Научная статья на тему 'Конфигурирование сетевых образовательных ресурсов'

Конфигурирование сетевых образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL RESOURCES / NETWORK EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кряженков Константин Геннадьевич

Статья раскрывает содержание и особенности конфигурирования сетевых образовательных ресурсов. Показано, что сетевые ресурсы решают задачи образования и задачи поддержки образовательных технологий. Описаны три стратегии применения сетевых образовательных ресурсов. Описаны три типа сетевых ресурсов. Показано, что обновление сетевых образовательных ресурсов характеризуется циклами. Описаны два вариантами работы с сетевыми ресурсами: «толстый» и «тонкий» клиент. Статья показывает, что современные сетевые образовательные ресурсы широко применяют различные эмуляторы. Обоснована необходимость разработки систем удаленного доступа с комплексами учебного телекоммуникационного оборудования с целью повышения эффективности учебной, исследовательской и иной деятельностью. Описаны технические характеристики и возможности системы удалённого доступа к лабораторному оборудованию TermILab, которая позволяет решать учебные и исследовательские задачи в рамках академических инициатив вендоров по различным ИКТ курсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Configuring network educational resources

The article reveals the content and features of the network of educational resources. It is shown that network resources solve the problems of education and the challenges of supporting educational technology. Describes three strategies for the use of network educational resources. Describes three types of network resources. It is shown that the update network of educational resources is characterized by cycles. Describes two options for dealing with network resources, "thick" and "thin" client. Article shows that modern network education resources are widely used various emulators. Justified the necessity of development of remote access systems with complexes educational telecommunications equipment for the purpose of more effective educational, research and other activities. Describes the technical characteristics and possibility of remote access systems of laboratory equipment TermILab, which allows to solve educational and research tasks within the academic initiatives of vendors on various ICT courses.

Текст научной работы на тему «Конфигурирование сетевых образовательных ресурсов»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 65-71. УДК 378.147

К. Г. К РЯЖЕНКОВ

Конфигурирование сетевых образовательных ресурсов

Статья раскрывает содержание и особенности конфигурирования сетевых образовательных ресурсов. Показано, что сетевые ресурсы решают задачи образования и задачи поддержки образовательных технологий. Описаны три стратегии применения сетевых образовательных ресурсов. Описаны три типа сетевых ресурсов. Показано, что обновление сетевых образовательных ресурсов характеризуется циклами. Описаны два вариантами работы с сетевыми ресурсами: «толстый» и «тонкий» клиент. Статья показывает, что современные сетевые образовательные ресурсы широко применяют различные эмуляторы.

Обоснована необходимость разработки систем удаленного доступа с комплексами учебного телекоммуникационного оборудования с целью повышения эффективности учебной, исследовательской и иной деятельностью.

Описаны технические характеристики и возможности системы удалённого доступа к лабораторному оборудованию TermILab, которая позволяет решать учебные и исследовательские задачи в рамках академических инициатив вендоров по различным ИКТ курсам.

Ключевые слова: образование, образовательные информационные технологии, образовательные ресурсы, сетевые образовательные ресурсы

Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 16 March 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 65-71.

K. G. KRiAZHENKOV

Configuring network educational resources

The article reveals the content and features of the network of educational resources. It is shown that network resources solve the problems of education and the challenges of supporting educational technology. Describes three strategies for the use of network educational resources. Describes three types of network resources. It is shown that the update network of educational resources is characterized by cycles. Describes two options for dealing with network resources, "thick" and "thin" client. Article shows that modern network education resources are widely used various emulators.

Justified the necessity of development of remote access systems with complexes educational telecommunications equipment for the purpose of more effective educational, research and other activities.

Describes the technical characteristics and possibility of remote access systems of laboratory equipment TermILab, which allows to solve educational and research tasks within the academic initiatives of vendors on various ICT courses.

Keywords: education, educational technology, educational resources, network educational resources

Введение

редства обучения в виде сетевого представления учебного материала широко применяют в образовательном процессе [1, 2]. Они, как правило, образуют сетевой учебно-методический интерактивный ком-ррекс. Подобный комплекс относят к сетевым электронным учебникам второго поколения с расширенными функциями интерактивности за счет использования таких услуг Интернет, как Usenet, IRC, Iphone [3]. При этом необходимо разделять сервисную часть и ресурсную часть. Иногда сетевые образовательные ресурсы подразделяют на основные и ресурсы поддержки.

