Научная статья на тему 'Компьютерный тренажер по системе предупреждения столкновений самолетов (TCAS)'

Компьютерный тренажер по системе предупреждения столкновений самолетов (TCAS) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
368
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пушников Александр Степанович, Ефимов Александр Владимирович, Камалов Алишер Уктамович

Создана мультимедийная компьютерная программа-тренажер дня летного состава, моделирующая работу бортовой радиотехнической системы предотвращения столкновений самолетов в воздухе (TCAS 2000)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пушников Александр Степанович, Ефимов Александр Владимирович, Камалов Алишер Уктамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный тренажер по системе предупреждения столкновений самолетов (TCAS)»

Лабораторные испытания показали, что предложенная схема газоразрядного преобразователя обеспечивает работу релаксационного генератора в широком диапазоне изменения напряжения пробоя. С доверительной вероятностью 0,99 приведенная относительная погрешность измерения напряжения на выходе низковольтного источника питания в диапазоне от 3,5 до 10 вольт не превышает 1 %. Влияние влажности воздуха на напряжение пробоя растет с увеличением межэлектродного зазора, при этом минимум зависимости U/Uo=f(r) становится более острым и смещается в сторону меньших значений г; для высот более 8 км, где г < 0,25 г/кг, и при d = 0,5 мм влажность уже практически не влияет на напряжение пробоя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андронов А. А., ВиттА А., Хайкин С. Э. Теория колебаний. М.: Гос.изд.физ.-мат.лит., 1959. 915 с.

2.Грановский В. Л. Электрический ток в газе. Установившийся ток. М.: Наука, 1971. 543 с.

3.Шивринский В. Н. Газоразрядные измерительные преобразователи. // Изв. вузов. Приборостроение. 1979. Т. XXII, № 6. С. 7-12.

4.Meyer Е. Uber die Beeinflussung des Funkenpotentials in Luft durch geringe Verunreinigungen. Annalen der Physik, Bd.65, Nr. 12, 1921, s.335-368.

Шивринский Вячеслав Николаевич, кандидат технических наук, окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института. Доцент кафедры «Измерительно-вычислительные комплексы» УлГТУ. Имеет научные работы в области авиационного приборостроения.

УДК 629.7.051.53: 621.396.9

А.С. ЛУШНИКОВ, А. В. ЕФИМОВ, А. У. КАМАЛОВ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР ПО СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ (TCAS)

Создана мультимедийная компьютерная программа-тренажер дня летного состава, моделирующая работу бортовой радиотехнической системы предотвращения столкновений самолетов в воздухе (TCAS 2000).

Безопасность на воздушном транспорте во многом определяется успешным решением проблемы предупреждения столкновений исправных воздушных судов (ВС) в воздухе. Современные автоматизированные системы управления воздушным движением (УВД) на основе заложенных критериев продольного, бокового и высотного эшелонирования, с учетом векторов скорости полета ВС позволяют обнаруживать конфликтные и потенциально конфликтные ситуации и включать соответствующую сигнализацию для авиадиспетчера. Более широкие возможности в решении этой задачи будет иметь аппаратура вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), работа которой основана на использовании спутниковой навигационной системы GPS/TJ10HACC и планируется к внедрению в России к 2005 году. Разрешение конфликта при этом достигается за счет автоматической передачи на борт указаний по движению участвующих в конфликте ВС от наземной автоматизированной системы УВД.

Для решения проблемы предупреждения столкновений ВС наряду с совершенствованием радиотехнических средств УВД наземного и космического базирования, а также усовершенствованием организации воздушного движения разрабатываются бортовые системы предупреждения столкновений самолетов в воздухе. Американская система TCAS (Traffic Alert and Collision Avoidance System) является бортовой радиотехнической системой предупреждения столкновений ВС, которая соответствует Стандартам и Рекомендуемым Практикам (SARPs) Международной организации гражданской авиации ИКАО. Работа системы основана на определении удалений, азимутов, высотного разделения и скоростей сближения своего ВС с другими самолетами, находящимися в окружающем пространстве, и расчете временного интервала до возможного опасного сближения. На основе этого критерия система вырабатывает консультативные сообщения о воз-душной обстановке и рекомендательные сообщения по маневрированию в вертикальной плоскости, необходимому для предотвращения возможного столкновения. Рекомендации даются пилотам в форме речевых команд и визуально - в виде разрешенных и запрещенных значений вертикальной скорости набора или снижения на шкале индикатора вертикальной скорости ВС (вариометра). Основы функционирования системы TCAS и результаты летных испытаний приведены в [1] и [2].

