Научная статья на тему 'Конфессиональные школы в образовательном пространстве Дагестана'

Конфессиональные школы в образовательном пространстве Дагестана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧЕТЬ / МЕДРЕСЕ / ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АЛИМЫ / УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Мусаев Абдулкаир Омарович

Раскрыта роль медресе в развитии духовного, образовательного и научного потенциала народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные школы в образовательном пространстве Дагестана»

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА

®2011 Маллаев Д.М., МусаевА.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

Раскрыта роль медресе в развитии духовного, образовательного и научного потенциала народов Дагестана.

The authors of the article reveal the role of madrasah in the development of spiritual, educational and scientific potential of Dagestan peoples.

Ключевые слова: мечеть, медресе, знание, образование, алимы, учебные предметы.

Keywords: mosque, madrasah, knowledge, education, ulemahs, school subjects.

С самых первых шагов прихода арабов на территорию Дагестана ислам и знания шли вместе рука об руку, а основной символ ислама -мечеть - становился центром распространения знаний, где коранские школы, мектебы и медресе выступали очагами учебы, образования и просвещения.

Следуя наставлениям и традициям ислама, мусульмане уделяли серьезное внимание тому, чтобы каждый мусульманский ребенок независимо от расы, национальности, сословий получал соответствующее по возрасту образование, вследствие чего знания были доступны для всех мусульман.

Арабо-мусульманская историография возникновение первых медресе (араб. Мадраса, от дараса -изучать) относит к IX веку, когда учебные заведения такого типа были открыты во многих городах Сельджукской империи по инициативе Эмира Низами аль-Мулк [3. С. 18].

На территории Дагестана в селении Цахур (ныне Рутульский район) в XI веке начало функционировать первое медресе, в котором было организовано повышенное обучение муталимов, перевод и переписка религиозной литературы [там же].

Контакты с мусульманскими образовательными и научными центрами, накопление знаний, рост образовательного потенциала

дагестанцев способствовали открытию медресе дагестанскими алимами.

По мнению профессора А. Шихсаидова, в XIV—XV вв. медресе были в ряде других дагестанских селений, где действовали мечети, в том числе и соборные, достаточно крупные (Кумух, Ахты, Рутул, Тпиг, Рача, Хунзах, Худуц, Губден, Хнов, Аркас, Ансалта, Эндирей и т.д.)» [3. С. 19]. В Дербенте в комплекс Джума-мечети входило и здание медресе, сооруженное в 1475 году.

При всей своей жестокости завоеватель Тимур поддерживал местное мусульманское духовенство и поощрял строительство медресе в Нагорном Дагестане, где многие исповедовали христианство,

метрополией которого являлась православная Грузия.

В XVI—XVII вв. продолжается рост числа медресе, а в XVIII-XIX вв. медресе стало для Дагестана всеобщим явлением. В основном они открывались в крупных селениях, центрах арабо-мусульманской

культуры и просвещения, к которым

тяготели жители соседних мелких селений.

Дагестанская историография к наиболее значительным относят медресе Шабана аль-Убуди (Обода), Мухаммада аль-Куддук (Кудутль), Дауда из селения Усиша, Дамадана из Мегеба, Махада из Чоха, Ибрагима из Урада, Гасана из Кудали, Мирзаали из селения Ахты, Мухаммада из селения Яраги, Джамалудина Гази-Кумухского,

Гасана Алкадари, Абусуфьяна Акаева, Саида Араканского, Али-Хаджи Акушинского, Али Каяева и

др. [3].

В селении Согратль было несколько известных в Дагестане и за его пределами медресе, из которых наибольшей известностью

пользовались медресе Шафи-Хаджи, выпускника Ал-Азхара в Египте; Махди-Мухаммада и Абдурахмана-Хаджи, в которых число муталимов доходило до 150-200 человек.

Следует отметить тот факт, что до сих пор историками и педагогами не изучена деятельность

многочисленных дагестанских

медресе, не систематизирована их работа, что объясняется негативным отношением к арабо-мусульманским духовным ценностям, характерным для идеологизированной советской историографии.

