Научная статья на тему 'КОНФИГУРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПАСПОРТА СУДНА'

КОНФИГУРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПАСПОРТА СУДНА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ СУДНА / СУДОРЕМОНТ / SHIP REPAIR / ПРОЕКТНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / DESIGN AND TECHNICAL DOCUMENTATION / E-PASSPORT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тимин А.Э., Филиппов Е.В., Огнева В.В., Бурмистров Е.Г.

В статье описывается прототип конфигурации электронного паспорта судна, его структура и логика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VESSEL ELECTRONIC PASSPORT CONFIGURATION

The article describes the configuration prototype of the vessel electronic passport, its structure and logic.

Текст научной работы на тему «КОНФИГУРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПАСПОРТА СУДНА»

УДК 629.5.083.4; 629.5.083.5

A.Э. Тимин, аспирант ФГБОУВО «ВГУВТ»;

Е.В. Филиппов, магистрант ФГБОУ ВО «ВГУВТ»;

B.В. Огнева, начальник ТО ООО «Борская судоремонтная компания»; Е.Г. Бурмистров, д.т.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КОНФИГУРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПАСПОРТА СУДНА

Ключевые слова: Электронный паспорт судна, судоремонт, проектная и техническая

документация.

В статье описывается прототип конфигурации электронного паспорта судна, его

структура и логика.

В технической и учебной литературе, отраслевых периодических изданиях многократно обоснованы объёмы и периодичность ремонта судов. Актуальность этих вопросов становится тем острее, чем более увеличивается средний возраст судов и возрастает стоимость строительства нового флота. Однако с увеличением возраста судна увеличиваются и объёмы и, соответственно, стоимость ремонтов. Вместе с тем увеличиваются объёмы ремонтной документации. Наряду с всё возрастающими требованиями к техническому состоянию судов, это неизбежно ведёт к усложнению технического документооборота. Чем больше количество ремонтов и их объёмы, тем больше документов приходится разрабатывать. В их число входят: акты дефектации, отчёты о замерах толщин, ремонтные ведомости, рекомендации различных комиссий и Регистра, различная разрешительная документация и т. д. В настоящее время все эти документы, как правило, хранятся на бумажных носителях, постоянно «теряются», приходят в негодность, корректируются некомпетентными лицами и проч.

Перечисленные проблемы достаточно подробно освещены в литературе, например в работах [1 и 2]. Проводились научные исследования [3, 4].

Разрешению этих проблем наиболее успешно могло бы способствовать внедрение электронных паспортов судов (ЭПС) в которых аккумулировалась бы вся документация по судну, включая проектную, эксплуатационную, ремонтную, разрешительную и проч. Общая концепция ЭПС достаточно полно изложена в работах [3 и 5]. Однако, практические вопросы создания, внедрения и ведения ЭПС до настоящего времени практически не разработаны.

В связи с этим, целью данной статьи является ознакомление заинтересованных специалистов с разработанным на кафедре Проектирования и технологии постройки судов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» прототипом ЭПС. Прототип представляет собой «электронную оболочку», обеспечивающую возможность хранения, пополнения и корректировки всей возможной документации по судну и отдельным его элементам и системам. В качестве платформы для прототипа использовано одно из приложений Microsoft Excel, а именно Visual Basic for Applications. Выбор платформы обусловлен доступностью и простой использования. Даже если пользователь не имеет опыта работы с Visual Basic for Applications, его освоение на базовом (пользовательском) уровне занимает не более 1,5...2 ч. Кроме того, данное приложение позволяет автоматизировать некоторые расчёты, например, по прогнозированию объёмов ремонта, расчёту объёмов заменяемого металла и т.д., путём предварительной записи требуемых формул и последующей подстановки в них значимых переменных.

Электронная оболочка ЭПС содержит в себе ряд баз данных, имеющих иерархическую структуру, которые, в свою очередь, подразделяются на папки и файлы, что позволяет работать с файлами различных расширений: doc, dwg, pdf, txt. Оболочка

имеет интуитивно понятный интерфейс и логическую структуру переходов и гиперссылок.