Сетевым информационным ресурсам посвящено много работ. Однако они в основном описывают ресурсную часть, то модели организации данных и обмена. В работах [4, 5, 6] отражены аспекты применения сетевых образовательных ресурсов, но в основном в аспекте их описания как моделей. Во многих работах не рассмотрены вопросы и конфигурирования, то есть, не рассмотрена сервисная часть ресурсного обеспечения. Особенность сетевых образовательных ресурсов в том, что они могут иметь разные масштабы и функции [7].

Ресурсная часть сетевых образовательных ресурсов

Ресурсная часть сетевых образовательных ресурсов содержит следующие типовые функциональные блоки:

1. Организационно-методический блок. Содержательно данный блок включает: информацию о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем. Для психологического комфорта студентов модуль визуализирован и представляет собой запись установочного занятия на видеокассету с последующей оцифровкой. Содержательная часть модуля дублируется текстовым файлом.

2. Информационно-обучающий блок состоит из модулей по объему, равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа [8]. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, а весь блок - итоговым тестом по курсу и экзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают возможность студенту знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, информационным ресурсам Интернет, с ресурсами электронной библиотеки полнотекстовых учебных электрон-

З^яК^правочно-инф^брвдацВонный блок ^рВЖ ставляет собой структурированный набор из фрагментов альтернативных учебных пособий, статей, компьютерных обучающих программ и другой информации по тематике дисциплины, а также дополнительной учебной и факультативной информации. Кроме того, практические задания, разработанные к каждой теме, обеспечивают реализацию проблемного метода обучения. Выполненные в соответствии с графиком они пересылаются преподавателю по электронной почте для проверки и обсуждаются в виртуальной учебной группе с использованием Usenet или IRC [9].

Портальные сетевые образовательные ресурсы. Сетевые образовательные ресурсы можно подразделять на стратегические, тактические и оперативные (вспомогательные).

Стратегические образовательные ресурсы формируются на основе образовательных порталов [10]. Образовательный портал (ОП) — вебсайт, на котором в систематизированной форме сконцентрированы сведения о сетевых ресурсах по одной из образовательных дисциплин, обращение к которым может быть полезным в целях совершенствования и накопления знаний. Образовательные порталы объединены единой программно-аппаратной структурой — порталом «Российское образование», являющимся центральным образовательным порталом.

Тактический уровень сетевых образовательных ресурсов включает ресурсы вуза. Он определяется типом и конфигурацией локальный и корпоративных сетей данного вуза. Оперативный уровень сетевых образовательных ресурсов включает ресурсы кафедры или ресурсы по направлению предмета, если он является межкафедральным или межфакультетским. Как правило, он опирается на локальные сети и компьютерные классы.

Все три вида ресурсов образуют портально-сетевые комплексы. Под портально-сетевыми комплексами понимается совокупность функционирующих совместно многоуровневых распределенных хранилищ информации портального, библиотечного и других типов и связывающих их и многочисленных конечных пользователей сетей. В таких комплексах размещают множество файлов. При этом наряду с актуальной информацией, на них имеется немало устаревших информационных ресурсов, которые накапливаются постоянно. Это ставит задачу управления комплексом ресурсов.

Выделение из множества сетевых ресурсов актуальных и релевантных приводит к формированию многоуровневых портально-сетевых архитектур, определенных в ряде специальных публикаций как информационные многоуровневые образовательные портальные консорциумы [10].

При этом надо выделит три типа сетевых ресурсов, с которыми работают пользовате-

ли: "Яе'рвичяые, вторичные% щетарееурсьг, ^иЯи метаописания. Первичные информационные ресурсы — ресурсы, размещенные на самом портале, находящиеся в прямой доступности. Вторичные информационные ресурсы — это описания (например, уровень образования, тип материала, предмет, аннотация или ключевые слова) и адреса ресурсов, не расположенных на текущем портале, а доступных через Интернет на других порталах, сайтах по гиперссылкам. Метаописание — это описание ресурса, включающее характеристики, которые не могут быть извлечены из его содержимого автоматически, но значительно облегчающие работу или поиск ресурсов [2, 4].

Все эти ресурсы также требуют управления. Такое управление использует модель управления ресурсами. Модель управления ресурсами включает формировании ресурсной базы, направленной на обеспечение учебных процессов, использовании образовательных продуктов, получении оценок эффективности результатов обучения, обеспечении непрерывности образовательных процессов [12].

