162
ИТО Марий Эл - 2011
Компьютерные технологии как средство развития
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бусыгина Ирина Валерьевна, Фатьянова Наталия Дмитриевна ([email protected])
ГОУ Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида», г. Йошкар-Ола
Одна из основных задач школы-интерната для обучающихся с нарушениями - слуха это включение неслышащих детей в мир современной цивилизации, обучение новейшим средствам получения информации и его дальнейшего использования в повседневной жизни.
Внедрение информационных технологий учителями нашей школы идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса.
Применение современных компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями в специальной школе приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего образования, открываются дополнительные возможности для развития психических процессов, творческого мышления, познавательных интересов.
Глухие дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Наша задача - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Развивать и реализовывать творческие способности учащихся помогают компьютерные технологии и проектная деятельность.
Создавая различные проекты на компьютере, младшие школьники учатся работать коллективно, сообща не только друг с другом, но и со взрослыми (учителями, воспитателями, родителями). Эта работа способствует развитию речи у неслышащих детей, познавательной активности, помогает открывать новые знания.
В 2008-2009 учебном году мы приняли участие во Всероссийском конкурсе малых грантов «Открытый мир информационных технологий», осуществляемом при поддержке корпорации Майкрософт, с проектом «Компьютер, открой мир!» и выиграли грант. В ходе его реализации дети освоили основы работы с компьютером, научились работать в текстовом редакторе, познакомились с программой для рисования Paint и очень ее полюбили. Первым результатом стала победа во Всероссийском конкурсе нестандартных поздравлений «Поздр@вляю». В номинации «Самый юный участник». Также учащиеся научились создавать творческие работы в программе Microsoft Power Point. Были сделаны презентации «Моя семья», которые ребята продемонстрировали родителям на классном собрании. В 2009 году мы участвовали уже в двух республиканских конкурсах мультимедийных презентаций для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Заняли два первых места с творческими проектами «Школа - наш дом» и «Вместе мы можем».
В 2010 году предприятие «Исток-Аудио», сеть Центров хорошего слуха «Радуга звуков» и датская фирма «Отикон» объявили конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Общение без границ». Более четырехсот авторов со всех регионов России и более пятисот работ были присланы на конкурс. Наша работа «Дом, в котором мы живем» заняла первое место в номинации «Лучший проект
коммуникации». Рассказ шести мальчишек и девчонок о своей школе не оставил равнодушным ни одного из членов жюри. Ребята получили главный приз конкурса - беспроводной ФМ-класс Амиго. Эта технология является самым эффективным средством улучшения разборчивости речи в сложных ситуациях слушания, передают речь прямо в ухо, устраняя влияние шума и дистанции. ФМ-система позволяет нашим детям ощутить комфортное восприятие речи и неречевых звучаний, что улучшает учебно-воспитательный процесс.
Совсем недавно, в апреле этого года, мы приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе «Я, моя семья и школа».
Таким образом, работа по развитию творческого потециала глухих младших школьников с применением компьютерных технологий педставляется нам актуальной в условиях обновления образовательной системы. Развитие творческой активности детей повышает мотивацию к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения. В младшем школьном возрасте важно сохранить и развить стремление ребенка к творчеству, инициативу, любознательность, активность, самостоятельность. У неслышащих младших школьников в процессе работы расширяется словарный запас, совершенствуются произносительные навыки, развивается их остаточный слух.