Известностью и популярностью в Дагестане пользовалось медресе Саида Араканского, которое отличалось единством богословского образования и науки. Оно было создано еще в конце XVIII дедом Саида Абубакаром Аймакинским, доверившим на старости лет медресе внуку. В медресе Саида Араканского обучались многие дагестанцы, в том числе будущие имамы Газимагомед, Гамзат, Шамиль, известные ученые Мухаммед аль-Яраги, Мухаммедтахир аль-Карахи, которые оставили заметный след в образовании и науке.

Широкой известностью

пользовалось медресе, открытое в селении Кумух в 1918 году Али Каяевым. Оно функционировало до

1928 года, до полного искоренения религиозных учебных заведений в

Дагестане под прессом

антирелигиозной пропаганды

партийных и правоохранительных органов. При этом отмечался престиж медресе Али Каяева, контингент обучающихся которого составлял 300 человек со всего Дагестана [6].

Медресе Али Каяева от традиционных отличалось тем, «что здесь обучение строилось

исключительно в соответствии с основами современных наук, в учебном процессе преобладали

философские и естественнонаучные дисциплины». В медресе изучали физику, химию, математику, геометрию, географию, астрономию и лакский язык, что по сути можно рассматривать в качестве реального учебного заведения как по набору учебных дисциплин, так и по методам обучения, воспитательным задачам, хотя и называлось медресе [6. С. 61].

По мнению А. Меджидова и М. Абдуллаева, большое внимание в медресе уделялось формированию нравственно-волевых качеств,

вследствие чего из него выходили не столько служители культа, а

образованные для своего времени люди. Так, дагестанский художник Халилбек Мусаясул с большой теплотой пишет о медресе, в

котором учился, отмечая, что «большое учебное помещение медресе, которое и сейчас отчетливо стоит у меня перед глазами, было устлано коврами, а вокруг лежало много книг, стояли стеллажи с

фолиантами. При этом старшие по возрасту муталимы неустанно вели свои ученые и хитроумные споры, а мы, младшие, бросив свои уроки, изумленно прислушивались к ним» [7. С. 155].

Медресе было чисто мужским учебным заведением, с

многонациональным и

разновозрастным контингентом

обучающихся, переход же из одного медресе в другое, от одного алима к другому было обычным явлением без

всякой предосудительности. При этом у каждого мудариса были науки, в которых они считались авторитетами, и большинство приходили к ним совершенствовать свои знания в этой области. Разные медресе давали возможность сопоставить и освоить различные формы и методы обучения, углубить знания.

Наиболее состоятельные горцы для дальнейшего развития знаний посещали центры образования и науки Турции, Ирака, Ирана, Сирии и Египта, и чем больше изучался тот или иной курс наук в медресе, тем выше был статус алима в народе.

Являясь общественными

учебными заведениями, медресе не имели единой учебно-программной базы. В связи с этим каждый мударис-наставник обучал

слушателей, естественно, исходя из степени своей подготовленности, компетентности в богословии и научном направлении. При этом в исламском мировоззрении

существовали две категории учебных дисциплин - фард айн и фард кифайя, которые интегрированы и которые нельзя разделить на религиозную и светскую сферу. Как фар дайн, так и фард кифайя выступают в диалектическом единстве, включая знание столпов религии, основ веры и получение знания фард кифайя, необходимые для полноценной жизни в обществе. Деление обусловлено тем, что ислам, во-первых, обеспечивает человеку привязанность к своей вере (фард айн), а во-вторых, возможность приобрести

специальность и продвигаться в науках (фард кифайя), соблюдая равновесие между дисциплинами. XVIII век был для дагестанцев веком повышенного интереса к

«некораническим» наукам, т.е. фард кифайя, чему способствовали создание местных алфавитов на основе арабской графики, письма «аджам» с введением новых букв и приспособлением арабского

алфавита к фонетическим

особенностям языков народов

Дагестана.

С появлением письменности «аджам» дагестанцы получили

возможность перевести и изучить не только религиозную литературу, но и философию, а также достижения знаний в области гуманитарных и естественно-математических наук, вследствие чего мусульманские ученые исследовали, изучали,

переводили на арабский язык книги Древней Греции, Древнего Рима и Древней Персии с внесением соответствующих дополнений,

переводили арабскую религиозную и научную литературу на местные языки.

