Научная статья на тему 'Конец российских военных баз в Грузии: социальные, политические и стратегические последствия их вывода'

Конец российских военных баз в Грузии: социальные, политические и стратегические последствия их вывода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2211
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ПОЛИТИКА РФ / АХАЛКАЛАКИ / ВАЗИАНИ / БАТУМИ / МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Какачия Корнелий

Распад Советского Союза и окончание "холодной войны" существенно изменили геополитическую ситуацию в Евразии и послужили началом совершенно иного процесса фундаментальных перемен в мировой политической системе. Крах советской системы предоставил странам Южного Кавказа уникальную возможность взять на себя новую и важную роль независимой силы между доминирующей в Евразии Россией, на севере, и соперничающими с ней Турцией и Ираном, на юге. И все же Кавказ представляет собой зону конфликтов, несмотря на многочисленные миротворческие усилия, прилагаемые разными странами в этом регионе. Продолжающееся соперничество между Западом и Россией (а каждая из этих сторон пытается стать посредником в разрешении конфликта) создает новые геополитические барьеры на пути установления долговременной стабильности и развития данного региона. Российское военное присутствие на Кавказе продолжает оставаться вызовом для государств, недавно обретших независимость. Политика РФ неоднократно подвергалась изменениям, которые вряд ли можно считать последовательными. Военное, политическое и экономическое присутствие позволили Москве оказывать влияние на внутреннюю политику стран региона, особенно в том, что касается конфликтов, прекращения огня и переговоров. Триада средств, используемых Россией для обеспечения своих интересов в регионе — военные базы, защита внешних границ СНГ, миротворческая деятельность — к концу десятилетия начала трещать по швам. Хотя концентрация российских сил на Южном Кавказе значительно уменьшилась, но и сегодня Россия является единственной иностранной державой, способной оказать влияние на развитие событий в регионе. В советский период Южный Кавказ, как территория Советского Союза, был полностью интегрирован в общую систему безопасности, будучи составной частью единых армии, флота, пограничного контингента и системы раннего предупреждения. В те годы в Грузии отмечалось существенное военное присутствие, так как геополитическое положение всегда делало эту союзную республику стратегически важным районом и на грузинской территории была возможность размещать многочисленные военные базы. Поскольку Грузия граничит с Турцией, членом НАТО, командование Закавказского военного округа, в который входили все три республики Закавказья, дислоцировалось в Тбилиси. В середине 1993 года на территории Грузии оставалось примерно 15 тыс. российских военнослужащих и пограничников. Как правопреемник Советского Союза, РФ унаследовала геополитические интересы на Южном Кавказе, в том числе в Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конец российских военных баз в Грузии: социальные, политические и стратегические последствия их вывода»

КОНЕЦ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ

В ГРУЗИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ВЫВОДА

Корнелий КАКАЧИЯ

декан Школы политики и международных отношений Тбилисского государственного университета (Тбилиси, Грузия)

В в е д е н и е

Распад Советского Союза и окончание «холодной войны» существенно изменили геополитическую ситуацию в Евразии и послужили началом совершенно иного процесса фундаментальных перемен в мировой политической системе. Крах советской системы предоставил странам Южного Кавказа уникальную возможность взять на себя новую и важную роль независимой силы между доминирующей в Евразии Россией, на севере, и соперничающими с ней Турцией и Ираном, на юге. И все же Кавказ представляет собой зону конфликтов, несмотря на многочисленные миротворческие усилия, прилагаемые разными странами в этом регионе. Продолжающееся соперничество между Западом и Россией (а каждая из этих сторон пытается стать посредником в разрешении конфликта) создает новые геополитические барьеры на пути установления долговременной стабильности и развития данного региона.

Российское военное присутствие на Кавказе продолжает оставаться вызовом для государств, недавно обретших независимость. Политика РФ неоднократно подвергалась изменениям, которые вряд ли можно считать последовательными. Военное, политическое и экономическое присутствие позволили Москве оказывать влияние на внутреннюю политику стран региона,

особенно в том, что касается конфликтов, прекращения огня и переговоров. Триада средств, используемых Россией для обеспечения своих интересов в регионе — военные базы, защита внешних границ СНГ, миротворческая деятельность — к концу десятилетия начала трещать по швам. Хотя концентрация российских сил на Южном Кавказе значительно уменьшилась, но и сегодня Россия является единственной иностранной державой, способной оказать влияние на развитие событий в регионе.

В советский период Южный Кавказ, как территория Советского Союза, был полностью интегрирован в общую систему безопасности, будучи составной частью единых армии, флота, пограничного контингента и системы раннего предупреждения. В те годы в Грузии отмечалось существенное военное присутствие, так как геополитическое положение всегда делало эту союзную республику стратегически важным районом и на грузинской территории была возможность размещать многочисленные военные базы. Поскольку Грузия граничит с Турцией, членом НАТО, командование Закавказского военного округа, в который входили все три республики Закавказья, дислоцировалось в Тбилиси. В середине 1993 года на территории Грузии оставалось примерно 15 тыс.

