Научная статья на тему 'Конфигурация границы между нормой и аномалией в повседневной жизни в общинах коми старообрядцев-беспоповцев'

Конфигурация границы между нормой и аномалией в повседневной жизни в общинах коми старообрядцев-беспоповцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфигурация границы между нормой и аномалией в повседневной жизни в общинах коми старообрядцев-беспоповцев»

Александр Чувьюров

(Санкт-Петербург)

Конфигурация границы между нормой и аномалией в повседневной жизни в общинах коми старообрядцев-беспоповцев

На протяжении многовековой истории христианства вопросы этических норм и определения границ добродетели и порока неоднократно поднимались в сочинениях религиозных писателей. Значительный вклад в поиски новых подходов к вопросам этики внес итальянский гуманист Лоренцо Валла (1407-1457). В работе «Об истинном и ложном благе» Валла подверг основательной критике этическое учение Аристотеля. По мнению Лоренцо Валлы, классификация добродетели и порока, предложенная Аристотелем, несостоятельна и не учитывает множественности мотивов человеческих поступков и действий. Аристотелевское определение добродетели как середины между двумя крайностями (избыток и недостаток, а в середине добродетель - как щедрость между расточительностью и скупостью), как полагает Валла, является неверным: в аристотелевской этической схеме оказываются смешаны понятия различного порядка. Валла строит не тернарную систему (добродетель как середина между двумя крайностями - пороками), а бинарную -добродетели противостоит порок, и собственно порок является нарушением меры в добродетели: нарушение меры в щедрости приводит к расточительству; бережливость, когда теряет умеренность, из добродетели превращается в порочную склонность - скупость;

храбрости противостоит безрассудство, осторожности - трусость 1

и т.д .

Уклад повседневной жизни в старообрядческих общинах регламентировался различными предписаниями и запретами, которые за-

трагивали разные стороны жизни (этикет, гигиена, коммуникация между членами общины и иноверными, нарушения в области прав собственности и др.).

Бытующие среди старообрядцев запреты и предписания не во всех случаях сопровождались какой-либо дополнительной аргументацией, кроме ссылок «так написано» или указанием на устную традицию - «так говорили». Существующие же пояснения к отдельным нормам повседневной жизни позволяют увидеть в них некие аналогии с этическим учением Лоренцо Валлы: порок является нарушением меры в добродетели (избыток или недостаток).

Так, среди старообрядцев порицалось пьянство, и члены общины, которые были уличены в подобном пагубном пристрастии, не допускались до соборной службы и с ними на время прекращалось общение. Допущение до соборной службы и приобщение к полноценной жизни общины происходило только после бесед с наставником -исповеди, исполнения наложенной «духовным отцом» епитимьи и появления видимых признаков духовного оздоровления (отказ от пьянства). В то же время в определенные дни (в дни церковных праздников) разрешалось употреблять вино, но допустимая норма вина в праздник ограничивалась одной «чаркой» (кружкой). Как отмечают информанты, если выпить одну «чарку», то это не является грехом, вторая идет «на гулянье», третья - «на блуд». Информанты из не старообрядческих семей, знакомые с бытованием данного предписания, по этому поводу иронизируют, что емкость «чарки» (посуды) старообрядцами не уточняется.

Особенно строгим среди старообрядцев был запрет на употребление водки. К.Ф. Жаков, посетивший в начале XX в. верхневычегодское село Керчомья, записал объяснение старообрядческого наставника, что «водку употреблять нельзя, потому что первым виноделом был "Кузь-божа"» (антихрист (букв.: имеющий длинный хвост))2.

Одним из признаков благочестия в пищевых запретах старообрядцев является умеренность: ограничения касаются как количества употребляемой пищи, так и видов продуктов. Так, в одном из постановлений Первого Всероссийского собора старообрядцев-поморцев следующим образом определяется эта мера благочестия в предписаниях, касающихся пищи: «Человеку по природе необходимы только

хлеб и вода, но если у крестьянина в доме вместо ржаного имеется пшеничный хлеб, это есть сластолюбие. Есть надо умеренно, иначе будет чревобесие, есть надо только во свое время, иначе впадешь в грех гортанобесия»3.

Острую полемику на этом соборе вызвал вопрос об употреблении некоторых продуктов (чай, картофель, кофе). В окончательной редакции было принято чаепитие отнести к разряду «излишеств» («чаепитие есть пристрастие», «это совсем лишняя, ненужная трапеза <.. .> здесь нет ни хлеба насущного, ни чаши, утоляющей жажду») и признать грехом «небольшим», за который не следует отлучать от

4

церкви .