Система TCAS является обязательной при полетах во многих странах мира с достаточно интенсивным воздушным движением.

В этих условиях возникает острая потребность в разработке современных технических средств обучения летных экипажей и технического персонала российских авиакомпаний правильным приемам эксплуатации и технического обслуживания систем TCAS, устанавливаемых на магистральных самолетах.

В Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации созданй мультимедийная компьютерная программа-тренажер по системе TCAS 2000,

предназначенная для самостоятельного обучения. На мониторе ПЭВМ предоставляется ознакомительная информация о назначении системы TCAS, решаемых ею задачах, о принципах работы, составе и размещении на самолетах различных типов, о взаимодействии с другими системами и о полетных ограничениях, об органах управления и индикации с примерами работы системы в различных режимах.

Компьютерная программа использует визуальную среду программирования Visual Basic версии 6.0. Применение визуальной среды программирования позволило в наглядной и понятной форме предоставлять обучаемому цветные изображения пультов управления, индикаторов, схем и рисунков, поясняющих работу системы. Имитация с помощью манипулятора «мышь» нажатия клавиш и поворотов ручек переключателей позволяет обучаемому получить навыки управления системой ТС AS. В программе предоставлены как визуальные сообщения системы TCAS, так и соответствующие им речевые сообщения, предоставляемые экипажу через громкоговорители на английском языке.

После запуска программы появляется главная форма программы, в которой обучаемому предлагается меню для выбора дальнейших действий, содержащее разделы «ПОМОЩЬ», «ОЗНАКОМЛЕНИЕ», «ЭКСПЛУА-ТАЦИЯ» и «ВЫХОД». В разделе «ПОМОЩЬ» приведены необходимые сведения для успешной работы с программой-тренажером.

Несомненным достоинством компьютерной программы является то, что в ней моделируются все возможные конфликтные ситуации, заложенные в алгоритме работы цифрового процессора системы TCAS. При этом на мониторе ПЭВМ представляются варианты возможного расположения конфликтующих самолетов в пространстве, изображения индикатора вертикальной скорости с рекомендациями, соответствующими вариантам конфликтных ситуаций, и текстовые инструкции обучаемым с указанием ответных действий пилота для каждого варианта конфликтных ситуаций. Кроме того, через громкоговорители даются соответствующие речевые рекомендации (команды) экипажу. Для ознакомления с динамикой работы системы TCAS в различных режимах программа предоставляет возможность просмотра видеоклипов, для создания которых использована про-грамма Flash 5.

Компьютерная программа-тренажер по системе TCAS позволяет совершенствовать учебный процесс в училище и других авиационных учебных цен трах России. Государственной службой гражданской - авиации Минтранса Российской Федерации выдан сертификат на обучающую компьютерную программу-тренажер по системе TCAS II (TCAS 2000). Сертификатом удостоверяется, что тренажер соответствует требованиям нормативных документов и позволяет использовать его для обучения летного состава и технического персонала гражданской авиации по использованию систем предупреждения столкновений ВС в воздухе TCAS п (TCAS 24 Вестник УлГТУ 1/2001

2000). Несомненно, внедрение этой программы в учебный процесс способствует повышению безопасности на воздушном транспорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Разработка и функционирование бортовой системы предупреждения столкновений / Т. Уильямсон, Н. А. Спенсер // ТИИЭР. 1989. Т.77, № 11. С. 159-170.

2.TCAS оказалась надежнее, чем принято было считать / Б. Нордуэлл // Авиатранспортное обозрение. 2002. № 41. С. 40.

Пушников Александр Степанович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВАУ ГА. Окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института (УлГТУ). Имеет публикации в области математического моделирования радиотехнических систем.

Ефимов Александр Владимирович, кандидат технических наук, профессор кафедры ««Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВАУ ГА. Окончил радиотехнический факультет УлГТУ. Имеет публикации в области радиоэлектронных устройств и систем.

Камалов Алишер Уктамович, старший преподаватель кафедры «Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВА У ГА.

УДК 621.396.967 В. А. ГУЛЫИИН

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ РЛС В УСЛОВИЯХ РЭП

Рассмотрены вопросы, связанные с применением теории игр для анализа помехоустойчивости радиолокационных систем с перестройкой параметров зондирующих сигналов в условиях радиопротиводействия. Повышение помехозащищенности является одной из основных задач при проектировании современных радиолокационных систем. Наличие большого количества радиотехнических средств различного назначения, работающих в близких диапазонах, помех промышленного и атмосферного происхождения обусловливает важность обеспечения устойчивой и надежной работы РЛС в сложной электромагнитной обстановке. Требования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.