Научная статья на тему 'Кому принадлежит. Право знать?'

Кому принадлежит. Право знать? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гудков Л. Д., Юдин Б. Г.

The article examines the results of 2 polls: one conducted among doctors of Moscow at the beginning of 1992 and the other carried out on the rhass scale in November 1994 by Russian nation-wide representative sample,.both concerning patients' right of obtaining exact knowledge about their health. Two types of ethical notions are selected: the autonomous, individualistic ethics of responsibility for oneself, and collective, paternalist ethics giving the right of decision to a doctor, medical officer, etc. The distribution of these views reflects the processes of modernisation and the formation of a complex, differentiated contemporary society., The more modern groups (dwellers of big cities, younger and better, educated respondents) rather share individualistic views, and elderly people, respondents from social and cultural outskirts are more inclined to ethical paternalism, fixed in conservative standards of doctors' professional ethics. But among young doctors a movement towards more individualistic principles; and ethics of doctors' and patients' participation is being observed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Who Has the Right to Know?"

The article examines the results of 2 polls: one conducted among doctors of Moscow at the beginning of 1992 and the other carried out on the rhass scale in November 1994 by Russian nation-wide representative sample,.both concerning patients' right of obtaining exact knowledge about their health. Two types of ethical notions are selected: the autonomous, individualistic ethics of responsibility for oneself, and collective, paternalist ethics giving the right of decision to a doctor, medical officer, etc. The distribution of these views reflects the processes of modernisation and the formation of a complex, differentiated contemporary society., The more modern groups (dwellers of big cities, younger and better, educated respondents) rather share individualistic views, and elderly people, respondents from social and cultural outskirts are more inclined to ethical paternalism, fixed in conservative standards of doctors' professional ethics. But among young doctors a movement towards more individualistic principles; and ethics of doctors' and patients' participation is being observed

Текст научной работы на тему «Кому принадлежит. Право знать?»

•делается и' реализуется социальная карьера. Не столь значительна и даже- неоднозначна связь дружбы с образовательным уровнем и среднедушевым доходом.

Л.Д.Гудков, Б.Г’Юдин

10. Кому принадлежит право знать?' .

л В-'"какой степени человек' владеет"-своей жизнью, телом, что он может знать о состоянии своего/здоровья, кто распоряжается этим знанием — он сам или государство в лице своих представителей — чиновников, специалистов и т.п.? Априорно можно предполагать, что ответы на подобные вопросы будут различны' в обществах разного типа. В нынешней России, • как- показывают ре-зультать1 исследования*?, проведенного Российским Национальным комитетом по биоэтике- РАН и ВЦИОМ, моральные и антропологические представления' не образуют .единого.'пространства регуляции..' , ,

! Распределение субъективных- автономных и ■ гетерономных ^ориентаций отражаети:'. морфолоточескую структуру российского. общества, и следы длительной трансформации сощгальных.отношений,, определяемых модернйзационными, процессами.' За. этим, стоят и различные полярные типы этики — с одной стороны, персо-налистической, индивидуалистской, характерной для современного сложнодйффер.енцированного и.плюралист^ ческого общества^ предполагающего ’ такие • критерии оценки действия, как достижйтёльност^, независимость, свобода выбора и информация, а? с другой — противоположной ей— коллективистской (хотя и не'обязательно традиционной)1 этики групповой ’ солидарности, отказывающей индивидуализированному "Я" в-праве определять собственное поведение,’судьбу'й в связанной с'этим ответственности за себя. ' : ' •*' -

' В качестве индикатора формирующихся ориентаций на себя, автономной этики персональной' ответственности в исследовании - приняты 'соответствующее ответы респондентов на ряд вопросов: 1‘. "Как- Вы считаете, имеет ли пациент медицинского учреждения право знать всю правду

о состоянии,своего, здоровья или врач, должен^решать, что именно сообщать пациенту?" Этот вопрос' был усилен 'дополнительным условием: 2. "Если состояние пациента безнадежно, ймее^ли он право: знать всю правду о состоянии своего здоровья, или- врач должен решать,, что именно сообщать пациенту?" (табл. 52) и введением'прожективной ситуации — 3. "Если бы это касалось лично Вас, хотели бы или не хотели бы Вы в таком случае знать всю правду о состоянии своего здоровья?" (табл. 53)'. ".

