Научная статья на тему 'Конференция «М. Ю. Лермонтов и история» (Великий Новгород, 14–16 октября 2013 г. )'

Конференция «М. Ю. Лермонтов и история» (Великий Новгород, 14–16 октября 2013 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «М. Ю. Лермонтов и история» (Великий Новгород, 14–16 октября 2013 г. )»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2013. № 6

КОНФЕРЕНЦИЯ

«М.Ю. ЛЕРМОНТОВ И ИСТОРИЯ» (Великий Новгород, 14-16 октября 2013 г.)

Международная научная конференция «М.Ю. Лермонтов и история» прошла в Великом Новгороде в дни 199-летней годовщины со дня рождения поэта и таким образом открыла серию мероприятий, готовящихся в России к 200-летнему юбилею Лермонтова. Великий Новгород был выбран местом проведения конференции с такой тематикой неслучайно: именно здесь, как предполагает профессор Новгородского университета В.А. Кошелев, у М.Ю. Лермонтова сложился индивидуальный взгляд на историю и особый историзм его творчества. В размышлениях о древнем Новгороде у поэта сформировалось осознание своего времени как неотъемлемой части «безвредно протекших» веков, а себя самого — как потомка «гордых душ», вольных славян.

Кроме того, с новгородскими Селищенскими казармами связаны два месяца службы М.Ю. Лермонтова в Гродненском гусарском полку в 1838 г. В экскурсионную программу конференции было включено посещение Селищенских казарм. Об их истории, в том числе во время пребывания здесь Лермонтова, рассказал канд. ист. наук, старший научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника И.В. Хохлов.

Началась конференция пленарным заседанием, на котором после приветствия администрации Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого выступил начальник отдела международных, совместных и целевых конкурсов РГНФ В.Н. Захаров (Москва). Конференция «М.Ю. Лермонтов и история» проводилась в рамках целевого проекта РГНФ (грант № 12-34-10207). В.Н. Захаров рассказал участникам и слушателям конференции обо всех целевых проектах, поддержанных РГНФ в рамках юбилейных торжеств к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, отметив, что вплоть до последнего времени в лермонтоведении наблюдался некоторый застой, обусловленный заблуждением, будто в творчестве Лермонтова «все изучено» и «закреплено авторитетом «Лермонтовской энциклопедии»». В.Н. Захаров выразил надежду, что появятся новые исследования о творчестве М.Ю. Лермонтова, основанные на рукописях поэта, с привлечением ранее недоступных архивных источников, будет систематизирована библиография.

Далее на пленарном заседании были заслушаны доклады.

А.А. Асоян (Санкт-Петербург) уделил внимание православному мифу о Лермонтове как христианском поэте, предложив дифференцировать конфессиональную религиозность и беспредпосылочную, экзистенциальную, о которой Андрей Белый говорил, что она не в форме, а в Духе. Эта религиозность издавна составляла и составляет особенность художественного сознания и в полной мере относится к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Японский русист Асута Ямадзи рассказал о важности реальных исторических событий для понимания произведений М. Лермонтова, особое

внимание уделив значению дат. Так, исследователь приводил аргументы в пользу того, что, по его мнению, датировка событий в «Княжне Мери» тщательно продумана и заключает скрытую иронию автора по отношению к герою.

В.А. Кошелев (Великий Новгород) в докладе «"Новгородская" поэма М.Ю. Лермонтова» сообщил о том, что, согласно его разысканиям, главным литературным источником юношеской поэмы «Последний сын вольности» стал роман в стихах М.М. Хераскова «Царь, или спасенный Новгород» (1800). Это позволяет скорректировать идеологическую и художественную интерпретацию поэмы, опубликованной лишь спустя 80 лет после создания ее поэтом, а потому, явившись не вовремя, не понятой и не оцененной читателями и исследователями.

Доклад О.И. Федотова (Москва) содержал анализ «Сонета» Лермонтова 1832 г. с точки зрения взаимодействия его тематики с синтаксическим строем, звуковой и ритмической организацией текста. Докладчик предложил краткую характеристику дериватов сонетной формы (четырнадцатистиший, десятистиший и семистиший), сопровождающих ее.

Ю.Б. Орлицкий (Москва) рассмотрел стиховое начало в прозе Лермонтова в рамках исследования проблемы ритмического статуса прозаических переводов Лермонтова из Байрона.