Стратегия управления сетевыми учебными ресурсами состоит в повышении качества образования и повышении эффективности организации учебного процесса. Тактика включает оптимальную организацию ресурсов как системы. Оперативные действия включают оптимальное использование ресурсов Ресурсная стратегия управления сетевыми учебными ресурсами является частью общей стратегии образования и управления образованием. В ресурсной стратегии устанавливается:

1. Анализ применяемых в образовании ресурсов вообще.

2. Оценку потребности в текущих и будущих ресурсах для конкретного учебного заведения

3. Оценку качества ресурсов, их влияние на факторы качества образования и показатели эффективности этого влияния.

4. Определение источников ресурсов.

5. Оценку стоимости ресурсов.

6. периодичность обновления ресурсов.

Обновление сетевых образовательных ресурсов имеет циклы обновления. Это циклы связанные: с обновлением нормативных документов (ГОСы 3-5 лет), при формировании учебных программ (ежегодные), при появлении новых научных методов и теорий (полугодовые, семестровые). Модель сетевых образовательных ресурсов включает интерфейс, который обеспечивает воспринимаемость и удобство освоения ресурсов.

Передача сетевых образовательных ресур-ков происходит по трем каналом. Для студентов ¡только для скачивания -1 канал. Для студентов шри интерактивном тестировании — 2 канал. ¡Для преподавателей при обновлении — 3 канал. ЧИП ресурсов находится в системе открытого

доступа. Часть в режиме закрытого. Последнее требует организации системы информационной безопасности.

Проектирование потребности может осуществляться методами сверху — вниз, снизу — вверх, а также методами встречных потоков [13]. Применение различных методов позволяет повысить качество ресурсов. Технология использования ресурсов осуществляется на основе механизма сценариев. Обновление ресурсов направлено на их оптимизацию, то есть наилучшее состояние системы ресурсов.

Организация сетевой структуры

Сетевая структура составляет основу любой образовательной системы. Каждый компьютер как образовательная единица сети в значительной степени автономен, поэтому для их согласованной работы необходима сетевая операционная система. Под сетевой операционной системой в широком смысле понимается совокупность операционных систем отдельных компьютеров, взаимодействующих с целью обмена сообщениями и разделения ресурсов по единым правилам - протоколам. В узком смысле сетевая ОС - это операционная система отдельного компьютера, обеспечивающая ему возможность работать в сети.

Абстрактная модель сети — это два множества Т и R, где Т — множество элементов сети, R — множество бинарных отношений между ними. Очевидно, что такая модель имеет топологическое отображение в виде графовой модели.

В сетевой операционной системе можно выделить несколько частей:

Средства управления локальными ресурсами компьютера: функции распределения оперативной памяти между процессами, планирования и диспетчеризации процессов, управления процессорами в мультипроцессорных машинах, управления периферийными устройствами и другие функции управления ресурсами локальных ОС.

Средства предоставления собственных ресурсов и услуг в общее пользование - серверная часть ОС (сервер). Эти средства обеспечивают, например, блокировку файлов и записей, что необходимо для их совместного использования; ведение справочников имен сетевых ресурсов; обработку запросов удаленного доступа к собственной файловой системе и базе данных; управление очередями запросов удаленных пользователей к своим периферийным устройствам.

Средства запроса доступа к удаленным ресурсам и услугам и их использования - клиентская часть ОС (редиректор). Эта часть выполняет распознавание и перенаправление в сеть запросов к удаленным ресурсам от приложений и пользователей, при этом запрос поступает от

приложения в локальной форме, а передается в сеть в другой форме, соответствующей требованиям сервера. Клиентская часть также осуществляет прием ответов от серверов и преобразование их в локальный формат, так что для приложения выполнение локальных и удаленных запросов неразличимо.

Коммуникационные средства ОС, с помощью которых происходит обмен сообщениями в сети. Эта часть обеспечивает адресацию и буферизацию сообщений, выбор маршрута передачи сообщения по сети, надежность передачи и т.п., то есть является средством транспортировки сообщений.

