Научная статья на тему 'Конфессиональные исследования истории баптизма в УССР и СССР'

Конфессиональные исследования истории баптизма в УССР и СССР Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
221
148
Поделиться
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / БАПТИСТЫ / ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Куксенко Сергей Иванович

На современном этапе развития исторических знаний возрастает роль и значение историографии, историографических исследований. Возникает необходимость выявить и понять сущность различных направлений, представленных в исторической науке, изменение научной проблематики исторических исследований, становление и эволюцию исторических концепций. Одной из актуальных тем современной историографии есть проблема изучения деятельности в советский период религиозных организаций, протестантских движений, оппозиционных течений в них, отношений между ними и партийно-государственной властью и официально признанными ею руководящими органами этих организаций.

Faith-based study of the history of Baptists in Ukraine and USSR

On the modern stage of the development of historical knowledge, the role and importance of the historiography and historiographical study is rapidly increasing. There is the necessity to reveal and understand the essence of different movements, presented in the historical science, the change of scientific problems, becoming and evolution of historical concepts. One of the actual themes of modern historiography is the problem of studying of the activity of Soviet religious organizations, protestant and oppositional movements; the relationships between them and State-Party authorities, as well as ruling bodies of these authorities.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные исследования истории баптизма в УССР и СССР»

УДК 277.4-9(477+470)

С. И. Куксенко

Конфессиональные исследования истории баптизма в УССР и СССР

На современном этапе развития исторических знаний возрастает роль и значение историографии, историографических исследований. Возникает необходимость выявить и понять сущность различных направлений, представленных в исторической науке, изменение научной проблематики исторических исследований, становление и эволюцию исторических концепций. Одной из актуальных тем современной историографии есть проблема изучения деятельности в советский период религиозных организаций, протестантских движений, оппозиционных течений в них, отношений между ними и партийно-государственной властью и официально признанными ею руководящими органами этих организаций.

Ключевые слова: конфессиональная историография, баптисты, евангельско-баптистское движение, евангельско-баптистская Церковь

Sergey I. Kuksenko Faith-based study of the history of Baptists in Ukraine and USSR

On the modern stage of the development of historical knowledge, the role and importance of the historiography and historiographical study is rapidly increasing. There is the necessity to reveal and understand the essence of different movements, presented in the historical science, the change of scientific problems, becoming and evolution of historical concepts. One of the actual themes of modern historiography is the problem of studying of the activity of Soviet religious organizations, protestant and oppositional movements; the relationships between them and State-Party authorities, as well as ruling bodies of these authorities.

Keywords: confessional historiography, Baptists, Evangelical-Baptist movement, Evangelical-Baptist Church

Попытки осмысления и обобщения историографических достижений по теме развития протестантских общин в советском государстве, протестных настроений в среде верующих, партийно-государственно-конфессиональных отношений специально не проводились, а частично осуществлялись, в основном, в соответствующих историографических обзорах научных работ и диссертаций.

Целью статьи является анализ конфессиональной историографии, посвященной проблемам развития евангельско-баптистского движения в УССР и СССР второй половины ХХ в.

В советский период работ по истории евангельских христиан-баптистов церковных историков было очень мало. Активно изучать свою историю евангельские христиане-баптисты начали с 60-х гг. Религиозные авторы сделали попытку проанализировать и дать собственную оценку развития Церкви. Еще в 1954 г. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов обратился с просьбой через журнал «Братский вестник» направлять материалы по истории религиозных общин. Многие церкви откликнулись и прислали исторические материалы. С этого времени на страницах журнала регулярно публикуются статьи по истории евангельского движения, написанные на основании доступной литературы, церковных и домашних архи-

вов, воспоминаний верующих. Вопрос создания трудов по истории евангельских христиан-баптистов неоднократно рассматривался на пленумах и съездах. В 1967-1969 гг. в связи с празднованием столетия евангельско-баптистского братства на территории Российской империи генеральный секретарь Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов А. В. Карев написал ряд очерков по истории евангельского движения. Некоторые из них были опубликованы в «Братском вестнике». В 1968-1972 гг. свои исторические исследования Ю. С. Грачев обобщил в виде лекций, которые, однако, не получили распространения. Кропотливую работу по сбору дополнительных материалов по истории в 1969-1979 гг. провел В. М. Ковальков. В этих материалах советскому периоду было уделено очень мало внимания.

