Научная статья на тему 'Комсомольский праздник Семык у марийцев Башкирии'

Комсомольский праздник Семык у марийцев Башкирии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙЦЫ БАШКИРИИ / КОМСОМОЛЬСКИЙ СЕМЫК / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиева Ф.Г.

В статье анализируется комсомольский праздник Семык, организованный у марийцев Башкирии в мае 1923 года в с. Бахтыбаево Бирского кантона. Цель настоящей статьи состоит в анализе процесса формирования советской обрядности на основе традиционной, с вовлечением как крупных, так и малочисленных народов, в том числе марийцев Башкирии. Основным источником для написания статьи стал документ Национального архива Республики Башкортостан, характеризующий этот праздник. Также привлечены опубликованные источники, в том числе работы исследователей обрядности марийцев на их исторической родине и в Башкортостане, материалы прессы Башкирии 1920-х годов, рукопись исследователя марийцев Башкирии П. М. Муреева 1927 года, проанализированные сравнительно-историческим методом. Выявлено, что программа комсомольского праздника включала те же элементы, что и новые праздники других народов России: митинг-концерт, митинг-спектакль, лекции на актуальные социальные темы, исполнение народных и революционных песен, народные игры, спортивные соревнования. Основным организатором праздника выступила мари-секция, действовавшая при Бирском уездном комитете РКП(б). Местом проведения праздника было избрано крупное марийское село, которое с давних пор являлось административно-хозяйственным центром. Сделан вывод о том, что при формировании красного календаря как этапа построения социалистической культуры государство учитывало полиэтничность регионов. Марийцы Башкирии в числе других народов вовлекались в процесс формирования новой обрядности, хотя и сохраняли традиционные обряды и праздники. Комсомольский Семык, как и многие другие комсомольские праздники, к концу 1930-х годов был утрачен, но он внес вклад в дело интернационализации и унификации этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комсомольский праздник Семык у марийцев Башкирии»

УДК 323.215:394.21

DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-1-15-19

КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК СЕМЫК У МАРИЙЦЕВ БАШКИРИИ

Ф. Г. Галиева

Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, г. Уфа

KOMSOMOL FESTIVAL SEMYK WITH THE MARI OF BASHKIRIA

F. G. Galieva

Institute of Ethnological Researches, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, Ufa

В статье анализируется комсомольский праздник Семык, организованный у марийцев Башкирии в мае 1923 года в с. Бахтыбаево Бирского кантона. Цель настоящей статьи состоит в анализе процесса формирования советской обрядности на основе традиционной, с вовлечением как крупных, так и малочисленных народов, в том числе марийцев Башкирии. Основным источником для написания статьи стал документ Национального архива Республики Башкортостан, характеризующий этот праздник. Также привлечены опубликованные источники, в том числе работы исследователей обрядности марийцев на их исторической родине и в Башкортостане, материалы прессы Башкирии 1920-х годов, рукопись исследователя марийцев Башкирии П. М. Муреева 1927 года, проанализированные сравнительно-историческим методом. Выявлено, что программа комсомольского праздника включала те же элементы, что и новые праздники других народов России: митинг-концерт, митинг-спектакль, лекции на актуальные социальные темы, исполнение народных и революционных песен, народные игры, спортивные соревнования. Основным организатором праздника выступила мари-секция, действовавшая при Бирском уездном комитете РКП(б). Местом проведения праздника было избрано крупное марийское село, которое с давних пор являлось административно-хозяйственным центром. Сделан вывод о том, что при формировании красного календаря как этапа построения социалистической культуры государство учитывало полиэтничность регионов. Марийцы Башкирии в числе других народов вовлекались в процесс формирования новой обрядности, хотя и сохраняли традиционные обряды и праздники. Комсомольский Семык, как и многие другие комсомольские праздники, к концу 1930-х годов был утрачен, но он внес вклад в дело интернационализации и унификации этнической культуры.

Ключевые слова: марийцы Башкирии, комсомольский Семык, Октябрьская революция, праздники и обряды, этнические традиции, советская культура.

