывших полевых командиров АОК, как бы соревновались между собой в агресси высказываниях и демаршах против сербского меньшинства в крае. В сентябре 2018 г. власти самопровозглаше республики пошли на очередное обострение ситуации. Подразделение косовского спецназа полиции Косово F (Regional Operational Support Unit) 29 сентября 2018 года заняло ГЭС «Газиводе», расположенную на севере к| населенной сербским меньшинством области [7, 236]. Это послужило поводом для президента Сербии А. Ву привести вооруженные силы страны в полную боеготовность. Регион был в полушаге от нового конфликта. С буквально несколько дней сербский президент А. Вучич провел переговоры с президентом России и консультац данному вопросу, а еще спустя некоторое время глава Еврокомиссии Жан-Клад Юнкер высказался о необходим скорейшего вступления в ЕС всех балканских государств с целью недопущения перерастания замороже конфликтов в горячую фазу [7, 236].

Крайний раз ситуация на границе Сербии и Косово обострилась до степени угрозы начала боевых действий в ав 2022 г., когда власти края в одностороннем порядке ввели запрет на проезд через границу автомобилям с номер; документами, выданными Сербией. Речь идет о косовских сербах из северных муниципалитетов Косово, которы признают независимость Приштины от Белграда. К границе с обеих сторон были стянуты войска, на ул населенных преимущественно сербами косовских городов люди строили баррикады. При посредничестве ЕС во введения запрета на сербские документы удалось отодвинуть до сентября 2022 года. 27 августа Белград и Приш пришли к соглашению о статусе документов, но окончательного решения этой проблемы, которую Приш специально раздувает, пока нет. В качестве своего рода резюме этой фазы конфликта президент А. Вучич заявил «Сербия никогда не признает независимость Косово» [16].

Необходимо понимать, что в этой ситуации у самого А. Вучича очень мало места для политического маневра вынуждает Белград признать независимость Косово, ставя это условием для евроинтеграции.

Для Сербии вопрос Косово и (не)признания является системообразующим как во внешней, так и во внутре политике. Согласно конституции Сербии, территория Республики Косово является частью Республики Серб входит в её состав как Автономный край Косово и Метохия. Однако, фактически Косово властями Серби контролируется. Часть Косово, населённая преимущественно сербами, по факту не подчиняется власт Приштине.

Помимо напряженности внутри данного региона, косовский фактор оказывает существенное влияние на раздел обществ в соседних странах - Сербии и Черногории. В самой Сербии даже существует культурно-политич< термин «Косовский завет» (см. ниже), воплощающий в себе отношение сербского общества не только к проб принадлежности этого края, но и к роли Косово в истории и духовном коде сербского народа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛЕННОГО ОБЩЕСТВА В СЕРБИИ, ЧЕРНОГОРИИ И КОСОВО

Что касается феномена разделенного общества во всех этих трех образованиях, то основные линии раздел пролегают по границам идентичностей - национальной, религиозной, политической, языковой.

Национальную идентичность характеризуют такие основные атрибуты, как общность и отличительность. Кочетков справедливо отмечает, что «общность является отражением внутренней оценки национал идентичности, она определяет уровень однородности нации (ее формирование происходит за счет миф представлений об истории своей страны, ее территории, языке и религии). Отличительность определяет схож или различия одной нации от других» [11, 7]. По сути, формирование как общности, так и отличительности осно зачастую на политических и исторических мифологемах и представлениях об истории своей страны, ее террит языке и религии.

Если во времена Й. Тито в СФРЮ формировалась единая югославская многоконфессиональная идентич! (аналогично СССР), то со смертью лидера социалистической Югославии, одновременно с началом центробе процессов в политике, все более заявляли о себе проявления национализма и этносепаратизма (Хорв Словения, Косово). Иными словами, единая югославская идентичность была основана вокруг идеи общности (пу порой искусственной), то идентичности отдельных государств - бывших республик СФРЮ основаны преимуществ (в Сербии в меньшей степени) на идее отличительности.

ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА В СЕРБИИ

В самой Сербии, начиная еще с начала распада СФРЮ, существует, как минимум, три основных типа политиче идентичности. Среди них следует выделить следующие.

1. Национально-патриотическая идентичность

В Сербии зарождение посттитовской национально-патриотической идентичности стало проявляться в прежде вс интеллектуальной среде, одним из первых сербских национальных интеллектуалов стал Драгош Кал написавший еще в 1968 г. книгу «Руины», а в 1971 г. книгу «Точка опоры (Реабилитация структуры интеграл человека)» (3), которая, по словам Ильи Числова, «стала символом нового.взгляда на мир в созн патриотической интеллигенции, попыткой найти свой собственный путь в пучине мировых катаклизмов, мин Сциллу социализма, и Харибду либерального капитализма» [15].

Ближе к знаковому 1989 году - 500-летию Косовской битвы, в Сербии все чаще стала подниматься национального возрождения, знаковым стал меморандум о положении сербского народа, выпущенный в 19 Сербской Академией Наук и Искусств. Он вызвал широкую дискуссию в обществе и, по мнению некот исследователей, фактически стал прологом распада страны [6, 130].

Пожалуй, наиболее знаковым шагом в этом отношении стала речь сербского лидера Слободана Милоше которую он произнес 28 июня 1989 г. на Косовом поле, знаковом для всех сербов. В ней он заявил о возможно будущем вооруженных сражений ради национального возрождения Сербии. Национально-патриотической ча сербского общества это было воспринято как сигнал к построению великой Сербии, меньшинствами, прежде в албанским, -- как объявление войны (которая, впрочем, уже давно подспудно шла).