Первые сетевые ОС представляли собой совокупность существующей локальной ОС и надстроенной над ней сетевой оболочки. При этом в локальную ОС встраивался минимум сетевых функций, необходимых для работы сетевой оболочки, которая выполняла основные сетевые функции. Примером такого подхода является использование на каждой машине сети операционной системы MS DOS (у которой начиная с ее третьей версии появились такие встроенные функции, как блокировка файлов и записей, необходимые для совместного доступа к файлам). Принцип построения сетевых ОС в виде сетевой оболочки над локальной ОС используется и в современных ОС, таких, например, как LANtastic или Personal Ware.

Однако более эффективным представляется путь разработки операционных систем, изначально предназначенных для работы в сети. Сетевые функции у ОС такого типа глубоко встроены в основные модули системы, что обеспечивает их логическую стройность, простоту эксплуатации и модификации, а также высокую производительность. Примером такой ОС является система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенности сетевых средств обеспечивает более высокие показатели производительности и защищенности информации по сравнению с сетевой ОС LAN Manager той же фирмы (совместная разработка с IBM), являющейся надстройкой над локальной операционной системой OS/2.

Клиентская часть работы с сетевыми ресурсами представлена двумя вариантами. так называемым «толстым» клиентом (thick client), то есть приложением (АРМ) на котором сконцентрированы основные правила работы системы и расположен пользовательский интерфейс программы и «тонким» клиентом. При относительной простоте архитектуры thick client, она обладает множеством недостатков, наиболее существенные из которых - это высокие требования к сетевым ресурсам и пропускной спо-робности корпоративной сети. Кроме того, при большом количестве рабочих мест (thick client) возрастают требования к аппаратному обеспечению сешера БДш

^Тстраяение ррнедошковцшряьарсиь -

ве отделения в отдельный слой клиентской части. Развитием клиент-серверной архитектуры ИС является применение среднего уровня, реализующего задачи логики и управления механизмами доступа к БД. Благодаря концентрации логики на сервере приложений, стало возможно подключать различные БД. Теперь, сервер базы данных освобожден от задач распараллеливания работы между различными пользователями, что существенно снижает его аппаратные требования. Также снизились требования к клиентским машинам за счет выполнения ресурсоемких операций сервером приложений и решающих теперь только задачи визуализации данных. Такую схему построения информационных систем часто называют архитектурой «тонкого клиента». Применительно к образовательным ресурсам она предпочтительнее, так как пользователями ресурсов являются большей части люди не имеющие высокой квалификации — учащиеся. Для них главная цель получение ресурсов, а не обработка информации.

Наряду с совершенствованием содержания профильных университетских ИКТ дисциплин возрастающую роль приобретает дополнительное профессиональное образование. В нем существенное место занимают известные академические образовательные инициативы Cisco Networking Academy, EMC Academy Alliance, VMware IT Academy, Microsoft IT Academy и др. Их отличительной особенностью является большая доля практикума, доходящая до 60% от общего объема учебных часов, это же характерно и для других востребованных ИКТ курсов [13].

В обеспечении практикума помимо традиционных очных занятий широко используются различные симуляторы и эмуляторы. Обладая развитым функционалом и большими возможностями, они вместе с тем не могут составить полноценную замену работе с реальными устройствами. Приобретение навыков работы с ними по-прежнему остается важной задачей учебно-исследовательского процесса, решение которой осложняется значительной стоимостью учебных стендов с реальным ИКТ оборудованием. Это обстоятельство предопределяет необходимость повышения эффективности их использования и разработки систем удаленного доступа (Remote Labs) с сохранением всех основных функций по работе с каждым устройством в стенде. Подобные системы описаны в ряде работ, среди них отметим [14, 15].

В последнее время системы Remote Labs мигрируют в направлении облачных вычислений [16, 17], составляя при этом особый класс в силу присущих им специфики. Эта специфика и пример реализации облачного лабораторного практикума по ИКТ курсам.

Выполнение практикума на реальном оборудовании является важным образовательным

реСррсом^ИдОлЯ^^оаеепеЧивать как пОлуЧени^ практических навыков при решении стандартных учебных задач, так и возможности исследовательской работы. Применительно к системам удаленного доступа к комплексам телекоммуникационного оборудования это означает необходимость динамического формирования учебных стендов из имеющегося оборудования. Такие стенды позволяют создавать вариативные соединения, отвечающие решаемой научной, ис-¡следовательской или иной задачи.

