Научная статья на тему 'Конференция «Ситуация постфольклора: городские тексты и практики» международная научная конференция. Москва, шаги РАНХиГС, 3-4 апреля 2014 г'

Конференция «Ситуация постфольклора: городские тексты и практики» международная научная конференция. Москва, шаги РАНХиГС, 3-4 апреля 2014 г Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ахметова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Ситуация постфольклора: городские тексты и практики» международная научная конференция. Москва, шаги РАНХиГС, 3-4 апреля 2014 г»

М. В. АХМЕТОВА

Ахметова Мария Вячеславовна

канд. филол. наук, старший научный сотрудник, Лаборатория теоретической фольклористики, ШАГИ РАНХиГС Россия, Москва, 119571, пр-т Вернадского, 82 Тел.: +7(499) 956-96-47 E-mail: malinxi@rambler.ru

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«СИТУАЦИЯ ПОСТФОЛЬКЛОРА: ГОРОДСКИЕ ТЕКСТЫ И ПРАКТИКИ»

Москва, ШАГИ РАНХиГС, 3-4 апреля 2014 г.

3-4 апреля 2014 г. Лаборатория теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС провела свою первую научную конференцию «Ситуация постфольклора: городские тексты и практики».

Двадцать лет назад парадигма изучения фольклора в России претерпела существенные изменения: интерес к традициям современного города (как провинциального, так и мегаполиса) способствовал возобновлению отечественной городской фольклористики, которая сформировалась в 1920-е годы, но к концу того же десятилетия прекратила свое существование. Возобновленная в 1990-е годы собирательская и исследовательская деятельность продемонстрировала, что в современной городской культуре, наряду с сохранением актуальности некоторых традиционных моделей, появляются тексты и ритуальные практики, сильно отличающиеся от соответствующих форм традиционного фольклора; именно их было предложено называть «постфольклором».

В задачи конференции входило объединить различные исследовательские подходы к описанию урбанистических традиций и подвести итоги исследованиям городского фольклора за последние 20 лет.

Значительный блок составили доклады, в которых рассматривались способы манифестации локальной идентичности горожан. П. С. Куприянов (Москва) проанализировал рефлексии жителей Калуги о местных памятниках в контексте городской символики и брендов. М. Д. Алексе-евский (Москва) рассказал, как надпись «Галич — страна», сделанная на стене здания в Галиче Костромской области, превратилась в символ города. М. И. Байдуж (Тюмень) выделила основные образы, сюжеты и мотивы, связанные с демонизацией тюменского пространства. М. В. Ахме-

© М. В. АХМЕТОВА

това (Москва) рассмотрела тамбовский дискурс о вариантных названиях местных жителей (тамбовцы vs тамбовчане). М. А. Макарова (Варшава) проанализировала способы манифестации этничности в культурном пространстве столицы Еврейской АО Биробиджана (микротопонимика, стилизация вывесок под еврейскую письменность, еврейские образы в скульптуре и др.).

Несколько докладов было посвящено городской песне. М. Л. Лурье (Санкт-Петербург) проследил, как менялись подходы к изучению городских песен с конца XIX в. по 1930-е годы. н. н. Рычкова (Москва) представила целостную картину бытования жестоких романсов в российском городе на рубеже Х1Х-ХХ вв. (эстрада, кино, грамзаписи, песенники и др.). Р. и. Фахретдинов (Санкт-Петербург) рассмотрел особенности формирования песенного репертуара красноармейских и белогвардейских отрядов во время Гражданской войны.

Практики, связанные с различными городскими локусами, были отражены в следующей группе докладов. Предметом внимания а. Б. Мороза (Москва) стали почитаемые места Москвы («Софьина башня», могилы Ивана Корейши и Соньки Золотой Ручки и др.) и связанные с ними ритуалы. н. В. Петров (Москва) представил проект «Фольклорная карта Москвы», направленный на картографирование значимых для фольклорной традиции локусов. д. В. Громов и А. В. Громова (Москва) рассмотрели знаковые объекты (скульптуры, захоронения, камни-валуны и др.), которые осмысливаются как исполняющие желания.

Блок докладов был посвящен способам осмысления локальной истории. А. К. Касаткина (Санкт-Петербург / Москва) проанализировала нарративные стратегии в историко-биографических рассказах одной из старейших жительниц Обнинска. Ф. С. Корандей и М. Г. Агапов (Тюмень) показали, как менялся фокус внимания тюменских краеведов с 1950-х годов до наших дней. н. и. Антонова (Москва) рассмотрела исторические микротопонимы Трубчевска с точки зрения устойчивости в памяти горожан разных поколений. А. С. давыдова (Апатиты) проанализировала рассказы о строительстве в Кировске Мурманской области церкви в 1946 г-.

Часть докладов была посвящена городским сообществам. Г. В. жарков (Владимир / Санкт-Петербург) сопоставил молодежные неформальные и официозные субкультуры с точки зрения самоактуализации через осуществление рискованных практик, а также адаптации их представителей при переезде из провинции в метрополию. В. А. дымшиц (Санкт-Петербург) проанализировал трансформацию социальной структуры в среде прихожан синагоги в украинском городе Могилёве-Подольском. М. В. Васеха (Москва) рассказала о сообществах посетителей московских общественных бань, а А. А. Абрамова (Москва) — о родительских сообществах.

Другие доклады были посвящены различным фольклорным и пара-фольклорным текстам и практикам, а также отражению фольклора в искусстве. и. Б. орлов (Москва) рассмотрел слухи как народную версию

Научная жизнь

истории, обусловленную недоверием общества к власти. Предметом доклада Н. Г. Комелиной (Санкт-Петербург) стали письма с фронтов Первой мировой войны, инициированные стихотворными письмами Зинаиды Гиппиус. Д. А. Радченко (Москва) проанализировала дискурс СМИ, атеистической и педагогической печати о распространении детьми «святых писем» и «писем счастья» и сопоставила его с реальными представлениями детей об этой практике. А. С. Архипова (Москва / Умео, Швеция) выделила тематические группы анекдотов об Олимпиаде 2014 г. и проанализировала их запоминаемость в зависимости от тендера. Е. В. Хаздан (Санкт-Петербург) представила парафольклорные тексты, отражающие конфликт коллектива Российского института истории искусств с новым руководством. Доклад А. Ф. Балашовой (Москва) был посвящен топике и основным образам в песнях поисковиков. С. В. Пахомова (Москва) рассмотрела элементы традиционной индонезийской культуры в фильме Дж. Оппенгеймера «Act of killing».

Большой интерес вызвал доклад Н. В. Гладких (Москва), посвященный растянувшейся на десятилетие игре маленьких жителей новосибирского Академгородка. В письменных текстах, рожденных в процессе игры, опосредованно отразилась советская культура 1970-х годов.

По материалам конференции был издан сборник статей (Ситуация постфольклора: городские тексты и практики / Сост. М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М.: Форум, 2015. 216 е.).

International conference "Situation of postfolklore: Urban texts and practices"

Akhmetova, Maria V.

PhD (Candidate of Science in Philology), Senior Researcher, Labora tory of Theoretical Folklore Studies, School of Advanced Studies in the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Moscow, 119571, Prospect Vernadskogo, 82 Tel.: +7(499) 956-96-47 e-mail: malinxi'Srambler.ru

Abstract. The short papers contains a review of the conference, which was held in the School of Actual Studies in the Humanities RANEPA, on 2014, April 3-4.

Akhmetova, M. V. (2015). International conference "Situation of postfolklore: Urban texts and practices". Shagi / Steps, 1 (1), 242-244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.