Только с провозглашением в СССР «перестройки», изменением подходов к изучению религии, расширением базы источников евангельские христиане-баптисты получили возможность самостоятельно писать историю своего движения. Настоящим открытием в исследовании истории евангельских христиан-баптистов стало издание объемного труда «История евангельских христиан-баптистов в СССР»1.

Эта работа засвидетельствовала появление собственно конфессионального евангель-

ско-баптистского направления историографии. Подготовленная специальной комиссией ВСЕХБ, книга раскрывает много трагических страниц истории Церкви в советские времена, обобщает огромную литературу, вводит в читательский оборот массу новых первоисточников и фактов. В работе приводятся данные о репрессиях 1930-1950-х гг., признаются факты вмешательства государства в дела церкви, анализируются причины разделения церкви ЕХБ 1961 г., рассматриваются другие ранее запрещенные темы. Однако необходимо отметить, что это исследование носит отпечаток официальности, оно вышло в то время, когда полная свобода печати была еще невозможна. Поэтому работа соединила в себе, казалось бы, трудно совместимые официально конфессиональный и партийно-идеологический подходы. В ней крайне скупо описаны темные страницы отношений государства и баптизма (вопросу раскола церкви ЕХБ в начале 1960-х гг. посвящено всего две страницы).

После распада СССР в научный оборот были введены работы, комментарии, воспоминания, интервью лидеров оппозиционного евангельско-баптистского движения, активизировалось изучение собственной истории евангельскими христианами-баптистами.

Богатый фактический материал по истории евангельских христиан-баптистов на Украине содержат аналитические труды С. Савинского2, среди которых весомым шагом по исследованию баптизма стал учебник для богословских семинарий ЕХБ, изданный в 1995 г.

Интересный биографический сборник Л. Коваленко «Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX-XX вв.»3. Автор сумел из разных источников собрать биографические сведения о выдающихся деятелях евангельско-баптистского братства и подать их в одной книге. Поэтому она коротко, но интересно освещает жизнь ключевых фигур в истории евангельского движения.

Одной из немногих работ, рассматривающих протестантизм как целостное самобытное явление, остается книга И. В. Подберезского «Быть протестантом в России»4. Однако она содержит мало материала, касающегося Украины, посвящена в большей степени современным проблемам и современному положению протестантизма, чем исторической ретроспективе.

Отдельным вопросам истории баптизма посвящены исторические альманахи, выпускаемые под редакцией историка церкви ЕХБ М. С. Каретниковой5.

В 1990-е гг. на Украине был реализован уникальный научно-исследовательский проект «История евангельско-баптистского движения

в Украине», который осуществлялся совместно Институтом философии НАН Украины и Одесской богословской семинарией. Обработаны были большие массивы архивов всех областей страны, на основе полученных материалов была напечатана коллективная монография «История евангельских христиан-баптистов в Украине» и сборник «История евангельско-баптистского движения в Украине: материалы и документы»6. Ю. Е. Решетников и С. В. Санников опубликовали свои труды: «Обзор истории евангельско-баптистского братства на Украине»7, «Двадцать веков христианства»8, научные статьи9.

Важной стала совместная работа конфессиональных исследователей и коллектива Отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины над комплексным 10-томным трудом «История религий в Украине». К написанию тома «Протестантизм»10 были привлечены многие историки-религиоведы Украины, зарубежья и ученые-богословы церкви Евангельских христиан-баптистов. Председателем Редакционной коллегии «Истории религии в Украине» стал руководитель Отделения религиоведения Института философии НАНУ доктор А. Колодный. Все разделы о баптизме в пятом томе «Протестантизм. Поздний протестантизм. Баптизм» 10-томной «Истории религии в Украине» написаны доктором богословия С. В. Санниковым и кандидатом философских наук Ю. Е. Решетниковым. Материал тома характеризуется полнотой, объективностью, научностью и, одновременно, доступностью. В книге правдиво и научно отображено как протестантское движение, так и жизнь Евангельско-баптистской церкви. А ее надсодержанием, постоянным фоном является толерантность.

