Научная статья на тему 'Конфиденциальность онлайн и офлайн'

Конфиденциальность онлайн и офлайн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО И ЭКОНОМИКА / РЫНКИ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ИНТЕРНЕТ-ПРАВО / ПРАВО США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Афанасьева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфиденциальность онлайн и офлайн»

Список литературы

1. Eichensehr K.E. Data extraterritoriality // Texas law review. - Online edition. -2017. - Austin, Vol. 95. - P. 145-160.

Айкенсер К.Е. Экстратерриториальность информации.

2. Ghappour A. Searching places unknown: Law enforcement jurisdiction on the dark web // Stanford law review. - Stanford, 2017. - Vol. 69, Issue 4. - P. 1075-1136. Гаппур А. Места поиска неизвестны: Правоохранительная юрисдикция в темном Интернете.

3. Tallinn manual 2.0 on international law applicable to cyber operations / Еd. by M.N. Schmitt, L. Vihul. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2017. - 638 p. Таллиннское руководство 2.0 о международном праве, применимом к киберо-перациям / под ред. М.Н. Шмитта, Л. Вихул.

4. Woods A.K. Against data exceptionalism // Stanford law review. - Stanford, 2016. -Vol. 68, Issue 4. - P. 729-789.

Вудс А.К. Против исключительности информации.

2018.04.029. Е.А. АФАНАСЬЕВА. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН. (Обзор).

Ключевые слова: право и экономика; рынки; неприкосновенность частной жизни; конфиденциальная информация; персональные данные; интернет вещей; интернет-право; право США.

Согласно существующему законодательству США информация в социальных сетях, передаваемая через защищенные паролем страницы, на самом деле не получает ожидаемой пользователями степени конфиденциальности. Брайан Мунд [3] утверждает, что Четвертая поправка предполагает более высокую степень защиты конфиденциальности для данных в социальных сетях. Судебная и законодательная деятельность свидетельствуют о готовности пересмотреть разумные ожидания граждан в отношении конфиденциальности и разрушить устаревший стереотип о том, что конфиденциальность тождественна секретности.

Повседневные разговоры между друзьями, которые традиционно являлись частью частной жизни, теперь переходят на социальные платформы, такие как Facebook, Twitter и Linkedln. Однако, в отличие от традиционного офлайн-общения, онлайн-разговоры оставляют длинный цифровой след доказательств поведения человека. Благодаря тому, что пользователи социальных сетей все чаще транслируют онлайн свой жизненный опыт, социальные платфор-

мы могут содержать обширные данные о деятельности, предпочтениях и мнениях человека. Более того, этот рост общественного обмена личной информацией сопровождался ошибочным чувством безопасности, ведь информация, предоставленная социальной сети, разделена на частную и публичную. Но это предположение о конфиденциальности данных не обязательно соответствует действительности. Напротив, в соответствии с действующей правовой базой информация, распространяемая в частных сетях, не защищена от передачи третьими лицам.

Информация, распространенная на социальных платформах, может стать ценным ресурсом для правительственных расследований. Например, некоторые люди действительно признаются в совершении преступлений своим подписчикам в социальных сетях. Другие данные могут помочь правительству понять мотивы, отслеживать потенциальные угрозы, подтверждать алиби или предоставлять доказательства обвинения. Хотя следователи, как правило, ограничиваются предметным поиском, они располагают доступом к огромным объемам социальных данных. Такие платформы, как Facebook, Twitter и LinkedIn, позволяют осуществлять обмен данными в закрытой группе. Когда пользователи публикуют такой контент, они используют его совместно с другими членами этой закрытой группы.

Брайан Мунд уделяет основное внимание разумному ожиданию конфиденциальности в контексте контента, предназначенного для закрытой группы лиц, и защите Четвертой поправкой от вторжения в социальные сети со стороны государства. Изучение существующего законодательства показывает, что пользователи социальных сетей не имеют разумного уровня конфиденциальности в своих сообщениях в социальных сетях, даже если они передают информацию с защищенных паролем страниц. Таким образом, суды позволяют исполнительной власти искать информацию в «частных» социальных сетях, невзирая на Четвертую поправку.

