Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУЧИТЕЛЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчук Т.А.

В статье определены организационно-педагогические условия графической подготовки бакалавров педагогического образования с использованием средств компьютерных технологий к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология». Определена система обучения проектной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин предметной подготовки, которая позволяет обеспечить формирование готовности к руководству проектной деятельностью школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панчук Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEAN OF GRAPHIC TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article defines the organizational and pedagogical conditions for the graphic preparation of bachelors of teacher education using computer technology for the professional activity of a teacher in the subject area «Technology». The system of teaching students' project activities in the process of mastering the subject-related disciplines has been determined, which allows for the formation of readiness for the guidance of project activities for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Coronavirus Lockdowns Spark Boom in Online Learning for Adults, Too. - URL: https://www.wsj.com/articles/coronavirus-lockdowns-spark-boom-in-home-schooling-for-grown-ups-11590053401 (дата обращения: 25.05. 2020). - Текст: электронный.

5. Vatsala, L. Preferences of Adult E-Learners towards Online Resources / L. Vatsala, S. Pissay // Nitte Management Review. - 2014. - № 8(2). - P. 115-125.

6. Ho, K. W. E-Learning in Higher Education for Adult Learners in Singapore / K. W. Ho, G. Chong, D. Ding // International Journal of Information and Education Technology. - 2015. - № 1 (5). - P. 348-353.

7. Brecht, D. Learning from online video lectures / D. Brecht // Journal of Information Technology Education: Innovations in Practice. - 2012. - № 11. - Р. 227-250.

УДК 378.147

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEAN OF GRAPHIC TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Панчук Т. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В. М. Шукшина» Россия, Алтайский край, г. Бийск panchuk_biysk@mail.ru

Аннотация. В статье определены организационно-педагогические условия графической подготовки бакалавров педагогического образования с использованием средств компьютерных технологий к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология». Определена система обучения проектной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин предметной подготовки, которая позволяет обеспечить формирование готовности к руководству проектной деятельностью школьников.

Ключевые слова: графическая подготовкаучителя, технологическое образование, компьютерные технологии, проектная деятельность.

Abstract. The article defines the organizational and pedagogical conditions for the graphic preparation of bachelors of teacher education using computer technology for the professional activity of a teacher in the subject area «Technology». The system of teaching students' project activities in the process of mastering the subject-related disciplines has been determined, which allows for the formation of readiness for the guidance of project activities for schoolchildren.

^y words: graphic teacher training, technological education, computer technology, project activities.

Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации определены приоритетные направления, которые позволят обеспечить, в том числе, «переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» [1, с. 9].

В рамках изучения предмета «Технология» школьники осваиваютнаряду с традиционными технологиями обработки различных материалов, также и современные цифровые технологии [2]. Профессиональная деятельность учителя предмета «Технология» требует от педагога готовности к выполнению не только общепедагогических трудовых функций обучения, развития и воспитания учащихся, но и обладания предметными компетенциями. Пожалуй, нет подобного учителя в школе, который должен обладать таким широким кругом предметных знаний, умений и навыков [3].

Учитель должен использовать во всех видах образовательной деятельности проектный метод обучения. Проектная деятельность обучающихся в ходе освоения предметной области «Технология» является ведущей формой учебной деятельности [2]. Как в проектной деятельности, так и в процессе освоения технологических процессов по изготовлению изделий учениками разрабатывается конструкторская и технологическая документация. Поэтому школьники должныовладеть опытом конструирования, планирования технологических процессов изготовления изделий, а также навыками применения информационных технологий в ходе учебной деятельности.

Во многом от учителя предмета «Технология» зависит, будут ли его ученики вовлечены в техническое творчество и появится ли у них интерес к инженерной деятельности. Поэтому, основополагающим компонентом в профессиональной деятельности бакалавра технологического профиля является его графическая подготовка и готовность к руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды.

Для того, чтобы обеспечить современные требования к совершенствованию содержания и методов технологического образования в образовательных организациях, в Алтайском государственном

гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина реализована модельграфической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля.

Особенности графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля заключаются в следующем:

- на первом этапе графической подготовки студентов при освоении модуля «Методика обучения графике» графические построения осуществляются при помощи чертёжных инструментов (от руки). Это условие обеспечивает более быстрое устранение пробелов школьной подготовки по черчению, а также более успешное формирование пространственного мышления обучающихся. Учитель предмета «Технология» должен обучать учащихся выполнению чертежей параллельно с освоением технологических процессов по обработке различных материалов в учебных мастерских, поэтому от него требуется умение построения чертежа на классной доске при помощи инструментов, а также навыки эскизного проектирования на бумаге. Для этого необходимы навыки выполнения карандашом технических рисунков иэскизов деталей;

- при дефиците часов, изложение новых знаний осуществляется преподавателем в форме мини-лекции. При изложении основного материала, большое значение имеют наглядные пособия (модели, макеты, натуральные объекты, компьютерные презентации, образцы графических работ и т.п.);

- большая часть времени отводится на выполнение практико-ориентированных графических работ. Целесообразно использовать приёмы деловой игры, когда студенты осуществляют деятельность конструктора (изменение конструкции детали, использование ГОСТов и т.п.);

- формируется готовность бакалавров к созданию чертежей в системе КОМПАС-3D.Осваивая работу в графическойсистеме с использованием встроенных учебных пособий, прикладных библиотек, студенты создают двухмерные проектно-конструкторские работы и трехмерные параметрические детали. В рамках освоения чертежно-графического редактора КОМПАС 3D бакалавры получают мощный инструмент, способствующий повышению эффективности и качества выполняемых графических работ при курсовом и дипломном проектировании;

- итоговая рейтинговая оценка портфолио студента (графические работы, проект урока черчения, тест).