российских военнослужащих и пограничников. Как правопреемник Советского Союза, РФ унаследовала геополитические интересы на Южном Кавказе, в том числе в Грузии.

Для России Грузия представляет интерес по ряду причин:

а) она граничит с нестабильной территорией РФ — Северным Кавказом (включая беспокойную Чечню), создающим серьезную внутреннюю угрозу безопасности всей России;

б) Грузия играет важную роль в использовании минеральных ресурсов Каспийского моря (в стране расположены жизненно важные черноморские порты, по ее территории могут проходить контролируемые Россией газо- и нефтепроводы)1.

Кроме того, транспортные пути, в частности трубопроводы, связывающие Россию с пророссийской Арменией, проходят исключительно через Грузию.

На первом этапе после краха Советского Союза Грузия не настаивала на выводе российских войск так настойчиво, как другие бывшие республики СССР, поскольку у нее не было военных ресурсов, достаточных для защиты своих границ. Однако после поражения в гражданской войне с абхазскими сепаратистами (которых, по всей видимости, поддерживали российские военные) большинство грузин стали считать Россию агрессивной державой, угрожающей жизненным интересам и территориальной целостности своего государства. Как ни печально, такой взгляд на Россию и сегодня преобладает в общественном мнении Грузии.

В настоящее время отношения между Москвой и Тбилиси остаются натянутыми. За последние пять лет эти отношения характеризовались угрозами, взаимными обвинениями и подозрительностью. Определенная

1 Cm.: Naumkin V. Russian Policy in the South Caucasus // The Quarterly Journal, 2002, No. 3.

прозападная ориентация президента Грузии Михаила Саакашвили, особенно амбициозное стремление республики вступить в НАТО, и недавнее обещание М. Саакашвили включить Абхазию и Южную Осетию в состав Грузии до окончания его президентского срока, вызывают возмущение в Москве. Россия, со своей стороны, осложняет ситуацию в Грузии и придерживается стратегии затягивания переговорного процесса с ней. В 2006 году, в период зимних холодов, снабжение Грузии газом было приостановлено якобы для продолжительного ремонта трубопровода. Через два месяца, в марте, Россия запретила импорт вина и минеральной воды из Грузии, а в сентябре в Тбилиси арестовали четырех российских офицеров, обвинив их в шпионаже.

В ответ на это Москва приостановила все транспортные и почтовые связи с Тбилиси, а также выслала сотни грузинских иммигрантов, угрожая заморозить все грузинские банковские счета в банках РФ. Кроме того, Россия продолжала оказывать политическую и экономическую поддержку сепаратистским районам Абхазии и Южной Осетии, пытаясь ограничить присутствие наблюдателей ОБСЕ и ООН на рубежах этих сепаратистских регионов. При этом она поддерживала милицию сепаратистов и сохраняла своих «миротворцев» в регионе.

Затем Тбилиси обвинил Россию в воздушном нападении (6 августа 2007 г.) на грузинскую территорию вблизи зоны конфликта в Южной Осетии. Две отдельные группы (13 технических специалистов из семи стран — Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Швеции, Великобритании и Соединенных Штатов) поддержали версию Тбилиси об инциденте, заявив на форуме ОБСЕ по сотрудничеству в вопросах безопасности, что по крайней мере один российский самолет проник в воздушное пространство Грузии и сбросил антирадар-ную управляемую ракету на ее террито-рию2.

2 См.: В ОБСЕ обсудили произошедший в Грузии 6 августа инцидент // Civil Ge, 17 октября 2007.

Хотя Россия категорически отвергала свою причастность к этому событию, общественное мнение Грузии считает его продолжением не проясненного ракетного удара в марте 2007 года в верхней части Кодорского ущелья, в котором на не контролируемой Абхазией территории находится прогрузинское правительство Абхазии в изгнании. Грузинские средства массовой информации обвиняют Россию в том, что она таким образом стремится продемонстрировать Западу полное сохранение своего доминирования над соседними территориями, а что становится конкретной мишенью — особого значения не имеет. В то же время высокопоставленные официальные лица России, в том числе представители Министерства иностранных дел, неоднократно заявляли, что Москва хочет видеть Грузию «суверенным, нейтральным и дружественным государством». Российские призывы к нейтралитету Грузии входят в противоречие с проНАТОвскими ам-

бициями Тбилиси, который неоднократно заявлял, что стремление страны присоединиться к евро-атлантическому блоку — приоритет ее внешней политики и не может быть предметом торга.

В контексте двусторонних связей, вероятно, наиболее чувствительным является вопрос о российских военных базах в Грузии. Присутствие российского военного контингента стало одной из важных проблем отношений между Москвой и Тбилиси с тех пор, как Россия согласилась ликвидировать базы на условиях, оговоренных в договоре, заключенном в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Однако российское военное присутствие в зонах конфликтов является одной из серьезнейших проблем Грузии, поскольку Россия сохраняет там гораздо большую военную мощь, нежели любая другая иностранная держава, и ни одна из них, имея лишь ограниченные возможности демонстрации силы, даже не пытается бросить вызов России.

