Научная статья на тему 'Компьютерный тренажер для установки и снятия детали со станка дип-400'

Компьютерный тренажер для установки и снятия детали со станка дип-400 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР / ОБУЧЕНИЕ / ОПЕРАТОР / СТАНОК / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / 3D-МОДЕЛЬ / АНИМАЦИЯ / COMPUTER SIMULATOR / TRAINING / OPERATOR / MACHINE / SOFTWARE SYSTEM / 3D MODEL / ANIMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ершов Евгений Валентинович, Виноградова Людмила Николаевна, Челнокова Светлана Викторовна, Мартюгов Артем Сергеевич

В статье представлено описание компьютерного тренажера, предназначенного для отработки действий и получения навыков выполнения наиболее опасных операций по установке и снятию тяжелых и громоздких деталей валков прокатных станов. Программный комплекс включает в себя три подсистемы: «Вход в компьютерный тренажер», «Сцена», «Просмотр результата». Описаны процессы трехмерного моделирования и анимации. Приведены трехмерные модели цеха и станка ДИП-400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ершов Евгений Валентинович, Виноградова Людмила Николаевна, Челнокова Светлана Викторовна, Мартюгов Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER SIMULATOR FOR INSTALLATION AND REMOVING OF PART FROM MACHINE DIP-400

The article describes the work of a computer simulator in training actions and acquiring skills in the most dangerous operations of the installation and removing of heavy and bulky parts mill rolls. The program complex consists of three subsystems: “Computer simulator log-in”, “Scene”, “View of result”. The authors of the article describe the processes of three-dimensional modeling and animation and show three-dimensional models of the workshop and machine DIP-400.

Текст научной работы на тему «Компьютерный тренажер для установки и снятия детали со станка дип-400»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-1-88-2 УДК 81/1

Ершов Евгений Валентинович

Доктор технических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: evershov@mail.ru

Виноградова Людмила Николаевна

Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: lnvinogradova@bk.ru

Челнокова Светлана Викторовна

Инженер-программист,

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: s-cheln@yandex.ru

Мартюгов Артем Сергеевич

Магистрант,

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: martyugov@bk.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УСТАНОВКИ И СНЯТИЯ ДЕТАЛИ СО СТАНКА ДИП-400

Аннотация. В статье представлено описание компьютерного тренажера, предназначенного для отработки действий и получения навыков выполнения наиболее опасных операций по установке и снятию тяжелых и громоздких деталей - валков прокатных станов. Программный комплекс включает в себя три подсистемы: «Вход в компьютерный тренажер», «Сцена», «Просмотр результата». Описаны процессы трехмерного моделирования и анимации. Приведены трехмерные модели цеха и станка ДИП-400.

Ключевые слова: компьютерный тренажер, обучение, оператор, станок, программный комплекс, 3Б-модель, анимация

© Ершов Е. В., Виноградова Л. Н., Челнокова С. В., Мартюгов А. С., 2019

Ershov Evgeniy Valentinovich

Doctor of Technical Sciences (Engineering),

Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: evershov@mail.ru

Vinogradova Lyudmila Nikolayevna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: lnvinogradova@bk.ru

Chelnokova Svetlana Viktorovna

Engineer-programmer, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: s-cheln@yandex.ru

Martyugov Artem Sergeyevich

PhD student Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: martyugov@bk.ru

COMPUTER SIMULATOR FOR INSTALLATION AND REMOVING OF PART FROM MACHINE DIP-400

Abstract. The article describes the work of a computer simulator in training actions and acquiring skills in the most dangerous operations of the installation and removing of heavy and bulky parts - mill rolls. The program complex consists of three subsystems: "Computer simulator log-in", "Scene", "View of result". The authors of the article describe the processes of three-dimensional modeling and animation and show three-dimensional models of the workshop and machine DIP-400.

Keywords: computer simulator, training, operator, machine, software system, 3D model, animation

20

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

Введение

В последнее время подготовка персонала привлекает все большее внимание руководителей организаций. От ее качества зависит успех любой фирмы, поэтому разрабатываются и внедряются новые технологии, системы обучения для оценки и повышения уровня подготовки сотрудников. В современной образовательной практике используются: инструктажи, мастер-классы, тренинги, компьютерные тренажеры и стенды [3].

Актуальность разработки компьютерных тренажеров выражается в двух тенденциях последних лет. Во-первых, ощущается потребность качественного улучшения подготовки операторов, которая вызвана постоянным усложнением технологических процессов и появлением новых информационных систем управления. Во-вторых, постоянно развивающиеся информационные технологии предоставляют отличную возможность для разработки принципиально новых обучающих систем, которые приходят на замену традиционным методикам подготовки персонала [1].

Обучение персонала на имеющемся производственном оборудовании зачастую неоправданно затратное и опасное из-за риска получения травмы. В то же время компьютерная симуляция лишена этих недостатков и позволяет безопасно и наглядно ознакомить начинающего специалиста с производственным оборудованием. Кроме того, приобрести компьютерный симулятор зачастую дешевле, чем выделить реальную производственную единицу для обучения. В настоящее время наиболее востребованным способом обучения и аттестации сотрудников, работающих в металлургической промышленности, является имитация производственного процесса или его части в виде компьютерного тренажера.

