Лабораторные испытания показали, что предложенная схема газоразрядного преобразователя обеспечивает работу релаксационного генератора в широком диапазоне изменения напряжения пробоя. С доверительной вероятностью 0,99 приведенная относительная погрешность измерения напряжения на выходе низковольтного источника питания в диапазоне от 3,5 до 10 вольт не превышает 1 %. Влияние влажности воздуха на напряжение пробоя растет с увеличением межэлектродного зазора, при этом минимум зависимости U/Uo=f(r) становится более острым и смещается в сторону меньших значений г; для высот более 8 км, где г < 0,25 г/кг, и при d = 0,5 мм влажность уже практически не влияет на напряжение пробоя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андронов А. А., ВиттА А., Хайкин С. Э. Теория колебаний. М.: Гос.изд.физ.-мат.лит., 1959. 915 с.
2.Грановский В. Л. Электрический ток в газе. Установившийся ток. М.: Наука, 1971. 543 с.
3.Шивринский В. Н. Газоразрядные измерительные преобразователи. // Изв. вузов. Приборостроение. 1979. Т. XXII, № 6. С. 7-12.
4.Meyer Е. Uber die Beeinflussung des Funkenpotentials in Luft durch geringe Verunreinigungen. Annalen der Physik, Bd.65, Nr. 12, 1921, s.335-368.
Шивринский Вячеслав Николаевич, кандидат технических наук, окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института. Доцент кафедры «Измерительно-вычислительные комплексы» УлГТУ. Имеет научные работы в области авиационного приборостроения.
УДК 629.7.051.53: 621.396.9
А.С. ЛУШНИКОВ, А. В. ЕФИМОВ, А. У. КАМАЛОВ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР ПО СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ (TCAS)
Создана мультимедийная компьютерная программа-тренажер дня летного состава, моделирующая работу бортовой радиотехнической системы предотвращения столкновений самолетов в воздухе (TCAS 2000).
Безопасность на воздушном транспорте во многом определяется успешным решением проблемы предупреждения столкновений исправных воздушных судов (ВС) в воздухе. Современные автоматизированные системы управления воздушным движением (УВД) на основе заложенных критериев продольного, бокового и высотного эшелонирования, с учетом векторов скорости полета ВС позволяют обнаруживать конфликтные и потенциально конфликтные ситуации и включать соответствующую сигнализацию для авиадиспетчера. Более широкие возможности в решении этой задачи будет иметь аппаратура вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), работа которой основана на использовании спутниковой навигационной системы GPS/TJ10HACC и планируется к внедрению в России к 2005 году. Разрешение конфликта при этом достигается за счет автоматической передачи на борт указаний по движению участвующих в конфликте ВС от наземной автоматизированной системы УВД.
Для решения проблемы предупреждения столкновений ВС наряду с совершенствованием радиотехнических средств УВД наземного и космического базирования, а также усовершенствованием организации воздушного движения разрабатываются бортовые системы предупреждения столкновений самолетов в воздухе. Американская система TCAS (Traffic Alert and Collision Avoidance System) является бортовой радиотехнической системой предупреждения столкновений ВС, которая соответствует Стандартам и Рекомендуемым Практикам (SARPs) Международной организации гражданской авиации ИКАО. Работа системы основана на определении удалений, азимутов, высотного разделения и скоростей сближения своего ВС с другими самолетами, находящимися в окружающем пространстве, и расчете временного интервала до возможного опасного сближения. На основе этого критерия система вырабатывает консультативные сообщения о воз-душной обстановке и рекомендательные сообщения по маневрированию в вертикальной плоскости, необходимому для предотвращения возможного столкновения. Рекомендации даются пилотам в форме речевых команд и визуально - в виде разрешенных и запрещенных значений вертикальной скорости набора или снижения на шкале индикатора вертикальной скорости ВС (вариометра). Основы функционирования системы TCAS и результаты летных испытаний приведены в [1] и [2].
Система TCAS является обязательной при полетах во многих странах мира с достаточно интенсивным воздушным движением.
В этих условиях возникает острая потребность в разработке современных технических средств обучения летных экипажей и технического персонала российских авиакомпаний правильным приемам эксплуатации и технического обслуживания систем TCAS, устанавливаемых на магистральных самолетах.
В Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации созданй мультимедийная компьютерная программа-тренажер по системе TCAS 2000,
предназначенная для самостоятельного обучения. На мониторе ПЭВМ предоставляется ознакомительная информация о назначении системы TCAS, решаемых ею задачах, о принципах работы, составе и размещении на самолетах различных типов, о взаимодействии с другими системами и о полетных ограничениях, об органах управления и индикации с примерами работы системы в различных режимах.
Компьютерная программа использует визуальную среду программирования Visual Basic версии 6.0. Применение визуальной среды программирования позволило в наглядной и понятной форме предоставлять обучаемому цветные изображения пультов управления, индикаторов, схем и рисунков, поясняющих работу системы. Имитация с помощью манипулятора «мышь» нажатия клавиш и поворотов ручек переключателей позволяет обучаемому получить навыки управления системой ТС AS. В программе предоставлены как визуальные сообщения системы TCAS, так и соответствующие им речевые сообщения, предоставляемые экипажу через громкоговорители на английском языке.
После запуска программы появляется главная форма программы, в которой обучаемому предлагается меню для выбора дальнейших действий, содержащее разделы «ПОМОЩЬ», «ОЗНАКОМЛЕНИЕ», «ЭКСПЛУА-ТАЦИЯ» и «ВЫХОД». В разделе «ПОМОЩЬ» приведены необходимые сведения для успешной работы с программой-тренажером.
Несомненным достоинством компьютерной программы является то, что в ней моделируются все возможные конфликтные ситуации, заложенные в алгоритме работы цифрового процессора системы TCAS. При этом на мониторе ПЭВМ представляются варианты возможного расположения конфликтующих самолетов в пространстве, изображения индикатора вертикальной скорости с рекомендациями, соответствующими вариантам конфликтных ситуаций, и текстовые инструкции обучаемым с указанием ответных действий пилота для каждого варианта конфликтных ситуаций. Кроме того, через громкоговорители даются соответствующие речевые рекомендации (команды) экипажу. Для ознакомления с динамикой работы системы TCAS в различных режимах программа предоставляет возможность просмотра видеоклипов, для создания которых использована про-грамма Flash 5.
Компьютерная программа-тренажер по системе TCAS позволяет совершенствовать учебный процесс в училище и других авиационных учебных цен трах России. Государственной службой гражданской - авиации Минтранса Российской Федерации выдан сертификат на обучающую компьютерную программу-тренажер по системе TCAS II (TCAS 2000). Сертификатом удостоверяется, что тренажер соответствует требованиям нормативных документов и позволяет использовать его для обучения летного состава и технического персонала гражданской авиации по использованию систем предупреждения столкновений ВС в воздухе TCAS п (TCAS 24 Вестник УлГТУ 1/2001
2000). Несомненно, внедрение этой программы в учебный процесс способствует повышению безопасности на воздушном транспорте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Разработка и функционирование бортовой системы предупреждения столкновений / Т. Уильямсон, Н. А. Спенсер // ТИИЭР. 1989. Т.77, № 11. С. 159-170.
2.TCAS оказалась надежнее, чем принято было считать / Б. Нордуэлл // Авиатранспортное обозрение. 2002. № 41. С. 40.
Пушников Александр Степанович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВАУ ГА. Окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института (УлГТУ). Имеет публикации в области математического моделирования радиотехнических систем.
Ефимов Александр Владимирович, кандидат технических наук, профессор кафедры ««Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВАУ ГА. Окончил радиотехнический факультет УлГТУ. Имеет публикации в области радиоэлектронных устройств и систем.
Камалов Алишер Уктамович, старший преподаватель кафедры «Радиоэлектронное оборудование и вычислительная техника» УВА У ГА.
УДК 621.396.967 В. А. ГУЛЫИИН
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ РЛС В УСЛОВИЯХ РЭП
Рассмотрены вопросы, связанные с применением теории игр для анализа помехоустойчивости радиолокационных систем с перестройкой параметров зондирующих сигналов в условиях радиопротиводействия. Повышение помехозащищенности является одной из основных задач при проектировании современных радиолокационных систем. Наличие большого количества радиотехнических средств различного назначения, работающих в близких диапазонах, помех промышленного и атмосферного происхождения обусловливает важность обеспечения устойчивой и надежной работы РЛС в сложной электромагнитной обстановке. Требования