Военные базы в Вазиани и Гудауте

Вывод российских военных баз с территории Грузии — требование как ее граждан, так и властей3. На основании соглашения, заключенного 17 ноября 1999 года на саммите ОБСЕ в Стамбуле, которое является частью Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), власти Грузии провели переговоры с РФ о выводе ее военных баз с территории Грузии. В соответствии с этим документом Москва обязалась ликвидировать военные базы в Вазиани и Гудауте. Однако только 6 октября 2006 года Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение о транзите российской военной техники и военнослужащих по территории Грузии, в котором оговорены время, порядок вывода и ликвидации российских военных баз в Грузии. Соглашение ратифицировали на основании документов, подписанных Россией и Грузией в марте 2006 года в Сочи.

Период действия соглашения — пять лет, но его можно пролонгировать при отсутствии возражений сторон. В данном документе зафиксировано, что Россия выведет войска из города Ахалкалаки (на юге страны) до 1 октября 2007 года, но срок вывода может быть отложен до декабря в случае возникновения затруднений. Вывод базы из Батуми (на западе Грузии) предусматривалось завершить до конца 2008 года. Кроме того, в ратифицированном соглашении указано, что базы в Батуми и Ахалкалаки будут продолжать свою деятельность в процессе постепенного вывода личного состава и военной техники, а

3 Cm.: Resolution of the Parliament of Georgia on the Military Bases of the Russian Federation Located on the Territory of Georgia, 10 March 2005 [http://www.georgiaemb.org/DisplayMedia.asp?id=379].

также предусмотрено, что транзит военных через Грузию может осуществляться по автомобильным, железным дорогам и воздушным путем. Россия не может перевозить по территории Грузии, включая ее воздушное пространство, ядерное, химическое, биологическое оружие и другие средства массового уничтожения, в том числе их компоненты. Россия также согласилась не размещать на этих двух базах дополнительное оборудование и боеприпасы.

В соглашении оговорена процедура транзита через территорию Грузии военных грузов и личного состава 102-й российской военной базы в Армении. (Военная база в Гюмри, примерно в 120 километрах от столицы Армении Еревана, — часть единой системы противовоздушной обороны СНГ, создана в 1995 г.) База, в составе которой находится 5 000 военнослужащих, подчиняется командованию российской объединенной группировки на Южном Кавказе и оснащена системами противовоздушной обороны С-300, получившими на Западе название SA-10 Grumble («Ворчун»), и истребителями МиГ-294.

Наряду с этим соглашение включало пункт о подготовке Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и Германией инспекции военной базы в Гудауте, которую, по уверениям России, эвакуировали в июле 2001 года. Обе стороны также согласились искать источники дополнительного финансирования для покрытия расходов по транспортировке техники с двух расположенных в Грузии баз. Что касается ликвидации военных баз в Гудауте и Вазиани, то Россия только частично выполнила обязательства, которые она взяла на себя согласно двустороннему соглашению, подписанному в Стамбуле. Собственно говоря, базу в Вазиани действительно ликвидировали, однако из базы в Гудауте вывезли только вооружение и технику, которые входят в ограничения, указанные в договоре ДОВСЕ, что не устраивает грузинскую сторону.

Военная база в Ахалкалаки

Расположение Ахалкалаки вблизи турецкой границы, на естественном пути из Турции на Южный Кавказ, уже давно сделало этот район стратегически важным. В советские времена база в Ахалкалаки была командным пунктом мощной военной группировки, которая противостояла базам НАТО в Турции, расположенным лишь в нескольких километрах от границы СССР. История российского военного присутствия в Самцхе-Джава-хети восходит к 1828 году, когда царская империя завоевала эту территорию и включила ее в состав Тбилисской губернии5. С тех пор присутствие военных баз оказывало (и оказывает) значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию в регионе, а лицо его и сегодня во многом определяется существованием этих баз.

И для царской империи, и для Советского Союза наличие этих баз имело огромное значение благодаря военно-стратегической важности данного региона, который в XIX веке был аванпостом России в ее борьбе с Османской империей, а после Второй мировой войны стал зоной, разделявшей противостоявшие в «холодной войне» Советский Союз и НАТО. Этим объясняется особая милитаризация региона, где концентрировались армейские подразделения и части специального назначения, а большинство местного населения было в той или иной мере занято в сфере их обслуживания. Весь регион считался

4 См.: Duma Ratifies Agreements on Russian Military Presence in Georgia // RIA Novosti, б October 200б.

5 После завоевания ее княжеств и районов Грузию разделили на две большие губернии: Тбилисскую, на востоке, и Кутаисскую, на западе. Обе они входили в состав Российской империи.

пограничной зоной, на территорию которой попасть можно было лишь со специальным пропуском. Это был еще один фактор, приводивший к изоляции тамошних жителей от остальной части Грузии.

