Научная статья на тему 'Компьютерные технологии как средство развития творческого потенциала глухих младших школьников'

Компьютерные технологии как средство развития творческого потенциала глухих младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии как средство развития творческого потенциала глухих младших школьников»

162

ИТО Марий Эл - 2011

Компьютерные технологии как средство развития

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бусыгина Ирина Валерьевна, Фатьянова Наталия Дмитриевна (paig@rambler.ru)

ГОУ Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида», г. Йошкар-Ола

Одна из основных задач школы-интерната для обучающихся с нарушениями - слуха это включение неслышащих детей в мир современной цивилизации, обучение новейшим средствам получения информации и его дальнейшего использования в повседневной жизни.

Внедрение информационных технологий учителями нашей школы идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса.

Применение современных компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями в специальной школе приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего образования, открываются дополнительные возможности для развития психических процессов, творческого мышления, познавательных интересов.

Глухие дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Наша задача - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Развивать и реализовывать творческие способности учащихся помогают компьютерные технологии и проектная деятельность.

Создавая различные проекты на компьютере, младшие школьники учатся работать коллективно, сообща не только друг с другом, но и со взрослыми (учителями, воспитателями, родителями). Эта работа способствует развитию речи у неслышащих детей, познавательной активности, помогает открывать новые знания.

В 2008-2009 учебном году мы приняли участие во Всероссийском конкурсе малых грантов «Открытый мир информационных технологий», осуществляемом при поддержке корпорации Майкрософт, с проектом «Компьютер, открой мир!» и выиграли грант. В ходе его реализации дети освоили основы работы с компьютером, научились работать в текстовом редакторе, познакомились с программой для рисования Paint и очень ее полюбили. Первым результатом стала победа во Всероссийском конкурсе нестандартных поздравлений «Поздр@вляю». В номинации «Самый юный участник». Также учащиеся научились создавать творческие работы в программе Microsoft Power Point. Были сделаны презентации «Моя семья», которые ребята продемонстрировали родителям на классном собрании. В 2009 году мы участвовали уже в двух республиканских конкурсах мультимедийных презентаций для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Заняли два первых места с творческими проектами «Школа - наш дом» и «Вместе мы можем».

В 2010 году предприятие «Исток-Аудио», сеть Центров хорошего слуха «Радуга звуков» и датская фирма «Отикон» объявили конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Общение без границ». Более четырехсот авторов со всех регионов России и более пятисот работ были присланы на конкурс. Наша работа «Дом, в котором мы живем» заняла первое место в номинации «Лучший проект

коммуникации». Рассказ шести мальчишек и девчонок о своей школе не оставил равнодушным ни одного из членов жюри. Ребята получили главный приз конкурса - беспроводной ФМ-класс Амиго. Эта технология является самым эффективным средством улучшения разборчивости речи в сложных ситуациях слушания, передают речь прямо в ухо, устраняя влияние шума и дистанции. ФМ-система позволяет нашим детям ощутить комфортное восприятие речи и неречевых звучаний, что улучшает учебно-воспитательный процесс.

Совсем недавно, в апреле этого года, мы приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе «Я, моя семья и школа».

Таким образом, работа по развитию творческого потециала глухих младших школьников с применением компьютерных технологий педставляется нам актуальной в условиях обновления образовательной системы. Развитие творческой активности детей повышает мотивацию к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения. В младшем школьном возрасте важно сохранить и развить стремление ребенка к творчеству, инициативу, любознательность, активность, самостоятельность. У неслышащих младших школьников в процессе работы расширяется словарный запас, совершенствуются произносительные навыки, развивается их остаточный слух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.