Научная статья на тему 'Конфессиональная политика российского правительства в Северо-Западном крае в 1863–1865 гг. и ее вклад в обеспечение общественной безопасности в регионе'

Конфессиональная политика российского правительства в Северо-Западном крае в 1863–1865 гг. и ее вклад в обеспечение общественной безопасности в регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
польский вопрос / католичество / православие / манифестации / польское восстание / полонофобия

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Валерьевич Ананьев

Актуальность и цели. Исследование деятельности органов государственной и местной власти по осуществлению конфессиональной политики в регионе на примере Северо-Западного края Российской империи является составной частью мероприятий царского правительства по обеспечению общественной безопасности в западных окраинах государства. Цель работы – рассмотрение основных направлений деятельности царской администрации в 1860-х гг. по решению конфессионального вопроса и устранению противоречий в регионе на религиозной почве на примере политики, проводимой генерал-губернатором Северо-Западного края М. Н. Муравьевым. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, а также опубликованных материалов. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования. Результаты. Выявлены основные направления и характерные черты проводимой администрацией М. Н. Муравьева конфессиональной политики в указанном регионе. Выводы. Религиозная политика М. Н. Муравьева позволила временно стабилизировать накал межрелигиозных противоречий в Северо-Западном крае, показав эффективный путь решения данного вопроса. Она стала важным направлением его деятельности в годы управления краем, значительно ослабив позиции католической церкви и усилив влияние православия на жителей края, что способствовало дальнейшей интеграции региона в Российскую империю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергей Валерьевич Ананьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная политика российского правительства в Северо-Западном крае в 1863–1865 гг. и ее вклад в обеспечение общественной безопасности в регионе»

ИСТОРИЯ

HISTORY

УДК 93/94

doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-1

Конфессиональная политика российского правительства в Северо-Западном крае в 1863-1865 гг. и ее вклад в обеспечение общественной безопасности в регионе

С. В. Ананьев

Главный центр научных исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Москва, Россия

sergey_ananyev [email protected]

Аннотация. Актуальность и цели. Исследование деятельности органов государственной и местной власти по осуществлению конфессиональной политики в регионе на примере Северо-Западного края Российской империи является составной частью мероприятий царского правительства по обеспечению общественной безопасности в западных окраинах государства. Цель работы - рассмотрение основных направлений деятельности царской администрации в 1860-х гг. по решению конфессионального вопроса и устранению противоречий в регионе на религиозной почве на примере политики, проводимой генерал-губернатором Северо-Западного края М. Н. Муравьевым. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, а также опубликованных материалов. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования. Результаты. Выявлены основные направления и характерные черты проводимой администрацией М. Н. Муравьева конфессиональной политики в указанном регионе. Выводы. Религиозная политика М. Н. Муравьева позволила временно стабилизировать накал межрелигиозных противоречий в Северо-Западном крае, показав эффективный путь решения данного вопроса. Она стала важным направлением его деятельности в годы управления краем, значительно ослабив позиции католической церкви и усилив влияние православия на жителей края, что способствовало дальнейшей интеграции региона в Российскую империю.

Ключевые слова: польский вопрос, католичество, православие, манифестации, польское восстание, полонофобия

Для цитирования: Ананьев С. В. Конфессиональная политика российского правительства в Северо-Западном крае в 1863-1865 гг. и ее вклад в обеспечение общественной безопасности в регионе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 5-14. doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-1

The confessional policy of the Russian government in the North-Western Territory in 1863-1865 and its contribution to ensuring public security in the region