После развала Советского Союза вопрос о выводе российских военных баз, в том числе из Ахалкалаки, стал делом принципа для властей Грузии и наиболее важным аспектом двусторонних отношений. Для властей и большинства населения Грузии наличие ахалкалакской базы напоминает о периоде российского владычества и служит одним из «крючков», с помощью которого осуществлялось нежелательное российское влияние на Грузию. Ключевым моментом в вопросе вывода этой базы стал упомянутый нами выше саммит ОБСЕ 1999 года в Стамбуле, где Грузия и Россия согласились, что конкретная дата вывода баз должна быть установлена в 2000 году. Однако реальные шаги, направленные на решение этой проблемы, были сделаны лишь в мае 2005 года, когда министры иностранных дел России и Грузии, Сергей Лавров и Саломэ Зурабишвили, приняли совместную декларацию, согласно которой 2008 год был определен как конечный срок вывода. Эта декларация была подкреплена соглашением между министерствами обороны Грузии и России, подписанным 31 марта 2006 года.

Согласно указанному соглашению, российские войска должны покинуть базы в Батуми и в Тбилиси (центральный пункт) в 2008 году, а в Ахалкалаки еще раньше—до 31 декабря 2007-го. Однако по инициативе Москвы первые воинские подразделения РФ покинули место своей дислокации в Ахалкалаки уже в конце 2004 года, а после середины 2006-го вывод войск продолжился в соответствии с согласованным ранее расписанием. В результате уже 27 июня 2007 года Россия формально передала военную базу в Ахалкалаки грузинским властям. Следует отметить, что остававшиеся 150 военнослужащих покинули базу накануне вечером, перед официальной ее передачей. Таким образом, вывод российских войск завершился на несколько месяцев раньше предусмотренного срока (декабрь

2007 г.). По имеющимся данным, Грузии передали 196 зданий на площади 128 гектаров и расположенный рядом военный полигон6.

Вывод базы из Ахалкалаки весьма болезненно восприняла армянская часть населения Джавахети, у которой на то были две причины: экономическая и политическая. Кроме военного назначения, у этой базы была и социальная роль, так как она являлась самым важным объектом экономики Ахалкалаки. Согласно различным источникам, от 1 000 до 1 500 местных жителей работали на базе и получали относительно высокую зарплату (по меркам региона). Более того, часть своих денежных средств российские военнослужащие тратили на месте, и обслуживание базы было связано с разного рода экономической деятельностью. Наличие базы также служило гарантией, что регион оставался экономически связанным с Россией, поскольку служащим там платили российскими рублями. В результате этого основной денежной единицей в регионе был рубль. Кроме того, поскольку в 1998 году Россия потребовала, чтобы все сотрудники базы имели российское гражданство, армянская часть местного населения получила его в дополнение к грузинскому. К тому же эту базу использовали для транспортировки недекларируемых грузов в регион и из него, что увеличивало экономическую значимость базы не только для тамошних кланов7, тесно связанных с руководством базы, но и для всего местного населения.

Не менее важны и политические мотивы. У местных армянских жителей до сих пор весьма силен страх перед соседней Турцией, так как в их памяти сохранились события

6 См.: Soccor V. Georgian Flag Raised over Akhalkalaki // Eurasia Daily Monitor, 2 July 2007.

7 Слабость гражданского сектора в регионе способствовала возникновению местных сетевых кланов, которые, контролируя имеющиеся ресурсы, стали неформальными лидерами в политической, экономической и социальной жизни.

начала ХХ века. Армяне Джавахети твердо верят, что лишь Россия может защитить их от якобы грозящей им агрессии со стороны Турции. Они убеждены, что как только пограничники РФ покинут грузино-турецкие государственные рубежи, безопасность в данном районе окажется под угрозой. Широко распространено мнение, что на территории бывших российских военных баз будут размещены войска НАТО или военнослужащие Грузии (местное население не доверяет ни тем, ни другим).

В настоящее время грузинские власти разрабатывают программы вовлечения армяноговорящего населения Джавахети в жизнедеятельность всей Г рузии. Вывод российских войск из региона не только усилит суверенитет правительства Грузии над этой территорией, но и создаст предпосылки для экономической интеграции ее населения. Чтобы компенсировать урон, нанесенный выводом базы, власти предлагают ряд мер, которые должны обеспечить новые рабочие места для местного населения. Одна из таких инициатив принадлежит Министерству обороны Грузии, в частности, оно обязуется постоянно закупать у населения продовольствие (главным образом картофель) для снабжения военных. Кроме того, существуют специальные планы, согласно которым в Ахалкалаки будут созданы сельскохозяйственные предприятия, что также должно способствовать созданию новых рабочих мест.

Однако, несмотря на эти обещания, население настроено скептически, и в районе происходят акции протеста. Это доказывает, что процесс вывода российских военных баз не пройдет безболезненно, то есть грузинские власти встретятся с серьезными социальными проблемами оставшегося без работы населения.

