Научная статья на тему 'Конец исторического сознания?'

Конец исторического сознания? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
110
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / CONSCIOUSNESS / HISTORICAL TIME / PARADOXICALITY / HISTORICAL EXPERIENCE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Останина Ольга Александровна

Статья посвящена анализу современного состояния исторического сознания. Существующие в нем тенденции - усиление неопределенности, парадоксальности, ослабление исторического чувства, глобализация - позволяют сделать предположение о его конце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The End of Historical Consciousness?

The article is devoted to an alyzing the contemporary state of historical consciousness. Tendencies existing in it, such as the increasing uncertainty, paradoxicalness, weakening of historical feeling, globalization allow to make an assumption about its end.

Текст научной работы на тему «Конец исторического сознания?»

О. А. Останина. Конец исторического сознания?

УДК 1(06)

О. А. Останина КОНЕЦ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ?

Статья посвящена анализу современного состояния исторического сознания. Существующие в нем тенденции - усиление неопределенности, парадоксальности, ослабление исторического чувства, глобализация - позволяют сделать предположение о его конце.

The article is devoted to an alyzing the contemporary state of historical consciousness. Tendencies existing in it, such as the increasing uncertainty, paradoxicalness, weakening of historical feeling, globalization - allow to make an assumption about its end.

Ключевые слова: историческое сознание, историческое время, парадоксальность, исторический опыт, глобализация.

Keywords: historical consciousness, historical time, paradoxicality, historical experience, globalization.

Исследование исторического сознания важно и нужно с мировоззренческой точки зрения -историческое мировоззрение является условием самоидентификации общества, его ориентации в мире, сохранения или обеспечения своей жизнеспособности. Проблематизация и концептуализация исторического сознания значимы и с точки зрения теоретико-методологической, поскольку позволяют самоопределиться истории как науке, выявляя, какова та особая реальность, на постижение которой она направлена. Специфика исторического знания заключается в том, что оно не может быть отделено от действительности, поскольку получаемое от прошлого знание оказывается существенной чертой самой истории, «вплетено» в нее. Благодаря историческому сознанию человек истолковывает жизнь, наделяет ее смыслом, организует историческую реальность, устанавливая значение событий и связи между ними. Историческое сознание задает отношение к традиции.

В данной статье речь идет не о специализированном историческом сознании, а, прежде всего, о сознании массовом, проявляющемся в повседневной деятельности, поведении, общении людей, живущих в современном российском обществе. Хотелось бы сделать два предварительных замечания. Во-первых, сознание всегда опосредовано обществом; как справедливо утверждает Т. Адорно, то, что опосредовано разумом, опосредовано и обществом. Во-вторых, вспомним классификацию видов истории (как знания) Ф. Ницше - он различает монументальную, антикварную и критическую истории. Данные за-

© Останина О. А., 2012

мечания, конечно, взаимосвязаны. Современному этапу исторического развития соответствует история критическая и, следовательно, критическое историческое сознание.

Для критического исторического сознания характерна трансформация, заключающаяся в новой конфигурации представления исторических фактов, которая, в свою очередь, обусловлена изменением принципов их отбора, смещением акцентов, оценок и т. п. Понятно, что переосмысление истории в рамках критического сознания не является самоцелью, а опосредовано целями и задачами, стоящими перед обществом, направлено на будущее, на реализацию наметившихся тенденций исторического развития. Если дело обстоит не так, то сознание не может быть определено, с нашей точки зрения, как собственно историческое. Сдвиги, дрейф содержания исторического сознания в российском обществе свидетельствуют, как представляется, не о его трансформации, а, скорее, о его конце. Разумеется, это одна из существующих ныне альтернатив эволюции сознания, но она пока, как мы полагаем, остается ведущей. Что имеется в виду и каковы основания для такого вывода?

Во-первых, нельзя не обратить внимание на явное расхождение между декларируемыми, как правило, «сверху», целями развития нашего общества, призванными детерминировать доминанты исторического сознания, и реальным положением дел. Это расхождение фиксируемо буквально во всех сферах, формах социального бытия: экономике, образовании, политике и т. д. Получается, есть некое «официальное» историческое сознание, оно и декларируется; и есть реальное сознание, крайне не однородное. Налицо характерное для истории России культурное, по меньшей мере, двоемирие. Это одна сторона проблемы; другая заключается в том, что такое расхождение, такая двойственность приводят вообще к растерянности, неопределенности и дезо-риентированности сознания.