Медресе, неотделимое от мечети, становится центром по объему переписки и переводу религиозных и научных трактатов. При этом забота о знаниях алимов, муталимов не сводилась к изучению чисто теологической науки, а имело целью владение прикладными и

специальными науками,

охватывающими все, что полезно человеку в жизни.

Известный дагестанский ученый М. Абдуллаев пишет о том, что с появлением «аджама» увеличился спектр изучаемых в медресе дисциплин, среди которых:

грамматика, поэтика, логика,

риторика, социология, история, право, а также математика, вобравшая в себя семь самостоятельных наук (арифметику, геометрию, оптику, механику, науки о звездах, о музыке, о тяжестях). В свою очередь наука о звездах делилась на астрономию и астрологию, серьезное внимание уделялось гуманитарным наукам -философии (диалектика,

метафизика), истории, социологии, географии. Начиная с мектеба, подробно изучали мусульманское право [1].

Абдурахман из Газикумуха (18371901) в своей «Книге воспоминаний» («Китаб ат-тазкира») представляет спектр наук, распространенных в Дагестане, и отмечает двенадцать:

морфология, синтаксис, метрика, логика, теория диспута,

законоведение, толкование Корана, жизнеописание (Пророка), суфиз, риторика (маан, байан, бади, т.е. риторика, стилистика, поэтика - все эти три отрасли считаются за одну науку), ал-мухара, ал-хуласа... Что касается остальных наук, то ими у нас занимаются редко, особенно илм ал-хуласа, при помощи которой исчисляются многие цифры [3. С. 21].

Для сравнения: в европейских

учебных заведениях повышенного типа в XVII—XVIII веках изучалось 18 учебных дисциплин, тогда как в медресе таких учебных дисциплин насчитывалось 25.

Дагестанская историография не располагает достоверными

статистическими данными о численности мусульманских учебных заведений не только в XVII—XVIII веках, но и в XIX веке и тем более отдельно взятых медресе, вследствие чего нет возможности проследить динамику религиозных учебных заведений не только по типам, но и по общему их числу.

Становление и развитие медресе с XI до начала XX вв. как учебного заведения повышенного типа было обусловлено назревшими

потребностями социально-

экономического, культурно-образова-тельного развития дагестанцев; в них в широком смысле подготовлена и выпестована не одна плеяда дагестанских ученых, получивших широкую известность не только в Дагестане и России, но и в странах мусульманского Востока [5. С. 125].

В 90-х гг. XIX века в отчетах губернаторов Дагестанской области приводится общее число

Примечания

мусульманских школ без указания их типов: к началу 1925 года

функционировало 175 с

контингентом 4795 обучающихся. В 1926-1927 учебном году в десяти округах Дагестана насчитывалось 280 мусульманских учебных

заведений, в том числе 20 медресе, которые комиссия ЦК ВКП(б), работавшая в Дагестане, отметила в своем отчете, резюмируя, что

численность контингента

мусульманских школ преобладает над его численностью в советских школах.

С 1927 года начинается

постепенное сокращение сети мусульманских учебных заведений, функционирующих в Дагестане с первых веков прихода ислама, в том числе и медресе.

В первой четверти XX века медресе прекратили свою духовную, образовательную и научную

деятельность в результате насильственного искоренения

советской властью религиозной идеологии, сопровождавшегося ликвидацией богатого культурного

мусульманского наследия.

Знакомство с источниками

показывает, что в годы своего тысячелетнего существования

медресе являлись крупными

образовательными центрами,

центрами духовной культуры,

научной жизни, в которых, помимо собственно теологических,

приобретались гуманитарные и

естественно-математические знания. Эти школы сыграли непреходящую роль в деле мусульманского просвещения, в вхождении народов Дагестана в мир арабомусульманской цивилизации.

1. Абдуллаев М. А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986. 2. Абдуллаев Г. М. Али-Хаджи Акушинский. Махачкала, 2005. 3. Дагестанские святыни. Кн. 1 / сост. и отв. ред. А. Р. Шихсаидов. Махачкала, 2007. 4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / под ред. М. Шихабудинова. Махачкала : Изд-во «Юпитер», 1997. 5. Ислам и исламская культура в Дагестане. М. : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 6. Меджидов Ю. В., Абдуллаев М. А. Али Каяев. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1993. 7. Мусаясул Халилбек. Страна последних рыцарей. Махачкала : Изд-во «Юпитер», 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.