На втором этапе графической подготовки студентов, в процессе освоения дисциплин предметной подготовки студенты «погружаются» в активный процесс разработки проектов предметной среды: проекты изделия изконструкционных и текстильных материалов; проекты изделий декоративно-прикладного направления (из различных материалов и художественной обработки); проекты объектов техники (модели автомобилей, механические игрушки и т.д.); дизайн-проекты костюмов; проекты наглядных пособий для предметной области «Технология»; проекты объектов труда обучающихся по предмету «Технология» [3].

На третьем этапе графической подготовки студентов, при прохождении Технологической (проектно-технологической) учебной практики студенты получают опыт проектирования объектов труда школьников. При разработке проекта использует полученные знания по созданию конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД и самостоятельно добывает новые для решения графических задач.

В процессе педагогической практики студенты осуществляют профессиональную деятельность учителя предмета «Технология»: разрабатывают задачи для практических работ учащихся (чертежи и технологические карты на объекты труда); изготавливают наглядные пособия для проведения занятий (эскизы, чертежи, изделие); руководят проектной деятельностью школьников.

На четвертом этапе графической подготовки студенты выполняют выпускную квалификационную работу. Выпускная работа представляет синтез теоретических аспектов педагогики, экспериментального педагогического исследования, разработанных методических рекомендаций ипроекта средств обучения. Разработанное студентом средство обучения должно отличаться новизной, а оформленная конструкторская и технологическая документация соответствовать требованиям ГОСТ.

Таким образом, определены организационно-педагогические условияи этапы графической подготовки бакалавров педагогического образования, с использованием средств компьютерных техноло-гий,к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология», которые позволяют обеспечить формирование готовности к руководству проектной деятельностью школьников.

Библиографический список:

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ №642 от 01.12.2016 г. // Президент России: [сайт]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 29.03.2020). - Текст: электронный.

2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов: официальный сайт. - 2018. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document /c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/ (дата обращения: 30.03.2020). -Текст: электронный.

3 .Панчук, Т. А. Подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к созданию условий для графической подготовки и технического творчества учащихся / Т. А. Панчук, И. Б. Соловьева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 57-59.

УДК:005.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2019 ГОДА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ «ОНГУДАЙСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAM IN 2019 AT THE MUNICIPAL LEVEL «ONGUDAYSKY DISTRICT» OF THE ALTAI REPUBLIC

Гонохова Е. С., магистрант Чистякова В. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, РеспубликаАлтай, г. Горно-Алтайск Valenchis@yandex.ru, katyagonohova@mail.ru

Аннотация. В статье представлены основы организации и проведения единого государственного экзамена по направлениям,межведомственное взаимодействиес другими учреждениями. Проанализированы результаты ЕГЭ 2019 года в Онгудайском районе Республики Алтай.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, выпускник, государственный контроль, контрольные измерительные материалы,методическая работа.

Abstract. The article presents the basics of organizing and conducting a unified state exam in the areas of interdepartmental interaction with other institutions. The results of the 2019 unified state exam in the Ongudaysky district of the Altai Republic are analyzed.

Key words: unified state exam, graduate, state control, control measuring materials, methodological work.

Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) выпускников представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования [2, с. 2]. Информационная база единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) создаёт основу для управления системой образования, тем самым ЕГЭ выступает механизмом государственного контроля качества образования в средних школах. Социальная значимость данной формы аттестации - совмещение государственной (итоговой) аттестации за курс средней школы и вступительных экзаменов [1, с. 2].

В муниципальном образовании «Онгудайский район» организация подготовки и проведения ЕГЭ в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с дорожной картой МО «Онгудайский район» «Подготовка к проведению к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Республике Алтай в 2018-2019 году» № 585/1 от 25.09.2018 г. на основании дорожной карты Министерства образования и науки Республики Алтай, утвержденной приказом от 19.09.2018 г.

В муниципалитете были созданы три пункта проведения экзаменов (далее - ППЭ), МБОУ «Он-гудайская средняя общеобразовательная школа имени С. Т. Пекпеева» и два пункта на дому для детей-инвалидов. Все аудитории были обеспечены необходимой техникой: станции печати, станции авторизации, станции сканирования, резервные станции. Система видеонаблюдения с офлайн и онлайн трансляцией, вход участников в ППЭ проводился через ручной металлоискатель.

Работа по организации проведения единого государственного экзамена осуществлялась по следующим направлениям:

- информационное и научно-методическое обеспечение проведения ЕГЭ;

- изучение спецификации контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по предметам;

- ознакомление с Методическими рекомендациями Федерального института педагогических измерений (далее - ФИПИ) по оцениванию заданий ЕГЭ с развернутым ответом.

Кроме того, осуществлялось межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, МЧС, Ростелеком, ОМВД России по Онгудайскому району (обеспечение общественной безопасности во время проведения ЕГЭ). Во время проведения ЕГЭ в пункте проведения экзаменов работали региональные и федеральный общественные наблюдатели. Общественное наблюдение за проведением ЕГЭ в ППЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации осуществлялось в соответствии с Положением о системе общественного наблюдения при проведении ГИА, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2011 № 2235.

Во всех ППЭ были соблюдены санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические требования. В двух пунктах проведения экзаменов (на дому) были созданы специальные условия для де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.