С начала войны в Хорватии и Боснии общественное сознание Сербии начало стремительно отходить от ед югославской идентичности (то же самое происходило и во всех других республиках бывшей СФРЮ) в сто национально-патриотической и православной идентичности. Стали одна за другой появляться организ националистического толка - возрожденное движение сербских четников в виде Сербской радикальной па Воислава Шешеля, организация «Белые орлы» режиссера Драгослава Бокана и др. Вплоть до цветной револ 2000 г., которая привела к свержению Слободана Милошевича, тема гражданского милитаризма и этнонационал была в сербском обществе в целом доминирующей. Основой национально-патриотической идентичности в Се является идея «небесной Сербии» и Косовского завета. Основное содержание первого явления дал осно идеолог сербских национал-патриотов Драгош Калайич. Это своего рода трансцендентальное единство живущих и живших в прошлом поколений сербов, объединенных едиными ценностями и сплоченных ед традицией (говоря современным научным языком, идентичностью). Что же касается Косовского завета, т представляет собой одну из основных мифологем сербской культурной и политической идентичности. Поск Косово было колыбелью сербского государства и культуры еще с раннего средневековья, то Косово, согласно доктрине, может принадлежать только сербам. Данный политический императив проводился сербской политик! протяжении последних десятилетий, а сейчас служит одной из точек разделения общества (консервативн либеральной его частей).

Показательно, что Косовский завет в современном сербском во многом реанимировал сам С. Милошевич в проц трансформации политической идентичности и разделения общества в 1980-х гг. Заявив фактически о с поддержке сербов в конфликте с косовскими албанцами в своем знаменитом выступлении на Видовдан в 1989 он одной фразой закончил существовавший со времен Й. Тито принцип борьбы государства с любыми проявлен национализма. (Й. Тито в этом отношении не делал поблажек никому, подавив и выступления хорва националистов в Загребе, и протесты студентов в Белграде в 1970-х гг.). Как верно отметил журналист Сенников, «пообещав защиту сербам, он (С. Милошевич. - А.К.) показал всем остальным народам Югославии старые правила игры, когда вненациональный федеральный центр боролся с любыми проявлениями национал больше не действуют» [13]. Таким образом, С. Милошевич вполне обоснованно считается одним из инициат (хотя далеко не первым и отнюдь не самым активным) распада СФРЮ.

2. Либерально-проевропейская идентичность или «вторая Сербия»

Параллельно существовала и активно развивается в последние два десятилетия и альтернативная проевропей политическая и культурная идентичность. Изначально она была представлена разрозненной сербской оппози времен правления С. Милошевича, которая придерживалась прозападных, продемократических и антиавторита принципов. Как отмечает сербский исследователь Марко Живкович, эта оппозиция «была предельно расплывча включала в себя удивительно непохожих людей - от диссидентов еще социалистических време^ ультрарадикальных националистов, считавших Милошевича циничным популистом, от социал-демократо гражданских активистов» [13].

После свержения режима С. Милошевича к власти пришли именно представители «европейской Сербии» во гл президентом страны В. Коштуницей. Первые годы правления демократов ознаменовались помимо выдач Милошевича в Гаагу множеством разоблачений предыдущей власти, политическими убийствами (убийство ли сербских сил самообороны в Боснии, «Тигров», Желько Аркана Ражнатовича, убийство либерально настрое! премьера З. Джинжича), выдачей многих сербских полевых командиров времен боснийской войны и генералов Ю которых Запад обвинял в военных преступлениях. Одновременно с этим по факту отторгнутое у Сербии К( оказалось под контролем бывших боевиков АОК, ставших местными политическими лидерами (Хашим Харадинай и пр.). Параллельно с этим шел процесс мягкого отделения Черногории от Сербии, где власть пр взяли в свои руки прозападные силы во главе с бывшим союзником С. Милошевича М. Джукановичем. Все это ( сильно способствовало еще более глубокому разделению общества и конфликту идентичностей. Как следствие последующие президенты Сербии, независимо от того, какой лагерь они представляли - условно прозападный условно консервативный, - вынуждены были лавировать и вести политику компромиссов. С одной стороны демонстрируют открытость к ЕС и США, с другой, пытаются выстраивать конструктивные отношен альтернативными игроками в мировой политике - Россией, Турцией, Китаем, арабским миром.

Вопрос евроинтеграции давно является ключевым для прозападной части сербского общества и политиче класса. Более того, (воображаемое) членство в ЕС представляет собой важный элемент политической идентич1 данных слоев общества. Дискуссия Белграда и Брюсселя о евроинтегации ведется с 2003 г., но примерно с 20 2017 гг. риторика европейских политиков стала намного осторожнее [25].

При этом умеренная часть сербских проевропейских либералов пытается найти консенсус между универсаль ценностями равенства, солидарности в сочетании с реальной политической дискуссией о правах серб населения в Боснии и Герцеговине и Косово [29].

Как верно отметила А.И. Филимонова, «Евросоюз, продолжая применять ценностно-ориентированный под> тенденцией к установлению монополии на реализацию собственных интересов в большинстве сфер междунаро деятельности, в среднесрочной перспективе намерен сохранить статус-кво в отношении стремящихся к интегра ним западно-балканских государств» [25, 71].