Любое телекоммуникационное устройство содержит некоторое количество физических портов, имеющих специфицированные интерфейсы с поддержкой функциональных возможностей 2 уровня. По функционалу их можно причислить к двум укрупненным группам: порты, обеспечивающие WAN соединения и порты для организации LAN соединений. Соответственно, для динамического формирования [18] стендов необходимо наличие двух специализированных устройств кросс-коммутации.

Наиболее эффективно кросс-коммутацию LAN соединений можно реализовать с применением технология двойного тегирования (802.1QinQ) и туннелирования протоколов 2 уровня (Layer 2 tunneling). При этом все устройства телекоммуникационного комплекса своими портами подключаются к соответствующим портам устройства кросс-коммутации. На нем в режиме «порт-порт» или «порт-группа портов» производятся соединения, отражающие заданную пользователем топологию LAN связности. Соединение есть процесс помещения портов устройства кросс-коммутации в определенную виртуальную сеть (VLAN). Идентификатор этой VLAN применяется на входящем порту устройства кросс-коммутации и удаляется на исходящем. При таком подходе, между портами всех устройств стенда как бы формируется «виртуальный кабель», соединяющий их напрямую. Все эти работы выполняются с целью повышения производительности сети, что требует изучения факторов сети [19].

Для поддержки в рамках Ethernet соединений других протоколов 2 уровня на устройстве кросс-коммутации реализуется механизм туннелирования их данных. Возможно тунне-лирование протоколов STP, CDP, VTP, PAgP и др. Эта функция, совместно с двойным тегированием, позволяет устройству кросс-коммутации быть абсолютно прозрачным для оборудования стенда. Устройство кросс-коммутации LAN соединений может быть реализовано на основе коммутаторов различных производителей.

К основным WAN портам можно отнести соединение через последовательные интерфейсы HSSI. Через этот тип интерфейса работают такие протоколы глобальных сетей как HDLC, PPP&FrameRelay. Устройство кросс-коммутации

Wan портов 'ОбеСиечиваеТЯрограммнОе соедиЯ нение своих портов, формируя тем самым СвяЗЬ в режиме «порт-порт». Такой режим способствует корректному выбору ведущего и вед@Я мого устройства (DCE/DTE), а также заданию скорости соединения на оборудование стенда. Устройство кросс-коммутации является по сути своей мостом, который позволяет в режиме реального времени формировать связи между портами устройств. Для того чтобы реализовать устройство кросс-коммутации WAN соединений, возможно применять синхронные адаптеры, выполненные в форм-факторе модуля расширения для шины PCI со специализированный программным обеспечением или решениями на основе FPGA процессоров.

Управление устройствами кросс-коммутации осуществляется программно, с применением соответствующих команд для формирования соединений. Топологию стенда, пользователь задает самостоятельно через WEB-интерфейс, и может использовать разнообразный набор устройств. Наличие широкополосного соединения с сетью Интернет и современный веб-браузер с поддержкой виртуальной машины JAVA, являются необходимыми условиями для соединения с системой.

Описанный функционал, реализуется в системе удаленного доступа к лабораторному оборудованию TermlLab (http://www.termilab. mirea.ru). Эта система позволяет решать учебные и исследовательские задачи в рамках академических инициатив вендоров по различным ИКТ курсам. Каждый динамически создаваемый пользователем стенд возможно расширить добавлением программных или аппаратных средств генерации трафика, средств анализа и т.п., тем самым добавив исследовательскую направленность в сформированную топологию. Система также легко адаптируется для решения любых задач учебного, научного и иного назначения, где базисом является реальное управляемое оборудование (телекоммуникационное, промышленное или иное).

Заключение

Сетевые или распределенные информационные образовательные ресурсы играют важную роль в системе образования. Они играют большую роль и при организационном сетевом управлении [20]. Однако важны как основные, так и вспомогательные сетевые ресурсы. Эффективность сетевых ресурсов обеспечивает только правильная конфигурация. В ходе эксплуатации и модернизации сети необходима реконфигурация. Конфигурация сети играет также большую роль при организации данных в сетевых системах [21]. В целом конфигурация сети является необходимым факторов организации сетевых ресурсов и применения сетевого управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кряженков К.Г., Дешко И.П., Двоеглазов Д.В., Тихонов А.А. Телекоммуникационные ИТО // Инновационные технологии образования в технических и гуманитарных дисциплинах. / Межвузовский сборник учебно-методических трудов. М. МГТУ МИРЭА, 2011. 65 с.

2. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика: Учебно-методическое пособие: В 2-х частях: Часть.2 /Под общ.ред. А.Н. Тихонова. М.: МАКС Пресс. 2008. 860 с.

3. Цветков В.Я Мобильные образовательные технологии // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 12. С. 32-34.

4. Синица Е.М., Бурцев М.С. Описание учебных ресурсов метаданные стандарты профили // Educational Technology & Society. 2006. № 9(1).

5. Андреев А.А., Цветков В.Я. Построение обучающих моделей в сетевых образовательных системах. // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 6. С. 93-95.

6. Ожерельева Т.А. Управление сетевыми учебными ресурсами // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2. С. 112-116.

7. Кряженков К.Г., Дешко И.П. Масштабируемость динамических конфигураций в учебных инфокоммуникационных комплексах с удаленным доступом // Научно-технический вестник Поволжья. 2011. № 4. С. 142-146.

8. Цветков В.Я., Тюрин А.Г. Управление потоками мультимедиа в образовательном пространстве // Информатизация образования и науки. 2014. № 1. С.170-178.

9. Цветков В.Я. Разработка и исследование моделей и методов семантического управления интенсифицированными потоками мультимедиа в образовательном пространстве. М.: МГТУ МИРЭА, 2013. 178 с.

10. Иванников А.Д., Тихонов А.Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов - Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып.1 / Редкол.: Тихонов А.Н. (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2003. 720 с.

11. Поляков А.А., Цветков В. Я., Компьютерные информационные технологии в образовании. М.: МГУГиК, 2006. 96 с.

12. Цветков В.Я., Вознесенская М.Е. Метод встречных потоков при проектировании программных продуктов // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 138-139.

13. Timur Z. Mirzoev, Georgia Southern University. Employing Virtualization for Information Technology Education // Technology interface international journal. 2011. V. 12. № 1. pp. 78-86.

14. M. Aravena, A. Ramos. Use of a Remote Network Lab as an Aid to Support Teaching Computer // CLEI Electronic Journal. 2009. Vol. 12. № 1. p.6.

15. Дешко И.П., Двоеглазов Д.В. Архитектура и программная модель реализации дистанционного взаимодействия с комплексами учебного телекоммуникационного оборудования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 1. С. 89-98.

16. Tawfik M., Salzmann C., Gillet D., Lowe D., Saliah-Hassane H., Sancristobal E., Castro M. Laboratory as a Service (LaaS): A model for developing and implementing remote laboratories as modular components. // 11th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation (REV). 26-28 Feb., 2014. p.11-20.

17. Лобанов А.А. Облачные вычисления как развитие информационного сервиса // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. С. 40-45.

18. Кряженков К.Г. Динамическое формирование сетевых топологий в учебных телекоммуникационных комплексах // Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM'2010). Материалы международной научной конференции/ Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». М.: ООО «Арт-Флэш», 2010. С.61-62.

19. Даденков С.А., Кон Е.Л. Оценка степени влияния некоторых факторов на производительность LonWorks сети // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 2. С. 72-76.

20. Еналеев А.К., Цыганов В.В., Кузнецов Н.И. Разработка полигонов управления в организационных сетевых структурах // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 32-35.

21. Волушкова В.Л., Волушкова А.Ю. Структура данных для хранения информации в социальных сетях // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 2. С. 153-157.

REFERENCES

1. Kriazhenkov K.G., Deshko I.P., Dvoeglazov D.V., Tikhonov A.A. Telecommunication ITO / Innovative technologies of education in technical and humanitarian disciplines / Interuniversity collection of educational works. Moscow, MGTU MIREA Publ., 2011. 65 p.

2. Poliakov A.A., Tsvetkov V.Ia. Prikladnaia informatika: Uchebno-metodicheskoe posobie: У 2-kh chastiakh: Chast'.2f Pod obshch.red. A.N. Tikhonova [Applied computer science: textbook: In 2 parts]. Moscow, MAKS Press Publ., 2008. 860 p.

3. Tsvetkov V.Ia Mobile educational technologies. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2008, no. 12, pp.32-34 (in Russian).

4. Sinitsa E.M., Burtsev M.S. Description of learning resources metadata standards profiles. Educational Technology & Society. 2006, no. 9(1).

5. Andreev A.A., Tsvetkov V.Ia. Construction of learning models in the networked educational systems. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia - International journal of experimental education, 2012, no. 6, pp. 93-95 (in Russian).

