Научная статья на тему 'Конфессиональный состав индийского национального Конгресса в конце xix - начале XX в'

Конфессиональный состав индийского национального Конгресса в конце xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / INDIAN NATIONAL CONGRESS / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / CONFESSIONAL COMPOSITION / ИНДУССКО-МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / HINDU-MUSLIM CONFLICTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Дмитрий Сергеевич

Исследуется конфессиональный состав Индийского национального конгресса (ИНК) в период становления организации в качестве ведущей силы индийского национально-освободительного движения. Рассмотрены закономерности формирования состава ИНК, обусловленные меняющимися социально-политическими условиями в Индии конца XIX в. Большое внимание уделено анализу соотношения числа мусульман и индусов в ИНК в контексте индусско-мусульманских противоречий. Сделаны выводы о влиянии состава ИНК на восприятие Конгресса различными слоями индийского общества и британской колониальной администрацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional composition of the Indian National Congress in the late 19th - early 20th century

The aim of this article is to study the confessional composition of the Indian National Congress in the late 19th early 20th century. To achieve this aim, the following tasks are envisaged: analysis of statistical data on the composition of the organization, detection of the number of representatives of various confessional groups in the INC; clarification of the attitude of Indian religious minorities and the British colonial administration towards the INC, depending on the confessional composition of the organization. The sources of the study are the reports of the proceedings of the 1885-1909 Congress' sessions, which contain the lists of the delegates, indicating their religious affiliation; pamphlets and speeches of the one of the Congress' founders, A. O. Hume, who was the supporter of extension of the confessional and social representation in the INC. In the course of the study, the author came to the following conclusions: the peculiarities of the confessional composition of the INC were formed under the influence of India's religious diversity, and the INC had to take some measures with the aim to attract representatives of religious minorities in spite of opposition of the influential circles of the Muslim aristocracy. The religious factor was not decisive in determining the directions of the activities of the Congress due to the political nature of its declared goals. At the same time, the analysis of the confessional composition of the INC showed that the overwhelming majority of delegates to the sessions of the Congress represented the Hindu community. Among them the dominant position was occupied by representatives of the Brahmin castes who had wide access to education. Among the religious minorities the largest was the Muslim (an average of 1 to 14% of the total number of delegates, with the exception of the 1899 session). The insignificant representation of Muslims in Congress was influenced by the opposition of part of the Muslim aristocracy, the split of the INC in 1907, the establishment of the Muslim League and the preparation of the Morley-Minto reforms. A notable role in the Congress was played by the Parsis. The proportion of their delegates relative to the total number of the religious community significantly exceeded the Muslim one. The political activity of the Parsis was due to the fact that they constituted a significant part of the nascent national bourgeoisie, whose interests were expressed by the INC. In addition, Christians, Sikhs and other minorities were represented in the INC, and as a result the Congress was the only national organization capable of expressing the interests of all Indian creeds, despite opposition from part of the Muslim aristocracy and the colonial administration, which believed that the INC expressed the interests of the Hindu majority only.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный состав индийского национального Конгресса в конце xix - начале XX в»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53

УДК 34(540)

БОГ: 10.17223/19988613/53/20

Д.С. Никитин

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Исследуется конфессиональный состав Индийского национального конгресса (ИНК) в период становления организации в качестве ведущей силы индийского национально-освободительного движения. Рассмотрены закономерности формирования состава ИНК, обусловленные меняющимися социально-политическими условиями в Индии конца XIX в. Большое внимание уделено анализу соотношения числа мусульман и индусов в ИНК в контексте индусско-мусульманских противоречий. Сделаны выводы о влиянии состава ИНК на восприятие Конгресса различными слоями индийского общества и британской колониальной администрацией.

Ключевые слова: Индийский национальный конгресс; конфессиональный состав; индусско-мусульманские противоречия.