3. Югославская идентичность

При всех общественных трансформациях представители и носители югославской идентичности остались. Так, в г. была создана организация «Союз коммунистов - Движение за Югославию» - фактический правопреемник С коммунистов Югославии. Она была основана бывшими генералами ЮНА, стремящимися сохранить ед государство. В июле 1994 г. она объединилась с ещё 23 коммунистическими и левыми партиями в блок «Югосла1 левые», который позднее был преобразован в единую партию. Также следует отметить Союз антифашистов Се который, в частности, выступал активно против реабилитации лидера сербских четников Второй мировой в генерала Дражи Михайловича (5). В целом, это судебное дело стало последним крупным свидетельством раздел сербского общества по линии конфликта сербской национально-патриотической и югославско-коммунистич< идентичностей. В настоящее время югославская идентичность стоит явно на третьем месте после национа патриотической и либерально-европейской.

Черногория

С момента распада СФРЮ до начала 2000-х гг. Черногория оставалась в едином государстве с Сербией, но проц медленного разделения как в государственном плане, так и в плане разделения идентичностей начались еще в : существования Союзной Республики Югославия. Об искусственности попыток создать особую черногор идентичность говорил еще в начале 1990-х гг. известный черногорский деятель культуры, поэт Зоран Костич. 1 одном из интервью он сказал, что в данном вопросе «используется некий эпический нарциссизм при созд искусственных наций» [17,17].

Разделение черногорского общества по линии размежевания черногорской и сербской идентичностей связано пр всего с практически бессменным с 1991 г. лидером страны Мило Джукановичем (6). За политическое долгожител! и амбиции его часто сравнивают с черногорским королем Николой Первым из династии Петровичей [2]. Установи мнению некоторых критиков, авторитарный стиль правления в стране, М. Джуканович начинал свою карьер близкий сторонник президента СРЮ Слободана Милошевича, но еще до агрессии НАТО в Косово см

политическую линии и повел страну курсом евроинтеграции. В Результате референдума о независимости 20 (который сторонники М. Джукановича выиграли в основном за счет голосов албанского населения на юге стра распаде Югославии была поставлена точка. Еще ранее М. Джуканович инициировал отказ от единой ва (сербского динара), введение таможенных границ и пр.

Следует отметить, что по этническому населению Черногория далеко не моноэтничная страна. Так, по данным 2 ее состав представлен черногорцами (45%), сербами (28,7%), босняками-мусульманами (12%), албанцами (4,9%

Особое значение для населения страны имели даже не шаги по выстраиванию независимого государства, а дей по разрыву культурных и ментальных связей с Сербией, которые и являются основными факторами разделен черногорского общества на сегодняшний день. Среди них следует выделить следующие.

Установление черногорского исторического мифа. Согласно этой концепции, которая в последние десятилетий активно распространяется в стране, при создании Югославии в 1918 г. (изначально называ Королевство сербов, хорватов и словенцев) править первым должен был не сербский король Александр Перв его родственник - король тогда независимой Черногории Петр Первый Петрович. Таким образом, авторы концепции обвиняют сербского монарха в «краже короны».

Другой аспект уже не столько исторического, сколько религиозного характера, заключается в инициативе вла Черногории церковного раскола и создании самостийной Черногорской православной церкви. На Черногор народном соборе 31 октября 1993 г. была провозглашена Черногорская православная церковь, главой которой избран архимандрит Антоний (Абрамович), до этого лишенный сана за раскольническую деятельность Государственную регистрацию она получила в 2000 году. Данная подконтрольная властям страны церко структура являлась идеологической и религиозной основой искусственного формирования черного| идентичности (наряду с созданием черногорского языка с попыткой внедрить новые буквы в сербский алфавит и

Апофеозом раскола стало принятие правительством Черногории в мае 2019 г. проекта Закона о свободе рели верований, и правовом положении религиозных организаций. Согласно этому закону, изъятию в по раскольнической Черногорской церкви подлежала большая часть церковного имущества приходов Серб православной церкви на территории страны. Принятие данного закона привело к многотысячным акциям проте черногорских городах, по своей значимости в контексте отделения от сербской идентичности церковный ра возможно, даже превзошел референдум о независимости страны в 2006 году.

Другой знаковой вехой создания особой черногорской идентичности стала попытка полного перевода черногорс языка на латиницу, осуществляемая с начала 2000-х гг. Вскоре после референдума о независимости этот про стал принимать угрожающий размах и был приостановлен только в период 2016-2018 гг., в период нахожде! власти оппозиции. В 2021 г. в черногорском парламенте было даже сделано обращение о законодательной за кириллицы [22]. Вплоть до настоящего времени вопрос статуса кириллицы в стране не решен.

Наконец, особо нужно отметить такой аспект отношений Черногории и Сербии (и с сербами, живущими в с Черногории), как политический диалог Подгорицы и Приштины. В противовес Сербии, которая не приз суверенитет Косово, власти Черногории активно разыгрывают албанскую карту. Выиграв референду независимости за счет голосов албанского меньшинства, власти Черногории используют албанский факт отношениях с самопровозглашенным Косово. Так, Черногория признала независимость Косово 9 октября 2008

январе 2010 г. Косово и Черногория установили официальные дипломатические отношения. 30 июля 2013 Приштине начало работу черногорское посольство. В мае 2022 г. М. Джуканович в ходе своего официального в1 в Косово заявил, что «Черногория продолжает строить и укреплять с Косово отношения сотрудничества и дове [3]. Такой вектор внешней политики чрезвычайно болезненно воспринимается частью черногорского обще которая позиционирует с себя с Сербией, тем самым он является еще одной линией разделения социума.

