Научная статья на тему 'Конференция на кафедре социально-экономической географии'

Конференция на кафедре социально-экономической географии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция на кафедре социально-экономической географии»

Конференция на кафедре социально-экономической географии

4 - 6 декабря 2007 г. кафедрой социально-экономической географии ПГУ была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России», собравшая вместе заинтересованных ученых-географов, экономистов и транспортников, представителей соответствующих комитетов и фирм из многих регионов России. Участники и гости конференции приехали в Пермь из Москвы (Институт географии РАН, Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, научная фирма «Геограком»), Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский госуниверситет), Твери (Тверской госуниверситет), Воронежа (Воронежский педагогический университет, НПП «Компьютерные технологии»), Ростова-на-Дону (Ростовский госуниверситет путей сообщения), Уфы (Башкирский государственный университет), Екатеринбурга (Уральский ГУПС), Владивостока (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН) и др. Столь широкое представительство и интерес к проведенной конференции говорят об актуальности затронутых на конференции вопросов, о роли и месте транспортной инфраструктуры в развитии рыночных механизмов хозяйствования и жизни современного общества.

Проведение конференции по данной тематике явилось своевременным ответом ученых на происходящие сегодня в российской экономике изменения. Транспортная инфраструктура, оставаясь одной из подсистем в составе территориальной общественной системы и органично развиваясь с другими ее структурными частями, в то же время должна находиться в авангарде, набирая ускорение, обеспечивать связи между всеми другими блоками, организовывать социально-экономическое пространство территорий, способствовать росту качества и уровня жизни населения.

Подобная конференция проводилась на кафедре в первый раз за всю ее историю. География транспорта, как отдельное научное направление, интенсивно развивалось на основе экономико-географической теории в 193070-х гг. Однако в течение последних десятилетий XX в. эти вопросы «незаслуженно» оказались в тени исследований по социально-экологической тематике. Лишь в настоящее время интерес к этой дисциплине вновь повышается. При этом необходимо помнить, что развитие географии транспорта возможно лишь при тесном взаимодействии и «обмене опытом» между этим направлением и смежными с ним науками. Создание новейших видов транспортных средств с улучшенными характеристиками невозможно без достижений технической мысли, организация новых и оптимизация старых транспортных потоков, обоснование строительства транспортной сети внутри стран и регионов невозможны без логистики, экономики транспорта, кибернетики и других научных направлений.

На конференции было представлено более 50 докладов по четырем предложенным для обсуждения темам, многие из которых «выходили» за рамки одной секции. Практические и теоретические аспекты исследований в

области географии транспорта еще раз подчеркнули значение этой дисциплины и ее актуальность.

Работа конференции была организована в виде единого заседания, что способствовало созданию творческого настроя и обсуждению докладов всеми участниками и гостями конференции. Доклады М.Д. Шарыгина, Б.А. Казакова (г. Пермь), В.Н. Бугроменко и С.А. Тархова (г. Москва), представленные в ходе пленарного заседания, предопределили общий конструктивный характер мероприятия. Учеными были высказаны наиболее концептуальные идеи, предложенные программой конференции.

Тематика материалов первой секции касалась вопросов теории, методологии и практики пространственной организации транспортных систем. Проблемы определения понятий «транспортная инфраструктура», «транспортный кластер» были озвучены в докладах и материалах, представленных на конференцию, Р.Г. Сафиуллиным, Ю.М. Янгуровой (г. Уфа) и И.А. Семиной (г. Саранск). А.А. Агирречу (г. Москва) в своем

докладе осветил историю становления географии транспорта как самостоятельного научного направления в Московском государственном университете. Анализ пространственных привилегий, создаваемых транспортно-географическим положением территории, был наглядно представлен в докладе В.Н. Бугроменко (г. Москва). Проблемы развития отдельных видов транспорта и вопросы их пространственной организации были рассмотрены в докладах В.В. Резвых, А.А. Телепнева, Р.С. Николаева (г. Пермь), Ю.В. Фароновой (г. Уфа). Анализ связи между социально-эколого-экономическими условиями жизни людей и оптимизацией транспортно-экономических взаимодействий между регионами лег в основу докладов Т.В. Субботиной (г. Пермь), В.В. Литовского (г. Екатеринбург), Л.Н. Фоломейкиной (г. Саранск).

