культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Сегодня перед военными музыкантами стоят сложные задачи развития традиционных жанров и поиска новых форм военной музыки. Без знания социально-культурных технологий невозможно осуществлять общественно-церемониальные, информационно-
просветительные, культурно-творческие функции.
Очень важно, чтобы происходила интеграция социально-культурных технологий в военно-музыкальном образовании, воплощались новые формы культурно-творческой деятельности в выступлениях оркестрах, разрабатывались программы обучение в военно-музыкальных училищах по общим и специальным дисциплинам, основываясь на дифференцированных подходах, учитывался творческий потенциал, сохранялась неразрывная связь с окружающей действительностью.
Литература
1. Ягодинский, В.Н. Наш этикет / В.Н. Ягодинский. - Москва: Молодая гвардия, 1988. - 235 с.
И.В. Швецова
Компьютерные технологии в работе детской школы искусств как средство интеллектуально-творческого развития личности
Интеллектуально-творческое развитие подрастающего поколения России является одним из ключевых факторов развития страны. Создание современной инновационной экономики будет невозможно, если не раскрыть интеллектуально-творческий потенциал подрастающего поколения и не повлиять на состояние и качество духовной жизни человека и общества в целом. От гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей каждого зависит успешное будущее России.
XXI век продолжил развитие общества в направлении информационных и коммуникативных технологий, которые расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык [1: 3].
Получение и передача знания является одной из важнейших функций языка. Однако, с развитием прогресса, человек, помимо языка, пытался найти новые пути передачи накопившихся знаний. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение, и, наконец, сеть Шете! - наиболее значимые ступени эволюции.
Развивающиеся технологии информации и коммуникации сегодня ставят перед преподавателями Детских школ искусств (ДТТТИ) необходимость решения ряда задач для полноценного интеллектуально-творче-
137
ского развития младших школьников. Одной из таких задач является обеспечение нового качества дополнительного образования на основе применения современных компьютерных технологий.
Для осознания роли использования информационных технологий в дополнительном образовании, автор считает целесообразным разобраться, в чем суть этого понятия. Если говорить об информационной технологии, то, с одной стороны, это определенное научное направление, т.е. совокупность знаний по работе с информационными ресурсами. С другой стороны, - это конкретный способ обработки и передачи информации. В контексте дополнительного образования автор будет руководствоваться последним определением. Однако, все педагогические технологии можно считать информационными, т.к. в учебно-воспитательном процессе всегда происходит обмен информацией между преподавателем и учащимся.
В современном контексте педагогическая технология - это широкое использование специальных способов, программных и технических средств: кино, аудио, видео, компьютеров и телекоммуникационных сетей. Следовательно, в сфере дополнительного образования информационные технологии надо понимать как применение педагогических методов по передаче знаний от педагогов и получения, восприятия и усвоения полученных знаний учащимися, оценки качества обучения и всестороннего развития личности. Следовательно, главная цель применения информационно-коммуникационных технологий в работе преподавателя дополнительного образования - это формирование и развитие у младших школьников умений и навыков ориентироваться в потоках информации, их подготовка и участие в различных областях жизни в условиях информационного общества.
Став мощным инструментом познания, преобразования мира и самого человека, использование компьютерных технологий ставит перед преподавателем ДШИ проблему информационно-психологической безопасности детей, поэтому одним из актуальных вопросов компьютеризированного мира является формирование информационной культуры как одной из составляющей общей культуры личности.
Расширяя информационное пространство, мы получаем нового человека. Каким он будет, зависит от того, чем мы это пространство наполним. В этой связи интеллектуально-творческое развитие приобретает особую актуальность.
Специалистами в области образования все отчетливее осознается то обстоятельство, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения интеллектуального здоровья россиян находятся не только в сфере экономики. Интеллектуальнотворческое развитие детей должно осуществляться не только в процессе
социализации, но и в последовательном расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы.
Общество не может дальше существовать без единых моральных устоев. Их искажение, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека. В связи с этим возникает необходимость формирования человека как духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию.