Одной из основных характеристик индийского субконтинента, оказывавшей серьезное влияние на политическое развитие региона, является его поликонфес-сиональность, бывшая результатом многочисленных миграций населения в древности и средневекового мусульманского завоевания Индии. К концу XIX в. - времени появления ИНК на индийской политической сцене - большинство населения Индии составляли индусы (207,7 млн человек при общей численности населения в 287,2 млн человек), среди религиозных меньшинств самыми крупными (без учета лесных племен, придерживавшихся первобытных анимистических верований) были мусульмане - 57,3 млн чел., буддисты -7,1 млн, христиане - 2,3 млн, сикхи - 1,9 млн и джайны - 1,4 млн человек; незначительную часть населения составляли парсы (зороастрийцы) - 89,9 тыс. и иудеи -17 тыс. человек [1. Р. XXП-XXГV]. В таких условиях деятельность политической организации, стремившейся выражать интересы всего индийского народа, не могла быть эффективной без учета конфессионального разнообразия, присущего Индии, и последовательной религиозной политики.

С момента возникновения ИНК руководители Конгресса в публичных выступлениях делали акцент на том, что организация является общенациональной [2. Р. 221]. Главной целью ИНК провозглашалась сугубо политическая задача, решение которой не должно было зависеть от особенностей конфессионального состава Конгресса - расширение прав индийского народа в управлении страной. Однако многовековые противоречия между двумя крупнейшими религиозными общинами (индусской и мусульманской) требовали от лидеров ИНК решения двоякой задачи - привлечения мусульман в конгрессистское движение и противодействия оппозиции Конгрессу, возглавляемой Саидом Ахмад-ханом - мусульманским просветителем, создателем теории «двух наций», согласно которой мусульмане и индусы в Индии являлись не просто приверженцами разных вероучений, а представляли собой две отдельные нации, живущие на одной территории.

С учетом того, что после поражения народного восстания 1857 г. мусульмане сравнительно поздно включились в общественно-политические процессы, более характерные для индусской интеллигенции (создание политических ассоциаций и т.п.), наиболее активную часть Конгресса составляли индусы, вследствие чего руководство ИНК в первые годы его существования было вынуждено уделять конфессиональному вопросу большое внимание, что нашло отражение в ряде мероприятий ИНК в конце 80-х гг. XIX в. В целом указанные выше факторы и определили своеобразие конфессионального состава ИНК в конце XIX - начале XX в.

Главной характерной чертой конфессионального состава ИНК было превалирующее число индусских делегатов. На некоторых сессиях Конгресса число индусов превышало 95% от общего состава делегатов (в частности, на сессии в Лахоре в 1909 г. на 232 индусских делегата приходилось 11 человек, представлявших иные конфессии [3. Appendix C]) и никогда не опускалось ниже 55% (сессия 1899 г. в Лакхнау [4. Appendix]). По подсчетам индийского исследователя П.Ч. Гхоша, в 1892-1909 гг. из 13 839 делегатов ИНК 12 383 были индусами и только 1 456 делегатов представляли иные религиозные течения [5. P. 23]. Вместе с тем неоднородность общины (ее варновый, т. е. сословный характер) приводила к тому, что большую часть индусских делегатов на сессиях ИНК представляли члены высшей варны - брахманы. На некоторых сессиях число брахманских делегатов превышало совокупное число индусских делегатов остальных варн в два или почти в два раза (на сессии в Мадрасе в 1894 г. 744 делегата были брахманами, 371 - представляли иные индусские варны [6. Appendix]; в Пуне в 1895 г. это соотношение составило 996 к 494 [7. Appendix]). Как правило, брахманские делегаты составляли от трети до половины всех индусских представителей. Столь высокий процент участников-брахманов на сессиях Конгресса можно объяснить тем, что, согласно правилам, установленным на бомбейской сессии 1885 г., заседания Конгресса велись на английском языке [8.

Конфессиональный состав Индийского национального конгресса

105

P. 3], а поэтому от делегатов требовался определенный уровень образования. Вероятно, возможность доступа к образованию повлияла также на то, что сессии, проводимые в крупных городах, таких как Мадрас, посещало большое количество шудр - низшей варны в индусской иерархии [6. Appendix].