© Ананьев С. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

S.V. Ananyev

Main Center for Scientific Research of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Abstract. Background. The study of the of state's activities and local authorities in the implementation of confessional policy in region, by the example of the North-Western Territory of the Russian Empire, is an integral part of the measures of the tsarist government to ensure public security in the western outskirts of the state. The purpose of the study is to consider the main activities of the tsarist administration in the 1860s to solve the confessional issue and eliminate contradictions in the region on religious grounds on the example of the policy pursued by the Governor-General of the North-Western Territory M.N. Muravyov. Materials and methods. To achieve this goal, an analysis of unpublished documents from the funds of the State Archive of the Russian Federation, as well as published materials, was carried out. The work uses retrospective, problem-chronological, historical-comparative, as well as general scientific research methods. Results. The main directions and characteristic features of the confessional policy pursued by the administration of M.N. Muravyov in the specified region were identified. Conclusions. The religious policy of M.N. Muravyov made it possible to temporarily stabilize the intensity of sectarian contradictions in the North-West Territory, showing an effective way to solve this issue. It became an important area of his activity during the years of the administration of the region, significantly weakening the position of the Catholic Church and strengthening the influence of Orthodoxy on the inhabitants of the region, which contributed to the further integration of the region into the Russian Empire.

Keywords: Polish question, Catholicism, Orthodoxy, manifestations, Polish uprising, po-lonophobia

For citation: Ananyev S.V. The confessional policy of the Russian government in the NorthWestern Territory in 1863-1865 and its contribution to ensuring public security in the region.

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(4):5-14. (In Russ.). doi: 10.21685/20723024-2023-4-1

Введение

Северо-Западный край - территория Российской империи, составленная в основном из исконно русских земель, была возвращена Россией в результате трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 г. [1, с. 38-40]. По площади данный регион был больше Царства Польского в три раза. В него входили исконно белорусские и литовские земли.

Ко второй половине XIX в. край испытывал на себе доминирующее польское воздействие, так как данная территория еще в ХГУ-ХУ вв. была захвачена поляками и на протяжении нескольких веков подвергалась культурной, экономической и политической колонизации.

Коренным населением Северо-Западного края являлись литовцы и белорусы с преимущественно униатским вероисповеданием, однако католичество оставалось доминирующей в регионе верой в глазах местного населения, для которого Польша представлялась аванпостом цивилизации [2, с. 443-444].

Известный польский писатель и поэт А. Мицкевич заметил, что «польское духовенство обратило религию в прислужницу политики» [3, с. 34]. Представители польского католического клира усердно внедряли в местную народную

среду приверженность политическим традициям некогда величественной Речи Посполитой, к тому времени уже канувшей в Лету, надеясь при этом на ее возможное возрождение [3, с. 6], для других же олицетворяла «латинскую ересь», тех, чьей задачей стала не только политическая, но и религиозная интеграция региона в структуру Российской империи. Одним из наиболее ярких и убежденных апологетов этой политики стал генерал-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьев (1863-1865 гг.), уже имевший опыт управления рядом губерний в вышеуказанном регионе в 1830-х гг.

Михаил Николаевич Муравьев - политический деятель государственного масштаба периода правления императора Александра II, запомнившийся в отечественной истории своим руководством Северо-Западным краем на посту генерал-губернатора в сложных политических условиях, связанных с польским восстанием 1863-1864 гг. Одним из рычагов культурной интеграции края в империю стали меры этого генерал-губернатора в конфессиональной сфере.

Позиция Муравьева в конфессиональном вопросе по отношению к католической церкви в крае с 1830-х гг., по сути, не претерпела существенных изменений и отличалась особой непримиримостью. Еще в 1831 г. он именно римско-католическое духовенство назвал «самым враждебным элементом СевероЗападного края» [3, с. 9].

Автор, исследуя конфессиональную политику администрации М. Н. Муравьева, впервые проанализировал данное направление деятельности в общей канве проводимой царской политики по русификации Северо-Западного края и обеспечению общественной безопасности в регионе. Настоящая работа, основанная на архивных источниках, воспоминаниях и мемуарах современников событий, обобщая работы авторов - исследователей религиозной политики царского правительства в рассматриваемый период, углубляет имеющиеся в отечественной историографии сведения по данному вопросу. При подготовке данной статьи использовались ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования.

Результаты

Положение католической и православной церквей к началу 1860-х гг.

Первые годы царствования Александра II Освободителя внесли либеральную окраску в новый курс царской политики в Северо-Западном крае. Послабления и привилегии польское население края почувствовало довольно скоро [4, с. 9]. Начался период «оттепели» и для католиков края. Следует отметить, что та самая пресловутая колонизация тех территорий поляками проявлялась также в том, что именно они преимущественно являлись помещиками в крае, католиками по вероисповеданию. Крестьяне же в основной своей массе исповедовали православие и униатство.