' ” Ответы на первый вопрос распределились следующим образом: 59% опрошенных высказались за право пациента на -получение- полной информации о своем состоянии;' 32 — отдали его врачу ("врач должен решать,-что именно следует сообщать пациенту") и 9% — затруднились с ответом (см. табл. 52). Соотношение альтернативных-реакций (1,82) и незначительнный характер колебаний ответов в отдельных социальных группах (+4%) свидетельствуют о том,' что доминирующая норма представлений опирается на значимое согласие-большинстваг Эта норма, как выяснилось, мало связана с идеологическими,' политическими и прочими предпочтениями (в том числе с отношением респондентов к темам, которые в России обычно относят к правам человека),-т.е. имеет скорее общекультурный характер. Она утвердилась . сравни-; тельно'недавно по историческим масштабам, поскольку ее действие в разных слоях общества неравнозначно: чем более модернизирована социальная среда’респондента (а параметрами модернизации в данном случае

* Работа выполнена при финансовой поддержке Еоссийского фонда .фундаментальных исследований (грант №93-06-11141). Опрос проводился с 10 ноября по 9‘декабря 1994 г. по мониторинговой выборке (N=2957 .человек).. - - -

Г, Таблица 52

1 Вопрос 1. Как Вы считаете, имеет ли пациент право ; -знать.всю правду о состоянии своего здоровья, или < 'врач должен решать, что. именно сообщать пациенту? Вопрос 2. А если-состояние пацинента безнадежной? (В % '( к числу опрошенных, без затруднившихся ответить.)

Социально-- ■ /' ! . «.демографические - - -I " ^ группы Пациент имеет -; право знать о своем состоянии Врач должен решать что говорить

вопрос V вопрос 2 вопрос! вопрос 2

| Возраст. , до 24 лет ' .' С Ч>66 С 52? 29 :-• 35°

• 25—39 лет •'••'• ■' 60' ' 50 • сзі - г‘ 38 >

; 40-^55 лет, •:■ > - • •«> о 60- • 4’ і , 32 - - .г 40

1 .Старше 55 лет . ..„,51 ' ..: 39,' . 36 -• 48 ,

| Образование:г ' с •'*' - высшее и -незаконченное .высшее . . ..62.-г . 48.. и. і-)-'.с? 1 •, * т -- -32..'. ('’ ~ • . с*- . - аг 41. ,

гсреднее и среднее спе- . циальное - 62... О 1 ‘ ; , 47 -. ,31 Л 42

ниже среднего ■.. . ■. • •■ 54 : 47- • : 33 ; , 39

Тип поселения: ' ' " Москва и С.-Петербург ’ ’74 .1 . ' .Г ' - 1 ,' -і ч:: 30 .

61 20

! большие города 61 46 32 43

малые города ■ : 61 46 : 32 41,

; село ‘48;-. 45 38 42

/>-- ' \ Таблица., 53

! Вопрос З.-А если бы это касалось Вас лично, Вы бы хотели или нет в таком случае знать4всю правду о состоянии своего здоровья? (В % к числу опрошенных.)

Социально-демографические і .группы,’ ' Хотел Не хотел Затрудняюсь 7„ответить

| Поп: .-■> г . мужчины, . . Г' ., . ’ ‘ !б5’ 20 . . ... 15

! женщины • '’■ “ 1' ' ■ • • 55г' ' -28' .... 17 ..

1Возраст: '• -і:гг. ■ (.• • ' ■ • пі г-,. ^ . до 24 лет- : .. . - ■. - ¡ 69 ' ,Г: .20 ° и’/...'