Основная часть

Целью разработки компьютерного тренажера является создание инструментального средства, позволяющего получить эффект максимальной включенности в рабочий процесс на промышленной площадке и сконцентрироваться на формировании наиболее важных производственных навыков и безопасном выполнении сложных технологических операций.

Цех - это промышленная площадка, на территории которой осуществляются производственные процессы, в частности обработка роликов на универсальном токарном станке ДИП-400 (модель М16К40Ф101). Станок ДИП-400 широко распространен на промышленных предприятиях и позволяет выполнять разнообразные токарные работы, включая точение конусов, а также нарезание метрической, модульной и дюймовой резьбы в условиях единичного и мелкосерийного производства.

Комплекс сопутствующих мер безопасности при подготовке, во время работы и по окончании производственного процесса обработки ролика регламентирован и используется при проверке действующих и обучающихся сотрудников на профессиональное соответствие. Для проверки уровня профессиональной компетенции оператора предлагается программный продукт с автоматизированным аудитом, позволяющий фиксировать результат в электронной и печатной форме.

Процедуры обучения и тестирования проходят при автоматизированном контроле, человеческий фактор оценки действий перестает быть определяющим, что повышает качество обучения и тестирования. Фатальные и потенциально опасные

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

21

ситуации прорабатываются в виртуальном пространстве, что не ведет к реальным человеческим и производственным потерям.

В процессе обучения будущий оператор должен усвоить необходимые профессиональные знания (например, о порядке работ и технике безопасности при установке заготовки на токарный станок и пр.); научиться своевременно, точно, в соответствии с ситуацией осуществлять требуемые технологические операции, оценивая фактическое протекание процесса и выбирая из возможных действий наиболее эффективные, направленные на решение поставленной задачи.

Тренажер представляет собой программное решение (рис. 1), позволяющее выполнять производственные процессы на компьютере без непосредственного контакта с реальными объектами. Динамика процессов реализуется посредством компьютерной анимации - комплекса методов отображения каких-либо объектов во времени. Процессы формирования понятий при помощи анализа, сравнения, выделения существенных признаков и других логических операций воспроизводятся специалистом, разрабатывающим анимацию, в образной форме и интерактивно выводятся на дисплей компьютера в строго определенных последовательностях [4].

1Ук

Компьютер

Рис. 1. Схема процесса обучения с помощью компьютерного тренажера

Аппаратная составляющая тренажера - это персональный компьютер, обладающий достаточной для воспроизведения 3Б-графики вычислительной мощностью и оснащенный качественными устройствами ввода/вывода информации.

Программная составляющая - это математически обоснованная виртуальная модель, включающая в себя систему графической визуализации, звуковое сопровождение и текстовую информацию. Ввод и вывод информации осуществляется согласно разработанному алгоритму - программному коду виртуальной модели.

В процессе обучения пользователь проходит основные этапы познавательной деятельности:

- восприятие, первоначальное знакомство;

- осмысление, закрепление, контроль знаний;

Реальная Виртуальная

установка модель

Графическая визуализация

Звуковое сопровождение

Компьютер

22

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

- формирование профессионально-ориентированных умений и навыков, развитие интуиции.

Программный комплекс для установки и снятия детали со станка ДИП-400 обеспечивает выполнение таких основных функций, как: фиксация на объектах и подобъектах; активация объектов и подобъектов; вывод текстового шумового предупреждения при нарушении инструкции; вывод текстового сообщения, содержащего информацию об объектах (подобъектах) или о дальнейших действиях; анимация объектов и подобъектов; движение рук вправо, влево, вверх, вниз; движение головы вправо, влево, вверх, вниз; ввод данных пользователем; вывод результатов. Программный комплекс включает в себя три подсистемы:

- «Вход в компьютерный тренажер»;

- «Сцена»;

- «Просмотр результата».

Модуль «Вход в компьютерный тренажер» отвечает за отображение полей ввода данных и передачу их в подсистему «Просмотр результата». Модуль «Просмотр результатов» позволяет ознакомиться со своим результатом и просмотреть ошибки, модуль «Сцена» - пройти тестирование. Данная подсистема разделена на четыре модуля ("Area", "Crane", "Machine", "Player"), которые обеспечивают взаимодействие пользователя с объектами.

Модуль "Area" позволяет взаимодействовать пользователю с объектами цеха, модуль "Crane" - с краном, модуль "Machine" - со станком. Модуль "Player" отвечает за перемещения персонажа и выход из окна тестирования.

В качестве программных инструментов для реализации тренажера были использованы: программа трехмерной компьютерной графики 3DMax [2]; межплатформенная среда разработки компьютерных игр Unity 3D; интегрированная среда разработки приложений MS Visual Studio на языке С#.

При создании 3D-модели цеха использовался подход к моделированию на основе стандартных объектов. То есть все подобъекты модели цеха представляют собой геометрические примитивы, которые переопределены в 3DMax. Основная часть цеха состоит из параллелепипеда ("Box") и включает в себя стены, опоры, лестницу, перила, шкафчики (рис. 2).