У старообрядцев одним из тягчайших грехов считалось употребление табака: людей, уличенных в подобном пагубном пристрастии, отлучали от общины и с ними не общались.

Определенные требования у старообрядцев предъявлялись к внешнему облику. В одежде предпочитались архаичные типы: так, для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником стойкой и штаны-порты; основу традиционной женской одежды составлял комплект из рубахи с сарафаном. У верхнепечорских коми старообрядки носили косоклинный сарафан, без складок, который назывался сандалик. Сарафан со складками носить считалось грехом. Длина сарафана и рукавов должны были соответствовать нормам благочестия: сарафаны до щиколоток, рукава рубах - ниже запястья. Особые требования существовали и к цветовой гамме: моленные сарафаны шились из однотонной ткани синего или черного цветов. Обязательным элементом мужской и женской одежды являлся пояс. Волосы у женщин должны были быть тщательно прибраны, заплетены в косы («с распущенными волосами ходят только блудницы»), убраны в повойник и покрыты платком.

От мирских старообрядцы отличались не только одеждой, но и многими чертами быта. В быту старообрядцы придерживались различных нормативов и предписаний, которые ограничивали контакты с представителями других конфессий. Так, старообрядцам воспрещались совместные трапезы с мирскими: питаться они должны были из отдельной посуды, за отдельным столом. Исключение допускалось в дороге: в этом случае старообрядцу позволялось есть за одним столом с мирскими, при этом только на своем полотенце, поло-

женном на стол, и из своей посуды. Посуда, если в доме проживали не старообрядцы, имела особые пометки, чтобы не перепутать: завязки из ниток или из ткани. Хранилась она на отдельной полочке или в шкафчике. Посуда и предметы, употреблявшиеся иноверцами, считались «оскверненными (пеж, сос)». Земский врач Е.П. Савостьянов из Усть-Сысольского уезда приводит ряд таких описаний: «...Лопата, на которой сушилась как-то ряса искупавшегося священника, была сожжена. В другой раз, чашка и кадка, из которой напился псаломщик, целое лето вымачивались в воде...»5 Посуда с едой должна быть тщательно накрыта или же на нее должен быть установлен так называемый вуджер (букв.: тень) - две щепки, положенные крест накрест на посуду, игравшие роль оберега. Необходимость выполнения подобного рода предписаний объясняют следующей легендой: «Некоего блудного беса встретил Ангел Господень и стал укорять, что он ходит грязный, весь покрытый гнойными нарывами и ранами. Блудный бес ответил, что воды в окрестных водоемах (в Печоре и озерах) "окрещены" Ангелами Божьими. Единственное место, где они, блудные бесы, могут омыть свою нечистоту, - это посуда небрежных хозяек»6. Аналогичные тексты встречаются в различных регионах проживания старообрядцев7. За столом полагалось вести себя «чинно»: нельзя стучать по столу («стол -престол Божий. За подобные поступки Бог может лишить достат-ка»8). Считалось непристойным сидеть нога на ногу; в этом случае «бесы вокруг ног увиваются» («беса ногой качают»)9. Хлеб за столом в прошлом не допускалось резать ножом («это как человека, Христа резать»10). Хлеб разделяли, преломляли рукой. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку («Когда казнили Иоанна Крестителя, его голову положили на блюдо.. .»п). Воспрещалось употребление некоторых продуктов: чая, конины, чеснока, зайчатины, рыб без чешуи (налим)12.

Продукты, которые приобретали на стороне (от не старообрядцев), должны были пройти определенные процедуры «очищения». Мука, мясо «очищались» в процессе приготовления, «пройдя через огонь». Другие же продукты, которые нельзя было подвергнуть подобной процедуре, промывали в воде: масло, приобретенное в магазине, читая «Исусову молитву», три раза погружали в проточную воду13. Особо радикальные на дверях устанавливали две ручки -

одну для верных (старообрядцев), вторую для мирских; не ходили в баню, так как опасались оскверниться.