Вторая секция «Конкурентоспособность российских регионов и эффективность транспортных услуг» была наиболее значительной по количеству заявленных материалов. Г.И. Гладкевич (г. Москва) в своем выступлении затронула вопросы национальной безопасности страны в связи с добычей и транспортировкой энергоресурсов. Взаимосвязям транспортного и промышленного секторов экономики регионов России были посвящены доклады А.С. Лучникова, В.А. Столбова (г. Пермь). Те же проблемы нашли отражение в выступлениях Е.В. Бородкиной (г. Воронеж), С. А. Ивановой, Ю.М. Янгуровой (г. Уфа), А.А. Игнатова, Т.Г. Ничепоренко (г. Владивосток), М.Р. Мустафина, Н.М. Биктимирова (г. Казань), С.Н. Томина (г. Москва), С.С. Заботина и А.В. Шендрика (г. Санкт-Петербург).

Вопросы развития скоростного железнодорожного транспорта в России и Германии и степень их интегрированности в мировую транспортную систему были раскрыты в докладах Т.П. Носковой (г. Пермь) и А.Л. Протопопова (г. Москва).

Большая часть материалов, заявленных на конференцию, была посвящена изучению роли транспортных коммуникаций в эволюции каркасов расселения населения регионов России. Эти проблемы объединили

исследования Л.П. Богдановой, А.С. Щукиной, А.А. Ткаченко, С.И. Яковлевой (г. Тверь), З.В. Пономаревой (г. Воронеж), А.Н. Пелиной (г. Краснодар) в третьей секции конференции.

Вопросы четвертой секции «Транспортная инфраструктура в городской и сельской местности» имели важный социальный оттенок. Значительный интерес у гостей и участников конференции вызвали доклады С.А. Меркушева и Д.С. Чернышева, в которых затрагивались вопросы развития транспортной сети крупнейших городов России (на примере г. Перми). Пространственные аспекты взаимодействия населения и общественного транспорта в условиях городской и сельской местности также нашли отражение в материалах Т.Л. Казаковой (г. Курск), А.В. Попова (г. Москва), А.А. Уткина (г. Тверь) и других ученых.

На заключительном заседании были подведены итоги:

1) на конференции состоялся дружественный, конструктивный диалог между всеми ее участниками;

2) география транспорта - одно из важных направлений развития современной общественно-географической мысли. Сегодня актуальны как теоретическое обоснование пространственной организации транспортных сетей, так и прикладные аспекты функционирования данного вида человеческой деятельности;

3) транспортный каркас страны и отдельных ее регионов консолидирует социально-географическое пространство и является инструментом территориальной организации общества;

4) развитие транспортного блока - стратегическое направление в реализации региональной политики на всех территориальных уровнях;

5) транспортная инфраструктура России не может развиваться в отрыве от сложившихся и формирующихся мировых путей сообщений и общения;

6) решение многих вопросов социально-экономического развития России будет зависеть от взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти и ученых, в том числе и в области совершенствования транспортной инфраструктуры;

7) в условиях развития постиндустриального, информационного общества география транспорта трансформируется в новое направление -географию информационно-коммуникационной деятельности, что еще более усиливает ее гуманистическую направленность.

Материалы конференции были опубликованы в сборнике.

Помимо работы в научных заседаниях гостям конференции была предложена обширная культурная программа. 4 декабря для тех, кто находился с визитом в Перми в первый раз, была организована вечерняя обзорная экскурсия по городу. На следующий день гости конференции посетили Пермский государственный театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, где состоялась российско-итальянская премьера оперы Д. Верди «Аида» с участием итальянского тенора М. Пагано. 6 декабря состоялась поездка в Белогорский Свято-Николаевской мужской монастырь,

где увлекательную историю о прошлом и настоящем Уральского Афона рассказал местный экскурсовод.

Б.А. Казаков, А.С. Лучников Пермский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.