В докладе И.С. Юхновой (Нижний Новгород) «Лермонтов как литературный персонаж» было рассмотрено формирование «лермонтовского сюжета» в русской литературе Х1Х-ХХ1 вв., выявлены его основные элементы. Докладчик проследила взаимосвязь трактовок образа Лермонтова с требованиями и духом времени их появления.

Исследователь А.Ю. Сорочан (Тверь) в докладе «Лермонтов "для детей" и Лермонтов "для взрослых": проблема конструирования биографии поэта в научно-популярных и художественных текстах» рассмотрел сочетание «жизни» и «творчества» в литературных биографиях Лермонтова. Упрощенное представление о «великом поэте», считает исследователь, приводит к отказу от изображения его как человека и наоборот. Рассмотрев различные произведения Х1Х-ХХ1 вв., и популярные, и забытые, А.Ю. Сорочан показал, как отказ от «хронологического императива» может способствовать воссозданию «творческой индивидуальности».

М.Ю. Перзеке (Украина, Кировоград) в докладе «Поэтика "иного царства" в сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"» рассмотрела особенности изображения топоса «иного царства» в названной ориентальной сказке. М.Ю. Перзеке исследует поэтику жанрового хронотопа и прежде всего поэтические приемы воплощения «иного царства» как средства выражения компенсаторной функции сказочного жанра. Анализ литературной сказки демонстрирует, по мысли исследователя, как отдельные элементы авторского хронотопа и персонажно-событийной системы, нетипичные для фольклорного инварианта, попав в жанровую орбиту и подчинившись волшебно-сказочной «памяти жанра», усиливают реализм и достоверность повествования, подчёркивают принципиальную возможность устройства мира по законам добра и справедливости, чем увеличивают компенсаторный потенциал произведения.

С.И. Кормилов (Москва) в докладе «Лермонтовские "Поле Бородина" и "Бородино" на фоне исторических источников» проиллюстрировал, как созданное в условно-романтическом духе изображение Бородинского сражения в раннем стихотворении Лермонтова «Поле Бородина» в зрелом «Бородине» стало другим: описания событий в основном подтверждаются мемуарами современников и исследованиями историков.

Второй день конференции начался в первой секции докладом В.А.Викторовича (Коломна) «Проблема Лермонтова в русской критике». Он изложил историю интерпретации лермонтовского творчества в русской критике, исследуемую в аспекте самоидентификации национальной культуры. В.А. Викторович приходит к выводу, что дуализм критики явился отражением дуализма эстетического объекта.

К.К. Джафарова (Махачкала) в своем докладе сопоставила историзм в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Осветив новизну историзма и исторической тематики в творчестве Лермонтова и Гоголя, исследователь выделила центральные исторические проблемы, свойственные обоим авторам, особенности формы их раскрытия, сходство и различия обеих художественных систем.

Ю.М. Никишов (Тверь) в докладе «Конкретное и условное в стихах Лермонтова о войне» показал, как, на его взгляд, в стихах Лермонтова о войне конкретное и условное не исключают, а дополняют друг друга. Выразительность конкретного материала усиливается, по мнению исследователя, поэтической условностью в стихотворении Лермонтова «Завещание».

Д.Б. Терешкина (Великий Новгород) в докладе «"И в небесах я вижу Бога": жизнь и житие в поэтическом мире М. Лермонтова» рассмотрела лермонтовскую поэзию с точки зрения отражения в ней двух видов существования частного человека — жизни и жития. Исследовательница считает, что житийной составляющей в поэтическом мире Лермонтова обнаруживается не меньше, чем жизненной, только принадлежит она не лирическому герою, а герою житийно-идиллическому, через которого лирическое «я» поэта принимает земной мир как создание Творца.

Е.П. Беренштейн (Тверь) проанализировал особенности изображения «замкнутого пространства» в художественном мире Лермонтова, а также исследовал такие понятия, как Бог, природа, любовь, общество, личность, на обширном материале лермонтовской поэзии в филологическом и метафизическом аспектах.

В докладе А.Б. Перзеке (Украина, Кировоград) «О проблеме власти в художественной картине мира М.Ю. Лермонтова» рассматривалось воплощение поэтом активного присутствия в мире универсальных сил в системе его творчества — небесных и земных, явных и тайных, внешних и внутренних, которые имеют власть над человеком, определяя перипетии его бытия и пространства души.

