УДК 811.111:378.146
Э. Я. Соколова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Представлен анализ компьютерных тестовых заданий, представленных в сетевом электронном учебно-методическом комплексе, предназначенном для студентов старших курсов технических вузов, изучающих профессиональный английский язык. На основе проведенного анализа тестовых материалов сделан вывод, что компьютерное тестирование позволяет осуществлять объективный и систематический контроль, диагностирование трудностей по усвоению материала, служит мерой определения эффективности обучения и является мотивирующим средством.
Ключевые слова: компьютерные тестовые задания, профессиональный английский язык, объективный контроль, диагностирование трудностей, мотивирующее средство.
В связи с усилением роли информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе прослеживается тенденция перехода от традиционных форм контроля определения качества обучения к компьютерному тестированию. Эффективность и целесообразность проведения такого контроля с использованием данных средств во многом определяется качеством тестирующего материала, его целевыми установками, методической обоснованностью их последовательности, систематичностью его проведения, а также спецификой самой учебной дисциплины.
Цель статьи - показать обучающую и контролирующую значимость теста, проанализировать формы тестового контроля и требования, предъявляемые к тестовым материалам. В данной статье будут проанализированы компьютерные тестовые задания, представленные в сетевом электронном учебно-методическом комплексе (СЭУМК), предназначенном для обучения студентов четвертого курса неязыкового вуза по дисциплине «Профессиональный английский язык».
В нашем исследовании под тестовым заданием мы понимаем структурную единицу теста, имеющего разные формы в зависимости от цели тестирования и характера контролируемого объекта, обладающего определенными показателями качества и отвечающего статистическим и технологическим требованиям.
Проблемам целесообразности тестирования и контроля содержания и формам его проведения посвящены работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как Т. М. Балыхина, И. Л. Бим,
Н. Д. Гальскова, Г. У Матушинская, В. А. Макколл, Г. Мэдсен, Э. Торндайк и др. Большинство методистов, признавая перспективность компьютерного тестирования как одного из методов оценки и контроля обученности студентов, отвергают его обучающую значимость.
На основе анализа методической литературы и обобщения роли тестирования и контроля в обуче-
нии иностранным языкам нами были выделены следующие его основные функции: контролирующая, диагностирующая, управляющее-корректиру-ющая, обучающая, мотивационная, воспитательная, развивающая и аттестационная.
Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет сделать тестовый контроль составной частью и одним из компонентов процесса обучения, который может использоваться для введения, закрепления и осмысления нового материала, а также для формирования определенных навыков и умений. Эффективность компьютерного тестирования подтверждается его преимуществами с традиционными формами контроля:
- возможность быстрого обновления и коррекции тестирующих материалов;
- повышение плотности за счет увеличения регулярности и частоты тестирования;
- повышения эффективности, точности и качества контроля за счет автоматической обработки результатов тестирования и освобождения преподавателя от монотонной и трудоемкой проверки результатов;
- возможность самоконтроля, самоанализа и выбора тестирующих заданий самими студентами;
- предоставление нескольких попыток прохождения тестов по согласованию с преподавателем в случае, когда студент неудовлетворительно справился с тестированием;
- ведение автоматической регистрации и архивирования тестовых проверок;
- объективность оценивания результатов прохождения теста;
- повышение репрезентативности и наглядности тестовых заданий.
Основная проблема компьютерного тестирования «не в подборе программного обеспечения, обеспечивающего сбор, накопление и обработку данных, а в способах получения целевой обобщенной информации, на основе которой становится
очевидным принятие обоснованного управленческого решения» [1, с. 31].
Для эффективной организации тестирования необходимо соблюдать следующие условия его проведения:
- наличие методических материалов, регламентирующих процедуру контроля, критериев и методов оценивания результатов;
- создание «структурной матрицы объектов оценивания, обеспечивающей связь содержательной структуры учебной дисциплины с результатами обучения и базой контрольных заданий» [2, с. 120-121];
- наличие прозрачной, ясной и объективной процедуры проведения и оценивания.
Для соблюдения вышеупомянутых условий необходимо иметь четкий алгоритм действий. Порядок и процедуру формирования тестовых заданий можно условно разделить на пять этапов: подготовительный, основной, экспериментальный, пост-экспериментальный и завершающий.