Косово

Выстраивание и конфликт идентичностей в самопровозглашенном Косово теснейшим образом связаны с длител противостоянием сербов и албанцев (фактически уходит своими корнями в начало ХХ века, когда Сербия е обрела эти территории после Балканских войн). В годы Второй мировой войны и в 1980-х - 1990-х гг. имели м кровавые столкновения между сербами и косоварами (см. выше). Впервые тема геноцида сербского населен Косово была поднята еще в меморандуме САНУ в 1986 году. В нем говорилось не только об исторической цен Косово для Сербии, но и об изменении демографической картины края. Одним из последствий «разделитель политики Й. Тито стало то, что Косово становилось все менее сербской территорией, и местная власть потих концентрировалась в руках албанцев. В итоге произошло насильственное отделение Косово от Сербии и масс исход из края представителей нетитульной нации.

Что касается конфликта идентичностей, то в целом на территории края наблюдается линия разлома по л конфликта национальной и религиозной идентичности. Оба общества - сербское меньшинство и албанцы-косо внутри сильно сплочены, что характерно для обществ, живущих в состоянии постоянной мобилизации. Здесь т присутствуют исторические мифы о Великой Сербии и Великой Албании. Для сербов Косово - часть «небе Сербии», колыбель государственности и культуры, место сакрального места - Косова поля, «сербский Иерусал Плюс косовская идея всегда была одной из центральных в планах сербских националистов о создании вел Сербии, которая включала бы в себя и саму Сербию, и Боснию, и населенные сербами области Хорватии.

В противовес идее Великой Сербии, большая часть албанского общества так или иначе разделяет идею Вел Албании, согласно которой славяне и в частности сербы являются пришлым народом на этой территории, а ра на землях современных Западных Балкан жили предки современных албанцев. Кстати, обе стороны и историческое обоснование своей правоты. По мнению идеологов Великой Албании, к этому государствен образованию помимо самой Албании должны относиться северо-западные районы Северной Македонии, Косое Сербии (Санджак, Прешевская долина), а также южные районы Черногории. Очевидно, что эти две идеи полно антагонистичны. Альтернативой им могла бы стать идея общебалканского единства или единого будущего в ЕС тоже в нынешних условиях мало реалистично. Провокации же правительства Косово и историческая память сер геноциде 1990-х гг. делают мирное сосуществование двух обществ маловероятным в течение ближайших десятилетий.

Американский исследователь Сара Янсен в своей работе "Serbian/Albanian Bilingualism in Kosova: Revers Entrenchment of the Curse of Babel?" отмечает, что уже после окончания горячей фазы конфликта «Косово ост глубоко разделенным обществом с практически перекрывающимися этническими, языковыми и религиоз социальными разногласиями» [27]. Важно отметить, что она не упомянула про политическое разделение обще Действительно, если в Сербии и Черногории разделение общества идет в основном по линии политиче размежевания, то в Косово основные линии разделения общества - национальная, религиозная, языковая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если СФРЮ было классическим примером государства-нации, то практически все республики за исключе Сербии пошли по пути национального государства, причем так называемого национального строител догоняющего развития. Когда государства Запада, во многом спонсоры процессов демонтажа Югославии, прошли фактически фазу национального государства и вступили в эпоху «политического постмодерна», в стр бывшего соцлагеря только начинался процесс построения национальных государств, пусть и с призна современной неолиберальной рыночной экономики и политического плюрализма. Где-то этот процесс получ вполне гармоничным и встроенным в демократические рамки (Чехия, Словакия, Словения), в других на время в верх откровенно националистические силы (Хорватия, Польша, Прибалтика) с крайне резким разделе общества.

Если брать три варианта идентичности - косовская, черногорская и сербская, то нетрудно заметить, что первы варианта объединены антисербским акцентом. При этом тут имеются сильные отличия. В случае с Черного антисербский акцент культурной и государственной идентичности провозглашается «сверху», но не раздел довольно большой массой черногорского населения. Среди оппонентов антисербского курса властей, прежде в православная церковь (если не брать раскольников из черногорской церкви), значительная часть населения се страны, интеллигенция. Позицию правительственных кругов разделяют основные выгодоприобрет независимости и отделения от Сербии - албанское меньшинство, часть бизнес-сообщества, ориентированная н криминализированные структуры, молодежь, которая является основным объектом воздействия прозападных НК

В случае с Косово историческое развитие последних десятилетий сформировало достаточно сильный коллекти консенсус косовских албанцев в отношении Сербии. Здесь идентичность в национальном плане исключительно н антисербский характер (своего рода «негативная идентичность»), помимо этого здесь важен конфессионал фактор. Если в Черногории религиозный вопрос носит характер административно-хозяйственный (во собственности на землю приходов и пр.), то в Косово наблюдается давнее противостояние мусульман-албаш православных сербов. И для тех, и для других вопрос религиозной идентичности порой выходит на первый план факт, что неалбанское население массово выехало из Косово, делает его мононациональным, несмотр декларируемый косовскими властями «для галочки» многонациональный состав населения края (что выражает символика Косово - семь звезд знаменуют семь этносов, проживающие в этом регионе). На сегодняшний день б 92% населения составляют албанцы и менее 5% сербы (8). Остальные меньшинства представлены неболы анклавами по несколько тысяч человек.