25—39-лет. і 59 ; •23 . =•: 18 ,

40—55 лет с> '• '• •'61 • - 23 - ■ 16

'старше 55 лет ' ‘ 54' -'"■'ЗО ' ! 16

’ Образование: " ■ - - ' " ■■ - ' - . 1 .1 : высшее и незаконченное высшее. ; 62 :іг : ' .26 У. із

среднее и среднее специальное 66 , 25 • ; ..,15-,

.‘ниже.среднего . ; . 59 . .23 • • 18 ■---'

Тип поселения: '' Москва и С.-Петербург' •; 7]-,. 18 ' ' 11 .

, ;большие города . .. "60 ,25 " . 15..

•малые города ■ », ■ у ,< •. - 58 - • 26 . •„ 16-.-,

.се/іа;..с:' '. ' 'I ' ■ - 57: г. 24'..г : 19 •

являются молодой возраст респондента,, более высокий уровень образования, г проживание в крупных.!.городах, высокий уровень социальных аспираций, что,отражается в высоком доходе, высокий социальный, и профессиональный статус и др.), тем выше ориентация на себя и сильнее' ценность . .субъективности,- а. значит.,,:—. выше уровень.ЛИЧНОЙ; самоответственности; :ьс- Г ■ " .)

.• Так,' соотношение ответов:: "пациент, имеет право знать" . и1 "врач должен .решать, .что .именно, .сообщать пациенту-падает от.2,27 у самых молодых респондентов до 1,42 у людей -старше 55 лет; от 2,48 у учащихся и студентов до' 1,24' у неквалифицированных - рабочих; среди' которых- преобладают пожилые и малообразованные женщины,"и 1,61 у пенсионеров: Эта же зависимость проявляется' в отношёнии имущественного*7- положения, уровня доходов’ социкльно-проф‘ессионального статуса й

44

Сентябрь—^октябрь 1995 Информационный: бюллетень мониторинга

до: Но еще большая разница'в ответах вьфйсовывается в зависимости от уровня урбанизированности социальной среды:1 ’указанный твышё показатель соотношения ответов респондентов из мегаполисов' — Москвы и С.-Пётер-бурга — составляет 3,65, тогда как у деревенских жителей он равен 1;26 (совпадая с индексом, Характерным для низкостатусных работников). - ■

' ' Эта декларируемая норма автономности сохраняется и даже усиливается у респондентов при обращении вопроса к самому'респондёнту — хочет ли он знать всю правду о состоянии своего здоровья в случае безнадёжного диагноза. В среднем ответы распределились в отношении 60% к 24% (2,45) при 16% затруднившихся с ответом. Как и в ответах на первый'вопрос, более продвинутые и модерные группы обнаруживают болёё высокую степень самоориентирован-ности й готовности принять на себя ответственность (показатели полярных возрастных- групп составляют 3,39 и 1,83), однако •урбанизационные и статусные различия выражены менее отчетливо. Впрочем,|! отчасти эту разницу между молодыми и пожилыми можно объяснить ¡ тем, что для пожилых людей мысль о собственной неизлечимой болезни и смерти'представляётся нё такой абстрактной, как'дом молодых, так что их жизненный опыт позволяет им точнее спрогнозировать свое реальное- поведение В' подобной си-туаций. Но, во всяком случае, и для пожилых показатель намного выше единицы.' - : 1

4 Гораздо сильнее проявляются различия мёжду мужчинами и женщинами — у женщин, согласно данным этого и других исследований ВЦИОМ, так же, как' и у пожилых людей в целом, заметно сильнее общая психологическая напряжённость, фрустрированность, недовольство жизнью, страхи разного рода, в том числе и перёд возможными болезнями, й нисколько большая склонность "спрятаться" за врача- передать ему ответственность за себя ( у мужчин соотношение ответов — 3,16, у женщин — 2,01).