Для успешного проведения подготовительного этапа необходимо прежде всего определить планируемые результаты обученности по всем видам речевой деятельности, предусмотреть формы и виды тестовых заданий, а также методы их проведения. При разработке шкалы оценивания устанавливаются минимальный и максимальный уровень оценивания по каждому виду речевой деятельности.
В рамках основного этапа формируется содержание тестовых заданий, по результатам выполнения которых можно судить об уровне освоения ими дисциплины ПАЯ и сформированности коммуникативных компетенций. Для определения содержания тестового задания следует выделить содержательные блоки в рамках учебной дисциплины ПАЯ, обладающие системообразующими свойствами [3]. Содержание тестовых заданий должно стимулировать студентов на анализ информации, а не на механический, случайный выбор ответов. Вопросы тестовых заданий должны «давать простор избирательно-мыслительной деятельности студентов, предоставлять ему возможность собственного выбора точки зрения в соответствии с его личными убеждениями» [4, с. 97].
Основными принципами отбора текстов для тестовых заданий являются:
1) принцип учета коммуникативной направленности, который предполагает отбор текстов и текстовых материалов, на основе чтения и анализа которых возможно формирование иноязычной коммуникативной компетенции;
2) принцип учета специальности заключается в том, что при отборе текстового материала целесообразно учитывать профильную ориентацию, способность обеспечить познавательный эффект и
удовлетворять информационно-познавательным
интересам;
3) принцип аутентичности, согласно которому в обучение следует включать тексты, являющиеся реальным продуктом носителя языка, создаваемые для реальных условий и не предназначенные для учебных целей, отражающие национальные особенности построения и функционирования языка;
4) принцип жанровой и стилевой репрезентативности текстов, в соответствии с которым используются тексты, определенной стилевой и жанровой разновидности;
5) принцип научности, предполагает использование текстовых материалов, соответствующих уровню современных знаний о языке и речи, отражающих новейшие достижения в науке и технике;
6) принцип новизны, предполагающий подачу нового текстового материала для поддержания мотивации обучения. Обучение профессиональному иностранному языку должно внести значительный вклад в развитие разносторонней, социально адаптированной личности и стать еще одним важным ресурсом систематического пополнения профессионально значимых умений и навыков будущего инженера исследователя.
На экспериментальном этапе проводится тестирование в экспериментальной группе с последующим анализом полученных результатов с целью выявления недочетов как в самих тестовых заданиях, так и в процедуре проведения теста.
Постэкспериментальный этап предназначен для проведения корректирующих мероприятий по устранению выявленных недочетов в ходе экспериментальной проверки. На завершающем этапе проводится запланированное тестирование.
Тестовые и контрольные задания будут выполнять свою контролирующую и обучающую функцию в случае, если при разработке тестовых и контрольных заданий будут учтены следующие основные положения:
1) адекватность - содержание тестовых заданий должно соответствовать целям и заявленному уровню сложности;
2) структурированность - задания в тесте должны быть сгруппированы по способу их выполнения;
3) посильность - определяемая на экспериментальном этапе как оптимальная степень трудности;
4) вариативность - задания, представленные в тесте, имеют разную степень сложности и предназначены для студентов с разной языковой подготовкой;
5) ясность - задания сопровождаются образцом выполнения и краткой инструкцией, не затрудняющей восприятия сути задания. В тестах должны исключаться вопросы, которые могут иметь неоднозначную интерпретацию.
Анализ методической литературы показал, что основными формами тестовых заданий с применением компьютера являются:
1) задания в закрытой форме, когда студенту предлагается выбрать один правильный ответ (тестовые задания в закрытой форме можно использовать для развития навыков поискового и реферативного чтения и умений выделять главную и избыточную информацию);
2) задания на определение правильной последовательности, позволяющие развивать умение оценочно-информативного чтения с прогнозированием последовательности изложения идей и умение выполнять смысловое завершение текста;
3) задания на установление соответствия и сопоставление иллюстративного материала с фактами, изложенными в тексте, или с информацией, которую студенты прослушали;
4) задания в открытой форме на дополнение и свободное конструирование ответа, когда студент сам формулирует ответ.