В соответствии с законом, эти «частные» социальные страницы пользуются точно такой же правовой защитой, как и публичные, без каких-либо законодательно закрепленных способов защиты конфиденциальности. Такая позиция создает тревожную реальность, в которой сотрудники правоохранительных органов могут

иметь и имеют доступ к информации, предназначенной только «для друзей».

Конфиденциальная информация может стать «добычей» не только государственных органов, но и частных лиц, корпораций. В настоящее время многие люди обеспокоены тем, что рамки их приватности постепенно стираются. Большинство предложений по решению этой проблемы направлено на то, чтобы предоставить пользователям больше информации и возможности контролировать использование их данных. Однако практически всегда не сами субъекты распоряжаются информацией о себе, а решения о ее сборе, использовании и распространении принимаются в одностороннем порядке третьими лицами без их согласия.

Р.А. Форд приводит в своей статье следующий пример [2]. Незадолго до Дня Благодарения в 2011 г. торговый центр «Forest City» объявил, что он начнет отслеживать движения покупателей: с помощью сигналов сотовых телефонов вести мониторинг их перемещения от магазина к магазину. Предполагалось, что торговый центр будет использовать технологию FootPath, которая, как объяснил создатель компании «Path Intelligence», может помочь понять поведение покупателей и учитывать эту информацию, чтобы оптимизировать работу арендаторов, минимизировать операционные и логистические издержки. Отслеживание передвижения покупателей само по себе не ново. Торговые центры уже давно наблюдают за тем, в каких местах клиенты задерживаются надолго и какие они избегают, какие магазины их больше всего привлекают. Не была новой и сама система FootPath; ранее технология «Path Intelligence» использовалась в торговых центрах Австралии и Великобритании. Тем не менее отслеживание маршрутов посетителей в ТЦ «Forest City» продолжалось всего один день, пока не последовала реакция со стороны регулирующих органов и покупателей, которые подняли проблему конфиденциальности. В обращении к «Path Intelligence» и в Федеральную торговую комиссию сенатор Чарльз Шумер отметил, что мониторинг покупателей производится без их согласия, а избежать этого они могут только путем выключения мобильных телефонов или отказа от похода в торговый центр. По словам Шумера, такое обременение является излишним и необоснованным.

Столкнувшись с таким общественным резонансом, торговый центр «Forest City» был вынужден прекратить эту практику. Поэтому вместо того, чтобы отслеживать покупателей через мобильные телефоны, администрации торгового центра придется применять более дорогостоящие средства мониторинга и отказаться от преимуществ технологии FootPath. Сценарий истории FootPath типичен - пресечение новой практики, которая вначале кажется жуткой и инвазивной, хотя это, по сути, приводит к тем же последствиям, что и уже существующие практики, но при помощи других средств. В соответствии с доминирующей в юридическом сообществе точкой зрения в истории с «Forest city» конфиденциальность не нарушена. Система собирала информацию о видимых передвижениях покупателей в общественном месте, доступную широкому кругу лиц. Эта информация не касалась личной или интимной жизни людей. Тем не менее посетители торгового центра и сенатор Шумер сразу решили, что система будет нарушать их конфиденциальность одним лишь тем, что эта информация собирается и используется, вне зависимости от характера данных. Сенатор призвал «Path Intelligence» в дальнейшем «получать явное согласие покупателей» с помощью подписания условий политики конфиденциальности.

Взгляд на конфиденциальность с другой стороны предлагает Райан Кало [1]. В 2014 г. бывший сотрудник Конгресса США по имени Мэтью Кольбер разработал приложение, которое он назвал «BuyPartisan». Приложение предлагало владельцам смартфонов сканировать штрих-коды практически любых продуктов и изучать политические взгляды компании, которая их продает, - на дисплее отображался синий или красный индикатор, в зависимости от вклада компании в избирательную кампанию. «Разве не здорово тратить деньги в соответствии со своими убеждениями?» - объяснял Кольбер свою идею.