Boeннaя 6a3a в Бітми

С 1991-го по 2005 год Россия блокировала переговоры о выводе баз, пытаясь продлить их дислокацию в Ахалкалаки и Батуми на неограниченный срок. Даже после подписания соглашения в Стамбуле в 1999 году, определившего судьбу баз, Россия хотела отложить вывод войск по крайней мере на 10 лет и требовала сотни миллионов долларов в качестве компенсации расходов на перебазирование личного состава и военной техники в РФ. Однако смена режима в Грузии в 2003 году и восстановление управляемости Аджарией центральным правительством страны резко изменили ход переговоров. Москва поняла, что базу, расположенную в Батуми, в глубоком тылу Грузии, легко изолировать, даже блокировать, если Россия откажется выполнять свои обязательства по ее ликвидации. Эти соображения, а также потеря реального военного значения этих баз привели к тому, что Кремль согласился на их эвакуацию.

Но все же Россия надеялась сохранить военное присутствие в Батуми и переименовать базу в «антитеррористический центр». Еще в 2004 году грузинские власти, стремясь возобновить блокированные переговоры и дать Москве возможность «сохранить лицо» при выводе своих частей, выдвинули идею о создании подобного центра. Тбилиси рассматривал вероятность создания расположенного не на территории действующей военной базы общего грузино-российского аналитического антитеррористического центра под контролем Грузии (разумеется, после вывода военнослужащих РФ), в состав которого планировалось включить несколько десятков российских офицеров (без солдат и вооружения). Правда, в переговорах использовались неопределенные формулировки относительно того, что условия создания такого центра необходимо «определить отдельным документом», а обе стороны обязуются в «возможно ближайший период» заключить пакт, регулирующий вопросы, связанные с общими границами.

Власти РФ, пытавшиеся создать основу для общественного признания вывода своих баз, приуменьшали их стратегическое значение. «Это вообще не базы, а просто места, где

всегда располагались советские солдаты. Они не представляют никакого интереса с точки зрения безопасности России — таково мнение Российского генерального штаба», — отметил президент Владимир Путин на встрече с редакцией газеты «Комсомольская правда» 23 мая 2006 года8.

Однако наблюдатели и политики Тбилиси опасались, что в договоре существуют некоторые лазейки, позволяющие России сохранить свое военное присутствие в Грузии, поэтому общественное мнение относилось к проекту с подозрением. При нынешних напряженных отношениях между двумя странами кажется, что ни грузинская, ни российская сторона даже теоретически не рассматривают вопрос об образовании такого центра в Батуми или где-либо еще. Однако в заявлении, сделанном Россией 21 ноября 2007 года, отмечается, что Грузия не выполняет договоренность о начале переговоров относительно создания общего антитеррористического центра на месте бывшей российской военной базы в Батуми. Министерство иностранных дел РФ утверждает, что Москва уже выполнила свои обязательства, указанные в соглашении, но Грузия тем не менее продолжает сохранять недружественную позицию9.

Что касается 12-й российской базы в Батуми, то самым неприятным за последние годы было то, что военные учения проводились там на полигонах, находящихся во временном пользовании России (несмотря на неоднократный запрет грузинской стороны). Более того, воинские части, расположенные на этой батумской базе, проводили учения на военном полигоне Гонио с использованием тяжелого вооружения и техники. Принимая во внимание, что этот регион представляет собой зону туристического бизнеса, следует признать, что подобные действия нанесли существенный ущерб не только экосистеме, но и экономике Грузии. Кроме того, командование Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) вообще игнорировало грузинское законодательство, даже не пыталось адекватно реагировать на проявление доброй воли Тбилиси. Как это ни печально, но в последние годы власти РФ предпочитали придерживаться в этом вопросе неконструктивной позиции.

И все же 13 ноября 2007 года процесс эвакуации 12-й российской военной базы в Батуми был завершен, и ее официально передали Грузии до запланированного срока. Документ о передаче базы подписали первый заместитель министра обороны Грузии Бата Кутелиа и командующий Группой российских войск в Закавказье Андрей Попов. «Все здания, занятые ранее российскими военными, переданы грузинским воинским частям, а сейчас идет процесс вывода оставшегося оборудования, военнослужащих и штаба части, который закончится в течение нескольких дней», — сказал Б. Кутелиа корреспонденту Грузинского общественного телевидения.

Подтверждая этот факт, Российское информационное агентство РИА «Новости» сообщило: «Россия завершила вывод военного персонала и оборудования с сохранившейся с советских времен базы в Батуми. Командующий батумской базой, командующий российским военным контингентом на Южном Кавказе вместе с 150 военнослужащими и их семьями находятся в поезде, на котором также перевозится 200 т обору-дования»10. Следует отметить, что в соответствии с соглашением, достигнутым Грузией и Россией в 2005 году, предполагалось, что процесс вывода этой базы закончится в

2008 году.

Вывод базы из Батуми означает, что в Грузии не осталось воинских частей, кроме миротворцев, дислоцированных в отделившихся регионах Абхазии и Южной Осе-

8 Комсомольская правда, 23 мая 2006.