Доклады второй секции были посвящены связям творчества поэтов и писателей разных эпох с творчеством Лермонтова. Из второй в первую секцию был перенесен доклад Г.А. Амановой (Узбекистан, Ташкент) «Лермонтов и другие русские классики в Корее». Она рассказала о переводах произведений русских классиков в Корее, в том числе «Героя нашего времени» Лермонтова. Образ Печорина, окрашенный «байроническими» чертами, не

всегда воспринимается корейцами положительно, так как в национальном сознании образ «героя», сформированный конфуцианством и традиционной литературой, значительно отличается от лермонтовского.

Р.Г. Назарьян (Узбекистан, Самарканд) в докладе «"...Я принужден поставить Лермонтова выше Марлинского и Сенковского...": В.К. Кюхельбекер и Лермонтов», основываясь на дневниковых записях декабристского поэта и критика В. Кюхельбекера, сделанных во время его заключения и изгнания в Сибири, показал историю его знакомства с творчеством М. Лермонтова. В записях даны оценки творчества Лермонтова и его места в русской литературе.

А.В. Кошелев (Великий Новгород) в докладе «К проблеме: Лермонтов и Сенковский» высказал предположение, основанное на сравнительном анализе текстов О.И. Сенковского и Лермонтова, что последний, по всей видимости, был знаком с седьмым томом «Библиотеки для чтения». Исследователь приходит к выводу, что творчество Сенковского — литератора и критика — не отрицалось Лермонтовым, а, наоборот, имело определенное значение в его становлении как самобытного художника.

В докладе А.Е. Новикова (Череповец) были проанализированы некоторые аспекты изображений Востока в работах О.И. Сенковского и М.Ю. Лермонтова. Автор подчеркнул, что ориентализм — неотъемлемая черта творчества обоих писателей. В этой типологии изображения храбрых рыцарей «Восточных историй» Сенковского и храбрых всадников ранних восточных стихов Лермонтова близки, как считает исследователь, из-за приверженности каждого из писателей к общим романтическим литературным тенденциям. В зрелом творчестве О. Сенковский обращается к созданию ряда ложно-иронических работ с восточным заговором; Лермонтов через художественное изображение Востока приходит к пониманию отношений разных типов российской, восточной и западной культур.

Доклад Н.В. Калининой (Санкт-Петербург) «Лермонтов в прочтении И.А. Гончарова» был посвящен отсылкам к Лермонтову в стихах раннего Гончарова. Последовательный ряд намеков на творчество Лермонтова в работах Гончарова докладчик исследовала в контексте литературного процесса 1840-х годов.

С.В.Денисенко (Санкт-Петербург) в докладе «О лермонтовском замысле либретто оперы по поэме А.С. Пушкина "Цыганы"» предложил свой анализ неоконченного либретто Лермонтова по пушкинской поэме, осветил причины его обращения именно к этому тексту, а также разительные отличия в интерпретации образов поэтом по отношению к оригиналу и введение не свойственных пушкинскому тексту мотивов (таков, например, мотив женского коварства, не читаемый у Пушкина и настойчиво разрабатывавшийся в дальнейшем творчестве Лермонтова, в том числе в его драматургии).

Исследователь из Пскова И.В. Мотеюнайте («Лермонтов в творческом наследии С.Н. Дурылина») рассмотрела изучение С.Н. Дурылиным творчества Лермонтова, которому посвящено не менее восьми больших его работ. Докладчик показала, чем, на ее взгляд, Лермонтов был близок Дурылину в писательстве: цельностью натуры, «непрофессиональным» социальным положением в писательском лагере, постоянством работы над своими текстами, а также — что является наиболее важным — тем, что Лермонтов своей

«звездностью» и религиозностью вполне отвечал представлениям Дурылина о назначении литературы — утолять религиозную жажду человека.

Доклад Л.А. Тимофеевой (Санкт-Петербург) «Глазунов, Никитенко и наследственное право на издание сочинений Лермонтова» был посвящен полемике 1887-1889 гг. об авторском и издательском праве на сочинения М.Ю. Лермонтова. Исследователь использовала неопубликованные документы о наследниках поэта и первом посмертном издании сочинений 1842-1844 гг., проанализировала историю издательских договоров между наследниками и представителями фирмы Глазуновых.