В связи с этим ситуация к началу 1860-х гг. складывалась не в пользу православной церкви, состояние которой оставалось сложным. Так, например, все католические храмы, костелы были возведены из камня, православные же церкви оставались в основном деревянными. И это не удивительно, учитывая значительно большее финансирование нужд именно католической церкви. Так, царская казна выделяла примерно 1,5 млн руб. в год [4]. Использование русского языка в костелах было сильно ограничено. Митрополит Литовский

и Виленский Иосиф Семашко уже в 1859 г. отчаянно призывал к «деполониза-ции» Северо-Западного края, так как сложившаяся ситуация тормозила процесс интеграции этих земель в Российскую империю.

Период манифестаций 1861-1862 гг.

В феврале 1861 г. Северо-Западный край захлестывает волна уличных беспорядков, демонстраций и массовых шествий польского населения и им сочувствующих. В 1862 г. распространение получило пение националистических песен и гимнов, ношение траура экзальтированными польскими женщинами по погибшим польским патриотам в знак протеста против политики царских местных властей, что приняло характер буквально массовой истерии. Начальник таможенного округа края В. К. Войт отметил связь ксендзов с женщинами в деле мятежа и в связи с этим написал: «Поскребите поляка и вы откроете женщину - его властительницу. Поскребите эту женщину, и откроется ксендз» [5, с. 6-7].

Одной из наиболее показательных общественно -политических организаций стало общество, основанное М. Бучинской, которое делало политическую ставку на женскую аудиторию в регионе. Участницы этой организации осуществляли сбор денежных средств на нужды будущего польского восстания.

Чиновник по Министерству государственных имуществ Я. Н. Бутков-ский отмечал, что массовые манифестации и демонстрации в поддержку поляков производили гнетущее впечатление на остальное население края, которое избегало появляться на улицах во время организации подобных шествий, чтобы не испытать на себе гнев манифестантов [6, с. 86-88].

В понимании польского дворянства и католического клира, которые стояли в числе организаторов протеста, ареал распространения «траурных» шествий должен был показать новые границы возрожденной Речи Посполитой. Повсеместно создаваемые в крае так называемые «братства трезвости» также усиливали влияние ксендзов на местное население.

Таким образом, католический клир края встал на путь революции, отступив от своего прямого религиозного предназначения. Данный фактор оказал колоссальное влияние и немало способствовал ощущению морального превосходства у польских инсургентов.

Католическое духовенство обозначило свою принадлежность к делу организации будущего мятежа тем, что начало использовать территории костелов, монастырей и каплиц для нужд польских повстанцев, где собирались денежные средства, оружие, печатались революционные прокламации [7].

Католический клир и начало польского восстания 1863-1864 гг.

Начавшееся в январе 1863 г. польское восстание по своему характеру являлось католическим. Католический клир в основной своей массе окончательно связал себя с радикальным польским национализмом и превратился в инструмент политической борьбы, дискредитировав себя в глазах представителей государственной и местной власти.

Военный министр генерал Д. А. Милютин также указывал на ведущую роль польского клира в восстании 1863-1864 гг. [8, с. 100], отмечая при этом,

что католические ксендзы нередко вербовали в ряды повстанцев так называемых «жандармов-вешателей», задачей которых был террор местного населения и физическое устранение должностных лиц царской администрации в крае. При этом данные мероприятия поощрялись и благословлялись самими ксендзами. Сами террористы не отличались разборчивостью в применяемых средствах ради достигаемой цели, держа в страхе местное население [8, с. 168-169].

Действительно, католическое духовенство в немалой степени раздувало пожар мятежа. Организовывались секретные съезды католических священников. Монастыри становились пунктами сбора денежных средств на нужды революции [7]. Уезжавшие на борьбу давали клятву ксендзу. Ксендз Мацкевич, например, лично совершал убийства, возглавив при этом одну из банд кинжальщиков. Некоторые другие ксендзы также лично совершали убийства -Плешинский, Тарейво, Пахельский и др. [9, с. 34-35]. По отзывам православных священников католический клир открыто проповедовал вражду к русскому православному населению края, сея зерна религиозной ненависти в и без того проблемном в конфессиональном отношении регионе.