В случае с Сербией мы имеем более сложное явление. С одной стороны, полностью моноэтничным это государ назвать нельзя. Население страны представлено примерно 82,5% сербов. На юге страны проживает алба1 меньшинство (Прешево и Буяновац), в Метохии проживают славяне-мусульмане), на севере страны есть м компактного проживания венгерского меньшинства (г. Суботица и общины Бачка Топола, Мали Иджош, Ка1 Сента, Ада, Бечей и Чока), которое составляет около 4% [14] от общего населения страны, это втора численности этническая группа.

Основные типы идентичности в Сербии - это консервативно-пророссийская, представленной Сербской правосла церковью, консервативными кругами общества, особенно поколения 40+, прозападно-либеральная, среди кот много молодежи, студентов, представителей творческих профессий, интеллигенции. Также имеется югосла коммунистическая, наименьшая, представленная носителями идеологии титоизма, троцкизма, ортодоксал марксизма и пр. Проевропейски настроенные слои населения являются основными объектами воздействия запа НКО и различных структур ЕС, которые крайне активно работают в этом регионе и создают в массовом созн общества Сербии «европейскую мечту».

В отличие от Сербии, в Черногории югославская идентичность практически не представлена, а прозапа фактически объединена с узко-националистической черногорской, которую пытаются реализовать власти стран противовес ей существует черногоро-сербская, или общесербская идентичность, уходящая своими корня единство этих двух народов. Соответственно, основная линия разделения общества - сербский вопрос, пог самоидентификации. Влияние косовского вопроса на разделение черногорского общества проявляется в албан факторе, с этой этнической группой власти страны заигрывают, используя ее как инструмент воздействи просербские силы в государстве.

Что касается самопровозглашенного Косово, то там в силу изначального очень жесткого курса власте выстраивание единой албанской идентичности (под воздействием политического мифа о «великой Алба общество разделено по национально-конфессиональному признаку. Основные линии разлома проходят по ли сербской - православной и косоварской - мусульманской идентичностей.

Все три государственных образования, рассмотренных нами, отличает недостаточное развитие общей гражда1 идентичности. Как отмечает И.С. Семененко, «в разнородном обществе, представляющем разные культу идентичности, социокультурная модернизация нацелена на формирование общей гражданской идентичности» 46]. Конечно, три данных государства далеко не такие сложные структуры, как, например, СФРЮ или Россий Федерация. Однако, приходится признавать, что в данных государствах данный процесс еще далек до завершен

Вдобавок к этому, среди маркеров идентичности есть помимо когнитивного (знание о принадлежности к конкре социальной или этнической общности) такие маркеры, которые формируются как раз историческими мифологе и ритуалами - ценностный - наличие положительного или отрицательного мнения относительно самого ф принадлежности с данной общности, а также эмоциональный - принятие или не принятие принадлежности к да общности [26]. Эти маркеры имеют в менталитетах балканских народов достаточно сильное значение.

Другой важной особенностью конфликтов идентичностей и разделения обществ на их основе является то политический дискурс в этих странах наполнен политическими мифами и ритуалами, которые, по сл исследователя Д.И. Гигаури, «являются основой для проводимой элитами политики идентичности» [5, 86]. Т образом, пропуская через свое сознание подобные мифы и ритуалы, общество, с одной стороны, получает ед идентичность, с другой же различия в содержании и взаимный антагонизм этой «политической мифологии» ве разделению и конфликту идентичностей и в свою очередь к более глубокому разделению общества.

Еще один аспект этого явления заключается в том, что феномен разделенных обществ в балканских государст большой степени обусловлен «спецификой конфликтов национальных интересов, трансформирующих конфликты идентичностей» [1, 145]. Следует признать, что слабое развитие именно гражданской идентич! приводит к ее замещению иными, конфликтующими друг с другом идентичностями.

Примечания

1. См.: Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. Семененко. ИМЭМО РАН, М.: Издательство «Весь мир», 2017. 992 с.; Кудряшова И.В. Как обуст| разделенные общества Политическая наука, № 1/2016. ИНИОН РАН, РАПН. С. 15-34; Семененко И.С. Конф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идентичностей и проблемы формирования гражданских наций // Дневник Алтайской школы политич! исследований, № 29/2013. С. 43-46; 28. Янакова В.Р. Политическая идентичность. Концептуализация поня Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 18-23.

2. Следует отметить, что нерешенный конфликт в Косово тянет за собой и замороженный конфликт в сосе Боснии и Герцеговине, синтетически созданном по итогам Дейтонских соглашений государстве. Так, в при! 22 февраля 2008 г. резолюции парламента Республики Сербской говорится, что боснийские сербы могут вый состава Боснии и Герцеговины, если большинство стран-членов ООН и государств Евросоюза приз независимость Косово. 11 декабря 2012 г. оба этих условия оказались выполненными, независимость Ко была признана 97 из 193 государств-членов ООН и 22 из 27 государств-членов ЕС.

3. По-сербски «Упориште (Рехабилитаци]а структуре интегралног човека)».

4. День святого Вита, 28 июня, в 1389 г. в этот день произошла знаменитая Косовская битва, в этот же день в 2 Гаагскому трибуналу был выдан президент СРЮ С. Милошевич.

5. Судебный процесс шел в 2006 - 2015 гг. и закончился решением о реабилитации Д. Михайловича. Подроб| ходе процесса см.: https://web.archive.Org/web/20130812214838/http://antifasizam.org/tags/proces-za-rehabilitac mi...