The article analyzes the Komsomol festival Semyk organized by the Mari of Bashkiria in May 1923 in the village of Bakhtybaevo in the Birsk Canton. The purpose of this article is to analyze the process of forming Soviet rituals on the basis of traditional, involving both large and small peoples, including the Mari of Bashkiria. The main source for the article was the document of the National Archives of the Republic of Bashkortostan, which characterizes this holiday. The published sources were also used, including the work by researchers of Mari rituals in their historical homeland and in Bashkortostan, the materials of the press of Bashkiria of the 1920s, the manuscript of 1927 by P. M. Mureev, a researcher of the Mari of Bashkortostan. The sources are analyzed by a comparative-historical method. It was revealed that the program of the Komsomol holiday included the same elements as the new holidays of other peoples of Russia: a rally-concert, a rally-performance, lectures on topical social issues, folk and revolutionary songs, folk games, sport competitions. The main organizer of the celebration was the Mari section, which operated under the Birsk uyezd committee of the Russian Communist Party (bolsheviks). The place of the celebration was a large Mari village, which for a long time was an administrative and economic center. The conclusion is drawn that the state took into account the polyethnic nature of the regions when forming the red calendar as a stage of building a socialist culture. The Mari of Bashkiria among other peoples were involved in the process of forming new rituals, although they preserved traditional rituals and holidays. The Komsomol Semyk, like many other Komsomol holidays, was lost by the end of the 1930s, but it contributed to the internationalization and unification of ethnic culture.

Keywords: Mari of Bashkiria, Komsomol Semyk, October Revolution, holidays and ceremonies, ethnic traditions, Soviet culture.

© Галиева Ф. Г., 2018

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1

Октябрьская революция 1917 года и установившаяся советская власть в России коренным образом изменили ход развития этнических культур, ориентировав на идеи партии, антирелигиозное содержание и агитационно-пропагандистские формы изложения. В 1920-х годах по всей стране [1; 8; 9] развернулась работа комиссий по формированию советского праздничного календаря с учетом этнического состава конкретной местности. В советский красный календарь стали включать не только памятные даты, связанные с революцией (1 мая, 8 марта, 7 ноября), но и переформатированные в духе нового времени традиционные праздники и обряды. Например, в Башкирии для православного населения (русских, украинцев, белорусов) вместо Рождества государством были предложены комсомольские рождество и Пасха. Для мусульман башкир и татар - комсомольские Ураза-байрам, Курбан-байрам, Мавлют-байрам, а для марийцев, сохранявших языческие верования - комсомольские Семык и Кусо [2]. По директивам ЦК партии местные обкомы партии готовили циркуляры и методические материалы, которые направлялись в кантоны. На местах создавались своего рода оргкомитеты из представителей партии, комсомола, агитпропа, профсоюзов, национальных секций. Исходя из имеющихся кадров и материалов, составлялся план проведения того или иного торжества. Основной целью ставилось отвлечение народа от проведения религиозных и этнических обычаев и формирование социалистической культуры на основе общественно-политических мероприятий (собрания, лекции, митинги, диспуты, шествия по улицам с красными флагами и революционными песнями, а также вечера, концерты и спектакли). Непременным условием были массовость, зрелищность, широкое привлечение молодежи.

На территории Марий Эл формирование новой обрядности, как и в других регионах, осуществлялось на базе традиционной, в процессе обновления содержания с сохранением прежних названий обрядов и праздников. Стараниями комсомольцев, учителей, работников народных домов и изб-читален на зимний праздник Шортйол (Шорыкйол) в советские годы стали устанавливать елки, чего не делали раньше, украшать их самодельными игрушками; на сцене устанавливать флаги; вместо представлений ряженых давать спектакли силами драмкружков, петь революционные песни [4, с. 277]. По-новому стали проводить Деви-

чий пир (Тдырсий) и Масленицу (Тярня), освобождая от хозяйственно-магических ритуалов и превращая в народные увеселения, используемые для агитационно-пропагандистской работы. По решению II Губернского съезда национальностей Вятской губернии в с. Сернур 27 мая 1920 года впервые прошел Праздник красного цветка - Йошкар теледыш пайрем с шествиями, митингами, лекциями, концертами, ставший народным революционным праздником трудящихся Марийской автономной области [4, с. 278]. В этом статусе он впервые прошел 24 мая 1923 г. в столице МАО Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола). Праздник приурочили первому дню календарного праздника Семык - в четверг [там же].