Прототип работает следующим образом. При запуске программы открывается главная страница (рис. 1) с пополняемым перечнем проектов судов, приписанных к компании. В качестве таковой может выступать судоремонтное предприятие, судоходная компания, частное лицо и т.д.

Рис. 1. Интерфейс стартовой страницы

Выбрав вкладку с судном интересующего проекта пользователь, путём наведения курсора на соответствующую интерактивную кнопку (кнопка при этом подсвечивается) и нажатия на левую кнопку компьютерной мыши, открывает окно также с пополняемым списком судов данного проекта и архивом проектной документации по ним (рис. 2). Архив содержит всю имеющуюся проектную документацию по проектам судов, приписанных к компании.

Рис. 2. Интерфейс вкладки «Суда пр. 1570» (пример)

Для строящихся судов архив может наполняться специалистом ПКБ. Для существующих уже эксплуатирующихся судов - уполномоченным представителем судоходной компании или судоремонтного завода путём оцифровки имеющейся (сохранившейся) проектной документации по судну.

Для удобства эта и все последующие вкладки имеют кнопку «обратной перемотки», позволяющую пользователю с любой страницы вернуться на шаг назад (на предыдущую страницу).

Рис. 3. Интерфейс вкладки «Проектная документация»

После нажатия на вкладку «Проектная документация» на дисплее открывается страница, содержащая систематизированный перечень основных элементов судна: корпус, судовые системы, движительно-рулевой комплекс, судовые механизмы, электрооборудование (рис. 3). Во вкладке «Прочее» хранится вся не систематизированная проектная документация по судну. В ней же размещены различные проектные расчёты: общей и местной прочности, остойчивости и непотопляемости, высоты надводного борта, валовой вместимости, расчёты производительности насосов и вентиляционных агрегатов, грузовой план и др.

Кликнув левой кнопкой мыши на вкладке выбранной подсистемы (элемента) интересующего судна можно перейти на страницу, содержащую вкладки «Чертежи» и «Документы». Активирование первой запускает открытие файла, содержащего запрошенный проектный чертёж: Общий вид и расположение помещений, Конструктивный мидель-шпангоут, Конструктивный чертёж корпуса, Теоретический либо любой иной чертёж в оригинальном (dwg, йт, cdw, m3d, a3d и др.) или в защищённом pdf-формате (рис. 4).

Рис. 4. Интерфейс вкладки «Чертежи и Документы»

Активирование второй вкладки открывает страницу, интерфейс которой позволяет перейти на вкладки, содержащие разрешительную, эксплуатационную и ремонтную документацию, акты дефектации и судовой журнал.

Вкладка «Сведения о ремонтах» содержит Ремонтные ведомости, сведения об объёмах заменённого металла, расцеховку работ и др.

Вкладка «Акты дефектации» открывает доступ к Растяжкам обшивки и палуб, Отчётам о замерах остаточных толщин, Актам комиссий по дефектации, расчётам общей прочности и проч.

Рис. 5. Интерфейс вкладки «Судовая документация»

Вкладка «Прогноз износов» запускает программу расчёта скоростей износа и прогнозирования объёмов подлежащего в кратко- и среднесрочной перспективе замене корпусного металла. Судовладельцу такая опция даёт возможность осуществлять оперативное и стратегическое планирование финансовых затрат на поддержание конкретного судна (и приписанного флота в целом) в исправном техническом состоянии. Судоремонтному предприятию - своевременно осуществлять закупку листового и профильного проката в требуемых объёмах. То есть, на качественно новом уровне упорядочить и систематизировать работу служб материально-технического снабжения. При прогнозировании износов реализуется алгоритм расчёта скоростей износов, рекомендуемый Правилами Российского Речного Регистра. За основу принимаются данные о средних остаточных толщинах связей, полученные по результатам минимум двух последних дефектаций. При использовании данных по большему числу дефекта-ций точность прогноза повышается.