Среди диссертаций по баптизму необходимо отметить работу конфессионального исследователя из Санкт-Петербурга Т. К. Никольской, которая в своих публикациях, диссертации и монографии11 рассматривает проблемы взаимоотношений протестантизма и государственной власти в ХХ в. Она собрала и обобщила богатый конкретно-исторический материал о внутренней жизни протестантов в 1940-1950-е гг. прошлого века12, о формировании протестантской субкультуры13, о детях из верующих семей. Исследовательница, рассматривая вопросы разделения в церкви ЕХБ, указывает, что корни проблемы уходят к первым годам утверждения советской власти14. Причину разделения ученая видит в религиозной политике советского государства, которая «создала систему контроля и негласного руководства религиозными организациями и общинами», объединившей «стремление к централизации - объединение всех...

С. И. Куксенко

российских протестантов в зарегистрированных союзах и обществах, а также принцип запрета притока в церковь прозелитов - прежде всего, молодежи»15. Работа выполнена на высоком профессиональном уровне, но, к сожалению, развитию евангельско-баптистского движения на Украине уделено очень мало внимания.

Интересную информацию из архивов ВСЕХБ о динамике численности евангельско-христианской церкви обнародовал О. В. Синичкин16. Вопрос возникновения оппозиции в среде ЕХБ исследуют конфессиональные историки М. Не-волин17, О. В. Синичкин18. Ценным достижением изучения истории пятидесятничества является трехтомный труд В. Франчука «Просила Россия дождя у Бога»19. В. Франчук исследовал также процесс объединения протестантских церквей в ВСЕХБ20.

Отдельно следует отметить произведение старого служителя евангельских христиан-баптистов А. И. Мицкевича. Начав свое служение с 1918 г. и вплоть до смерти в 1988 г., находясь на руководящих постах Союза евангельских христиан и ВСЕХБ, он был живым свидетелем почти всей истории баптизма в Советском государстве. В свое время он входил в редколлегию по изданию «Истории евангельских христиан-баптистов в СССР»21. В 2007 г. был издан его самостоятельный труд «История евангельских христиан-бап-тистов»22. В нем подробно, опираясь на документы, описана история этой конфессии. Труд можно считать и источником, и исследованием одновременно.

Ценным является труд активного участника и одного из лидеров оппозиции в евангельско-баптистском движении Г. К. Крючкова23. Это скорее воспоминания и религиозно-этические размышления, а не собственно историческое исследование. Но произведение содержит много интересных фактов и подробностей из жизни религиозных общин и их реакции на сотрудничество руководства ВСЕХБ и органов власти.

Обзор религиозной исторической литературы свидетельствует, что работы, которые появились в среде верующих, занимают особое место в историографии проблемы. У них с позиций участников религиозного движения освещаются вопросы развития конфессий, деятельности их лидеров и оппозиционных групп, государственно-церковных отношений. Эти работы отличаются от других большим количеством использованного фактического материала, поэтому среди преимуществ конфессиональных исследований следует назвать богатую базу первоисточников. Работы церковных исследователей проникнуты заботой,

искренним сочувствием к страданиям Церкви. Для трудов служителей церкви как непрофессиональных исследователей характерны: эмоциональная окраска описания фактов, очень своеобразный, ненаучный стиль изложения материала, отсутствие аналитического подхода. При внимательном изучении этих работ нельзя не заметить, что они во многом написаны с оглядкой на мнения различных церковных кругов, и это не гарантирует формирования объективной точки зрения на проблему; украинская проблематика в них если не обделена вниманием, то помещается в несколько строк.

Однако, несмотря на конфессиональные подходы и оценки, характерные для этих работ, они, по-своему, ценны, поскольку содержат в себе важную информацию об отношении государства к религиозным организациям, внутреннюю жизнь и проблемы общин и организаций, действовавших в СССР и на Украине, в частности.

Примечания

1 История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Всесоюз. Совет EXB, 1989. б24 с.