•" ' Обращает на себя внимание значительное расхождениё между соотношениями различных ответов на рассмотренный только что трётий вопрос и на второй^’вопрос: "Если состояние пациента безнадежно, имеёт ли он право знать всю правду о состоянии своего здоровья,Или врач должен решать, что именно сообщить пациенту?". В этом случае общеё-соотношение ответов составляет 47%:41% (1,15) при 12% затруднившихся ответить. За этими средними показателями, впрочем, афываются групповые различия Можно сказать что императивы автономной индивидуалистической этики сохраняются, но только в некоторых группах (у молодых; честолюбивых, ориентированных на достижение, с высоким статусом и высоким доходом), другие же более склонны согласиться с утаиванием информации' от пациента. ‘Примечательно, что такие рёакцйи 'характерны скорее для 'женщин (соотношение ответов 1,06 по сравнению с 1,25 для мужчин); для пожилых людей (0,82 по сравнению с 1,49 для молодых), для респондентов, обладающих низкими доходами (1,02 по' сравнению с’ 1,34 для респондентов с высокими доходами). Для’Москвы ’и Санкт-Петербурга это соотноше-шге составляет-2,0, тогда как;для сельских жителей — 1,08. Образование ¿ данном случае существенной роли не играет.

• ' Выявленное расхождениё в ответах на поставленный в общей форме второй вопрос ' и на третий,'''отнесенный к самому респонденту, допускает различные интерпретации. Вполне;'вероятно,. что здесь имёёт мёсто психологическая рационализация -г- "не надо по соображениям гуманности говорить человеку о том ужасном, что его ждет".

Но может быть и то, что усйление драматичности прб-жективной ситуацйи ("положение безнадежного больного") обнаруживает снижеьше’ порога автономности индивида и действие более глубоких традиционных культурных пр'ед-гставлений о смертй как "абсолютном- проигрыше человека", характерном для секулярной; й посюсторонней русской

культуры. Приближающаяся смерть не получает никаких-'компенсирующих или возвышающих частного человека значений, а потому она ^окружена" различного рода табу, нормами ■ коллективного умолчания (если, только она не сопровождается ритуалами героизации или госут дарственного возвышения)*. Во всяком случае, мы можем зафиксировать, что несмотря на расширение в последние десятилетия сферы действия модерных: этических норм, по отношению к смертельно больному человеку в большей степени сохраняется этический патернализм, лишающий его права на знание о‘своем состоянии. .

У нас есть возможность сопоставить представленные данные с результатами опроса врачей по аналогичным вопросам. Речь идет о результатах социологического обследования, проведенного среди московских врачей Финским институтом профессиональной гигиены и Институтом социологии РАН**. ■ . . ..

В обследовании, проводившемся в 1992 г., участвовали около 320 врачей: В числе заданных им вопросов были и такие: "Информируете ли Вы пациентов о диагнозе и прогнозе?" (варианты ответов: "обычно нет", "иногда", "часто"', "почти всегда"); "Считаете ли Вы, что пациент имеет право знать о безнадежном диагнозе?" (варианты ответов)'"да", "нет" и "затрудняюсь ответить") и "Сообщаете ли Вы своим пациентам диагнозы с безнадежным исходом?" (варианты ответов: "обычно нет", "иногда'', "часто", "почти всегда" и "не приходилось сталкиваться с такой ситуацией").

Перед тем как представить соответствующие данные, необходимо сделать ряд оговорок. Прежде всего, этот опрос проводился на два с лишним года ранее, чем до этого цитировавшийся опрос ВЦИОМ. И хотя сам по себе этот интервал (учитывая характер наших вопросов) невелик, за это время российское общество претерпевало стремительные и радикальные изменения, которые,могли сказываться и на уровне фундаментальных ценностей и норм. . -

- " Далёе, в выборку были включены только московские врачи. Для москвичей же, как уже отмечалось,. харакг-терны более модерные нормы, чем для россиян в целом.

Следующая оговорка касается отличий в самом, если можно так выразиться, , статусе вопросов, относимых к населению в целом, с одной стороны, и к врачам — с другой. В первом случае эти вопросы затрагивают самые глубинные слои личностной структуры респондента, хоть и опосредованной механизмами социальной регуляции, но в данной сфере не подвергающейся сколько-нибудь жесткому социальному контролю. Что касается врачей, то для них информирование пациента, особенно при безнадёжном диагнозе, является одной из основных областей, регулируемых профессиональной этикой; так что в этом, случае личностная наполнённость. темы ослабляется. К тому же вопросы явно ориентируют респондента-врача не на такой диагноз,' который относится к самому себе или к близкому, а на более отстраненный сюжет — состояние пациента. ':