Действительно, иногда участники рынка отходят от традиционных рыночных критериев цены и качества, добросовестный потребитель готов отдать предпочтение кофе «free trade» или бриллианту «conflict free», а религиозный владелец цветочного магазина может отказаться предоставить цветы на свадьбу с двумя женихами из соображений морали. Так или иначе, рынок должен принять во внимание и такие, казалось бы, не имеющие непосредственного

отношения к объектам товарно-денежных отношений характеристики. Рассуждая о приватности, Р. Кало предлагает читателю представить мир, в котором потребители и предприниматели знают друг о друге все [1]. Не только обстоятельства, при которых производился товар, но и политические взгляды, кто за какую команду болеет, верит ли в Бога или в гороскопы. Другими словами, рынок без приватности. Будет ли такой рынок желанным для его участников? Будет ли это эффективно? Будет ли рыночный механизм работать вообще, если такие параметры, как цена и качество, вытеснят-ся существенной, но, возможно, посторонней информацией об участниках рынка?

Среди экономистов распространено убеждение, что конфиденциальность переоценена, неэффективна и, возможно, даже безнравственна. Закон не должен защищать конфиденциальность, поскольку конфиденциальность мешает рынку, позволяя людям скрывать полезную информацию. В противовес этому специалисты, занимающиеся вопросами конфиденциальности, склонны скептически относиться к рынку, который цинично рассматривает конфиденциальность как очередной товар, имеющий цену. Эта взаимная и давняя враждебность скрывает ту степень, в которой конфиденциальность и рынки полагаются друг на друга, чтобы достичь своих целей. Конфиденциальность поддерживает основной рыночный механизм, скрывая от участников рынка отвлеченную от товара информацию. Ее отсутствие фокусирует внимание потребителя на таких аспектах, как цена и качество товара, вместо личностных или политических аспектов. Красота рыночного механизма, по мнению Р. Кало, заключается в том, что вам не нужно знать, что человек, с которым вы имеете дело, проголосовал за политика, которого вы ненавидите, или имеет диаметрально противоположное мнение по принципиальным для вас вопросам. Единственное, что должно вас волновать, - это то, что он предлагает лучшее качество по самой низкой цене. Именно благодаря этому рыночная система и функционирует. Конфиденциальность также обеспечивает долговечность деловых партнерств путем облегчения экономической близости. В рыночных отношениях постоянно присутствует «призрак дезертирства» - перспектива заключения более выгодной сделки где-то в другом месте, с другими контрагентами. В бизнесе, как и в жизни, уединение помогает принять правильное решение,

порождает доверие, необходимое для экономической стабильности, -ведь играть с раскрытыми картами более рискованно, чем тщательно отбирать партнеров, перед которыми их можно раскрыть.

Понимание конфиденциальности и рынков как симпатических категорий помогает оправдать или объяснить определенные юридические загадки, например, почему Федеральная торговая комиссия - агентство, занимающееся свободными и открытыми рынками и изобилующее экономистами, - стало фактически органом по защите конфиденциальности в Соединенных Штатах.

Список литературы

1. Calo R. Privacy and markets: A love story // Notre Dame law review. - Washington,

2015. - N 2015-26. - P. 649-690. - Mode of access: https://ssrn.com/abstract= 2640607 or http://dx.D0I.org/10.2139/ssrn.2640607

Кало Р. Конфиденциальность и рынок: История любви.

2. Ford R.A. Unilateral invasions of privacy // Notre Dame law rev. - Washington,

2016. - Vol. 91, N 3, Art 5. - P. 1075-1116.

Форд Р. А. Односторонние нарушения конфиденциальности.

3. Mund B. Social media searches and the reasonable expectation of privacy // Yale journal of law and technology. - New-Heaven, 2018. - Vol. 19, N 1, Art 5. -P. 239-273. - Mode of access: http://digitalcommons.law.yale.edu/yjolt/vol19/iss1/5 Мунд Б. Поиск через социальные медиа и разумные ожидания конфиденциальности.

2018.04.030. РЕГАН МП. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. REGAN M.P. Reviving the public trustee concept and applying it to information privacy policy // Maryland law review. - Maryland, 2017. -Vol. 76, N 4. - P. 1025-1043. - Mode of access: http://digitalcommons. law.umaryland.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3760&context=mlr

Ключевые слова: конфиденциальность; государственное попечение; защита данных; приватность; принципы достоверной информации; коммуникации.

Политические события 1980-1990-х годов определили траекторию направления политики конфиденциальности: доминирование индивидуализма в сфере защиты данных, отказ от ее прямого регулирования со стороны администрации Рейгана и Клинтона с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.