Административные меры генерал-губернатора М. Н. Муравьева

В этих условиях царское правительство прибегло к важным кадровым перестановкам в руководстве краем. 1 мая 1863 г. в самый разгар польского восстания новым генерал-губернатором края был назначен Михаил Николаевич Муравьев.

Администрация М. Н. Муравьева незамедлительно начала активное проведение репрессий по отношению к католическому клиру, учитывая его прямую вовлеченность в вооруженное восстание, который выступал в его глазах таким же преступником и сепаратистом.

Сразу же после прибытия на пост генерал-губернатора Муравьев резонно заметил, что показательная казнь представителей католического клира окажет эффективное воздействие на всю католическую паству края [10, с. 653].

Действительно, по прибытии в генерал-губернаторскую резиденцию в Вильно 22 мая 1863 г. был казнен первый ксендз - С. Ишора - за агитацию населения к восстанию [11, с. 785-786]. Характерной особенностью этих казней было то, что они осуществлялись без предварительного снятия с ксендзов сана [12, л. 42 об., 45]. Муравьев полагал, что духовные лица не имели права вести политическую пропаганду, агитировать население на вооруженное восстание, так как это не только нарушало закон, но и противоречило самому их предназначению [13, с. 106].

Муравьев был также убежден, что ксендзы наряду с польской шляхтой и магнатами стояли в основе разразившихся в крае беспорядков как их главные организаторы и вдохновители. 183 случая участия представителей католического клира в событиях польского восстания 1863-1864 гг. - явное тому подтверждение. Католики империи, по его мнению, были обязаны присягать на верность русскому правительству как российские подданные.

Духовные лица, проявившие политическую неблагонадежность, были высланы из края. К их числу следует отнести епископа А. Красинского, сосланного в Вятку за отказ от сотрудничества с новой администрацией края. Уже к середине 1864 г. в ссылку отправились более 170 ксенздов [3, с. 22]. За участие

в повстанческом движении католический клир теперь облагался денежным штрафом. Для ношения траура необходимо было специальное разрешение [8, с. 239]. Имущество активных участников мятежа - ксендзов - конфисковалось и подлежало продаже на аукционах, вырученные деньги от которых шли в фонд помощи пострадавших от польского мятежа.

Таким образом, налицо жесткая политика местной царской администрации по отношению к католическому духовенству. Циркуляр генерал-губернатора края регламентировал также запрет на поступление в монашество и отлучку из монастырей без ведома губернатора [13, с. 197-198, 237]. На монахов были заведены специальные списки для надлежащего за ними контроля [14, с. 60]. Распространялась практика слежки за перемещениями приходского духовенства, религиозные процессии вне пределов костелов и храмов также были запрещены [15]. К весне 1865 г. было закрыто более 30 монастырей. Упразднялись католические общества.

Конфессиональная политика М. Н. Муравьева в Северо-Западном крае получила поддержку на самом высоком уровне. Официальный Петербург обвинил в 1863 г. руководство католической церкви в подстрекательстве польского восстания 1863 г. Начался конфликт с Ватиканом. Папа Пий IX в свою очередь призывал поляков прекратить восстание.

Западный комитет 17 мая 1864 г. утвердил большую часть предложений и проектов генерал-губернатора М. Н. Муравьева в конфессиональной политике.

Началось «располячение католицизма». Отождествлять поляков с католической верой стало очень удобно. Правительство встало на путь ликвидации и униатской церкви в крае, считавшейся орудием католической реакции. Необходимо было прервать связь ополяченной части населения края с Царством Польским, освободить русский католицизм края от польской окраски.