2 Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. Одесса: Одес. богослов. семинария, 1995. 128 с.; Ero же. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Т. 1. 18б7-1917. СПб.: Библия для всех, 1999. 424 с.; Т. 2. 1917-19б7. М., 2001. 448 с.

3 Коваленко Л. Облако свидетелей Xристовых для народов России в XIX-XX вв. М.: ЦXС, 1997. 274 с.

4 Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М.: Благовестник, 199б. 382 с.

5 Альманах по истории русского баптизма. СПб., 1998-2000. Вып. 1-2.

6 История евангельско-баптистского движения в Украине. Одесса: Одес. Богослов. семинария: Богомыслие, 199б. 4б c.; История евангельско-баптистского движения в Украине: материалы и док. I сост. С. И. Головащенко. Одесса, 1998. 277 с.

7 Решетников Ю., Санников С. Обзор истории евангельско-баптистского братства на Украине. Одесса: Бого-мыслие, 2000. 24б с.

8 Санников С. В. Двадцать веков христианства: учеб. пособие: в 2 т. Одесса: Богомыслие: Одес. богослов. семинария, 2001. Т. 2: Второе тысячелетие. URL: http: II agiasma. narod. ru (дата обращения: 20. 01. 2014).

9 Решетников Ю. Объединительная тенденция и сепаратизм в истории отечественного баптизма II Украинское религиоведение: бюл. I Укр. ассоциация религиоведов и Отд-ния религиоведения Ин-та филос. им. Г. С. Сковороды НАН Украины. 2000. № 13. С. 50-б0; Решетников Ю., Санников С. Раскол в баптизма в б0-е гг. и его последствия II Жизнь и вера: крым. христиан. газ. 2002. № 8-11.

10 История религии в Украине: в 10 т. Т. 5. Протестантизм в Украине. Протестантизм. Поздний протестантизм. Баптизм / НАН Украины, Ин-т философии им. Г. Сковороды, Отд-ние религиоведения; ред. А. Колодный. Київ: Укр. центр духов. культуры, 2002. 428 с.

11 Никольская Т. Кто такие «отделенные»?: к 40-летию движения баптистов-инициативников // Мирт: евангел. газ. 2001. № 5 (30). URL: http: // gazeta. mirt. ru (дата обращения: 20. 01. 2014); Ее же. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07. 00. 02: отеч. история. СПб., 2003. 273 с. URL: http: // dissercat. com (дата обращения: 20. 01. 2014); Ее же. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге. 2009. 356 с.

12 Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. С. 143-164.

13 Там же С. 190-197.

14 Никольская Т. Кто такие «отделенные»?

15 Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.: дис. ...

16 Синичкин А. О динамике роста братства ЕХБ с 1945 по 1965 г. // Феномен Евразийского протестантизма: ма-

териалы конф. Богослов. о-ва Eвразии I ред. М. Черенков. Одесса: Богослов. о-во Eвразии, 2003. С. 89-9б; То же. URL: http: II lifepeople. info (дата обращения: 20. 01. 2014); То же. URL: http: II rusbaptist. stunda. org (дата обращения: 20. 01. 2014).

17 Неволин М. Конфликт в Союзе EXБ 1959-19б3 г. г. II Богословские размышления = Theological Reflections. 200б. № 7. С. 101-11 б. URL: http: II e-aaa. info (дата обращения: 20. 01. 2014).

18 Синичкин А. В. История евангельских христиан-баптистов в СССР с декабря 1959 по 19бб г. URL: http: II mbchurch. ru (дата обращения: 20. 01. 2014).

19 Франчук В. Просила Россия дождя у Господа: в 3 т. Київ: Світанкова зоря. Т. 1. 2001; Т. 2. 2002. 37б с., Т. 3. 1005 с.

20 Франчук В. И. Советская власть сгоняет протестантов во ВСEXБ. URL: http: II perchatkin. com (дата обращения: 20. 01. 2014).

21 История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Всесоюз. Совет EXБ, 1989. б24 с.

22 Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов. М., 2007. 534 с.

23 Крючков Г. К. Великое пробуждение XX в. М.: Xри-стианин: МСЦ EXБ, 2008. 512 с.