6. Лидер Демократической партии социалистов Черногории (наследницы Коммунистической партии Черного премьер-министр (1991—1998) и президент (1998—2002) Черногории в составе СРЮ; в 2003—2006, 2008—; 2012—2016 гг. - вновь премьер-министр уже независимой республики Черногория. Президент Черногории мая 2018 года.

7. Черногория // Большая российская энциклопедия (https://bigenc.ru/geography/text/4682866).

8. Республика Косово // Академик (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1120826).

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Попов М.Е. Конфликты идентичностей как вызовы безопасности: к концептуали «парадигмального конфликта» // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 64. С. 146.

2. Борщев К. «Миловых тридцать». История черногорского диктатора // Балканист, 20.08 (https://balkanist.ru/milovyh-tridtsat-istoriya-chernogorskogo-diktatora/).

3. Борщев К. Мило Джуканович: Черногория выстраивает доверительные отношения с Косово // Балке 18.05.2022 (https://balkanist.ru/milo-dzhukanovich-chernogoriya-vystraivaet-doveritelnye-otnosheniya-s-kosovo/).

4. Вучич подтвердил спецпредставителям ЕС позицию о непризнании независимости Косова // ТАСС, 09.09 ( ttps://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15711315?utm_source=yandex.ru&amp;utm_medium=organic&am.. ).

5. Гигаури Д.И. Символические измерения политики идентичности // Теория и практика общественного разв 2015. № 5. С. 83-87.

6. Городецкая Н.А. Интеллектуальная оппозиция Сербии в 80-е гг. ХХ в.: между демократическим дискурс этнонационализмом // Вестник Уральского государственного университета им. М. Горького. 2008. № 1. С. 1297. Давыдов В.А. Сербия и Косово: опыт современного взаимодействия // Молодой ученый. 2018. № 3.

8. История и статус Косова // ТАСС, 01.08.2022 (https://tass.ru/info/15360907).

9. Кандель П. Юбилей независимости Косово: итоги и перспективы // РСМД, 20.02 (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yubiley-nezavisimosti-kosovo-itogi-i-pers...).

10. Кобо Хуан. Миротворцы в Косово пока беспомощны // Коммерсант, 07.07 (https://www.kommersant.ru/doc/221445).

11. Кочетков В.В. Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой полит Вестник международных отношений и мировой политики. 2010. № 1. С. 5-25.

12. Лощилин А. Песни прозападных славян: 10 лет назад Черногория стала независимой // RT, 03.06 (https://russian.rt.com/article/305863-pesni-prozapadnyh-slavyan-10-let-nazad-chernogoriya).

13. Милутинович М. Уокер инсценирует новые Меркале // Сербия в мире. Журнал Министерства информ Республики Сербия. 1999. № 61. С. 5-7.

14. Мосензов Д. Население Сербии: численность, история, этнический состав // FB.ru, 03.10 (https://fb.ru/article/207882/naselenie-serbii-chislennost-istoriya-etnicheskiy-sostav).

15. Памяти Драгоша Калаича. Выбор Высокого Неба // Српска.ру, 16.01.2011 (https://srpska.ru/article.php?nid=1617

16. Президент Сербии отказался признавать независимость Косово // Лента.ру, 13.09 ( ttps://lenta.ru/news/2022/09/13/vuchich_kosovc ).

17. Прийма Иван. Голоса Сербии // Литературный вестник. 1993. - 120 с.

18. Сегеда А. Черногорский церковный раскол // Елицы Медиа, 27.08.2019 (https://media.elitsy.ru/temy/} cerkvi/chernogorskij-cerkovnyj-raskol/).

19. Семененко И.С. Конфликт идентичностей и проблемы формирования гражданских наций // Дневник Алтай школы политических исследований. 2013, № 29. С. 44-47

20. Семененко И.С. (под ред.) Идентичность. Личность, общество, политика. М.: ИМЭМО РАН, Весь мир, 2017. ■ с.

21. Сенников Е. Сербское воображаемое. Как Слободан Милошевич соблазнил сербов великим прошлым и пр Югославию к концу // Коммерсант, 17.06.2022 (https://www.kommersant.ru/doc/5413365).

22. Топоров А. Сербы Черногории потребовали законодательно защитить кириллицу // Политнавигатор, 22.03 (https://www.politnavigator.net/serby-chemogorii-potrebovali-zakonodatelno-zashhitit-kirillicu.html).

23. Хомский Н. Государства - изгои. Право сильного в мировой политике. М.: Логос, 2003. - 318 с.

24. Хомский Н. Новый военный гуманизм. М.: Праксис, 2002. - 320 с.

25. Филимонова А.И. Ключевые проблемы евроинтеграции Сербии на современном этапе // Гори; гуманитарного знания. 2020. № 2. С. 58-76.

26. Янакова В.Р. Политическая идентичность. Концептуализация понятия // Социально-политические науки. ; №5. С. 18-23.

27. Jansen, Sarah Littisha. Serbian/Albanian Bilingualism in Kosova: Reversal or Entrenchment of the Curse of B (2012) Independent Study Project (ISP). Collection. 1319 (ittps://digitalcollections.sit.edu/isp_collection/13H ).

28. Ranjelovic Slavolyub. TRACE of inhumanity: NATO aggression on civilian population and facilities in Yugos Beograd, "Vojska", 1999. - 139 p.