Г.В. Петрова (Санкт-Петербург) в докладе «Лермонтовское начало в исторической живописи В.И. Сурикова» обратилась к факту очевидного, на взгляд исследователя, влияния творчества Лермонтова на художественную манеру и даже образы живописного творчества В.И. Сурикова. Особенно рельефно концептуальная зависимость Сурикова от Лермонтова проявляется, по мнению Г.В. Петровой, в его первой исторической картине «Утро стрелецкой казни».

Е.В. Титова (Вологда) в докладе «История восприятия Лермонтова как автора "Героя нашего времени" в экранизациях романа и художественных фильмах о поэте» рассмотрела, как на протяжении более чем столетнего периода развития отечественного кинематографа режиссеры неоднократно обращались к созданию образа самого Лермонтова и к экранизации его художественных произведений. Прозвучал анализ четырех киноверсий романа «Герой нашего времени» и трех игровых фильмов о судьбе поэта, позволяющий не только увидеть историю восприятия автора уникального художественного повествования, но и осветить ряд центральных проблем лермонтовской поэтики.

М.А. Ариас-Вихиль (Москва) в докладе «Образ М. Лермонтова в поэзии О. Мандельштама» утверждала мысль о воплощении Мандельштамом в его творчестве идеи власти поэзии Лермонтова над читателями XX в. В собственной жизни О. Мандельштам, по утверждению исследователя, архетипи-чески повторил судьбу Лермонтова. С начала 1930-х годов поэзия и личность Лермонтова становятся для Мандельштама, как считает М.А. Ариас-Вихиль, образцом служения Поэта своему призванию. Поэт в истории — одна из главных тем мандельштамовской лирики. Обращение к образу Лермонтова позволяет Мандельштаму раскрыть эту важнейшую тему.

Т.В. Игошева (Великий Новгород) осуществила анализ метафизики звука в поэтическом мире раннего А. Блока, в котором формирование интереса к этому предмету происходило под влиянием поэзии Лермонтова. Свое наблюдение докладчик продемонстрировала на основе сравнительного анализа лирики Блока и Лермонтова.

О.А. Кузнецова (Санкт-Петербург) в докладе «М.Ю. Лермонтов в интерпретации Блока», подготовленном на основании архивных источников, сосредоточилась на анализе процесса редактирования стихов М.Ю. Лермонтова, проделанного А.А. Блоком для издания сочинений поэта в 1920 г. Докладчик продемонстрировала интерпретацию Блоком личности Лермонтова и его произведений через призму главных идей русского символизма.

Е.В. Мазниченко (Великий Новгород) рассмотрела пометы А. Блока (прежде всего графические) на текстах Лермонтова с точки зрения их вну-

треннего содержания на материале двух томов Полного собрания сочинений поэта 1910-1913 гг. Исследователь предложила группировку помет Блока по принципу их образно-тематической общности, что позволило ей более точно выявить некоторые сюжетные линии, образы и мотивы поэтического мира Лермонтова, интересовавшие поэта-символиста.

С.В. Федотова (Тамбов) свое выступление посвятила рассмотрению лермонтовского кода в раннем творчестве Вяч. Иванова в сопоставлении с его поздним очерком «Лермонтов». В анализе использовались архивные материалы и философско-эстетическая эссеистика поэта-символиста.

Н.Н. Вихрова (Великий Новгород) представила ряд литературных фактов, раскрывающих эволюцию восприятия И.С. Аксаковым феномена лермонтовского творчества. Лермонтов представляется Ивану Аксакову, сообщила докладчица, последним поэтом пушкинского периода русской литературы, необыкновенно талантливым, но не успевшим до конца реализовать свой дар.

А.А. Филиппова (Вязьма—Хмелита) в докладе «Смоленское окружение М.Ю. Лермонтова» представила широкий круг знакомых поэта — выходцев из Смоленской губернии. Как сообщила исследователь, со смоленским краем связаны имена целой плеяды декабристов, Е.А. Боратынского, посещавшего усадьбу Голощапово Бельского уезда, и А.С. Грибоедова, жену и друзей которого знал М.Ю. Лермонтов и много разговаривал с ними об авторе «Горя от ума».