Рис. 2. Цех (вид внутри)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

23

Рабочая зона включает в себя следующие объекты: стойки со стропами; стенды с информацией, выполненные с помощью стандартных примитивов и модификаторов. При разработке модели стеллажа для роликов использовались сплайновые примитивы, представляющие собой такой же рабочий материал, как и простейшие трехмерные объекты. В конечном счете создание модели при помощи сплайнов сводится к построению сплайнового каркаса, на основе которого создается трехмерная геометрическая поверхность.

Модель станка ДИП-400 включает в себя следующие примитивы: стандартные ("Box", "Cylinder", "Sphere") и сплайновые ("Line", "Helix"). 3Б-модель станка представлена на рис. 3.

Рис. 3. Станок ДИП-400

Чтобы использовать полученные 3Б-модели в разрабатываемом компьютерном тренажере, их нужно экспортировать в формат *.fbx, содержащий 3Б-геометрию объектов, т.е. позицию каждой вершины, ее нормаль, а также параметры, которые создают полигоны.

Система анимации в межплатформенной среде разработки Unity [5] позволяет создавать великолепно анимированные персонажи и объекты. Эта система основана на концепции анимационных клипов, содержащих информацию о том, как определенные объекты должны менять свое положение, поворот или другие свойства с течением времени. Каждый клип можно рассматривать как одну линейную запись. Анимационные клипы объединяются в структурированную блок-схему, называемую Animator Controller. Unity имеет богатую и сложную систему анимации, что обеспечивает:

- легкий рабочий процесс и настройку анимации для всех элементов Unity, включая объекты, символы и свойства;

- поддержку импортированных анимационных клипов и эффектов анимации, созданных в Unity;

- способность перенести анимацию с одного персонажа на другой;

- упрощенный рабочий процесс для выравнивания клипов анимации;

- удобный предварительный просмотр анимационных клипов, переходов и взаимодействий между ними;

- управление сложными взаимодействиями с помощью инструмента визуального программирования;

24

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

- анимацию различных частей тела с различной логикой;

- функции слоев и маскировки.

Выводы

Проведено тестирование программного обеспечения с помощью полной интегрированной системы с целью проверки ее соответствия исходным требованиям. В ходе тестирования были обнаружены и исправлены ошибки. Результаты проведенных исследований показали, что разработанное программное обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к компьютерным тренажерам.

Испытания компьютерного тренажера для установки и снятия детали со станка ДИП-400 проводились на кафедре математического и программного обеспечения ЭВМ Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Результаты проведенных исследований подтвердили возможности программного комплекса для получения и совершенствования навыков установки и снятия тяжелых и громоздких деталей (валков прокатных станов), показали его эффективность при внедрении технологических инструкций безопасного выполнения операций с режимами самопроверки и автоматизированной проверки знаний, полученных работниками.

В дальнейшем предполагается расширение функциональных возможностей компьютерного тренажера путем добавления в него новых операций (получение наряда-допуска, подготовка рабочего места и т.д.) и использования устройств визуализации (3D-очки, 3D-шлемы).

Литература

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1999. 196 с.

2. Горелик А. Г. Самоучитель. 3ds Max 2018. СПб.: БХВ-Петербург, 2018. 528 с.

3. Компьютерный тренажер для обучения операторов технологических процессов // Молодежный научный форум: Технические и математические науки. М.: МЦНО, 2013. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/ archive/MNF_tech/4(4).pdf

4. Купер А. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия. СПб.: Питер, 2018. 720 с.

5. Хокинг Дж. Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C#. СПб.: Питер, 2016. 336 с.

References

1. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Distantsionnoye obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscow: Moscow State University of Economics, Statistics and Computering, 1999. 196 p.

2. Gorelik A. G. Samouchitel'. 3dsMax 2018 [Self-teacher. 3ds Max 2018]. St Petersburg: BHV-Petersburg, 2018. 528 p.

3. Kompyuternyj trenazher dlya obucheniya operatorov tekhnologicheskih protsessov [Computer simulator for training process operators]. Molodezhnyj nauchnyj forum: Tekhnicheskiye i matematicheskiye nauki [Youth Science Forum: Technical and Mathematical Sciences]. Moscow: MCFCME, 2013, no. 4 (4). Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/ 4(4).pdf

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

4. Kuper A. Interfejs. Osnovy proektirovaniya vzaimodejstviya [Interface. Basics of interaction design]. St Petersburg: Pieter, 2018. 720 p.

5. Hawking J. Yuniti v dejstvii. Multiplatformennaya razrabotka na C# [Unity in action. Multi-platform Game development in C#]. St Petersburg: Pieter, 2016. 336 p.

Для цитирования: Ершов Е. В., Виноградова Л. Н., Челнокова С. В., Мартюгов А. С. Компьютерный тренажер для установки и снятия детали со станка ДИП-400 // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 20-26. DOI: 10.23859/1994-06372019-1-88-2

For citation: Ershov E. V., Vinogradova L. N., Chelnokova S. V., Martyugov A. S. Computer simulator for installation and removing of part from machine DIP-400. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 20-26. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-2

26

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.