9 См.: Москва напоминает Тбилиси об обещании создать совместный антитеррористический центр // Civil Ge, 21 ноября 2007.

10 Российский военный эшелон покинул территорию Грузии // РИА «Новости», 15 ноября 2007.

бб

тии. В Тбилиси положительно оценили завершение вывода российской 12-й военной базы из Батуми и выразили надежду, что скоро российских войск не будет и в зонах конфликтов на территории страны. «Это очень большая победа нашей страны, нашей дипломатии, совместной работы всех наших структур. И я надеюсь, что такими же темпами нам удастся вывести остальные российские воинские части со всей территории страны, в том числе из Абхазии, которые и сегодня создают стране большие проблемы. Я надеюсь, что скоро российские военные покинут всю территорию Грузии», — отметил Гиви Таргамадзе, председатель Комитета по обороне и безопасности грузинского парламента11.

Представители правительства Грузии заявили, что вывод российских войск окажет существенное влияние на экономику региона, в связи с чем местному населению было обещано построить новые дороги, оказывать социальную поддержку и заключить контракты на закупку сельскохозяйственной продукции. Однако нерешенными остаются вопросы, связанные с трудоустройством людей, занимавших воинские должности на базе в Батуми. Грузинские власти объявили, что грузинские военные, занятые ранее на российских базах, будут иметь возможность служить в вооруженных силах Грузии. Официальные власти надеются, что развитие туризма в Аджарии поможет смягчить экономические потери, нанесенные выводом российских войск. Они считают, что основным направлением экономических преобразований должны стать приватизация и акцент на развитие туризма. Однако некоторые бывшие сотрудники базы скептически относятся к тому, что туристический бизнес позволит им скомпенсировать потери, связанные с ее ликвидацией.

Миротворческие силы СНГ и база в Гудауте

Наряду с базами в Батуми и Ахалкалаки проблема российской военной базы в Гу-дауте, расположенной в отделившемся от Грузии районе Абхазии, вызывает серьезные споры. Эта база всегда была важным фактором в абхазском конфликте. Тбилиси и многие независимые западные наблюдатели считают, что из базы в Гудауте оказывалась боевая поддержка абхазским сепаратистам во время войны 1992—1993 годов. На саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году Россия согласилась закрыть эту базу и вывезти из Гудауты войска и военную технику. Москва ныне утверждает, что, согласно условиям договора 1999 года, заключенного в Стамбуле, военное снаряжение уже полностью вывезено и в настоящее время базу используют российские миротворцы, размещенные в зоне абхазского конфликта по решению Содружества Независимых Государств. Однако грузинские власти сомневаются в достоверности этого утверждения и настаивают на международной инспекции данной базы, причем обязательно с участием отечественных экспертов.

Несмотря на то что российская сторона объявила базу ликвидированной, Апсны-пресс приводит слова генерал-майора Сергея Чабана, командующего российскими миротворческими силами, о том, что в настоящее время на базе осталось четыре вертолета и 130 военнослужащих РФ12. Это означает, что база ликвидирована не полностью, о чем Грузия повторно заявляла на заседании Совместной консультативной группы в Вене,

11 Скоро российские военные покинут всю территорию Грузии, надеется глава Комитета по обороне и безопасности грузинского парламента [http://www.regnum.ru/news/914125.html], 29 февраля 2008.

12 См.: В Абхазию прибудет делегация ПА НАТО // Civil Ge, 20 апреля 2006.

добавив, что это мнение разделяет большинство входящих в ОБСЕ стран. Россия сохраняет базу в Гудауте и блокирует ее инспектирование ОБСЕ, хотя такие инспекции предусмотрены в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. РФ требует, чтобы Грузия гарантировала безопасность международной миссии наблюдателей, хотя обе стороны прекрасно понимают, что Тбилиси не может взять на себя такую ответственность на территории, которая находится вне его контроля. Грузинские официальные лица полагают, что Россия использует данный фактор для максимально возможного затягивания этого процесса.

А пока Тбилиси старается прекратить действие мандата российских миротворцев. После того как миротворцы 30 октября 2007 года задержали и избили пятерых офицеров грузинской полиции, Тбилиси намерен добиваться вывода российских миротворцев из отделившейся Абхазии. Власти утверждают, что этот инцидент делает настоятельно необходимым изменить формат миротворческих сил. В заявлении от 31 октября Министерство иностранных дел Грузии обвиняет миротворцев РФ в том, что они на БТРах блокировали молодежный лагерь в селении Ганмухури (регион Самегрело) и захватили грузинских офицеров, охранявших лагерь. Согласно заявлению внешнеполитического ведомства, офицеры специального подразделения Министерства внутренних дел Грузии остановили российских миротворцев, и конфликт прекратился лишь после того, как на место события прибыл президент страны М. Саакашвили. Отвечая на требование Тбилиси сместить с занимаемого поста командующего миротворческими силами Сергея Чабана, российский представитель А. Бурутин сказал, что тот был назначен на эту должность Советом глав государств СНГ, в связи с чем вопрос должны решать совместно министры обороны и иностранных дел государств Содружества.

