Разработка графического интерфейса для ПК. Графический интерфейс для ПК выводит график по полученным точкам, которые получись при использовании программного комплекса для определения классических параметров кластерной системы. Интерфейс программируется в свободно распространяемой среде разработки QT на языке С++. Графический вывод осуществляется через gnuplot.
В заключение отметим, что создание программного комплекса, связанного с разработкой эффективных кластерных систем на основе свободного ПО, является достаточно интересной задачей на стыке областей объектно-ориентированного программирования, параллельного программирования и связанных с ним технологий.
Список использованных источников
1. Воеводин В. В., Воеводин Вл. В. Параллельные вычисления. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 608 с.
2. Андреев А. Н., Воеводин Вл. В., Жуматий С. А. Кластеры и суперкомпьютеры — близнецы или братья? // Открытые системы. — 2000. — № 5-6. — С. 9-14.
3. Лацис А. Как построить и использовать суперкомпьютер. — М.: Бестселлер, 2003. — 240 с.
4. Немет Э., Снайдер Г., Сибасс С., Хейн Т. ИМХ. Руководство системного администратора. Для профессионалов. — СПб.: Питер, 2006. — 928 с.
Е. А. Листраткин
Средняя (полная) общеобразовательная школа № 2, г. Йошкар-Ола
Компьютерный класс на базе свободного программного обеспечения
Статья посвящена практическому использованию свободного программного обеспечения в компьютерном классе. В статье описана одна из популярных бесплатных операционных систем, а также программы, входящие в ее состав. Статья заинтересует учителей естественно-научных предметов, системных администраторов и директоров.
В настоящее время, в связи с увеличением количества компьютеров в школах, появилась проблема уменьшения затрат или полное их исключение на приобретение программного обеспечения. В число необходимых школе программ, работающих под управлением операционной системы Windows (тоже далеко не бесплатной), входят не только офис, но и антивирусная программа, графические редакторы, аудио- и видеоредакторы и многое другое. Если взять их среднюю стоимость и умножить на все количество ПК, которые располагаются в школе, получается довольно большая сумма, становящаяся порой непосильной ношей для бюджета учреждения. Решением данной проблемы может служить использование свободного программного обеспечения, то есть программ с открытым кодом, которые пользователь может бесплатно легально использовать, модифицировать и распространять с небольшими ограничениями или вовсе без них. В нашей школе работа компьютерного класса организована с использованием свободной операционной системы ALTLinux5 Школьный Юниор.
Операционная система AltLinux может быть установлена на различные по мощности компьютеры и поэтому имеет несколько уровней комплектаций:
• Легкий — для маломощных компьютеров с ОЗУ от 128 Мб.
• Юниор — для компьютеров среднего уровня с ОЗУ от 256 Мб.
• Мастер — для современных компьютеров с ОЗУ от 512 Мб.
Процесс установки операционной системы довольно простой.
Важно, что в процессе установки системы также устанавливаются драйверы на все имеющиеся устройства. В нашей школе при установке ОС AltLinux на более чем 20 компьютерах ни с одним из устройств не возникло проблем.
Интерфейс операционной системы немногим отличается от Windows.
Все программы собраны по группам. Также реализована возможность быстрого перехода к основным папкам, дискам и устройствам. После установки любого съемного носителя он автоматически открывается и отображается на рабочем столе.
Но хочется обратить внимание на набор имеющихся программ.
Аудио и видео:
• редактор звуковых файлов Audicity;
• редактор видеофайлов Avidemux;
• медиаплееры KMPlayer, mplayer.
Графика:
• растровый графический редактор Gimp;
• векторный графический редактор Inkscape;
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
• трехмерный графический редактор Blender;
• редактор схем Dia.
Интернет:
• браузеры Firefox, Opera, Chromium, Epiphany;
• почтовые клиенты Thunderbird и Evolution;
• программа работы с сервисами мгновенных сообщений Pidgin;
• программа работы с FTP-серверами Lftp.
Работа с текстом. В качестве офисного пакета выбран OpenOffice.org, в который помимо стандартных редакторов создания и редактирования текста, таблиц, презентаций и баз данных включены редакторы математических формул, диаграмм, а также системы верстки и создания публикаций.
Программирование: В данном разделе собраны бесплатные аналоги практически всех востребованных в школе языков программирования, таких как Basic, Pascal, C/C++, Java, PHP, Logo, MySQL и др.
Набор программ, входящих в сборку ALTLinux5.0.2 Школьный Юниор, может быть использован не только при обучении информатике. Также имеются программы для использования на уроках математики, геометрии, физики, химии, географии, иностранных языков. В «пакет» учителя (выбирается при установке ОС) включена система управления классом iTalc, позволяющая с учительского компьютера наблюдать за всеми подключенными компьютерами в классе, и система проведения тестирования iTest, в которой в считанные минуты можно создать и запустить тест с автоматической проверкой результатов и выставлением оценок.
Для изучения методов работы с представленными выше программами имеется большое количество разра -ботанных видеоуроков, книг и различных методических пособий. Некоторые из этих материалов представлены в свободном доступе в сети Интернет.
Опыт работы показывает, что дети быстро привыкают к работе в новой операционной системе, а набор включенных программ позволяет расширять и улучшать методы освоения отдельных дисциплин.
На наш взгляд, использование данного свободного программного обеспечения становится хорошей альтер -нативой платным программам. Значительно расширяются возможности не только преподавания информатики и иных дисциплин в школе, но и использования компьютера в профессиональной деятельности учителей и администраторов ОУ.
И. В. Савиных, А. В. Пруглов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Разработка сайта Института открытого образования и информационных систем МарГУ на базе CMS Drupal
Рассматривается структура и особенности подсистем сайта Института открытого образования и информационных систем МарГУ, разработанного на базе свободно распространяемой системы управления контентом Drupal.
Интернет стал неотделимой частью современной жизни. Многие организации имеют собственные сайты. Вузы не исключение. Интернет-технологии позволяют учебным заведениям размещать различную информацию и использовать интерактивные сервисы, такие как: «задать вопрос» для абитуриентов, «форум» для общения преподавателей и студентов, «текущее расписание» и другие.
Существует два вида организации веб-сайта — статический и динамический. В первом случае каждая страница представлена в HTML-формате и включает оформление и контент. Реализацией динамической организации сайта являются системы управления контентом (CMS). Они предлагают удобный интерфейс для администрирования и управления содержимым сайта. Помимо CMS существуют каркасные системы управления содержимым (CMF), которые включают инструменты для создания собственной CMS. В настоящее время разработано много систем управления содержимым, как бесплатных, так и коммерческих. Наиболее распространенными являются Joomla!, WordPress, 1C-Bitrix, Drupal [1].
Drupal является свободно-распространяемой CMS/CMF, отличается хорошей масштабируемостью и гибкостью. Система имеет огромное количество компонентов, расширяющих стандартный функционал [2].
Интернет-сайт Института открытого образования и информационных систем МарГУ работает с 1998 года. Изначально он функционировал на базе собственной разработки — программных модулей, созданных с использованием технологий PHP, Smarty, ADOdb, MySQL. Для различных подразделений института использовались различные сайты [3]. В 2011 году были выполнены проектирование и разработка нового сайта на платформе Drupal версии 6. Развитие и поддержка сайта продолжается в настоящее время.