Многие из старообрядцев считали осквернением пить воду из колодцев, которыми пользовались мирские. Воду брали из ключей или из каких-нибудь других «чистых источников». Даже в настоящее время некоторые из старообрядцев считают осквернением полоскать белье в реке Печоре, предпочитая ей маленькие протоки, по которым лодки и катера не плавают. Старообрядцы педантично соблюдали разделение на «чистое» и «нечистое»: правое-левое, верх-низ. Одеваться, обуваться предписывалось с правой руки, с правой ноги. В бане правой рукой обмывали верхнюю часть туловища (до пояса),

14

левой - от пояса и ниже .

Важнейшими нормативными документами, регулирующими отношения старообрядцев с внешним миром и со своими единоверцами, являлись епитимийники. Источниками этих сводов нормативных правил явились исповедальные листы, формировавшиеся в новгородских землях в средневековье15. В епитимийниках приводился перечень различных отклонений от правил благочестивой христианской жизни и в зависимости от тяжести проступков (единожды согрешив или многократно и т.д.) определялась мера наказания согрешившего (длительность той или иной епитимии). Перечень проступков в епитимийниках включал различные вопросы, касающиеся строгости исполнения религиозных правил, коммуникации между членами общины и иноверными, нарушения в области этикетных норм и прав собственности:

Многожды матерно бранился год епитемий, по 100 поклон на дне16;

Аще мужескои пол к женскому присушал чародейством, целба год поста. По средам и пяткам и понеделникам единожды ести и меж выть-

17

ми не пить ;

Кто в великий пост на первои и страстной недели и среды и пятки

или петров и филипов пост мясо ял единою, полгод постися и по средам

18

и пяткам по 3 лестовке на день ;

Кто с немцами и жидами и прочими еретиками ясть. И в церкви их ходить и платы их и обув носит и бороду брие и ко уста их целует, тому поста на 5 лет и поклонов по 200 Спасу и 100 Богородице или колико

19

духовной сын может понести ;

Кто котел опаганит, соломои выпалить, целба 200 поклон и псалом 8 чи[тать]. Кто сосуд какой ни есть опаганит, соломои выпалить, целба псалом 8 и 300 поклон Спасу20;

Чюжей стог зажегшу на год поста. По понеделе рыбы не ясти. Гумно или двор зажегшу 5 лет поста. По постам поклон по 200 на дне21;

Аще был с кем сваре и брань и с ним не простился и в церковь шед. За то пост 30 дней поклонов по 300 на дне22;

Отца духовного или родного бил. За то епитемия 5 лет поста, поклонов по 300 на день23;

Песней бесовских пел целба 8 дней поста, поклонов 200 на дне24.

Регулировались и интимные отношения между супругами. Супружеская близость воспрещалась в дни постов. В рядовые дни близость между супругами допускалась только по вторникам и четвергам, прочие же дни недели, как отмечают некоторые информанты,

25

супруги спали порознь .

После близости женщина должна была омыться и переменить одежду: одежда, в которой она находилась во время близости, представлялась оскверненной, и ходить в ней считалось грехом (статус «чистой» одежда приобретала только после стирки)26. В епитимей-никах содержались различные вопросы, которые касались тех сторон сексуальной сферы супружеских отношений, которые в среде старообрядцев относились к порочным склонностям («Аще кто тайные уды целует, или в роте держит целба на год поста. По постам по три дни постися поклонов по 100 на дне и 100 Богородице»27).

Порицалось участие старообрядцев в различных светских гуляниях (в играх и народных обрядах). Особенно сурово осуждались святочное ряженье и гадания.

Под влиянием религии возникли навыки не только особого поведения, но и особая манера речи: эмоционально сдержанная, с обилием книжных оборотов и выражений. Бурные проявления эмоции -громкий смех, а также игривые шутки считались непристойными. В таких случаях говорили: Вовъяс моз гигзьоны, йойталоны («Ржут как кони, с ума сходят»).

Грубые слова, ругательства считаются недопустимыми. Говоря о благополучном исходе того или иного предприятия, вводится вы-

ражение «слава Богу». При этом достаточно частое употребление подобных выражений не создает ощущения избыточности или случайности их употребления. Бытующие среди светских людей в качестве благопожелания высказывание «ни пуха, ни пера» и следующее за этим «к черту» или выражение досады «а ну его к лешему» воспринимаются как проявление неуважительного отношения к Богу. Слова в данной религиозной среде имеют особую семантическую нагруженность, и за каждым словом или выражением видится некая связь с духовными силами. Выражая благодарность какому-нибудь человеку, старообрядцы избегают говорить «спасибо». Объясняют они это тем, что слово «спасибо» является искажением словосочетания «спаси Бог» и в таком искаженном виде означает не что иное, как «спаси бес». Поэтому надо употреблять полную форму: «Спаси, Господи, помилуй». Также вместо мирского «до свидания» надо говорить с поклоном: «Прости меня, грешного(ую) (грешника(цу))». При этом необходимо руки держать как на молитве, сложенными на груди, правая выше левой (если руки опущены вдоль туловища, то бесы бегают между рукой и телом)28.

