Научная статья на тему 'Коневодческая лексика Баргузинского говора эвенкийского языка (на материале учебных практик)'

Коневодческая лексика Баргузинского говора эвенкийского языка (на материале учебных практик) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК / БАРГУЗИНСКИЙ ГОВОР / КОНЕВОДЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Берельтуева Мария Ермиловна

Исследуется коневодческая лексика баргузинского говора эвенкийского языка. В результате полевых практик выявлены различные наименования лошади по масти, половозрастные наименования, а также лексика наименований сбруи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nvestigated stud vocabulary Barguzin dialect of Evenk. As a result, field practices identified by different names horse color, age and gender of the name, as well as vocabulary items harness.

Текст научной работы на тему «Коневодческая лексика Баргузинского говора эвенкийского языка (на материале учебных практик)»

УДК 811.512

Мария БЕРЕЛЬТУЕВА

КОНЕВОДЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА БАРГУЗИНСКОГО ГОВОРА ЭВЕНКИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК)

HORSE-BREEDERS' VOCABULARY OF THE BARGUZIN DIALECT OF THE EVENKI LANGAUGE (BASED ON THE CPT)

Исследуется коневодческая лексика баргузинского говора эвенкийского языка. В результате полевых практик выявлены различные наименования лошади по масти, половозрастные наименования, а также лексика наименований сбруи.

Ключевые слова: эвенкийский язык, баргузинский говор, коневодческая лексика, информанты.

Investigated stud vocabulary Barguzin dialect of Evenk. As a result, field practices identified by different names horse color, age and gender of the name, as well as vocabulary items harness.

Keywords: Evenk language, barguzin speaking, vocabulary stud, informants.

Статья посвящена анализу наименований лошадей в коневодческой лексике бар-гузинских эвенков, не получившей полного лексикологического и лексикографического описания.

Исследование выполнено на основе материалов, собранных в период учебно-выездных практик в с. Улюнхан Курумканского района Бурятии.

Эвенки разделяются на различные этнические группы, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями традиционного хозяйства: орочены (эвенки-оленеводы), мурчены (конные эвенки), ламучеры (береговые или прибайкальские). Прибайкалье и Забайкалье были той областью, где особенно активно проходили процессы формирования тунгусоязычных групп, а также процессы смешения с нетунгусскими народами, так как эвенки находились в течение длительного времени в тесном взаимодействии с тюркоязычными и монголоязычными народами, основным занятием которых было скотоводство, в частности, коневодство. Группы конных тунгусов также с древних времен занимались разведением домашнего скота.

Баргузинские эвенки - представители конных тунгусов - являются потомками аборигенного населения Баргузинской долины. Рассматриваемая нами этническая группа баргузинских эвенков имеет два самоназвания - эвенки и мурчены. Первое из них восходит к древнему этнониму эвен, второе - более позднего происхождения

Информационно-научное издание

и связано с одним из традиционных занятий этой группы эвенков - коневодством (от эвенк. мурин - конь).

Лошадь - одна из первых домашних животных древних скотоводов и название ее «морин ~ мурин» имеет параллели во всех монгольских и тунгусо-маньчжурских языках. Оно возводится к единому прототипу morin [3. С. 68]. В научной литературе существует несколько точек зрения на исходность этой формы. Одна из них - данная форма является монгольской, а тунгусо-маньчжурская заимствована у монголов [4. С. 180]. По мнению других, тунгусо-маньчжурское, монгольское, корейское наименование лошади, коня является общеалтайским, восходящим к единому прототипу morin [3. С. 68]. Мы находим языковые факты, подтверждающие вторую версию, не только в эвенкийском языке, но и в других тунгусо-маньчжурских языках и их диалектах, в которых это слово образует большие гнезда производных слов. Среди них мурды - деревянное изображение коня, которое возлагалось на могилу некоторыми группами эвенков, мурикса - конская шкура, мурилкан ~ мурлан ~ мурчен - имеющий коня, конный. Сравнить с монг. морьтой, бур. моритой имеющий коня, с конем, монг., бур. морирхуу - похожий на лошадь, вроде лошади и т.д. [1. С. 490-491]. Также имеются историко-этнографические и археологические данные, свидетельствующие об исконности этого вида хозяйственной деятельности конных тунгусов. С лошадью у них связаны древние верования, обряды. Например, в середине XVII в. Идес Избрант писал о конных тунгусах Еравнинского острога, что «возле могилы они воздвигают столб, у которого убивают и кладут лучшую лошадь покойного» [2. С. 12]. Также известно, что в старину баргузинские тунгусы шкуру лошади с головой и ногами развешивали над могилой, а мясо, изрубив в мелкие части, бросали на съедение птицам и собакам. Сравнить: у эвенков-оленеводов так было принято делать со шкурой оленя.