Следует отметить, что большая часть современников признавала за М. Н. Муравьевым роль главного благодетеля православной веры и русского населения в Северо-Западном крае. Сам Муравьев неоднократно отмечал, что православное крестьянство самое невежественное и неграмотное среди всего населения края. Будучи министром государственных имуществ, Муравьев выступал за срочные меры по укреплению православия в крае. Он немало сделал для того, чтобы православному духовенству была оказана всевозможная материальная и финансовая поддержка и помощь в виде пособий, безвозмездного отпуска строительного материала и т.п. [3, с. 56]. Параллельно он стремился ослабить воздействие католичества на местное население. Богатая католическая церковная собственность перераспределялась в пользу православной церкви.

Усиление позиций православия началось с 1864 г. Было выделено около 42 тыс. руб. духовным лицам, пострадавшим в восстании. Снова стали возрождаться в крае православные церковные братства (к 1868 г. их количество достигло 187) [16, л. 3]. Финансировалось как само православное духовенство, так и строительные проекты. Денежная поддержка православных священников была значительно увеличена. Не отставали и частные лица, собиравшие пожертвования на нужды церквей, которыми было собрано более 400 тыс. руб. и различных церковных принадлежностей на сумму более миллиона рублей.

Жалование православных священников в городах края составило не менее 400 руб. в год, а сельские получали по 200 руб. [17, с. 169]. С большим

доверием генерал-губернатор относился к старообрядцам первоначально как к одному из союзников правительственной политики в крае [3, с. 84].

Пристальное внимание генерал-губернатор обращал на вопрос строительства новых и ремонт старых православных церквей и храмов. Еще в XVI в. в крае было 14 православных церквей, которые к 60-м гг. XIX в. пришли в запустение, поэтому генерал-губернатор поставил задачу по их восстановлению. Особое значение имело восстановление Виленских святынь: храмов и часовен. Из местного бюджета на эти цели было выделено около 900 тыс. руб. Так, было отремонтировано более 120 старых церквей и храмов, построено около 100 новых. Показательной, имеющей символическое значение, стала часовня Александра Невского, возведенная в память о русских воинах, погибших при усмирении польского мятежа 1863-1864 гг. Кроме того, в край приглашались русские благотворители и меценаты. Государственные крестьяне из разных губерний России выделяли денежные средства на строительство православных церквей в крае, присылали в большом количестве иконы [18, л. 6]. Московский митрополит Филарет написал виленскому наместнику такие строки: «Ваше имя победа!» [18, л. 15]. Бескомпромиссная политика Муравьева возымела и обратный эффект в виде анонимных писем с разнообразными угрозами в его адрес [19, л. 52-53].

Польское восстание 1863-1864 гг. сменило либеральный курс императора Александра II в Северо-Западном крае на консервативный и русификаторский по своему характеру. Католическое духовенство дискредитировало себя открытым участием его отдельных представителей в событиях на стороне польских мятежников.

Началась волна арестов и репрессий по отношению к католическому клиру, закрытию подлежали многочисленные католические общества, монастыри, часовни и костелы [20, л. 4 об.].

Заключение

Конфессиональная политика М. Н. Муравьева в Северо-Западном крае стала важным направлением его жесткой административной деятельности в годы его управления краем. Значительно были ослаблены позиции католической церкви и усилено влияние православия на жителей края. Жандармский полковник П. А. Черевин, сподвижник М. Н. Муравьева и сторонник его политического курса в крае, отметил, что проведенные генерал-губернатором в конфессиональном направлении меры продемонстрировали ведущее положение там именно православной веры, а не католичества [14, с. 42].

В 1867 г. во время поездки в западный регион империи Александр II обратился к крестьянам, возлагая надежду на то, что они останутся православными и не возвратятся в лоно римско-католической церкви, как бы предостерегая их от этого шага [21, с. 145].

Православная церковь стала важным инструментом в деле русификации Северо-Западного края. Однако подобные жесткие меры не позволили обеспечить успех окончательной интеграции края с империей, хотя католическая церковь в этих землях в дальнейшем так и не смогла восстановить свое былое влияние и оправиться от удара, нанесенного ей администрацией М. Н. Муравьева.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что проводимая политика по русификации и «деполонизации костела» в целом возымела успех, и к началу

XX в. Северо-Западный край практически перестали ассоциировать с «польским» краем.