29. Wygnanska, Joanna. Between Political Myths, Dormant Resentments, and Redefinition of the Recent History: A Study of Serbian National Identity // Qualitative Sociology Review. 2021. № 17(2):: ( ttp://www.qualitativesociologyreview.org/ENG/archive_eng.ph ). DOI: http://dx.doi.org/10.18

30. Calic M.J. Ein Mythos bringt Tod und Zerstörung // Sueddeutsche Zeitung. 1999. № 88. S. 6.

Информация об авторе

Камкин Александр Константинович, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник ИМЭМО Москва, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Камкин Александр Константинович, e-mail: alexander.kamkin@yahoo.com

INTERNATIONAL RELATIONSHIPS

Original Paper

Conflict of identities as a marker of divided societies on the Balkans based on example of Serbia, Montenegro and Kosovo

Alexander K. Kamkin 1

1 Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,

Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3717-8545, e-mail: alexander.kamkin@yahoo.com

Abstract:

This article is devoted to the correlation of the conflict of identities and divided societies in the states that arose on the ru the former Yugoslavia - Serbia, Montenegro and the territory of Kosovo. The choice of these three cases is due t complex interweaving of identity conflicts and different approaches to identity politics itself. The author condu comparative analysis of various types of identities in Serbia, Montenegro and the unrecognized province of Kosovo, a: as their historical context. The article analyzes the current state of societies in these countries and the main directio identity conflicts. The author concludes that there is a high degree of mythologization of political and cultural identity i societies under consideration. At the same time, differences in content and mutual antagonism of the "political mytholoi different poles of divided societies lead to separation and conflict of identities and, in turn, to a deeper division of society author concluded that in three different objects of research, political identities were formed in different ways and undf influence of various internal and external factors. In Serbia, alternative socialist Yugoslav identities were formed i conditions of disintegration processes, as a reaction to the crisis of statehood, at the same time, in Montenegro an unrecognized province of Kosovo, alternative Serbian identities were formed largely "from above", under the influence i political course on separatism pursued by the authorities of this state/province. The main idea of the article is tha phenomenon of divided societies in the Balkan states is largely due to the specifics of conflicts of national interest; transform into conflicts of identities.

Keywords: divided societies, identity, conflict of identities, Balkans, Serbia, Montenegro, Kosovo, Kosovo, Kosovo testa Battle of Kosovo, heavenly Serbia, J. Tito, S. Milosevic, I. Rugova, A. Vucic, M. Djukanovic, NATO, EU

References

1. Avksentyev V.A., Popov M.E. (2009) Konflikty identichnostey kak vyzovy bezopasnosti: k konceptual "paradigmalnogo konflikta" [Conflicts of identities as challenges to security: to conceptualization of "paradygmal cor - Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 64. S. 141-146. (In Russ.)

2. Borschev K. (2020) "Milovykh tridtsat". Istoriya chernogorskogo diktatora [Thirty years of Milo. History of MonteT dictator]. - Balkanist.ru, 20.08.2020 (https://balkanist.ru/milovyh-tridtsat-istoriya-chernogorskogo-diktatora/). (In Rus;

3. Borschev K. (2022) Milo Dzhukanovich: Chernogoriya vystraivaet doveritelnye otnosheniya s Kosovo [Milo Dzukai Montenegro establishes trustful relations with Kosovo]. - Balkanist.ru, 18.05.2022 (https://balkanist.ru dzhukanovich-chernogoriya-vystraivaet-doveritelnye-otnosheniya-s-kosovo/). (In Russ.)

4. Vuchich podtverdil specpredstavitelyam ES positsiyu o nepriznanii Kosovo [Vucic confirmed to EU representative position of non-acceptance of Kosovo]. - TASS, 09.09.2022 (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15711 utm_source=yandex.ru&amp;utm_medium=organic&am. ). (In Russ.)

5. Gigauri D.I. (2015) Simvolicheskiye izmereniya politiki identichnosti [Symbolic dimensions of identity policy]. - Teo praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 5. S. 83-87. (In Russ.)

6. Gorodetskaya N.A. (2008) Intellektualnaya oppositsiya Serbii v 80-e gg. XX v.: mezhdu demokraticheskim diskur; etnonatsionalismom [Intellectual opposition of Serbia in 1980ies: between democratic discourse and ethnonationalii Vestnik Uralskogo gosudarstvennogo universiteta im M. Gorkogo. 2008. № 1. S. 129-139. (In Russ.)

7. Davydov V.A. (2018) Serbiza i Kosovo: opyt sovremennogo vzaimodeystviya [Serbia and Kosovo: experien contemporary interaction]. - Molodoy ucheny. 2018. № 3. S. 234-240. (In Russ.)

8. Istoriya i status Kosovo [History and status of Kosovo]. -TASS, 01.08.2022 (https://tass.ru/info/15360907). (In Russ.

9. Kandel P. (2018) Yubiley nezavisimosti Kosovo: itogi i perspektivy [Anniversary of Kosovo independence: result: prospects]. - RSMD. 20.02.2018 (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yubiley-nezavisir kosovo-itogi-i-pers...). (in Russ.)

10. Kobo Juan. (1999) Mirotvortsy v Kosovo poka bespomoschny [Peacekeepers in Kosovo are still helples Kommersant, 07.07.1999 (https://www.kommersant.ru/doc/221445). (In Russ.)