Многие из поведенческих стереотипов, бытующих среди коми старообрядцев, не имеют собственно старообрядческой специфики, а являются отголоском дохристианских верований. Так, считается, что хвалить ребенка за тот или иной поступок или же за его физические данные (силу, ум) имеют право только родственники. Похвала чужих людей может восприниматься как наведение порчи. Предосудительным считается, если человек проходит между двумя встретившимися ему по дороге людьми. В этом случае считается, что он украл у них счастье - шудсо гуис. Существуют запреты что-либо давать в долг (соль, сахар, деньги и т.д.) после шести часов вечера. В случае с деньгами объясняют, что если дать деньги кому-то после шести вечера, то с этими деньгами можно потерять собственную удачу и достаток. В вечернее время, по словам информантов, можно выполнять только неотложные работы: нельзя стричь ногти, волосы и заниматься швейными работами - «вечером шьют только покой-

29

ницкую одежду и ногти стригут только покойникам» .

Подводя итог нашему обзору бытующих среди старообрядцев нормативных правил, можно сказать, что в основе этих предписаний и запретов лежат различные источники: с одной стороны, ста-

рообрядческие сборники канонических правил (епитимейники), с другой - устные этикетные нормы и предписания, являющиеся неким сводом этнических поведенческих стереотипов и ментальных установок, многие из которых восходят к дохристианским верованиям.

Примечания

1 Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. С. 201-209.

2 Власова В.В. Повседневные запреты в коми старообрядческих общинах // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. С. 517.

3 Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. С. 55.

4 Там же. С. 53-55.

5 Савостьянов Е.П. Печорский край Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (Научный Архив Русского географического общества - НА РГО. Разряд 7. Оп. 1. Д. 98. Л. 10).

6 Полевые материалы автора (далее - ПМА). Информант А.С. Пастухова, 1920 г.р., с. Соколово Печорского р-на Республики Коми. Запись 1995 г.

7 См.: Бахтин В.С. Рассказы старообрядцев (из полевых тетрадей) // Живая старина. 1995. № 4. С. 44.

8 ПМА. Информант П.А. Чувьюрова, 1933 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

9 ПМА. Информант П.А. Чувьюрова, 1933 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

10 ПМА. Информант Е.С. Пастухова, 1941 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

11 ПМА. Информант Е.С. Пастухова, 1941 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

12 Подробнее см.: Чувьюров А.А. Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре коми старообрядцев-беспоповцев // Пир - трапеза -застолье в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2005. С. 126-143.

13 ПМА. Информант А.А. Давыдовская, 1922 г.р., пос. Трубоседъельск Печорского р-на Республики Коми. Запись 1992 г.

14 Записано в с. Покча Троицко-Печорского р-на Республики Коми. Паспортные данные информанта не приводятся, так на это не получено ее согласия.

15 См.: Рыбаков Б.А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993. С. 93-96.

16 Епитимейник. XIX в. (последняя четверть), в 8-ку, 40 л., полуустав без переплета. Дер. Курья, Троицко-Печорский р-н, Республика Коми (Институт русской литературы. Верхнепечорское собрание. Р. IV. Оп. 15. № 112. Л. 2-2об.).

17 Там же. Л. 4.

18 Там же. Л. 5.

19 Там же. Л. 5об.-6.

20 Там же. Л. 8.

21 Там же. Л. 10.

22 Там же. Л. 12.

23 Там же. Л. 12-12об.

24 Там же. Л. 12об.

25 ПМА. Информант И.А. Столицына, 1922 г.р., с. Соколово. Запись 1997 г.

26 ПМА. Информант И.А. Столицына, 1922 г.р., с. Соколово. Запись 1997 г.

27 Епитимейник. Л. 8.

28 ПМА. Информант А.И. Пастухова, 1914 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

29 ПМА. Информант П.А. Чувьюрова, 1933 г.р., с. Соколово. Запись 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.