Общеалтайские корни прослеживаются в наименованиях жеребца: (адирга эвенк., азирхан маньч., азарга~ азрага монг., азарга бур.), мерина (хакта ~ акта тунг.-маньч., агт монг., агта ~ акта тюрк.), теленка (тукучан тунг.-маньч., тугал монг., бур., туhл калм.).

В языке баргузинских эвенков имеются наименования лошади по масти, половозрастные наименования, а также лексика наименований сбруи.

В ходе учебно-выездных практик в Курумканском районе у баргузинских эвенков нами были выявлены многочисленные наименования, относящиеся к лошади:

а) названия лошади по возрасту: мурин - лошадь, акта - мерин, адирга - жеребец, гог - кобыла, унукан - жеребенок до 6 месяцев, дакан - жеребенок до 1 года, чарпер - жеребенок до 2 лет, тунтугур - жеребенок до 3-х лет, дунун - жеребенок до 4 лет;

б) наименования по масти: алаг - пегий, багдама - белый, буро - желтый, бурул

- чалый, дёрдо - рыжий, кара - вороной, черный, кэер - гнедой, кокгор, коор - соловый, кула - саврасый, курин - в яблоках, чавидар - игреневый, чокур - пестрый;

в) наименования упряжи: тонок - сбруя, кадамар - уздечка, кадамарки сэлэ -удила, куптулга - попона, дуроки - стремя, гулму- чепрак, дюрум - подпруга, кудурга

- шлея, эмэгэн - седло, кидэр - путы, токум - потник;

г) наименования лиц по их занятиям, связанным со скотоводством: авдучен -скотник-пастух, адувучен - табунщик.

Информант М.И. Берельтуева отметила названия этого домашнего животного и по характеру назначения в хозяйственной деятельности: Ьортохой мурин - молодой конь, только что объезженный конь, необученный конь, катарчи - рысак, дыгар -беговая лошадь, дирэ - иноходец, чинэчи мурин - богатырский конь, угучапки мурин - верховая лошадь, аченни мурин - грузовая лошадь, дирэ - иноходец. Записали мы также от нее слова, относящиеся к частям тела лошади: муринки дылин - голова лошади, доли - конская грива, така - подкова, кокчон - копыто, сол - конский хвост, туЬа - путы для передних ног, урола - путы для передней и задней ноги, укурга -длинная веревка.

Нами продолжается работа по этимологии слов, выявлению исконных эвенкийских и тунгусо-маньчжурских наименований, связанных с коневодством, а также заимствований из монгольского и бурятского языков, проникших в эвенкийский язык в разные исторические периоды.

Информант: Берельтуева М.Н., 1938 г.р., уроженка с. Улюнхан Курумканского района Республики Бурятия.

Научный руководитель: к. филол.н., доцент Е.Ф. Афанасьева.

Литература

1. Афанасьева, Е.Ф. Монгольские заимствования в эвенкийском языке / Е.Ф. Афанасьева // Чингисхан и судьбы народов Евразии : матер. межд. конф. -Улан-Удэ, 2003. - С.489-493.

2. Из глубины веков... Путешественники, исследователи об эвенков / Сост. Е.Ф. Афанасьева. - Улан-Удэ : Бэлиг, 2009.

3. Новикова, В.А. Наименования домашних животных в тунгусо- маньчжурских языках / В.А. Новикова // Исследования в области этимологии алтайских языков. - Л., 1979. - С. 53-134.

4. Санжеев, Г.Д. Маньчжуро-монгольские языковые параллели / Г.Д. Санже-ев // ИАН, отд. гуманитарных наук. - 1930. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.