Тестовые задания, разработанные в СЭУМК, представлены в виде системы, упорядочены по мере возрастания трудности и составлены для каждого модуля («Электротехническое материаловедение», «Электрические машины и привод» и «Профессионально-ориентированная письменная речь»), входящего в СЭУМК.
Подробнее остановимся на тех формах тестовых заданий, которые наиболее полно выполняют свою обучающую функцию в рамках дисциплины «ПАЯ». Качественный тестирующий материал должен обеспечить «переход от пассивной роли обучаемого в процессе контроля к активному конструированию содержания ответа» [2, с. 120]. Задания в открытой форме, где испытуемому предлагается не только вставить недостающее слово или фразу, но и написать или приготовить устное или письменное сообщение, позволяют студентам показать динамику их индивидуальных достижений и способность продуцирования речи. Недостатком такого типа открытых заданий, где от студента требуется аргументированный развернутый ответ, является отсутствие возможности его проверки автоматически.
Для усвоения терминологических единиц профессионального тезауруса в СЭУМК представлены следующие дискретные тестовые задания: прослушайте информацию и напишите название прибора или устройства, прочитайте определения и найдите соответствующее название, тестовые зада-
ния в виде кроссворда и т. д. Преимуществом дискретных тестов, предназначенных для контроля отдельных компонентов владения языком, является надежность измерения и объективность полученных результатов, поскольку они легко поддаются количественной обработке [5].
С целью повышения уровня профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции при разработке тестовых заданий необходимо обращать внимание на задания, обучающие различным стратегиям аудирования и чтения, формированию языковой догадки, развитию таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, делать аргументированные заключения и принимать решения на основе полученной информации. Для обучения связанному и логическому устному или письменному сообщению разработаны тестовые задания на упорядочение информации, внутриязыковое перефразирование и использование средств логической связи, для стилистически правильного оформления сообщения. Обучение грамматике сводится не только к распознаванию грамматических конструкций и явлений, но и к грамотному владению ими при непосредственном продуцировании письменного произведения или устного сообщения.
Успешность прохождения тестового испытания зависит от уровня сформированности навыков самостоятельной работы, «чем результативнее процесс самостоятельной работы в учебной деятельности обучаемых, тем выше уровень развития учебной компетенции» [6, с. 14].
Проведенный анализ тестовых материалов и апробация данных материалов в экспериментальных группах позволяет сделать вывод, что выбор компьютерного тестирования в качестве средства обучения и контроля является наиболее эффективным и целесообразным в процессе обучения ПАЯ, так как позволяет осуществлять объективный и систематический контроль уровня обученности студентов. Помимо основной функции - контроля -тестовые задания являются средством обучения, диагностирования трудностей по усвоению материала, служат мерой определения эффективности обучения и являются мощным мотивирующим средством, позволяющим студентам осуществлять самоконтроль. Регулярное выполнение тестов дисциплинирует студентов, способствует формированию навыков самостоятельной работы, стимулирует к самообразованию, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Список литературы
1. Севрук А. И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: учеб. пос. М.: Пед. об-во России, 2004. 144 с.
2. Стандарты и Руководства по обеспечению качества основных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ): сборник инструктивно-методических материалов / под ред. А. И. Чучалина, Е. Г. Язикова. 2-е изд., расшир. и перераб. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 153 с.
3. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 288 с. (Профессионализм педагога).
4. Утробина А. А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006. 112 с.
5. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / под ред. А. А. Миролюбова. Обинск: Титул, 2001. 80 с.
6. Шишковская Ю. В. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. C. 14-16.
Соколова Э. Я., ст. преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.03.2013.
E. Y. Sokolova
COMPUTER-BASED TESTS AS MONITORING AID AND LEARNING TOOL FOR PROFESSIONAL ENGLISH
The article deals with the analysis of the computer-based tests presented in on-line educational English for special purposes complex for senior non-linguistic students who study professional English. Based on the analysis carried out the following conclusion was made: computer based testing enables a systematic and objective monitoring of students’ results, the diagnostics of difficulties while mastering the specified discipline and is a measure of learning efficiency, as well as tremendous motivating stimulus.
Key words: computer-based tests, professional English, systematic and objective monitoring, diagnostics of difficulties, learning efficiency, motivating stimulus.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]