Научная статья на тему 'Компьютерный класс на базе свободного программного обеспечения'

Компьютерный класс на базе свободного программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
151
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Листраткин Е. А.

Статья посвящена практическому использованию свободного программного обеспечения в компьютерном классе. В статье описана одна из популярных бесплатных операционных систем, а также программы, входящие в ее состав. Статья заинтересует учителей естественно-научных предметов, системных администраторов и директоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный класс на базе свободного программного обеспечения»

Разработка графического интерфейса для ПК. Графический интерфейс для ПК выводит график по полученным точкам, которые получись при использовании программного комплекса для определения классических параметров кластерной системы. Интерфейс программируется в свободно распространяемой среде разработки QT на языке С++. Графический вывод осуществляется через gnuplot.

В заключение отметим, что создание программного комплекса, связанного с разработкой эффективных кластерных систем на основе свободного ПО, является достаточно интересной задачей на стыке областей объектно-ориентированного программирования, параллельного программирования и связанных с ним технологий.

Список использованных источников

1. Воеводин В. В., Воеводин Вл. В. Параллельные вычисления. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 608 с.

2. Андреев А. Н., Воеводин Вл. В., Жуматий С. А. Кластеры и суперкомпьютеры — близнецы или братья? // Открытые системы. — 2000. — № 5-6. — С. 9-14.

3. Лацис А. Как построить и использовать суперкомпьютер. — М.: Бестселлер, 2003. — 240 с.

4. Немет Э., Снайдер Г., Сибасс С., Хейн Т. ИМХ. Руководство системного администратора. Для профессионалов. — СПб.: Питер, 2006. — 928 с.

Е. А. Листраткин

Средняя (полная) общеобразовательная школа № 2, г. Йошкар-Ола

Компьютерный класс на базе свободного программного обеспечения

Статья посвящена практическому использованию свободного программного обеспечения в компьютерном классе. В статье описана одна из популярных бесплатных операционных систем, а также программы, входящие в ее состав. Статья заинтересует учителей естественно-научных предметов, системных администраторов и директоров.

В настоящее время, в связи с увеличением количества компьютеров в школах, появилась проблема уменьшения затрат или полное их исключение на приобретение программного обеспечения. В число необходимых школе программ, работающих под управлением операционной системы Windows (тоже далеко не бесплатной), входят не только офис, но и антивирусная программа, графические редакторы, аудио- и видеоредакторы и многое другое. Если взять их среднюю стоимость и умножить на все количество ПК, которые располагаются в школе, получается довольно большая сумма, становящаяся порой непосильной ношей для бюджета учреждения. Решением данной проблемы может служить использование свободного программного обеспечения, то есть программ с открытым кодом, которые пользователь может бесплатно легально использовать, модифицировать и распространять с небольшими ограничениями или вовсе без них. В нашей школе работа компьютерного класса организована с использованием свободной операционной системы ALTLinux5 Школьный Юниор.

Операционная система AltLinux может быть установлена на различные по мощности компьютеры и поэтому имеет несколько уровней комплектаций:

• Легкий — для маломощных компьютеров с ОЗУ от 128 Мб.

• Юниор — для компьютеров среднего уровня с ОЗУ от 256 Мб.

• Мастер — для современных компьютеров с ОЗУ от 512 Мб.

Процесс установки операционной системы довольно простой.

Важно, что в процессе установки системы также устанавливаются драйверы на все имеющиеся устройства. В нашей школе при установке ОС AltLinux на более чем 20 компьютерах ни с одним из устройств не возникло проблем.

Интерфейс операционной системы немногим отличается от Windows.

Все программы собраны по группам. Также реализована возможность быстрого перехода к основным папкам, дискам и устройствам. После установки любого съемного носителя он автоматически открывается и отображается на рабочем столе.

Но хочется обратить внимание на набор имеющихся программ.