11. Kochetkov V.V. (2010) Identichnost v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: teoreticheskiye osnovy i rol v mirovoy pi [Identity in international relations: theoretical bases and role in world policy]. - Vestnik mzhdunarodnykh otnosh mirovoy politiki. 2010. № 1. S. 5-25. (In Russ.)

12. Loschilin A. (2016) Pesni prozapadnykh slavyan: 10 let nazad Chernogoriya stala nezavisimoy [Song of pro-We Slavs: 10 years ago Montenegro became independent]. - RT, 03.06.2016 (https://russian.rt.com/article/305863-p prozapadnyh-slavyan-10-let-nazad-chernogoriya). (In Russ.)

13. Milutinovich M. (1999) Walker instseniruet novye Merkale [Walker stages new Merkale]. - Serbiya v mire. Jo ministerstva informatsii Respubliki Serbiya. 1999. № 61. S. 5-7. (In Russ.)

14. Mosenzov D. (2015) Naselenie Serbii: chislennost, istoriya, etnicheskiy sostav [Population of Serbia: number, history ethnic composition]. - Fb.ru, 03.10.2015 (https://fb.ru/article/207882/naselenie-serbii-chislennost-istoriya-etnicheskiy sostav). (In Russ.)

15. Pamyati Dragosha Kalayicha. Vybor vysokogo neba [In memoriam of Dragosh Kalayich. Choice of high sk Srpska.ru, 16.01.2011 (https://srpska.ru/article.php?nid=16170). (In Russ.)

16. President Serbii otkazalsya priznavat nezavisimost Kosovo [President of Serbia refused to accept K( independence]. - Lenta.ru, 13.09.2022 (https://lenta.ru/news/2022/09/13/vuchich_kosovo ). (In Russ.)

17. Priyma I. (1993) Golosa Serbii [Voices of Serbia]. - Literaturny vestnik, 1993. - 120 S. (In Russ.)

18. Segeda A. (2019) Chernogorskiy tserkovny raskol [Montenegrin Church Schism]. - Elitsy Media, 27.08 (https://media.elitsy.ru/temy/zhizn-cerkvi/chernogorskij-cerkovnyj-raskol/). (In Russ.)

19. Semenenko I.S. (2013) Konflikt identichnostey i problemy formirovaniya grazhdanskikh natsiy [Conflict of identitie: problems of civil nations establishing]. - Dnevnik Altayskoy shkoly politicheskikh issledovaniy. 2013. № 29. S. 44-4 Russ.)

20. Semenenko I.S. (ed.) (2017) Identichnost. Lichnost, obschestvo, politika [Identity. Personality, society, policy] Mo; IMEMO RAS, Ves mir, 2017. - 992 S. (In Russ.)

21. Sennikov E. (2022) Serbskoye voobrazhaemoye. Kak Slobodan Miloshevic soblasnil serbov velikim proshlym i Yugoslaviyu k kontsu [Serbian imaginary. How Slobodan Milosevic seduced the Serbs with a great past and br Yugoslavia to an end]. - Commersant, 17.06.2022 (https://www.kommersant.ru/doc/5413365). (In Russ.)

22. Toporov A. (2021) Serby Chernogorii potrebovali zakonodatelno zaschitity kirillitsu [Serbs of Montenegro demand protect Cyrillic script on legal basis]. - Politnavigator, 22.03.2021 (https://www.politnavigator.net/serby-chernc potrebovali-zakonodatelno-zashhitit-kirillicu.html). (In Russ.)

23. Chomsky N. (2003) Rogue states. The right of the powerful in world policy. Moscow: Logos, 2003. - 318 S. (In Russ

24. Chomsky N. (2002) Novy voenny gumanism [New military humanism]. Moscow: Praxis, 2002. - 320 S. (In Russ.)

25. Filimonova A.I. (2020) Klyuchevye problemy evrointegratsii Serbii na sovremennom etape [Key problem eurointegration of Serbia on current stage]. - Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2020. № 2. S. 58-76. (In Russ.)

26. Yanakova V.R. (2017) Politicheskaya identichnost. Konceptualizatsiya ponyatiya [Political identity. conceptualization]. - Sotsialno-politicheskiye nauki. 2017. № 5. S. 18-23. (In Russ.)

27. Jansen, Sarah Littisha. (2012) Serbian/Albanian Bilingualism in Kosova: Reversal or Entrenchment of the Cur Babel? (2012). Independent Study Project (ISP) Collection. 1319. ( ttps://digitalcollections.sit.edu/isp_collection/13

28. Ranjelovic Slavolyub. (1999) TRACE of inhumanity: NATO aggression on civilian population and facilities in Yugos Beograd: Vojska, 1999. - 139 p.

29. Wygnanska, Joanna. (2021) Between Political Myths, Dormant Resentments, and Redefinition of the Recent Histo Case Study of Serbian National Identity. - Qualitative Sociology Review. 2021. 17(2):3 ( ttp://www.qualitativesociologyreview.org/ENG/archive_eng.ph ) DOI: http://dx.doi.org/10.18

30. Calic M.J. (1999) Ein Mythos bringt Tod und Zerstörung [A myth brings death and destruction]. - Sueddeutsche Ze 1999. № 88. S.6 (In German)

Information about the author

Alexander K. Kamkin, Cand. Sci. (Philosophy), Senior research fellow, Primakov National Research Institute of 1 Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.

Corresponding author

Alexander K. Kamkin, e-mail: alexander.kamkin@yahoo.com

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 3-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.