В это время в Башкирии марийский Семык использовался для проведения среди марийцев комсомольского Семыка. Праздник был выбран не случайно, он являлся одним из наиболее значимых для марийцев, знаменовал наступление лета, проходил семь недель после Пасхи, со среды на Троицкой неделе (как и православный семик) до воскресенья в день троицы. Он входил в праздничный комплекс кон пайрем (праздник умерших) и был связан с культом предков. Основные дни праздника - среда и четверг - встречали умерших, водили их в баню, приглашали за поминальный стол; зажигали свечи поименно всем умершим, угощали обрядовой едой, напитками, провожали. В ночь со среды на четверг (время выхода нечистых сил) сторожили дома, отпугивали нечистые силы, а молодежь шутила над односельчанами (например, меняла в стойле коров) и веселилась на природе. В пятницу днем устраивались всеобщие гуляния, в том числе свадьбы. В воскресенье крещеные марийцы отмечали Троицу, девушки устраивали гуляния на берегу реки, гадали о суженом [4, с. 272-273; 7, с. 52-53].

Цель настоящей статьи состоит в анализе процесса формирования советской обрядности на основе традиционной, с вовлечением марийцев Башкирии. Основным источником для написания статьи стал документ Национального архива Республики Башкортостан, характеризующий этот праздник. Также привлечены опубликованные источники, в том числе работы исследователей обрядности марийцев на их исторической родине и в Башкортостане, материалы прессы Башкирии 1920-х годов, рукопись исследователя марийцев Башкирии П. М. Муреева 1927 года, проанализированные сравнительно-историческим методом.

Ф. Г. Гали ев а

Комсомольский Семык в Башкирии впервые прошел в среду, 23 мая 1923 года, при участии мари-секции при Бирском уездном комитете РКП(б). Об этом свидетельствует документ, хранящийся в Национальном архиве Республики Башкортостан1. Местом проведения было выбрано достаточно крупное марийское село Бахтыбаево Чураевской волости2, куда собиралось марийское население со всей округи. При подготовке к торжеству мари-секция разработала сценарий праздника, включающий обычные для того времени митинг-концерт, митинг-спектакль, народные игры, скачки на лошадях взамен традиционным ритуалам, и организовала агитбригаду, способную это провести. Накануне праздника, вечером 22 мая, прибывшая из Бирска агитбригада устроила беседу с местной молодежью на тему: «Как жил марийский народ до октября 17 года, и как он живет после октября». Затем прошли народные игры.

Молва о предстоящем небывалом событии собрала около 800 человек. Особенно интересно было посмотреть на скачки, которые устраивали в соседних селениях башкиры и татары. Как и на сабантуе, призами для победителей служили полотенца, прикрепленные на жердь. После скачек люди устремились к строящейся силами труппы сцене и помогли ее соорудить из собственных материалов. Начинался митинг-концерт, на котором прозвучали доклады: 1. Единый налог; 2. Женское движение; 3. Об уголке мира в «Бир-ской правде». При этом «Население, в большинстве случаев не видавшее ни разу ничего подобного, слушало и наблюдало с большим интересом и вниманием, несмотря на то что приходилось по нескольку часов и под нещадно пекущем солнцем стоять на ногах»3. Какие номера исполнялись на концерте, в документе не сообщается. Вероятно, это марийские народные песни и танцы, иначе в отчете было бы дано упоминание ре-

1 Отчетные доклады о работе отдела, подотдела национальных меньшинств и национальных секций. Доклады инструкторов о состоянии агитации и пропаганды в низовых парторганизациях. Янв. - дек. 1923 г. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. Оп. 2. Д. 136.

2 Ныне с. Бахтыбаево Бирского района Республики Башкортостан, центр Бахтыбаевского сельсовета. В 1906 г. здесь была школа, две водяные мельницы, кузница, две бакалейные лавки. Численность населения составляла: в 1906 г. - 1035 чел.; 1920 г. - 1112; 1939 г. - 949; 1959 г. - 825; 1989 г. - 676; 2002 г. -855 чел., в 2010 г. - 887 чел. [Село Бахтыбаево. URL: http://wiki02.ru/encyclopedia/bahtybaevo/t/1585] (дата обращения: 11.02.2018).

3 Отчетные доклады... Л. 101.

волюционных произведений. После концерта сделали перерыв. Вечером состоялся митинг-спектакль. В первой части прозвучал доклад т. Ку-даева по текущему моменту, а во второй - поставлена пьеса «Кугы ват ин удыр», прозвучали песни и, конечно, Интернационал. (В то время он сопровождал все значимые мероприятия в Башкирии, включая красный Сабантуй4, красную свадьбу [3, с. 135], красные крестины5, комсомольский6 или профессиональный7 праздники. Интернационал на марийском языке исполнялся и на праздниках марийцев [4, с. 277].)