Как следствие того, что Тбилиси обвинил Москву в наращивании ее военного присутствия в зоне конфликта, грузинские политики предостерегли Россию от формального признания независимости Абхазии. Государственный министр Грузии по разрешению конфликтов Давит Бакрадзе сообщил 12 ноября, что РФ ввела в зону конфликта пять танков, пять ракетных пусковых установок, пять БТР, семь гаубиц и к тому же дополнительно 200 военнослужащих. Больше того, 14 ноября президент М. Саакашвили заявил, что у грузинской стороны имеются «документальные свидетельства», подтверждающие присутствие дополнительного российского вооружения и военнослужащих в Очамчире, на территории отделившейся Абхазии13.

Признание Абхазии Россией будет означать объявление войны Грузии, и «мы примем этот вызов», сказал 13 ноября Гиви Таргамадзе, председатель Комитета по обороне и безопасности грузинского парламента. Комментируя эти события, Мэтью Брайза, помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, отметил, что его правительство уже обращалось к российским властям по этому поводу. «Такие действия будут резко противоречить статусу России как посредника», — добавил он, а также осудил некоторые заявления, «исходящие из других государств», явно имея в виду российских официальных лиц (в частности, недавно мэр Москвы Юрий Лужков призывал признать независимость Абхазии), и охарактеризовал такое признание Абхазии как «безрассудное, опасное и ненужное».

В ответ на это Министерство иностранных дел РФ в заявлении, сделанном 21 ноября 2007 года, отметило, что хотя российские войска выведены из баз в Грузии, военнослужащие России остаются как миротворцы в конфликтных зонах Абхазии и Южной Осетии.

По мнению внешнеполитического ведомства РФ, миротворцы остаются «главной преградой для тех, кто под прикрытием миролюбивой риторики продолжает готовить во-

13 Общественное грузинское телевидение, 14 ноября 2007.

енные авантюры в Абхазии и Южной Осетии»14. Министерство иностранных дел России также подвергло критике выдвижение Грузией необоснованных обвинений против Москвы, что, по мнению российского МИДа, уже стало неотъемлемой частью политики официального Тбилиси. В Министерстве полагают, что цель такой тактики — скрыть неконструктивную позицию Грузии в двусторонних отношениях. При этом власти РФ отрицают высказанные ранее Грузией обвинения в том, что Москва создает военную базу в Абхазии.

3 а к л ю ч е н и е

Новое грузинское государство и его лидеры встретились с множеством препятствий, свидетельствующих, что вывод российских баз из Грузии будет действительно затруднен, особенно из зон конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Эти два замороженных нерешенных территориальных локальных конфликта — следствие распада Советского Союза и представляют собой наиболее серьезные проблемы для Тбилиси. Совершенно ясно, что он намерен разрешить эти проблемы демократическим, европейским путем с учетом политических интересов обоих регионов, гарантируя права их граждан и целостность грузинского государства. Таким образом, важнейший приоритет Грузии — мирное разрешение этих конфликтов и восстановление действия Конституции на всей территории страны. При этом необходимо вести диалог с местным населением, с его фактическими лидерами, а также используя беспристрастное посредничество международного сообщества.

Хотя грузинские власти обещают установить «очень хорошие» отношения с Россией, несмотря на то что некоторые представители российского политического и военного официоза считают, что проект построения грузинского государства противоречит национальным интересам России, Москва намерена восстановить свою гегемонию и активно, но осторожно пытается доминировать в регионе, в том числе старается сохранить влияние в Грузии, поскольку ее волнует безопасность южных границ РФ и потенциальная возможность альянса между Турцией и государствами Южного Кавказа. Быстрое продвижение НАТО и других западных структур в регионы, которые Россия считала своим «задним двором», она рассматривает как угрозу. К тому же Кремль не способствует, наоборот, срывает все попытки найти мирное решение территориальных конфликтов. (РФ незаконно снабжает своими паспортами жителей отделившихся районов, а российские высокопоставленные лица работают в правительстве Абхазии; к тому же лидера Абхазии недавно пригласили на совещание российских губернаторов.) Таким образом, в последние несколько лет политика России в регионе заставляет сомневаться, что разрешение конфликтов в Грузии является для Кремля приоритетом.

При этом общая ситуация с российскими военными базами в Грузии улучшается. Москва почти полностью выполнила свои обязательства, данные на саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле по выводу военных баз из Грузии, за исключением достижения согласия с ней о статусе или выводе российских войск из базы в Гудауте. Однако решение РФ приостановить свое участие в ДОВСЕ может повлиять на почти завершившийся процесс вывода российских баз из Грузии, в частности из Гудауты. Российские официальные лица заявляют, что приостановление участия Москвы в Договоре означает, что она прекратит предоставлять информацию о своих тяжелых вооружениях и не разрешит их инспектировать. Кроме того, Москва провозглашает, что будет сама решать, где и сколько танков

14 Минобороны РФ опровергает информацию о строительстве базы в Абхазии // РИА «Новости»,

11 июня 2007.