Следует подчеркнуть, что традиционно врачебная этика у нас была акцентированно патерналистской. В отношении-информирования пациентов это выражалось, во-первых, в том, что именно врач (и чащё всего только врач) определял, что и как следует сообщать пациенту о состоянии его здоровья, — сама проблема информирования воспринималась скорее как техническая, чем как этическая. Во-вторых1, за редкими исключениями (например, необходимо получить согласие пациента или его близких на хирургическую операцию, связанную с рис-

* См.: Седов Л.А. Типология культур по критерию отношения к смерти // Синтаксис. Париж, 1989, №- 26; Советский простой человек. Опыт социального портрета: на рубеже 90'-х. М.,

1993. С. 216—220. '■ ,г. , ,

, ** См.: Юдин Б.Г., Ясная Л.В. .Когда надежды нет // Человек.

1994. № 4. С. 148—152.

Информационный бюллетень мониторинга Сентябрь—октябрь 1995

45

ком для его жизни), безраздельно господствовала,-концепция "святой лжи", проводившаяся и во всех руководствах ПО медицинской деонтологии.;

Впрочем, в 1993 г., как раз в период между двумя рассматриваемыми нами опросами, были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в которых впервые в нашей стране юридически зафиксировано право пациента на информа7 цию о состоянии своего здоровья (или на отказ от такой информации,' но в любом случае выбор должен исходить от пациента), даже если он болен безнадежно. Едва ли можно усомниться в том, что мало кто из пациентов знает об этих .законодательных новшествах; видимо, не особенно информированы о них и врачи.

К сожалению, в опросе ВЦИОМ ни врачи, ни даже работники здравоохранения не могли быть выделены в отдельную категорию, что позволило бы как-то оценить динамику изменений во мнениях .врачей. Вопрос:. "К какой отрасли народного хозяйства относится предприятие, организация,; являющаяся Вашим основным местом работ1>1?" среди возможных ответов содержит, следующие варианты: "образование, дошкольное воспитание, здравоохранение, культура, искусство, наука, спорт", кот торый выбрали 12,7% респондентов. Соотношения альтернативных ответов для этой группы составили 1,93 — по первому вопросу, 1,07 — по второму и 2,13 — по третьему, что близко к средним показателям.

В целом, как оказалось, в ответах на первый вопрос — наименее ценностно и эмоционально нагруженный — мнения врачей и населения оказались достаточно близкими. Среди врачей 11% ответили: "обычно нет", 20 — "иногда", 30 — "часто" и 40% — "почти всегда". Таким образом, 70% респондентов признали информирование пациентов о диагнозе и прогнозе своей обычной-практикой. (Аналогичные ответы на вопрос: "Информируете ли Вы своих пациентов о методах лечеющ?" дали 61% респондентов, а на вопрос: "Обсуждаете ли Вы с пациентами способы и методы лечения?" — 42%.) Напомним, что среди населения в целом 59% считают, что пациент вправе знать все о состоянии своего здоровья, а среди москвичей и санкт-пе-тербуржцев так считают 73% опрошенных.

Из числа врачей в возрасте , от 21 до 30, лет варианты ответа "часто" и "почти всегда" выбрали 74% опрошенных, в то время как среди самой старшей возрастной категории (51—65 лет) — 67% Эта разница в 7% равна разнице в доле респондентов, ответивших "обычно нет" соответственно 9 и 16% Таким образом, в общем случае врачи признают за пациентами право знать диагноз и прогноз заболевания

Ситуация, однако, резко меняется, если речь идет о диагнозе с безнадежным исходом. Как выяснилось, врачи намного меньше склонны информировать пациентов о таком, диагнозе, чем пациенты — по крайней йерё потенциальные -— быть об этом информированными. Лишь 27% врачей считают, что- пациент имеет право знать о безнадежном. диагнозе, тогда , как 46% придерживаются противоположного мнения (соотношение — 0,59) при 27% (!) затруднившихся ответить. Вместе с,тем среди населения Москвы и С.-Петербурга 61% отдают пациенту такое право при постановке вопроса в общем виде и 71% —если речь идет о собственном безнадежном диагнозе.

