Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ, ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ, ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
565
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тлеген Меруерт Нурлановна, Ерболат Диас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ, ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

УДК 53

Тлеген Меруерт Нурлановна

магистр технических наук, Преподаватель кафедры «Системного анализа и управление»

Факультета информационных технологий ЕНУ им. Л.Н.Гумилева,

Казахстан, г.Нур-Султан.

Ерболат Диас студент

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ, ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ключевые слова

цифровое проектирование, моделирование, цифровой двойник, анализ.

Цифровое проектирование и моделирование - это одна из 10 ключевых технологий IV промышленной революции. Этот класс технологий соответствует мегатренду цифровизации и развитию информационных технологий.

На заседании рабочей группы Shaping the Future of Production in Russia международного экономического форума в ноябре 2017 года в Женеве другими девятью технологиями были названы в том числе и те, о которых ранее уже рассказывалось в лекциях:

• высокопроизводительные вычисления,

• аддитивные технологии ^D-печать),

• новые материалы.

Цифровое проектирование и моделирование отмечают как ключевой фактор конкурентоспособности руководители и компаний-лидеров в России (по материалам рейтинга ТехУспех): цифровое проектирование и моделирование стоит на первом месте среди 6 перспективных направлений, которые обеспечивают конкурентоспособность компаний.

Компьютерное проектирование - это процесс разработки 3D-моделей в CAD системах, то есть в системах, которые позволяют создавать чертежи, оформлять конструкторскую или технологическую документацию. Примерами таких систем являются системы CATIA, SolidWorks, Siemens NX, Autodesk, Компас 3D. Компьютерное проектирование - это первый уровень в цифровом проектировании и моделировании.

Следующим уровнем является компьютерный инжиниринг - это совокупность методов и средств для моделирования на основе соответствующего программного обеспечения.

Такое программное обеспечение называется CAE-системами (Computer-Aided Engineering).

Если компьютерное проектирование в CAD-системах позволяет только нарисовать геометрию изделий и подготовить конструкторскую документацию для производства, то компьютерный инжиниринг позволяет провести моделирование поведения конструкций, машин, физико-механических и технологических процессов.

Для примера возьмем автомобиль. Если необходимо, например, только нарисовать трехмерную модель капота автомобиля, то используются CAD системы. Если же необходимо 2 рассчитать, выдержит ли капот нагрузку от снега, нагрузку от поставленных на него сумок, оценить уровень вибраций от потока воздуха или просчитать деформации при авариях - тогда применяются CAE-системы, т.е. системы компьютерного инжиниринга.

Термин «цифровое проектирование и моделирование» включает в себя уже упоминавшееся компьютерное проектирование, компьютерный инжиниринг и другие технологии, такие как:

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»

ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470

№2 / 2022

• высокопроизводительные вычисления, в т.ч. на суперкомпьютерах (HPC);

• технологическая подготовка производства - подготовка управляющих программ для станков (CAM);

• управление данными о продукте (PDM);

• управление жизненным циклом изделий (PLM).

Ключевое отличие традиционного производства от передового заключается в смещении акцента на этап проектирования и создание таких высоко адекватных математических моделей («цифровых двойников»), которые позволяют перейти к серийному производству со значительно меньшим числом натурных испытаний (или вообще без них), чем при традиционном производстве.

Примером отрасли-лидера по выводу продуктов на рынок (т.е. по показателю «Time-toMarket) является автомобилестроение. За 50 лет произошло снижение срока вывода автомобилей на рынок с 7 до 1,5 лет, при том что в гражданском авиастроении аналогичный срок увеличился с 3 до 7,5 лет, а в вооруженных силах - с 5 до 27 лет.

Это связано, в том числе, с высокой конкуренцией среди автопроизводителей и возможностью каждого производителя купить, разобрать и тщательно проанализировать новый автомобиль конкурентам в течение первого месяца, как только новый автомобиль появился на рынке.

На сегодняшний день в автомобилестроении достигается погрешность не более 5% по всем показателям, которые можно измерить при натурных испытаниях. В частности, при краштестах сравниваются показатели 300 датчиков, установленных на автомобиле, со значениями, полученными при виртуальном (цифровом) испытании (моделировании). Указанная погрешность моделирования сохраняется при высокоскоростных нелинейных деформациях, расчеты которых являются одной из сложнейших задач механики. Более того, некоторые автопроизводители, в случае, когда не применялись новые материалы и новые технологии, получают точность виртуальных испытаний ±2%. При таких высоких показателях точности моделирования и при выполнении нескольких дополнительных условий автомобиль может пройти сертификацию без натурных испытаний - именно это и называют «цифровой сертификацией».

Цифровой двойник изделия позволяет проводить и предиктивный анализ ресурса, т.е. снижать затраты на ремонт, проводя необходимое обслуживание заранее и не доводя до серьезного ремонта. Примером может быть анализ ресурса самолетов («бортов»). На двух действующих бортах установлены датчики (health monitoring system), которые передают показания в цифровые двойники обоих бортов. В программах компьютерного инжиниринга на виртуальных испытательных полигонах проводится моделирование функционирования бортов непосредственно с учетом тех реальных нагрузок, которые фиксируют датчики. Это позволяет обнаруживать начало возникновения дефектов и деформаций, например, в композитных крыльях, до того, как они станут визуально заметны обслуживающему персоналу. Соответственно, обслуживание или ремонт будет подготовлен и проведен заранее, повышая безопасность полетов, снижая затраты на срочные замены и без штрафов от эксплуатирующей компании за внеплановый простой самолетов.

Учитывая вышесказанное, цифровое проектирование и моделирование являются ключевой технологией для быстрого создания глобально конкурентоспособной продукции нового поколения.

Список использованной литературы:

1. Шестакова И. Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент, 2018. № 1. С.56-63

©Тлеген М.Н., Ерболат Диас, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.