Во-вторых, современному сознанию присущи парадоксальность, так называемый «кентав-ризм» - в нем уживаются, сосуществуют взаимоисключающие образы, понятия, оценки, что никак не способствует историческому самоопределению субъекта, будь то личность или социальная группа, народ в целом (в качестве примера можно назвать получившее распространение понятие «либеральный консерватизм»).

Известно, что в сознании как индивидов, так и социальных групп и общества могут быть представлены современные взгляды и идеи и, в то же время, целые пласты, по сути, архаичного сознания, казалось бы, давно исчезнувшего (например, научные знания и вера в чудеса, пророчества; «демократические» убеждения и домостроевское

Теория познания

понимание роли женщины в обществе и семье). Очевидно, когда расшатываются и оттесняются на периферию общественной жизни базовые ценности, разрушается сущностно-смысловой стержень, как бы цементирующий различные сегменты сознания, обеспечивающий его целостность, тогда и обнаруживаются компоненты, содержания сознания, возникшие в прежние исторические эпохи и не дававшие о себе знать. С другой стороны, и в историческом бытии вскрылись, похоже, такие архаичные пласты - в семейно-брачных отношениях (мотивация заключения браков, в частности), властных отношениях (роль фактора личностного взаимодействия, «личной преданности»; элементы сакрализации власти), экономических отношениях (трудовых, отношениях обмена и др.).

В-третьих, бросается в глаза явное падение интереса к истории, в том числе и потому, что современная жизнь с ней никак не связана. Об этом свидетельствует и уровень исторических знаний, например, выпускников школ. Здесь же можно сказать о «клиповости» подачи исторической информации и знаний, отсутствии в обществе согласия по важнейшим вопросам нашей истории, как, впрочем, и по видению нашего будущего.

Падение интереса к истории означает утрату исторического опыта, о котором пишет Ф. Р. Ан-керсмит, то есть опыта переживания истории, «прочувствования» ее своей историей. «Возвышенный характер исторического опыта происходит из этого парадоксального союза чувств любви и утраты, то есть из сочетания удовольствия и боли, определяющего наше отношение к прошлому» [Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. М., 2007. С. 30]. Равнодушие заменяет чувства и любви, и печали. О каком же историческом сознании можно, в таком случае, вести речь?

Более того, можно говорить и об утрате чувства времени, что выражено в установке «жить сегодняшним днем», без прошлого и будущего,

без того «просвета», «схождения времен», которое М. Хайдеггер считает важнейшей характеристикой исторического сознания. Именно время (и чувство времени) определяет целостность существования здесь, в настоящем; оно делает сознание активным, действующим. Целостность, как то или иное завершение бытия, относится к будущему, но, нацеливаясь на будущее как на идеал, модель, человек осмысливает и истолковывает прошлое. Осознанная устремленность в будущее рождает ответственность за настоящее, а значит, за историю, вводит в сознание новые идеи, понятия, указывая тем самым на значимость их будущего осуществления. Историческое - не только «здесь» и «теперь» в своей конкретности, но в связанности времен, их осмыслении, осознании себя в истории.

В-четвертых, нельзя не сказать, что трансформация общественного сознания происходит под влиянием объективных процессов глобализации. Данные процессы (сопровождающиеся процессами регионализации), в частности, приводят к изменению статуса национальных государств; идет дискуссия о судьбе народов, наций и национального государства в современную эпоху. А как же тогда национальная история и ее судьба? С чем можно и нужно соотносить историческое сознание, исторический опыт? С каким и чьим прошлым, с каким и чьим будущим? И не происходит ли «глобальная» трансформация исторического сознания? Сложно, на наш взгляд, определить, будет ли это новое сознание собственно историческим. Позитивное решение вопроса, очевидно, заключается в исследовании диалектики взаимосвязи национальной и глобальной истории. Негативное же решение чем-то напоминает гегелевское деление народов на исторические и неисторические, и Россия, как мы знаем, в первую группу Г. Гегелем не включалась. Так что в заключение мы приходим к положению, с которого начали, о мировоззренческой сущности и значимости исторического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.