Н.И. Рублева (Вологда) озаглавила доклад «"Антимир" маскарада в творчестве Лермонтова и Федора Сологуба». Как сообщила исследователь, в идейно-философской коллизии антиномическая пара «мир — антимир» создает многообразную ипостась маски. Это маски-роли, маски-личины, маски-чувства, маски-имена, социальные роли. Маскарад призван отразить темные стороны человеческой души, ее извечную приверженность к злу. Обретая отчетливые черты антимира, маскарад становится взглядом извне на реальную жизнь. Как метаязыковое понятие, маскарад очерчивает границы несвободы личности.

Е.Н. Монахова (Санкт-Петербург) сделала доклад «Лермонтов в Пятигорске. Место дуэли реальной и воображаемой в рисунках М.А. Зичи из собрания Литературного музея Пушкинского Дома», подкрепив наблюдения редкими иллюстрациями к роману «Герой нашего времени» из собрания ИРЛИ РАН, выполненными М.А. Зичи (1825-1906) на основе эскизов, сделанных во время его путешествия на Северный Кавказ в 1881 г. и знакомства со свидетелями трагических событий 1841 г.

И.С. Абрамовская (Великий Новгород) в докладе «Лермонтов в интернет-коммуникации» проанализировала информацию о М.Ю. Лермонтове, регулярно появляющуюся в Интернете. Исследованы «вторичные» ссылки, имеющиеся в различных публикациях, созданных в рамках интернет-коммуникации согласно законам этой коммуникации.

Е.Р. Матевосян (Москва) в докладе «Лермонтов в художественном восприятии М. Горького» констатировала, что осознать восприятие Горьким творчества Лермонтова невозможно без понимания исторического сознания

писателя, понявшего лермонтовский мир, по мнению исследователя, гораздо глубже и тоньше, чем многие современники, отводившего Лермонтову совершенно особую роль в русской словесности.

Н.К. Загребельная (Украина, Киев) в докладе «Лермонтовский прото-текст поэзии Георгия Иванова: "Выхожу один я на дорогу..."» рассмотрела связь поэзии Г. Иванова со стихотворением Лермонтова. Различные способы интерпретации стихотворения Лермонтова отмечают развитие творческого пути Г. Иванова.

Т.Н. Хриптулова (Смоленск) доложила о своих наблюдениях над сопоставлением стихотворений Н.И. Тряпкина с лирикой М.Ю. Лермонтова. Поэтические традиции Лермонтова рассматриваются Н. Тряпкиным в аспекте переосмысления как точка отсчета и одновременно объект творческой полемики для поэта конца XX в.

А.О. Шелемова(Москва) проанализировала статью белорусского автора начала XX в. Максима Богдановича с характерным названием «Одинокое», которая содержит оригинальную трактовку «микроструктуры» стиха Лермонтова.

Завершающий день конференции состоял из заключительного заседания и подведения итогов конференции.

Е.Л. Соснина (Пятигорск) озвучила доклад, созданный совместно с исследователем К. Пиле (Франция), «Миф и история: к вопросу о становлении советского лермонтоведения и русско-французских связях в 30-е гг. XX в.», приведя несколько интересных фактов из истории сложных франко-русских дипломатических контактов, в том числе в рамках гуманитарной науки и, в частности, лермонтоведения.

В докладе с символическим для закрытия конференции названием «Поэт и история: еще раз о лермонтовском "Пророке"» О.В. Зырянов (Екатеринбург) отметил, что в зрелый период творчества Лермонтов открывает для себя ощущение реальной связи поколений («Дума»), пытается освоить диалогические отношения с миром, проблематизировать сам акт творческой коммуникации («Не верь себе.», «Журналист, читатель и писатель»). Исследователь выдвинул аргументы в защиту предположения о проблемной ситуации и драматизированной структуры лермонтовского «Пророка» как образца ролевой лирики. В целях сравнительного анализа докладчик привлек отдельные произведения Пушкина и Боратынского, а также стихотворение К. Льдова «Пророк».

В заключение все выступавшие выразили удовлетворение итогами конференции, развернувшихся научных дискуссий, наметили новые пути исследования творчества Лермонтова и выразили надежду на начало следующего этапа в лермонтоведении.

Д.Б. Терешкина

Сведения об авторе: Терешкина Дарья Борисовна, канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Новгородского государственного университета (Великий Новгород). E-mail.: terdb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.