Вторую по численности религиозную группу, принимавшую участие в сессиях ИНК, составляли мусульмане. Однако число мусульманских делегатов было невелико: только однажды, на сессии в Лакхнау в 1899 г., их насчитывалось 313 человек (42% от всех делегатов [4. Appendix]); на остальных сессиях процент мусульман колебался от 1 (сессии 1894, 1898, 1903 гг.) до 14 (сессия 1892 г.). Помимо активной оппозиции со стороны части мусульманской аристократии, возникшей уже в середине 80-х гг. XIX в., на незначительное представительство мусульман в Конгрессе оказывали и иные факторы. Раскол ИНК в 1907 г. и создание Мусульманской лиги годом ранее, а также подготовка реформ Морли-Минто в Индии, предполагавших введение отдельной избирательной курии для мусульман, привели к тому, что существенная часть мусульман отошла от Конгресса после 1906 г. Таким образом, если на калькуттской сессии 1906 г. присутствовали 45 мусульманских делегатов [9. Appendix I], то сессии 1908 и 1909 гг. посетили лишь 10 и 5 мусульманских делегатов соответственно.

Более политически активной частью индийского населения были парсы, которые в период с 1885 по 1909 г. были представлены в среднем 12 делегатами ежегодно. Минимально парсы были представлены в 1892 г. - 1 человек, максимально в 1904 г. - 65 человек. На отдельных сессиях (1902, 1904, 1908 гг.) число делегатов-парсов превышало число мусульманских представителей. Политическая активность парсов и, как следствие, их участие в деятельности ИНК, в том числе и на руководящих постах, была обусловлена тем, что они составляли заметную часть зарождавшейся национальной буржуазии, интересы которой, главным образом, выражал ИНК.

Среди других религиозных течений, представители которых принимали участие в деятельности ИНК, следует отметить христианство и сикхизм. Христиане были представлены как европейцами, так и коренными индийцами; в целом их доля среди делегатов не превышала 1% [5. P. 23]. Вместе с тем А.О. Юм (генеральный секретарь ИНК в 1885-1906 гг.) неоднократно об-

ращался к англичанам, жившим в Индии (англо-индийцам), с просьбой принимать активное участие в работе Конгресса [10. Р. 13], поскольку руководство организации рассматривало англо-индийцев как неотъемлемую часть индийского народа. В 1888 г. президентом ИНК был впервые избран христианин (Джордж Юл), однако этот факт не привел к значительному увеличению числа христианских делегатов на конгрес-систских сессиях. Что касается делегатов-сикхов, то их число могло достигать заметных показателей (40 представителей на лахорской сессии 1893 г.), однако в большинстве случаев значительное сикхское представительство связано с проведением сессий в местах компактного расселения этой общины, прежде всего в Лахоре. В частности, в 1894 г., через год после сессии в Лахоре, Конгресс не посетил ни один сикхский делегат. Это, в свою очередь, свидетельствовало о слабости политических связей между различными районами Индии и об ограниченных возможностях самого ИНК, который не был способен взять на себя все расходы на доставку избранных делегатов к месту проведения сессии.

Таким образом, исследование конфессионального состава ИНК позволяет выявить две основные тенденции, которые оказали серьезное влияние на развитие организации в дальнейшем. В первую очередь, наличие в Конгрессе индусского большинства порождало критику со стороны религиозных меньшинств и колониальной администрации, основанную на том, что ИНК является организацией, выражавшей исключительно индусские интересы. Это косвенно отражалось на росте коммуналистских настроений среди религиозных меньшинств и росте числа организаций (самой известной из которых являлась возникшая в 1906 г. Мусульманская лига), выражавших интересы определенных конфессиональных групп. Однако на фоне общей слабости региональных общественно-политических ассоциаций Конгресс, участниками которого уже в первые годы существования были представители всех индийских конфессий (за исключением иудеев [11. Р. 55]), был единственной организацией национального масштаба, требования которой были обусловлены политической целесообразностью, что в значительной степени оправдывало притязания ИНК на выражение интересов всех конфессиональных групп в Индии и способствовало росту его популярности в различных слоях индийского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. General Report of the Census of India, 1891. London, 1893.

2. Hume's Speech at Allahabad on 30th April, 1888 on the origin, aims and objects of the Indian National Congress // Yadav B.D.A. O. Hume: founder

of Congress. Delhi, 1992. P. 219-241.