Следует остановиться и на практической значимости изучения административного опыта деятельности царской администрации 1860-х гг. в СевероЗападном крае в проведении ею конфессиональной политики. И сегодня интеграция западных окраин ойкумены русской нации в хозяйственную, политическую и культурную жизнь Российского государства имеет актуальность и является важной задачей, решение которой следует искать, в том числе опираясь на исторический опыт, уже имевшийся в практике Российской империи 60-х гг. XIX в.

Список литературы

1. Дмовский Р. Германия, Россия и польский вопрос. СПб. : Изд-во Н. П. Карбасни-кова, 1909. 318 с.

2. Филатова Н. М. «Гордый лях» в русских глазах // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. С. 442-446.

3. Миловидов А. И. Заслуги М. Н. Муравьева для православной церкви в Северо-Западном крае. Харьков : Тип. Губ. правл., 1900. 92 с.

4. Липранди А. П. Польша и польский вопрос. СПб., 1901. 181 с.

5. Войт В. К. Воспоминание о графе М. Н. Муравьеве. По случаю воздвигаемого ему памятника в Вильне. СПб. : Тип. В. В. Комарова, 1898. 17 с.

6. Бутковский Я. Н. Из моих воспоминаний // Исторический вестник. 1883. № 10. С. 78-106.

7. Щеголев С. И. Католическая церковь в национально-освободительной борьбе 18601864 гг. в Царстве Польском : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03. СПб., 1999. 176 с.

8. Милютин Д. А. Воспоминания 1863-1864 гг. М. : РОССПЭН, 2003. 688 с.

9. «Готов собою жертвовать...». Записки графа Михаила Николаевича Муравьева об управлении Северо-Западным краем и об усмирении в нем мятежа. 1863-1866 гг. М. : Пашков дом, 2008. 414 с.

10. М. Н. Муравьев 1 мая 1863 г. // Русская старина. 1883. № 9. С. 653-656.

11. Ауэрбах А. Воспоминания А. А. Ауэрбаха // Исторический вестник. 1905. № 9. С. 782-794.

12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 811. Оп. 1. Д. 57.

13. Цилов Н. И. Сборник распоряжений графа М. Н. Муравьева по усмирению польского мятежа в Северо-Западных губерниях 1863-1864 гг. Вильна : Тип. А. Киркора и братьев Роммов, 1866. 391 с.

14. Черевин П. А. Воспоминания П. А. Черевина. 1863-1865. Кострома : Изд-во Костром. науч. общества по изучению местного края, 1920. 76 с.

15. Бендин А. Ю. Феномен «упорствующих» как проблема веротерпимости в СевероЗападном крае // Славяноведение. 2008. № 4. С. 3-17.

16. ГАРФ. Ф. 811. Оп.1. Д. 141.

17. Мосолов А. Н. Виленские очерки. 1863-1865 гг. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1898. 253 с.

18. ГАРФ. Ф. 811. Оп. 1. Д. 11.

19. ГАРФ. Ф. 811. Оп. 1. Д. 65.

20. Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 10. Д. 201.

21. Самбук С. М. Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века. Минск : Наука и техника, 1980. 224 с.

References

1. Dmovskiy R. Germaniya, Rossiya i pol'skiy vopros = Germany, Russia and the Polish question. Saint Petersburg: Izd-vo N.P. Karbasnikova, 1909:318. (In Russ.)

2. Filatova N.M. "Proud Poles" in Russian eyes. Novoe literaturnoe obozrenie = New Literary Review. 2006;(77):442-446. (In Russ.)

3. Milovidov A.I. Zaslugi M.N. Murav'eva dlyapravoslavnoy tserkvi v Severo-Zapadnom krae = Merits of M.N. Muravyovfor the Orthodox Church in the North-Western Territory. Kharkov: Tip. Gub. pravl., 1900:92. (In Russ.)

4. Liprandi A.P. Pol'sha i pol'skiy vopros = Poland and the Polish question. Saint Petersburg, 1901:181. (In Russ.)

5. Voyt V.K. Vospominanie o grafe M.N. Murav'eve. Po sluchayu vozdvigaemogo emu pa-myatnika v Vil'ne = Memories of Count M.N. Muravyov. On the occasion of the monument being erected to him in Vilna. Saint Petersburg: Tip. V.V. Komarova, 1898:17. (In Russ.)