В документе приводится краткое описание нарядов женщин, присутствовавших на комсомольском Семыке: «Публика главным образом бородатая и с шишками, которые носят марийки-старухи на головах»8. Вероятно, речь идет о подбородочном с серебряными монетами украшении пелыш тенге и головном уборе шнашовычо (шынашовы-чо) в виде полоски домотканины, покрытой вышивкой, бисером и аппликацией, спускающейся на спину до поясницы, заостренной формы спереди, куда женщины помещали собранные в пучок волосы. Более подробное описание дает член марийской секции Общества по изучению Башкирии П. М. Муреев: «Женщины носят длинное домотканое холщовое платье с ситцевой отделкой на подоле и рукавах, фартук с узорами, бишмет, на голове платок. Замужние женщины носят на голове еще своеобразный убор, вышитый шелком и пришитыми к нему мелкими серебряными монетами. Спереди этот убор имеет конусообразную форму и надевается на шишку, подобранных на темени волос, а задняя часть покрывает шею и обыкновенно оканчивается мелкими кисточками, нанизанными бисером. К косе приплетается, так называемое, "уп-кандра". Это тоже украшение, состоящее исключительно из серебряных монет, пришитых в два или три ряда к полоске холста ши-

9

риною в три пальца и длиною в длину спины» .

В прессе Башкирии отмечен также факт организации в 1924 году по-новому марийского праздника

4 Крестьянин Ганеев. «Свет, свет загорелся». Небывалое торжество в глухом углу // Красная Башкирия. 1925. 26 июня.

5 Титов. Новый член нашей семьи (Лесозавод «Красный Дере-вооотделочник) // Власть труда. 1924. 5 апр.

6 Кушаев. Комсомольский байрам // Свет. 1923. № 9. С. 38.

7 На празднике у просвещенцев // Власть труда. 1924. 19 авг.

8 Отчетные доклады... Л. 101.

9 Муреев П. О марийцах Башкирии (публикация Р. Р. Сади-кова) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 1. Уфа, 2017. С. 213.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1

кусо (кусо)1, который проводился в разгар лета и сопровождался традиционными общественными молениями, жертвоприношениями в священной роще, изгнанием нечисти [4, с. 274]. Но «если раньше население собиралось пьянствовать и приносить жертвы, то теперь праздненство, при живейшем участии партийцев и комсомольцев, прошло в культурных развлечениях: постановках докладов, спектаклей и игр»2.

Таким образом, марийцы Башкирии в числе других народов втягивались в процесс формирования новой обрядности. Для агитационно-пропагандистской работы был выбран один из наиболее значимых народных праздников Семык, а местом проведения - достаточно крупное марийское село в Бирском кантоне. Из 89 тыс. марийцев Башкирии (12 % населения) 63 тыс. чел. проживали

Литература

в Бирском кантоне3. Нет сомнений, что марийцы Башкирии в 1920-х годах продолжали проводить традиционные обряды и праздники [5; 6; 10]. По материалам рукописи П. М. Муреева 1927 года, «нация» мари «слишком еще крепко держится обычай, особенно у стариков жить по старин-ке»4. Вместе с тем, Октябрьская революция привела к большим изменениям в жизни народа: в крупных селениях открылись народные дома, новым развлечением молодежи стали постановки пьес. У людей появилось стремление «выйти из того мрака и невежества, в котором мариец находился»5. И хотя комсомольский Семык, как и многие другие комсомольские праздники, к концу 1930-х годов был утрачен, он внес вклад в дело интернационализации и унификации этнической культуры.

1. Азарова П. Феномен антипраздника в советской массовой культуре 1920-х - середины 1930-х годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2011. Т. 10. Вып. 10: История. С. 120-124.

2. Галиева Ф. Г. Антирелигиозные праздники в Башкирии в 1923 г. // Вопросы истории. 2017. № 6. С. 146-153.

3. Галиева Ф. Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа: Диалог, 2017. 314 с.

4. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Изд. 2-е, доп. / редколлегия: А. З. Казимов, Т. Л. Молотова, Т. Б. Никитина, Н. С. Попов, В. Д. Шаров. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2013. 482 с.

5. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. М.: Наука, 2000. 579 с. (Народы и культуры.)

6. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы в этнокультурной и конфессиональной структуре населения Республики Башкортостан // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. № 1. С. 83-91.

7. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016. 276 с.

8. Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 82-91.

9. Табунщикова Л. В. «Красная обрядность» на территории Донобласти в 1923-1924 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), 2015. Вып. 6(67). С. 85-94.

10. Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX - начале XXI в. / Галиева Ф. Г., Камалеев Э. В., Муллагулов М. Г., Нечвалода Е. Е., Садиков Р. Р., Петров И. Г.; под ред. Ф. Г. Галиевой. СПб.: ООО «Свое издательство», 2015. 156 с.

References

1. Azarova P. Fenomen antiprazdnika v sovetskoi massovoi kul'ture 1920-kh - serediny 1930-kh godov [Phenomenon of anti-holiday in the Soviet popular culture of the 1920s - mid-1930s]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Isto-riia, filologii = Vestnik Novosibirsk State University. Series: "History and Philology", 2010, no. 10, pp. 120-124. (In Russ.).

2. Galieva F. G. Antireligioznye prazdniki v Bashkirii v 1923 g [Antireligious holidays in Bashkiria in 1923]. Voprosy istorii = Questions of History, 2017, no. 6, pp. 146-153. (In Russ.).

3. Galieva F. G. Semejnye obryady bashkir v polikul'turnom prostranstve [Family rites of Bashkirs in a multicultural space]. Ufa: Dialogue, 2017, 314 p. (In Russ.).

4. Marijcy. Istoriko-ehtnograficheskie ocherki [The Mari. Historical and ethnographic essays]. Yoshkar-Olai, 2013, 482 p. (In Russ.).

5. Narody Povolzh'ya i Priural'ya. Komi-zyryane, Komi-permyaki, Marijcy, Mordva, Udmurty [Peoples of the Volga region and the Urals. Komi-zyryans, Komi-Permyaks, Mari, Mordva, Udmurts]. Moscow, 2000, 579 p. (Peoples and Cultures.). (In Russ.).

1 Яметов. Праздник по-новому. Власть труда. 1924. 24 июля.

2 Там же.

(Мишкинская волость) //

3 Муреев П. Указ. соч. С. 211.

4 Там же. С. 214.

5 Там же.

Ф. Г. Галиева

6. Sadikov R. R. Finno-ugorskie narody v ehtnokul'tumoj i konfessional'noj strukture naseleniya Respubliki Bashkortostan [Finno-Ugric peoples in the ethnocultural and confessional structure of the population of the Republic of Bashkortostan]. Izvestiya Ufmskogo nauchnogo centra RAN = Proceedings of the RAS Ufa Scientific Centre, RAS, 2015, no. 1, pp. 83-91. (In Russ.).

7. Sadikov R. R. Finno-ugorskie narody Respubliki Bashkortostan (istoriya, kul'tura, demografiya). [Finno-Ugric peoples of the Republic of Bashkortostan (history, culture, demography)]. Ufa, 2016. 276 p. (In Russ.).

8. Slezin A. A. Antireligioznye prazdniki 1920-h gg. [Anti-religious holidays of the 1920 s.]. Voprosy istorii = Questions of History, 2010, no. 12, pp. 82-91. (In Russ.).

9. Tabunshchikova L. V. «Krasnaia obriadnost" na territorii Donoblasti v 1923-1924 gg. [«Red ritual» in the Don region in the years 1923-1924]. Vestnik PSTGU = St. Tikhon's University Review, 2015, no. 67, pp. 85-94. (In Russ.).

10. Galieva F. G., Kamaleev E. V., Mullagulov M. G., Nechvaloda E. E., Sadikov R. R., Petrov I. G. EHtnokul'turnye processy na YUzhnom Urale v XX - nachale XXI v. [Ethnocultural processes in the South Urals in the XX - early XXI century]. SPb., 2015, 156 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 25.12.2017 г.

Submitted 25.12.2017.

Для цитирования: Галиева Ф. Г. Комсомольский праздник Семык у марийцев Башкирии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 15-19. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-1-15-19

Citation for an article: Galieva F. G. Komsomol Festival Semyk with the Mari of Bashkiria.

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 15-19. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-1-15-19

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, г. Уфа, afg18@mail.ru

Farida G. Galieva, Dr. Sci. (Philology), Ph. D. (History), Associate Professor, Institute of Ethnological Researches, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, afg18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.