3. Report ofthe proceedings of the Twenty-Fourth Indian National Congress. Lahore, 1910.

4. Report of the Fifteenth Indian National Congress. Lucknow, 1900.

5. Ghosh P.Ch. The Development of the Indian National Congress, 1892-1909. Calcutta, 1960.

6. Report ofthe Tenth Indian National Congress. Madras, 1895.

7. Report of the Eleventh Indian National Congress. Poona, 1896.

8. Proceedings of the First Indian National Congress. Madras, 1905.

9. Report of the Twenty-Second Indian National Congress. Calcutta, 1907.

106

Д. С. Никитин

10. Hume A.O. Star in the East, or, the Bengal National League. Calcutta, 1886.

11. Audi alteram partem: being two letters on the certain aspects of the Congress movement. London, 1888.

Nikitin Dmitry S. National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] CONFESSIONAL COMPOSITION OF THE INDIAN NATIONAL CONGRESS IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURY

Keywords: Indian National Congress; confessional composition; Hindu-Muslim conflicts.

The aim of this article is to study the confessional composition of the Indian National Congress in the late 19th - early 20th century. To achieve this aim, the following tasks are envisaged: analysis of statistical data on the composition of the organization, detection of the number of representatives of various confessional groups in the INC; clarification of the attitude of Indian religious minorities and the British colonial administration towards the INC, depending on the confessional composition of the organization.

The sources of the study are the reports of the proceedings of the 1885-1909 Congress' sessions, which contain the lists of the delegates, indicating their religious affiliation; pamphlets and speeches of the one of the Congress' founders, A. O. Hume, who was the supporter of extension of the confessional and social representation in the INC.

In the course of the study, the author came to the following conclusions: the peculiarities of the confessional composition of the INC were formed under the influence of India's religious diversity, and the INC had to take some measures with the aim to attract representatives of religious minorities in spite of opposition of the influential circles of the Muslim aristocracy. The religious factor was not decisive in determining the directions of the activities of the Congress due to the political nature of its declared goals. At the same time, the analysis of the confessional composition of the INC showed that the overwhelming majority of delegates to the sessions of the Congress represented the Hindu community. Among them the dominant position was occupied by representatives of the Brahmin castes who had wide access to education. Among the religious minorities the largest was the Muslim (an average of 1 to 14% of the total number of delegates, with the exception of the 1899 session). The insignificant representation of Muslims in Congress was influenced by the opposition of part of the Muslim aristocracy, the split of the INC in 1907, the establishment of the Muslim League and the preparation of the Morley-Minto reforms. A notable role in the Congress was played by the Parsis. The proportion of their delegates relative to the total number of the religious community significantly exceeded the Muslim one. The political activity of the Parsis was due to the fact that they constituted a significant part of the nascent national bourgeoisie, whose interests were expressed by the INC. In addition, Christians, Sikhs and other minorities were represented in the INC, and as a result the Congress was the only national organization capable of expressing the interests of all Indian creeds, despite opposition from part of the Muslim aristocracy and the colonial administration, which believed that the INC expressed the interests of the Hindu majority only.

REFERENCES

1. General Report ofthe Census of India. 1891. (1893) London: [s.n.].

2. Hume, A.O. (1992) Hume's Speech at Allahabad on 30th April, 1888 on the origin, aims and objects of the Indian National Congress. In: Yadav, B.D.

A.O. Hume: Founder of Congress. Delhi: [s.n.]. pp. 219-241.

3. Report of the Proceedings of the Twenty-Fourth Indian National Congress. (1910) Lahore.

4. Report of the Fifteenth Indian National Congress. (1900) Lucknow.

5. Ghosh, P.Ch. (1960) The Development ofthe Indian National Congress, 1892—1909. Calcutta: [s.n.].

6. Report of the Tenth Indian National Congress. (1895) Madras.

7. Report of the Eleventh Indian National Congress. (1896) Poona.

8. Proceedings of the First Indian National Congress. (1905) Madras.

9. Report of the Twenty-Second Indian National Congress. (1907) Calcutta.

10. Hume, A. O. (1886) Star in the East, or, the Bengal National League. Calcutta: [s.n.].

11. Hume, A. O. (1888) Audi alteram partem: being two letters on the certain aspects of the Congress movement. London: Station Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.