Выделяя интеллектуально-творческий аспект развития личности в информационном обществе, подчеркнем, что на данном этапе особое внимание необходимо уделять сохранению культурного наследия, формированию уважительного отношения к прошлому и национальным традициям.
Работая с младшими школьниками, которые растут вместе с феноменом чистоты звука на компакт-дисках, СБ-технике, и, вместе с тем, -обилием музыки повсюду, вплоть до мобильных телефонов, становится очевидным, насколько необходима помощь преподавателя, который станет добрым и умным провожатым в сложный и многогранный мир искусства. Сможет ли ребенок понять и полюбить живопись, поэзию, танец, музыку, будет ли он с желанием музицировать на инструменте, петь, ходить в театры, на выставки, посещать музеи, зависит от преподавателя. Ведь умение слушать и воспринимать художественные произведения -это процесс, требующий от слушателя умственного труда.
В решении обозначенных проблем существенную роль может сыграть система дополнительного образования. В наши дни преподаватель дополнительного образования, в частности, ДШИ, наряду с учителем общеобразовательной школы становится проводником в мир накопленных человечеством знаний. Мир информации для ребенка незаметно формирует интерес, стимулирует азарт и желание, чтобы найти и подобрать определенную информацию, соответствующую заданной теме. Компьютер - это один из инструментов, с помощью которого учащийся может быстрее и проще получить информацию, найти интересные факты о личности и творчестве композитора, художника, писателя и поэта.
Преподаватель дополнительного образования может, используя визуальный ряд и музыкальное оформление, подобрать и выстроить подачу нового материала так, чтобы он воздействовал на интеллектуально-творческую сферу учащихся. Просмотр слайдов, видео, слушание музыки - все это неоспоримые достижения, но СМАРТ-доска впечатляет своими возможностями и поражает воображение ребенка. Ребята переживают настоящее чувство восторга, когда у них появляется возможность быть активными участниками создания чего-то нового. Из пассивных наблюдателей они превращаются в самостоятельных, творчески мыслящих людей.
Используя компьютерные технологии в совместной работе ребенка и родителя, преподаватель ДШИ познания и творческого созидания. Для
ребенка имеет большое значение общение с родителями, основанное на совместном интересе.
В заключение подчеркнем, что современная парадигма образования отводит подрастающему поколению новую роль в получении и освоении знаний. Благодаря использованию компьютерных технологий, учащийся сам становится активным строителем своих собственных знаний, а не остается пассивным потребителем информации. Получение знаний в ходе творческой, поисковой деятельности, в большей степени зависит от инициативности, целеустремленности и самостоятельности учащегося. Каким содержанием будет наполнено информационно-коммуникационное пространство, зависит и от преподавателей дополнительного образования, и от родителей: сумеют ли они создать единую информационную среду, сформировать и привить информационную культуру, которая в обществе XXI века является частью общей культуры личности.
Литература
1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 2-е изд., стер. - Академия, 2005. - 192 с.
И.С. Тетерина
Концепция активизации духовной жизни пожилых людей
Вопросы повышения качества жизни граждан пожилого возраста определяют политику российского правительства в плане обеспечения социальной защищенности и безопасности пожилых людей, их социальной поддержки, внедрения новых социальных технологий, направленных на повышение их уровня жизни.
Актуальность деятельности в данном направлении определяется ростом числа пожилых людей. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в общей численности населения России 62% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста. Общая численность пенсионеров всех возрастов в 2010 году по статистике Росстата составила 39,7 млн. человек, в 2011 году - 40,2 млн. (что составляет 28,4% от всего населения страны) [1: 78]. Министерство здравоохранения и социального развития РФ констатирует: пожилые люди старше 60 лет - самая быстрорастущая группа населения России, в Санкт-Петербурге из 1,2 миллиона человек пенсионного возраста примерно 75% составляют люди от 60 до 74 лет, то есть, лица пожилого возраста.