6. Ozherel'eva T.A. Management of online educational resources. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Education Management: theory and practice, 2013, no. 2, pp. 112-116 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kriazhenkov K.G., Deshko I.P. Scalability dynamic configurations of ICT in educational systems with remote access. Nauchno-tekhnicheskii vestnik Povolzh'ia - Scientific and technical Bulletin of the Volga region, 2011, no. 4, pp. 142-146 (in Russian).

8. Üiíetkov V.Ia., Tiurin A.G. Management of multimedia streams in the educational space. Informatizatsiia obrazovaniia

i nauki - Informatization Of education and sciencé, 20Í4fnof 1, pp.170-178 (in Russian);

9. TsUtkov V.Ia. Razrabotka i issledovanie modelei i metodovsemanticheskogo upravleniia intensifitsirovannymipotokami multimedia v obrazovatel'nom prostranstve [Development and research of models and methods for semantiii management of the intensified flows of multimedia in the educational space]. Moscow, MGTU MIREA Publ., 2013. 178 p.

10. Ivannikov A.D., Tikhonov A.N. Osnovnye polozheniia kontseptsii sozdaniia sistemy obrazovatel'nykh portalov -Internet-portaly: soderzhanie i tekhnologii [The basic concept of creation of system of educational portals - web portals: content and technology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2003. 720 p.

11. Poliakov A.A., Tsvetkov V. Ia., Komp'iuternye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Computer information technology in education]. Moscow, MGUGiK Publ., 2006. 96 p.

12. Tsvetkov V.Ia., Voznesenskaia M.E. Method flow when designing software products. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia - Successes of modern natural science, 2010, no. 3, pp. 138-139 (in Russian).

13. Timur Z. Mirzoev, Georgia Southern University. Employing Virtualization for Information Technology Education. Technology interface international journal, 2011, V. 12, no. 1, pp. 78-86.

14. M. Aravena, A. Ramos. Use of a Remote Network Lab as an Aid to Support Teaching Computer. CLEI Electronic Journal, 2009, Vol. 12, no. 1. p.6.

15. Deshko I.P., Dvoeglazov D.V. Architecture and software implementation model of remote interaction with complexes of educational telecommunications equipment. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2011. no. 1, pp. 89-98 (in Russian).

16. Tawfik M., Salzmann C., Gillet D., Lowe D., Saliah-Hassane H., Sancristobal E., Castro M. Laboratory as a Service (LaaS): A model for developing and implementing remote laboratories as modular components. // 11th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation (REV). 26-28 Feb., 2014. p.11-20.

17. Lobanov A.A. Cloud computing as a development information service. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2, pp. 40-45 (in Russian).

18. Kriazhenkov K.G. Dinamicheskoe formirovanie setevykh topologii v uchebnykh telekommunikatsionnykh kompleksakh // Novye informatsionnye tekhnologii i menedzhment kachestva (NIT&QM2010). Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii/ Redkol.: A.N. Tikhonov (pred.) i dr. [Dynamic formation of network topologies in an academic telecommunication complexes // New information technologies and quality management. Proceedings of the international scientific conference]. Moscow, Art-Flesh Publ., 2010, pp.61-62 (in Russian).

19. Dadenkov S.A., Kon E.L. Assessment of the degree of influence of some factors on the performance LonWorks network. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii - Educational resources and technologies, 2014, no. 2, pp. 72-76 (in Russian).

20. Enaleev A.K., Tsyganov V.V., Kuznetsov N.I. Development of landfill management in organizational network structures. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii - Educational resources and technologies, 2014, no. 4, pp. 32-35 (in Russian).

21. Volushkova V.L., Volushkova A.Iu. Data structure for storing information in social networks. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii - Educational resources and technologies, 2014, no. 2, pp. 153-157 (in Russian).

Информация об авторе Information about the author

Кряженков Константин Геннадьевич Kriazhenkov Konstantin Gennad'evich

(Россия, Москва) (Russia, Moscow)

Кандидат технических наук, старший преподаватель PhD in Technical Sciences, Senior Lecturer

Московский государственный технический Moscow State Institute of Radio Engineering

университет радиотехники, электроники и Electronics and Automation

автоматики (MSTU MIREA)

E-mail: konstantin@mirea.ru E-mail: konstantin@mirea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.