Научная статья на тему 'Конференция «Единство гуманитарного знания: новый синтез» в Историко-архивном институте РГГУ'

Конференция «Единство гуманитарного знания: новый синтез» в Историко-архивном институте РГГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Казаков Роман Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Единство гуманитарного знания: новый синтез» в Историко-архивном институте РГГУ»

Р.Б. Казаков*

КОНФЕРЕНЦИЯ «ЕДИНСТВО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: НОВЫЙ СИНТЕЗ» В ИСТОРИКО-АРХИВНОМ ИНСТИТУТЕ РГГУ

25-27 января 2007 г. в Историко-архивном институте РГГУ прошла конференция «Единство гуманитарного знания: новый синтез», ставшая девятнадцатой из числа ежегодных конференций, организуемых кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.1

Проблематика, в составе которой были выделены темы «Мировоззренческие, философские и теоретико-познавательные основания единства гуманитарного знания», «От меж-дисциплинарности к полидисциплинарности в гуманитарном знании XX века», «Полидисциплинарный характер актуальных проблемных полей исторического знания», «Источниковедение (феноменологическая концепция источниковедения) как основа единства гуманитарного знания», «Вспомогательные исторические дисциплины: культурологический аспект (в контексте историко-культурологического знания конца XX - начала XXI века)», формировалась кафедрой при осмыслении того, что, как подчеркивалось в предисловии, в существенно новой социокультурной ситуации начала XXI в. все более отчетливо заявляет о себе тенденция преодоления свойственного новому времени дисциплинарного деления наук, поиска методов получения целостного знания. Естественно, что приоритет в сфере методологического синтеза переходит на сторону гуманитарис-тики, что обусловлено постепенным осознанием гуманитарной природы любой науки как сферы человеческой деятельности. В гуманитарной сфере именно профессиональная историография в наибольшей степени отвечает потребности получения целостного знания о человеке и обществе. История как наука, имеющая дело со всем богатством проявлений человеческого творчества, постоянно впитывала методологические новшес-

© Казаков Р.Б., 2008

Р.Б. Казаков

тва из других гуманитарных наук — филологии, психологии, социологии и др.

Процесс методологического синтеза вышел на новый уровень со времени антропологического поворота в истории и становления «новой исторической науки». Формирующиеся проблемные поля исторического знания, такие как новая биографика, гендерная история, новая локальная история, микроистория, интеллектуальная история, продемонстрировали свою готовность к междисциплинарным и полидисциплинарным подходам. В не меньшей степени новый уровень методологического синтеза был достигнут в сфере источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, поскольку именно источниковедение, обращаясь к историческому источнику как продукту культуры и результату творческой активности, аккумулирует разнообразные возможности гуманитарного познания. Аналогично и вспомогательные исторические дисциплины, исследуя такие универсалии человеческого опыта, как время, пространство, письмо, символические системы, вынуждены постоянно выходить в сферу полидисциплинарного синтеза. Кафедра полагала, что доклады, подготовленные участниками и прозвучавшие на заседаниях конференции, репрезентативно демонстрируют обозначенные тенденции синтеза в науках о человеке.

Около 120 докладов были представлены участниками из Быдгощи (Польша), Волжского, Вологды, Воронежа, Екатеринбурга, Ельца, Иркутска, Истры, Казани, Кемерова, Киева (Украина), Минска (Белоруссия), Москвы, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Одессы (Украина), Омска, Пензы, Переславля-Залесского, Петрозаводска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Северска, Смоленска, Сыктывкара, Твери, Томска, Тюмени, Череповца.

Конференцию открыл пленарный доклад О.М. Медушев-ской «История в общей системе познания: смена парадигм», в котором сформулированы теоретические представления о едином наблюдаемом эмпирическом объекте гуманитарных наук. В рамках феноменологической парадигмы этим объектом признается интеллектуальный продукт, созданный человеком осознанно и целенаправленно. Творение человека имеет свою материальную форму, образ, который соотнесен с законами окружающего реального мира. Представления об общем объекте гуманитарных наук являются необходимым условием успешного диалога исторической науки и ряда фундаментальных точных наук через формирование новых метадисциплинарных

Конференция «Единство гуманитарного знания: новый синтез»...

направлений, разрабатываемых на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

В докладе Б.А. Старостина «Диахроническое восприятие знания в русской науке (до конца XVIII столетия)» обосновывалось представление об историческом восприятии отдельных научных дисциплин и отраслей научного знания на протяжении эпох - от фольклорной стадии эволюции человечества до становления научного знания в Новое время, когда были сформированы основные представления о науке как целом и выявилась системная общность науки Запада и Востока.

Е.В. Старостин предложил опыт анализа библейских текстов для выявления в них информации о древнейших архивохранилищах в постановочного характера докладе «Библия и архивы». Уже подробное описание устройства ковчега говорит о внимании древних священнослужителей к проблемам хранения документов. Значительное место в докладе уделялось анализу библейских сведений о размещении Ковчега завета в храме, а также сложившейся в Библии специальной терминологии создания, хранения и передачи канонизированной культурной памяти народа.

М.Ф. Румянцева в докладе «Целостность современного гуманитарного знания: необходимость и возможность» предложила различать актуальное и современное гуманитарное знание, утверждая гуманитарный и целостный характер актуального знания на пути его движения от дисциплинарности через междисциплинарность и полидисциплинарность к синтезу. Особая роль в становлении полидисциплинарности принадлежит источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Именно на этом пути возможен поиск метода для нового синтеза.

далее работа конференции проходила в рамках секций «Методология гуманитарного знания», «источниковедение в системе гуманитарного знания», «Вспомогательные исторические дисциплины в историко-культурологическом знании», «интеллектуальная история», «историческая антропология», «Гендерная история», «Новая биографика», «Новая локальная история». Уже названия секций показывают, что в центре внимания участников были не только доклады, посвященные конкретным сюжетам исследователей, но и проблемам теоретического осмысления полученного нового научного знания. Тематика представленных докладов как раз и позволила обеспечить научную дискуссию в рамках сложившихся в современной

Р.Б. Казаков

гуманитаристике новых проблемных полей, попытаться осмыслить место источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в современном гуманитарном знании.

Традиционно организаторы предлагают обсуждать на конференции и возможные приемы репрезентации собственного исследовательского опыта в практике преподавания в высшей школе. Этому было посвящено заседание круглого стола «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин». В этом году особое внимание было уделено проблеме преподавания гуманитарного знания в системе двухуровневого образования, что позволило поделиться собственным опытом исследователям не только России, но и зарубежным участникам конференции.

Примечания

1 Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX между-нар. науч. конф. Москва, 25-27 янв. 2007 г. / Редкол.: М.Ф. Румянцева (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2007. 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.