или самолетов ей надо размещать, что вызывает серьезную озабоченность международной общественности.

Между тем Тбилиси в одностороннем порядке приостанавливает действие мандата российских миротворцев в Грузии. Хотя точная дата их вывода не объявлена, представители Государственной канцелярии президента Грузии заявили, что в ближайшем будущем эту дату обнародуют. Создается впечатление, что грузинские власти наконец решили избавиться от российских миротворцев. В годы правления Эдуарда Шеварднадзе парламент страны однажды приостанавливал действие мандата этих миротворцев, однако Э. Шеварднадзе наложил вето на это решение. С тех пор многое изменилось, и в 2006 году грузинский парламент вернулся к вопросу о российских миротворцах, однако так и не установил дату окончания действия мандата. На сей раз решение властей выглядит как окончательное, и вряд ли оно будет пересмотрено.

Наряду с этим парламент страны обсуждает вопрос, кто заменит российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта. Наиболее вероятно, что это будут международные силы по поддержанию мира, однако какие страны примут в них участие, пока не определено. Насколько последовательны в этом вопросе окажутся грузинские власти, зависит от того, как будут развиваться события и как отреагирует Москва. Если она не прекратит наращивать конфронтацию, то весьма реально, что процесс вывода российских миротворцев примет нежелательный оборот.

Отсюда следует, что ситуация на Кавказе весьма серьезна, в регионе возникают новые вызовы и новые варианты их разрешения. Стоящие перед Тбилиси проблемы во многом определяются тем, что Москва еще не решила, каковы должны быть ее приоритеты на постсоветском пространстве. Вывод российских войск, безусловно, отвечает интересам Грузии, процесс же реализации упомянутого выше соглашения о планируемом анти-террористическом центре и его юридическом статусе связан с определенным риском. Тбилиси никогда не даст согласия на создание такого центра, даже если при этом не будет нарушен суверенитет Грузии, а ее желание присоединиться к НАТО — еще один фактор, влияющий на позицию республики в вопросе вывода войск. Так, некоторые грузинские эксперты считают, что вопрос о вступлении Грузии в НАТО Брюссель не будет серьезно рассматривать до тех пор, пока российские войска не покинут страну15.

Несмотря на все сказанное выше, Грузии необходимо последовательно подходить к решению назревших проблем, связанных с продвижением по пути развития демократии. Для того чтобы помочь Тбилиси, международное сообщество должно иметь в виду следующее:

■ За весьма короткий срок Грузии удались кардинальные перемены, направленные на развитие демократии. Несмотря на существующие проблемы, курс страны на укрепление демократии и интеграцию в НАТО совершенно очевиден. Россия должна признать, что интегрированная в западное сообщество Грузия не представит ей никакой угрозы. Напротив, в таком случае Тбилиси стал бы источником региональной безопасности и стабильности.

■ Вступление Грузии в НАТО не будет представлять опасности для России, скорее, даже приведет к стабилизации двусторонних связей, как это было у Москвы со странами Балтии. Более того, необходимо убедить Россию в том, что движение Грузии к демократии и упрочению связей с Западом необратимо.

■ Москва может сделать значительно больше для нормализации отношений. Она все еще сохраняет некоторые санкции в отношении Грузии в сфере экономики и

15 Cm.: Ralchev P. Georgia’s Russian Hurdles. Negotiating Russian Troops Withdrawal from Georgia. Institute for Regional and International Studies, 2005 [http://www.iris-bg.org/f/plamen.pdf|.

транспортировки продукции. Более того, РФ продолжает поддерживать сепаратистские режимы Южной Осетии и Абхазии. Все это ставит под сомнение заявленное Россией признание территориальной целостности Грузии. РФ должна играть более конструктивную роль и использовать свое влияние на сепаратистов для достижения мирного решения конфликтов в Грузии.

■ Объединенные миротворческие силы действуют на основании подписанного в Сочи соглашения, но его рамки недостаточны для обеспечения длительного мира. Без существенных изменений формата, которым определяются действия миротворцев, трудно представить, как стороны конфликтов смогут прийти к согласованному решению. Многие считают, что пришло время расширить этот процесс.

■ Из-за неконструктивной позиции Москвы до сих пор невозможно было провести инспекцию базы в Гудауте, которая подтвердила бы ее закрытие. Но одноразовой инспекции этой базы недостаточно, чтобы доказать факт ее ликвидации, следует принять специальные меры, которые гарантировали бы прозрачность дальнейшего использования военного потенциала этой базы.

■ Хотя ныне неизвестно, найдет ли Тбилиси наилучший выход из сложившегося положения, ясно, что роль Грузии в регионе и ее отношения как с Россией, так и с Западом входят в новую, решающую фазу. Другими словами, для Грузии наступил момент, когда на кон поставлена ее судьба — сохранится ли территориальная целостность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.