6. Butkovskiy Ya.N. From my memories. Istoricheskiy vestnik = Historical bulletin. 1883;(10):78-106. (In Russ.)

7. Shchegolev S.I. The Catholic Church in the national liberation struggle of 1860-1864. in the Kingdom of Poland. PhD dissertation. Saint Petersburg, 1999:176. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Milyutin D.A. Vospominaniya 1863-1864 gg. = Memoirs of 1863-1864. Moscow: ROSSPEN, 2003:688. (In Russ.)

9. «Gotov soboyu zhertvovat'...». Zapiski grafa Mikhaila Nikolaevicha Murav'eva ob up-ravlenii Severo-Zapadnym kraem i ob usmirenii v nem myatezha. 1863-1866gg. = "I'm ready to sacrifice myself... " Notes from Count Mikhail Nikolaevich Muravyov on the administration of the North-Western Territory and on the pacification of the rebellion in it. 1863-1866. Moscow: Pashkov dom, 2008:414. (In Russ.)

10. M.N. Muravyov May 1, 1863. Russkaya starina = Russian antiquity. 1883;(9):653-656. (In Russ.)

11. Auerbakh A. Memoirs of A.A. Auerbach. Istoricheskiy vestnik = Historical bulletin. 1905;(9):782-794. (In Russ.)

12. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF). F. 811. Op. 1. D. 57 = State Archive of the Russian Federation. Fund 811. Item 1. File 57. (In Russ.)

13. Tsilov N.I. Sbornik rasporyazheniy grafa M.N. Murav'eva po usmireniyu pol'skogo myatezha v Severo-Zapadnykh guberniyakh 1863-1864 gg. = Collection of orders of Count M.N. Muravyov on pacifying the Polish rebellion in the North-Western provinces 1863-1864. Vil'na: Tip. A. Kirkora i brat'ev Rommov, 1866:391. (In Russ.)

14. Cherevin P.A. Vospominaniya P.A. Cherevina. 1863-1865 = Memoirs of P.A. Cherevin. 1863-1865. Kostroma: Izd-vo Kostrom. nauch. obshchestva po izucheniyu mestnogo kraya, 1920:76. (In Russ.)

15. Bendin A.Yu. The phenomenon of "persistent" as a problem of religious tolerance in the North-Western region. Slavyanovedenie = Slavic studies. 2008;(4):3-17. (In Russ.)

16. GARF. F. 811. Op.1. D. 141 = State Archive of the Russian Federation. Fund 811. Item 1. File 141. (In Russ.)

17. Mosolov A.N. Vilenskie ocherki. 1863-1865 gg. = Vilna essays. 1863-1865. Saint Petersburg: Tip. A.S. Suvorina, 1898:253. (In Russ.)

18. GARF. F. 811. Op. 1. D. 11 = State Archive of the Russian Federation. Fund 811. Item 1. File 11. (In Russ.)

19. GARF. F. 811. Op. 1. D. 65 = State Archive of the Russian Federation. Fund 811. Item 1. File 65. (In Russ.)

20. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 821. Op. 10. D. 201 = Russian State Historical Archive. Fund 821. Item 10. File 201. (In Russ.)

21. Sambuk S.M. Politika tsarizma v Belorussii vo vtoroy polovine XIX veka = The policy of tsarism in Belarus in the second half of the twentieth century. Minsk: Nauka i tekhnika, 1980:224. (In Russ.)

E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 26.05.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.08.2023 Принята к публикации / Accepted 03.10.2023

Информация об авторах / Information about the authors

Сергей Валерьевич Ананьев кандидат исторических наук,

Sergey V. Ananyev Candidate of historical sciences, associate professor, senior division officer, Main Center for Scientific Research of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation (9A Krasnokazarmennaya street, Moscow, Russia)

доцент, старший офицер отдела, Главный центр научных исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, г. Москва, ул. Красноказарменная, 9А)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.