Прототип имеет ограничения на использование не уполномоченными лицами. С этой целью в нём предусмотрены три уровня защиты. В совокупности они гарантированно обеспечивают сохранность баз данных, библиотек документации, невозможность корректировок и несанкционированного копирования документов на другие электронные носители лицами без определённого уровня допуска.

1-й (высший) уровень доступа предусматривает возможность просмотра, распечатки, копирования, редактирования и пополнения баз данных;

2-й уровень доступа предусматривает возможность просмотра, распечатки и пополнения баз данных;

3-й уровень доступа обеспечивает возможность просмотра и распечатки документации.

Доступ 1-го уровня рекомендован исключительно для уполномоченного компетентного специалиста компании (модератора), отвечающего за ведение библиотек документации, пополнение баз данных, выдачу требуемых документов в работу и т.д. Получение такого доступа возможно только посредством электронного ключа.

Доступ 2-го уровня обеспечивается за счёт введения пароля. Причём, для каждой из подсистем (корпус, механизмы, системы, электрооборудование и проч.) преду-

смотрен свой пароль, в целях предотвращения размещения новой документации в раздел, ей не соответствующей. Доступ данного уровня предоставляется, как правило, заводским технологам и конструкторам, специалистам управлений эксплуатационной готовности флота судоходных компаний.

Доступ 3-го уровня рекомендован специалистам квалификации «техник», производственным мастерам, счётно-конторскому персоналу. Для данного уровня предусмотрен общий пароль.

В случае передачи владельцем ЭПС сторонним компаниям или предприятиям для пополнения баз данных новой ремонтной документацией, специалисту воспринимающей стороны предоставляется доступ 2-го уровня. При передаче ЭПС на суда уполномоченному члену экипажа также предусмотрено обеспечить доступ 2-го уровня для ведения вкладки «Судовой журнал» во время навигации.

Таким образом, прототип ЭПФ в наиболее полной мере отвечает запросам судоходных компаний и судоремонтных предприятий. На кафедре ведутся работы по созданию его полноценной рабочей версии.

Список литературы:

[1] Огнева В.В. Особенности технического документооборота судоходных компаний и судоремонтных предприятий // Вестник ВГАВТ. Вып. 35. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ» - 2013. - С. 83-89.

[2] Захарова В.В. Инновационный подход к организации и планированию судоремонтных работ на специализированных предприятиях и в судоходных компаниях // Морские интеллектуальные технологии. - 2013. - № 3. - С. 50-54.

[3] Огнева В.В. Прогнозирование объемов судоремонта и организации технического документооборота на основе электронного паспорта флота/судна: дис. ... канд. техн. наук : 05.08.04: защищена 24.06.2015: Огнева Вера Владимировна [Место защиты: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова]; науч. рук. работы Е.Г. Бурмистров; Волжский государственный университет водного транспорта. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 2015. - 172 с.

[4] Бимбиреков П.А. Стратегия и тактика обеспечения технического состояния корпусов судов внутреннего и смешанного плавания: диссертация ... доктора технических наук: 05.08.04 / Бим-береков Павел Александрович; [Место защиты: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова]. - Санкт-Петербург, 2016. - 539 с.

[5] Захарова В.В., Бурмистров Е.Г. Концепция «Электронного паспорта флота» для совершенствования технологической подготовки судоремонтного производства // Труды XV-го конгресса Международного научно-промышленного Форума «Великие Реки». - 2013. - С. 98-104.

THE VESSEL ELECTRONIC PASSPORT CONFIGURATION

A.E. Timin, E. V. Filippov, V. V. Ogneva, E. G. Burmistrov

Keywords: E-passport, ship repair, design and technical documentation.

The article describes the configuration prototype of the vessel electronic passport, its structure and logic.

Статья поступила в редакцию 13.04.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.