Аудио и видео:

• редактор звуковых файлов Audicity;

• редактор видеофайлов Avidemux;

• медиаплееры KMPlayer, mplayer.

Графика:

• растровый графический редактор Gimp;

• векторный графический редактор Inkscape;

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

• трехмерный графический редактор Blender;

• редактор схем Dia.

Интернет:

• браузеры Firefox, Opera, Chromium, Epiphany;

• почтовые клиенты Thunderbird и Evolution;

• программа работы с сервисами мгновенных сообщений Pidgin;

• программа работы с FTP-серверами Lftp.

Работа с текстом. В качестве офисного пакета выбран OpenOffice.org, в который помимо стандартных редакторов создания и редактирования текста, таблиц, презентаций и баз данных включены редакторы математических формул, диаграмм, а также системы верстки и создания публикаций.

Программирование: В данном разделе собраны бесплатные аналоги практически всех востребованных в школе языков программирования, таких как Basic, Pascal, C/C++, Java, PHP, Logo, MySQL и др.

Набор программ, входящих в сборку ALTLinux5.0.2 Школьный Юниор, может быть использован не только при обучении информатике. Также имеются программы для использования на уроках математики, геометрии, физики, химии, географии, иностранных языков. В «пакет» учителя (выбирается при установке ОС) включена система управления классом iTalc, позволяющая с учительского компьютера наблюдать за всеми подключенными компьютерами в классе, и система проведения тестирования iTest, в которой в считанные минуты можно создать и запустить тест с автоматической проверкой результатов и выставлением оценок.

Для изучения методов работы с представленными выше программами имеется большое количество разра -ботанных видеоуроков, книг и различных методических пособий. Некоторые из этих материалов представлены в свободном доступе в сети Интернет.

Опыт работы показывает, что дети быстро привыкают к работе в новой операционной системе, а набор включенных программ позволяет расширять и улучшать методы освоения отдельных дисциплин.

На наш взгляд, использование данного свободного программного обеспечения становится хорошей альтер -нативой платным программам. Значительно расширяются возможности не только преподавания информатики и иных дисциплин в школе, но и использования компьютера в профессиональной деятельности учителей и администраторов ОУ.

И. В. Савиных, А. В. Пруглов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Разработка сайта Института открытого образования и информационных систем МарГУ на базе CMS Drupal

Рассматривается структура и особенности подсистем сайта Института открытого образования и информационных систем МарГУ, разработанного на базе свободно распространяемой системы управления контентом Drupal.

Интернет стал неотделимой частью современной жизни. Многие организации имеют собственные сайты. Вузы не исключение. Интернет-технологии позволяют учебным заведениям размещать различную информацию и использовать интерактивные сервисы, такие как: «задать вопрос» для абитуриентов, «форум» для общения преподавателей и студентов, «текущее расписание» и другие.

Существует два вида организации веб-сайта — статический и динамический. В первом случае каждая страница представлена в HTML-формате и включает оформление и контент. Реализацией динамической организации сайта являются системы управления контентом (CMS). Они предлагают удобный интерфейс для администрирования и управления содержимым сайта. Помимо CMS существуют каркасные системы управления содержимым (CMF), которые включают инструменты для создания собственной CMS. В настоящее время разработано много систем управления содержимым, как бесплатных, так и коммерческих. Наиболее распространенными являются Joomla!, WordPress, 1C-Bitrix, Drupal [1].

Drupal является свободно-распространяемой CMS/CMF, отличается хорошей масштабируемостью и гибкостью. Система имеет огромное количество компонентов, расширяющих стандартный функционал [2].

Интернет-сайт Института открытого образования и информационных систем МарГУ работает с 1998 года. Изначально он функционировал на базе собственной разработки — программных модулей, созданных с использованием технологий PHP, Smarty, ADOdb, MySQL. Для различных подразделений института использовались различные сайты [3]. В 2011 году были выполнены проектирование и разработка нового сайта на платформе Drupal версии 6. Развитие и поддержка сайта продолжается в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.