Учитывая, однако, сказанное выше о традиционных нормах нашей врачебной этики,-эти данные можно оценить и как заметный отход от патерналистских образцов. Это становится особенно заметным, если принимать во внимание распределение ответов в зависимости от возраста респондентов. Так, среди врачей в возрасте от 21 до 30 лет доля ответивших "да" (38%) почти равна доле ответивших "нет" (40%) при наименьшем числе затруднившихся ответить'(22%). В то же время в самой стар-

шей возрастной группе от 51 до 65 .лет ответили, утвердительно 25% респондентов, а отрицательно — в 2 раза больше (50%). Такое распределение позволяет с определенной долей вероятности прогнозировать усиление антипатерналистских установок в. среде врачей...

;Особещю показательны различия в позициях между врачами мужчинами и врачами женщинами. Среди мужчин соотношение ответивших утвердительно - (41%). и отрицательно (31%) составляет 1,32, тогда как среди женщин (соответственно 20% и 53%) —г только 0,32 при совпадающей.доле тех, кто затруднились ответить. Здесь следует сказать, что в выборке московских врачей, соотношение мужчин и женщин составляло 1:2, что соответствует общему соотношеншо в этой профессиональной группе. Таким образом, при вы7 борке- с равным распределением по полу соотношения разт личных ответов среди врачей были бы несколько ближе к тем, что характерны для населения в целом . , , .

^ Если же говорить о действительном информировании пациентов с безнадежным- диагнозом, то, как. выяснилось, значительно меньшее число опрошенных ответили, что они, так.или иначе, информируют пациентов в таких случаях. Так, 61% респондентов ответили "обычно нет",

11 — "иногда", 2 — "часто!', 4 — "гючти всегда" и 22% — "не приходилось сталкиваться с такой ситуацией". Следовательно, лишь 6% опрошенных отмечают, что информирование пациентов о безнадежном диагнозе является для них обычной практикой, и 17% — тех, кто хотя бы иногда информирует пациентов в такой ситуации.

И в этом случае обнаруживается сходная возрастная динамика. Среди врачей в возрасте от 21 до 30 лет доля тех, кто никогда не информируют (51%), оказалась наименьшей, а среди возрастной группы 51—65 лет — наибольшей (66%). Заметны, хотя и не столь резко выражены, как при ответе на предыдущий вопрос, и различия между респондентами

— мужчинами и женщинами. Из числа мужчин никогда , не информируют 56%, а хотя бы иногда — 22%, тогда как среди женщин соответственно 64 и 14%

Представленные данные позволяют сделать ряд выводов. Прежде всего, следует, указать на то, что перемены, происходящие в современном российском обществе, носят глубокий характер, затрагивают фундаментальные основания человеческого бытия. И на этом фувда-ментальном уровне отчетливо обнаруживается вектор происходящих перемен: все более значимыми, особенно среди групп, формирующих и. определяющих образцы социальных установок и действий, становятся ценности и нормы, акцентирующие личностную автономию, самостоятельный выбор, и персональную ответственность.

При этом медицинское сообщество оказывается настроенным значительно более консервативно, чем население в целом. В данном обстоятельстве нет ничего необычного ,'т^-аналогичные расхождения обнаруживаются .и при сопоставлении взглядов по другим проблемам (например, по проблеме эвтаназии), и отнюдь не только в России. Профессиональные нормы медицинского сообщества, оформленные более четко, уже в силу одного этого являются, при всей-своей внутренней динамике, намного более стабильными, г .

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о соотношении правовой и морально-этической регуляции динамично протекающих, процессов. Соответствующие изменения в законодательстве во многом обусловлены рецепцией образцов и норм, принятых в мировом сообществе. И, как выясняется, воззрения российских граждан эволюционируют в том же направлении, хотя на этом уровне было бы трудно предположить осознанное или тем более специально организованное заимствование. Вопро,-сом, требующим дальнейших исследований, остается действительное распространение этих образцов и норм в повседневной медицинской практике. .... ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.